II. Содержательный раздел основной образовательной программы
В структуре учебного плана выделяется инвариантная и вариативная часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение примерной основной общеобразовательной программы примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Максимальная нагрузка для воспитанников всех возрастных групп не превышает предельно допустимую нагрузку в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. СанПиН 2.4.1.3049-13
Общий объем обязательной части Программы определён в соответствии с возрастом воспитанников: для всех возрастных групп – 60%
Вариативная часть плана, сформированная образовательным учреждением, обеспечивает вариативность образования, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и составляет 40% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной общеобразовательной программы МКДОУ.
Как ЕСКД тормозит развитие промышленности. Часть 1. Вариативная продукция
При составлении учебного плана учтены требования о соблюдении минимального количества часов на изучение каждой образовательной области и предельно допустимая нагрузка на ребенка каждого возрастного периода. Часы факультативных (кружки) занятий входят в объём максимально допустимой нагрузки.
Чтобы не превышать предельно допустимые нормы нагрузки, согласно гигиеническим требованиям, каждый ребенок, охваченный дополнительными услугами, посещает занятие не более одного раза в неделю (2-я младшая группа), двух раз в неделю (средняя и старшая группы), не более трех раз в неделю (подготовительная к школе группа).
Инвариантная часть реализуется через обязательные НОД, отводимые на усвоение основной программы.
В инвариантной части учебного плана
— для детей ясельной группы – 9 НОД (90мин) в неделю
— для детей 1 младшей группы – 10 НОД (150мин) в неделю,
— для детей 2 младшей группы – 12 НОД (240мин) в неделю,
— для детей средней группы – 13 НОД (350 мин) в неделю,
— для детей старшей (подготовительной) группы – 14 НОД (450 мин) в неделю.
Согласно плану, в вариативную часть включены детские объединения по интересам
— 2 младшая группа: 1 НОД
— средняя группа: 2 НОД
— старшая группа: 2 НОД
— подготовительная группа: 3 НОД
Организация НОД на 2015 – 2016 учебный год
Физическая культура
Познание (ФЦКМ)
(конструкт.деятельность/ ручной труд)
Физическая культура
Физическая культура
Художественное творчество
Музыка
Умелые ручки
Физическая культура
09.55-10.10
Художественное творчество (рисование)
Истоки/Театральный
Художественное творчество (рисование)
Художественное творчество (лепка/аппликация)
(конструирование/ ручной труд)
Физическая культура
Индивид. работа(Танцевальный)
Парциальные и дополнительные программы дошкольного образования
Развитие речи(обучение грамоте)
Художественное творчество (рисование)
Художественное творчество(лепка/аппликация)
Физическая культура(на улице)
3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.
Праздники и культурно-досуговая деятельность в МКДОУ «Михайловский детский сад №4» рассчитаны на детей в возрасте от 1,6 до 7 лет. Мы учитываем и детскую непосредственность малышей, их постоянную готовность к «чуду» и социально — педагогическую особенность старших дошкольников – потребность в нерегламентированном общении. С учетом возрастных особенностей детей составлен праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся, открыто в музыкальном зале или камерно в группах
Педагогическая задача коллектива заключается в объединении творческих сил для создания новых детских традиций.
Эффективному проведению праздника способствуют:
объединение всех его составных частей вокруг главной цели;
отбор художественного материала;
выбор эмоционально-выразительных средств;
коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.
Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности. Во- вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В-третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).
Источник: filling-form.ru
Вариативная часть урока
Вариативная часть урока, посвященного Дню Победы, занимает большую по времени его часть. Она отличается от инвариантной части тем, что в ней учитываются возрастные, психологические особенности школьников, их личные интересы и предпочтения, а также особенности и направленность профессиональной деятельности педагога. Учитываются также особенности военно-патриотического воспитания на примере истории Великой Отечественной войны для различных уровней образования.
При организации урока для младших школьников необходимо учитывать их небольшой жизненный опыт, эпизодический характер знаний об истории Великой Отечественной войны, восприятие Дня Победы скорее как семейного праздника, ассоциирующегося с Парадом на Красной площади, который они смотрят в кругу семьи по телевизору, с участием старших членов семьи вместе с детьми в акции-шествии «Бессмертный полк», с Минутой молчания, с праздничным вечерним салютом. А потому логика построения вариативной части урока может строиться от ближнего окружения ребёнка, постепенно расширяя пространство восприятия младших школьников, т.е. от семьи, родственников, соседей, земляков – до масштабов страны и мира. Необходимо, опираясь на природную любознательность и деятельностную активность младших подростков, их впечатлительность и восприимчивость, развивать у них чувство глубокого уважения к героическому поколению, пережившему все тяготы военного времени, стимулировать ощущение себя достойными наследниками своих родных – победителей в войне, звеньями в цепи поколений защитников Родины.
Для учащихся 5-9 классоввоенно-патриотическое воспитание на основе исторического наследия Великой Победы – это приращение знаний и умений, необходимых для осмысления хода, событий, персоналий Великой Отечественной войны, итогов и значения Победы нашего народа. Это также формирование морально-нравственных качеств личности и социально-ценностной мотивации своих поступков, понимание смысложизненных ценностей и мотиваций поступков людей, живших, сражавшихся и отдававших свои жизни за свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. Наиболее значимым в военно-патриотическом воспитании у подростков основной школы является их участие в поисковой, исследовательской, проектной, экскурсионно-туристической, художественно-творческой деятельности.
Для учащихся 10-11 классов военно-патриотическое воспитание на основе исторического наследия Великой Отечественной войны предполагает интеллектуально-мыслительную деятельность, направленную на всестороннее изучение истории Великой Отечественной войны, на понимание различий в трактовках тех или иных событий военных лет, на разоблачение фальсификаций истории Великой Отечественной и Второй мировой войн. Главный акцент делается на проблемно-аналитический, диалоговый характер обучения, значительное внимание уделяется дискуссионным вопросам в научной литературе и в общественном мнении. Рекомендуются интерактивные формы работы, а также применение в образовательной практике поисково-исследовательских подходов.
Для старшеклассников подойдёт и активная волонтёрская деятельность, участие в акциях, сетевых взаимодействиях, фестивалях, общественных движениях, духовно-нравственная и практическая, в том числе военно-спортивная подготовка к выполнению конституционного долга и обязанности по защите Отечества, обучение основам военной службы, а также профессиональное самоопределение с учётом возможности служения во благо Родины. В этот период важно донести до сознания учащихся, что, наряду с множеством других профессий, есть одна, которую они должны освоить обязательно, – Родину защищать.
Примерные темы и вопросы для освещения на уроке:
Источник: studopedia.ru
Вариативная часть программы
2.2.1. Содержание коррекционной работы
Данный раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями с использованием специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений речи.
Коррекционная работа направлена на:
обеспечение коррекции речевых нарушений, оказание квалифицированной помощи в освоении Программы;
В коррекционной работе учитываются особенности развития и специфические образовательные потребности детей с нарушением речи.
Модель коррекционно-развивающей работы МБДОУ№ 33 представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты.
В ДОУ функционирует две коррекционных группы.
- Приказ «О создании психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ».
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) МБДОУ № 33
- Педагог-психолог
- Учитель-логопед
- Руководитель физического воспитания
- Музыкальный руководитель
- Воспитатели
- Родители (законные представители)
Цель коррекционно-развивающей работы : Коррекция познавательного и речевого развития детей для реализации потенциала в обучении и воспитании, успешной социально-личностной адаптации ребёнка в школе и самореализации его в обществе.
- взаимодействовать со специалистами ДОУ в процессе коррекционно-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями;
- осуществлять психическое и физическое развития детей;
- формировать предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей дошкольного возраста, а также предупреждающие возможные трудности в процессе школьного обучения.
- сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Цель коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда:
Коррекция речевого развития детей для реализации потенциала в обучении и воспитании, успешной социально-личностной адаптации ребёнка в школе и самореализации его в обществе.
- взаимодействовать со специалистами ДОУ в процессе коррекционно-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- осуществлять психическое и физическое развития детей;
- развивать интеллектуальные и личностные качества;
- формировать предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей дошкольного возраста, а также предупреждающие возможные трудности в процессе школьного обучения.
- сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
- Осуществление необходимой коррекции нарушений у детей дошкольного возраста.
- Предупреждение нарушений устной и письменной речи воспитанников ДОУ.
- Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи.
- Пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей.
- Воспитание у детей стремления преодолеть недостатки речи.
Технология организации логопедического обследования.
1. Ориентировочный этап.
- сбор анамнестических данных;
- выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
- изучение медицинской и педагогической документации;
- беседа с родителями.
Диагностический этап представляет собой процедуру обследования ребенка.
- беседа с ребенком;
- наблюдение за ребенком;
- игра.
Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты.
- паспортная часть;
- анамнестические данные;
- данные о физическом здоровье ребенка и неречевых психических функций;
- раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, пониманию речи, звукопроизношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова.
- специальное место для записи логопедического заключения.
4. Прогностический этап.
- Определить прогноз дальнейшего развития ребенка.
- Выяснить основные направления коррекционной работы.
- Индивидуальное образовательно-коррекционное сопровождение воспитанника.
- Индивидуальная работа по индивидуальным коррекционно-развивающим маршрутам.
- Подгрупповая непосредственная образовательная деятельность
- Взаимодействие родителя с ребенком дома при консультативной поддержке специалистов.
5. Информирование родителей (законных представителей):
Информирование родителей — деликатный и сложный этап с результатами обследования ребенка. Он проводится в виде индивидуальной беседы с родителями в отсутствии ребенка.
- Примерная рабочая программа учителя-логопеда
- Речевая карта на каждого ребенка.
- Перспективные планы.
- Журнал учета подгрупповой и индивидуальной деятельности.
- Аналитические отчеты по результатам мониторинга речевого развития детей.
- Циклограмма рабочего времени.
- Расписание работы учителя-логопеда.
- План работы учителя-логопеда на учебный год.
- План работы с родителями.
- Журнал обследования речи детей.
- Журнал взаимодействия логопеда с воспитателями.
- Журнал консультаций с родителями.
- Индивидуальные тетради детей для взаимодействия логопеда с родителями.
Основные направления коррекционно-развивающей работы воспитателя и учителя-логопеда:
Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса, жизни и деятельности детей.
Единственный путь осуществления логопедизации — это тесное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Коррекционно-логопедические задачи, стоящие перед воспитателями:
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
3. Развитие понимания речи.
4. Развитие фонематического слуха.
5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
6.Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
7. Формирование связной речи.
8. Закрепление навыков чтения и письма.
Основные средства и способы организации коррекционно-логопедической работы воспитателя
1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой): выполняется в течение дня 3-5 раз.
2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
3. Коррекционная образовательная деятельность по рекомендациям учителя-логопеда. Работа проводится воспитателем по заданиям индивидуально, с подгруппой детей или же со всеми детьми группы. Содержание данных заданий и с кем из детей их проводить отражено в журнале взаимодействия с данной группой.
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным программам ДОУ (в соответствии с перспективным планом логопедической работы).
Индивидуальная образовательная деятельность по индивидуальным коррекционно-развивающим маршрутам с учетом структуры (в соответствии с реализуемыми в учебном году индивидуальными программами логопедической работы).
Коррекционно-логопедическая работа вне образовательной деятельности: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда в природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и разных видах деятельности детей.
Лингвистический материал для речевой зоны:
2. Наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам.
3. Наглядно-иллюстративный материал по фонетическим группам.
4. Сюжетные картинки для работы над фразой.
5. Игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания.
6. Пособия для совершенствования речевого праксиса.
7. Пособия для развития зрительного и слухового восприятия.
8. Пособия для развития фонематического слуха.
Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-образовательном процессе:
Что касается медиков и узких специалистов, то, помимо задач формирования правильной речи ребенка в повседневном общении, у каждого из них существует четко очерченный круг влияния на коррекционно-логопедический процесс.
- Медицинский персонал ДОУ:участвует в выяснении анамнеза ребенка; дает родителям направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов; контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий; участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.
- Руководитель физического воспитания: работает над развитием мелкой и общей моторики детей, формирует у них правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, развивает у дошкольников координацию движений. Таким образом, данный специалист решает базовые задачи сохранения и укрепления общего физического здоровья дошкольников, обеспечивает формирование кинетической и кинестетической основы движения, создает необходимые условия для нормализации мышечного тонуса ребенка.
- Музыкальный руководитель: развивает у детей музыкальный и речевой слух; обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи; формирует правильное фразовое дыхание; развивает силу и тембр голоса и т.д.
3.1 Предметно-пространственная развивающая образовательная среда.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в МБДОУ с учетом ФГОС ДО и используемых общеобразовательных программ, обеспечивает возможность педагога эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей и интересов, уровня активности.
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации (группы, участка);
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию их развития;
- возможность обеспечения совместной деятельности детей и взрослых со всей группой и малых группах;
- двигательную активность и возможность уединения.
Наполняемость предметной среды соответствуют принципу целостности образовательного процесса, имеет необходимое оборудование для реализации образовательных областей, представленных в ФГОС ДО, игровые, дидактические материалы и средства соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфики их образовательных потребностей, трансформируемости, полифункциональности материалов, принципу интеграции образовательных областей, видам детской деятельности (игровой, двигательной, поисковой, исследовательской, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др.). Учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность. Используемые материалы и оборудование имеет сертификат качества, и отвечают гигиеническим, педагогическим, эстетическим требованиям.
- Перечень используемых программ и технологий, пособий
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (пилотный вариант) под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений
- http://www .firo.ru
Перечень используемых программ и технологий, пособий в таблице
в общеразвивающих группах
Источник: psihdocs.ru
Вариативная часть «В МИРЕ СКАЗОК»
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.
Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?
Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!
В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ.
Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.
В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой — вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ.
Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.
Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Чтение художественной литературы» Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основными задачами программы являются:
1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
Иными словами, данная рабочая программа ЯВЛЯЕТСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников
Содержание рассчитано на детей 5-6 лет.
Проводится 1 разв неделю, длительность занятий:
Подготовительная группа -25-30 мин.
Основными принципами построения программы являются:
Роль сказки в воспитании детей Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие роль сказки в воспитании детей истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки.
Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников и младших школьников. Когнитивная функция сказки остается актуальной даже спустя века после ее создания: в ней раскрыты самые разнообразные реалии окружающего мира, новые явления вводятся через текст на уровне понятных ребенку образов и описаний.
Волшебный мир сказки – универсальный учитель и наставник для ребенка, малыши 5-6 лет и даже школьники живут в ней, они всегда готовы слушать любимые сюжеты снова и снова и придумывать для старых знакомых героев новые приключения и фантазийные ситуации. А для родителей особенно важна дидактическая роль сказки, которая исподволь заставляет детей учиться на уроках вымышленных персонажей.
Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка, именно поэтому чтение подобной литературы детям дошкольного возраста должно носить системный характер. Сказка существенным образом влияет на становление речи малыша.
Отмечено, что дети, которым выбирали для чтения сказки, быстрее осваивали навыки связной и грамматически правильной речи, их словарный запас был выше средних показателей, а в плане образности и логической связности рассказа речь существенно опережала темпы развития многих сверстников. Не менее важен и воспитательный аспект сказки.
Сказка – это, прежде всего, максимально типизированная история, взятая из жизни, которая в наглядной и ненавязчивой форме демонстрирует различные стратегии поведения. В сказке редко есть пространная, подробно описанная мораль, это прерогатива басни, однако именно эта иносказательная немногословность делает сказку одним из наиболее эффективных инструментов для формирования этических идеалов ребенка. В основе большинства народных и литературных сказок лежат очень простые и так необходимые современному обществу идеалы гуманизма, добра, взаимовыручки. Кроме того они подпитывают в малыше важную для более уверенного преодоления житейских трудностей веру в превосходство добра над злом, неизбежность его финальной победы. Полезные уроки сказки:
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.
Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?
Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.
Список литературы:
1. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с. 2. Детство.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с. 3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с. 4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28 6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с. 7. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50. 8. А. В. Аджи Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада: Развитие речи. Обучение грамоте.
Ознакомление с художественной литературой. Воронеж: ТЦ «Учитель» 2009. 9. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева Коррекционно — развивающее обучение и воспитание. Издательство «Просвещение». М. 2003. 10. Н. В. Гавриш, О. С. Ушакоа.
Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007. 11. М. Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду. Творческий центр «Сфера» М. 2003. 12. М. Ю. Картушина Логоритмика для малышей.
Сценарий занятий с детьми 3-4 лет. Творческий центр «Сфера» М. 2005
Источник: videouroki.net