Вариативная программа образования
Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.
Общие требования к программам образования
В соответствии с рекомендациями по формированию образовательных программ, они должны разрабатываться на основании принципа личностно-ориентированного взаимодействия между педагогом и детьми (учащимися, воспитанниками). Каждая образовательная программа должна быть нацелена на развитие у детей познавательной активности, коммуникативности, способностей каждого ребенка, формирование творческого воображения.
Кроме того, программы обязаны обеспечить:
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей;
- обеспечить эмоциональное благополучие и развитие каждого ребенка;
- интеллектуальное и творческое развитие;
- приобщение к культурным и общечеловеческим ценностям;
- обеспечение продуктивного взаимодействия с семьей ребенка.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Основная образовательная программа: проектирование и планируемые результаты
В соответствии с программами образования организация детской деятельности осуществляться в следующих формах:
- специально организованные учебные занятия;
- свободное время;
- нерегламентированные виды деятельности.
Замечание 1
При построении программы необходимо учитывать возрастные особенности и потребности детей, индивидуальность психического и физического развития, а также возможности образовательной организации (техническое и методическое оснащение, наличие необходимых педагогических кадров и т.д.).
Классификация современных образовательных программ:
- Альтернативные и вариативные.
- Базовые, региональные, федеральные и муниципальные.
- Основные и дополнительные.
- Примерные.
- Парциальные и комплексные.
Вариативные образовательные программы различают в зависимости от философско-концептуальной основы, которая включает в себя взгляд автора программы на ребенка, закономерности развития детей на разных возрастных этапах, создание необходимых условий, направленных на полноценное становление и развитие личности.
Подобрали для написания работы по теме «Вариативная программа образования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Виды вариативных программ образования
Вариативные образовательные программы могут быть двух видов:
- физическое развитие;
- социально-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- формирование разностороннего развития способностей ребенка (умственное, коммуникативное, регуляторное и т.д.);
- становление разнообразных специфических видов деятельности (игровая, предметная, театрализованная, музыкальная и т.д.).
Таким образом, основная вариативная образовательная программа включает в себя весь спектр общеразвивающих и при необходимости коррекционных задач воспитания и обучения детей, а также разнообразные содержательные аспекты образовательной деятельности учебного заведения, в рамках реализуемых им основных образовательных услуг.
Образовательные программы: виды и требования к реализации
Особое место среди основных вариативных программ образования, занимают программы, имеющие коррекционную направленность. Коррекционная направленность программы определяется видом отклонения или нарушения, которое необходимо подвергнуть организованному коррекционному воздействию.
Коррекционная вариативная образовательная программа предполагает разработку необходимого комплекса изменений, которые следует внести в организацию жизни детей. Корректировке подвергается режим дня, предметно-развивающая среда и т.д.
Вид 2. Дополнительная образовательная программа – разрабатывается образовательным учреждением на основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», целями и задачами Устава образовательной организации, с целью оказания дополнительных образовательных услуг.
Дополнительные образовательные услуги – это услуги, представленные в дополнительных образовательных программах, выходящие за рамки основной программы образовательного учреждения и его Устава.
Дополнительные услуги могут предоставляться как на бесплатной, так и на платной основе. Реализация дополнительной вариативной программы осуществляется исключительно по желанию родителей, либо законных представителей ребенка, на основании заключения с ними договора.
Реализация дополнительных программ образования осуществляется в рамках таких гибких форм образования как кружки, творческие студии, секции и т.д. Данные формы могут быть организованы как непосредственно в самом учебном заведении, так и за его пределами.
В настоящее время разработка и внедрение дополнительных вариативных программ, является востребованным явлением. Например, в ряде регионов РФ (Краснодарский край, Архангельская область, Нижегородская область и т.д.), разработка и внедрение дополнительных вариативных образовательных программ позволило выстроить целостную профориентированную систему образования детей с ДОУ до ВУЗа.
Дополнительные вариативные образовательные программы могут быть следующих направлений и циклов:
- художественно-эстетический;
- этнокультурный;
- культурологический;
- интеллектуально-развивающий;
- физкультурный;
- экологический;
- коммуникативно-речевой;
- разнообразные коррекционные направления.
В некоторых случаях в качестве дополнительных вариативных образовательных программ могут быть использованы парциальные программы.
Необходимо отметить, что дополнительная вариативная программа образования ни в коем случае не может быть реализована взамен или в рамках основной образовательной программы, в счет времени, отведенного на ее реализацию.
Количество и время длительности занятий, проводимых в рамках дополнительной вариативной программы образования, строго регулируются СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.
Источник: spravochnick.ru
Вариативная часть образовательной программы: что студент может изменить в расписании?
Все студенты учатся по заранее составленному учебному плану. Но в расписание входят и необязательные предметы, которые учащийся осваивает по собственному желанию. Вариативная часть основной образовательной программы вуза даёт возможность глубже изучить профессию и получить узконаправленную специальность.
Что включает в себя учебная программа
Чтобы составить учебный план, специалисты тщательно анализируют необходимые профессиональные знания и навыки. Дисциплины, которые преподают студентам в рамках обязательной учебной программы, покрывают необходимый минимум для освоения профессии. Это достаточно стабильный набор предметов, мало изменяющийся от года к году.
Кроме базовой части, учебный план включает в себя и дополнительную. Предметы для вариативной части также подобраны учебным планом. Вы сможете выбрать те, что интересуют вас больше всего. Но список дисциплин в любом случае будет связан с вашей будущей профессией.
Не стоит надеяться, что необязательную часть программы можно пропустить. Хотя бы один дополнительный предмет выбрать всё-таки придётся. А в конце семестра вас будет ждать аттестация: такая же серьёзная, как и по основным профильным дисциплинам.
Зачем нужна вариативная часть программы
Результат знакомства с вариативной частью обучения и учебного плана — это не только углублённые знания основного профиля. У дополнительной учебной программы есть несколько важных функций:
- более разнообразный набор предметов позволяет видоизменять основную программу и делать её более актуальной с каждым годом;
- самостоятельный выбор дисциплин даёт студенту возможность расширить профессиональные навыки и изучить направление, которое его больше интересует;
- индивидуализация обучения повышает мотивацию учащегося;
- расширенный список дисциплин позволяет студентам готовиться к смежным специальностям и упрощает получение следующей ступени образования по более узкому профилю.
Вариативная часть не может существовать без базовой. Новые предметы будут опираться на уже имеющиеся у вас знания. Поэтому определение вариативных дисциплин обычно проходит на 2 или 3 курсе. Основная программа не зависит от вариативной, однако изучение дополнительных предметов поможет вам освоить базовую часть вашего учебного плана.
Проектирование вариативной части учебного плана в вузе
В рамках дополнительной программы вы не сможете выбрать предметы, не связанные с вашей профессией (даже если они вам очень интересны). У вас будет строго ограниченный набор дисциплин, доступных к изучению. Проектирование по сути проходит в два этапа:
- Сначала руководство университета определяет, каких предметов не хватает в вашей общей программе. Анализ проводится с помощью запросов работодателей, статистики вакансий, определения возможностей самого вуза. Учебное заведение должно предоставить учащимся необходимое оборудование, нанять недостающих педагогов, подобрать удобное расписание для работников и учащихся. В результате будет подготовлен список дисциплин, которые вуз может предложить студентам конкретной специальности для дополнительного изучения. Список должен быть распределён по семестрам, так как понимание вариативных предметов во многом зависит от материалов основной программы.
- Студентам предоставляют список из 1–5 предметов, связанных с их направлением обучения. Обычно в каждом семестре, начиная со 2 курса, есть 2–3 предмета на выбор студента. На втором курсе дополнительное образование направлено больше на общий кругозор. А на последних годах учёбы — на развитие узких профессиональных навыков. При выборе предметов нужно помнить, что требования к их освоению такие же, как и к основной программе. Вам придётся готовить контрольные и курсовые работы, выполнять практику, участвовать в конференциях, а в конце семестра вас будет ждать зачёт или экзамен. При этом вариативной части обычно уделяется меньше учебного времени, а задания не такие объёмные, как на базовых направлениях.
Такой формат обучения набирает всё больше популярности в вузах. Для включения вариативной части не важна форма обучения (очная или заочная, коммерческая или бюджетная). Студент, выбравший предметы самостоятельно, ответственнее относится к учёбе и больше заинтересован в своих успехах. А тщательно подобранная вузом программа позволит развить все необходимые для специалиста качества и навыки, расширив спектр его профессиональных возможностей.
Источник: multiwork.org
Что такое вариативная часть учебной программы?
Знаете ли вы, что существуют предметы, которые не являются обязательными, и студент может изучать их по собственному желанию? Сегодня мы расскажем о том, что такое вариативная часть программы.
У студентов любой специальности имеется заранее составленный учебный план. При этом расписание содержит и некоторые предметы, которые не относятся к обязательным. Студент может изучать их по своему желанию. Основная цель вариативной программы высшего учебного заведения ― возможность погрузиться в будущую профессию. Также изучение предметов помогает получить узконаправленную специальность.
Что представляет собой учебный план?
Учебный план для вузов составляется специалистами, которые проводят полный анализ знаний и навыков, необходимых для работы по определенной профессии. Все дисциплины, включенные в обязательную программу, помогают студентам получить минимум компетенций для последующей деятельности. Как правило, обязательный план включает в себя комплекс определенных дисциплин, который практически не меняется годами и даже десятилетиями.
Помимо основной части, в учебный план входит и дополнительная. Предметы здесь подбираются в соответствии с учебным планом. Студенты имеют возможность изучать те дисциплины, которые выберут сами. Однако при этом им будет предоставлен список предметов, в любом случае связанных с будущей специальностью.
Иногда студенты ошибочно считают, что необязательная часть учебной программы может быть пропущена. Но это далеко не так. Им все равно придется изучать хотя бы одну дисциплину. В конце учебного семестра, как и по основным предметам, ребятам предстоит сдавать зачет или экзамен. При этом требования к дополнительным дисциплинам такие же серьезные, как и к основным.
Что дает вариативная часть программы?
Выше мы уже сказали, что предметы, входящие в вариативную часть, позволяют будущим специалистам приобрести более глубокие знания по профессии. Кроме того, программа имеет целый ряд преимуществ:
- Широкий набор предметов дает возможность менять основной учебный набор, делать его более актуальным, подстраиваясь под текущие реалии.
- Студент может самостоятельно выбрать предмет по тому направлению, которое нравится ему.
- У студентов, занимающихся по направлениям, которые они выбрали сами, наблюдается более высокая успеваемость и повышается мотивация.
- Благодаря расширенному перечню предметов студенты имеют возможность лучше подготовиться к смежным специальностям, а также перейти к следующему образовательному этапу по определенному профилю.
Как составляется вариативная часть образовательной программы?
Следует помнить, что вариативный блок включает в себя не просто набор интересующих студента дисциплин, выбранных независимо от направления, на котором он учится. Выбор будет ограничен предложениями вуза. Как и основная часть, вариативная тщательно планируется и анализируется. При ее проектировании вуз определяет набор дисциплин, которые может предоставить студенту на выбор.
При составлении подборки предметов учитываются следующие факторы:
- Анализируются существующие программы, изучаемые в рамках конкретной специальности, определяются предметы, которых не хватает для более полной подготовки.
- Учитываются рекомендации ведущих работодателей региона, а также предприятий-партнеров относительно качества подготовки специалистов. Учитываются достижения научно-технического процесса, особенности развития отрасли и т.д.
- Делается акцент на профессиональные предметы, изучаемые студентами старших курсов. При этом выделяются более узкие сегменты.
- Учитываются возможности самого вуза. Например, наличие материально-технической базы, необходимой для преподавания того или иного предмета, уровень подготовки преподавательского состава и т.д.
Вариативная часть невозможна без основной. Все новые дисциплины будут опираться на знания, которые уже имеются у студента. Обычно вариативная часть включается в программу второго или третьего курса. Основная программа при этом никак с ней не связана. Но занятия по дополнительным предметам помогут студентам получить знания, необходимые для освоения главного учебного плана.
Студенты не могут выбрать предметы, не связанные с профессией. Проектирование вариативного плана включает в себя два этапа:
- Администрация вуза определяет, каких именно предметов не хватает в основной программе. Далее готовится перечень дисциплин, которые студенты определенного направления могут выбрать. При необходимости вузы закупают оборудование, нанимают преподавателей. Список предметов распределяется по семестрам.
- Студентам предоставляется список для выбора. Обычно в него входит до пяти предметов, каждый из которых связан с направлением обучения. Начиная со второго курса, в каждом из семестров студенту предлагается в среднем два предмета на выбор. В начале обучения вариативное образование ставит своей целью развитие общего кругозора, а на последних курсах ― специализированных навыков.
Помните, что требования к дополнительным дисциплинам нисколько не отличаются от основных. Студенты также обязаны посещать лекции, проходить практику, выполнять контрольные и лабораторные работы, сдавать промежуточную аттестацию. Единственное отличие в том, что изучению таких предметов уделяется меньше учебных часов, а задания несколько легче и менее объемны, чем в рамках базового плана.
Вариативное обучение с каждым годом становится все популярнее. Оно позволяет студентам получить углубленные знания по будущей профессии. Вариативная часть может быть включена в очные и заочные программы. Практика показывает, что студент, выбравший предметы самостоятельно, относится к учебе с большим энтузиазмом и демонстрирует успехи.
Посмотров 525
Наш сайт предоставляет возможность абитуриентам и их родителям подобрать идеальный вуз для себя и своих детей. С помощью калькулятора ЕГЭ, подбора вуза по ЕГЭ, анализа шансов поступить онлайн и всех бесплатных инструментов для поступающих в вузы. Также ознакомьтесь с пошаговой инструкцией по поступлению
Источник: vuzopedia.ru
Вариативная часть программы: как правильно написать?
Я вас приветствую, уважаемые читатели и друзья моей педагогической странички. Автор – Татьяна Сухих приглашает всех на мои посиделки. Хотя я так игриво начала статью, но тему выбрала непростую: вариативная часть программы дошкольного учреждения. Уже была опубликована мной парочка статей об образовательных программах, но сегодня хочу расширить свои и ваши знания в этом вопросе.
Что представляет собой образовательная программа в садике?
Для тех, кому интересно, замечу, что образовательные программы каждый детский сад составляет индивидуально, но в соответствии с примерной программой, утвержденной нашим профильным Министерством. Существует несколько программ, на основе которых ДОУ пишут свои программы. И вот, исходя из этого, программа для детских садов включает в себя обязательные и вариативные блоки.
При этом обязательные блоки должны занимать больший объем, нежели вариативные. Итак, мы берем примерную программу, например, стандартная «Радуга», «От рождения до школы» и дописываем вариативную часть к каждому основному разделу. Как дополнение к основным программам можно использовать, к примеру, «ТРИЗ» или другие авторские программы.
Кстати, тем, кто интересуется программой «Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ)», советую отличные книги:
- «Занятия по ТРИЗ в детском саду » – это пособие для воспитателей и родителей, которые хотят сделать акцент на интеллектуальном развитии и расширении творческого воображения у детей;
- «Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ» – методичка для воспитателей второй младшей группы. Эту методичку вы можете приобрести в магазине «УЧМаг»;
- «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» – это книга тоже из серии «Технологии ТРИЗ».
Но вернемся к программам. Обязательная часть – это то, что должно в обязательном порядке быть реализовано в любом дошкольном учреждении. Она предусматривает реализацию основных образовательных и развивающих задач для подготовки ребенка к школе через совместную деятельность взрослых и деток, самостоятельную работу малышей, а также посредством создания трехуровневого сотрудничества: детский сад – ребенок – семья.
Еще проще скажу: берется готовая рабочая программа, которую выбирает ваш садик, создается экспертный совет из заведующей, методиста, авторитетных воспитателей, и эта рабочая программа адаптируется под конкретный детский сад.
Далее по общей программе для вашего садика вы пишете свою программу для вашей возрастной группы. И вот именно вариативная часть – это то, что пишет сам воспитатель. Ее еще называют региональный компонент, так, примите к сведению…
Что нужно знать, чтобы написать вариативную часть образовательной программы?
Как ее написать – в этом главная сложность. Здесь нужно помнить, что вариативная часть программы должна учитывать образовательные, культурные, социальные потребности детей, их интересы, особенности развития и здоровья. То есть, мы подгоняем примерную программу, разработанную для всех детей, под конкретно наш садик или группу.
Важно учитывать культурные особенности, возможно, религиозные. Кроме того, не забываем о парциальных программах и ищем такие формы работы с детками, которые наиболее подходят именно этим конкретным детям.
Итак, до того как приступить к написанию вариативной части образовательной программы строго по ФГОС, нужно провести такую работу:
- Изучить учебные, мотивационные потребности деток путем обработки результатов диагностик, проведенных на протяжении предыдущего года;
- Провести анкетирование родителей на предмет их желаний и стремлений в вопросе дошкольного образования. Возможно, родители хотят, чтобы дети глубже изучили музыкальный фольклор вашего края или освоили какие-то другие навыки или знания, о которых вы бы сами и не подумали. Что-то по трудовому обучению, тоже может быть;
- Определить реальные возможности реализации этапов программы в конкретных социокультурных условиях вашего края. Даже климатические условия региона нужно учесть;
- Затем изучаем программы, из списка утвержденных Министерством, и смотрим, какие из них подойдут для конкретных образовательных потребностей;
- Решаем, какие формы работы подойдут под конкретную программу. Это должно быть идеальное сочетание формы и содержания, как в литературе;
- Рассчитываем планируемые результаты освоения детьми всех этапов программы, то есть, заранее определяем, чему дети научатся в конце года благодаря именно этой программе и этим формам работы;
- Проводится презентация программы для родителей и с учетом их мнения, и на основании результатов предварительно проделанной работы пишем вариативную часть.
Итого, основные принципы формирования индивидуальной составляющей образовательной программы я вам перечислила. Немного сумбурно, мне кажется. Но я – автор, я так вижу
Структура вариативной части программы
Технологии сочетания основной и вариативной части просты: отдельными разделами прописываем региональный компонент.
Так, к каждому разделу рабочей программы или там, где это уместно, дописываем раздел, где делаем анализ организации образовательного процесса в конкретном ДОУ или группе. Описываем особенности развития, здоровья детей, объясняем выбор форм и методик работы с детками. Указываем приоритетное направление работы садика (группы), каким образом мы реализуем поставленные задачи.
Помним, что соотношение вариативной и основной части колеблется в пределах 80-20, 60-40%, где большая часть отведена под основную программу. Самое главное – чтобы региональный компонент не противоречил принципам основной части и соответствовал ФГОСу.
В принципе, не запрещено какой-то блок основной программы полностью переписать под конкретный садик, особенно, если он компенсирующего вида. Можно заменить какой-то смысловой блок авторской или парциальной программой.
Рабочие программы настолько проработаны группами именитых авторов, что мало кто из руководителей детских садов решается еще что-то выдумывать. Дописываем в основном «личные» данные о своем садике или группе и прописываем методы и методики реализации программы.
Ну, как-то так… Если будут вопросы, прошу не стесняться и задавать. Обратная связь – это так важно! А пока мысль уже закончена по этой теме, буду прощаться. Буду рада новым подписчикам и расширению круга моих читателей в соцсетях!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Источник: metodbv.ru