Целью вариативной части программы является становление и развитие у воспитанников информационной, коммуникативной и деятельностной компетентностей.
Задачи и примерные виды интеграции
Познавательно-речевое развитие
Чтение художественной литературы
- формирование целостной картины мира, в том числе формирование первичных целостных представлений и на региональном материале;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному творчеству;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи
- практическое овладение нормами русской речи.
Познание
- развитие сенсорной культуры;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной деятельности);
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
Федеральная образовательная программа ДО: воспитательные, обучающие и развивающие задачи
Художественно – эстетическое развитие
- приобщение ребенка к культуре и музыкальному искусству,
- развитие музыкально-художественной деятельности
- развитие продуктивной деятельности детей;
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству;
Цели и задачи организации работы с детьми
младшего дошкольного возраста (3-5 лет)
1. Содействие развитию самостоятельной познавательной активности, исследовательской деятельности, использованию нового способа познания — восприятию информации посредством слова (4-5 лет).
2. Развитие способности к упорядочиванию накопленных и получаемых представлений о мире, расширению представлений о целевых связях.
3. Закладывание основ логического мышления, операций классификации и сериации.
4. Стимулирование различных видов речевого творчества.
5. Пробуждение эмоционального отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности: накопление эстетических впечатлений от созерцания природы, красоты родного края: привлечение к эстетическому оформлению группы (коллективные работы, цветочные оранжировки).
6. Создание благоприятного эмоционального фона (общение с разными взрослыми и детьми других групп, организация разных радостных общих событий в жизни детей, использование музыки).
Цели и задачи организации работы с детьми
- Поддержание и развитие любознательности познавательной инициативы и активности.
- Упорядочивание и систематизация информации об окружающем мире, подведение к элементарному осмыслению некоторых сложных понятий (семья, Родина и др).
- Развитие способностей в изобразительной, музыкально-творческой деятельности.
6.2.Особенности организации образовательного процесса
Общественное обсуждение проекта Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Реализация целей и задач вариативной части Программы обеспечивается в ходе интегрированных комплексных тематических образовательных проектов познавательно-речевой, и художественно-эстетической направленности, включающих образовательные области «Физическое развитие», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественная деятельность» предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Под тематическими образовательными проектами подразумевается такая форма реализации целей, задач и содержания, которая обеспечивает субъектную позицию всех участников, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка и в самостоятельной деятельности детей. В основе тематического проекта – совместный выбор детей и взрослых (воспитателей, специалистов, родителей, представителей социальных институтов детства) содержания, форм, последовательности, длительности работы.
Основной формой работы и ведущим видом деятельности является игра.
Комплексность определяется, с одной стороны, особенностями восприятия мира детьми, с другой стороны, формами, наиболее адекватными выбранной теме. Поэтому комплексность определяется не просто темой, объединяющей различные виды деятельности (т.е. фактический набор академических знаний), но целостным образом, исходящим из коллективного замысла детей и взрослых и формируемым их общими усилиями.
Основным критерием для отбора содержания, форм и, соответственно, результатов проекта, являются: интересы и потребности детей, предложения родителей воспитанников, сложившиеся климатические и социокультурные условия, учет возрастных возможностей. Данный подход призван обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образовательной работы.
Объем интегрированных комплексно-тематических образовательных проектов познавательно-речевой, социально-личностной и художественно-эстетической направленности составляет не более 20 % от времени, предусмотренного на реализацию Основной образовательной программы ДОУ. Расчет времени производится в соответствие с п. 2.1. и п. 2.2. ФГТОП:
80 % от 10 = 8 часов
20 % от 8 = 2 часа
6 часов на реализацию Основной образовательной программы «Истоки»
2 часа на реализацию образовательной Программы ДОУ
0,5 часа на обеспечение дополнительных платных образовательных услуг.
ОСОБЕННОСТЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ
образовательного процесса являются:
организация непосредственно образовательной деятельности без отождествления с занятием как дидактической формой учебной деятельности;
наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей);
- решение образовательных задач через организацию разных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, двигательной и др.);
- создание системы интересов через выбор значимых и интересных для ребенка тем для реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
- использование интуитивных знаний, полученных детьми в обыденной жизни как источника познавательных интересов;
- использование форм работы, адекватных возрасту, а также целей развития детских деятельностей;
- реализация принципа интеграции образовательных областей;
- включение в образовательный процесс основ краеведения, культуры и истории родного края на уровне, доступном пониманию детей;
- создание условий для самостоятельной деятельности детей;
- обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи.
- На реализацию основной общеобразовательной программы в младшей группе нами было отведено 65 % времени пребывания детей или 409 мин., что составило 7 часов 23 мин. На присмотр и уход – 35 % или 192 мин. – 3 часа 20 мин.;
- На реализацию основной общеобразовательной программы в средней группе — 70 % времени пребывания детей или 441 мин., что составило 7 часов 35 мин. На присмотр и уход – 30 % или 189 мин. – 3 часа 15 мин.;
- На реализацию основной общеобразовательной программы в старшей группе 75 % времени пребывания детей или 473 мин., что составило 8 часов 28 мин. На присмотр и уход – 25 % или 157 мин. – 3 часа;
- На реализацию основной общеобразовательной программы в подготовительной группе 80 % времени пребывания детей или 504 мин., что составило 8 часов 40 мин. На присмотр и уход – 20 % или 126 мин. – 2 часа 10 мин.;
- для детей младшего возраста – 15 НОД (150мин) в неделю,
- для детей среднего возраста – 11 НОД (220мин) в неделю,
- для детей старшего возраста – 13 НОД (325 мин) в неделю,
- для детей подготовительной группы – 14 НОД (420 мин) в неделю.
6.3.Организация коррекционно-развивающей работы
Коррекционно-развивающая работа по исправлению особенностей речевого развития осуществляется на логопункте МДОУ.
Учитель-логопед работает по коррекционно-развивающим программам:
— « Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитии речи( 7 год жизни)» Каше Г.А.; Филичева Т.Б.; Чиркина Г.В.
— « Коррекционное обучение и воспитание детей 5 летнего возраста с общим недоразвитием речи» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В..
— «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-7 года жизни» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В..
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
- фонематическое недоразвитие речи;
- отдельные недостатки произношения – фонетический дефект.
Периодичность занятий определяется тяжестью речевого дефекта.
Организация коррекционно-развивающей работы осуществляется на основе принципов формирования у дошкольников основ саморегуляции, активной личной позиции в сотрудничестве с взрослыми для достижения успеха.
6.4.Условия реализации образовательной программы
Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда – неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.
- Принцип соответствия предметно-пространственной среды форме и содержанию образовательного процесса, который на каждой ступени образования отличается специфичностью и большей или меньшей степенью вариативности.
- Принцип полифункциональности среды: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса.
- Принцип трансформируемости связан с ее полифункциональностью – возможностью изменений, в соответствии с ситуацией и реализуемыми задачами.
- Принцип вариативности — создание конкретных вариантов среды, разрабатываемых самими педагогами.
Деловые партнерские отношения с социальными институтами детства строятся на основе Договоров, направлены на обеспечение комплекса условий для расширения представлений о ближайшем социальном окружении и мире в целом, познавательно-речевого, социально-нравственного и художественно-эстетического развития.
Для реализации Программы ДОУ сотрудничает с учреждениями:
Городская детская библиотека №7
Источник: psihdocs.ru
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»
Одной из актуальных проблем дошкольного возраста является развитие интеллектуальной сферы. Чтобы избежать умственной пассивности дошкольников необходимо развитие продуктивных форм мышления. Одним из эффективных методов работы в данной сфере является поисковая деятельность , или экспериментирование .
«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» – так гласит китайская пословица.
Возможна ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
1.Возрастные особенности
Дети раннего возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
В младших дошкольниках кипит любознательность, в совместной с педагогом исследовательской деятельности у воспитанников формируются умения и навыки опытной деятельности, на самостоятельных занятиях ребята будут их совершенствовать. Открытие информации постигается методом проб и ошибок, важно не оставлять без похвалы успехи маленьких экспериментаторов и научить не останавливаться, если что-то не получилось с первой попытки
Цель и задачи проведения работы по организации детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста.
Цель: развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
-развивать исследовательские умения и навыки детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);
-формировать первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
– повышать уровень речевой активности (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
– развивать личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);
– систематизировать и расширять представления детей о неживой природе;
– формировать у детей знания об окружающем мире.
Деятельность реализуется в разных формах:
-самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка – стихийно,
-непосредственно-образовательная деятельность, организованная воспитателем;
-совместная – ребенка и взрослого – на условиях партнерства.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Этапы работы
Подготовительный этап:
-подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей,
-диагностика, составление перспективного плана работы.
-привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».
Основной этап:
-практическая часть: проведение опытов и экспериментов с детьми.
-работа с родителями (круглый стол, анкетирование, консультации)
-подготовка картотеки опытов и экспериментов.
– совместное изготовление фотоальбома детской экспериментаторской деятельности «Волшебный мир природы».
Заключительный этап:
-диагностика, анализ, презентация проекта.
Примерный перспективный план
Сентябрь
1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
2. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
3. . «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Октябрь
1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.
2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.
3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Ноябрь
1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.
2 . «Легкий – тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.
4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).
Декабрь
1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.
2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.
3. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.
4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
Январь
1. « Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).
Февраль
1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.
2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
Март
1. Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.
Апрель
1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.
Май
1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.
2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.
3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.
4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает).
Предметно-пространственная среда для экспериментирования
Организация мини-лабораторий в детском саду
В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
Приборы и оборудование для мини-лабораторий
1. Лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Материалы для организации экспериментирования
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.
Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития:
– «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Малыш – следопыт», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».
Игры на развитие чувственного восприятия:
– «Мир звуков», «Умные пальчики», «Живая природа», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».
Игры способствующие формированию основ экологического самосознания:- «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».
Серия развивающих игр на магнитах:
– «Ферма», «В лесу», «Времена года – оденемся на прогулку».Настольный материал:
– «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные».
Взаимодействие с родителями воспитанников
Круглый стол на тему: «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в условиях экспериментальной деятельности».
Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой»
Консультация на тему: «Малыши познают мир вокруг себя!»
Консультация: «Познаём природу через наблюдения при прогулке с родителями»
Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Консультация для родителей «Организация игр с песком и водой»
Создать фотоальбом детской экспериментаторской деятельности «Волшебный мир природы».
Предполагаемые результаты.
– у ребенка формируется интерес к экологическим знаниям.
-у ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, восприятие, произвольное внимание, память, мелкая моторика, активная речь и обогащение словарного запаса, творческие начала, формируется детская индивидуальность.
– Ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.
-ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения
Список литературы
.Детство: Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева,
А.Г. Гогобидзе, З.А.Михайлова и др.- СПб.: ООО «Издательство» «Детство-Пресс»,2011.
-Дыбина О.В.Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.:Мозаика-Синтез,2006.
-Дыбина О.В. Неизведанное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.
-Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика – Синтез, 2007 (методическое пособие)
-Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006
Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
– Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
– Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». – Екатеринбург, 1995.
– Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
Вариативная часть
- ← СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Положительная предвосхищающая оценка, как одно из средств личностного развития»
- Логопедическое представление на обучающуюся старшей школы (речевое развитие в норме) →
Источник: xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai
Глава 13. ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Коренные политические и экономические изменения, которые произошли в нашем обществе, затронули и систему образования РФ. Дошкольная система обучения, воспитания и развития детей претерпела также некоторые изменения.
Прежде всего дошкольные учреждения стали называться еще и образовательными.
Здесь главное для педагогических коллективов детских садов помнить, что главная задача этих учреждений – социализация маленького человека, воспитание, а затем уже подготовка к школе и только после этого «дошкольное образование».
Физиологические возможности детского организма ограничены, и не всякие нагрузки он может выдержать без патологических изменений.
Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается специально разработанными и апробированными программами.
В условиях вариативности образования, закрепленного в «Законе об образовании РФ», для дошкольных учреждений разработаны и разрабатываются все новые и новые программы.
Первый проект программы для детских садов был создан и выпущен в 1932 г. Совершенствование этого документа продолжалось вплоть до 1962 г. В этом же году единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду была утверждена и рекомендована к использованию.
Министерством просвещения РСФСР в 1978 г. в программу были внесены необходимые исправления и дополнения. Она получила название «Типовая программа» и применяется и в настоящее время.
Типовая программа сыграла свою положительную роль в систематизации содержания, форм и видов деятельности детей дошкольного возраста. С появлением этой программы обеспечивалась преемственность в обучении и воспитании дошкольников различных возрастных групп при подготовке к школе.
В настоящее время, когда мы говорим о разностороннем развитии ребенка, а главным принципом воспитания провозглашаем личностно-ориентированное взаимоотношение с ребенком, Типовая программа не может в полной мере отвечать требованиям обучения и воспитания нового поколения детей дошкольного возраста. Она излишне идеологизирована, включает направления деятельности и темы для изучения, недоступные жизненному опыту ребенка и его возрастным возможностям, программа не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для формирования личности ребенка. В связи с принятием зако-на РФ «Об образовании» и ориентации дошкольных образовательных учреждений на стандарт дошкольного уровня образования целый ряд научных коллектиWow разработали новые варианты программ по дошкольному обучению, воспитанию и развитию ребенка.
При этом учитывалось, что все вариативные программы должны отвечать определенным психолого-педагогическим требованиям.
Все новые программы должны быть направлены на развитие способностей ребенка, его любознательности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками.
Каждая программа должна предусматривать формы организации жизни детей в период пребывания в детском саду, занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятельности детей, организацию свободного времени в течение дня.
Современные программы должны сочетать в себе различные виды деятельности детей с учетом возрастных возможностей воспитанников и ориентировать воспитателей и педагогов на реализацию индивидуального подхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья.
Программы для дошкольных образовательных учреждений могут быть комплексными и парциальными. Комплексная программа включает в себя все основные направления работы с детьми, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка. Парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.
Любая программа подвергается экспертной оценке, которая осуществляется специальным экспертным советом. При положительной оценке программа рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» педагогические коллективы образовательных учреждений, в том числе и дошкольных, имеют право самостоятельно выбирать программу работы с детьми, а также вносить изменения в программу, методы и формы работы с воспитанниками.
К программам нового поколения (1990-х гг.) относятся три программы, рекомендованные Министерством образования РФ к использованию в работе дошкольных образовательных учреждений. Все эти программы построены на принципе личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
Одной из первых практическим работникам дошкольных учреждений была рекомендована программа «Радуга».Эта программа рассчитана на период дошкольного детства от 2-х до 7-ми лет. «Радуга» представляет собой пять программ с методическим обеспечением, охватывающих следующие возрастные группы детей: 2 – 3 года; 3 – 4 года; 4 – 5 лет; 5 – 6 лет; 6 – 7 лет.
В программе «Радуга» отражена целостная система поступательного развития ребенка. Речь идет о становлении его сознания, роли различных видов деятельности в развитии личности. Ведущая роль в этой программе отводится теории психических новообразований в каждой возрастной группе детей.
В структуру программы входит характеристика детей определенного возраста. Приступая к работе, воспитатель, педагоги имеют возможность изучить психологические возможности своих воспитанников, проследить изменения в сознании ребенка определенного возраста и намечающиеся пути становления личности. Цель программы «Радуга» – обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.
Во всех пяти программах «Радуга» выделены конкретные задачи воспитания и соответствующие им основные направления педагогической работы. Например, для педагогов и воспитателей средней группы детского сада одна из ведущих задач – охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек к здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи предлагаются следующие направления деятельности с детьми: соблюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей; создавать атмосферу психологического комфорта, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок; организовать рациональный режим дня; добиваться единства подходов к укреплению здоровья в семье и в детском саду; обращать внимание на профилактику нарушений зрения, осанки, возникновения аллергических реакций.
В структуре программы «Радуга» имеются следующие разделы: «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Развитие речи», «Ребенок познает мир», «Математика», «Изобразительная деятельность», «Конструктивная и практическая продуктивная деятельность детей», «Развитие музыкальности».
Использование на практике всех программ «Радуга» требует коренной перестройки сложившейся за многие годы традиционной работы дошкольного учреждения по следующим направлениям: гуманизация педагогической деятельности воспитателя и педагогов детского сада, ориентация на создание в коллективе педагогов и воспитанников положительного микроклимата, гуманное отношение к ребенку, внимание к вопросам индивидуального общения с ребенком, что обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, интересов и потребностей. В целях гуманизации воспитательно-образовательного процесса все программные задачи сформулированы и представлены так, что предполагают использование разнообразных методик.
В настоящее время большая часть дошкольных образовательных учреждений активно использует программу «Радуга».
Коллективом сотрудников под руководством известного психолога Л.А. Венгера разработана и рекомендована к реализации Министерством образования РФ программа «Развитие».Об особенностях этой программы уже говорит ее название. Авторы постарались уйти от задачи формирования навыков и умений и сосредоточили свое внимание на целостном развитии ребенка. Программа ориентирована на дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития.
Авторы подчеркивают, что нельзя переносить в дошкольное детство, в дошкольное учреждение школьные формы обучения и воспитания. Необходимо разрабатывать технологии, отвечающие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
Каждый раздел программы «Развитие» состоит из объяснительной записки, рекомендаций для работы, примерных планов занятий. В своих рекомендациях авторы предлагают проведение занятий по подгруппам и в достаточно свободной форме: дети могут ходить по группе, работать стоя или сидя за столиками, на ковре и т. п.
В целом программа «Развитие» рассчитана на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Научный коллектив РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга разработал программу развития и воспитания детей дошкольного возраста «Детство».
Эта комплексная образовательная программа, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы программы выделяют три возрастные группы – младшую, среднюю и старшую. В основе программ для каждой возрастной группы заложены идеи гуманистической педагогики. Работникам дошкольных образовательных учреждений предлагается в естественных для ребенка условиях, выбирая наиболее значимые для каждого возраста виды деятельности, проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, волевому, эмоциально-личностному развитию.
Программа состоит из трех частей – каждая часть соответствует одной возрастной группе.
По каждому направлению работы с детьми конкретизируются задачи их воспитания и развития. После каждого направления приводятся характеристики или показатели уровней усвоения программного материала. При этом выделяется три уровня – низкий, средний, высокий. Имеются в программе и методические советы. Заканчивается программа «Детство» разделом «Скоро в школу».
Программа «Детство» отличается систематичностью, глубоким анализом возрастных возможностей детей, конкретизацией задач воспитания и развития по каждому направлению содержания работы с детьми.
Проследим на примере этой программы, как решаются общие и конкретные задачи обучения, воспитания и развития детей каждой возрастной группы.
В разделе 1 «Младший дошкольник в детском саду» после характеристики возрастных особенностей детей даются следующие общие задачи воспитания:
1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка.
2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями, культурно-гигиеническими навыками, развитием потребности в активной двигательной деятельности.
3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
4. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей.
5. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со сверстниками и взрослыми, обогащать опыт игрового общения.
6. Способствовать развитию воображения и творчества, прививать интерес к художественной деятельности с элементами творчества.
Общие задачи воспитания, выделенные в части I «Младший дошкольный возраст», конкретизируются в каждом конкретном блоке. Так, в блоке «Ребенок в кругу взрослых и сверстников» указываются следующие задачи социально-нравственного воспитания младших дошкольников:
• развивать доброжелательное отношение детей к близким людям (взрослым и сверстникам), побуждать к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю и сверстникам);
• пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок и рассказов и др. (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово);
• приучать к выполнению элементарных правил культурного поведения и общения, уметь пользоваться «вежливыми» словами: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «спокойной ночи», выражать просьбы спокойным тоном;
• воспитывать положительное отношение к усвоению культурно-гигиенических навыков, развивать самостоятельность в самообслуживании;
• развивать умение отражать эмоциональное состояние в имитационных играх, танцевальных движениях, хороводных и музыкальных играх соответственно музыкальному образу (грустные и веселые зайчики, матрешки, добрый Ваня и т. п.);
• формировать представления детей о людях (взрослых, сверстниках), об особенностях их внешнего вида, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о поступках, проявлениях внимания и заботы об окружающих.
В части II – «Средний возраст» – задачи воспитания и развития уже более компактны и значительно отличаются от тех, что были даны для работы с детьми младшего возраста. Кроме того анализ задач показывает преемственность в воспитании и развитии детей разных возрастных групп. Задачи воспитания и развития детей средней возрастной группы:
1. Дальнейшее укрепление здоровья, закаливание и развитие двигательной активности детей.
2. Развитие познавательной активности через обогащение опыта деятельности и представление об окружающем.
3. Укрепление дружеских отношений между детьми и в совместных занятиях.
4. Воспитание самостоятельности на основе освоения разнообразных способов деятельности и развития стремления к самоутверждению.
5. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой деятельности.
В части III – «Старший возраст» – основные задачи воспитания ориентируют работников дошкольных учреждений на уважение прав ребенка, гуманно-личностное отношение и индивидуальный подход.
Более конкретные задачи воспитания и развития детей следующие:
1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
2. Развитие гуманистической направленности отношений детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
3. Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентации, приобщение детей к художественной культуре.
4. Развитие познавательной активности, познаватель-, , ных интересов интеллектуальных способностей.
5. Развитие у ребенка стремления к школьному обучению, интереса к школе, новой социальной позиции школьника.
6. Развитие детской самостоятельности и инициати-1Д2 вы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Таким образом, в программе «Детство» определены основные, познавательные, практические, речевые умения, позволяющие ребенку осознанно приобщаться к миру доступных предметов и использовать их в своей деятельности. Серьезное внимание уделено вопросам освоения ребенком культуры деятельности, сотрудничества, творчества.
Авторский коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца подготовил базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки». Как отмечает авторский коллектив – это программа нового типа.
Ее цель – разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. В основу программы положен деятельностный подход к развитию ребенка с учетом возрастных особенностей детей различных возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.
Базисная программа строится на основе следующих направлений развития ребенка: социальное развитие; физическое развитие; эстетическое развитие; познавательное развитие; природа и человек; история, география и культура Родины; грамота; развитие речи и речевого общения; овладение вторым языком; здоровье.
В базисной программе развития ребенка-дошкольника по сравнению с другими программами хорошо представлены возрастные особенности детей каждой возрастной группы в целом. Кроме того, по каждому из направлений работы с детьми даются обоснованные возрастные возможности, а на их основе конкретизируются задачи воспитания детей.
Впервые программа «Истоки» ввела во все направления работы с детьми раздел «Содержание и условия педагогической работы». Этот раздел программы ориентирует педагогов дошкольного учреждения на подбор методов и технологий работы с дошкольниками по каждому из направлений развития и воспитания детей.
Помимо перечисленных существуют и другие программы, которые в себя одно или несколько направлении воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Это программа «Одаренный ребенок», разработанная коллективом научных сотрудников Детского центра под руководством Л.А. Венгера; программа «Золотой ключик», созданная коллективом научных работников под руководством Г.Г. Кравцова; программы «Гармония», «Синтез», «Играем в оркестре по слуху».
Наличие различных программ, отражающих разные варианты и подходы к воспитанию и развитию ребенка, требует внимания при отборе их для использования в практической деятельности воспитателей и педагогов дошкольного образовательного учреждения. Прежде всего, педагогический коллектив должен быть психологически подготовлен к переходу на одну из рекомендованных программ. А для этого программу следует внимательно изучить, подобрать дидактический и методический материал. Переход на новую программу обязательно надо начинать с младшей дошкольной группы. Только в этом случае будет соблюдена определенная преемственность в воспитании, развитии и обучении детей, и реализованы основные теоретические положения избранной программы.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с) .
Источник: studopedia.org