Вариативная часть образовательной программы что это

Вариативная часть образовательной программы что это

В статье раскрываются условия реализации федерального государственного образовательного стандарта через учебно-программную документацию. Показана возможность использования интегративно-дифференцированного подхода к разработке содержания профессионального образования. На основе интегративно-дифференцированного подхода выявлены особенности разработки содержания программ профессионального обучения, проектирования их базовой и вариативной частей. Выявлены характеристики базовой части (содержательная устойчивость, ориентация на формирование обобщенных алгоритмов деятельности) и вариативной (ориентация на формирование конкретных трудовых действий и профессионально-технических процессов). В статье представлены факторы, обеспечивающие взаимодействие базовой и вариативной частей учебных программ профессионального обучения (интеграция теоретической и практической подготовки, усиление мировоззренческой составляющей, внедрение модульного обучения).

Разработка учебных планов образовательных программ среднего профессионального образования

программа учебной дисциплины
базовая и вариативная часть
интеграция и дифференциация содержания образования

1. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. – СПб.: Институт ПТО РАО, 1996. – 225 с.

2. Ваганова О.И. Технология разработки содержания профессионально-педагогического образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2014. – № 8 (40). – С. 40–49.

3. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 4 (12). – С. 12.

4. Грибова Л.Н. Проектирование программы учебной дисциплины на основе ФГОС СПО // Вестник Мининского университета. – 2013. – № 3 (3). – С. 7.

5. Маркова С.М. Проблемы развития профессионального образования России // Образование и наука. – 2007. – № 2. – С. 36–42.

6. Цыплакова С.А. Профессиональная подготовка студентов в рамках ФГОС ВПО третьего нового поколения // Современные научные исследования и инновации. – 2012. – № 5 (13). – С. 23.

Возможность реализации федерального государственного образовательного стандарта в системе профессионального образования может быть обеспечена при условии разработки соответствующей учебно-программной документации. Направление децентрализации разработки учебно-программной документации и дифференциации содержания обучения на уровне конкретного учебного заведения требует теоретического обоснования структуры и содержания программ профессионального обучения. Для соблюдения принципа единства содержательной и процессуальной сторон целесообразно рассматривать составляющие учебно-программной документации в системе.

В педагогической теории и практике выделяются три этапа разработки содержания образования: первый этап – составление проекта, второй этап – подготовка учебных материалов, третий этап – внедрение. При этом на первом этапе осуществляется определение целей, отбор знаний должен соответствовать стратегиям обучения, механизмам реализации программ обучения. От стратегии обучения зависит формирование модулей, последовательность включения учебного материала [4].

Индивидуальный образовательный маршрут в современном образовании -спикер Федоровская Е.О.

Понятие структура определяется как «совокупность устойчивых связей объекта», которые остаются базовыми при различных внешних и внутренних изменениях. Относительно учебно-программной документации под структурой понимается организация содержания, формы его представления, способ построения и логические связи.

Содержание профессионального образования детерминируется целями и задачами. Конкретизация требований к содержанию профессионального образования обуславливается организацией содержания и технологии профессиональной деятельности. В этой связи, важным становятся требования ФГОС устанавливающие нормативные ограничения объема, содержания, последовательности включения в учебный план базовых и вариативных дисциплин, адекватных характеру профессиональной деятельности, уровню автоматизации и соответствующие уровню профессиональной подготовки [2, 6].

В условиях реализации непрерывного образования большое внимание уделяется преемственности содержания профессионального обучения по уровням и формам профессионального обучения.

Проектирование программ профессионального обучения осуществляется в несколько этапов. Рассмотрим их. Основой проектирования выступает ФГОС, общие, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. В них представлены базовая и вариативная части и отражены требования к содержанию профессионального обучения.

Дифференциация содержания обучения определяется общностью средств и предметов труда, организацией и технологией проектной деятельности, трудовых действий, существующая между направлениями подготовки, объединенных в одну укрупненную группу.

Расширение профиля направления подготовки возможно при наличии высокого уровня общности, что позволяет получить успешную специализацию обучающихся по нескольким профилям одного направления подготовки [5].

Эффективность специализации возможна, если в процессе базовой части содержания формируются обобщенные алгоритмы интеллектуальной и профессиональной деятельности, а в процессе овладения вариативной – созданы условия для конкретизации действий.

В базовой части содержания профессионального образования выделяются фундаментальные знания и умения, определяющие повышение теоретического уровня программ профессионального обучения.

В качестве характеристики базовой составляющей программы следует рассматривать их содержательную устойчивость относительно различных профилей подготовки.

В связи с этим, становится очевидной еще одна особенность базовой части программ – направленность на формирование ориентировочной основы деятельности, обобщенных алгоритмов деятельности.

Выделенные связи базовой части программ – содержательная устойчивость, ориентация на формирование обобщенных алгоритмов деятельности – предопределяют ее структуру и характер взаимодействия с вариативной составляющей. По отношению к вариативной базовая часть программ выступает как абстрактная к конкретной, как совокупность основных понятий к дополняющей в системе вспомогательных понятий.

Одна базовая часть может иметь несколько вариативных составляющих. В вариативной части программ профессионального образования осуществляется дальнейшая последовательная дифференциация содержания применительно к профилям подготовки. Совмещение трудовых действий различных профилей подготовки предопределяются требованиями и логикой профессиональной деятельности, а объединение содержания внутри вариативных программ определяется целями обучения, общими и профессиональными компетенциями.

Так, например, направление подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» включает несколько профилей: сервис, строительство, экономика и управление, правоведение и правоохранительная деятельность. Базовая составляющая в этом случае одинакова для всех.

Внутри вариативных программ необходимо создать блоки содержания, общие для двух (сервис и строительство) и двух других (экономика и управление, правоведение и правоохранительная деятельность) профилей подготовки [3].

Общность содержания обучения для различных профилей определяет объем базовой и вариативной частей составляющих программ профессиональной подготовки.

Интеграционные процессы в науке и производстве отражаются на содержании профессионального обучения. Выделение базовой части в содержании обучения является результатами интеграции в содержании профессионального образования. На уровне учебной программы это реализуется в создании новых предметов за счет объединения двух или нескольких учебных дисциплин в следующих вариантах:

1. Полное слияние;

2. Объединение большей части содержания учебного материала;

3. Создание нового учебного предмета из модулей.

При этом усиливается мировоззренческая направленность интегрированных учебных предметов, сокращается объем учебного материала, ликвидируется дублирование.

Здесь же следует отметить интеграцию теоретической и практической подготовки. В этом случае осуществляется объединение теоретических и практических составляющих и создаются теоретико-прикладные учебные курсы.

Диалектическое единство интеграции и дифференциации знаний и умений в учебном процессе является необходимым условием моделирования содержания профессионального образования на современном уровне. Идея дифференциации прослеживается в вариативных компонентах программы профессионального обучения [1].

Читайте также:
Сп для мп мвидео что это за программа

Наиболее полно в вариативной части программ профессиональной подготовки дифференциация содержания осуществляется с помощью модульного обучения: через ориентацию модулей на конкретные трудовые действия и профессионально-технологические процессы; через модульное обучение реализуется единство содержательной и процессуальной сторон учебного процесса, интеграция практической и теоретической составляющих процесса профессиональной подготовки.

Таким образом, выделение содержания базовых и вариативных составляющих обусловлены целями обучения. Выработка единых требований, фиксация определенных содержательных элементов обеспечивает соблюдение единства требований к профессиональной подготовке рабочих и специалистов в региональных системах профессиональной подготовки.

Источник: applied-research.ru

Что такое вариативная часть учебной программы?

У студентов любой специальности имеется заранее составленный учебный план. При этом расписание содержит и некоторые предметы, которые не относятся к обязательным. Студент может изучать их по своему желанию. Основная цель вариативной программы высшего учебного заведения ― возможность погрузиться в будущую профессию. Также изучение предметов помогает получить узконаправленную специальность.

Что представляет собой учебный план?

Учебный план для вузов составляется специалистами, которые проводят полный анализ знаний и навыков, необходимых для работы по определенной профессии. Все дисциплины, включенные в обязательную программу, помогают студентам получить минимум компетенций для последующей деятельности. Как правило, обязательный план включает в себя комплекс определенных дисциплин, который практически не меняется годами и даже десятилетиями.

Помимо основной части, в учебный план входит и дополнительная. Предметы здесь подбираются в соответствии с учебным планом. Студенты имеют возможность изучать те дисциплины, которые выберут сами. Однако при этом им будет предоставлен список предметов, в любом случае связанных с будущей специальностью.

Иногда студенты ошибочно считают, что необязательная часть учебной программы может быть пропущена. Но это далеко не так. Им все равно придется изучать хотя бы одну дисциплину. В конце учебного семестра, как и по основным предметам, ребятам предстоит сдавать зачет или экзамен. При этом требования к дополнительным дисциплинам такие же серьезные, как и к основным.

Что дает вариативная часть программы?

Выше мы уже сказали, что предметы, входящие в вариативную часть, позволяют будущим специалистам приобрести более глубокие знания по профессии. Кроме того, программа имеет целый ряд преимуществ:

  • Широкий набор предметов дает возможность менять основной учебный набор, делать его более актуальным, подстраиваясь под текущие реалии.
  • Студент может самостоятельно выбрать предмет по тому направлению, которое нравится ему.
  • У студентов, занимающихся по направлениям, которые они выбрали сами, наблюдается более высокая успеваемость и повышается мотивация.
  • Благодаря расширенному перечню предметов студенты имеют возможность лучше подготовиться к смежным специальностям, а также перейти к следующему образовательному этапу по определенному профилю.

Как составляется вариативная часть образовательной программы?

Следует помнить, что вариативный блок включает в себя не просто набор интересующих студента дисциплин, выбранных независимо от направления, на котором он учится. Выбор будет ограничен предложениями вуза. Как и основная часть, вариативная тщательно планируется и анализируется. При ее проектировании вуз определяет набор дисциплин, которые может предоставить студенту на выбор.

При составлении подборки предметов учитываются следующие факторы:

  • Анализируются существующие программы, изучаемые в рамках конкретной специальности, определяются предметы, которых не хватает для более полной подготовки.
  • Учитываются рекомендации ведущих работодателей региона, а также предприятий-партнеров относительно качества подготовки специалистов. Учитываются достижения научно-технического процесса, особенности развития отрасли и т.д.
  • Делается акцент на профессиональные предметы, изучаемые студентами старших курсов. При этом выделяются более узкие сегменты.
  • Учитываются возможности самого вуза. Например, наличие материально-технической базы, необходимой для преподавания того или иного предмета, уровень подготовки преподавательского состава и т.д.

Вариативная часть невозможна без основной. Все новые дисциплины будут опираться на знания, которые уже имеются у студента. Обычно вариативная часть включается в программу второго или третьего курса. Основная программа при этом никак с ней не связана. Но занятия по дополнительным предметам помогут студентам получить знания, необходимые для освоения главного учебного плана.

Студенты не могут выбрать предметы, не связанные с профессией. Проектирование вариативного плана включает в себя два этапа:

  1. Администрация вуза определяет, каких именно предметов не хватает в основной программе. Далее готовится перечень дисциплин, которые студенты определенного направления могут выбрать. При необходимости вузы закупают оборудование, нанимают преподавателей. Список предметов распределяется по семестрам.
  2. Студентам предоставляется список для выбора. Обычно в него входит до пяти предметов, каждый из которых связан с направлением обучения. Начиная со второго курса, в каждом из семестров студенту предлагается в среднем два предмета на выбор. В начале обучения вариативное образование ставит своей целью развитие общего кругозора, а на последних курсах ― специализированных навыков.

Помните, что требования к дополнительным дисциплинам нисколько не отличаются от основных. Студенты также обязаны посещать лекции, проходить практику, выполнять контрольные и лабораторные работы, сдавать промежуточную аттестацию. Единственное отличие в том, что изучению таких предметов уделяется меньше учебных часов, а задания несколько легче и менее объемны, чем в рамках базового плана.

Вариативное обучение с каждым годом становится все популярнее. Оно позволяет студентам получить углубленные знания по будущей профессии. Вариативная часть может быть включена в очные и заочные программы. Практика показывает, что студент, выбравший предметы самостоятельно, относится к учебе с большим энтузиазмом и демонстрирует успехи.

Источник: news.myseldon.com

Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования

Школьный учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют школьникам усвоить основные исходные положения науки.

Учебный предмет отражает определенную часть опыта человечества и формирует соответствующие знания, умения, навыки.

В уставе средней общеобразовательной школы говорится, что средняя общеобразовательная школа является единой трудовой политехнической школой. Единство школы обеспечивается едиными в своей основе учебными планами, программами и принципами организации учебно-воспитательной работы.

Учебный план – это государственный документ, утвержденный министерствами просвещения, обязательный для выполнения учителями и администрацией школ, органами народного образования.

Основой составления учебного плана являются цели и задачи воспитания, идея всестороннего развития личности, современный уровень педагогической науки.

Вариативный эксперимент – варьируются новые экспериментально проверяемые условия или методики.

В структуре учебного плана выделяют:

  • инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
  • вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности.
Читайте также:
Что за программа presentations

В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две части представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательными занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями.

В школе учебная программа – это государственный документ, который утверждается Министерством просвещения России и подлежит обязательному выполнению.

Выполнение учебных программ – это забота не только о качестве знаний младшего школьника, но и о формируемых полноценных качествах его личности.

Статьи по теме

    • Самостоятельная работа учащихся, ее виды
    • Основные технические средства обучения
    • Система средств обучения в учебном процессе
    • Использование игровых методов обучения как средства усвоения знаний и их проверки
    • Развитие познавательной самостоятельности в проблемном обучении
    • Отбор материала для организации проблемных уроков, требования к нему
    • Использование программированного обучения в школе
    • Принципы конструирования процесса обучения
    • Интенсификация процесса обучения

    Источник: student-servis.ru

    Базовые и вариативные части Госстандарта по ФК. Основные учебные программы

    Государственный образовательный стандарт (ГОС) — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражает идеал в этой сфере, учитывает, возможности реальной личности и системы образования по его достижению. Образовательные стандарты закреплены ст. 47 Конституции РФ.

    В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ГОС дифференцирован на федеральные и национально-региональные его составляющие, которые именуются базовым и вариативным его компонентами (ст. 7). В ГОСе физическая культура переведена из статуса учебного предмета в статус области образования с закреплением за ней позиции инвариантной составляющей федерального компонента (базовой части) образовательного стандарта. Область образования в свою очередь регламентируется своим ГОСом, который также предусматривает два компонента: 1) федеральный (базовый) и 2) региональный (вариативный). Первый отражает ту часть области образования «Физическая культура», которая ориентирована на удовлетворение конкретно-исторических потребностей общества (государства) в сфере физического совершенствования учащихся учреждений общего образования в целом.

    Федеральный компонент ГОСа по физической культуре составляет основу для достижения исторически обусловленного уровня двигательной подготовленности подрастающего поколения, адекватного потребностям социального заказа государства, национальным системам образования и физического воспитания, который в совокупности с духовно-нравственными качествами представляет идеал, формируемый в процессе образования личности.

    В социальном плане базовая часть ГОСа по физической культуре позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности общества в достижении оптимального уровня общего образования в сфере физической культуры, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья учащихся. Эта часть служит основой для формирования физического и морально-нравственного потенциала общества, предпосылкой непрерывности образования в данной области, обеспечения здорового образа жизни детей, подростков, юношей, их личной физической культуры.

    В педагогическом плане базовая часть составляет основу для организации развивающего обучения по физической культуре.

    Базовая и вариативные части ГОСа по физической культуре соотносятся друг с другом: 70 —80 и 20 —30 % (начальная школа), 60 —70 и 30 —40 % (основная школа), 50 —60 и 40 —50 % (полная средняя школа).

    При необходимости учитель физической культуры имеет право использовать объем учебного времени, который предусмотрен для изучения вариативной части ГОСа, на освоение базового компонента.

    Федеральный компонент ГОСа по физической культуре дифференцируется на такие разделы, как основы знаний о физкультурной деятельности, способы физкультурной деятельности различной направленности, требования к уровню подготовки обучающихся, минимальные требования к оснащенности учебного процесса.

    Основы знаний делятся на разделы: физическая культура человека и общества; социально-психологические основы физического развития и воспитания личности; основы развития психофизических способностей человека и формирования здорового образа жизни.

    Способы физкультурной деятельности подразделяются на обще-развивающие (начальная школа), общеприкладные, спортивно-рекреационные (основная школа) и спортивно-прикладные (полная средняя школа). Здесь выделены подразделы: практические умения, двигательные действия и навыки (по видам физкультурно-спортивной деятельности — гимнастике, акробатике, легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию, спортивным играм, единоборствам); физические упражнения (общеразвивающие, специально-развивающие по видам спорта) и двигательные качества.

    Требования к уровню подготовки обучающихся предусматривают то, что надо знать, уметь и демонстрировать.

    Вариативный компонент ГОСа в данной области образования представляет собой другую часть. Он направлен на удовлетворение индивидуально-дифференцированных потребностей субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей учащихся, общественности). Вариативная часть выражает особенности культурно-исторического развития, климато-географического и социально-экономического своеобразия мест функционирования учреждений общего образования. Вариативная часть ГОСа содержит в себе элемент этнического наследия субъектов Федерации в сфере физической культуры и спорта, может соответствовать направленности физкультурных и спортивных интересов школьников, этническим традициям конкретных населенных пунктов, способностям и уровню профессионально-педагогической подготовленности учителя, сезонным колебаниям осадков, температуры, особенностям рельефа местности и другим факторам.

    Введение временного ГОСа повлекло за собой коррекцию содержания образования по физической культуре в общеобразовательных учреждениях субъектов РФ, активизировало творческую разработку и обоснование содержания регионального компонента и их внедрение в практику преподавания данной дисциплины. Однако реализация данного замысла сконцентрирована в основном вокруг этнического наследия народов и народностей республик в составе России по физической культуре и спорту. В этих целях описываются народные средства физического воспитания, виды спорта, спортивные забавы с последующей их переработкой и включением в региональный компонент образовательных стандартов и учебные программы.

    Многоплановые исследования, проведенные отечественными учеными, подтвердили педагогическую ценность этнического наследия в сфере физической культуры и спорта, в физическом воспитании учащихся сельских общеобразовательных школ в субъектах Федерации, где в качестве дополнительного учебного материала использовались некоторые, наиболее популярные среди учащихся народные средства физического воспитания.

    Признавая рациональность такого подхода в разработке регионального элемента содержания образования для сельских общеобразовательных учреждений, следует критически оценивать тенденцию к копированию этого опыта применительно к физическому воспитанию учащихся школ городской местности, так как народные подвижные игры, физкультурные забавы и виды спорта возникли и развивались в специфических условиях культурно-исторического развития этносов. Они соответствуют климато-географическим условиям мест обитания сельского населения, отражают своеобразие хозяйственной, военной деятельности, быта народов и других этнических общностей.

    Вместе с тем данное положение трудно адаптировать к практике преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях городской местности. Существуют факторы, обусловливающие специфику учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине в городских и сельских школах. Это своеобразие выражается в одно — или двунациональном составе учащихся в селе и многонациональном — в городе, в дифференциации направленности физкультурных и спортивных интересов школьников: безразличии одних к этническому наследию своих нации или народности и интересе других, а также невостребованностью народных подвижных игр, видов спорта и физкультурных забав в городских общеобразовательных школах при очевидной эффективности их в селе.

    Читайте также:
    Composer что это за программа

    В этих условиях правомочны вопросы: какие виды физической культуры, средства физического воспитания и формы его организации могли бы стать базой для обоснования содержания регионального компонента ГОСа по физической культуре? Что может входить в региональный компонент содержания образования по физической культуре в городских общеобразовательных школах? Каков состав детерминантов (определителей) данной (вариативной) части ГОСа? Ответы на эти вопросы дают материалы исследований о месте, роли и значении физической культуры в быту городских школьников, их физкультурных интересах.

    Поисковая работа, выполненная на базе одной из средних общеобразовательных школ, подтвердила социально-экономическую и политическую обусловленность физкультурно-спортивной ориентации учащихся. Так, за годы реформ изменились мотивы занятий учащихся среднего школьного возраста (V—VIII классов) физической культурой и спортом. Если сравнительно недавно учащиеся указывали в качестве доминирующих такие мотивы, как желание укрепить здоровье (37 %), иметь красивое телосложение (28,7 %), быть разносторонне физически развитыми (19,4 %), для удовольствия (8,6 %) и т.д., то к 1998 г. отмеченные мотивы претерпели серьезные намерения. На первое место выходит мотив быть сильным, чтобы упрочить собственные позиции среди сверстников (40 %), на второе — развивать силу воли (37,7 %). Мотив, который во второй половине прошлого века был доминирующим — укрепить здоровье, переместился на третье место (12,22%).

    Соответственно изменился интерес к видам спорта. На первое место переместились спортивные единоборства (восточные боевые искусства, вольная борьба, бокс, дзюдо, самбо). В 1970-х гг. это были спортивные игры. Очевидно, что физическая культура и спорт превратились в важное и наиболее доступное средство укрепления здоровья, коррекции психофизических аномалий, упрочения социального статуса личности.

    Региональный компонент ГОСа для данного типа общеобразовательных школ может включать повышенный объем учебного материала, отражающего физкультурно-спортивные интересы школьников, учитывать возможности для реализации способностей педагогов физической культуры в их профессиональной деятельности.

    При разработке содержания регионального компонента ГОСа по физической культуре не могут игнорироваться фундаментальные принципы государственной образовательной политики страны. Особое значение при этом приобретают такие, как гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных национальных традиций в условиях многонационального государства; свобода и плюрализм в образовании (Закон РФ «Об образовании», разд. I, ст. 2).

    В решении данной проблемы должны быть учтены и некоторые принципы национальной системы физического воспитания: оздоровительная направленность, всесторонность развития личности, связь с жизнью; основные принципы дидактики, в частности научность, доступность, связь с жизнью и другие материалы адаптации или преломления последних к принципам предметной дидактики, принципы разработки учебных программ по физической культуре.

    Таким образом, в качестве доминирующих факторов, на основе которых должен быть разработан региональный компонент содержания образования по физической культуре, выступают:

    — своеобразие климата и рельефа территорий субъектов Федерации, включая места расположения общеобразовательных школ;

    — особенности этнического наследия населения регионов и территорий в сфере физической культуры и спорта;

    — специфика характера и направленности физкультурных и спортивных интересов учащихся общеобразовательных школ на конкретных этапах развития общества;

    — индивидуальная дифференцированность спортивно-педагогической ориентации учителя физической культуры;

    — современные традиции населения на местах расположения учреждений образования в области физической культуры и спорта.

    Совокупность этих факторов обусловливает потребность во введении в качестве одного из принципов разработки содержания образования принципа учета зоны ближайшего социально-географического окружения школьников.

    Состав факторов-детерминантов содержания образования по физической культуре, кроме отмеченных, включает:

    — социальный заказ государства, идеал формируемой личности, социальный опыт по использованию физической культуры в жизни;

    — потребности личности, требования производства, обороны, быта к уровню физического совершенства членов общества;

    — состояние здоровья населения;

    — требования среды обитания (социальной и географической) к психофизической природе обитателя;

    — уровень развития науки (общей, психолого-педагогической, медико-биологической, экологической, предметно-частнодидактической);

    — реальные возможности системы образования физического воспитания для реализации социального заказа государства в данной области;

    — виды физкультурной деятельности;

    — уровень физического развития подрастающего поколения.

    Однако количество факторов-детерминантов по предмету «Физическая культура» может быть расширено на последующих уровнях содержания образования.

    Таким образом, под образовательным стандартом по предмету «Физическая культура» понимается совокупность основных параметров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, выражающей идеал и учитывающей возможности личности и системы образования.

    Требования ГОСа служат эталоном оценки основных сторон общего среднего образования по физической культуре: системы знаний, навыков и умений, уровня физической подготовленности, а также сформированности видов физкультурно-спортивной деятельности и здорового образа жизни школьников.

    Базисный учебный план (БУП) — это основной государственный нормативный документ, содержащий перечень изучаемых предметов (в том числе физической культуры), последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый из них. Он включает три основных вида учебных занятий: обязательные, обязательные по выбору, факультативные. Физическая культура относится к обязательным предметам. БУП в нормативном порядке устанавливает продолжительность обучения, количество часов в неделю (3 ч), выделяемое для изучения каждого учебного предмета. Кроме того, в этом плане распределено время на обязательные занятия по предметам, отнесенным к инвариантной части, обязательные занятия по выбору, факультативные занятия; недельную нагрузку учащегося по годам обучения; итоговое количество часов, финансируемое государством.

    Обязательный минимум содержания образования по предмету «Физическая культура» — это минимум, установленный ГОСом для усвоения учащимися по данной дисциплине и утверждаемый Министерством образования РФ.

    Примерная (или типовая) учебная программа по предмету «Физическая культура» — это документ, который детально раскрывает обязательный (федеральный, или базовый) компонент содержания образования и параметры качества усвоения учебного материала по данной дисциплине. Примерные программы служат ориентиром для составления авторских программ, разработки документов перспективного, оперативного и текущего программирования учебного процесса на уроках физической культуры. Такие программы создают условия для развития творческого потенциала учителя, свободы выбора им форм организации и методов реализации учебной деятельности школьников на уроках.

    Рабочая учебная программа — это документ, который определяет особенности обучения по предмету «Физическая культура» в — конкретном образовательном учреждении в реальных условиях социально-педагогической действительности. Данная программа разрабатывается учителем физической культуры на базе примерных (типовых) учебных программ, утвержденных Министерством образования РФ.

    Учебники по физической культуре выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету.

    Источник: megaobuchalka.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru