Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью. Вариант 7.2.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с адаптированной образовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.)
Шарипова Венера Экзаметдиновна
Содержимое разработки
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с адаптированной образовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) и индивидуальным учебным планом на 2020 – 2021 учебный год.
Учебник: Канакина, В. П. Русский язык.2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2018 г.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
ДУБОВ жертвует ФЕРЗЯ! Лучшая партия ЧМ по РАПИДУ 2022! ♟ Шахматы
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
- представления о своей этнической принадлежности;
- развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
- представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
- представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
- положительного отношения к языковой деятельности;
- заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
- развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Актуальные вопросы реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Источник: videouroki.net
Консультация «Особенности выстраивания образовательного процесса по программам АООП ФГОС НОО варианты 7.1 и 7.2»
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП)- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. На начальном уровне получения образования для обучающихся, имеющих задержку психического развития (далее ЗПР), реализуются программы АООП ФГОС варианты 7.1 и 7.2(Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598). Построение образовательного маршрута по данным вариантам программы имеет свои особенности. Задача рекомендаций варианта образовательной программы возлагается на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК).По прохождению обследования в ПМПК выдается коллегиальное заключение с указанием рекомендуемой программы, условий получения образования, а также необходимых специалистов.
Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией. Категория обучающихся с ЗПР – одна изнаиболее многочисленных среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу. Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями в когнитивной и аффективно-поведенческой сфере. Уровень психического развития поступающих в школу детей с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). В зависимости от чего обучающимся рекомендуется один из вариантов программы.
Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого к возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки (1 — 4 классы).Данный вариант программы предполагает подачупедагогом обучающимся программного материала одновременно с остальным классом с использованием специальных способов, методов и приемов в обучении. В структуру АООП НОО вариант 7.1. обязательно включается программакоррекционной работы, направленная на развитие социальных (жизненных) компетенцийобучающихся и поддержку в освоении АООП НОО.Результаты освоения коррекционно-развивающей области должны отражатьсформированность социальных (жизненных) компетенций в различных средах.Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООПНОО вариант 7.1 соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметнымрезультатам освоения основной образовательной программы (ООП)школы.В случае, если обучающиеся не достигают минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по заключению ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести их на обучение по варианту 7.2.
Вариант 7.2 — адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности). Данный вариант предполагает, что обучающиеся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья в пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса. Пролонгированные сроки обучения позволяют обучающимся овладеть необходимыми знаниями, умениями и приобрести личностные качества, позволяющие в дальнейшем осваивать основную образовательную программу основного общего образования (ООП ООО).Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны специфические образовательные потребности: обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (быстрой истощаемости, низкой работоспособности и др.); увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет; гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; упрощение системы учебно-познавательных задач с постоянной актуализацией знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; наглядно-действенныйхарактерсодержанияобразования и др. Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, можно открыть им путь к получению качественного образования.В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со сверстниками обучающиеся с ЗПР направляются на комплексное обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций по дальнейшему обучению.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на специальные условия при оценке результатов освоения АООП НОО включающие:
1) особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
2) привычную обстановку в классе (систематическое сопровождение учителем, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов хода выполнения заданий);
3) присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
4) адаптированные инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся (упрощение формулировок, многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами);
5) при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
6) при необходимости предоставление дифференцированной помощи: привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки, повторение и разъяснение инструкции к заданию);
7) увеличение времени на выполнение заданий;
8) возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
Программа, подобранная в соответствии с особенностями и возможностями обучающихся, грамотно выстроенная коррекционно-развивающая помощь, комплексный подход специалистов, педагогов и активное взаимодействие их с родителями позволяют в полной мере компенсировать трудности обучающихся и продолжать дальнейшее обучение более успешно.
Уважаемые коллеги и родители, обращаем Ваше внимание на то, что в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ, при обучении по вариантам 7.1,7.2, к окончанию уровня НОО результаты обучения должны соответствовать требованиям ФГОС НОО, то есть уровень обученности детей должен соответствовать уровню обученности нормально развивающихся сверстников, и, соответственно, не должно быть академической задолженности по предметам (Письмо Министерства образования и науки РФ от20.02.2017 № 07-818).
Руководитель ПМПК г. Сосновоборска Педагог-психолог ПМПК
Источник: xn--9-8sbm4c.xn--p1ai
Программа 7.2
Здравствуйте. Такой вопрос- у ребенка по заклбзаклю пмпк рекомендации обучаться по программе 7.2 . Могу ли я требовать со школы ,что бы ребенку предоставляли дополнительные часы для изучения основных предметов(пройденного материала) для лучшего усвоения не в общем классе из 30 человек, а индивидуально или в не больших группах для таких же деток?
Можете. Напишите заявление с интересующей Вас просьбой и приложите заключение ПМПК.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Источник: usperm.ru
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Коррекционная работа психолога в школе
Работа с детьми с нарушениями, ОПФР, ЗПР
Какие условия создать для учащихся с задержкой психического развития
Какие условия создать для учащихся с задержкой психического развития |
Коррекционная работа психолога в школе — Работа с детьми с нарушениями, ОПФР, ЗПР |
Адель Вильшанская, В статье — рекомендации, которые помогут вам организовать обучение ребенка с задержкой психического развития в начальной школе. Расскажите педагогам о коррекционных приемах, которые рекомендуют использовать при обучении детей с ЗПР. Разработать АООП начального общего образованияУчащиеся с ЗПР нуждаются в комплексном сопровождении образовательной деятельности, в организации обучения коррекционно-развивающей направленности с использованием специальных приемов, методов и средств. Таким детям необходимо обеспечить индивидуальный темп обучения и постоянно стимулировать познавательную активность. Образовательные потребности для ребенка с ЗПР закладывают в основу содержания АООП. В чем особенность детей с задержкой психического развитияУ обучающихся с ЗПР неустойчивая, чаще пониженная обучаемость, сниженная познавательная активность, быстрая истощаемость. Недостаточно развита мелкая и речевая моторика, нет точной скоординированности действий. Внимание Обучение по варианту программы 7.1.По этому варианту учащийся с ЗПР получает образование, которое полностью соответствует по итоговым достижениям образованию учащихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. Обучение по варианту программы 7.2.Учащийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предусматривает пролонгированные сроки обучения – пять лет, за счет введения первого дополнительного класса. Таблица 1. Характеристики обучающихся с ОВЗ при обучении по вариантам АООП 7.1 и 7.2Способность к обучению Неустойчивая или незначительно снижена Ниже возрастной нормы Приближено к показателям возрастной нормы развития познавательных процессов Готовность к началу школьного обучения Достаточная готовность по большинству показателей психологической и педагогической готовности к обучению Слабость регулятивных функций Отставание развития регулятивных функций Трудности аффективной и поведенческой регуляции Учебный планРеализацию требований стандарта обеспечивает учебный план, который определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам. АООП начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. Учебный план содержит предметные и коррекционно-развивающую области в зависимости от варианта АООП. Важно Модули коррекционного курса логопеда, психолога и дефектолога |
![]() |
Организовать комплексное сопровождение
Ребенку с ЗПР необходимо обеспечить комплексное сопровождение образовательного процесса. Систему комплексного сопровождения описывают в Программе коррекционной работы и обеспечивают через коррекционно-развивающие занятия, консультирование, отслеживание динамики развития ребенка специалистами и деятельностью ПМПк.
Специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), при необходимости – социальный педагог. Каждый специалист реализует свой курс коррекционно-раз-вивающей области в соответствии с направлениями, рекомендованными ПМПК (рисунок).
Индивидуальное коррекционно-образовательное пространство. Специалисты проводят занятия в рамках внеурочной деятельности в индивидуальной, подгруп, групповой или фронтальной форме. На коррек-ционно-развивающую область отводят не менее пяти часов в неделю.
Каждый специалист планирует режим и форму посещения ребенком занятий. Эту информацию он фиксирует в индивидуальном коррекционно-образовательном пространстве (таблица 2).
Какие условия создать для ребенка в школе, определяют в ходе анализа документации, заключения ПМПК, индивидуальной программы развития и абилитации, результатов комплексной диагностики. Специалисты составляют индивидуальный образовательный маршрут ребенка, который включает описание дефицитов развития, постановку задач специалиста на текущий учебный год с указанием коррекционно-развивающего курса или его модулей.
Важно
Индивидуальную траекторию развития и обучения ребенка определяют на заседаниях ПМПк
Таблица 2. Индивидуальное коррекционно-образовательное пространство
Внеурочная деятельность по преодолению неуспешности
Внеурочная деятельность по преодолению неуспешности
Показатели позволяют максимально учитывать индивидуальные особенности школьника, соотносить его учебные достижения с уровнем развития познавательной сферы и метапредметными результатами.
Консультировать родителей и педагогов
Специалистам сопровождения необходимо консультировать педагогов, чтобы помочь им определить индивидуальный подход к обучению и выбрать стратегию взаимодействия с ребенком. Учителям нужно рассказать об особенностях психофизического развития ребенка, обозначить индивидуальные требования к поведению ребенка и его учебной деятельности с учетом уровня развития регулятивной сферы. Предложите им коррекционные приемы, которые они могут использовать при обучении детей с ЗПР.
Консультировать родителей нужно после обследования ребенка или по итогам анализа образовательной ситуации учащегося на ПМПк. Консультацию может провести специалист, который ведет ребенка, или группа специалистов. На консультации разъясняют трудности ребенка и их причины, рекомендуют совместные действия школы и семьи по их преодолению.
Важно, в каком стиле вы ведете беседу с родителем, как эмоционально поддерживаете, демонстрируете намерения школы оказать помощь ребенку и семье. Все сведения излагайте на доступном для родителя уровне. Используйте памятки, схематические изображения.
Таблица 3. Индивидуальный профиль учащегося с задержкой психического развития
![]() |
Какие коррекционные приемы использовать при обучении детей с ЗПР
1. В образовательный процесс включите задания и упражнения, которые направлены на развитие, коррекцию и компенсацию недостаточно сформированных психофизических функций и когнитивных процессов.
2. Стимулируйте познавательные процессы и активизируйте мыслительную деятельность. Учащийся с ЗПР должен находиться в ситуации «обратной» связи, когда вы регулярно привлекаете внимание ребенка к его действиям, задаете вопросы или обращаетесь с просьбой словесного отчета, вы повышаете осознанность учебной работы. На уроках предусматривайте задания на группировку, выделение лишнего объекта, установление закономерности, формулирование простых умозаключений.
3. Формируйте учебные действия, умения и навыки поэтапно. Давайте материал небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений. Новую информацию представляйте развернуто, с алгоритмом, предписаниями, определяющими порядок действий. Это может быть памятка или визуальная подсказка в знаково-символической форме.
4. Подкрепляйте учебный материал на уроке практическими навыками ребенка. Приводите примеры, близкие к жизненным компетенциям учащихся с ЗПР.
5. Целенаправленно формируйте произвольную регуляцию, саморегуляцию и самоконтроль. Отрабатывайте все структурные компоненты организованной деятельности: ориентировку в задании, понимание цели и инструкции, планирование предстоящих действий, следование выбранному алгоритму действий, выполнение промежуточного контроля, оценку конечного результата действий.
6. Усиливайте возможность практического оперирования предметами при выполнении заданий, а также реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, выполнение шагов при изучении последовательности в числовом ряду; работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком.
7. Систематически повторяйте пройденный материал для автоматизации навыка, упрочения связей между понятиями, смысловыми единицами. Используйте приемы актуализации имеющихся знаний, например, памятки.
8. Не включайте в инструкции для ребенка малознакомые слова. Они должны быть понятны, доступны, при необходимости дополнительно разъяснены. Инструкцию делите на смысловые части, которые указывают на последовательность действий. Они могут подкрепляться визуализацией, например, карточками-символами или планом.
9. Учите находить самостоятельно необходимую информацию в разных источниках: словаре, интернете, энциклопедии.
10. Усиливайте речевую регуляцию действий в виде словесных отчетов,
коротких выводов о совершаемом действии.
11. Используйте на уроке дозированную помощь в виде поэтапного стимулирования и направления ребенка на нужный алгоритм выполнения задания, учить детей обращаться за помощью, осознавать возникновение трудности.
12. Подбирайте приемы и вспомогательные средства при выраженных трудностях формирования учебного навыка, которые позволяют по-другому этот навык усвоить. Учитывайте при обучении степень сформированности навыка у разных учащихся. Например, при обучении вычислительному навыку всем ученикам класса дайте основное задание: решить пример на деление многозначного числа на двузначное, а учащимся, которые испытывают трудности, – решить задание по алгоритму. Ребенку с дискалькулией, помимо алгоритма, обозначьте две точки в частном или запишите первую цифру ответа.
13. Строго соблюдайте временной режим урока, чтобы предупредить утомление. Для этого дозируйте время интенсивной интеллектуальной нагрузки. Задания, которые требуют усиленного внимания, чередуйте с заданиями игрового характера или хорошо знакомым ребенку учебным материалом. Вовлеките ребенка в деятельность, которая вызывает непосредственный интерес, например, покажите видеофрагмент или проведите мини-исследование.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №1, 2018г
- Влияние учебной деятельности на развитие личности
- Влияние учебной деятельности на умственное развитие
- Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа (5-10 лет)
- Психологическая готовность к школе
- Консультация для педагогов «Возрастные особенности младших школьников»
Источник: www.vashpsixolog.ru