Реализация адаптированной рабочей программы предполагает, что обучающийся с ОВЗ (вариант 7.1) (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 4 года.
Вариант 7.1 образовательной программы адресован обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего освоить образовательную программу начального общего образования совместно с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является устойчивость форм адаптивного поведения.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Специальные условия получения начального общего образования включают использование адаптированных образовательных программ, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы обучающимися с ЗПР.
Разработка общеобразовательной организацией адаптированных образовательных программ
Адаптация программы предполагает введение коррекционных мероприятий, четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, и введение требований к освоению ими программы коррекционной.
Специфические образовательные потребности для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1)
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве обучающихся с ЗПР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками, взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения.
Актуальные вопросы реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Полный текст материала Адаптированная рабочая программа по физической культуре (вариант 7.1); 1 — 4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Источник: pedsovet.su
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.1)
2.2.1. Программа коррекционно – развивающих занятий для обучающегося 2 класса с ОВЗ (педагог – психолог) …………….
2.2.2. Программа коррекционно — развивающих логопедических занятий для обучающегося 2 класса с ОВЗ…………………………………………..………7
2.3. Воспитательный компонент………………………………………………..7
3. Оценка результатов реализации АОП НОО (вар.7.1.) ………….…. 8
Список использованной литературы …………………………………………..10
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа начального общего образования разработана для обучающейся 2Г класса Ивановой Анастасии Дмитриевны (2010 г.р.) на основе Закона об образовании № 273 от 29.12.2012г., ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ООП НОО МБОУ «Ужурская СОШ №1 им. ГСС А.К. Харченко», примерной АООП НОО для детей с ТНР. Заключение ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, находясь в их же среде и в те же календарные сроки.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика
Настя занимается по общеобразовательной адаптированной программе. Занятия без уважительных причин не пропускает, в школу приходит с желанием Способна переключаться с одного вида деятельности на другой, проявляет настойчивость для достижения поставленных целей, старательная и аккуратная . Работоспособность средняя.
Математика: Усвоила последовательность натурального ряда чисел в пределах 20, умеет присчитывать и отсчитывать по одному, различает цвета и оттенки цветов , основные геометрические фигуры; умеет сравнивать предметы по количеству, цвету, размеру, понимает смысл арифметических действий: сложения и вычитания, но примеры решает с ошибками. С объёмом заданий на уроке справляется.
Чтение: для своего возраста словарный запас мал, связно и доступно выражать свои мысли не может Звукопроизношение нарушено.. Составляет предложения или небольшой текст по картинке только по наводящим вопросам, может кратко характеризовать звуки речи, самостоятельно составлять схемы слов. Состояние монологической и диалогической речи на низком уровне. За время обучения научилась слоговому чтению (26-28 слов)
Письмо: мелкая моторика сформирована на уровне. Пишет правой рукой Списывает с печатного/рукописного текста с небольшим количеством каллиграфических ошибок, может построить модель звукового состава слова с фиксацией гласных, твёрдых и мягких согласных под руководством учителя, умеет делить слова на слоги и для переноса, определяет место ударного звука в слове. Под диктовку писать затрудняется, путает буквы, допускает ошибки.
Представления об окружающем мире незначительны, недостаточно развиты пространственные представления. На уроках технологии и изобразительного искусства характер деятельности устойчивый, работает с интересом.
По характеру застенчивая и скромная, спокойная и доброжелательная. Старается придерживаться принятых правил поведения и общения . Умеет прислушиваться к замечаниям и требованиям учителя.
Исходя из особенностей психофизического развития целью реализации адаптированной образовательной программы является: создание условий для освоения ООП НОО в полном объеме, а также успешная адаптация в условиях начала регулярного школьного обучения через коррекцию дефектов речевого развития, развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы.
Длительность программы: 1 учебный год (внесение корректировок 1 раз в четверть по выявленияспециалистов)
1.2 Особые образовательные потребности для обучающихся с ЗПР
К общим потребностям относятся:
1.3 Специальные образовательные потребности обучающегося.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО(вариант 7.1), характерны следующие особые образовательные потребности:
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой роботоспасобности и др.)
- организация процесс обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимся с ЗПР;
- наглядно – действенный характер содержания образования;
- развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно- познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса себе, окружающему предметному и социальному миру;
- комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компетенцию дефектов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия, формирование навыков социально одобряемого поведения , максимальное расширение социальных контактов;
К специальным образовательным условиям для данной категории обучающихся относятся
- Особые методы и формы обучения.
- Обязательная коррекционная работа.
- Учет психофизических особенностей ребенка.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Образовательный компонент.
В соответствии с рекомендациями Ужурской территориальной(районной) ПМПК и на оснавании диагностического обследования специалистов ПМП консилиума МБОУ «Ужурская СОШ №1 им. ГСС А.К. Харченко»принято решение об необходимости адаптации содержания образования. Обязательной предметной области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО. Рабочие программы представлены в Приложении 1.
Учебный план для реализации адаптированной основной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)
МБОУ «Ужурская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.К.Харченко»
на 2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
к учебному плану начального общего образования обучающегося
Ивановой Анастасии, обучающегося 2 г класса
на 2020-2021 учебный год.
Учебный план для реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 7.1) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ужурской средней общеобразовательной школы №1 им.ГСС А.К. Харченко на 2018-2019 учебный год основан на следующих нормативных документах:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Минобразования России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Постановление от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письма Минобрнауки России: от 13.11.2015 №07-3735 «О направлении методических рекомендаций» (о распространении практик по образованию детей с ОВЗ)»;
- Письма Минобрнауки России:от 11.03.2016 №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
- Устава МБОУ «Ужурская СОШ №1 им.ГСС А.К. Харченко»;
- Основной образовательной программы МБОУ «Ужурской СОШ №1 им. ГСС А.К. Харченко» начальная школа (в рамках ФГОС НОО);
- Адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающющихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 7.1) МБОУ «Ужурской СОШ №№1 им. ГСС А.К. Харченко».
Структура плана
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть составляет 70 %, а часть, формируемая участниками образовательных отношений – 30 % от общего объема. Обязательные предметные области учебного плана: русский язык и литературное чтение, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики , искусство, технология, физическая культура.
— формирование гражданской идентичности;
— приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
— формирование готовности к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования;
— формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
— личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Учебный план МБОУ «Ужурской СОШ №1 им.ГСС А.К. Харченко», реализующий АООП НОО для обучающихся с ЗПР, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» направлена на формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Изучение предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
«Иностранный язык» в начальной школе изучается со 2 класса. Направлен на формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Изучение предмета «Окружающий мир» направлено формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Изучение предметной области «Искусство» направлено на развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Учебный предмет «Технология» Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Учебный предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения только в 4 классе в количестве — 34 часа. По желанию родителей вводится модуль «Основы религиозных культур и светской этики». Предназначение данного модуля:
— воспитание порядочного, терпимого, честного гражданина, который с интересом относится к окружающему миру, с уважением относится к взглядам и убеждениям своих сограждан;
— формирование у учащегося мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций;
— воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан.
2.В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, в соответствии с ФГОС НОО предусматривает использование:
1-3 классы — 1 час (русский язык) для усиления предметной области «Русский язык, литературное чтение»;
С целью предотвращения перегрузки в 1-м классе домашних заданий нет; во 2-4 классах определен объем обязательных домашних заданий с учетом требований СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса».
Режим работы образовательной организации .
Учебный план образовательной организации разработан в соответствии с СанПиН 2.4.2. 2821-10, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Продолжительность учебной недели 1,2,3 классов составляет 5 дней, 6 дней в 4 классах. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет для 1 класса 31 календарный день, для 2-4 классов 29 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Для обучающихся в 1 классе в середине февраля устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Объем возможной максимальной нагрузки в 1 классе – 21 час, во 2-3 классах -23 часа, в 4 классах — 26 часов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не превышает для обучающихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю – 5 уроков, за счет урока физической культуры.
Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий в 1 классе. Бальная оценка вводится со 2 класса, оценочная деятельность выстраивается в соответствии с «Положением о системе оценивания МБОУ «Ужурская СОШ №1 им. ГСС А.К. Харченко».
Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе. Обучение осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века». В рамках реализации ООП НОО используются методики: уровневая дифференциация, проектная деятельность, сотрудничество, коллективные и групповые формы работы. При организации обучения используются современные информационные средства обучения, применяются проблемные и поисковые методы для решения учебных задач.
Сроки промежуточной аттестация определены календарным учебным графиком. Регулируются вопросы промежуточной аттестации статьей 58 Закона об образовании РФ. Промежуточная аттестация закреплена правовым актом образовательной организации.
План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения АООП начального общего образования и обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в объеме до 10 часов в неделю по следующим направлениям:
Для обучающихся с ЗПР обязательной частью внеурочной деятельности является коррекционно-развивающая область. Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания АООП НОО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций ПМПК.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционно-развивающую область, ООП НОО определяет Школа.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область (до 10 часов в неделю), составляет до 1350 часов за четыре года обучения.
В 1 и 2 классах по АООП (вариант 7.1) в коррекционно-развивающей области выделены часы следующих коррекционных курсов:
— Логопедические коррекционно-развивающие занятия: – 1 час, занятия проводит учитель –логопед.
-Коррекционно-развивающие занятия с психологом – 1 час с целью развития и коррекции психических процессов, занятия проводит педагог – психолог.
— Занятия с дефектологом – 1 час.
Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям (включая коррекционно-развивающую область) с указанием формы организации, названия, количества часов на каждый класс на текущий учебный год в таблице №2
Учебный план (недельный) МБОУ «Ужурская СОШ №1 им.ГСС А.К. Харченко »
(5-дневная неделя)
Учебные предметы
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Вариант 7 1 адаптированной программы
Методический вектор образовательной интеграции
Горячая линия Карта ресурсных школ АООП
Чем отличается обучение по варианту 7.1 от варианта 7.2?
В настоящее время в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ для детей с ЗПР предусмотрено два варианта Примерных адаптированных общеобразовательных программ 7.1 и 7.2. Решение о выборе варианта принимает психолого-медико-педагогическая комиссия.
Каким детям рекомендуют обучение по АООП НОО (вариант 7.1)?
АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. У некоторых детей могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 – 4 классы). Во внеурочное время ребёнок получает бесплатную логопедическую и психологическую помощь в объёме 5 часов в неделю.
Каким детям рекомендуют обучение по АООП НОО (вариант 7.2)?
АООП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки (обучение в 1 классе продлевается на один год). Количество дополнительных коррекционных занятий увеличивается до 7 часов в неделю.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ организация может создавать два варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР ― варианты 7.1 и 7.2. Каждый вариант АООП НОО обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности задержки психического развития, места проживания обучающегося и вида Организации.
Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.
Источник: integration55.ru