ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 755 «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР АУТИЗМА» ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Зачисление в учреждение
Экспериментальная площадка
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 755 «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР АУТИЗМА» ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
План работы городской экспериментальной площадки
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 755 «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР АУТИЗМА» ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Описание образовательной программы РАС 8.3, 8.4
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее АООП НОО РАС) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
8.2 или 8.3. Выбор программы. Ожидания и реальность
АООП НОО РАС самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы.
Цель реализации АООП НОО РАС вариант 8.3 – создание условий для овладения ими учебной деятельностью, и формирования у них общей культуры, разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с расстройствами аутистического спектра и лёгкой умственной отсталостью (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
- охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- формирование основ учебной деятельности обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) — (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
- создание специальных условий для получения образования [1] в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с РАС с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с РАС (вариант 8.3).
[1] Часть 2 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООП НОО РАС предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
АООП НОО РАС создается на основе Стандарта и при необходимости индивидуализируется. К АООП с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.
Вариант 8.3. может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность [1] . Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с РАС в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
Для обеспечения освоения обучающимися с РАС АООП может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций [2] .
Определение варианта АООП для обучающихся с РАС осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
[1] Ст. 79, ч. 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
[2] Ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), вариант 8.4 (далее АООП НОО РАС 8.4) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО РАС 8.4 разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными особенностями здоровья (далее — ФГОС НОО ОВЗ) и с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – ПАООП НОО РАС).
На основе АООП НОО РАС 8.4 для каждого обучающегося разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (далее — СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
АООП НОО РАС 8.4 предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работу по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми.
Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).
Специальные условия обучения и воспитания включают использование, с учетом медицинских показаний, аппаратуры разных типов коллективного и индивидуального пользования, при необходимости дополнительных ассистивных средств и средств альтернативной коммуникации.
Цель АООП НОО РАС 8.4 заключается в развитии личности обучающегося, формировании общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формировании необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
— формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся;
— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
— формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
— формирование основ учебной деятельности;
— создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
— обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО РАС 8.4 и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
— формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
Источник: autismspb.ru
Понимание заключений ПМПК. Варианты адаптированной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Материал разработан для учителей-логопедов, учителей начального общего образования и для учителей основного общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Понимание заключений ПМПК. Варианты адаптированной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.»
Варианты адаптированной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование в школах можно встретить все чаще и чаще. С каждым годом совершенствуется нормативная база, которая определяет особенности обучения детей с ОВЗ. Указанные нормативные акты являются основополагающими при разработке АООП для детей с ОВЗ.
В зависимости от проблем, которые испытывает ребенок ПМПК определяет для каждого ребенка индивидуальный вариант обучения. Чем отличаются варианты обучения друг от друга? Что означает кодировка в рекомендациях ПМПК для обучающегося с ОВЗ? С такими вопросами нередко сталкиваются родители детей с ОВЗ и педагоги, которые обучают особенных детей.
- Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон).
Источник: kopilkaurokov.ru
В каких случаях ПМПК рекомендует АООП для обучающихся с ТНР (Вариант 5.1. и 5.2)
Если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные врачом психиатром и психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа далее будет обозначаться как АООП определенного вида, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.
АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» устанавливается образовательный стандарт, предусматривающий различные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Если психолого-медико-педагогической комиссией установлено, что Вашему ребенку необходима адаптированная основная общеобразовательная для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, то возможны 2 варианта программ.
Вариант 5.1. предполагает обучение в общеобразовательном классе по общей программе при обязательном наличии логопедического сопровождения, осуществляемого в совместной работе учителя-логопеда с учителем. Предназначен для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (сложная дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), дети с общим недоразвитием речи III — IV уровней речевого развития (выделенных Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой), у которых, как правило, оказываются нарушенными все компоненты языка, дети с нарушениями чтения и письма при сохранном интеллекте.
Ребенок получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП составляет 4 года. То есть, ребенок учится в классе со своими сверстниками, в том числе с теми у которых нет ограниченных возможностей здоровья, учится по абсолютно той же программе по всем предметам, имеет тот же объем заданий по предметам, что и все другие дети, обучающиеся в классе. Иными словами, он такой же ученик класса, как и все остальные ученики этого класса.
При этом Ваш ребенок проходит особую коррекционную программу вне учебных часов по предметам. Эта программа направлена на то, чтобы обеспечить ребенку удовлетворение его особых потребностей в связи с тяжелыми нарушениями речи. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации. В случае с ОВЗ ТНР предусмотрено обязательное участие логопеда.
Вариант 5.2. предназначен для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, находящихся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), являющихся следствием алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикания. Показанием для выбора этого варианта являются также тяжелые нарушения чтения и письма. Этот же вариант рекомендуется обучающимся, не имеющим общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания, однако для них дополнительный год обучения в первом классе не предусматривается.
В зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два отделения:
I отделение — для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.
II отделение — для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.
Срок освоения варианта 5.2 АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет (I дополнительный + 4 класса), во II отделении 4 года (I – 4 классы).
Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы I класса, предусматривается I дополнительный класс. Выбор продолжительности обучения (за счет введения I дополнительного класса) на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией.
Для обучающихся с ТНР на I отделении варианта 5.2 обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение учебного предмета «Иностранный язык». Обучающийся с ТНР, осваивающий вариант 5.2, полностью включен в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники.
Осваивая основную образовательную программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с ТНР (вариант 5.2) имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Эти специальные условия конкретизируются применительно и к особенностям обучающихся с ТНР по варианту 5.1. В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с ТНР должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Срок освоения АООП НОО для детей с ТНР (вариант 5.2) может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Новикова Юлия Анатольевна, учитель-логопед
Алтайского краевого центра ППМС-помощи
Источник: xn——-43ddab4abla1bfldbcodecee4dgt3agrzmkh55b.xn--p1ai