Вальдорфская программа что это

Вальдорфская методика

Вальдорфская методика обучения — это альтернативная педагогическая система. Её основал Рудольф Штайнер (1861–1925). Первую школу открыли в 1919 году по желанию Эмиля Мольта, который был директором сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория». В первой вальдорфской школе было 256 учеников, 8 классов и 12 учителей, которые прослушали лекции Рудольфа Штайнера.

Затем при школе организовали детский сад, который работал по тем же методам, что и школа. Новоявленная система начала давать свои положительные плоды, поэтому на волне успеха начали открываться вальдорфские школы по всей Германии и Западной Европе. На сегодняшний день работают примерно 1000 школ и 2000 детских садов по всему миру.

Вальдорфская методика базируется на философских мнениях Рудольфа Штайнера, которые он изложил в своем антропософском учении. Согласно нему, человек состоит из Духа, Души и Тела, поэтому в воспитании ребенка нужно помнить и о духовном развитии. Сама теория достаточно интересная, в ней поиск индивида смысла жизни крепко переплетается с шансом стать богоподобным. В учебных заведениях антропософии детей не учат, но она все равно находится во главе угла вальдорфской методики.

Что такое вальдорфская школа.

вальдорфская методика

Основные принципы методики

  • Основной принцип – уважать ребенка как личность. В системе используется индивидуальный подход к каждому малышу. Таким образом крошка раскроет себя и свой внутренний мир. Вальдорфская методика не имеет оценок, свои настоящие успехи малыш сравнивает с прошлыми, так он начинает понимать достижения. Благодаря отсутствию оценок, ребенок не нервничает и не обесценивает себя.
  • Чтобы развить способности ребенка, нужно создать определенную благоприятную среду. Комната должны быть организована так, чтобы малышу было в ней комфортно и интересно учиться. В середине должен стоять стол, за которым расположились педагоги.
  • Каждая игрушка обязана возбуждать в ребенка творческий порыв, малыш должен рассмотреть несколько видов игр с ней. Творчество в вальдорфской методике играет очень большую роль, учителя всегда поддерживают, когда проявляется креативный потенциал. Игрушкой может быть любой предмет, например, лист дерева, варежка, вилка, кубик льда, пока он не растает.
  • Все педагоги как личности играют важную роль в вальдорфской системе. Они являются безусловным

    Нет развития как такового, развития вообще.

    Есть развитие одного человека. И другого,

    и третьего. Четвертого, тысячного.

    Сколько людей на свете есть —

    столько процессов развития и должно быть

    Р. Штайнер

    Из истории вопроса

    Вальдорфская педагогика существует вот уже более 100 лет. В ее основе лежат идеи немецкого мыслителя и педагога, доктора философии Рудольфа Штайнера. Первая вальдорфская школа открылась в 1919 г в г. Штутгарте. Учились в ней в основном дети рабочих фабрики Вальдорф-Астория – фабрика выделила на это средства. Отсюда и пошло название педагогической системы Рудольфа Штайнера, для которого социальное и материальное положение родителей его учеников, а также уровень их одаренности никогда не имели значения.

    Чем Вальдорфская школа отличается от других школ?

    Что такое Вальдорфская педагогика и как она появилась

    О Рудольфе Штайнере

    Отношение к Рудольфу Штайнеру (1861-1925 гг.) в обществе и спустя почти сто лет после его смерти неоднозначное. 350 изданных томов, которые он оставил нам в наследство, дают достаточный материал для споров.

    Сам Штайнер тоже был знатным спорщиком: на протяжении всей своей жизни он пытался доказать, что автор «Критики чистого разума» Иммануил Кант не прав, и духовный мир существует! Изучив математику, физику, естественную историю, биологию, геологию и чистую механику, погрузившись в труды древних и современных философов, Рудольф Штайнер создал собственное духовно-философское учение о взаимосвязи Космоса, Земли и человека – антропософию. В недрах нового учения зародился и новый вид искусства – эвритмия, сочетающая танец с поэтической речью или музыкой. Эвритмия является обязательным предметом в вальдорфских школах.

    НА ЗАМЕТКУ

    Антропософия (от греч. ἄνθρωπος — человек и σοφία — мудрость) – учение, которое представляет собой синтез мировых религий и веры в природу.

    Основные идеи вальдорфской педагогики

    В чем заключается суть Вальдорфской педагогики

    Рудольф Штайнер был гуманистом, уважающим личность каждого ребенка, поэтому в основе его методики лежат:

    • гармоничное развитие личности, сочетание духовного, интеллектуального и физического развития;
    • поэтапное и неторопливое освоение материала;
    • опора на органы чувств и на сенсорное познание мира – через ощущения, через внимание к предметам и деталям;
    • тесное взаимодействие ученика и педагога;
    • отсутствие оценок и, как следствие, конкуренции между учениками;
    • любовь к природе и натуральным материалам.

    Этапы обучения

    1. Дошкольный период. Упор на физическое развитие ребенка. Развитие его мелкой моторики через имитацию.
    2. Младшая и средняя школа. Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти и образного мышления через театрализацию. Обучение в начальных классах ведется без учебников.
    3. Старшая школа. Развитие абстрактного мышления и логики через освоение точных наук. Появление оценок.

    Как выглядит вальдорфская педагогика на практике

    Как выглядит Вальдорфская педагогика на практике

    1. Классическое вальдорфское школьное обучение начинается в 7 лет. Программа рассчитана на 12 классов.
    2. Детей в классах обычно немного. Атмосфера царит спокойная и доброжелательная. Вальдорфская педагогика – ненасильственная: учитель ориентирован на то, чтобы принимать ученика таким, какой он есть, и развивать в нем нужные качества.
    3. Основное внимание уделяется не столько наполнению ученика знаниями, сколько формированию его личности. Сферу чувств развивают с помощью таких предметов, как музыка, живопись, театр, эвритмия.
    4. Уважая потребность малышей в физической активности, вальдорфские педагоги строят обучение таким образом, что часть материала усваивается через движение. Поэтому на уроках в вальдорфской школе ученикам предлагают не только слушать, читать и писать, но хлопать в ладоши, прыгать и играть в мяч.
    5. Помимо привычных школьных предметов в расписании представлены: рукоделие и ремесло, сельское хозяйство и строительство дома. На таких уроках формируются конкретные, практические навыки, умение работать с материалами и инструментами. «Неинтеллектуальные» предметы могут занимать до одной трети учебного времени.
    6. Уважение к другим культурам воспитывается в процессе изучения обычаев и верований разных народов мира. Занятия проводятся в форме театрализованных представлений, в которых участвуют сами дети.

    Кому подойдет вальдорфская методика

    Кому подходит Вальдорфская педагогика, а кому не подойдет

    1. Детям с богатым внутренним миром, которые:

    • способны долгое время заниматься одним и тем же делом;
    • умеют сосредотачиваться на деталях;
    • интересуются окружающими их предметами и любят взаимодействовать с ними;
    • с готовностью откликаются на любую инициативу взрослых;
    • покладисты и неконфликтны;
    • любят сказки и с удовольствием воображают себя героями придуманных историй.

    Однако таким детям трудно переключаться, им требуется время для принятия решения. Их не слишком интересуют подвижные игры и силовое взаимодействие. Им бывает сложно постоять за себя и защитить свои границы. Они ранимы и не сразу открываются посторонним. Неудивительно, что в обычном детском саду, в большой группе сверстников им некомфортно.

    Они зажимаются и часто болеют.

    ВАЖНО

    Вальдорфская педагогика заботится о таких детях и их чувствах. Дает им возможность созреть, окрепнуть морально и физически.

    2. Детям, которым:

    • ставят диагнозы типа «задержка речевого и интеллектуального развития»;
    • трудно даются абстрактные категории, обобщения, вторые значения слов и понимание текстов.

    Часто таких детей с предметным мышлением считают не очень умными, и родители переживают за их будущее. На самом же деле, этим малышам просто не подходит большинство современных общеобразовательных программ, предполагающих развитое абстрактно-логическое мышление и задающих сумасшедший темп освоения учебного материала. В вальдорфской школе с этим ребенком будут говорить на понятном ему языке конкретики. Вернуться в обычную общеобразовательную школу он может, например, на этапе средней или старшей школы, когда будет к этому готов.

    3. Вальдорфская педагогика подходит детям, которые не вписываются в детские коллективы и систему жестких правил и оценок, обладая при этом выдающимися интеллектуальными способностями. Такие дети, по большому счету, вообще не очень нуждаются в школе. Знания они впитывают из книг и окружающего мира, а школа им нужна только для социализации.

    ВАЖНО

    Вальдорфская педагогика позволяет не нагружать психику ребенка большим количеством уроков и домашних заданий, оставляя свободу для его собственных внутренних интеллектуальных процессов.

    Кому не подойдет вальдорфская методика

    Детям, у которых:

    • ярко выражены волевые качества;
    • потребность в лидерстве, первенстве и признании;
    • повышенный уровень агрессии;
    • большая потребность в движении, смене впечатлений и физической активности;
    • высокий интеллектуальный и творческий потенциал в области науки и техники;
    • нет авторитетов – они всегда идут своим путем.

    В обычной общеобразовательной школе таким детям легче затеряться в толпе и сохранить свою свободу. В вальдорфской школе, с пристальным вниманием к каждому, подобному ребенку может оказаться тесно.

    Ассоциация вальдорфских школ России

    С 1995 года у нас в стране существует «Ассоциация вальдорфских школ России» (http://waldorf-russia.ru/). Ассоциация проводит семинары и встречи, посвященные актуальным для вальдорфских школ вопросам, разрабатывает и издает образовательные программы, а также занимается подготовкой и повышением квалификации учителей, которые работают по этим программам.

    Главная цель Ассоциации – это «развитие и совершенствование образования, посредством содействия развитию и распространению вальдорфской педагогики, создание реальных условий для осуществления неотъемлемого права каждого человека на свободное образование».

    Видео

    1. Помелов В.Б. Рудольф Штейнер и его вальдорфская педагогика (к 150-летию со дня рождения) // Вестник Вятского государственного университета, 2010. с.120-126.

    Источник: www.baby.ru

    5 главных вопросов о вальдорфских школах

    Одни считают вальдорфские школы единственным верным выбором, который не загубит индивидуальность ребёнка. Другим кажется, что в ней воспитывают сектантов. В 2019 году системе Рудольфа Штайнера исполнится 100 лет, и списывать её со счетов пока рано.

    1. Что такое вальдорфская система и кто её придумал?

    Австрийский философ Рудольф Штайнер был основателем не только системы вальдорфских школ, но и создателем антропософского общества. Его целью было открытие методов саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека. Поэтому вся его педагогическая система ориентирована в первую очередь на духовное развитие ребёнка.

    Первая школа, где использовалась методика Рудольфа Штайнера, была открыта в Штутгарте в 1919 году. Её финансировала табачная фабрика «Вальдорф-Астория», но учились в ней не только дети рабочих, но и все увлечённые идеями философа. Эпитет «вальдорфская» закрепился за всеми школами-последователями, где использовалась программа.

    Основа вальдорфской педагогики — раскрытие потенциала ребёнка, его мышления, чувств и воли

    Всё должно быть в гармонии. Задача педагогов — развить природные таланты учеников и дать веру в собственные силы. Один из главных принципов — всему своё время, поэтому приверженцы этой системы так против раннего развития. Упор делается на чувственное переживание, поэтому в фаворитах гуманитарные предметы. Науки, требующие логики и анализа, уходят на второй план.

    Главное — привить интерес к получению знаний, чтобы учиться было в удовольствие, сохранялась мотивация.

    Ребёнок проходит через три этапа взросления: от рождения до семи лет главной считается забота о физическом развитии ребёнка; с семи до 14 лет происходит формирование его чувств; с 14 лет до 21 года развивается мышление и в итоге у повзрослевшего человек появляется способность самостоятельно познавать окружающий мир.

    2. Чем она отличается от других?

    Учебные программы (они прошли экспертизу и рекомендованы Министерством образования) аккредитованных вальдорфских школ в России выстроены так, что дети проходят обязательную аттестацию в 4, 9, 11 классах. В них преподают те же предметы, что и в обычных (плюс несколько специальных дисциплин, например, эвритмию).

    Отличается подход к самому преподаванию. Основные методы познания — эксперимент и наблюдение. Например, звуки и цвета — в физике, горение — в химии, наблюдение растений и животных — в биологии.

    • Школы коллегиально управляются учителями. Здесь не приветствуют компьютеры, телевизоры, планшеты — все современные технические устройства не соответствуют духу вальдорфской системы.
    • Конечно, нет и школьной формы.
    • Интерьер стараются создать из натуральных материалов (деревянные столики, плетёные стульчики и кресла). Цвет стен, форма потолка, организация внутреннего пространства — всё это имеет значение. Предпочтение отдаётся краскам на водной основе, камню и керамической плитке для пола и подоконников.
    • Особая роль отводится классному руководителю, который остаётся со своими учениками на протяжении семи-восьми лет. Именно он проводит большую часть уроков и владеет знаниями по всем основным предметам. Обычно он преподаёт ещё и ремёсла.
    • В течение 3-4 недель на главном уроке, который стоит первым в расписании и длится 1,5 часа, изучают раздел одного из предметов: истории, биологии, географии, математики, русского языка и литературы. Остальные уроки, например, иностранные языки, музыка, рукоделие обычно проходят после главного и привычно длятся 45 минут. Пример расписания одной из вальдорфских школ можно посмотреть здесь.
    • Есть специальные предметы. Например, эвритмия сочетает танец и пантомиму под чтение стихов или музыкальное сопровождение. Рисование формы предшествует письму (с 1 по 3 класс). Чтение и правописание появляются позже. Начиная с 9 лет дети занимаются ботмеровской гимнастикой.
    • С 1 класса преподаются два иностранных языка. В учёбе упор делают на гуманитарные предметы (живопись, музыка, пластицирование).
    • В обучении нет оценок. Соревновательный момент полностью отсутствует. Прежде всего школьники должны наслаждаться общением со сверстниками и с воспитателем. В конце учебного года учитель пишет подробную характеристику на каждого ученика с результатами и рекомендациями. Соответственно, никого из детей не оставляют на второй год.
    • Нет учебников. Главное — личность учителя. Именно он определяет, в какой форме подавать материал, то есть он может рекомендовать какие-то пособия, сборники задач или ограничиться устным рассказом.
    • Проводят костюмированные праздники (например, Праздник Урожая, Праздник Архангела Михаила; Праздник Фонариков; Масленица/Праздник встречи весны). Перед началом каникул все классы делают отчётные концерты.
    • В школах есть социально ориентированные практики. Например, в началке это могут быть ремёсла (путь зерна от его посадки до готового хлеба) и краеведение (изучают улицы, здания, составляют карты). В старших классах практика проходит в детских садах, больницах, детских домах и домах престарелых.

    3. Где учить ребёнка по вальдорфской системе?

    Почти в 90 странах сейчас насчитывается более тысячи вальдорфских школ. И свыше 3 000 детских садов. Больше всего учеников вальдорфской системы на её родине, в Германии — свыше 80 тысяч человек.

    В России первая вальдорфская общеобразовательная школа была открыта в Москве в 1992 году. Сейчас их 19, в том числе в Санкт-Петербурге, Владимире, Самаре, Ярославле. Общее число учеников в России — чуть больше 2500 человек. Часть школ — государственные, другие имеют статус некоммерческих образовательных учреждений. Среди российских вальдорфских преподавателей есть даже победители конкурса «Учитель года».

    Первая детсадовская вальдорфская группа появилась ещё в СССР в 1989 году. Сегодня их около 70 и ещё 30 дошкольных студий. Большинство из них состоят в Содружестве вальдорфских детских садов России.

    4. А моего ребёнка возьмут?

    В общеобразовательные вальдорфские школы набирают обычных детей. Зачастую надо пройти собеседование, в котором участвует не только ребёнок, но и родители (оценивается их позиция по вопросам обучения, воспитания и совместной деятельности в школе).

    Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы

    Требования к ребёнку предъявляют стандартные, как и при приёме в обычную школу. Согласно закону «Об образовании» отказать в приёме в учебное заведение школа не имеет права, но легко может не хватить мест. Например, в школу № 1060 попадают только из основной очереди — детям с пропиской в другом районе Москвы уже не остаётся мест.

    Единственная лазейка — начать с детского сада, который относится к школе. Выпускникам дошкольного отделения даётся приоритет при приёме, даже если они прописаны в другом районе.

    Педагоги не скрывают, что при переходе из вальдорфской школы в обычную могут возникнуть проблемы с адаптацией у учеников младших классов.

    К концу второго класса ученики в вальдорфской школе могут писать только печатными буквами

    При этом в математике они даже опережают сверстников. Все различия в уровне знаний стираются к средней школе.

    Есть отдельная категория лечебно-педагогических школ и классов (где используют вальдорфскую методику), куда набирают особенных детей, например, класс особых детей «Навстречу» при школе «Путь Зерна».

    5. Почему её критикуют?

    Один из основных из аргументов критиков — позднее, по меркам классической педагогики, начало обучения чтению, письму, математике. Также ставят под сомнение отсутствие оценок, экзаменов, контрольных работ. Родители волнуются, сможет ли ребёнок адаптироваться к учебным и дисциплинарным требованиям обычной школы и вуза.

    Качество образования, которое получает ребёнок, напрямую связано с личностью педагога-классного руководителя, его профессионализмом и одарённостью (ведь он преподаёт основные предметы первые 7-8 лет в школе).

    В качестве недостатка системы часто называют эзотерический аспект обучения. Сторонники вальдорфской педагогики полагают, что методика Штайнера направлена на то, чтобы помочь школьнику «взойти» к его так называемым «высшим духовным телам» — так называемому «эфирному» и так называемому «астральному». Часто это приводит к тому, что вальдорфские школы воспринимаются как секта.

    Источник: mel.fm

    Вальдорфская система воспитания: что это такое и почему она до сих пор актуальна

    Вальдорфская педагогика — одна из самых противоречивых «воспитательных» систем в мире. Даже если эта философия в целом вам придется не по душе, некоторые прикладные элементы могут заинтересовать.

    24 марта 2021

    В 1919 году в Германии дети рабочих, трудившихся на табачной фабрике «Вальдорф Астория» (г. Штутгарт, Германия), впервые опробовали на себе обучение по вальдорфской системе — методике, которая базировалась на философии австрийского философа и ученого Рудольфа Штайнера. Название, как становится понятно, произошло от названия предприятия, где она впервые была опробована.

    Пожалуй, самое главное отличие этой школы от всех остальных в то время заключалось в ее толерантности: в вальдорфской школе не допускалось деления учеников по социальным слоям, вероисповеданию и даже показателю IQ. В ней все были равны.

    Чуть позже при той же фабрике стараниями Штайнера был организован и вальдорфский детский сад. Спустя десятилетия новый подход стал причиной непрерывных споров и разногласий, предметом восторженных отзывов тысяч родителей, педагогов и детей, а также основой для огромного количества детских садов и школ во всем мире (сегодня суммарное их количество превышает три тысячи учреждений).

    Покой в розовом цвете

    Воспитание по вальдорфской системе предполагает, прежде всего, чуткость и внимательность к основным потребностям ребенка. Штайнер считал, что в первые месяцы жизни малышу необходим покой и защищенность, а не обилие впечатлений. Вальдорфская школа считает, что кроха приходит во внешний мир с тем, что он принес с собой из «доземной» жизни. После рождения он должен приспособиться к новым условиям жизни вне материнской утробы, к новому способу дыхания и питания. Значит, нужно обеспечить малышу надежный «домик» и защиту от внешнего мира, суеты и шума.

    В качестве такой «оболочки» вальдорфская педагогика рекомендует люльку, накрытую с одной стороны прозрачной розовой тканью или тюлем. Подвешенная в воздухе качающаяся люлька символизирует плавный переход из материнской утробы в физический мир. Каждый новый шаг вперед — познание своего тела, знакомство с близкими, сидение и ползание — для малыша серьезное достижение.

    По мнению Штайнера, искусственно ускорять развитие не нужно: на освоение новых навыков малышу требуется время. Однако это совсем не означает, что нужно бездействовать! Задача родителей — дать ребенку то, что ему необходимо именно сейчас, в настоящий момент, а не в будущем. Это основной принцип, которым руководствуется вальдорфская педагогика.

    Пример для подражания

    Что же такое воспитание по вальдорфской системе? «Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам — это и есть нормальное состояние ребенка», — говорил Рудольф Штайнер. Обучение и воспитание детей раннего возраста строится на подражании: младенец старается повторить выражение лица своей мамы, а двухлетняя малышка кокетничает перед зеркалом, накрасив губы помадой.

    В качестве основы обучения и построения модели «взрослый-ребенок» вальдорфцы взяли именно эту «впитывающую» особенность детской личности. Вот почему в системе Штайнера в детском мире особое место занимает взрослый (это может быть не только родитель, но и воспитатель, учитель). Он является для ребенка безоговорочным авторитетом и абсолютным примером.

    Воспитание по вальдорфской системе предполагает, что от поведения взрослого зависит вся атмосфера дома или же в садике. Эмоциональная детская личность отличается высокой восприимчивостью не только к поступкам окружающих людей, но и их переживаниям, мыслям. Дети подражают старшим, в том числе, когда наблюдают, как те одеваются, убирают, готовят и т.п.

    Представьте себе вальдорфский детский сад: воспитатель в нем ведет себя так же, как мама, занимаясь хозяйством. Он вытирает пыль, варит компот или печет пироги, время от времени подходя к детям, чтобы поиграть с ними или рассказать сказку. Ребята постарше помогают ему накрывать на стол, работать в саду, убираться в группе. Много времени уделяется творческим занятиям: рисованию, лепке, аппликации (а в старших группах — даже валянию и вязанию), игре в кукольный театр, разучиванию песенок и стишков. И все-таки в некоторых аспектах вальдорфский детский сад солидарен с обычным садиком — полноценное четырехразовое питание и дневной сон в нем обязательны!

    Кстати!

    Вальдорфские педагоги рекомендуют и дома придерживаться строгого распорядка дня для ребенка, считая, что дети, живущие по режиму, более спокойны и собраны, поскольку знают, что их ждет в течение дня. А вот беспорядочный образ жизни, наоборот, может выбить малыша из колеи и заставить нервничать.

    Детское время

    Обучение по вальдорфской системе не просто не обещает научить дошкольников читать, писать и считать. Напротив, оно полностью отрицает обучение чтение и письму до 7 лет (того возраста, когда пора будет отправляться в школу). Вальдорфцы не торопят интеллектуальное развитие ребенка! Они считают, что главное свойство интеллекта — это способность к творчеству. Развитие воображения, словарного запаса и прикладных навыков — вот что станет благоприятной почвой для взращивания интеллектуального и абстрактного мышления в будущем.

    Таким образом, обучение по вальдорфской системе предполагает не механическое заучивание, а запоминание в ходе эмоционального «проживания» информации. Это способствует эффективному обучению без вреда для психологического здоровья. Ведь полноценно развиваться интеллект может только тогда, когда есть качественный фундамент для этого — сформирован эмоциональный мир. Происходит это, когда «все молочные зубы сменяются на постоянные» (т.е. примерно в 12 лет).

    Вот почему вальдорфские педагоги призывают не делать из ребенка взрослого, а наоборот, помогать ему как можно дольше оставаться маленьким, чтобы он успел вкусить все прелестные плоды детства и, разумеется, раскрыть все свои таланты. Воспитание по вальдорфской системе накладывает строгое табу на раннее обучение письму и чтению. «Есть лошади, принужденные с малолетства возить тяжелые грузы, и есть те, которые ждут, пока вырастут их кости и разовьются их мускулы. Какие из лошадей будут сильнее впоследствии?» — эта притча как нельзя лучше отражает принцип, которым руководствуется вальдорфская школа.

    Основа основ

    Вальдорфская педагогика делает основной акцент в обучении на развитии интуиции и воображения, на умении фантазировать и творить. Детство ребенка-дошкольника полностью посвящается игре. Свободная игра ребенка — одна из основ развития, в ней «приводится в движение» воля, расцветает я творческая фантазия.

    Эмоциональная сторона на самом деле гораздо важнее, чем владение логикой и анализом. Вальдорфский детский сад — место, где много времени посвящается играм на свежем воздухе (с песком, водой), садовым работам, сближающим детей с природой. Вальдорфская педагогика провозглашает одной из своих главных целей — «связь» с жизнью, т.е. установление соотношений между научными знаниями и опытом. Быт, окружающий современного ребенка, настолько автоматизирован и далек от природы, что дети не имеют представления об элементарных навыках человеческой деятельности: как растят цветы, как пекут хлеб, как строят дом, как плетут корзины.

    Воспитание по вальдорфской системе предполагает, что и мальчики, и девочки с самого раннего детства вышивают, вырезают по дереву, сами делают игрушки, работают на гончарном круге, рисуют красками и мелками, лепят из глины и воска без образцов и предложенных шаблонов, без заданной темы и определенных правил. Вальдорфский детский сад предлагает детям три основных цвета: красный, желтый и синий. Остальные цвета малыши создают сами, смешивая и разбавляя краски. Вальдорфская педагогика также включает в себя элементы традиционной народной культуры: песни, игры, потешки, сказки, хороводы.

    Гениальное — просто

    Конечно, как и любая другая развивающая воспитательная система вальдорфская педагогика не может обойтись без игрушек. Игрушки для «вальдорфских» детей просты и самобытны. Вальдорфский детский сад не предложит воспитанникам готовых игрушек: дети и педагоги мастерят их сами. Основа — природные материалы (необработанное дерево, шерсть, бумага, натуральные ткани, солома). Красители тоже только натуральные: водные краски, соки растений, специи, кофе и т.п.

    Категоричное «нет» говорит вальдорфская школа пластмассе, механике и электронике — в общем, всему тому, чем сегодня заполнены полки детских магазинов. Но не только экологичность и ручная работа являются отличительными чертами вальдорфских игрушек. Всех их выделяет из массы остальных «мягкая» форма: даже деревянные кубики не имеют четких острых углов и, кажется, немного несовершенны по форме. В этом и заключается главный принцип вальдорфской игрушки — намек на форму и способ игры с ней. Делается это для того, чтобы получило импульс для развития детское воображение.

    Когда фантазия берет старт, любой брусок может стать корабликом, а листочек, опавший с дерева, — парусом, три лоскутка заменяют куколку, а палка — лошадку. Самые маленькие ребята играют с неокрашенными глиняными, лоскутными или деревянными куклами, у которых даже не прорисовано лицо — в игре малютка сам решает, смеется кукла или плачет. Нельзя, однако, сказать, что таким принципом вальдорфская школа обедняет игрушечный детский мир. Вариантов полно: музыкальные игрушки (флейты, ксилофоны, трещотки), фигурки животных и растений, деревянные кубики и конструкторы (в том числе из природных материалов — веточек, палочек, каштанов, желудей, шишек и орехов), игрушки для обучения ремеслам (гончарный круг, ящик с деревянными инструментами, клубки ниток и пр.), мозаики-пазлы, вальдорфские куклы.

    К доске

    Несмотря на то, что популярность вальдорфской методики воспитания в России набирает обороты, и количество вальдорфских детских садов неуклонно растет, вальдорфских школ у нас пока немного. Это и неудивительно: вальдорфская педагогика разительно отличается от традиционной. В качестве основных отличий можно отметить отрицание оценок не только в начальной, но и в средней — вплоть до 8 класса — школе (в конце года родители ученика получают табель-резюме, повествующее о его достижениях), и отсутствие учебников как таковых (на уроках дети работают в специальных тетрадях, которые и являются обучающими книгами). Обучение рассчитано на 12-13 лет (никаких «перепрыгиваний» через класс!), при этом в школу ребята идут только по достижении 7-летнего возраста.

    Имейте в виду, что если ваш ребенок пойдет в вальдорфскую школу, а затем вдруг по каким-то причинам вы решите покинуть ее, в обычном общеобразовательном учреждении он сможет присоединиться только к ребятам, обучающимся двумя классами «ниже» (т.е. вместо 7-го класса его примут в 5-й). Из чего ясно следует, что обязательная образовательная программа вальдорфской школы все же отстает от общепринятой у нас в стране. И, как это логично вытекает из принципов вальдорфской педагогики, предметы, являющиеся второстепенными для обычной школы (музыка, рисование, природоведение и т.п.), в вальдорфском образовательном учреждении становятся основными на первые восемь лет обучения. Впрочем, есть у вальдорфских школ и плюс, который несомненно оценят современные родители — пристальное внимание здесь уделяется изучению иностранных языков. С первого же класса дети изучают их два, причем погружение в языковую среду происходит максимально органично — через народный фольклор (народные песни, потешки, стихи и т.п.).

    Не зря вальдорфскую школу часто называют «школой жизни»: можете быть уверены, здесь ребенок быстрее, чем где бы то ни было научится печь пирожки, садить цветы и вязать на спицах. Главный принцип обучения — накапливание жизненного опыта путем переживаний, а не пустая зубрежка теорий. Отсутствие уверенности в том, что вальдорфская школа не дает ребенку реальных знаний для продолжения образования, например, в институте или университете, вынуждает многих родителей скептически относиться к этой педагогике. Но то, что дети в вальдорфской школе учатся без страха и сомнений (отметок-то нет — чего бояться?), с удовольствием и радостным удивлением, безусловно, заставляет симпатизировать. И если вы психологически готовы к тому, что ваш ребенок начнет изучать геометрию в первом классе посредством вождения хороводов и подвижных игр, можно попробовать познакомиться с вальдорфской системой обучения поближе.

    Список вальдорфских школ и вальдорфских детских садов, которые работают в России, вы можете найти на сайте .

    Больше полезных материалов о детском воспитании — в нашем канале на Яндекс.Дзен .

    Источник: www.parents.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru