Для диагностики автомобилей концерна V.A.G могут использоваться К- и L-линии на выводах 7 и 15 разьёма OBDII, или CAN шина на выводах 6 и 14. Некоторые автомобили могут быть оборудованы обоими вариантами одновременно.
Протоколы
Обмен данными между электронным блокам управления (ЭБУ) и диагностическим сканером производится по определенным правилам — протоколам передачи данных. По мере возрастания сложности ЭБУ, количества передаваемых данных и увеличения скоростью обмена, применялись более современные протоколы. Концерн VAG по настоящее время использует следующие диагностические протоколы:
~ 1996 — 2004 г. — KW1281 и KWP2000 (К- и L-линии)
~ 2005 — 2009 г. — TP1.6 и TP2.0 (CAN)
~ 2010 и позже — UDS (CAN)
В одном и и том же автомобиле могут использоваться ЭБУ с разными протоколами передачи данных.
Системы автомобиля
Номер в наименовании ЭБУ соответствует адресу системы автомобиля. Это позволяет проще искать информацию в справочниках по ремонту, а также в инструкциях по использованию VAG 1551 или другого заводского диагностического оборудования.
Вася Диагност 1.1 Базовые возможности для начинающего.
Каналы
В диагностике VAG применяется такое понятие как Блоки Измеряемых Величин (MVB) или Каналы. Это группа параметров (измеряемых значений), которой присвоен номер от 0 до 255. Параметры в группах подобраны для упрощения диагностики отдельных функций ЭБУ. Группы могут состоять из одного или нескольких параметров, входящие в них параметры нумеруются от 1 и жестко заданы в микропрограмме блока управления.
Например, ниже представлены несколько блоков измеряемых значений с параметрами бензинового двигателя Motronic:
1. Обороты двигателя
2. Напряжение аккумулятора
3. Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя
4. Датчик температуры впускного воздуха
1. Обороты двигателя
2. Состояние двигателя
3. Датчик положения педали акселератора
4. Датчик положения дроссельной заслонки
В блоке 4 мы можем отслеживать зависимость оборотов двигателя и температуры а в блоке 54 мы можем видеть зависимость оборотов двигателя от положения педали акселератора и дроссельной заслонки.
Физически, при запросе сканером одиночного канала, ЭБУ отвечает одиночным пакетом данных, содержащим все параметры данного канала. Это позволяет для «медленных» протоколов, таких как KW1281 (К-линия), получать данные с минимальной задержкой и отслеживать быстрые изменения значений параметров.
Начало работы
Очень важно точно выбрать необходимый автомобиль (марку/модель/модельный год/модификацию/двигатель) в программе ScanDoc, от этого зависит перечень установленных в нем ЭБУ. Номер двигателя (буквенное обозначение и серийный номер) можно найти на головке блока цилиндров и на наклейке защитной крышки зубчатого ремня. Буквенное обозначение двигателя также дополнительно указывается на заводской табличке в нише для запасного колеса.
После выбора автомобиля, для уточнения списка установленных в конкретном автомобиле блоков управления можно выполнить автопоиск. Для машин с CAN-шиной список всех установленных блоков управления будет зачитан из диагностического интерфейса шин данных (gateway), для остальных машин будут выполнены прямые попытки подключения ко всем возможным ЭБУ.
Заблуждения про адаптер VCDS Вася Диагност
В связи с динамично развивающимся рынком автомобильных технологий, заводами изготовителями автомобильной техники выпускается значительное количество новых электронных модулей управления. В программном обеспечении ScanDoc могут отсутствовать данные о новых электронных блоках управления.
Если вы получаете сообщение «Неизвестный ЭБУ . «, и это блок c MVB и вы можете продолжить диагностику в Ручном режиме. В этом режиме доступна полноценная работа с блоком, но необходима информация по блокам измеряемых величин (каналам) и функциям из справочников по ремонту (например ELSA).
Если это ЭБУ с UDS протоколом, то дальнейшая работа с блоком невозможна. в этом случае следует обратиться в техничеcкую поддержку Quantex.
Внимание: на автомобилях без CAN-шины, из-за перебора всех возможных ЭБУ, автопоиск работает значительно медленнее.
Внимание: если в машину устанавливается блок управления системы, которая ранее отсутствовала в данном автомобиле, его необходимо обязательно зарегистрировать в gateway. Если ЭБУ будет не зарегистрирован, вы не увидите его в списке блоков управления и он не сможет работать корректно.
Разделы диагностики
Основное окно с перечнем возможных разделов диагностики. Количество разделов диагностики зависит от варианта ЭБУ.
Идентификация
Идентификация отображает информацию о блоке.
Идентификационная информация представляет собой набор постоянных значений, таких как номер детали, версия ПО и т.п. За небольшим исключением, эти значения могут быть только отображены, но не изменены.
Номер детали и Номер детали аппаратной части -используется сканером для идентификации блоков с любыми протоколами.
ASAM/ODX file identification и ASAM/ODX file version -используется сканером для идентификации блоков с протоколом UDS.
Если сканер не сможет получить эти значения из ЭБУ, он не сможет определить какие параметры и функции имеет блок, и полноценно работать с таким блоком управления не получится.
Номер оборудования, Номер импортера и Код мастерской -эти значения используются при кодировании ЭБУ. Код мастерской выдается концерном VAG сервисному центру и записывается в блок при каждом кодировании. Это делается для того, чтобы знать, кто последний кодировал автомобиль.
Чтение кодов неисправностей ( DTC)
Diagnostic Trouble Code — код неисправности, состоит из названия неисправного компонента, типа неисправности и параметров ЭБУ при ее возникновении.
Пятизначный десятичный номер — это стандартный код неисправности VAG, информацию о которых можно найти в справочниках по ремонту. В скобках располагается P-код или универсальный OBD-II код (если он существует, для многих кодов VAG не имеется OBD-II эквивалентов). Описание содержит информацию о неисправном компоненте и режиме отказа.
В момент возникновения неисправности основные параметры ЭБУ записываются в отдельный набор данных, который называется «стоп-кадр». Набор параметров «стоп-кадра» каждого из блоков управления задан в его микропрограмме. Например, в «стоп-кадре» двигателя могут сохраняться дата и время возникновения неисправности, обороты и температура двигателя, скорость автомобиля, напряжение бортовой сети. Вызвать «стоп-кадр» можно щелчком на интересующей записи из списка DTC.
Для UDS блоков управления существует два режима чтения DTC — Нормальный и Агрессивный. Нормальный режим позволяет получить стандартное описание неисправностей, агрессивный режим — более расширенное.
Внимание: если код неисправности не стирается, существует неисправность, которая не дает это сделать. Перед стиранием таких ошибок нужно устранить причины их возникновения.
Поток данных
В разделе Поток данных мы можем считывать значения различных параметров, а так же строить графики их изменения во времени.
Если вам встретился ЭБУ с MVB, информации о котором нет в базе данных программы, то параметры потока данных для него вы можете считывать в Ручном режиме. Для этого необходимо перейти в Ручной режим, запустить функцию Поток данных и указать нужный номер канала. Номера каналов можно получить из справочников и руководств по ремонту.
Внимание: обратите внимание на общие рекомендации при работе со ScanDoc.
Коды готовности
Код готовности — это 8-разрядный бинарный код, который отображает результаты прохождение специализированных тестов компонентами двигателя. Среди таких тестов — тесты датчиков кислорода, системы рециркуляции выхлопных газов, системы подачи вторичного воздуха и т.п. Каждый бит этого кода указывает на состояние одного из тестов. В основном, тесты готовности выполняются посредством запуска соответствующих Базовых установок.
Тесты исполнительных механизмов
Тесты исполнительных механизмов позволяют проверить работоспособность исполнительных механизмов ЭБУ — это различные индикаторные лампы, клапаны, актуаторы, устройства оповещения и т.п. Тесты исполнительных механизмов могут быть Последовательными и Одиночными.
После запуска последовательных тестов, каждая последующая команда на продолжение процедуры тестирования активирует следующий исполнительный механизм и передает сканеру его наименование для отображения. Цепочка тестов может быть прервана или продолжена, пока не будут проверены все исполнительные механизмы из последовательности. Список исполнительных механизмов для проверки и их последовательность жестко задано в микропрограмме ЭБУ и не могут быть изменены.
Одиночный тест активирует только один исполнительный механизм.
Блоки управления могут выполнять как оба типа тестов, так и только один из них. Тесты могут дублировать друг друга, то есть исполнительные механизмы из последовательных тестов могут быть активированы по одиночке.
Базовые установки
Базовые установки предназначены для адаптации блока управления к различным исполнительным механизмам или компонентам автомобиля. Самый известный пример базовой установки — адаптация дроссельной заслонки. В процессе выполнения этой функции, ЭБУ двигателя несколько раз полностью открывает/закрывает дроссельную заслонку и запоминает показания датчика положения дроссельной заслонки в конечных положениях.
Базовые установки могут требовать соблюдения определенных условий и/или выполнения предварительных действий для запуска. Базовые установки могут запрашивать действий пользователя в процессе выполнения.
Процесс завершения базовых установок для разных функций может отличаться. Если базовая установка выполняет адаптацию исполнительного механизма (например, дроссельной заслонки), выйти из функции кнопкой «Выход» можно только после отображения в параметрах ЭБУ статуса успешного завершения операции. Если выйти из функции раньше, адаптация будет прервана.
Если базовая установка выполняет тестирование исполнительного механизма (например, клапана EGR), ЭБУ постоянно будет отображать циклическое изменение параметров (положения клапана и количество выхлопных газов). В этом случае, выйти из функции кнопкой «Выход» можно в любое время.
Если вам встретился ЭБУ с MVB, информации о котором нет в базе данных программы, то базовые установки для него вы можете выполнить в Ручном режиме. Для этого необходимо перейти в Ручной режим, запустить функцию Базовая установка и указать нужный номер канала. Номера каналов можно получить из справочников и руководств по ремонту.
Внимание: некоторые ЭБУ перед базовой установкой требуют ввести пароль — Логин или код Безопасного доступа. ScanDoc делает это автоматически, но если понадобится, это можно сделать в Ручном режиме.
Утилиты
В этом разделе находятся адаптации и специальные функции.
Адаптации позволяют изменять специфические параметры тех или иных систем управления. Изменённые значения (например, скорректированное значение оборотов холостого хода) могут сохраняться в блоке управления как постоянные. Процедура выполнения адаптации выполняется в два этапа.
Сначала пользователь должен изменить текущее значение адаптации и передать его для проверки блоку управления. Значение адаптации может быть задано выбором из списка, вводом десятичных, шестнадцатеричных или текстовых данных. Для проверки используется специальная кнопка «Тест». Блок управления использует новое значение для проверки изменений в работе системы.
Если это значение корректно, ЭБУ разрешает его запись в энергонезависимую память (EEPROM). После тестирования изменённого значения, можно или отказаться от изменений или записать их специальной кнопкой «Сохранить». Прервать работу адаптации в любое время можно кнопкой «Выход».
Если вам встретился ЭБУ с MVB, информации о котором нет в базе данных программы, то адаптации для него вы можете выполнить в Ручном режиме. Для этого необходимо перейти в Ручной режим, запустить функцию Адаптация и указать нужный номер канала.Номера каналов можно получить из справочников и руководств по ремонту.
Внимание: некоторые ЭБУ перед адаптацией требуют ввести пароль — Логин или код Безопасного доступа. ScanDoc делает это автоматически, но если понадобится, это можно сделать в Ручном режиме.
Кодирование
Для того, чтобы блок управления корректно учитывал особенности комплектации конкретного автомобиля, его нужно правильно закодировать (изменить конфигурацию). При кодировании, кроме непосредственно данных конфигурации, в блок передаются Номер оборудования, Номер импортера и Код мастерской Если кодировании ЭБУ завершается ошибкой, иногда помогает изменение этих значений и повторное кодирование блока.
Если вам встретился ЭБУ, информации о котором нет в базе данных программы, то кодирование для него вы можете выполнить в Ручном режиме. Для этого необходимо перейти в Ручной режим, запустить функцию Конфигурация и ввести необходимые данные кодирования. Данные кодирования можно получить из справочников и руководств по ремонту.
Внимание: перед кодированием, обязательно сохраните текущее значение кодирования. Неверная конфигурация ЭБУ может привести к неработоспособности как отдельного блока так и всего автомобиля.
Внимание: некоторые сочетания параметров кодирования могут быть невозможны, запрещены, взаимосвязаны или взаимоисключать друг друга. Например, в двигателях, если вы активируете адаптивный круиз-контроль (ACC) нужно деактивировать обычный (CCS). Если активировать оба варианта, кодирование завершится ошибкой.
Внимание: некоторые ЭБУ перед кодированием требуют ввести пароль — Логин или код Безопасного доступа. ScanDoc делает это автоматически, но если понадобится, это можно сделать в Ручном режиме.
Внимание: некоторым ЭБУ, для активации новой конфигурации после кодирования, требуется выключить зажигание, подождать 1-2 минуты и затем включить зажигание.
Логин и Безопасный доступ
Логин и Безопасный доступ — это ввод пароля или активация определённых функций ЭБУ. Например, ввод пароля нужен перед выполнением некоторых Базовых установок, Адаптаций или Кодирования. Через Логин и Безопасный доступ происходит активация таких специальных функций как регенерация сажевого фильтра или включение/выключение круиз-контроля. И Логин и Безопасный доступ имеют одинаковое назначение. В зависимости от требований ЭБУ, в программе будет доступна только одна из этих функций или обе сразу.
Внимание: если был введен неверный пароль, некоторые ЭБУ могут перестать отвечать на запросы сканера. В этом случае необходимо выключить зажигание, подождать приблизительно 30 секунд, включить зажигание и заново зайти в блок управления.
Комментарии
All61 2020.10.28 08:46
День добрый, а где взять код для безопасного доступа к конкретной модели?
Quantex 2021.04.07 16:54
Обычно в программе не нужно безопасный доступ, потому что программа сама его выполняет и подставляет нужные коды доступа. Но в некоторых случаях она не знает код доступа, по этому нужно вводить его в ручную.
Для старых блоков эта информация берётся из базы данных Elsa, для новых из дилерского портала https://erwin.volkswagen.de/erwin/showHome.do
Регистрация там платная.
Источник: qnote.quantexlab.com
Секреты мастерства от А до Я для начинающих. VCDS (VAG-COM) – осваиваем новый уровень.
Тема в общем-то далеко не новая и неоднократно здесь уже в подробностях описывалась отдельными уважаемыми драйвовчанами. Попробую и я внести свои 5 копеек в общую копилку знаний и опыта.
С каждым годом растет число счастливых обладателей диагностического оборудования различных производителей, но как показывает практика или наблюдения – грамотно распоряжаться чудо-шнурком умеют далеко не многие. Здесь может таиться некая доля опасности, потому как непрофессиональное «ковыряние» в мозгах своего любимого железного коня не всегда проходит безболезненно.
Проводить здесь ликбез не вижу ни смысла, ни желания – каждый для себя решает сам, наращивать багаж знаний или нет. Расскажу лишь пожалуй об одной из проблем, с которой неизбежно сталкиваются начинающие – это отсутствие описания длинного кодирования. По большому счету, для разовой акции по кодированию своего авто это описание нафиг не нужно – включил искомые биты по инструкции и забыл. Кто имеет желание развиваться дальше – милости прошу в мой блог)))) вашему вниманию и предлагается данная тема.
Итак, имеем задачу по кодированию блока ESP MK100 3Q0907379T автомобиля платформы MQB — Skoda Octavia A7. Для этой задачи у нас имеется шнурок c программой VCDS/Вася Диагност одной из последних версий и инструкция по кодированию функций блока ESP. В моем случае добавлю сюда некоторые справочные данные – лишними не будут. Ну, можно начинать!
Запускаем программу VCDS или Вася (у кого какая есть), выбираем блок 03 – кодирование – длинное кодирование… Дальше всем знакомая картина маслом:
Разработчик ПО сообщает, что доступна неполная информация по кодированию этого блока.
А если быть точнее, то информации и вовсе нет. Вместо нужных нам для кодирования битов – пустые поля. Для начинающих это шок, боль и засада. Для более опытных и знакомых с шестнадцатеричной и двоичной системами счисления уже не так прискорбно – можно воспользоваться функцией Lcode2 и проставив там нужные биты прописать новые значения в байтах.
Вроде бы и задача выполнена, блок перекодирован. Но…
Каждый раз заниматься такими манипуляциями не совсем удобно, да и есть риск посчитать что-нибудь не так. А почему бы нам для таких случаев не написать для программы свой лейбл-файл с описанием длинного кодирования? Скажете сложно и не знаете как это осуществить? Да, для начинающих покажется сложно и почти нереально… пока не станет понятен принцип.
Идем в директорию с программой.
В папке Labels находятся все доступные лейбл-файлы для кодирования тех или иных блоков, а также редирект-файлы, в которых прописан путь к лейбл-файлу при работе с конкретным блоком. Файлы могут иметь как расширение .LBL, так и зашифрованное .CLB.Также в папке Labels находится папка User, которая как раз и предназначена для самописных и иных (возможно взятых с другой версии программы) лейбл-файлов.
Для начала нужно определить, к какому лейбл-файлу обращается программа при кодировании искомого блока. В нашем случае – это блок 3Q0907379T, адрес блока ESP – 03. Значит путь к лейбл-файлу для кодирования этого блока прописан в редирект-файле: 3Q-03 (3Q – это первые два знака номера блока, 03 – адрес блока).
Вот он наш редирект-файл: 3Q-03.clb. Файл зашифрован, поэтому его надо сначала перевести в формат .lbl. Воспользуемся программой Converter 0.5. Скачать ее можно здесь:
drive.google.com/file/d/0…sENqMQU5vZnU0ZG1iTXc/view
Программа довольно проста, поэтому останавливаться на ее описании смысла не вижу. Интерфейс интуитивно понятен.
К сожалению, данный конвертер перестал поддерживать русскоязычные .clb в последних версиях VCDS и Васи. Ну да не беда, если что – переведем на русский или воспользуемся файлами из прошлых версий программы.
Открываем файл 3Q-03.LBL с помощью стандартного приложения Блокнот.
Находим в этом файле строку с номером нашего блока ESP:
REDIRECT, 5Q0-907-379-ESP-V1.CLB, 3Q0-907-379-T
Значит в режиме длинного кодирования нашего блока программа обращается к лейбл-файлу, прописанному в этой строке: 5Q0-907-379-ESP-V1.CLB. Ищем его в папке Labels.
Переводим его в удобный нам формат .LBL и открываем через Блокнот. Русскоязычный файл выглядит так:
То есть никакого описания битов длинного кодирования, а только то, что мы и видели при выборе длинного кодирования блока 03. Вот этот файл и возьмем за основу. Описание для байтов с 0 по 22 начинающему пользователю не пригодится и кодировать там ничего не нужно.
Для тех кому интересно: в этих байтах закодирована информация об автомобиле и тормозных механизмах, кроме того в байтах 5, 7, 9, 11, 13 закодированы последние пять знаков VIN автомобиля. А вот все интересное и нужное начинается с байта 23. Информацию берем с любого доступного и проверенного ресурса, и из своих записей в тетрадке. Как правило, составляется описание только тех байтов и битов, которые используются при кодировании функционала блока.
Вариантов описания тех или иных байтов/битов может быть несколько. Вот основные из них:
LC, 23,1, расширенная настройка XDS plus включена – Это описание бита 1 в байте 23.
LC, 23,4, — Это без описания бит 4 в байте 23, для того случая, если нужно отображение бита, а описания не знаем. Можно также вместо описания указать: нет данных.
LC, 23,5, нет данных
LC, 24,1=, этот байт не кодируется – В этом случае биты отображаться не будут, а в строке на уровне бита 1 будет отображаться надпись: этот байт не кодируется.
LC, 24,3=, используйте справочные данные – То же самое, что и выше.
LC, 25,0~1,00, Hill-Hold control отключен
LC, 25,0~1,01, Hill-Hold control (для полного привода AWD) активирован
LC, 25,0~1,03, Hill-Hold control (для переднего привода) активирован – Такой формат используется, когда для кодирования функции применяется то или иное сочетание нескольких битов, дающих в сумме указанное значение (в шестнадцатеричном формате).
В последних строках файла, начинающихся на S00, S01 и т.д., указываются коды доступа для блока, которые потом будут отображаться в подсказке рядом с окошком в закрытой области. В блоке 03 таких кодов несколько, но нам понадобятся только два:
S00, Электроника тормозной системы (J104) код доступа
S01,40168 = применение базовых параметров
S02,20103 = применение параметров адаптации 2
В итоге наш файлик (в формате LBL) будет выглядеть примерно так:
Сохраняем изменения в файле и кидаем его в папку User
Но это еще не все. Для того, чтобы наш файл заработал – его надо прописать в редирект-файле. Напомню, что в программе файл был в зашифрованном формате CLB и в таком же виде был прописан в редирект-файле. Теперь наш файл имеет формат LBL – эти изменения мы и пропишем.
REDIRECT, 5Q0-907-379-ESP-V1.LBL, 3Q0-907-379-T
Можно либо исправить строку в файле, либо добавить дополнительно к существующей. При выборе режима длинного кодирования программа сначала ищет нужный лейбл-файл в папке User, а уж потом в папке Labels. В случае необходимости наши файлы всегда можно из папки User временно переместить в другое место или переименовать – тогда программа их «не увидит» и будет работать стандартно.
Измененный редирект-файл можно либо оставить в формате LBL (удалив из папки первичный файл в формате CLB), либо перевести обратно в формат CLB при помощи программы Converter 0.5. Работать будут одинаково.
Теперь можно запустить программу, выбрать блок 03 – кодирование – длинное кодирование… и картина маслом уже совсем другая)))
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
Не переключайте каналы))) Продолжение следует…
Источник: www.drive2.ru
User manual
This manual describes the procedure for using the program (vdApp) to diagnose vehicles of the Volkswagen concern. The program is used by service enterprises or private vehicle owners for technical maintenance or diagnostics, allowing for the identification of control units in vehicles, reading records from the event recorder, and providing assistance in vehicle repairs using measured values.
The program’s capabilities are expanded through functions such as coding or adaptation of control units.
The program is designed to work with Volkswagen concern brands (VW/Audi/Skoda/Seat). However, support for a specific control unit or specific vehicle is not guaranteed.
2. System Requirements
The following conditions must be met for the software:
Требования к АО
- рекомендуется процессор Intel / AMD с тактовой частотой не ниже 1,2 ГГц;
- объём оперативной памяти (RAM) не меньше 2 ГБ;
- жёсткий диск не менее 15 ГБ, стандартная файловая система FAT32 / NTFS. Приложение использует (ROM) для установки 200 МБ;
- 1 порт USB 2.0/3.0 для подключения адаптера.
Поддерживаемые адаптеры
- ВАСЯ диагност
Требования к ПО
- Microsoft Windows XP (Service Pack 3);
- Microsoft Windows 7 (Service Pack 1);
- Microsoft Windows 8.1 (x86/x64);
- Microsoft Windows 10 (x86/x64);
- Microsoft Windows 11 (x64).
Другие версии операционных систем Windows могут поддерживаться, однако совместимость не гарантируется. Если необходимые права или условия для установки программного обеспечения отсутствуют, следует обратиться к администратору ПК/локальной сети.
Источник: www.vasyadiagnost.com