Немногие знают, что провести полную компьютерную диагностику автомобиля вполне можно своими силами. Мы говорим не о простейших адаптерах ELM327 в связке со смартфонами, о которых многие наверняка слышали. Речь пойдет о несколько более сложной связке: адаптер VAG-COM и программы CASCADE на ноутбуке под управление операционной системы Windows. Данная связка позволит не только выполнять диагностику практически всех электронных блоков управления Вашего автомобиля, но и запускать различные механизмы, об этой возможности поговорим ниже.
Здесь поговорим про процесс диагностики.
Какие блоки управления можно диагностировать с помощью CASCADE?
Диагностическая программа CASCADE через шнур-адаптер VAG-COM умеет связываться со следующими электронными блоками управления:
- управления двигателем
- управления АКПП
- блок ESP-TCS-ABS
- блок управления подушками безопасности
- блок иммобилайзера
- блок управления климатом
- блок полного привода
Какие параметры показывает CASCADE для каждого блока управления?
Разберем подробнее, что именно можно увидеть с помощью диагностической программы и адаптера VAG-COM, подключившись к каждому блоку управления. Нижеперечисленные параметры приведены для автомобиля Hyundai Tucson. Напомним, наиболее широко возможности Cascade можно раскрыть именно с Hyundai и Kia, т.к. в нее вшит дилерский сканер для этих авто. Параметры автомобилей, выводимые в программу, зависят от производителя авто и конкретной модели электронных блоков управления системами автомобиля.
В чем разница кабелей VAG COM KKL 409 на чипе CH340 от VAG COM KKL 409 на чипе FTDI. Часть 1.
Параметры блока управления двигателем
Подцепившись к любому блоку управления (например, ЭБУ двигателя), пользователь видит доступные пункты меню, приблизительно одинаковые для всех блоков:
01. >Diagnostic trouble codes | Просмотреть ошибки в ЭБУ двигателя, в т.ч. по которым не горит чек |
02. >Clear DTC | Очистить историю ошибок |
03. >Current data | Показания датчиков в режиме онлайн |
04. >Flight record | Зафиксировать в память текущие показатели датчиков |
05.Actuator test | запустить встроенные тесты доступных устройств |
06. >Dual-display (Sensor+TDC) | одновременно показывать ошибки и датчики |
07. >Dual-display (SENSOR+ACT) | показать данные с датчиков при исполнении тестов |
08. >SIMU-SCAN | лучше не лезть, можно спалить шнурок-адаптер |
09. >Ecu information | информация о версии прошивки ЭБУ двигателя |
Естественно, диагноста прежде всего интересуют показания датчиков. Выбираем пункт Current data и видим все параметры, которыми оперирует ЭБУ двигателя при работе.
Этих параметров довольно много, перечислим их:
Обзор KKL VAG COM 409.1. Очередная попытка найти реальный пробег
1. Battery voltage | напряжение бортовой сети автомобиля |
2. MAP sensor (kpa) | давление во впускном коллекторе |
3. MAP sensor (V) | напряжение на датчике абсолютного давления |
4. Coolant temp. sensor | температура антифриза |
5. Int. air temp. snsr | температура внешнего воздуха на входе |
6. Throttle posi. sensor | процент отклонения дроссельной заслонки, меняется при нажатии на газ |
7. Throttle p.snsr(V) | напряжение на датчике положения дроссельной заслонки |
8. Adapted throttle (%) | |
9. Idle status | включен ли режим холостого хода |
10. Wide open throt. (WOT) | включен ли режим кикдауна (полного газа) |
11. Fuel-cut off status | отключена ли подача топлива |
12. Start status | зажигание включено, двигатель не заведен. |
13. Fuel pump relay | Активирован ли бензонасос |
14. MFI Control relay | Активно ли управляющее реле двигателя |
15. Vehicle speed | Скорость движения с датчика |
16. Engine speed | Обороты двигателя |
17. Target idle speed | запрограммированные обороты двигателя на холостом ходу. |
18. ISC Actuator duty | показатель открытия клапана реле холостого хода |
19. CKP Signal | идет ли сигнал с датчика положения коленвала |
20. A/C Switch | нажата ли кнопка включения кондиционера |
21. A/C pressure switch | включен ли кондиционер |
22. A/C comp. relay | а возможно, что именно это означает фактическое включение компрессора кондиционера |
23. Medium pressure SW | параметр давления в системе кондиционирования |
24. Fan-low speed | включена ли первая скорость вентилятора радиатора охлаждения двигателя |
25. Fan-high speed | включена ли вторая скорость вентилятора радиатора охлаждения двигателя |
26. Oxgen sensor-B1/S1 | напряжение на первой лямбде |
27. Oxgen sensor-B1/S2 | напряжение на второй лямбде |
28. A/F Close loop | режим коррекции смеси по данным с лямбды |
29. Short term fuel-B1 | кратковременная коррекция |
30. Long term fuel-IDLE | долгосрочная коррекция на холостых оборотах |
31. Long term Fuel-P/Load | долгосрочная коррекция под нагрузкой |
32. EVAP Purge valve | управляющий электромагнитный клапан режима холостого хода на моделях с АКПП |
33. Injection duration #1 | время впрыска в 1 цилиндре |
34. Injection duration #2 | время впрыска во 2 цилиндре |
35. Injection duration #3 | время впрыска в 3 цилиндре |
36. Injection duration #4 | время впрыска в 4 цилиндре |
37. Engine Load | нагрузка на двигатель |
38. Torque control req. | режим, когда ЕСП «душит» двигатель при пробуксовке |
39. Malfunc. indicator lamp | горит ли Check engine |
40. Battery charging | режим зарядки аккумулятора (как нагрузка на двигатель) |
41. Ignition timing #1 | угол опережения зажигания в 1 цилиндре |
42. Ignition timing #2 | угол опережения зажигания во 2 цилиндре |
43. Ignition timing #3 | угол опережения зажигания в 3 цилиндре |
44. Ignition timing #4 | угол опережения зажигания в 4 цилиндре |
45. Knock adaption #1 | Изменение угла опережения зажигания по первому цилиндру вследствие детонации |
46. Knock adaption #2 | по второму цилиндру |
47. Knock adaption #3 | по третьему |
48. Knock adaption #4 | по четвертому |
49. Exhaust gas temp. | температура выхлопа |
50. synchro. status | синхронизация включена |
51. a/f closed loop(up)-b1 | режим closed loop верхней лямбды |
52. a/f closed loop down | режим closed loop нижней лямбды |
53. kcnocking detected | детонация обнаружена |
54. canister purge status | продувочный клапан фильтра |
55. actual torque | крутящий момент |
56. o2s htr up cat. off-b1 | время ответа верхнего датчика лямбды |
57. o2s htr dn cat. off-b1 | время ответа нижнего датчика лямбды |
58. target idle rpm | оптимальные обороты холостого хода |
59. ics actuator duty | датчик ics |
60. engine speed-fine | оптимальные обороты двигателя |
61. oil temperature | температура масла |
62. cal.oil temp | ожидаемая температура масла |
63. count em misfire | количество пропусков зажигания |
64. count cat. damage misfir | количество пропусков зажигания из-за повреждения катализатора |
65. o2s volt. up cat.-b1 | напряжение на верхнем датчике кислорода (лямбде) |
66. o2s volt. dw cat.-b1 | напряжение на нижнем датчике кислорода (лямбде) |
67. short term fuel-b1 | кратковременная коррекция топлива |
68. long term fuel p/l-b1 | длительная коррекция топлива |
69. camshaft position | сигнал с датчика положения распредвала |
70. camshaft posi.-target | ожидаемый сигнал с датчика положения распредвала |
71. cvvt status | статус системы плавного изменения фаз газораспределения |
72. cvvt actuation status | включена ли система cvvt |
73. cvvt duty ctrl.status | статус работы cvvt |
74. cvvt valve duty | cvvt клапан задействован |
75. tank pressure | регулятор давления топлива |
76. a/f closed loop | режим closed loop |
77. ignition dwell time | время заряда катушек |
Как видите, количество отображаемых параметров куда больше, чем у распространенного ELM327 — свыше семидесяти, что позволяет гораздо лучше .
Помимо просмотра параметров, нас интересует еще и возможность запуска встроенных диагностических тестов.Для их запуска возвращаемся к первоначальному меню ЭБУ двигателя и выбираем 05. Actuator test.
Для нашего Hyundai Tucson доступны следующие тесты:
1. Diagnostic lamp (MIL) | Активация лампы check engine |
2. Fuel pump relay | Запуск бензонасоса |
3. A/C Compressor relay | Запуск режима кондиционера |
4. Fan-High speed | Запуск второй скорости вентилятора системы охлаждения двигателя |
5. Fan-Low speed | Запуск первой скорости вентилятора системы охлаждения |
6. Canister purge valve | Включение электромагнитного клапана продувки адсорбера |
7. Idle speed actuator | Включить режим холостого хода |
8. Ignition coil #1 | тест катушки зажигания первого цилиндра |
9. Ignition coil #2 | тест катушки зажигания второго цилиндра |
10. Ignition coil #3 | тест катушки зажигания третьего цилиндра |
11. Ignition coil #4 | тест катушки зажигания четвертого цилиндра |
12. No.1 Injector | Отключение форсунки первого цилиндра |
13. No.2 Injector | Отключение форсунки второго цилиндра |
14. No.3 Injector | Отключение форсунки третьего цилиндра |
15. No.4 Injector | Отключение форсунки четвертого цилиндра |
Диагностика блока АКПП с помощью Cascade
Пункт Current data в меню при подключении к блоку управления АКПП показывает 23 параметра, по которым можно диагностировать неисправность или просто оценит состояние и правильность работы АКПП:
engine rpm | обороты двигателя |
vehicle speed | скорость автомобиля |
throttle posi. sensor | положение дроссельной заслонки |
input speed (pg-a) | скорость вращения вала на входе в АКПП (обороты двигателя) |
output speed (pg-b) | скорость вращения вала на выходе из АКПП |
dcc solenoid duty — dumper clutch control solenoid | включена ли цепь соленоида управления блокировкой гидротрансформатора |
damper clutch slip | тоже какой-то параметр работы соленоида |
lr solenoid duty | задействован lr соленоид |
ud solenoid duty | задействован ud соленоид |
2nd solenoid duty | задействован 2 соленоид |
od solenoid duty | задействован od соленоид |
plessure solenoid (vfs) | давление на соленоиде |
oil temperature | температура масла в АКПП |
shift position | положение переключателя |
select lever switch | положение рычага? |
a/c switch | включен ли кондиционер |
brake switch | нажат ли тормоз |
sports mode sel.sw. | включен ручной режим |
sports mode up.sw. | переключение вверх в ручном режиме |
sports mode down sw. | переключение вниз в ручном режиме |
no diag. data | отсутствует связь с блоком диагностики АКПП |
a/t control relay volt | напряжение на блоке управления АКПП |
engine torque | нагрузка на двигатель |
Доступные параметры при диагностике блока полного привода 4WD
При подключении видим следующий диалог:
Выбираем Current data и видим текущие параметры блока управления полным приводом:
FR WHEEL SPEED | скорость переднего правого колеса |
FL WHEEL SPEED | скорость переднего левого колеса |
RR WHEEL SPEED | скорость заднего правого колеса |
RL WHEEL SPEED | скорость заднего левого колеса |
THROTTLE SIGNAL | сигнал с дросселя — видимо команда подключать в какой-то степени полный привод при изменении положения дросселя |
IGNITION VOLTAGE | напряжение питания |
CLUTCH DUTY CYCLE | крутящий момент сцепления муфты |
STEERING ANGLE | угол поворота рулевого колеса |
Также доступен и просмотр как текущих ошибок (Diagnostic trouble codes), из-за которых горит контрольная лампа, так и ранее возникавших ошибок (History trouble codes).
Доступные параметры при диагностике блока ABS-ESP
Во-первых, в первоначальном меню появляется дополнительный пункт — HCU AIR BLEEDING — запуск встроенного насоса АБС для прокачки тормозной системы.
WHEEL SPD SENSOR FL | показания колесного датчика АБС — переднее левое |
WHEEL SPD SENSOR FR | показания колесного датчика АБС — переднее правое |
WHEEL SPD SENSOR RL | показания колесного датчика АБС — заднее левое |
WHEEL SPD SENSOR RR | показания колесного датчика АБС — заднее правое |
ABS SRI STATUS | статус работы системы АБС |
EBD SRI STATUS | статус работы системы ЕБД |
ASR SRI STATUS | статус работы системы антипробуксовочной системы |
ESP SRI STATUS | статус работы системы ЕСП |
STOP LAMP SWITCH | включение тормозных огней |
Доступные параметры при подключении к блоку SRS-AIRBAG
01. Diagnostic trouble codes | Просмотреть ошибки в ЭБУ подушек безопасности |
02. Hystory trouble codes | История прежних ошибок в памяти |
03. Clear DTS | Очистить все ошибки |
04. Crash info | История зафиксированных сработок подушек |
05. Flight record | Запись параметров |
06. Ecu information | Информация о блоке управления подушками безопасности |
Доступные параметры при подключении к блоку IMMOBILIZER
Подменю Information of key показывает количество прописанных в системе иммобилайзера ключей и статус блоков системы.
Доступные параметры при подключении к блоку климат-контроля
WATER TEMP | Температура охлаждающей жидкости |
IN-CAR TEMP. SENSOR | Показания салонного датчика температуры |
AMBIENT AIR TEMP/SNSR | Показания внешнего датчика температуры |
EVAPORATIVE SENSOR | Показания датчика влажности |
PHOTO SENSOR | Показания датчика света |
AIR MIX POTENTIOMETER | Положение ручки вентилятора |
PHOTO SENSOR(PS.) | Еще какой-то датчик света |
Отметим, что кроме диагностики неисправностей, с помощью Cascade можно производить и некоторые технические работы.
Например, запросто можно подключиться к блоку АБС-ESP и запустить встроенный насос тормозной жидкости, прокачивая тормозную систему без помощника и дополнительных приспособлений. А если завоздушен блок АБС, то прокачать его обычным способом невозможно. Подробнее о выполнении прокачки тормозной системы с помощью сканера Cascade мы рассказывали ранее.
Источник: voprosov-net.ru
Секреты мастерства от А до Я для начинающих. VCDS (VAG-COM) – осваиваем новый уровень.
Тема в общем-то далеко не новая и неоднократно здесь уже в подробностях описывалась отдельными уважаемыми драйвовчанами. Попробую и я внести свои 5 копеек в общую копилку знаний и опыта.
С каждым годом растет число счастливых обладателей диагностического оборудования различных производителей, но как показывает практика или наблюдения – грамотно распоряжаться чудо-шнурком умеют далеко не многие. Здесь может таиться некая доля опасности, потому как непрофессиональное «ковыряние» в мозгах своего любимого железного коня не всегда проходит безболезненно.
Проводить здесь ликбез не вижу ни смысла, ни желания – каждый для себя решает сам, наращивать багаж знаний или нет. Расскажу лишь пожалуй об одной из проблем, с которой неизбежно сталкиваются начинающие – это отсутствие описания длинного кодирования. По большому счету, для разовой акции по кодированию своего авто это описание нафиг не нужно – включил искомые биты по инструкции и забыл. Кто имеет желание развиваться дальше – милости прошу в мой блог)))) вашему вниманию и предлагается данная тема.
Итак, имеем задачу по кодированию блока ESP MK100 3Q0907379T автомобиля платформы MQB — Skoda Octavia A7. Для этой задачи у нас имеется шнурок c программой VCDS/Вася Диагност одной из последних версий и инструкция по кодированию функций блока ESP. В моем случае добавлю сюда некоторые справочные данные – лишними не будут. Ну, можно начинать!
Запускаем программу VCDS или Вася (у кого какая есть), выбираем блок 03 – кодирование – длинное кодирование… Дальше всем знакомая картина маслом:
Разработчик ПО сообщает, что доступна неполная информация по кодированию этого блока.
А если быть точнее, то информации и вовсе нет. Вместо нужных нам для кодирования битов – пустые поля. Для начинающих это шок, боль и засада. Для более опытных и знакомых с шестнадцатеричной и двоичной системами счисления уже не так прискорбно – можно воспользоваться функцией Lcode2 и проставив там нужные биты прописать новые значения в байтах.
Вроде бы и задача выполнена, блок перекодирован. Но…
Каждый раз заниматься такими манипуляциями не совсем удобно, да и есть риск посчитать что-нибудь не так. А почему бы нам для таких случаев не написать для программы свой лейбл-файл с описанием длинного кодирования? Скажете сложно и не знаете как это осуществить? Да, для начинающих покажется сложно и почти нереально… пока не станет понятен принцип.
Идем в директорию с программой.
В папке Labels находятся все доступные лейбл-файлы для кодирования тех или иных блоков, а также редирект-файлы, в которых прописан путь к лейбл-файлу при работе с конкретным блоком. Файлы могут иметь как расширение .LBL, так и зашифрованное .CLB.Также в папке Labels находится папка User, которая как раз и предназначена для самописных и иных (возможно взятых с другой версии программы) лейбл-файлов.
Для начала нужно определить, к какому лейбл-файлу обращается программа при кодировании искомого блока. В нашем случае – это блок 3Q0907379T, адрес блока ESP – 03. Значит путь к лейбл-файлу для кодирования этого блока прописан в редирект-файле: 3Q-03 (3Q – это первые два знака номера блока, 03 – адрес блока).
Вот он наш редирект-файл: 3Q-03.clb. Файл зашифрован, поэтому его надо сначала перевести в формат .lbl. Воспользуемся программой Converter 0.5. Скачать ее можно здесь:
drive.google.com/file/d/0…sENqMQU5vZnU0ZG1iTXc/view
Программа довольно проста, поэтому останавливаться на ее описании смысла не вижу. Интерфейс интуитивно понятен.
К сожалению, данный конвертер перестал поддерживать русскоязычные .clb в последних версиях VCDS и Васи. Ну да не беда, если что – переведем на русский или воспользуемся файлами из прошлых версий программы.
Открываем файл 3Q-03.LBL с помощью стандартного приложения Блокнот.
Находим в этом файле строку с номером нашего блока ESP:
REDIRECT, 5Q0-907-379-ESP-V1.CLB, 3Q0-907-379-T
Значит в режиме длинного кодирования нашего блока программа обращается к лейбл-файлу, прописанному в этой строке: 5Q0-907-379-ESP-V1.CLB. Ищем его в папке Labels.
Переводим его в удобный нам формат .LBL и открываем через Блокнот. Русскоязычный файл выглядит так:
То есть никакого описания битов длинного кодирования, а только то, что мы и видели при выборе длинного кодирования блока 03. Вот этот файл и возьмем за основу. Описание для байтов с 0 по 22 начинающему пользователю не пригодится и кодировать там ничего не нужно.
Для тех кому интересно: в этих байтах закодирована информация об автомобиле и тормозных механизмах, кроме того в байтах 5, 7, 9, 11, 13 закодированы последние пять знаков VIN автомобиля. А вот все интересное и нужное начинается с байта 23. Информацию берем с любого доступного и проверенного ресурса, и из своих записей в тетрадке. Как правило, составляется описание только тех байтов и битов, которые используются при кодировании функционала блока.
Вариантов описания тех или иных байтов/битов может быть несколько. Вот основные из них:
LC, 23,1, расширенная настройка XDS plus включена – Это описание бита 1 в байте 23.
LC, 23,4, — Это без описания бит 4 в байте 23, для того случая, если нужно отображение бита, а описания не знаем. Можно также вместо описания указать: нет данных.
LC, 23,5, нет данных
LC, 24,1=, этот байт не кодируется – В этом случае биты отображаться не будут, а в строке на уровне бита 1 будет отображаться надпись: этот байт не кодируется.
LC, 24,3=, используйте справочные данные – То же самое, что и выше.
LC, 25,0~1,00, Hill-Hold control отключен
LC, 25,0~1,01, Hill-Hold control (для полного привода AWD) активирован
LC, 25,0~1,03, Hill-Hold control (для переднего привода) активирован – Такой формат используется, когда для кодирования функции применяется то или иное сочетание нескольких битов, дающих в сумме указанное значение (в шестнадцатеричном формате).
В последних строках файла, начинающихся на S00, S01 и т.д., указываются коды доступа для блока, которые потом будут отображаться в подсказке рядом с окошком в закрытой области. В блоке 03 таких кодов несколько, но нам понадобятся только два:
S00, Электроника тормозной системы (J104) код доступа
S01,40168 = применение базовых параметров
S02,20103 = применение параметров адаптации 2
В итоге наш файлик (в формате LBL) будет выглядеть примерно так:
Сохраняем изменения в файле и кидаем его в папку User
Но это еще не все. Для того, чтобы наш файл заработал – его надо прописать в редирект-файле. Напомню, что в программе файл был в зашифрованном формате CLB и в таком же виде был прописан в редирект-файле. Теперь наш файл имеет формат LBL – эти изменения мы и пропишем.
REDIRECT, 5Q0-907-379-ESP-V1.LBL, 3Q0-907-379-T
Можно либо исправить строку в файле, либо добавить дополнительно к существующей. При выборе режима длинного кодирования программа сначала ищет нужный лейбл-файл в папке User, а уж потом в папке Labels. В случае необходимости наши файлы всегда можно из папки User временно переместить в другое место или переименовать – тогда программа их «не увидит» и будет работать стандартно.
Измененный редирект-файл можно либо оставить в формате LBL (удалив из папки первичный файл в формате CLB), либо перевести обратно в формат CLB при помощи программы Converter 0.5. Работать будут одинаково.
Теперь можно запустить программу, выбрать блок 03 – кодирование – длинное кодирование… и картина маслом уже совсем другая)))
Источник: www.drive2.ru
VAG COM
Популярная среди автолюбителей программа, при помощи которой можно выполнять диагностику автомобилей Audi, Volkswagen, Skoda и Seat.
Бесплатная
VAG COM — это многофункциональный инструмент диагностики автомобилей, выпущенных концерном VW. Программа может идентифицировать электронных блоки управления транспортным средством, а также умеет считывать и записывать на них данные. Главным отличием данного решения от аналогов является поддержка обычных KL/KKL адаптеров. В то время как все остальные программы диагностики чаще всего «заточены» под «фирменные» OBD донглы.
Возможности
Из главного меню VAG COM можно перейти к списку активных ЭБУ и считать информацию с каждого из них. Программа работает с блоками, отвечающими за работу трансмиссии, климат-контроля, OBS, ASR и различной кузовной электроники. С ее помощью можно выполнять кодирование и адаптацию различных компонентов. Но главная цель VAG COM все же заключается в диагностировании неисправностей.
В программе даже есть специальный инструмент, который в автоматическом режиме сканируется все ЭБУ на предмет наличия кодов неисправностей. После составления списка кодов, приложение автоматически расшифрует их значения, предоставив информацию об актуальных неполадках.
Из прочих функций, которые может выполнять данная программа, стоит выделить возможность поиска ISO9141, выполнения некоторых OBD-II операций (не доступны для KKL адаптера) и включения транспортного режима. Последний служит для выполнения дебаггинга текущей версии прошивки электронных блоков.
Версии
Сама по себе VAG COM ориентирована на западный рынок, вследствие чего доступна только на английском языке. Впрочем, для русскоязычных пользователей предусмотрена локализованная версия, которая известная под названием VCDS. Это абсолютно идентичные в плане функционала и совместимости программы, которые отличаются лишь наличием русского языка интерфейса.
Ключевые особенности
- предназначена для диагностики автомобилей Volkswagen, Audi, Seat и Skoda;
- работает с обычным KL/KKL донглом;
- выполняет чтение и запись данных со всех блоков управления ТС;
- выполняет сброс сервисных интервалов;
- служит для адаптации компонентов;
- собирает и расшифровывает коды ошибок с ЭБУ;
- имеет очень простой и понятный интерфейс.
Источник: softrare.space