Как выбрать профиль обучения в старших классах
Обучение в старших классах предполагает предварительный выбор профиля обучения. Модернизация российского общего образования предусматривает интегрированную в учебный процесс профориентацию, которая проводится посредством комплекса специализированных мер. Это является основой в формировании профильных классов с углубленным изучением конкретных предметов.
В настоящее время общеобразовательная школа может проводить объединение учащихся в профильные классы, сформированные на основании ключевых направлений и специальностей. Такая система разработана и внедрена в учебный процесс с целью получения школьниками большее расширенных знаний в определенной области, осуществления правильного выбора ВУЗа для дальнейшего обучения и быстрой адаптации в нем. В ходе обучения в профильном классе ученики имеют возможность:
1. Реализовывать личностно-ориентированный учебный процесс.
2. Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выбирая оптимальные для себя векторы направления.
Курс «Естествознание» в старших классах
3. Получать углубленные знания, навыки и компетенции в интересующей (или выгодной для конкретного человека) научной области.
4. Реализовывать внутренний потенциал, основанный на природных задатках, складе ума и мышления и общих склонностях.
5. Отдавать предпочтение индивидуальным интересам, которые способны позволить сделать правильный выбор при поступлении в Высшее учебное заведение и получить качественное образование.
Именно поэтому выбор профильного класса в старшем звене играет весьма серьезную роль. В большинстве школ есть специализированный комитет, деятельность которого направлена на выявление индивидуальных предпочтений каждого ученика, анализа ряда факторов его успеваемости и характера, а также на профессиональную ориентацию. Комплекс таких мер позволяет школьникам сделать правильный выбор в случае затруднения.
Профили обучения общеобразовательных школ
В настоящее время ученики имеют довольно обширный список профилей, ведущих подготовку в старших классах. Это позволяет осознанно подойти к его выбору, определить дальнейший путь обучения. К основным профилям относится:
Однако на этом перечень профилей в старшем звене не заканчивается. Образовательная реформа, проводимая в Российской Федерации, подразумевает внедрение новых направлений в учебный процесс. Так в ряде школ открываются специализированные классы, работающие по особым образовательным программам и подразумевающие сотрудничество с другими учебными заведениями. К ним можно отнести медицинский и инженерный класс, ведущий подготовку будущих абитуриентов в рамках школы. Для этого выделяется специальное лабораторное оборудование, позволяющее проводить многочисленные опыты, организовываются дополнительные курсы и элективы по физике, химии, биологии, организовываются экскурсии на предприятия и крупные лаборатории города.
Также в ряде столичных школ можно стать учеником архитектурного, театрально, культурологического класса или класса журналистики. Обучение по каждому профилю ведется в рамках специально разработанной программы. Она позволяет не только углубленно изучать конкретные предметы, но и получать дополнительные знания по курсам, не входящим в школьную программу: актерское мастерство, ораторская речь, навыки проектирования и моделирования, навыки проведения интервью и др.
Обучение в старших классах в Германии || мой опыт, система и об IB
Критерии выбора профиля
Именно от того, по какому профилю ведется обучение школьников в старших классах, зависит качество их высшего образования. При выборе направления особое внимание следует уделять ряду ключевых критериев.
Интересы и склонности ученика
Заканчивая девятый класс, многие школьники вынуждены сделать один из ключевых выборов в своей жизни – определиться с профилем дальнейшего обучения. Довольно часто данный выбор совершается неосознанно и вопреки личным интересам и склонностям ребенка. Это может привести к дальнейшим ошибкам при выборе Высшего учебного заведения. Именно поэтому ученик должен самостоятельно определиться с тем, что именно ему близко и интересно, какую научную область он хотел бы изучать.
Для этого следует проанализировать обучение в среднем звене. Обычно школьники самостоятельно приходят к выводу о том, какие предметы им ближе и понятнее. Об этом свидетельствует их успеваемость, интерес, желание посещать уроки, выполнять домашнее задание и др. Также существенную помощь могут оказать профориентационные тесты. С их помощью можно определить индивидуальные склонности ребенка, оптимальное направление обучения, возможно, дальнейшую профессию.
Также большинство ВУЗов проводят различные мастер-классы, дни открытых дверей, лекции и др. Данный формат общения с потенциальными абитуриентами бесплатный. У школьников появляется возможность поближе узнать о различных профессиях, познакомиться с учебными заведениями, понять, что именно им близко. Довольно часто после подобных мероприятий ученики утверждаются в своих решениях или намерениях или, наоборот – в корне меняют свой выбор.
Результаты ОГЭ
Общий государственный экзамен отчасти предназначен для выявления уровня знаний учеников школьной программы. От результатов испытания зависит дальнейшее распределение в профильные классы. Для этого кроме обязательных предметов необходимо сдавать и дополнительные, позволяющие стать членом профильного класса по конкретному направлению.
Если обязательные предметы подразумевают набор минимального количества баллов для получения аттестата, то профильные предметы требуют демонстрации высокого уровня знаний. Как правило, здесь балл должен быть не ниже среднего. Именно поэтому подготовке к ОГЭ в большинстве школ уделяется особое внимание: проводятся дополнительные занятия, регулярно отрабатываются навыки на практике, организовываются пробные испытания и т. д.
Ориентация на ЕГЭ
Осознанный выбор профильного класса является залогом успешного поступления в Университет по тому же профилю. Это объясняется тем, что углубленное изучение профильных предметов подразумевает особый учебный план и график. В основное расписание включается увеличено количество уроков по предметам профиля. Так, например, физико-математическое направление предполагает до четырех дополнительных уроков по физике и математике в неделю.
При этом проводятся факультативы, элективы, лекции, позволяющие более глобально изучать программу. Учебное время распределяется на основании приоритетов. От качества подготовки к ЕГЭ зависит итоговый балл на экзамене и будущее поступление в ВУЗ.
Индивидуальный учебный план
Не редки случаи, когда школьники не могут определиться с выбором. Их интересы сводятся к предметам из разных профилей. В таких случаях оптимальным решением выбор школы с действующей системой индивидуальных планов. Она позволяет самостоятельно определять набор интересующих предметов и изучать их углубленно. Так, например, школьник, который одинаково любит литературу и биологию имеет возможность совмещать изучение данных наук в соответствии с индивидуальным планом.
Такая система является новой, однако пользуется большой популярностью среди старшеклассников. Все большее число школ внедряют ее в свою программу. Это позволяет ученикам одинаково интенсивно готовиться к экзаменам по предметам, относящимся к разным профилям.
Источник: dzen.ru
В старших классах какие есть программы
- Вы здесь:
- Защита Прав
- Право на образование
- Право на Общее Образование
- Право на начальное, основное и среднее общее образование
- Требования ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Как выбрать профиль обучения в старших классах общеобразовательных школ?
- ЕГЭ
- ОГЭ
- профильная школа
- профильное обучение
- профиль обучения
- индивидуальный учебный план
- предуниверситарий
- элективные курсы
Профили обучения в общеобразовательных школах Москвы
Переход старшей школы на профильное обучение отнесен Правительством РФ к числу приоритетных направлений модернизации российского общего образования.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает:
- возможность разнообразных комбинаций учебных предметов (профилей),
- что обеспечивает гибкую систему профильного обучения.
Общеобразовательные школы Москвы в настоящее время предлагают своим обучающимся на выбор более 15 специализаций в старших классах.
В данном материале рассмотрим:
- стоит ли менять обучающимся школу после 9 класса,
- как выбрать обучающимся направление профильного обучения и
- какие есть варианты профильного обучения.
Варианты профильного обучения
Профильные классы в общеобразовательных школах, реализующих профильное обучение (профильные школы), формируются, как правило, в последние два года учебы.
Профильное обучение в общеобразовательных школах направлено:
- на реализацию личностно — ориентированного учебного процесса;
- при этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.
На данный момент профильное обучение в старших классах доступно в большинстве московских школ. Профильные классы в этих школах предлагают своим обучающимся различные профили обучения с углубленным изучением отдельных предметов.
- в химико-биологическом профиле обучения — это будут химия и биология,
- в информационно-технологическом профиле обучения — информатика и математика,
- в экономическом профиле обучения — математика и обществознание.
Самые распространенные профили обучения в московских школах сегодня:
- физико-математический профиль обучения;
- химико-биологический профиль обучения;
- информационно-технологический профиль обучения;
- социально-экономический профиль обучения;
- гуманитарный профиль обучения;
- лингвистический профиль обучения;
- художественно-эстетический профиль обучения.
В последние годы в московских школах также активно развиваются высокотехнологичные профили обучения.
Так, под эгидой Департамента образования Правительства Москвы действуют программы:
- «Медицинский класс в московской школе» и
- «Инженерный класс в московской школе».
В рамках этих программ школы получают лабораторное оборудование для профилей обучения, включающих курсы химии и физики, сравнимое с оборудованием университетских лабораторий.
Обучение по таким профилям проходит совместно с базовыми вузами (техническими и медицинскими) и включает:
- элективные курсы,
- профориентацию,
- экскурсии на профильные предприятия,
- участие в мероприятиях для абитуриентов.
Помимо стандартных профилей обучения, в московских школах можно найти и очень редкие специализации:
- например, в лицее № 1310 — работает профиль обучения по журналистике;
- в гимназии № 1505 — педагогический профиль обучения;
- в школе № 548 «Царицыно» — архитектурный профиль обучения;
- в школе № 123 — театральный профиль обучения;
- в гимназии № 1514 — культурологический профиль обучения.
Активно внедряется в Москве также такая форма профильного обучения:
- как базовый класс при ВУЗе.
В эти профили обучения университеты сами отбирают себе абитуриентов и готовят их к поступлению и дальнейшей учебе в ВУЗе:
- так, в школе № 171 — действует химический профиль обучения при химфаке МГУ,
- в школе № 54 — математический профиль обучения при мехмате МГУ,
- в лицее № 1535 — экономический профиль обучения при НИУ ВШЭ.
Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации:
- модель внутришкольной профилизации и
- модель сетевой организации.
В сетевой модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется:
- за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.
Оно может строиться в двух основных вариантах профильного обучения:
- первый вариант профильного обучения — связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра».
В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр»; - второй вариант профильного обучения- основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов.
В этом случае обучающимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).
Реформа общего образования в виде объединения нескольких школ в большие образовательные комплексы была задумана в том числе для того, чтобы обучающиеся в старшей школе могли выбрать исходя из своих склонностей практически любой профиль обучения.
При этом подразумевается, что такой образовательный комплекс может предложить своим обучающимся восемь — десять профилей обучения (специализаций), в то время как школа сама по себе — не более двух — трех профилей обучения.
Выбор профиля обучения с учетом интересов и склонностей
Большинство обучающихся в 9 классе впервые сталкиваются с тем, что должны выразить свои предпочтения по приоритетным дисциплинам (профилю обучения), и фактически подходят к первому этапу выбора профессии. Очевидно, в 9 классе выбор обучающимся профиля обучения может быть не совсем осознанным, и все же к этому возрасту обучающийся уже вполне способен решить, что именно ему интересно.
Для того чтобы выбрать профиль обучения в школе:
- ему нужно понять, какие предметы даются ему лучше остальных,
- что именно ему интересно,
- чем бы он хотел заниматься в будущем.
Для начала желательно пройти один или несколько бесплатных онлайн профориентационных тестов (в частности, на сайтах ucheba.ru или foxford.ru), с помощью которых на основе склонностей можно будет определить подходящий обучающемуся профиль обучения:
- гуманитарный,
- естественно-научный,
- технический и т. д.
Узнать больше о различных профессиях и специальностях можно, приняв участие в проекте «Университетские субботы»:
- в рамках этого проекта большинство московских ВУЗов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников;
- участие во всех мероприятиях бесплатное;
- встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на школьников разных возрастов, в том числе и на девятиклассников;
- график и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» Департамента образования города Москвы dogm.mos.ru на несколько месяцев вперед. Участие в проекте поможет обучающимся определиться с профессией и познакомиться с будущей сферой деятельности.
Выбор профиля обучения с расчетом на ЕГЭ
Если школьник уже определился с направлением обучения в ВУЗе и знает, какие будет сдавать предметы на ЕГЭ, специализация и выбор профиля обучения в старших классах должны быть соответствующими:
- например, школьник хочет поступать в ВУЗ на инженерно-технические направления и планирует сдавать на ЕГЭ физику и математику;
- занимаясь 2 года по физико-математическому профилю, он получит до четырех дополнительных часов в неделю по этим предметам по сравнению с другими профилями — и это только в рамках основного расписания;
- за счет факультативов и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ он сможет все свое внимание уделять профильным предметам;
- кроме того, программа профильного обучения включает участие в основных олимпиадах.
Учеба по такому профилю обучения увеличит шансы на хорошую сдачу ЕГЭ и поступление в выбранный ВУЗ, по крайней мере, из-за приоритетного распределения учебного времени.
Выбор профиля обучения с учетом результатов ОГЭ
Обучающимся не стоит забывать, что распределение по профилям обучения проводится в том числе с учетом результатов ОГЭ:
- если в конце 9 класса результаты сданных экзаменов ниже требуемого для профильного обучения минимума, обучающегося, скорее всего, на данный профиль обучения не примут;
- и это еще одна причина готовиться к ОГЭ и стараться получить хорошие оценки несмотря на то, что этот экзамен, казалось бы, ни на что не влияет.
Рекомендации ФИПИ по проходным баллам ОГЭ для отбора в профильные 10-е классы:
Предмет ОГЭ | Всего баллов ОГЭ | Рекомендуемый балл ОГЭ для обучения в профильном классе |
Русский язык | 39 | 31 |
Математика | 32 | для естественнонаучного профиля — 18 баллов, из них не менее 6 по геометрии; для экономического профиля — 18 баллов, из них не менее 5 по геометрии; для физико-математического профиля — 19 баллов, из них не менее 7 по геометрии |
Физика | 40 | 30 |
Химия | 34 | 23 |
Биология | 46 | 33 |
География | 32 | 24 |
Обществознание | 39 | 30 |
История | 44 | 32 |
Литература | 23 | 19 |
Информатика и ИКТ | 22 | 15 |
Иностранные языки | 70 | 56 |
Выбор профиля обучения: менять ли школу?
Менять ли школу – этот вопрос волнует многих девятиклассников, которые:
- по каким-либо причинам не могут определиться с выбором профиля обучения или
- просто не знают, где учиться дальше.
Если желаемого профиля обучения в школе нет, стоит задуматься о смене учебного заведения, поскольку профильное обучение повысит шансы обучающегося на успешное поступление в ВУЗ.
Нередко также возникает ситуация, когда:
- профильный класс (профильное обучение) все-таки в школе набирается,
- но школьнику хочется учиться в школе более высокого уровня.
По каждому профилю обучения в Москве можно найти несколько ведущих образовательных учреждений общего образования:
- учеба в таких школах дает возможность изучать профильные предметы на углубленном уровне,
- обучаться в компании отобранных на экзаменах мотивированных школьников,
- готовиться к участию в профильных олимпиадах.
Практика показывает, что за большинством призеров школьных олимпиад, прежде всего, стоят хорошие школы.
В таких образовательных учреждениях:
- можно получить образование совсем другого уровня, чем в районных школах;
- к тому же большинство этих учебных заведений являются базовыми для ведущих ВУЗов;
- это дает возможность ученикам таких школ познакомиться с выбранным учебным заведением изнутри и попасть на его абитуриентские мероприятия еще в старших классах.
Среди СИЛЬНЫХ московских образовательных учреждений общего образования можно назвать:
- физико-математический профиль обучения:
- лицей «Вторая школа»,
- СУНЦ МГУ им. Ломоносова,
- лицей № 1580 при МГТУ им. Баумана,
- лицей № 1502 при МЭИ.
- лицей № 1555 (предуниверситарий МГЛУ),
- лицей № 1535;
- школа № 171,
- гимназия № 1543,
- лицее № 1303;
- предуниверситарий МИФИ,
- лицей № 1533 и
- лицей № 1537.
При выборе школы с интересующим профилем обучения можно ориентироваться в том числе на рейтинг школ Москвы на сайте Департамента образования obrmos.ru. Чем выше место школы в рейтинге, тем лучше результаты ее выпускников на ЕГЭ и олимпиадах.
Восьмиклассники могут обучаться в предуниверситариях
Старшеклассники Москвы с 2019 года могут получать профильное образование при ВУЗах в предуниверситариях уже с восьмого класса:
- это позволяет столичным вузам раньше начать работать с абитуриентами.
Сейчас в рамках пилотного проекта «Московский предуниверситарий» подготовительное профильное образование при вузах получают более четырех тысяч школьников — учеников 9 — 11-х классов.
В настоящее время предуниверситарии существуют в 11 высших учебных заведениях Москвы:
- Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ»,
- Российском университете транспорта (МИИТ),
- Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»,
- Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ),
- Российском экономическом университете (РЭУ) имени Г.В. Плеханова,
- Российском государственном университете имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство),
- Московском государственном лингвистическом университете,
- Первом московском государственном медицинском университете (МГМУ) имени И.М. Сеченова,
- Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ,
- Московском государственном педагогическом университете,
- Московском городском педагогическом университете.
Индивидуальный учебный план
Для тех школьников, чьи интересы не укладываются в рамки определенного профиля обучения, идеальным будет выбор класса или школы, где действует система индивидуальных учебных планов:
- например, школьник еще не определился с направлением обучения в ВУЗе, но ему интересны биология и иностранные языки;
- стандартные профили обучения в этом случае ему не подходят, поскольку биология входит в список предметов химико-биологического профиля, а иностранные языки — лингвистического.
Система индивидуальных учебных планов позволяет:
- изучать любые школьные предметы углубленно;
- школьники сами выбирают между базовым и профильным уровнем обучения по каждому предмету, формируя собственный учебный план.
Учиться по индивидуальным учебным планам можно, например:
- в лицее НИУ ВШЭ,
- гимназии № 1505,
- центре образования № 218,
- школе «Интеллектуал»,
- лицее № 1568.
Такая система индивидуальных учебных планов лучше всего подходит школьникам старших классов, и с каждым годом все больше школ предлагают ее своим ученикам.
Источник: moiprava.info