Статья посвящена современным методам психокоррекции, основанным на нейропсихологическом подходе (сенсомоторная коррекция, восстановительное /формирующее/ обучение). Описывается опыт работы психолога в ЦППРИК.
Скачать:
Предварительный просмотр:
педагог-психолог МКОУ ЦППРИК (г. Куровское)
Нейропсихологическая коррекция в работе с детьми
с нарушениями в развитии
Аннотация: в данной статье рассматривается использование современных методов и технологий в работе педагога-психолога. Эти методы разработаны отечественными нейропсихологами (А.В. Семенович, Л.С. Цветковой и др.) и опираются на закономерности развития мозговых механизмов психической деятельности.
Ключевые слова: нейропсихологическая коррекция, метод замещающего онтогенеза, сенсомоторная коррекция, восстановительное обучение, дети с нарушением онтогенеза, дети с трудностями в обучении.
В психологии на сегодняшний день существует много различных направлений и подходов коррекции и реабилитации процессов развития, но, несмотря на это проблема эффективности психологической помощи детям остаётся очень актуальной.
Что такое нейропсихология (Урок 1 курса переподготовки нейропсихолога)
Десять-пятнадцать лет назад коррекционные программы чаще всего представляли собой набор упражнений, направленных на тренировку слабой функции. Например, если у ребёнка страдала память – в заданиях предлагалось запомнить и воспроизвести различные стимулы, если у ребёнка были трудности произношения – нужно было многократно повторять звуки слова по образцу логопеда. Т.е. и без того слабое звено в психической деятельности ребёнка получало дополнительную нагрузку без исследования причин его недостаточности.
В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получило наиболее эффективное направление – нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А.Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. Этот подход дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которых лежит системный подход к коррекции развития ребёнка.
Нами на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции применяются следующие нейропсихологические системы:
— комплексная методика сенсомоторной коррекции, созданная группой психологов под руководством А.В. Семенович;
— методы восстановительного обучения, разработанные Цветковой Л.С.
В рамках нейропсихологической коррекции по Семенович А.В. реализуется принцип замещающего онтогенеза, предполагающий развитие мозгового обеспечения психических функций.
Метод замещающего онтогенеза (МЗО) заключается в соотнесении актуального статуса ребёнка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Проще говоря, основной принцип коррекции – прохождение непройденных этапов. Коррекционная работа ведётся по двум направлениям:
Нейропсихология детского возраста
— с использованием методов двигательной коррекции;
— с использованием собственно когнитивных методов.
Первой и основной коррекционно-абилитационной целью МЗО является формирование у ребёнка сенсомоторных взаимодействий. Здесь максимально используется психомоторная коррекция. Формируемое на этом уровне сенсомоторное обеспечение всех психических функций активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус. Комплекс этих технологий ориентирован на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока мозга (таблица 1).
Постепенно в этот процесс интегрируется нейропсихологическое сопровождение развития специальных когнитивных функций, а именно речи, письма, пространственных представлений, памяти и т.д. Коррекция познавательных процессов связано с воздействием на 2-ой функциональный блок мозга.
Последний этап направлен на повышение уровня саморегуляции и произвольного контроля (оптимизация структур 3-го функционального блока).
Таблица 1. Трёхуровневая система методики
Коррекционные методы направлены
на элиминацию дефекта и
- Уровень стабилизации, активации и энергоснабжения психических процессов
подкорковых и стволовых образований головного мозга
- Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов
задних и премоторных отделов правого и левого полушарий мозга и их взаимодействия
- Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психических процессов
передних (префронтальных) отделов мозга
Для осуществления коррекционного воздействия используются двигательные упражнения:
- упражнения, повышающие уровень активации больших полушарий мозга (массаж кистей рук, стоп ног, ушных раковин; пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения);
- упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, нормализацию мышечного тонуса («Яйцо», прокатки, растяжки);
- упражнения для развития базовых сенсомоторных взаимодействий, крупной моторики, пространственных представлений (глазодвигательные упражнения, параллельные и перекрёстные движения, различные виды ползания, игры с мячом, графические упражнения);
- упражнения, направленные на формирование произвольности и внимания (стоп-игры, игры с правилами, формулировка вопросов, «объяснялки», развитие коммуникативных навыков
Когнитивные методы направлены на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование высших психических функций.
Нейропсихологические исследования А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, Е.Д., Хомской, А.В. Семенович, Э.Г.
Симерницкой и других отечественных учёных показали, что учебные трудности часто имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей, которые и ведут к нарушению таких ВПФ, как речь и письмо, чтение и счёт, интеллектуальная деятельность и память. В таких случаях очень действенными являются методы восстановительного обучения.
Т.е. такие методы, которые позволяют воссоздать в развёрнутом виде внутреннюю структуру нарушенного звена в распавшейся функции с помощью вынесения наружу отдельных, строго соответствующих структуре дефекта операций, последовательное выполнение которых может привести к осуществлению пострадавшей (несформированной) деятельности. Выписанные в нужной последовательности, операции и составят программу, управляющую извне ходом восстановления нарушенного (несформированного) действия и позволяющую контролировать этот ход. Программа операций, в отличие от применения отдельных методов, приёмов, упражнений, мало связанных друг с другом, создает схему, структуру протекания процесса письма, чтения или счёта, а не отдельных его сторон и вводит его в систему с другими ВПФ. В этом психологическая сущность программированного обучения.
Методы восстановительного обучения разработаны и описаны Цветковой Л.С. [5]
Например, восстановление чтения при оптической дислексии включает следующие приёмы (на первой стадии – восстановления восприятия букв и их узнавания):
- вспомнить данную букву и воспроизвести её моторный образ путём «записи» её рукой в воздухе с закрытыми глазами;
- записать букву в тетрадь;
- найти среди нескольких других букв;
- ощупывание, сравнение её с другими буквами (зрительно и кинестетически);
- назвать букву;
- подчеркнуть наиболее часто встречающиеся и знакомые слова, начинающиеся с этой буквы и т.д.
Серия подобных операций позволяет проанализировать конструкцию букв и корректировать буквенный гнозис.
В программное обеспечение нашей работы входят: программа комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации процессов развития в детском возрасте (А.В. Семенович [3]), программа сенсомоторной коррекции при психосоматических расстройствах в детском возрасте (А.С. Султанова, [2]), курс нейропсихологических коррекционных занятий с детьми 5-10 лет (М.В.Евлампиева и др., [3]), программа сенсомоторной коррекции при нарушениях психического развития у детей младшего школьного возраста (В.А. Корнеева, [1]), программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (А.Л. Сиротюк, [4]),
методика развития зрительно-вербальных функций у детей (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, [6]) методика развития и коррекции внимания «Школа внимания» (Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина, [7]), методики восстановления (формирования) счёта, письма и чтения (Л.С.
Цветкова, [5]).
Все эти программы составляют основу технологий развивающей и коррекционной работы психолога с детьми следующих категорий:
- дети с нарушением онтогенеза;
- дети с трудностями обучения.
К нам в центр часто обращаются родители детей с отклоняющимся онтогенезом следующих типов:
- задержанное психическое развитие;
- парциальная несформированность ВПФ, преимущественно регуляторного компонента (гиперактивные дети);
- психическое недоразвитие (дети с интеллектуальными нарушениями разной степени выраженности);
- дефицитарное развитие (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
- искажённое развитие (дети с РДА).
Дети с трудностями в обучении – это, в общем-то, нормативно развивающиеся дети, но имеющие неярко выраженные мозговые дисфункции, которые становятся очевидными, когда ребёнок включается в образовательный процесс. Дети с трудностями в чтении, письме и математике попадают в поле зрения психологов ЦППРИК в результате обращения за помощью образовательных учреждений района (работа по запросу).
Использование нейропсихологической коррекции эффективно интегрируется в процесс психолого-педагогического сопровождения процессов развития детей и имеет положительные результаты. Эффективность коррекционной работы подтверждают следующие результаты:
- редукция проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений у детей:
— с ЗПР (церебрально-органического генеза): повышение работоспособности, познавательного интереса, улучшение мнестической деятельности, конструктивного праксиса, гностических функций, повышение обобщающей функции мышления; в общем – повышение уровня развития ВПФ;
— с гиперактивностью: повышение концентрации внимания и его устойчивости, увеличение усидчивости, улучшение письма, повышение произвольности и самостоятельности, улучшение поведения;
— с РДА: снижение количества стереотипий, аутоагрессии, улучшение эмоционального контакта, развитие «вкуса» к взаимодействию и игре, повышение целенаправленности деятельности, формирование подражательной способности; улучшение интеллектуальных и речевых показателей;
-с психическим недоразвитием: повышение целенаправленности деятельности и уровня произвольности психических процессов, развитие графо-моторных навыков, улучшение пространственной ориентировки, улучшение восприятия речи, увеличение связности речи и её активности, повышение сообразительности;
— с трудностями в обучении: улучшение учебной деятельности и повышение успеваемости.
- косвенные результаты: например, повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении в школе, дома;
- улучшение показателей диагностики: отмечена выраженная положительная динамика в психическом развитии в 80% случаев обращения, о чём можно судить по данным диагностических обследований (пред началом коррекционной работы и по завершению программы), в том числе и по медицинским данным.
Ниже даны примеры изменений в психическом статусе детей в результате коррекционно-развивающей работы. Диагностика проводилась с использованием психологических, пато- и нейропсихологических методик. Для детей с выраженными нарушениями развития применялся метод наблюдения во время занятий. Результаты диагностики отражены в данных мониторинга психического состояния ребёнка.
Источник: nsportal.ru
Коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе
Нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А.Р. Лурия) представлениях о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе, дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которых лежит системный подход к коррекции психического развития ребенка.
Одной из таких систем является комплексная методика психомоторной коррекции, созданная группой психологов под руководством А.В. Семенович (Описание системы, основанной на нейропсихологическом подходе, приводится по руководству «Комплексная методика психомоторной коррекции» /Под ред. А.В. Семенович. —М.:МГПУ, 1998). В рамках этой системы два различных направления коррекционной работы: методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения, и собственно когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ, применяются в едином комплексе с их последующей интеграцией и с учетом взаимодополняющего влияния.
Программа комплексной нейропсихологической коррекции и реабилитации
Направление, в рамках которого была разработана данная программа, исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активацию в развитии всех ВПФ.
Поскольку сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и «выстраивающим» взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Таким образом, по мнению авторов, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями (В данном аспекте методика психомоторной коррекции А.В. Семенович тесно смыкается с авторской программой Н.Я. Семаго по формирования произвольной регуляции психической активности).
Актуализация методов когнитивной коррекции с последующим включением их в коррекционной процесс должна проходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.
Методика используется в адаптированном применительно к детскому возрасту варианте приемов базовых телесно-ориентированных техник и представляет собой трехуровневую систему. Основанием для выделения уровней является представление об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности.
Уровень 1. «Уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов»;
Уровень 2. «Уровень операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром»;
Уровень 3. «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов».
Каждый из описываемых уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия. Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга; 2-го уровня — задних и премоторных отделов правого и левого полушарий мозга и их взаимодействия, а 3-го уровня — на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.
Требования к применению данной программы подразумевают включение в коррекционный процесс упражнений 1-го, 2-го и 3-го уровней. Однако удельный вес и время использования тех или иных методов будут варьироваться в зависимости от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке 1-го уровня, с постепенным переходом к следующему. В то же время коррекционные занятия не могут проходить без привлечения групповых и игровых факторов, что определяется включением методов третьего уровня.
В идеале, как отмечают авторы, даже в относительно простых случаях должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни. Кроме того, очевидно, что автоматизмы, например первого уровня, с успехом могут ассимилироваться в программы 2-го и 3-го уровней в качестве составляющих любого из упражнений. Таким образом, основные принципы и стратегии данной программы хорошо согласуются, а в некоторых случаях практически полностью смыкаются с другими направлениями интегративной коррекционной работы.
Использование данной программы требует продуманной стратегии и тактики, основанной на дифференциально-диагностической нейропсихологической квалификации имеющейся у ребенка недостаточности, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к специалистам, проводящим коррекционную работу.
Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В Ахутиной) (Основы программы приводятся по методическому пособию Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной «Школа внимания». — М.: ИНТОР, 1997)
Программа представляет собой комплекс учебно-игровых занятий, нацеленных на развитие у детей способности планировать и контролировать свои действия. Программа ориентирована на педагогов и психологов, работающих в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО) и классах восстановительного обучения, а также подготовительных группах детских садов.
Программа основана на становлении избирательной активации, формировании навыков программирования и регуляции и контроля деятельности (3-й функциональный блок организации деятельности человека по А.Р. Лурия).
Данная методика представляет собой четкую технологичную программу, которую может использовать в своей работе, в первую очередь, школьный психолог во внеурочном компоненте работы с детьми, имеющими подобные трудности.
Методика формирования навыков программирования и контроля основана на работе с числовым рядом, во-первых, потому, «что овладение числовым рядом является фундаментом начального учебного процесса» [27]. Умение упорядочить объекты по количеству, абстрагировать их число и соотнести с цифрой (т.е. найти их место в числовом ряду) составляет один из рано осваиваемых, необходимых в практической жизни культурных навыков человека. Во-вторых, числовой ряд, как никакой другой материал, позволяет вынести программу действия вовне, организовать совместные действия педагога (психолога) и ученика, обеспечить постепенное сокращение помощи взрослого и увеличение самостоятельности ребенка. Упражнения с числовым рядом дают широкие возможности дозированно усложнять требования к программированию и контролю деятельности, гибко менять режим работы с целью повышения организованности и работоспособности ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.
В ходе дошкольного и школьного обучения работа с числовым рядом имеет целью сформировать и упрочить представления о количестве, порядке, закрепить соответствие числа и цифры, добиться возможности произвольного оперирования числом, отвлекаясь от реальных объектов. Программа, способствуя решению этих задач, преимущественно направлена на другое — на формирование (или коррекцию) навыков программирования и контроля.
Принципиальная основа выполнения разработанных авторами заданий — совместная деятельность психолога (педагога) и ученика. Ее организация должна последовательно изменяться таким образом, чтобы программа действия, которой вначале владеет взрослый, стала внутренним достоянием ребенка.
Для этого необходимо обеспечить условия, позволяющие ребенку «взять» программу, а взрослому — контролировать, насколько ребенок ею овладел. Эти условия: вынесение вовне (материализация, наглядное представление) программы и особая организация совместной деятельности учителя и ученика, обеспечивающая последнему переход от развернутого поэлементного действия и его контроля к их свернутым формам. В данном случае полностью реализуются принципы, разработанные Л.С. Выготским и П.Я. Гальпериным.
Предлагаемая схема совместной деятельности ребенка и взрослого (психолога, педагога) по усвоению программы действий с числовым рядом включает следующие этапы:
— совместное пошаговое выполнение действия по речевой инструкции взрослого — на этом этапе программирование и контроль обеспечиваются специалистом;
— совместное пошаговое выполнение действия по наглядной программе — на этом этапе программирование и контроль разделяются между взрослым и ребенком: психолог организует следование программе и контрольные действия ученика — сличение результата с программой;
— совместное выполнение действия по наглядной программе с переходом от пошаговой к более свернутым формам реализации программы — на этом этапе роль специалиста в программировании и контроле сокращается;
— самостоятельное выполнение действия по интериоризованной (усвоенной, внутренней) программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях: ребенок самостоятельно выполняет и контролирует свои действия; взрослый следит, обращается ли ребенок при затруднениях к наглядной программе, и по мере надобности напоминает’ об этом;
— самостоятельное выполнение действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал. Возможность переноса контролируется взрослым.
Предлагаемые в программе задания [27] объединяются в пять циклов (последовательных этапов):
1. Числовой ряд в упроченных ситуациях (сюжеты сказок, нумерация этажей и подъездов дома, ступени лестницы, циферблаты часов, наборные панели телефонов ит.п.).
2. Числовой ряд в прямом порядке (актуализация последовательности чисел в прямом порядке до 10, нахождение цифр в случайном порядке в таблице или копирование и самостоятельное составление таких таблиц, рисование предметов по пронумерованным точкам).
3. Количественный ряд в прямом порядке (отрабатывается способность к одномоментному схватыванию количественных совокупностей, свертыванию их в целостную структуру, когда в пунктах маршрутов, таблицах (типа таблиц Шульте) и др. заданиях помещаются не цифры, а множества предметов от 1 до 10. В ходе отработки заданий ребенок вынужден самостоятельно абстрагировать признак количества, что делает эти задания более сложными, чем предыдущие.).
4. Обратный ряд (отрабатывается на материале полного, неполного или дискретных рядов, с использованием материала упроченных ситуаций: этажи, лифт, четная и нечетная стороны улиц и т.п.).
5. Параллельные ряды (этап предполагает одновременное выполнение двух подпрограмм: два ряда цифр, прямой порядок цифр и букв по алфавиту, разнонаправленные ряды цифр).
На одном занятии могут быть использованы задания как одного этапа, так и двух соседних. Внутри каждого этапа первые задания более просты и развернуты, чем последующие, при этом в целом сложность программирования увеличивается от этапа к этапу.
Наиболее эффективной программа будет тогда, когда подобрана индивидуализированная в соответствии с возможностями ребенка, адекватная система заданий с исходным уровнем сложности, индивидуальным темпом продвижения. Каждый раз следует выбирать необходимую меру помощи в зависимости от успехов ребенка.
Развивающе-коррекционные программы, ориентированные на формирование базовых составляющих психического развития ребенка (произвольности психической активности и пространственных представлений)
Предлагаемый комплекс программ существует в двух вариантах: развивающем и коррекционном (рис.4.1).
Рис. 4.1. Развивающе-коррекционные программы формирования произвольной регуляции и пространственных представлений (базовых составляющих психического развития)
Первый вариант ориентирован на развивающую работу с детьми среднего и старшего дошкольных возрастов для адекватного и своевременного формирования предпосылок овладения программным материалом начальной школы. В соответствии с ведущим типом мотивации и деятельности в дошкольном возрасте данный вариант программы осуществляется в виде тематических заданий-игр.
Для детей с выраженными нарушениями речевого развития и детей с нарушениями умственного развития данный комплекс является коррекционно-развивающим, пропедевтически необходимым для подготовки их к овладению программами соответствующего типа.
Второй вариант ориентирован на непосредственно коррекционно-развивающую работу в рамках начального обучения в соответствующих типах специального (коррекционного) обучения и общеобразовательных школах, в том числе в классах КРО. Работа проводится с возможным включением игровых и соревновательных заданий.
Далее приводится схема основных этапов и подэтапов коррекционного комплекса без детального описания конкретных занятий (уроков) и проводимых упражнений (игровых и соревновательных заданий). Конкретное содержательное наполнение программ применительно к конкретным возрастным особенностям будет описано в соответствующих книгах серии.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Программа индивидуальной нейропсихологической коррекции
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных способностей. Все это делает особо важным участие психолога в проведении корркционно-развивающей работы с детьми.
Публикация «Программа индивидуальной нейропсихологической коррекции» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Известно, что биологическое развитие организма на всех его стадиях подчиняется строгой закономерности. У каждой психической функции и функционального звена есть своя программа развития, включающая относительную дискретность, гетерохронность, фазовые динамические характеристики процессов формирования. Знание схемы развития головного мозга ребенка способствует более четкому разграничению случаев органической и функциональной недостаточности мозга, вариантов его несформированности, Занятия по нейропсихологической программе позволят своевременно выявить дизонтогенетические проявления у детей.
Коррекционная программа рассчитана на возраст от 6 до 8 лет, а данный возрастной период соответствует созреванию второго функционального блока головного мозга ребенка. На этом этапе онтогенеза закрепляются межполушарные асимметрии операционального уровня, формируется доминантность полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю, функциональной активности. Нарушение формирования данного уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости, которая после нейропсихологической коррекции может быть элиминирована. У детей с неврологическим статусом формирование мозговой организации происходит с девиациями, что может быть выражено в импульсивности, повышенной двигательной активности и низким уровнем саморегуляции.
Согласно исследованиям, до восьмилетнего возраста пластичность мозговых систем из-за отсутствия жестких мозговых связей имеет огромный аутокоррекционный потенциал. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее сенситивным в плане нейропсихологической коррекции межполушарных взаимодействий.
Программа нейропсихологической коррекции составлена с использованием методик А. Л. Сиротюк, А. В. Семенович и включает в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы и упражнения с правилами.
Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития.
Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.
Наличие гипертонуса, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность и может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода, и также быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.
Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног.
Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.
Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) непременно приводят к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе — опускается вниз. Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т. д.).
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения.
Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой, отводящие, глазодвигательный и блоковый, соединяются с глазом. Они активизируют движение глазного яблока во всех направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка, чтобы регулировать колебания сетчатки, и изменяют форму хрусталика для того, чтобы видеть вблизи и вдали.
В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет их с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. Как известно, в учебной деятельности чаще всего используется двумерное пространство — книга, таблица, тетрадь, компьютер и т. д., что существенно снижает качество обучения.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвуете мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз, которые формируют речь.
Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.
В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить.
Понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т. е. развитие выразительных движений ребенка как средства самовыражения и общения влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.
Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:
1. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.
2. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его.
3. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.
Визуализация является репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы). Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.
Релаксация может проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия.
Коррекционная работа должна включать в себя различные виды массажей (дополнительная афферентация тела). Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке — голове.
Программа состоит из 16 занятий. График проведения – 3 занятия в неделю. Время проведения – 45 минут.
• растяжка 4-5 минут;
• дыхательное упражнение 3-4 минуты;
• глазодвигательное упражнение 2-3 минуты;
• упражнения для развития мелкой моторики рук – 7-8 минут;
• функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля, коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии 20 минут;
• релаксация 4-5 минут.
ЦЕЛЬ: оказание максимального содействия в изучении и коррекции уровня нейропсихического развития ребенка в онтогенезе; обеспечение должного уровня психологической готовности к обучению в школе.
1. коррекция импульсивности, повышенной двигательной активности.
2. коррекция уровня саморегуляции.
3. профилактика дизонтогенетического развития.
4. развитие произвольности регуляции деятельности.
5. развитие вербальной механической памяти, мелкой моторики, воображения, восприятия.
6. развитие коммуникативных навыков.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
1. Доступность предлагаемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей.
2. Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы.
3. Личностно-ориентированный подход.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Месяц Дата проведения Содержание Колич. занятий
Занятие 1. Растяжка «Половинка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е. 1
Занятие 2.. Растяжка «Лучики». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения.
Релаксационное упр-е. 1
Занятие 3.. Растяжка. Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения.
Релаксационное упр-е. 1
Май Занятие 4.. Растяжка «Половинка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Олени» 1
Занятие 5.. Растяжка «Половинка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения.
Релаксационное упр-е «Штанга». 1
Занятие 6.. Растяжка «Медуза». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Кораблик» 1
Занятие 7.. Растяжка «Лучики». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Варвара» 1
Занятие 8.. Растяжка «Лучики». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения.
Релаксационное упр-е «Шарик». 1
Занятие 9.. Растяжка «Тавинка на ветру». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения.
Релаксационное упр-е. 1
Занятие 10.. Растяжка «Дерево». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения.
Релаксационное упр-е. 1
Май Занятие 11.. Растяжка «Подвески». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения.
Релаксационное упр-е «Ковер-самолет». 1
Занятие 12.. Растяжка «Снеговик». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения.
Релаксационное упр-е «Раскачивающееся дерево». 1
Занятие 13.. Растяжка «Кошка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения.
Релаксационное упр-е «Море». 1
Июнь Занятие 14.. Растяжка «Половинка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения.
Релаксационное упр-е «Парусник». 1
Занятие 15. Растяжка «Лучики». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения.
Релаксационное упр-е «Потянулись-сломались». 1
Занятие 16.. Растяжка «Звезда». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения.
Релаксационное упр-е «Росток». 1
Публикации по теме:
Конспект индивидуальной ООД по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Тополёк» Г. о. Королёв ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ.
Конспект индивидуальной ООД по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р]-[р’]» КОНСПЕКТ индивидуальной организованной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения. ТЕМА: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р,РЬ».
Коррекционно-развивающая программа коррекции застенчивости у дошкольников методами сказкотерапии Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать одной из наиболее распространенных причин, осложняющих общение.
Коррекционно-развивающая программа по развитию и коррекции мелкой моторики рук обучающихся 1 класса 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность.
Программа кружка «Ассорти идей» для воспитанников Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции МБУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Ассорти идей» Подготовила.
Программа по коррекции артикуляционной моторики «Послушный язычок» Из опыта работы. Программа по коррекции артикуляционной моторики «Послушный язычок» 1. Пояснительная записка Массаж артикуляционного аппарата.
Конспект занятия «Программа психологической коррекции агрессивности у детей 5–6 лет» в старшей группе Краткие конспекты занятий. (старшая группа) Занятие №1. Цель. Выплеснуть гнев в приемлемой форме. Содержание: Игра проходит в два этапа.
Рабочая программа по коррекции застенчивости у детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 22 г. КРАНОУРАЛЬСК РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ.
Рабочая программа по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на 2017–2018 учебный год Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Кубаночка» ст. Брюховецкой муниципального.
Рабочая программа сопровождения по коррекции поведения гиперактивного ребёнка в подготовительной группе В группе имеется ребёнок с гирерактивностью (медицинское подтверждение). Психологическая характеристика ребенка Мальчик требует к себе повышенного.
Источник: www.maam.ru