Споры о необходимости нахождения в ВТО для Российской Федерации начались еще до вступления РФ в это объединение. В статье расскажем, в чем плюсы глобальной интеграции в области торговли и какие есть риски.
- Суть термина
- Структура Всемирной торговой организации
- Функции ВТО
- Члены ВТО
- Возможности и обязанности участников организации
- Россия в ВТО
На протяжении 18 лет Российская Федерация боролась за вступление во Всемирную торговую организацию. 22 августа 2012 года РФ стала 156-м членом этого торгового объединения. Но начиная с марта 2022 года все чаще говорят о необходимости выхода из Всемирной торговой организации. В статье разберемся, что значит ВТО и какие выгоды несет участие в ней для российской экономики.
Суть термина
Ответ на вопрос «ВТО — что это?» можно сформулировать так : это международная организация, созданная для упрощения торговли между странами. ВТО – часть системы Организации Объединенных Наций (ООН). Офис ВТО расположен в Женеве.
Конференция молодых ученых по проблемам международной торговли (часть 1) (25.10.22)
Объединение создано на основе действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Однако ГАТТ регулировало только вопросы торговли продукцией на международном уровне, тогда как ВТО дополнительно регулирует торговлю услугами и защиту прав интеллектуальной собственности при ведении международной торговли.
По состоянию на апр ель 2022 года во Всемирную торговую организацию входят 164 государства, которые обеспечивают 98% мировой торговли.
Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она словно швейцарский нож содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Кешбэк до 10%, рассрочка в 250 000+ магазинов и доход на остаток до 12% с бесплатным обслуживанием. Сделайте свою жизнь слаще и удобнее!
Структура Всемирной торговой организации
В структуре ВТО три уровня. Ключевые решения — к примеру, о вступлении новых государств, — принимаются Министерской конференцией . Ее собирают не реже одного раза в два года.
Генеральный совет подотчетен Министерской конференции. Его заседания проходят несколько раз в год. В его ведении два органа, ответственных за аналитическую работу в области торговой политики и за разрешение спорных ситуаций. Также Генсовету подчинены отдельные комитеты, в том числе:
- Комитет по торговле и развитию;
- Комитет по бюджету;
- Комитет по финансам и управлению;
- Комитет по ограничениям, связанным с торговым балансом.
Генсовет передает часть полномочий советам по торговле товарами, по торговле услугами, по интеллектуальной собственности в области торговли. Каждое из данных подразделений контролирует исполнение соглашений странами ВТО. Совет, связанный с интеллектуальной собственностью, помогает бороться с продажей контрафакта.
У ВТО также есть профильные рабочие группы и комитеты , которые работают над реализацией торговых договоров, решают иные вопросы, связанные, к примеру, с окружающей средой или региональной торговлей.
Деятельность всех этих органов обеспечивает секретариат . Он содействует их работе в техническом плане и не принимает управленческие решения. Руководит секретариатом генеральный директор .
Функции ВТО
Какие задачи выполняет ВТО?
- Отслеживает исполнение договоров ВТО странами-участницами.
- Организует переговоры между странами-участницами в области торговли.
- Разрешает конфликтные ситуации, возникающие в международной торговле.
К примеру, в июле 2021 года в ВТО Европейский Союз инициировал спор против России из-за нарушения прав европейских компаний в РФ при проведении тендеров.
- Отслеживает изменения торгового законодательства государств-участников.
- Поддерживает страны с развивающейся экономикой.
- Работает с другими объединениями международного уровня.
Так, ВТО совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разрабатывает способы сокращения торговых издержек.
Члены ВТО
Первоначально участниками Всемирной торговой организации стали 77 государств . До конца 1995 года количество участников увеличилось до 112. В дальнейшем процесс вступления в ВТО стал идти медленнее — кандидатам необходимо было привести национальное законодательство в соответствие с требованиями ВТО. Серьезной вехой, усиливающей влияние ВТО, стало вхождение в нее КНР.
Из постсоветских республик первой во Всемирную торговую организацию вступила Киргизия — в 1998 году. Далее последовали Латвия, Эстония, Грузия, Литва, Молдавия, Армения, Украина, Российская Федерация, Таджикистан и Казахстан. Другие республики бывшего СССР также стремятся участвовать в ВТО.
Возможности и обязанности участников организации
Основные возможности для участников Всемирной торговой организации следующие:
- улучшение параметров и условий допуска продукции в страны-участницы;
- разрешение торговых конфликтов под эгидой WTO;
- рост зарубежных инвестиций за счет создания комфортного правового режима для инвесторов;
- расширение реализации продукции отечественных производителей на зарубежных рынках;
- улучшение имиджа государства как участника международной торговли.
Новоиспеченные участники, помимо гармонизации своих законодательных актов, должны исключить любые барьеры и сделать политику в области торговли прозрачной.
К примеру, после вступления России в ВТО был изменен Закон «Об обращении лекарственных средств». Были установлены повышенные требования к защите информации, которую предоставляет заявитель при регистрации лекарства.
Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 12%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства и потратить их на покупки в рассрочку 10 месяцев или больше, если оформите подписку «Халва.Десятка». Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!
Россия в ВТО
Путь Российской Федерации в ВТО получился тернистым. Диалог о вхождении РФ во Всемирную торговую организацию начался еще до ее образования — в 1993 году. Переговоры были сложными, сторонам требовалось согласовать многие позиции. Лишь в 2011 году они были завершены, а с 2012 года РФ стала полноценным участником Всемирной торговой организации.
Результаты пребывания РФ в ВТО сложно назвать однозначными. Кто-то видит положительный эффект, ведь ассортимент многих товаров заметно расширился. Кроме того, наши экспортеры , например, металлурги, получили больше рынков сбыта своей продукции. Кто-то отмечает и отрицательные стороны: по их мнению, участие РФ в ВТО усложнило жизнь местным производителям. К примеру, после вступления в ВТО для России установили лимиты на государственную поддержку сельского хозяйства.
21 марта 2022 года депутаты фракции «Справедливая Россия – За правду» внесли в Государственную Думу законопроект о выходе Российской Федерации из Всемирной торговой организации , мотивируя это «защитой интересов государства».
Принятие такого решения может осложнить торговые отношения не только с государствами, которые вводили санкции в отношении Российской Федерации. Появляется риск снижения торговли и с теми странами, которые не присоединились к санкционным режимам.
Процедура выхода из Всемирной торговой организации небыстрая. Согласно правилам, должно пройти шесть месяцев после того, как будет направлено уведомление о выходе. Повторное же вступление в экономическое объединение может снова растянуться на долгие годы.
Источник: sovcombank.ru
В рамках какой программы осуществляется сотрудничество по вопросам о международной торговле
Проект: Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года
Проект: Школа нравственной этики и риторики
Инициатива: Организация Труда и Организация Счастья
Инициатива: Обоснование поправки в Конституцию Российской Федерации
Инициатива: Школьное образование. Педагогика дела
Инициатива: Демография. Сбережение народа России
Инициатива: Образование для взрослых
Паспорт проекта утверждён: 24 декабря 2018 года.
Цели национального проекта РФ «Международная кооперация и экспорт»:
- Формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза в целях увеличения объёма торговли между государствами-членами Союза не менее чем в полтора раза.
- Обеспечение роста объёма накопленных взаимных инвестиций в полтора раза.
Задачи национального проекта РФ «Международная кооперация и экспорт»:
- Ориентация промышленной и торговой политики, включая применяемые механизмы государственной поддержки, на достижение международной конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках.
- Создание новой товарной массы продукции АПК. В том числе продукции с высокой добавленной стоимостью путём технологического перевооружения отрасли и иных обеспечивающих мероприятий.
- Создание экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры.
- Устранение торговых барьеров (тарифных и нетарифных) для обеспечения доступа продукции АПК на целевые рынки.
- Создание системы продвижения и позиционирования продукции АПК.
- Строительство (модернизация); пунктов пропуска через государственную границу РФ.
- Устранение логистических ограничений. В том числе регуляторных при экспорте товаров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта.
- Достижение объёма экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд долларов США в год к 2024 году.;
- Сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли, включая отмену избыточных требований при лицензировании экспорта и осуществление валютного контроля. Организация (к 2021 году) взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и субъектов международной торговли с органами государственной власти. В том числе с контролирующими органами и иными организациями в электронной форме по типу «Одного окна».
- Организация (к 2021 году) взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и субъектов международной торговли с органами государственной власти. В том числе с контролирующими органами и иными организациями в электронной форме по типу «Одного окна» на базе цифровой платформы РЭЦ.
- Развитие и модернизация российской лабораторной базы.
- Завершение создания гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта (к 2021 году), включая экспортное и акционерное финансирование, лизинг и долгосрочные меры поддержки.
- Создание единой системы институтов продвижения экспорта, которая предусматривает модернизацию торговых представительств РФ в иностранных государствах.
- Завершение формирования в рамках Евразийского экономического союза общих рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы, включая окончательное устранение барьеров, ограничений и отмену изъятий в экономическом сотрудничестве при одновременном активном использовании механизмов совместной проектной деятельности.
Ответственные за реализацию нацпроекта:
- куратор национального проекта – первый заместитель председателя Правительства РФ, министр финансов РФ Антон Силуанов;
- руководитель национального проекта – министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров;
- администратор национального проекта – заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков.
Финансовое обеспечение реализации национального проекта до 31.12.2024 года:
- в 2018 г. – 1 млрд 225 млн рублей;
- в 2019 г. – 91 млрд 034,6 млн рублей;
- в 2020 г. – 79 млрд 419,2 млн рублей;
- в 2021 г. – 128 млрд 849,3 млн рублей;
- в 2022 г. – 233 млрд 535 млн рублей;
- в 2023 г. – 226 млрд 174,2 млн рублей;
- в 2024 г. – 197 млрд 768,6 млн рублей.
Календарь событий:
В 2019 году:
- Отмена избыточных требований валютного контроля.
- Внедрение инструмента поддержки программ конкурентоспособности.
- Расширение применения ставки 0% НДС при вывозе строительных и иных материалов для возведения объекта за рубежом, товаров по договору лизинга, а также экспорта информационных технологий и связанных с ними услуг.
- Разработка совместной программы Внешэкономбанка и АО «РЭЦ» с участием других институтов развития по финансированию проектов по созданию (модернизации) экспортно-ориентированных производств.
- Разработка дорожной карты по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС.
В 2020 году:
- Формирование единой системы поддержки экспорта в ключевых зарубежных странах и в 85 субъектах Российской Федерации.
- Ввод в промышленную эксплуатацию информационной системы «Одно окно» на базе цифровой платформы АО «Российский экспортный центр».
- Разработка планов действий по продвижению российского экспорта в 13 зарубежных странах.
- Расширение количества секторов услуг, в которых функционирует единый рынок ЕАЭС.
- Реализация мер, предусматривающих повышение эффективности регулирования прямых, смешанных и комбинированных перевозок, включая введение единого транспортного документа.
В 2021 году:
- Формирование национальной системы аналитической поддержки экспорта (Аналитический конъюнктурный центр).
- Региональный экспортный стандарт 2.0 внедрён не менее чем в 75 субъектах Российской Федерации.
- Реализация первого проекта по созданию российской промышленной зоны (РПЗ).
В 2023 году:
- Внедрение системы электронного документооборота при перевозке грузов по международным транспортным коридорам.
О проекте:
Национальный проект РФ «Международная кооперация и экспорт» направлен на то, чтобы качественно повысить конкурентоспособность российских товаров, а также расширить их присутствие на мировых рынках.
Паспорт нацпроекта состоит из пяти проектов федерального уровня:
- «Промышленный экспорт»;
- «Экспорт продукции АПК»;
- «Экспорт услуг»;
- «Логистика международной торговли»;
- «Системные меры содействия международной кооперации и экспорта».
Нацпроект направлен на достижение следующих целей:
- Увеличение объёма несырьевого неэнергетического экспорта к 2024 году до 250 млрд долларов США в год. Объём экспорта услуг – до 100 млрд долларов США в год.
- Доля экспорта товаров (работ, услуг) составит не менее 20% ВВП страны.
- Увеличение объёма торговли между государствами – членами Евразийского Союза в 1,5 раза.
Видео о нацпроекте:
Национальный проект РФ «Международная кооперация и экспорт» на 60 процентов увеличит российские объёмы производства
Круглый стол по реализации нацпроекта в субъектах РФ
Продовольственный рынок России: курс на рост, международную кооперацию и экспорт. Конференция РБК
На дискуссиях «Стратегия 2030» обсудили международную кооперацию и логистику
Федеральные проекты и программы национального проекта «Международная кооперация и экспорт»:
- Федеральный проект «Промышленный экспорт». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Экспорт продукции АПК». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Логистика международной торговли». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Экспорт услуг». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Региональные экспортные программы». Паспорт проекта.
- Федеральный проект «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». Паспорт проекта.
Дополнительные материалы по нацпроекту:
Цели, задачи и направления
Меры поддержки внешнеэкономической, в том числе внешнеторговой деятельности в 2023 году
В 2023 г. для участников внешнеэкономической деятельности государством принят целый комплексный мер по поддержки в кризисной ситуации. В статье дается обзор этих мер для участников ВЭД, ссылки на 20 федеральных законов, на указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и на нормативно-правовые акты.
С 1 января 2023 г. действуют изменения, внесенные в правила предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным на приобретение приоритетной для импорта продукции (см. постановление Правительства РФ от 20.12.2022 № 2354), об этом будет сообщено дополнительно.
Минэкономразвития РФ подготовило навигатор по мерам поддержки импорта, принятым для обеспечения развития экономики в условиях санкций (см. письмо Минэкономразвития РФ от 22.09.2022 № 35970-ДВ/Д12и «О направлении Навигатора по мерам поддержки импорта»).
Системообразующие и (или) градообразующие предприятия (организации) могут получить отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин без уплаты процентов при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товаров (за исключением подакцизных, не используемых в производстве), если этим предприятиям (организациям) оказывается поддержка по законодательству государств — членов ЕАЭС и выполнены определенные условия. ФТС России разъяснила порядок получения этой меры поддержки.
Упрощен ввоз многокомпонентного оборудования, перемещаемого через таможенную границу различными товарными партиями в течение длительного периода (максимум 6 лет), с особенностями декларирования согласно ст. 117 Таможенного кодекса ЕАЭС, Федеральному закону от 26.03.2022 № 74-ФЗ. В частности, установлена возможность изменить решение о классификации, если товар необходимо поместить под иную таможенную процедуру.
ФТС России разъяснила, как применяется указанный упрощенный порядок (см. информацию ФТС России «Упрощен порядок декларирования комплектующих, поставляемых совместно с компонентами технологического оборудования в соответствии с решением о классификации товара» от 12.04.2022).
До 1 января 2029 г. можно ввозить многокомпонентный товар в рамках нескольких внешнеэкономических сделок, соответствующие поправки были внесены в федеральные законы.
При ввозе продукции, по которой выданы (зарегистрированы) сертификаты соответствия и (или) декларации о соответствии обязательным требованиям для серийно выпускаемой продукции, декларант не обязан подтверждать таможенным органам право использовать эти документы.
До 1 сентября 2023 г. включительно продукцию разрешено ввозить без маркировки, предусмотренной техническими регламентами ЕАЭС. Ее допустимо нанести позже.Такой же порядок действует в отношении единого знака обращения на рынке ЕАЭС. Соответствующую маркировку нужно нанести до реализации продукции приобретателю (потребителю).
Участники внешнеэкономической деятельности, осуществляющие ее менее года, больше не должны предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в п. п. 1 — 3 ч. 3 ст. 55 Закона о таможенном регулировании (см. в том числе Федеральный закон от 26.03.2022 № 74-ФЗ).
Сокращен срок для принятия решения о классификации товара, если соответствующее заявление подается через личный кабинет.
До 1 января 2025 г. допускается таможенное декларирование товаров с указанием одной товарной позиции в соответствии с ТН ВЭД, поставляемых с компонентом комплектно и (или) в разобранном виде и предъявляемых одновременно таможенному органу без внесения изменений в решение о классификации, если оно выдано до 1 июля 2022 г.
До 1 марта 2025 г., но не позднее 30 календарных дней до истечения общего срока подачи декларации на товары в отношении последнего компонента товаров в комплектном или завершенном виде лицо, получившее решение о классификации, обязано представить в таможенный орган документы и сведения, необходимые для внесения изменений в такое решение.
Правительством РФ установлен случай, при котором декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободного склада, может выступать лицо, не являющееся владельцем склада. Для этого оно должно соответствовать определенным требованиям, см. постановление Правительства РФ от 02.04.2022 № 563.
Установлены условия, при соблюдении которых лицо, не являющееся владельцем свободного склада, выступающее декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободного склада, может осуществлять на территории склада хозяйственную деятельность.
Правительство РФ определило особенности применения обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при предоставлении в отдельных случаях рассрочки по таким платежам, см. постановление Правительства РФ от 02.04.2022 № 564.
На период до 31 декабря 2023 г. сокращены сроки, в течение которых уполномоченный орган:
- уведомляет об отказе в рассмотрении заявления о подтверждении наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
- подготавливает проект распоряжения Правительства РФ о подтверждении наличия таких оснований либо уведомляет об их отсутствии. Кроме того, установлено ограничение по сроку, в течение которого в Правительство РФ вносится указанный проект.
На период до 3 апреля 2023 г. включительно установлены:
- категории лиц, для которых предусматриваются особые сроки исполнения уведомлений (уточнений к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней;
- особый срок их исполнения. ФТС России дала разъяснения о порядке применения данной меры поддержки.
Определены мероприятия, направленные на поддержку импорта
Предусмотрена возможность льготного кредитования при приобретении приоритетной для импорта продукции.
В частности, льготная процентная ставка составляет не более 30% ключевой ставки БР, действующей на день начисления процентов по кредитному соглашению, плюс 3 процентных пункта. К заемщику предъявляются определенные требования.
Льготная ставка предоставляется на следующие сроки:
- не более 12 месяцев со дня первого транша — для финансирования импортного контракта на приобретение продукции. В этом случае соглашение должно содержать условие, по которому эта ставка применяется к объему финансирования, выданному до 31 декабря 2022 г.;
- не более 36 месяцев со дня первого транша — на приобретение продукции (оборудования и (или) средства производства) в рамках инвестпроекта или финансирования импортного контракта, по которому срок изготовления и поставки продукции превышает 12 месяцев, но не более срока действия кредитного соглашения. Льготная ставка по соглашению должна применяться к объему финансирования, выданному до 31 декабря 2023 г.
- Правительство РФ в 2023 г. наделено правом возложить функции по осуществлению страховой и гарантийной поддержки экспорта и импорта на иную организацию, не предусмотренную законом.
Разрешен ввоз в РФ без согласия правообладателей оригинальных иностранных товаров, которые ввели в оборот за рубежом. Перечень таких товаров утвержден приказом Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532.
Не является нарушением исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации использование:
- результатов интеллектуальной деятельности, которые выражены в товарах (их группах), включенных в названный перечень;
- средств индивидуализации, которыми такие товары маркированы.
До 1 июля 2023 г. разрешен ввоз пестицидов и агрохимикатов через любые пункты пропуска через государственную границу России.
См. следующие нормативно-правовые акты и информацию:
- Федеральный закон от 19.12.2022 № 519-ФЗ
- Федеральный закон от 28.06.2022 № 213-ФЗ
- Федеральный закон от 26.03.2022 № 74-ФЗ
- Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ
- Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ
- Указ Президента РФ от 28.11.2022 № 860
- Указ Президента РФ от 18.04.2022 № 210
- Постановление Правительства РФ от 26.09.2022 № 1688
- Постановление Правительства РФ от 25.06.2022 № 1142
- Постановление Правительства РФ от 18.05.2022 № 895
- Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 № 565
- Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 № 564
- Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 № 563
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506
- Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353
- Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.10.2022 № 158
- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15.04.2022 № 75
- Письмо Минэкономразвития России от 22.09.2022 № 35970-ДВ/Д12и
- Информация ФТС России от 07.04.2022
- #пошлина
- #импорт
- #торговля
- #субсидии
- #таможенное оформление товаров
- #господдержка бизнеса
Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно здесь.
Источник: www.klerk.ru