1.Укажите верное определение гротеска.
А)одна из разновидностей комического, сочетающее в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное;
Б) вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки;
В) переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления по сходству или по контрасту.
2.Назовите годы жизни Салтыкова – Щедрина.
А) 1854-1906 б) 1826-1878 в) 1824-1886 г) 1814-1849
3.Под каким произведением появился впервые псевдоним «Н.Щедрин»?
а) «Пошехонская старина»
б) «Помпадуры и помпадурши»
в) « Сказки для детей изрядного возраста»
г) «Губернские очерки»
4.В рамках какой литературной программы развивалось раннее творчество Салтыкова – Щедрина?
А) мистический реализм Б) « искусство для искусства»
В) «натуральная школа» Г) «ЛЕФ»
5.Ведущий способ изображения в произведениях Салтыкова – Щедрина:
а) импрессионизм;
Салтыков-Щедрин биография | Биография Салтыкова Щедрина кратко
б) юмор;
в) реалистический гротеск;
г) символизм;
д) ирония
6.Эзопов язык – это:
а) художественное преувеличение;
б) иносказание
в) художественное сравнение
7.Гипербола – это:
а) один из тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении каких – либо качеств;
б) один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении;
в) один из тропов, заключающийся в сопоставлен предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснении одного другим.
8.Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок Салтыкова – Щедрина были восстановлены:
а) «….. на воеводстве» 1.орел
б) «….. – меценат» 2.медведь
в) «…… — идеалист» 3. заяц
г) «….. – челобитчик» 4.карась
д) «Самоотверженный…..» 5.ворон
9.Кто из сказочных персонажей «жил – дрожал и умирал – дрожал»?
а) коняга б) заяц в) пискарь г) медведь
10.В 1878 – 1884 гг Салтыков – Щедрин был редактором журнала:
а) «Современник» б) «Эпоха»
в) «Время» г) «Москвитянин»
д) «Отечественные записки»
11.Основная тема произведений Салтыкова – Щедрина:
а) взаимоотношения народа и власти
б) отдельные пороки людей
г) недостатки в человеческих взаимоотношениях
12.Используя в своих произведениях фантастику, Салтыков – Щедрин:
А) стремится сделать их более занимательными
Б) обнажает суть явлений, укрупняя их;
В) усиливает комический эффект
13.Укажите, какие сказки не были написаны Салтыковым – Щедриным:
А) «Три медведя»
Б) «Медведь на воеводстве»
В) «Орел – меценат»
Г) «Волк и ягненок»
Д) «Повесть о том, как один мужик…»
14.Щедринские сказки о животных близки к такому жанру, как :
а) очерк б) газетный фельетон
в) легенда г) басня
д) фантастический рассказ
15. Салтыков – Щедрин использовал жанр сказки, потому что:
Сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина для ЕГЭ за 35 минут | Литература с Лилией Булгариной
а) стремился приблизить литературу к народу
б) очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности
б) сказка – аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконической форме поставить и решить самые сложные и запретные проблемы
16.Аллегория – это..
а) один из тропов, иносказание, изображение какой – нибудь отвлеченной идеи в конкретном, отчетливо представляемом образе
б) художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой – нибудь хорошо известный факт вместо упоминания самого факта;
в) художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, композиционных элементов.
17.Выстрогить данные понятия по мере увеличения силы воздействия:
1…. А) ирония
2…… б) сарказм
3….. в) гротеск
4….. г) сатира
18.Перу Салтыкова – Щедрина не принадлежат романы:
а) «Пошехонская старина»
б) «Господа Головлевы»
в) «История одного города»
г) «Накануне»
19. Главным оружием писателя является:
а) реальное изображение действительности
б) смех
в) яркое изображение характеров
г) революционность.
Источник: izi-otvet.ru
19. Творческий путь Салтыкова-Щедрина
Салтыков-Щедрин (1826 — 1889) родился в семье богатых помещиков. С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола, что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов.
В 1841 г. опубликована первое стихотворение «Лира», в журнале «Библиотека для чтения». Первые поэтические произведения носили ученический характер. После окончания лицея стал в качестве рецензента сотрудничать с «Современником».
Будучи воспитанным на революционно-демократических взглядах (прежде всего Белинского), Щедрин некоторое время примыкал к кружку петрашевцев, который покинул в начале 1847 г. Идейная направленность произведений молодого писателя не могла не вызвать пристального интереса официальных властей. Решение цензурного комитета привлекло к Салтыкову внимание Николая I, указавшего князю Чернышеву на недопустимость службы в военном министерстве чиновника, распространяющего «вредные» идеи.
Писатель был арестован и в 1848 г. отправлен на службу в Вятку. С этого момента путь писателя стал тернистым. В 1855 г. его освобождают из-под надзора. В августе того же года он начинает публикацию «Губернских очерков» под псевдонимом Н. Щедрин. Антикрепостническая направленность цикла привлекла к нему большое внимание прогрессивной части русской интеллигенции.
В 1858 г. назначается губернатором Рязани, в 1860 — вице-губернатором в Тверь. Создает циклы «Невинные рассказы» (1857-1863), «Сатиры в прозе» (1859-1862). В 1862 г. переезжает в Москву; с 1863 по 1864 г. писатель опубликовал в «Современнике» 68 произведений, были напечатаны первые рассказы из цикла «Помпадур и помпадурши».
В 1865 г. временно отходит от литературной деятельности, в 1868 г. расстается с госслужбой и уходит в отставку.
С 1868 г. — новый этап в творчестве Щедрина. («Господа Головлевы», 1875-1880, «Современная идиллия», 1877-1883).
Щедрин создает сатирическую картину жизни русского общества, осмеивает его пороки, выявляет типические черты бюрократии, особенности психологии консерваторов и реакционеров.
В конце 60-х — начале 70-х окончательно формируется зрелая творческая манера Щедрина, его «эзоповский язык», помогающий писателю с демократическими взглядами на перспективы развития общества не только избегать препоны цензуры, но и более рельефно и убедительно изображать отдельные стороны жизни и характеры его героев.
«История одного города» (1869 — 1870) выявила не только особенности общественно-политической позиции писателя-сатирика, но и новаторский черты его художественной манеры (поиск новых форм сатирической типизации и новых средств выражения авторской позиции, использование фантастики, гиперболы, гротеска и т.п.), которые потом нашли отражение в цикле «Сказки» (1869 — 1886).
В конце творческого пути Щедрин пишет цикл «Мелочи жизни» (1886-1887) и книгу «Пошехонская старина» (1887-1889), где подводит итог жизненным наблюдениям и показывает не только причины нравственного оскудения провинциального дворянства (как в «Г.Г.»), но и социально-психологические типы крестьян.
Критика писала, что Щедрин создал сатирическую энциклопедию русской жизни.
Источник: studfile.net
Лекция 20. М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889). Становление художественного метода. Творчество 50-60-х годов.
Михаил Евграфович Салтыков — будущий писатель-сатирик Н.Щедрин — родился в селе Спас-Угол Тверской губернии. Отношения, сложившиеся между членами семьи Салтыковых, никогда не пробуждали в писателе отрадных воспоминаний. Не раз в своих произведениях — романах «Господа Головлевы» (1875-1876), «Убежище Монрепо»(1879) «Пошехонская старина»(1887-1889) — Щедрин обращался к воссозданию нравственной атмосферы, царившей в большом, но не дружном семействе. Не менее тяжелы были и воспоминания о характере общения господ со своими крепостными. В одном из последних своих автобиографических произведений — «Пошехонской старине» — Щедрин писал: «Крепостное право, тяжелое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольной массой… только пережив все его фазисы, я мог прийти к полному и страстному отрицанию его» .
Будущий писатель получил основательное гуманитарное образование. В течение восьми лет (1836–1844) Салтыков учился сначала в Московском дворянском институте, затем завершил образование в Царскосельском лицее. Лицейскому периоду своей жизни Салтыков обязан многим. Именно в эти годы начинается осознание потребности творчества, культивируемое самой атмосферой лицея. Но нельзя не сказать и о том, что лицей, готовивший из детей дворян будущих «столпов отечества», становится первой ступенькой в освоении Салтыковым всех «принципов» воспитания русской бюрократии. «Помпадуры», «градоначальники», «ташкентцы» — собирательные образы сатир Щедрина, корнями своими уходят в его юношеские впечатления.
В 1844 году начинается служба Салтыкова в Петербурге. Но не только служба занимала молодого чиновника: большое место в его жизни в это время отведено посещению кружка М.Петрашевского. Члены кружка увлекались идеями утопического социализма, шумно спорили о политике, будущем устройстве русского общества. Приобщившись к учению о социализме, Салтыков все же не разделял мнение многих своих современников, считавших, что только путем нравственного воспитания можно достигнуть его построения. Молодой Салтыков был убежден, что активность народных масс является непременным условием для успешной реализации социальных преобразований.
Социалистические идеалы Салтыкова нашли воплощение в первых повестях «Противоречия»(1847) и «Запутанное дело»(1848). По своему материалу и пафосу эти произведения примыкают к натуральной школе: предметом изображения в них становятся явления повседневной жизни. В этих же произведениях формируются и художественные принципы творчества Салтыкова, определившие особое место писателя в литературе середины века.
Литературная деятельность Салтыкова началась в эпоху господства идей Белинского. Размышляя о характере и функции вымысла в новом искусстве, критик утверждал в 1843 году, что «поэзия есть творческое воспроизведение действительности как возможности».
Это обусловило одностороннее понимание функции фантастики в повести Гоголя «Портрет», отрицательную оценку « нелепого и чудовищного фантазма» творчества Э.Гофмана, В.Одоевского, «фантастического колорита» повести «Двойник» Ф.Достоевского. Так, критическое мнение о «Двойнике» сопровождалось выводом: «Фантастическое в наше время может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе и находится в заведовании врачей, а не поэтов». Негативное отношение к фантастике и художественным формам ее проявления – гротеску, в первую очередь, объясняется тем, что Белинский, разрабатывающий в это время теорию «натуральной школы», видит ее задачу прежде всего в воспроизведении жизни в формах самой жизни. Но уже в рамках самой школы все ощутимее заявляют о себе тенденции иного рода, свидетельствующие о плодотворности форм фантастики и гротеска в реализации задач современной литературы. Повести Салтыкова «Запутанное дело», в которой гротеск становится формой обнаружения социальных противоречий, суждено было сыграть важную роль в судьбе молодого писателя.
В рассказанной в повести истории Ивана Самойлыча Мичулина много грустных размышлений о судьбе маленького человека, принадлежащих как автору, так и самому персонажу. Внутренний мир героя предстает перед читателем в форме снов и полубессознательных фантазий, где явь мешается с вымыслом, духовное предстает как материальное: психологическое состояние героя объективируется, становится наглядным.
Пытаясь объяснить себе причину общественного неустройства, Мичулин представляет себе эту причину как нечто абстрактное, «фигуры не имеющее», однако в последнем сне герой видит себя в основании огромной пирамиды, всей тяжестью своей давящей на таких же маленьких и беззащитных перед её гнетом людей, как он сам. Создав образ современного ему общества, Салтыков продемонстрировал возможности гротеска как литературного приема, как формы раскрытия реальных жизненных противоречий, сути важнейшего социального конфликта — конфликта народа и власти. В апреле 1848 года Салтыков был арестован по высочайшему распоряжению и выслан в Вятку. В его повести были найдены «вредные мысли и пагубные стремления к распространению идей, потрясших Западную Европу». Среди других «предосудительных» мест повести фигурировал образ социальной пирамиды, который был определен как «дерзкий умысел» – «изобразить в аллегорической форме Россию».
В ранних повестях Салтыков стремится следовать принципам натуральной школы: он обращается к фактам повседневной, будничной жизни, рисуя её в «формах самой жизни», правдоподобно. Однако уже в «Запутанном деле» поэтика, характерная для натуральной школы, дополняется приемами фантастики и гротеска. Опыт этот оказался плодотворным, и вместе с тем, обернулся трагедией для молодого писателя: истинный смысл повести был понят не только вдумчивым читателем, но и третьим отделением Николая I.
С 1848 по 1856 год длилась ссылка Салтыкова в Вятской губернии. Салтыкову было запрещено заниматься литературной деятельностью. Однако служба в должности чиновника для особых поручений при губернаторе дала Салтыкову возможность всестороннего познания жизни русской глубинки, подготовила почву для дальнейшего занятия литературой.
Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 480 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net