Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной системы. Национальный информационный ресурс является сегодня одним из главных источников экономической и военной мощи государства. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. На этом фоне все более актуальный характер приобретают вопросы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации как неотъемлемого элемента национальной безопасности, а защита информации превращается в одну из приоритетных государственных задач.
В любом государстве информационной безопасности придается особое значение. В своем развитии эта задача проходит множество этапов в зависимости от потребностей государства, возможностей, методов и средств добывания сведений (в частности разведки), правового режима государства и реальных его усилий по обеспечению защиты информации.
Одним из важнейших аспектов обеспечения национальной безопасности любого государства, являются вопросы сохранения государственной тайны. Роль информационно-правового обеспечения в этой сфере трудно переоценить. Однако рассмотрение данных вопросов невозможно без определения таких понятий, как «информация», «правовая информация», «информационные системы», «информационно-правовое обеспечение». Тем более, что данные понятия неоднозначно трактуются в различных литературных источниках, освещающих вопросы работы с информацией и нормативно-правовой литературе.
«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
В настоящем реферате на основе сведений, содержащихся в законодательной, учебной и научной литературе, мной была предпринята попытка сформулировать свое видение этих понятий применительно к защите информации, составляющей государственную тайну.
ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Любой вид человеческой деятельности, в том числе органов государственной власти и управления, немыслим без четкой организации информационных процессов и их потоков. Под информационными процессами в современной литературе принято понимать способы восприятия, хранения переработки и передачи информации другому познающему субъекту или техническому устройству.
Термин «информация» («informatio» — разъяснение, изложение) возник в социальной среде и первоначально применялся для обозначения сведений, передаваемых одними людьми другим устным, письменным или иным способом Ялышев С.А. Криминалистическая регистрация: проблемы, тенденции, перспективы: Учебное пособие. М., 1999. С. 114..
В настоящее время распространено мнение, что окружающий нас мир представляет собой информационную систему, в которой циркулирует и преобразуется различная по природе информация. Информация предстает перед человеком в очень многих физических формах и разновидностях, по-разному воспринимается нашими органами чувств и сознанием.
Поэтому трактовка термина «информация» является очень многогранной и, как все подобные ключевые понятия, не имеющей однозначного, универсального определения. Была даже высказана идея, что информация — это неопределяемое понятие, так как уточнение его содержания с помощью определения сводит это понятие к другим неопределенным основным понятиям Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика.
Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Лекция 1.
Вводный курс: В 2-х ч. Ч.1. Пер. с нем. М.: Мир, 1990. С. 18..
Поэтому обратимся к философскому понятию информации. В философии под информацией понимаются «взаимосвязи отражения и разнообразия, или разнообразия отражения… информация оказывается стороной отражения, но какой — это уже зависит от исторически сложившихся представлений об информации в той области человеческой деятельности и науки, ее отображающей, в которой функционировало понятие информации» Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке: Философские очерки. — М.: Наука, 1975. 29.. Иными словами, каждая наука для себя определяет свое понятие информации.
Выделяют пять основных действий с информацией, которые характеризуют не только технологические, но и социальные аспекты операций с информацией:
1) регистрация информации — это процесс и результат закрепления (фиксации) социально-экономической и научно-технической информации на носителе информации или в носителе информации в форме, позволяющей осуществлять коммуникации в системе социального управления. Например, уголовно-процессуальную деятельность можно рассматривать как управленческую, где нормы уголовно-процессуального закона выступают как высшее звено управления (1-й уровень управления), а деятельность следователя, органа дознания, прокурора, суда по отношению к другим участникам уголовного процесса (объектам управления) рассматривается как низшее звено управления (2-й уровень управления) Бндарь К.М., Рыбак А.В., Шаковец А.В. Информатика и математика в юриспруденции: Учебное пособие. Хабаровск: Дальневосточный институт законодательства и правоведения. 1998. С. 9;
2) сбор информации — это процесс сосредоточения информации в определенном звене системы управления;
3) передача информации — это процесс движения информации в системе социального управления, организация информационного потока;
4) хранение информации — это процесс накопления и сбережения, содержания в целости информации. Иногда хранение информации определяют как процесс передачи информации во времени;
5) обработка информации — получение из первичной информации необходимой вторичной информации с требуемыми свойствами, анализ и преобразование информации с увеличением или уменьшением ее объема, предоставление информации в другой форме, анализ и преобразование информации в соответствии с задачами, стоящими перед системой социального управления Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления (Теоретические вопросы). М.: Юрид. лит., 1978. С. 27-29..
Что касается термина обеспечение, словарь русского языка трактует это понятие 1)как предоставление достаточных материальных средств к существованию, 2) сделать это вполне возможным, действительным, реально выполнимым Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой.- 13-е изд., испр.-М.: Рус. Яз., 1981. С. 374..
В юридической литературе правовое обеспечение в информационном плане можно рассматривать как — совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Термин «информационная система» имеет ряд широких толкований, большинство из которых, как правило, отражают целевое предназначение информационных систем. Несколько детализировано это понятие в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации»: информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Таким образом, под системой информационно-правового обеспечения какой-либо деятельности следует понимать совокупность федеральных и иных органов управления и взаимосвязанных правовых, организационных и технических мер, осуществляемых на различных уровнях управления и реализации информационных отношений.
Вполне логично, что информационно-правовое обеспечение в различных видах деятельности подлежит правовому регулированию, поскольку затрагивает интересы граждан, государственных и общественных формирований, в связи с тем, что влечет за собой наступление определенных юридических последствий. В данном случае подобная деятельность должна быть нормативно определена в зависимости от статуса используемой информации.
Что касается самой информации, В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» приводится достаточно обобщенная дефиниция понятия информации и ее производных. Так, информация представляется как сведения о предметах, объектах, явлениях, процессах, независимо от формы их представления. Это родовое понятие информации используется и для формирования его производных дефиниций, используемых в других нормативных правовых актах. Рассмотрим некоторые из них.
Документированная информация (документы) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (определить разработчика информации, лицо или орган ее представившую и т.п.).
Конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством.
Массовая информация — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Наряду с такими важными свойствами информации, как своевременность, достоверность и другими, существенное место принадлежит свойству безопасности. Безопасность информации — защищенность информации от нежелательного воздействия ее разглашения, искажения (нарушения целостности), модификации (подделки), незаконного копирования, блокирования и т.п.
Источник: studbooks.net
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)
составлена на основании учебного плана:
Информационные системы и программирование Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: технический
утвержденного учёным советом вуза от 29.06.2021 протокол № 7.
Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа
Протокол от 14.05.2021 г. № 05
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.
Заведующий отделением
Калугина Надежда Анатольевна
1. Цели освоения дисциплины
Изучение законодательства, регулирующего хозяйственно-экономические отношения, формирование системы знаний в области правового обеспечения предпринимательской деятельности и наемного труда, развитие умений работы с нормативным материалом, его анализа и практического использования |
2. Место дисциплины в структуре ППСЗ
Цикл (раздел) ППСЗ: ОП |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОК 01: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | |
ОК 02: Осуществлять поиск, анализ и интерпретанцию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | |
ОК 03: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | |
ОК 04: Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | |
ОК 05: Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста | |
ОК 09: Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | |
ОК 10: Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
Знать: | |
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; законодательные акты и другие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности |
|
Уметь: | |
защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством | |
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): | |
Не предусмотрено |
Раздел 1. Основы права | ||||||
1.1. | Общие положения о праве. | Лекции | 7 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность. | Лекции | 7 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Основы Конституционного права России. | ||||||
2.1. | Конституция РФ — основной закон государства. | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Конституция РФ — основной закон государства. | Сам. работа | 7 | 2 | ||
Раздел 3. Право и экономика. | ||||||
3.1. | Правовое регулирование экономических отношений. | Лекции | 7 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Рыночная экономика как объект воздействия права. Понятие, сущность, признаки предпринимательской деятельности. | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.3. | Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. | Лекции | 7 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
3.4. | Понятие, виды, признаки субъектов предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели. | Практические | 7 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
3.5. | Юридические лица. | Практические | 7 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
3.6. | Право собственности и другие вещные права. | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.7. | Правовое регулирование договорных отношений. | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
3.8. | Договор. Понятие, виды, порядок заключения и расторжения. | Практические | 7 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
3.9. | Кейс-задание «Договорные отношения в хозяйственной деятельности». Решение ситуаций связанных с обстоятельствами заключения и расторжения гражданско-правового договора. | Практические | 7 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
3.10. | Правовое регулирование экономических отношений. | Сам. работа | 7 | 4 | ||
Раздел 4. Правовое регулирование трудовых отношений. | ||||||
4.1. | Трудовое право как отрасль права. | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Трудовой договор. | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.3. | Деловая игра «Порядок и условия приема на работу». | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.4. | Рабочее время и время отдыха. | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.5. | Кейс-задание: решение ситуаций по теме рабочее время и время отдыха. | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.6. | Виды ответственности работников и работодателей. | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.7. | Ответственность сторон трудового договора. | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.8. | Охрана труда. | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.9. | Кейс-задание решение правовых ситуаций по охране труда работников. | Практические | 7 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
4.10. | Трудовые споры. | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.11. | Кейс-задание Решение ситуаций «Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров | Практические | 7 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
4.12. | Трудовой договор | Сам. работа | 7 | 4 | Л1.1, Л2.1 |
5. Фонд оценочных средств
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Анисимов А.П. | Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник и практикум для СПО | Издательство Юрайт, 2022 | https://urait.ru/bcode/492847 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шумилов В.М. | ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Учебник для СПО | М.:Издательство Юрайт, 2021 | https://biblio-online.ru/bcode/426415 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Правовое обеспечение профессиональной деятельности (СПО) | https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3445 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ОС Windows Приложения MS Office: — MS Word, — MS Excel. 7-Zip AcrobatReader |
||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); 3. Электронный курс в системе «Moodle» (http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6518) |
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
402Н | кабинет дисциплин права; кабинет профессиональных дисциплин; кабинет правового и документационного обеспечения профессиональной деятельности; кабинет правового обеспечения профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; трибуна; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; Конституция РФ; Трудовой кодекс; Гражданский кодекс; кодекс РФ об административных правонарушениях. |
310Н | методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией. |
203Н | кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» — помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Источник: www.asu.ru
«Правовое обеспечение профессиональной деятельности» Программа повторения
Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Предмет, цели и задачи правового обеспечения профессиональной деятельности.
Дать определение «правовое регулирование профессиональной деятельности». Указать предмет, методы, функции правового регулирования.
Правовое регулирование – целенаправленная, организованная, осуществляемая уполномоченными на то государственными и негосударственными организациями, должностными лицами, их деятельность по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств, способов и механизмов. Предмет правового регулирования – общественные отношения, которые регулируются правом.
Методы правового регулирования – совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Императивный метод правового регулирования – властно-побудительный, командный, централизованный метод или метод субординации. Диспозитивный метод – децентрализованный метод, основанный на автономии воли и юридического равноправия сторон регулируемых правом отношений. Функции права: 1. регулятивная – проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами; 2. охранительная – способность охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения; 3. гуманистическая – право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты; 4. воспитательная – подготовка подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов; 5. идеологическая – право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения.
Понятие «правовое регулирование». Основные виды образовательных отношений как предмета правового регулирования.
Дать определение «правовое регулирование», «правоотношение», «образовательные правоотношения». Раскрыть виды образовательных отношений – педагогические, управленческие, трудовые, гражданско-правовые, финансовые, социальные, земельные, семейные.
Правовое регулирование – целенаправленная, организованная, осуществляемая уполномоченными на то государственными и негосударственными организациями, должностными лицами, их деятельность по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств, способов и механизмов.
Источник: studfile.net