Оператор присваивания в «Паскале»: для чего предназначен, какие действия выполняет
Turbo Pascal – несложный язык программирования, но его изучение трудоемко, если заняться этим вопросом серьезно. Начинающий пользователь постигает азы кода с простейшего. Так, например, он сначала изучит, какие действия выполняет оператор присваивания, для чего он нужен, как вывести на экран строку или переменные.
Лишь затем программист обратится к процедурам и функциям, работе с символьным и строковым типом данным, файлам и графике. Итак, что такое оператор присваивания? Какова его роль в написании кода?
Организация рабочего окна приложения Turbo Pascal
Прежде чем приступать к изучению теоретического материала, куда собственно и входит вопрос о том, что такое оператор присваивания, нужно осмотреться в рабочей области Turbo Pascal.
Меню приложения состоит из следующих разделов:
Язык программирования Паскаль. Оператор присваивания
- File – предназначен для выполнения основных команд с файлами (создать, открыть, закрыть, сохранить и т.д.).
- Edit – сюда входят команды по работе с редактированием текста (копировать, вставить, вырезать и т.д.).
- Search – необходим для поиска и замены текста по всему тексту программы.
- Run – предназначен для запуска готового кода, в том числе и для пошаговой демонстрации работы.
- Compile – компилирует код.
- Debug – необходим для облегчения поиска ошибок по тексту программы.
- Tools – позволяет воспользоваться некоторыми дополнительными возможностями приложения.
- Options – устанавливает необходимые опции для работы с компилятором и средой программирования.
- Window – необходим для выполнения операций с окнами.
- Help – требуется для нахождения ответа по возникшему вопросу.
Сейчас все большую популярность завоевывает приложение Pascal ABC. С точки зрения некоторых пользователей, в этой среде гораздо удобнее работать.
Элементы Turbo Pascal
В каждом языке программирования структура кода отличается, но есть и единые моменты. Так, в Паскале конструкция всей задачи будет выглядеть следующим образом:
Uses crt; // Перечень используемых модулей
Label metka1; // Описание меток
Const number=10; // Объявление константы
Type newtype=set of string; // Описание типов переменных
Var a: integer; b:real; c:newtype; d:boolean; e:char; // Объявление переменных
Оператор присваивания занимает свое почетное место именно в теле программы.
Краткий экскурс в типы данных программирования
Не только оператор присваивания в Паскале вызывает вопросы у пользователей. Типы данных также нередко создают тупиковые ситуации.
Информатика 8 класс: Оператор присваивания и выражения в Паскале
Все данные в среде Turbo Pascal делятся на две категории: переменные и константы. Они могут принадлежать к одному из следующих типов:
- целочисленному;
- вещественному;
- символьному;
- строковому;
- типизированному;
- логическому.
Также константы могут быть зарезервированными.
Переменные описываются в программном коде следующим образом: var :тип данных. Константа объявляется так: const =значение.
В программном коде скобки < >ставить не нужно.
Основные операторы языка Турбо Паскаль
Оператором является конструкция, которая показывает, какие действия должна выполнить программа. В написании кода, в частности на языке Turbo Pascal, есть множество операторов:
- условный;
- составной;
- выбора из нескольких вариантов;
- перехода;
- присваивания;
- над записями и объектами;
- пустой;
- циклов (с параметром, предусловием, постусловием).
Операторы программ или конструкций, являющихся составными частями программного кода, выполняются всегда в том порядке, в каком записаны, т.е. сверху вниз, слева направо. Исключением является условная конструкция. Оператор присваивания, как и многие другие, требует в конце строки наличие знака «;», т.е. точки с запятой. Таким образом, этот символ разделяет конструкции между собой и повышает наглядность программы. Но существует одно «НО»: точку с запятой категорически нельзя ставить перед словом else.
Операторами ввода являются read(переменные) и readln(переменные). Пример: read(a); readln(a,b); readln(d).
Операторами вывода являются write(переменные) и writeln(переменные). Пример: write(a,g); writeln(‘введите данные’); write(‘площадь поверхности S=’, S); write(f:6:3).
Для задержки экрана в Турбо Паскаль используют оператор readln в конце кода перед последним end. Именно в этой программе отсутствие подобной строки не отобразит содержимое решения. В PascalABC писать readln в конце кода необязательно.
Для очистки экрана подключается оператор clrscr, который вызывает встроенный модуль crt. Опять-таки, в каждой программе есть свои нюансы.
Оператор присваивания
Теперь переходим непосредственно к нашей теме. Оператор присваивания в Паскале – это процесс занесения значений переменных в ячейки памяти. В общем виде он выглядит как слитное написание двоеточия со знаком «равно», т.е. «:=». Именно эти символы отвечают за операцию присваивания.
Для чего предназначен оператор присваивания? Механизм его работы заключается в следующем: по ходу программы вычисляется выражение, результат которого необходимо занести в память. Адрес ячейки, куда будут заноситься данные, определяет переменная, находящаяся слева от знака «:=».
Схематически это можно обозначить следующим образом:
- переменная ← получаемое выражение.
В качестве примеров приведем несколько выражений:
Необходимо отметить, что два выражения «b:=n» и «n:=b» выполняют различные действия.
Особенностью оператора присваивания является и то, что данные, находящиеся по разные стороны знака «:=» (который читается как «присвоить») должны принадлежать одному типу. Другими словами: их совместимость по присваиванию должна быть 100%-ной. К примеру, целочисленное выражение может быть присвоено вещественной переменной, поскольку подмножество целых переменных входит в область дробных. Т.е. запись «вещественная переменная:=целочисленное выражение» является верной.
Примеры задач
Чтобы понять, какой оператор присваивания имеет вид, необходимо решить несколько задач. Только практика позволит избежать грубых и непростительных ошибок в написании программного кода, а также сэкономит время.
Дана окружность. По условию длина окружности L вводится пользователем с клавиатуры. Необходимо вычислить площадь круга S, ограниченного этой окружностью.
- Вычислить значение радиуса, исходя из формулы длины окружности.
- Задать формулу площади круга.
- Вывести результат на экран.
Дан усеченный конус. Пользователь задает значения радиусов оснований Rb, Rm и высоты h. По формулам и заданным значениям вычислить объем и площадь поверхности фигуры.
- Ввести необходимые данные с клавиатуры.
- Задать формулы нахождения объема и площади поверхности усеченного конуса.
- Вычислить V и S.
- Вывести их на экран.
Источник: fb.ru
Операторы ввода, вывода, присвоения
Подробно, с комментариями и примерами разбираются основные операторы языка Паскаль: ввод, вывод, присвоение.
Операторы Ввод-вывод-присвоения.pptx
Вид программы в Паскале Операторы в
Вид программы в Паскале
Операторы в Паскале:
Присвоения
Ввода
Вывода
Автор- Стрельникова Л.В.
Операторы — языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи
Операторы — языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.
Инструкция для компьютера по выполнению задания, написанная на специальном, предназначенном для компьютера языке —
Описание последовательности действий, рассчитанное на определенного исполнителя —
Слова в Паскале — это служебные слова и стандартные функции.
Примеры служебных слов в Паскале : program, begin, end,
Примеры служебных слов в алгоритмическом языке: алг, нач, кон,
Автор- Стрельникова Л.В.
Пустая программа Кумир алг Куку нач |основная программа кон
алг Куку
нач
|основная программа
кон
Program qq;
Begin
End.
Автор- Стрельникова Л.В.
Вывод текста на экран алг пример нач вывод ‘2+2=?’, нс вывод ‘ ответ: 4’ кон
Вывод текста на экран
алг пример
нач
вывод ‘2+2=?’, нс
вывод ‘ ответ: 4’
кон
Program primer;
Begin
Write(‘2+2=?’);
Write (‘ответ: 4’)
End.
Напишем программу, которая выводит на экран такие строки:
2+2=? Ответ:4
Автор- Стрельникова Л.В.
Общий вид программы program имя программы; const список постоянных значений; var описание используемых переменных; begin начало программного блока ; ;
Общий вид программы
program имя программы;
const список постоянных значений;
var описание используемых переменных;
begin начало программного блока
;
;
. . .
end.
Автор- Стрельникова Л.В.
Программа на псевдокоде алг сумма нач
Программа на псевдокоде
алг сумма
нач
Ввести 2 числа
Сложить их
Вывести результат
кон
Запрашивает у пользователя 2 числа
Складывает их
Выводит результат сложения
Напишем программу, которая выполняет сложение двух чисел. Компьютер не может выполнить псевдокод, нужно расшифровать его команды через операторы программирования. Здесь надо хранить данные в памяти. Для этого используют переменные.
Автор- Стрельникова Л.В.
Программа в Кумире и на Паскале алг
Программа в Кумире и на Паскале
алг Сумма чисел нач . цел a, b, y . вывод «Введите два числа: » . ввод a, b . y := a + b . вывод y кон
program summa_2;
uses crt;
var a, b, y: integer;
begin
readln (a, b);
y:= a + b;
writeln (y)
end.
Автор- Стрельникова Л.В.
Вопросы для самопроверки 1. Что такое программа? 2
Вопросы для самопроверки
1. Что такое программа?
2. Что такое алгоритм?
3. По какому плану изучаете любой иностранный язык, в том числе и язык программирования?
4. Что входит в алфавит Паскаля?
5. Что понимают под словами в Паскале?
6. Назовите правила записи стандартных функций?
Автор- Стрельникова Л.В.
Изучение нового материала Что такое оператор?
Изучение нового материала
Что такое оператор?
Оператор присвоения
Операторы вывода
Операторы ввода
Закрепление материала
Автор- Стрельникова Л.В.
Что такое оператор? Операторы — это служебные слова, написанные на английском языке и выполняющие определённые функции
Что такое оператор?
Операторы — это служебные слова, написанные на английском языке и выполняющие определённые функции.
Их размещение в Программе – в операторных скобках (begin – end.)
Автор- Стрельникова Л.В.
Вычисляется значение, стоящее в правой части оператора присваивания
имя переменной := значение;
1. Вычисляется значение, стоящее в правой части оператора присваивания.
2. Результат записывается в переменную, имя которой указано в левой части.
Примеры
С:=45; в С будет число «45»
В:=С-5; в В будет число «40“
X:=X+5; увеличивает значение X на 5 единиц
Y:=‘Привет’; присваивает переменной Y текст
:=
9_76.swf
Автор- Стрельникова Л.В.
Источник: znanio.ru