Программа «Истоки» переработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Авторский коллектив программы является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования за научно-практическую разработку «Системы инновационного программнометодического обеспечения дошкольного уровня образования», стержнем которого является программа «Истоки».
Авторский коллектив: Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Арушанова А.Г., Богина Т.Л., Васюкова Н.Е., Волкова Е.М., Воробьева И.Н., Давидчук А.Н. , Иванкова Р.А., Казакова Т.Г., Качанова И.А., Кондратьева Н.Л., Лыкова И.А., Обухова Л.Ф., Павлова Л.Н., Парамонова Л.А., Петрова В.А., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рыжова Н.А., Тарунтаева Т.В., Тарасова К.В., Тимофеева Е.А., Трифонова Е.В., Урадовских Г.В. Научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова
Программа доработана в соответствии с ФГОС ДО Алиевой Т.И., Арнаутовой Е.П., Васюковой Н.Е., Качановой И.А., Кондратьевой Н.Л., Лыковой И.А., Нехорошкиной О.В., Родиной Н.М., Рычаговой Е.С., Трифоновой Е.В., Урадовских Г.В.
Дети-подростки. Взрослые девочки. Выпуск 2
Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
В программе имеются 4 приложения: по обучению второму языку, с музыкальным, литературным и художественным репертуаром для детей разного возраста. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, системой мониторинга и апробирована широкой практикой.
Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.
Программа носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, создания конкретных условий воспитания и развития детей. Такой подход позволяет педагогу творчески и грамотно организовывать образовательный процесс.
В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип; основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.
Занятия для развития коммуникации детей по программе «Истоки»
В содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка с взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей: уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых; национальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основы формирования его самосознания. В результате у детей формируется готовность к совместной деятельности; происходит становление самостоятельности, произвольности, позитивных установок к различным видам труда и творчества; а также формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание области «Речевое развитие» связано с владением речью как средством общения и овладения речевой культурной нормой через знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров и развитие речевого творчества. Оно имеет специфику, связанную с освоением языка, словаря, грамматического строя, произносительной стороны речи, форм диалога и монолога. Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности, которые важны для освоения как устной, так и предпосылок письменной речи и обучения грамоте.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на становление эстетического отношения к окружающему миру и создание условий для формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; а также развития образного мышления, творческого воображения и эмоциональной сферы детей. Особое внимание уделяется формированию элементарных представлений о видах искусства (фольклор, литература, музыка, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) и реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Содержание этой области представлено в таких разделах как «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Художественное конструирование».
Содержанием образовательной области «Физическое развитие» является: совершенствование функциональных возможностей детского организма; приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующего правильному формированию опорно-двигательной системы организма — выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений; приобщение к некоторым доступным видам спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Паспорт примерной образовательной программы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Результаты освоения основной образовательной Программы дошкольного образования
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
РАННЕЕ ДЕТСТВО
Младенческий возраст
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Показатели развития детей одного года
Ранний возраст
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Показатели развития детей трех лет
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО
Младший дошкольный возраст
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Показатели развития ребенка к 5 годам
Старший дошкольный возраст
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Показатели развития ребенка к 7 годам
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Психолого-педагогические условия реализации Программы
- Развивающая предметно-пространственная среда
- Кадровые условия реализации Программы
- Методические материалы и пособия к Программе
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
Смотреть / Скачать программу «Истоки».
Название программы — «Истоки» — отражает особое значение дошкольного детства как уникального периода, когда закладываются основы всего будущего развития человека.
Изображенный символ — «источник» — означает, что ребенок и взрослый черпают знания из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.
Авторы: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, А.Г. Арушанова, Т.Л.
Богина, Е.М. Волкова, Е.Б. Волосова, А.Н. Давидчук, Р.А Иванкова, В.М. Иванова, Т.Г. Казакова, В.В. Кругов, Э.И. Леонгард, СЛ.
Новоселова.
- разносторонне развивать ребенка, формировать у него универсальные, в том числе творческие, способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества;
- обеспечивать для всех детей равные стандарты развития, сохранять и укреплять их здоровье.
Содержание программы ориентировано на три возраста: ранний — от 0 до 3 лет, младший дошкольный — от 3 до 5 лет и старший дошкольный — от 5 до 7 лет. В каждом из возрастов имеется главная генетическая задача развития, которая и предопределяет тип ведущей деятельности. Именно деятельность является фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и развитию общения ребенка со взрослыми и сверстниками в каждом возрасте, что и определяет усвоение общечеловеческих ценностей.
Программа направлена на обогащение — амплификацию, а не на искусственное ускорение — акселерацию развития. В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой образовательного процесса. Личность ребенка имеет ряд ведущих базисных характеристик, составляющих неповторимую индивидуальность того или иного человека. Авторы программы выделяют следующее: компетентность, креативность, инициативность, самостоятельность и активность, произвольность, свобода поведения и безопасность, самосознание и самооценка.
В программе имеются разделы: «Эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Здоровье», «Речь и речевое развитие», «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и др., которые ее существенно дополняют и обогащают.
Внимание! Эта страница содержит устаревший вариант программы «Истоки». Новый, рабочий вариант, переработанный в соответствии с ФГОС, смотрите здесь.
Цель раздела «Мир, в котором мы живем»: формировать у ребенка чувство принадлежности к определенной культуре, культурам других народов, сопричастности событиям, происходящим в стране, городе, поселке.
Задачи приобщения детей к трудовой деятельности представлены в разделах «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и др.
В базовую часть, наряду с задачами по каждому направлению развития ребенка, включены:
- характеристика возрастных возможностей детей;
- общие показатели развития;
- базисные характеристики личности;
- рекомендации по организации жизни детей в дошкольном учреждении, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству детского сада с семьей, работе психолога в ДОУ.
Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе «Содержание и условия педагогической работы». Они предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условий работы детского сада.
В приложении к программе даны факультативные разделы (например, «Живой мир природы в городе и ребенок»), которые предназначены для ДОУ, работающих в этих направлениях.
Основное внимание сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы.
Структурно-содержательная характеристика
Программа «Истоки» интересна по многим параметрам, но она не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания, так как не ставит задач развития в детях начал экологической культуры, рассматривающей природу как ценность во всех аспектах человеческого развития — познавательного, эстетического, нравственного и физического.
В программе имеются важные разделы: «Здоровье», «Музейная педагогика», «Художественное творчество», «Историко-географические представления» и др., но они не связаны с разделом «Природа и ребенок», а потому не позволяют сформировать в старшем дошкольном возрасте всеобъемлющее представление о природе и взаимодействии человека с ней, не могут создать целостной картины мира, в которой человек и природа связаны крепкими узами.
Основное внимание в программе сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. Авторами программы показано, что познавательные возможности детей велики. Однако задачи развития в познании природы (например, в старшем дошкольном возрасте как наиболее показательном) сформулированы слишком обобщенно, не развернуто и неконкретно.
В программу включено познание детьми связей живого организма со средой обитания (экологический аспект), но оно не раскрыто на конкретном материале. Между тем ценно положение программы о том, что важнейшим педагогическим условием ее реализации являются хорошая естественнонаучная осведомленность, развитое экологическое сознание воспитателей, их готовность к содержательному общению с детьми по вопросам жизни природных объектов.
В программе фактически не представлен мир растений, а главным образом фигурирует животный мир. Нельзя согласиться с тем, что интерес к природе могут вызывать только экзотические объекты (яркий попугай, тритон в террариуме и др.) — их трудно содержать в детском саду и присутствие их педагогически нецелесообразно.
В программе в целом психологически глубоко и интересно представлена работа по ознакомлению с насекомыми — они обстоятельнее других освещены в разделе «Содержание и условия педагогической работы» и в разделе приложения «Живой мир природы в городе и ребенок». Дошкольники видят, как взрослые борются с тараканами, мухами, молью, тлей, колорадским жуком, гусеницами и другими насекомыми, которые действительно нежелательны в быту и сельском хозяйстве. Это ставит ребенка в трудное положение (диалектическое противоречие) в отношении к природе.
Нельзя также согласиться с рекомендациями о проведении длительных наблюдений за развитием насекомых, которые проходят стадии качественного преобразования, что затрудняет понимание всего процесса. Этот вопрос уже обсуждался практиками и исследователями, и доказано, что рост и развитие прекрасно познаются детьми на примере однолетних растений, птиц и млекопитающих, всегда имеющихся в дошкольных учреждениях.
Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность: познание природы, обращение с ней. Отражение природы в искусстве и творчестве детей предполагает много разных видов деятельности, которые можно включить в педагогический процесс.
Предметно-развивающая среда
В программе представлены основные требования к созданию предметной среды. Развивающая предметная среда содержит социокультурные и природные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребенка.
Важнейшее условие — создание разнообразных развивающих природных сред в помещении детского сада и на участке. Особенности этих сред — эстетичность и наличие в их составе необычных, привлекающих внимание объектов (например, цветущее и плодоносящее лимонное деревце в зимнем саду, яркий попугай в живом уголке, тритон в террариуме и др.).
Участок детского сада рекомендуется оборудовать так, чтобы дети могли не только знакомиться со средой леса, парка и сада, но и действовать, наблюдать, экспериментировать, проектировать и созидать.
Как важнейшее педагогическое условие успешного приобщения к природе в программе выделяется наличие на участке детского сада птиц, насекомых, земноводных, ящериц, а также тех диких животных, которые могут жить в городской парковой среде. Домашние животные на территории детского сада при условии их правильного подбора и содержания могут стать источником большой детской радости, плодотворных наблюдений, добрых чувств и заботы.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
Осведомленность воспитателей, развитие их собственного экологического сознания и готовности к содержательному, увлеченному общению с детьми во время их знакомства с природой в программе определяются как главнейшее педагогическое условие для поддержания детского интереса к природным объектам и явлениям.
Учебно-методическое обеспечение
Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей раннего возраста (Л.Н. Павлова), развитию речи и речевого общения (А. Г. Арушанова), обучению русскому языку нерусскоязычных детей (Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина), творческому конструированию (Л.А. Парамонова), физическому развитию (М.А. Рунова), эстетическому развитию (К.В. Тарасова, В.А.
Петрова, Л.В. Пантелеева), экологическому развитию (Н.А. Рыжова), взаимодействию с семьей (Е.П. Арнаутова) и др.
Источник: luxeth.ru
Программа «Истоки»
ПРОГРАММА «ИСТОКИ»
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ — НАУЧНЫЕ СОТРУДНИКИ ЦЕНТРА «ДОШКОЛЬНОЕ
ДЕТСТВО» ИМ. А.В. ЗАПОРОЖЦА.
НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ — КАНДИДАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК: Л.А. ПАРАМОНОВА, СЛ. НОВОСЕЛОВА, Л. Ф.
ОБУХОВА, Т.Н. АЛИЕВА И ДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК К.В. ТАРАСОВА.
В ПРОГРАММЕ «ИСТОКИ» РЕБЕНОК ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ФИГУРОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ
РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ФОРМИРОВАНИЕ У НЕГО
УНИВЕРСАЛЬНЫХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДО УРОВНЯ,
СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ И ТРЕБОВАНИЯМ
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ ВСЕХ ДЕТЕЙ РАВНОГО СТАРТА
РАЗВИТИЯ, СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ИХ ЗДОРОВЬЯ. СОЗДАВАЯ
ПРОГРАММУ, АВТОРЫ ОПИРАЛИСЬ НА РАБОТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ: Л.С. ВЫГОТСКОГО, А.Н. ЛЕОНТЬЕВА, Д.Б.
ЭЛЬКОНИНА, А.В. ЗАПОРОЖЦА, Н.Я. ГАЛЬПЕРИНА И ДР., РАЗВИВАЛИ ИДЕИ
ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ, СОЗДАВШИХ НАУЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ
СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.
2. Личность ребенка имеет ряд ведущих базисных характеристик, составляющих неповторимую индивидуальность того или иного человека.
ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА ИМЕЕТ РЯД ВЕДУЩИХ БАЗИСНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, СОСТАВЛЯЮЩИХ
НЕПОВТОРИМУЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ТОГО ИЛИ ИНОГО ЧЕЛОВЕКА. АВТОРЫ ПРОГРАММЫ
ВЫДЕЛЯЮТ РЯД КОМПОНЕНТОВ.
Компетентность. Включает в себя ряд аспектов: интеллектуальный
(сформированность интеллектуальных операций, умение выбирать необходимую
информацию, овладение обобщенными, а затем универсальными способами
действия), языковой (свободное выражение своих намерений, пояснение смысла
действий с помощью языковых и невербальных средств в соответствии с
принятыми речевыми канонами фонетики, семантики, грамматики и
общечеловеческими способами выразительности речи), социальный (способность
выбрать адекватную форму поведения, осознание своих возможностей, уважение
желания других, умение включиться в совместную деятельность, умение
управлять своим поведением и способами общения), физического развития
(овладение различными видами движений, соответствующими возрасту, умение
реагировать на изменения окружающей обстановки).
3.
Креативность. Способность к творческому решению проблем, возникающих в
различных ситуациях, готовность к созданию нового продукта, отличающегося
оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Инициативность. Проявляется в разных видах деятельности, общении, игре,
экспериментировании. Ребенок умеет найти занятие, соответствующее
собственному желанию, проявляя любознательность, изобретательность.
Самостоятельность и ответственность. Самостоятельность — своеобразная
форма активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка и
обеспечивающая инициативную постановку и решение разного рода задач,
возникающих в жизни и деятельности. Ответственность за свои действия
проявляется в ситуации выбора между «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо»,
«хочу» и «должен».
4.
Произвольность. Умение управлять своим поведением в соответствии с
определенными представлениями, правилами, нормами. Обдуманные действия
преобладают над импульсивными, ребенок действует на основе внутренних
побуждений — данного слова, обещания.
Свобода поведения и безопасность. Свобода поведения рассматривается как
овладение способами ограничения сферы своей деятельности, воспитание в
ребенке чувства меры, осторожности и предусмотрительности. Безопасность
поведения требует соблюдения социально-детерминированных правил и
запретов.
Самосознание и самоконтроль. Самосознание — образ своего «я» возникает у
ребенка в период детства на основе оценок окружающих, сопровождается
проявлением самого себя и своей деятельности, отличной от взрослого. Ребенок
начинает понимать ограниченность своих возможностей и необходимость
учиться. Чувство собственного достоинства является важной чертой
формирующегося самосознания ребенка.
5. Базисные характеристики складываются в дошкольном возрасте не одновременно и находятся в постоянном изменении и развитии. На
Источник: ppt-online.org
«ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ЦЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В ПРОГРАММЕ «ИСТОКИ» И «ВОСПИТАНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ»
В основу содержания программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования положена система категорий и ценностей. Отбор важнейших социокультурных категорий и ценностей осуществлен с учетом физических и психических особенностей дошкольников.
Сердцевину программы «Истоки» составляют ценности культуры. Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с изустной литературой.
Оценить
1325 0
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тотемский детский сад №7 «Солнышко»
«ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ЦЕННОСТИ
ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В ПРОГРАММЕ «ИСТОКИ»
И «ВОСПИТАНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ»
В основу содержания программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования положена система категорий и ценностей. Отбор важнейших социокультурных категорий и ценностей осуществлен с учетом физических и психических особенностей дошкольников.
Сердцевину программы «Истоки» составляют ценности культуры. Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с изустной литературой. Мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.
Значительную часть программы «Истоки» составляют
-ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Данные ценности являются основой духовно – нравственного воспитания и становления старших дошкольников.
— ценности деятельности человека: праведный труд на земле, верное служение людям и отечеству, добрых рук мастерство, таланты человека.
— социокультурные ценности: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике.
— ценности внешнего мира, составляющие природно – культурное пространство России: священные смыслы природы: родные просторы (поля и нивы), сказочный лес, «братья наши меньшие», горы и реки, моря – океаны, деревни и города.
— нравственные ценности, такие как такие как способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, сорадование в радости раскрывают для ребенка – дошкольника особенности национального характера, лицо народа. Постигая нравственные ценности своего народа, ребенок выходит и на овладение основами гражданской культуры.
В младшей группе (возраст 3-4 года) главными целями воспитательной программы являются:
— первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорийСлово, Образ, Книга.
Смотреть«Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте Дошкольного образования» с.100.
Любимое имя. Первое слово. Ласковая улыбка. Родительская любовь. Именины.
Ангел — хранитель.
Доброе слово. Выражение любви к близким людям. Радость встречи.
Ласковая песня. Ласковое слово. Красивая мелодия. Колыбельная песня. Нежность.
Надежда.
Праздничная песня. Рождество. Новый год. Нарядная елка. Общая радость.
Забота о родных и близких.
Любимый образ. Мама. Любовь. Доброта. Забота.
Образ света. Солнышко. Свет. Тепло. Радость.
Добрый мир. Нежные руки мамы. Добрые и ласковые слова. Свет и тепло. Защита и доверие.
Добрая книга. Книга – связь слова и образа. ПЕРВАЯ КНИГА. Живое слово.
Любимая книга. Яркие образы. Сила слова. Добрые чувства. Радость от встречи с книгой.
В средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека.
Родной очаг.
Дружная семья. Родные люди. Семья. Взаимная любовь. Все вместе – так и душа на месте.
Домашнее тепло. Проявление душевной доброты. Родной дом. Внимание. Забота.
Мир. Счастье.
Родные просторы.
Дороги добра. Родной дом – начало всех путей и дорог. Какие из них можно назвать добрыми? Добрый пример и похвала – основание доброго опыта.
Сказочный лес. Поле, лес, река – прекрасный мир природы. Что ты чувствуешь, являясь частью этого мира? Сказочные образы.
Труд земной.
Добрая забота. Братья наши меньшие. Доброта. Забота.
Праведный труд. Труд – основа жизни семьи. На земле жить – людям пользу приносить. Каким добрым делам научили тебя взрослые?
Любимая сказка. Чудесный мир сказки. Сказочный герой. Почему дети и взрослые любят сказки?
Благодарное слово идет от доброго любящего сердца. Родительская любовь. Душевное тепло. Любимая игрушка. Благодарность родителям и миру.
Светлый праздник. Русская береза. Веселый хоровод. Святой храм. Святая Троица.
В старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека.
Верность родной земле. Родная земля – место, где родился и живет человек. Богатыри и воины – защитники Земли Русской. Благодарная память. Верность и вера.
Радость послушания. Вера рождает доверие. Доверие к опыту взрослых. Уважение. Послушание.
Душевный покой.
Светлая надежда. Рождество Христово. Рождественская елочка. Надежда в сердце. Ожидание. Рождественское чудо.
Почему надежда дружит с верой?
Доброе согласие. Общая надежда. Крепкая дружба. Умей сказать и умей выслушать.
Добрые друзья. Кого можно назвать добрым другом? Сочувствие. Взаимопомощь.
Добрые дела. Маленькие помощники. Радовать других – радоваться самому.
Мудрое слово. Как сказка и пословица учат мудрости. Победа добра. Вера, надежда, любовь – правила мудрости.
Мудрые люди. Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка. Опыт любви и правды. Мудрый наказ.
В подготовительной группе (6-8 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками отечественных традиций, как важнейшим механизмом передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Традиции слова.
Сказочное слово. Чему учат сказки? Терпение. Согласие. Послушание. Уважение к старшим.
Трудолюбие. Сказка — правда, в ней намек, добрым молодцам урок.
Напутственное слово. Доброе пожелание. Как слово радует, утешает, вселяет надежду? Родительское благословение.
Жизненный путь. Опыт старших поколений. Добрый человек в доброте проживет век. Праведная жизнь.
Традиции образа.
Светлый образ. Благочестивые родители. Светлый отрок. Вера. Молитва.
Защитник Земли Русской.
Чудотворный образ. Любовь. Милосердие. Смирение. Мудрость.
Святость.
Традиции дела.
Мастера и рукодельницы. Золотые руки. Добрая молва. Благодарность мастеру.
Старание и терпение рождают умение.В каких делах необходимо умение?
Традиции праздника.
Семейные традиции. Связь поколений. Семейный праздник. Радушие и гостеприимство.
Книга – праздник души. Праздник праздников. Весна и Праздник. Путь книги. Благодарный читатель.
Почему взрослые и дети любят читать книги.
Источник: www.prodlenka.org