ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.
Также по теме:
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ (ЗИМНИЕ)
С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.
В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.
Олимпийские игры в Древней Греции
Олимпийские игры от зарождения до упадка.
Также по теме:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ
Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.
Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
Также по теме:
Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.
Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.
Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.
На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады).
Олимпийские игры в Древней Греции (рус.) История древнего мира
С Олимпийских игр 776 до н.э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.
Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.
Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.
А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.
Олимпия.
Расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.
Вскоре после запрета Олимпийских игр все эти сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.
В результате проведенных в Олимпии в конце 19 в. археологических раскопок удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе спортивного назначения, таких, как палестра, гимнасий и стадион. Построенная в 3 в. до н.э. палестра – окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны.
Гимнасий, построенный в 3–2 вв. до н.э., – самое большое сооружение Олимпии, оно использовалось для тренировок спринтеров. В гимнасии также хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей.
Организация Игр.
К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. «Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения.
Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. История).
Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.
Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.
Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.
Программа античных Олимпийских игр.
Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:
– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;
– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;
– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,
– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);
– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.
Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.
Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше.
Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.
С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.
Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.
Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.
Олимпионики.
Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.
Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.
Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей.
С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.
Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э – 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.
Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.
В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)
Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.
В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.
Мария Ищенко
Также по теме:
Литература:
Очерки по истории физической культуры. Под ред. Е.Н.Петрова. М., 1938
Олимпийские игры в древности. М., 1967
Равкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. М., 1969
Олимпийские игры. Маленькая энциклопедия. Под редакцией К.А.Андрианова. М., 1970
Шабель Г. Олимпия и ее игры. Пер. с нем. Лейпциг, 1971
Соколов Г.И. Олимпия. М., 1980
Столбов В.В. История физической культуры. М., 1989
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. СПб, 2001
Фурио Дурандо Греция. Пер. с англ. М., 2001
Шанин Ю.Б. Олимпия. История античного атлетизма. М., 2001
Базунов Б.А. Боги стадионов Эллады. М., 2002
Павсаний. Описание Эллады. М., 2002
Античная мифология. Энциклопедия. Сост. Королев К. СПб, 2004
Источник: www.krugosvet.ru
Первые Олимпийские игры — история и интересные факты
«Против человеческой славы бессильны даже боги» — эти слова великого Иоганна Фридриха Шиллера как нельзя лучше подходят к истории возникновения античных Олимпийских игр, и вот почему…
У древних эллинов было много богов. Пожалуй, столько не было ни у какого другого народа.
Когда люди сталкивались во внешнем мире с чем‑либо непонятным и пугающим, они придумывали на этот случай новое божество и становилось уже не так страшно. Боги существовали на все случаи жизни.
Придумывая их, греки делали богов похожими на себя: с такими же достоинствами и недостатками как у обычных людей. Боги могли быть старыми и молодыми, красивыми и уродливыми, добрыми и злыми, весёлыми пьяницами и угрюмыми брюзгами, мстительными, хромыми, одноглазыми…
Единственное, что отличало их от людей — бессмертие.
Но вскоре людям уже самим захотелось стать похожими на богов, и вот тогда выяснилось, что бессмертия‑то им можно достичь только в памяти потомков, совершив какой‑нибудь подвиг.
Скажем, во время войны это было совсем несложно, но там героем мог стать каждый и затеряться среди многих не составляло труда. А вот так, чтобы один‑единственный победитель…
И тогда люди придумали Олимпийские игры.
История появления Олимпийских игр
«Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые — смотреть». Так Пифагор Самосский определил значение Олимпиады в жизни древних греков.
Дух соперничества определял жизненный уклад городов‑государств Эллады, и заставлял жителей греческих полисов беспрестанно вести между собой войны.
И вот, по одному из преданий, Ифит, царь Элиды, той самой, где находилась Олимпия, обеспокоенный постоянной враждой и омерзительными войнами, решил отправиться к дельфийскому Оракулу, чтобы согласно его предсказаниям уберечь свой народ от нападений и грабежей. Ему был дан ответ: «Твой народ спасут сопернические игры, угодные богам!»
Тогда умный правитель отправляется к своему соседу — царю воинственной Спарты Ликургу и рассказывает ему о предсказаниях Оракула, а спартанский государь не только соглашается с этим пророчеством, но и берёт Олимпию под защиту Лаконии, объявляя её нейтральной землёй.
Так, по их решению, согласованному с правителями других мелких раздробленных государств, учреждаются Олимпийские игры, посвящённые главному богу‑олимпийцу Зевсу.
Греки по предложению историка Тимеоса, установили особое «олимпийское летоисчисление, которое было привязано к первому полнолунию после летнего солнцестояния. С тех пор раз в четыре года, или через каждые 1417 дней, именно в эти даты, стали проводить состязания в Олимпии.
Точную дату и время открытия праздника в Олимпии оглашали задолго до его начала.
Извещались все греческие города‑государства, куда посылали специальных глашатаев — спондофоров, которые извещали, что с момента начала Олимпиады начнётся экхерия — перемирие на время проведения соревнований.
Обычно экхерия длилась по элейскому календарю два месяца, которые назывались апполоний и парфений. В это время не только Олимпия, но и вся Элида провозглашались «зоной мира», куда мог прибыть каждый без страха за свою жизнь, поскольку почти не было случаев нарушения перемирия, а тем, кто посмел нарушить это правило полагалось наказание — огромный штраф и запрет на участие в Олимпиаде.
Вот так мудрый Ифит Элидский смог прекратить междоусобные войны, заставив ярых противников отложить в сторону оружие и отправится на праздник мира, чтобы поучаствовать в состязаниях или посмотреть на них и почувствовать себя не отдельными гражданами одного государства, а единым народом.
Были в Древней Греции и другие подобные праздники: в Коринфе — Истмийские, в Дельфах — Пифийские, а в Немее, где Геракл бился с каменным львом — Немейские.
Но самыми значительными для всей Эллады стали, конечно же, Олимпийские игры.
Место проведения первых Игр
Даже место, для них избранное, назвали Олимпия, чтобы напоминало о близости к богам и их жилищу — божественной горе Олимп.
Располагается это дивное место на юго‑западе Греции, в области Элида самого большого греческого полуострова — Пелопоннеса.
Это тихая зелёная долина реки Алфей у самого подножья горы Кронос, где шумит дубовая роща Алтис, которую после возведения Храма Зевса, как и всё святилище Олимпии, также посвятили главному богу‑олимпийцу.
Как проводились и почему были запрещениы
В самом начале истории Игр состязания спортсменов не были самоцелью Олимпийских празднеств. Они являлись составной частью религиозных обрядов поклонения олимпийским богам и
лишь затем переродились постепенно в самодостаточные спортивные соревнования.
По обычаю, первый день Игр был посвящён Зевсу и богам‑покровителям: им приносились жертвы, к ним были направлены молитвы, им клялись в честности и неподкупности, им посвящались спортивные победы.
Греки считали, что для богов было большим удовольствием созерцать демонстрируемую ими ловкость, силу и красивые тренированные тела.
Точная дата первых Олимпиад, безусловно, «канула в Лету», но, по некоторым предположениям, они проводились начиная с 776 г. до н. э. Именно этим годом датируется первая победа на Олимпийских играх. При раскопках была найдена мраморная плита, на которой высечено имя самого первого олимпийского чемпиона — элидского повара Корэба и дата этой победы — 776 г.
Всего античных Олимпиад было проведено 293. Завершающими стали Игры 393 г.
После чего император Феодосий Преподобный, правивший единолично всей восточной частью Римской Империи, куда к тому времени и входила Олимпия, выбрал христианство в качестве государственной религии, и поставил под запрет все языческие культы, к которым причислил и Олимпийские игры.
Вскоре после запрета Олимпиад все храмовые и спортивные сооружения были сожжены по приказу Феодосия II (в 426 г. н. э.), а через сто лет и окончательно разрушены сильными землетрясениями и разливами рек.
Виды состязаний
Изначально, на первых тринадцати состязаниях были устроены соревнования в беге.
Длина дистанций измерялась шагами или стадиями — не правда‑ли это напоминает всем знакомое слово стадион? Именно от стадии (шаг) и пошло название того сооружения, где проводились соревнования.
В Олимпии стадия равнялась 192,7 см — считалось, что такой длины шаг был у самого Геракла.
Затем в 724 г. до н. э. к программе добавили бег на один стадий туда и один обратно, или «двойной».
В 720 г. беговая дистанция увеличилась до 24 стадий, а в 708 г. до н. э. прибавились соревнования по пятиборью: бег, прыжки в длину, метание диска и копья, а завершалось все борьбой.
Позже появился самый жестокий вид состязаний — борьба без правил, или панкратион, где соревновались до момента, пока противник не попросит пощады, подняв вверх палец. Иногда такие бои даже заканчивались смертью одного из участников.
В 680 г., прибавились гонки на колесницах.
Чтобы стать участником древних Олимпийских игр было необходимо:
- быть гражданином Греции, причём свободным, и обязательно свободно говорить на греческом языке: ни рабы, ни варвары к участию в соревнованиях не допускались;
- быть мужчиной: участие в соревнованиях женщин было непозволительным;
- контролировали соблюдение всех норм и правил проведения Олимпиады самые почётные граждане Греции, называемые элланодики.
Спортсмены, желающие принять участие в Играх, начинали готовиться за год до начала Олимпиады.
А затем, за месяц до начала состязаний, должны были продемонстрировать судьям своё мастерство, чтобы доказать готовность к соревнованиям.
Также элланодики следили за тем, чтобы все состязания проводились честно, без мошенничества. Если на победителя падала малейшая тень подозрения в махинациях, его лишали титула чемпиона, штрафовали на огромную сумму и подвергали принародной порке розгами.
Деньги, которые взимались с проштрафившихся спортсменов, шли на отливку статуй (занов) в честь Зевса, украшавших аллею перед стадионом.
В своей книге «История» Геродот описывает такой курьёзный случай, произошедший с самим Александром Македонским:
Однажды Великий Александр прибыл в Олимпию, чтобы принять участие в состязаниях по бегу. Эллины, которые участвовали в состязаниях, потребовали у судей‑элланодиков исключения его из списка участников, утверждая что тот варвар, а не грек. Тогда Александру пришлось привести доказательства своего происхождения. Его допустили к соревнованиям, и как утверждает Геродот, он пришёл к финишу одновременно с победителем.
Чем награждали
Что же получали победители‑олимпионики за свои усилия?
Всего лишь оливковый венок, из священной рощи Алтис, украшенный пурпурными лентами, да имя, высеченное на мраморной плаке, или статую, выполненной лучшими греческими скульпторами, например, Фидием и то при условии, что олимпиониками они становились не менее 4 раз.
Но вернувшись в родные полисы, они превращались в героев.
Им поклонялись почти как богам осыпали дорогими дарами, освобождали от государственных повинностей, и кормили до конца жизни.
Возрождение: современные Олимпийские игры
И, хотя природные стихии и неумолимое время очень постарались, чтобы Олимпия с её былой славой исчезли с лица земли, все‑таки им этого не удалось до конца. Не исчезла Древняя Олимпия бесследно.
Слава Олимпийских соревнований была увековечена в работах великих эллинов: Платона и Аристотеля, Сократа, Демосфена, Пифагора, которые не только писали о любимых играх, но и принимали в них участие, например Пифагор и Платон участвовали в самых трудных соревнованиях — кулачном бою и панкратионе.
А через 13 веков благодаря их трудам стали проводиться раскопки древнего памятника. Первые раскопки в Олимпии начались в 1829 году и продолжаются до сегодняшнего времени.
И хотя, сегодня уже не восстановить многие шедевры, такие как скульптура Зевса‑Громовержца, выполненная великим Фидием из золота и слоновой кости, которая по праву считалась в Древней Греции одним из семи чудес света, потомкам удалось возродить дух этого священного места.
А слова олимпийского девиза: «Citius, Altius, Fortius» «Быстрее, Выше, Сильнее!» вдохновляют и нынешних олимпийских чемпионов на славные подвиги.
Тысячи паломников стараются посетить возрождённую Олимпию, особенно в те дни, когда так же, как и много веков назад, здесь раз в четыре года зажигают священный олимпийский огонь, символизирующий начало современных Олимпиад, сохранивших традиции великих античных спортсменов.
Источник: anygreece.com
Древние Олимпийские игры
Первые древние Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э., в их программу входил только бег на стадию (около 192 метров). Затем игры Олимпии распространились по всей Древней Греции, состязаний стало больше. Как проходили древние олимпийские игры? Виды состязаний, программа олимпийских игр, звания победителей: олимпионик, периодоник, триаст. Суть Олимпийских игр — подготовка к войне.
Олимпийские игры. Каждые четыре года проводятся эти крупнейшие международные соревнования нашего времени, и популярность их растёт из года в год. Чем ближе дата открытия очередной олимпиады, тем больше внимания спорту уделяет пресса, тем чаще на страницах газет и журналов появляются статьи, рассказывающие о развитии олимпийского движения от Афин (1896 г.) до наших дней. Но, увлекаясь экскурсами в олимпийскую историю нашего времени, журналисты порой забывают древнюю Олимпию, где проходили крупнейшие празднества античного мира.
Древние Олимпийские игры
Много рассказов известно нам о причинах возникновения олимпийских празднеств, но мы не будем пытаться на зыбкой почве легенд и мифов восстановить полную картину происходивших там событий. Может быть, действительно, Геракл учредил эти состязания как своеобразный памятник его победы над царём Авгием. А возможно, их основал Пелопс, сумевший победить царя города Писы Эномая. По всей вероятности, олимпийские игры были одним из культовых празднеств местных племён, которое приобрело общегреческий характер.
Первые известные нам олимпийские игры состоялись в 776 году до нашей эры. Развитие их можно разбить на следующие основные периоды:
- Элидский (776 — 720 гг.) – празднества носили местный характер.
- Спартанский (720 — 576 гг.) – в списках победителей игр наибольшее число спартанцев.
- Панэллинский (576 — 338 гг.) – расцвет олимпийских игр, которые становятся общегреческими праздниками.
- Македонский – от битвы при Хароне (338 г.), когда гегемония в древней Греции перешла к Македонии, до завоевания страны римлянами (146 г.) – начало упадка олимпийских празднеств, преобладание спортсменов-профессионалов.
- Римский (146 г. до н.э. – 394 г. н.э.) – Греция утратила свою независимость. Игры вновь приобретают местный характер, не выходя за рамки рядового спортивного мероприятия.
Участники
Атлеты, желавшие участвовать в играх, за год до начала состязаний вносились в специальные списки. Они должны были тренироваться в течение 10 и более месяцев, а за 30 дней до открытия игр прибывали в Элиду. Здесь они отшлифовывали своё мастерство, обязаны были строго соблюдать режим, что в то время означало – есть как можно больше мяса, воздерживаться от вина.
Только мужчины эллины
Обязательным условием участия в играх было эллинское происхождение и свободное рождение: рабы и варвары (иностранцы) к состязаниям не допускались. Само собой разумеется, что участие в играх было доступно лишь состоятельным людям. Далеко не каждый свободный эллин мог уделить много времени для тренировок, приехать в Олимпию и жить там на свой счёт.
Весьма характерно, что победителем состязаний конников (гонки на колесницах, скачках) объявлялся не спортсмен, непосредственно участвовавший в состязании, а владелец лошади. Короче, на олимпийских играх античного мира была лишь видимость демократии и равенства. Подавляющая масса свободных, но небогатых граждан не имели возможности готовиться и участвовать в олимпийских празднествах. Первенствующая роль в играх принадлежала богачам.
Вместе с тем, олимпийские игры были своеобразным смотром военной силы и способствовали военно-физической подготовке граждан. Характерно, что в программе игр отражалось изменение военной техники. Так, с ростом тяжеловооружённой пехоты (гоплиты) в программу включается бег с оружием (520 г.) Писатель Павсаний прямо указывал, что это состязание было введено «ради упражнений для войны». Другой писатель – Филострат – писал: «Атлеты участвовали в состязаниях восьми, а то и девяти олимпиад, были способны на тяжёлую военную службу и дрались за овладение стенами города отнюдь не без успеха, рассматривая войну как подготовку к гимнастике, а гимнастику как подготовку к войне».
Спортсмены, закалённые в состязаниях, требовались государству и для подавления волнений рабов. Олимпийские игры были, таким образом, мощным средством организации греческих рабовладельцев.
Женщины не допускались
Говоря о древнегреческих олимпийских играх, нельзя не упомянуть ещё об одной любопытной их особенности: женщинам, под угрозой смертной казни, запрещалось не только участвовать, но даже присутствовать на состязаниях. Основной причиной этого было то, что женщина в древней Греции, за исключением может быть Спарты, не пользовалась почётом и уважением. В олимпийские годы для женщин устраивались в Олимпии специальные игры в честь богини Геры, так называемые гераиды.
Виды Олимпийских игр
Первоначально в программу состязаний входил только бег на стадию (длину стадиона, около 192 метров) – стадиодромос. Позднее, с 724 года до н.э. в программу олимпиады постепенно стали включать другие виды состязаний:
- 776 г. — стадиодромос — бег на стадию (около 192 м);
- 724 г. — диаулос – двойной бег (около 384,5 м), при котором атлет пробегал стадию в одну и другую сторону;
- 720 г. – долихос – бег на длинную дистанцию (около 4,5 км);
- 708 г. – борьба и пятиборье (бег на стадию, диск, длина, копьё, борьба);
- 688 г. – кулачный бой;
- 680 г. – гонки на колесницах;
- 648 г. – панкратион (соединение борьбы и бокса) и скачки;
- 520 г. – бег с оружием.
Под влиянием Спарты с 632 г. (37-я олимпиада) проводились состязания по борьбе и бегу для юношей.
Программа Олимпийских игр
Долгое время игры проводились в течение одного дня, но в 472 г. до н.э. скачки и пятиборье так затянулись, что состязания по панкратиону пришлось проводить поздно ночью. Поэтому в дальнейшем количество дней соревнований было увеличено до трёх. Игры, включая праздничные церемонии открытия и закрытия, стали продолжаться пять дней:
- 1-й день – жертвоприношения Зевсу; клятва участников; жеребьёвка.
- 2-й день – состязания дикторов и барабанщиков с целью определения тех, кто будет выступать на церемонии закрытия. Юношеские соревнования (до 20 лет).
- 3-й день – бег (на длинные дистанции, стадию, двойной); бег с оружием; борьба; кулачный бой; панкратион.
- 4-й день – состязания конников, затем пятиборье (бег на стадию, диск, длина, копьё, борьба), двойной бег с оружием.
- 5-й день – торжественная церемония закрытия, венчание олимпиоников – победителей олимпийских игр.
Результаты
История не сохранила нам достоверных данных о том, какие достижения показывали участники состязаний в Олимпии. Результаты в прыжках и метаниях обычно измерялись в ступнях, а победитель в беге определялся без учёта времени – важно было занять первое место. Может быть, некоторый интерес представляет тот факт, что дискобол Флегий, тренируясь, метал диск через бурную и широкую реку Алфей. Если учесть, что в настоящее время ширина реки около 50 м, можно предполагать, что достижения метателя были довольно значительны.
Известно также, что спартанец Эхион прыгал на 16 м 66 см. Что это за прыжок – тройной? Но ведь это на уровне современного рекорда мира! Вероятно, прав венгерский исследователь, большой знаток олимпийской истории Ференц Мезё, который считает, что это сумма трёх прыжков, то есть средняя длина прыжка Эхиона – около 5 м 55 см.
В музее Олимпии имеется гантель из камня, весом около 143 кг. Как гласит надпись, Вывон поднял эту тяжесть над головой одной рукой. Каким образом достиг атлет такого результат, к сожалению, не сказано, но, во всяком случае, это было великолепное достижение.
Эти отрывочные сведения могут дать лишь некоторые представления об уровне спортивных результатов древних эллинов.
Учитывая состояние спортивной техники, качество инвентаря и т.п., можно сказать, что это были хорошие для того времени результаты. Важно и другое – спортивное долголетие олимпиоников. Так, спартанец Гиппосфен, первый победитель юношеских соревнований по борьбе, впоследствии ещё 5 раз одерживал на олимпиадах победы среди взрослых.
Другими словами, он успешно выступал в течение 24 лет! Спартанец Хионис был неоднократным победителем в состязаниях по бегу. Атлет Тисандр (Сицилия) был победителем по кулачному бою на 4 олимпиадах подряд и т.д.
Периодоник и триаст
Успех олимпийских игр обусловил то, что уже к началу VI века и в других частях Греции стали проводить празднества. В 590 г. до н.э. были реорганизованы Пифийские игры в Дельфах, в 582 г. до н.э. – Истмийские игры близ Коринфа. В 537 г. до н.э. – Немейские игры.
Эти игры проводились в разные годы, т.е. на протяжении 4-летнего периода каждый год проходили какие-либо состязания. Атлет, побеждавший на всех четырёх играх в течение одного периода, получал звание периодоника. История сохранила фамилии лиц, которые были периодониками даже несколько раз. Борец Милон занимает среди них первое место – он был периодоником шесть раз. В списках олимпийских победителей имеется 46 периодоников.
В этот же период появляется звание «триаст», тройной победитель, одержавший победу в беге, двойном беге и в беге с оружием (эти состязания проходили в один день). Два раза звание триаста завоёвывал родосец Леонидас. Который на 4 олимпиадах подряд получил в Олимпии 12 венков победителя.
Награждение победителей
Сразу же после состязаний победителю вручали оливковую ветвь. Торжественное чествование победителей происходило в последний день олимпиады в присутствии всех зрителей перед храмом Зевса. Герольд объявлял победителей, их происхождение и общину, пославшую их на олимпиаду.
После этого на голову победителя возлагали венок из веток оливы. (Лавровый венок вручался победителям Пифийских игр.) Ветки для венка заранее срезались детьми золотым ножом со старого священного дерева.
От официальных почестей следует отличать награды, которые победитель получал на Родине. Возвращение победителя было для его общины настоящим праздником. Например, победителя Олимпиады 496 г. Эксайнета встречали 300 избранных граждан на белых лошадях. Нередко для победителя прорубали проход в городских стенах.
По поручению города лучшие поэты в честь победителей олимпиады сочиняли хвалебные оды, в связи с чем возник и развился даже специальный поэтический жанр – так называемая эллинская, хвалебная ода. Победитель получал и материальные награды, например пожизненное питание за счёт государства, освобождение от налогов. Ему отводились лучшие места в театре. Афинский правитель Солон для победителей олимпийских игр установил большую денежную премию.
Таковы в общих чертах данные об олимпийских празднествах древней Греции. Являясь организованным смотром военной силы, олимпийские игры вместе с тем способствовали улучшению взаимопонимания между отдельными древнегреческими государствами, дни олимпийских торжеств были днями всеобщего мира.
Литература: С. Богучаров, В. Брабич, Г. Плетнева. Олимпиады эллинов // «Физкультура и спорт». — 1960. — №2.
Похожие статьи
- Марафонский бег
- Первые Олимпийские игры, 1896 г.
- Советы болельщику олимпийскому
- Конкурс: «Олимпиада улыбается»
Источник: fizrazvitie.ru