В проектировании содержания индивидуальных программ определяющим является

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья

С. В. Соловьева, к. п. н.

Институт развития регионального образования Свердловской области, г. Екатеринбург

В настоящее время идет активный процесс модернизации системы специального (коррекционного) образования в ее технологическом, структурно-содержательном и функциональном аспектах; происходит смена образовательной парадигмы, акценты смешаются в направлении индивидуализации образовательных программ для обучающихся в соответствии с их потребностями и возможностями. Одним из актуальных направлений развития специальной педагогики является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с психофизическими нарушениями в развитии в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Это позволяет обеспечить условия доступности образования и успешной социализации данной категории детей и подростков. Учебные достижения и качество социализации детей с ОВЗ во многом определяются тем, каково структурно-содержательное наполнение образовательных программ, в соответствии с которыми осуществляется их образовательный процесс.

Коржевина В.В. Особенности проектирования индивидуальных программ сопровождения обучающихся с ОВЗ

В научно-методической литературе представлен ряд подходов к определению структуры и содержания индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработкой данного вопроса применительно к обучению и воспитанию детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста занимаются М.В. Браткова, А.В. Закрепина, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.

В контексте организации образовательного процесса с обучающимися школьного возраста, имеющими психофизические нарушения, вопросы разработки индивидуальных программ отражены в работах И.М.Бгажноковой, А.Д. Вильшанской, И.С. Макарьева, Е.А. Ямбурга и др.

Однако разработка данного направления, несмотря на его актуальность и востребованность со стороны практических работников, до сих пор не приобрела технологической завершенности. До настоящего времени отсутствует единство подходов как в отношении структуры, так в вопросах содержательного наполнения индивидуальных образовательных программ для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В статье предпринята попытка освещения одного из подходов к разработке подобного рода документа на основе анализа различных вариантов индивидуальных программ, а также проведения практических занятий с педагогическими работниками в рамках курсов повышения квалификации.

Понятие индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа – это документ, который содержит совокупность разделов программы, форм и способов их освоения обучающимся, позволяющих создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Индивидуальная образовательная программа обеспечивает индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Трапезникова И.В., Проектирование индивидуального образовательного маршрута в условиях ФГОС ОО

Соотношение индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной программы и индивидуального учебного плана отражены в схеме:

Целевое назначение индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.

Адресаты индивидуальной образовательной программы

  1. Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому.
  2. Дети с тяжелыми нарушениями в развитии.
  3. Дети со сложной структурой нарушения.

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы предусматривают следующее:

  • наличие в образовательном учреждении службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с психофизическим недостатком индивидуальной образовательной программы. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в образовательном учреждении выступает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк);
  • согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе.

Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ следует закрепить нормативным локальным актом – Положением об индивидуальной образовательной программе – который позволит упорядочить работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуальной программы, порядка ее разработки, реализации и корректировки.

Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Разделы в совокупности позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с обучающимся с ОВЗ по различным направлениям. Содержание разделов индивидуальной программы группируется вокруг главных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал.

Индивидуальные образовательные программы для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья могут иметь различный вид и форму и относиться к отдельным разделам программы (учебным курсам, дисциплинам) или комплексному обучению и воспитанию ребенка и коррекции его психофизических недостатков. Приоритет следует отдать, как показывает опыт работы, индивидуальным программам комплексного обучения и воспитания ребенка.

Структура индивидуальной образовательной программы различна в зависимости от возраста ребенка, для которого она разрабатывается, а также от целевой установки программы и решаемых задач. В литературе представлены различные подходы к структуре индивидуальной программы для детей с психофизическими нарушениями, которые могут служить ориентиром при подготовке индивидуальных программ для обучающихся (И.М.

Бгажнокова, А.Д. Вильшанская, М.В. Жигорева, А.В. Закрепина, В.В. Коркунов, И.С. Макарьев, Е.А. Стребелева, Е.А.

Ямбург и др.).

При проектировании как структуры, так и содержания индивидуальных программ для детей различных возрастных групп следует учитывать особенности каждого возрастного периода и выделять соответствующие задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы в рамках индивидуальной программы.

Проектируя структуру и содержательное наполнение индивидуальной программы для ребенка раннего и дошкольного возраста следует опираться на формирование ведущего вида деятельности и достижение задач развития ребенка на каждом возрастном этапе (определены в типовой программе дошкольного обучения и воспитания).

Компонентный состав структуры индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ, который апробирован в нашей педагогической практике, может быть представлен следующим образом:

1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), «гриф» утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа может быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.

2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем умений и навыков, сформированных и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3. Индивидуальный учебный план. Данный структурный элемент имеет место, если в индивидуальной программе содержится знаниевый компонент по предметам и учебным областям. Например, при проектировании индивидуальной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование в форме индивидуального обучения на дому. Если ребенок получает образование в классном коллективе и осваивает тот же учебный план, то данный раздел индивидуальной программы исключается.

Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке следует предусмотреть раздел учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, а также, что немаловажно, раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету. В силу того, что у учителей-предметников, воспитателей образовательных учреждений возникают серьезные трудности при проектировании направлений и методов коррекционной работы, данный раздел могут содержательно наполнять учителя-дефектологи.

Читайте также:
Программы похожие на emule

Воспитательный компонент содержит раздел классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, а также раздел, реализуемый родителями обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

5. Основные требования к результатам реализации программы. В данном разделе следует соотнести цель и задачи индивидуальной программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности индивидуальной программы. Требования к результатам реализации программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания программы в рамках обозначенных выше компонентов.

6. Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специалистами на следующем этапе его обучения.

Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной программы служит федеральный государственный образовательный стандарт, задающий содержательно-целевые рамки подготовки обучающихся, примерные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ и требования к результатам освоения образовательных программ, образовательная программа и учебный план образовательного учреждения. Содержание индивидуальной программы определяется с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка.

Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы

При проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ следует соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта, содержания примерных основных общеобразовательных программ и учебного плана.
  2. Анализ результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ОВЗ.
  3. Проектирование необходимых структурных составляющих индивидуальной образовательной программы. Данный этап осуществляется, если в образовательном учреждении нет принятой и утвержденной структуры индивидуальной программы, которая определена в Положении об индивидуальной образовательной программе.
  4. Определение временных границ реализации индивидуальной образовательной программы. При проектировании индивидуальной программы указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или нескольких целых полугодий обучения в образовательном учреждении.
  1. Четкое формулирование цели индивидуальной образовательной программы. Цели воспитания и обучения как государственные требования к выпускникам учебных заведений в общем виде задаются федеральным государственным образовательным стандартом. В индивидуальной образовательной программе эти цели следует уточнить и дополнить.

Следует отметить, что цель представляет собой конкретный, охарактеризованный качественно образ ожидаемого результата образовательной и коррекционно-педагогической деятельности в рамках реализации индивидуальной программы. Целеполагание в основе проектирования индивидуальной образовательной программы направлено на указание перспективы развития конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в определенном временном разрезе. Цель должна быть конкретна и измерима, определена по времени ее реализации с учетом ее формулирования на обозримый промежуток времени. При этом цель на уровне индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья должна быть непротиворечива и согласована с целью и задачами работы образовательного учреждения.

  1. Планирование форм реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие.
  2. Планирование форм участия в реализации индивидуальной образовательной программы различных специалистов (воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особое внимание следует обратить на возможность реализации содержания индивидуальной программы родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Определение форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы.

Таким образом, мы представили один из подходов к проектированию и реализации индивидуальной образовательной программы для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Проектирование подобного рода программ позволит создать условия для качественной индивидуализации образовательного процесса различных категорий детей с психофизическими нарушениями.

  1. Башмаков, М. И. Индивидуальная программа [Электронный ресурс] / Режим доступа:http:/ps.1september.ru/2006/04/8.htm.
  2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно-методические материалы [Текст] / под. ред. И. М. Бгажноковой.- М.: Владос, 2007. – 239с.
  3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. – М.: Академия, 2006. – 240с.
  4. Закрепина, А. В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-разивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии [Текст] / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 2. – С. 9-19.
  5. Индивидуальный подход в специальном (коррекционном) учреждении: концепция, аспекты оценки индивидуальности и планирование коррекционно-развивающей работы : монография [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т ; под. ред. В. В. Коркунова. – Екатеринбург: Б. и.; Пермь: Б. и., 2005. – 128с.
  6. Разенкова, Ю. А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации[Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.ise.iip.net/almanah/6/st03.htm.

Источник: studfile.net

Рекомендации. Рекомендации по составлению индивидуальных программ Соловьёва. Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 89.5 Kb.

индивидуальных образовательных программ для детей

с ограниченными возможностями здоровья
С. В. Соловьева, кандидат педагогических наук

Институт развития регионального образования Свердловской области,

В этой связи одним из актуальных вопросов специальной педагогики является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с психофизическими нарушениями в развитии в соответствии с их особыми образовательными потребностями и возможностями. Это позволяет обеспечить условия доступности образования и успешной социализации данной категории детей и подростков. Учебные достижения и качество социализации детей с ограниченными возможностями здоровья во многом определяются тем, каково структурно-содержательное наполнение образовательных программ в соответствии с которыми осуществляется их образовательный процесс.

В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их индивидуальной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательной среды.

В научно-методической литературе представлен ряд подходов к определению структуры и содержания индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработкой данного вопроса применительно к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста занимаются такие ученые, как М. В. Браткова, А. В. Закрепина, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева и др. В контексте организации образовательного процесса с обучающимися школьного возраста, имеющими психофизические нарушения, вопросы разработки индивидуальных программ отражены в работах И. М. Бгажноковой, А. Д. Вильшанской, И. С. Макарьева, Е. А. Ямбург и др.

Однако разработка данного направления, несмотря на его актуальность и востребованность со стороны практических работников, до сих пор не приобрела технологической завершенности. До настоящего времени отсутствует единство подходов как в отношении структуры, так в вопросах содержательного наполнения индивидуальных образовательных программ для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также:
Программу убрать из автозапуска

В статье предпринята попытка освещения одного из подходов к разработке подобного рода документа на основе анализа различных вариантов индивидуальных программ, а также проведения практических занятий с педагогическими работниками в рамках курсов повышения квалификации.

Понятие индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа – это документ, который содержит в себе совокупность разделов программы, форм и способов их освоения обучающимся, позволяющих создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Индивидуальная образовательная программа выражает индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Схема соотношения индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной программы и индивидуального учебного плана
Целевое назначение индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.

Адресность индивидуальной образовательной программы

1. Дети с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому.

2. Дети с тяжелыми нарушениями в развитии.

3. Дети со сложной структурой нарушения.

Нормативно-правовые и организационно-педагогические условия

проектирования индивидуальных образовательных программ

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы предусматривают следующее:

— наличие в образовательном учреждении службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с психофизическим недостатком индивидуальной образовательной программы. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в образовательном учреждении выступает психолого-медико-педагогический консилиум;

— согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе.

Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ следует закрепить локальным нормативным актом – Положением об индивидуальной образовательной программе – который позволит упорядочить работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуальной программы, порядка ее разработки, реализации и корректировки.

Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Данные разделы в совокупности позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям. Содержание разделов индивидуальной программы группируется вокруг главных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал.

Индивидуальные образовательные программы для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья могут иметь различный вид и форму и относиться к отдельным разделам программы (учебным курсам, дисциплинам) или комплексному обучению и воспитанию ребенка и коррекции его психофизических недостатков. Приоритет следует отдать, как показывает опыт работы, индивидуальным программам комплексного обучения и воспитания ребенка.

Структура индивидуальной образовательной программы будет различной в зависимости от возраста ребенка, для которого она разрабатывается, а также от целевой установки программы и решаемых задач. В литературе представлены различные подходы к структуре индивидуальной программы для детей с психофизическими нарушениями, которые могут служить ориентиром при подготовке индивидуальных программ для обучающихся (И. М. Бгажнокова, А. Д. Вильшанская, М. В. Жигорева, А. В. Закрепина, В. В. Коркунов, И. С. Макарьев, Е. А. Стребелева, Е. А. Ямбург и др.).

При проектировании как структуры, так и содержания индивидуальных программ для детей различных возрастных групп следует учитывать особенности каждого возрастного периода и выделять соответствующие задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы в рамках индивидуальной программы.

Компонентный состав структуры индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, который апробирован в нашей педагогической практике, может быть представлен следующим образом:

1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа может быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.

2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем умений и навыков сформированных и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3. Индивидуальный учебный план. Данный структурный элемент имеет место, если в индивидуальной программе содержится знаниевый компонент по предметам и учебным областям. Например, при проектировании индивидуальной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование в форме индивидуального обучения на дому. Если ребенок получает образование в классном коллективе и осваивает тот же учебный план, то данный раздел индивидуальной программы исключается.

Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке следует предусмотреть раздел учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, а также, что немаловажно, раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету. В силу того, что у учителей-предметников, воспитателей образовательных учреждений возникают серьезные трудности при проектировании направлений и методов коррекционной работы, данный раздел могут содержательно наполнять учителя-дефектологи.

Воспитательный компонент содержит раздел классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, а также раздел, реализуемый родителями обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

5. Основные требования к результатам реализации программы. В данном разделе следует соотнести цель и задачи индивидуальной программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности индивидуальной программы. Требования к результатам реализации программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания программы в рамках обозначенных выше компонентов.

6. Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специалистами на следующем этапе его обучения.

Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной программы служит федеральный государственный образовательный стандарт, задающий содержательно-целевые рамки подготовки обучающихся, примерные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и требования к результатам освоения образовательных программ, учебный план образовательного учреждения. Содержание индивидуальной программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка.

Важно отметить, что существенным недостатком некоторых индивидуальных программ является отсутствие планирования коррекционных мер и его представление в виде отчетности о проведенных мероприятиях в рамках индивидуальной работы с ребенком. На наш взгляд, данный подход не является эффективным.

В этой связи целесообразным является проектирование содержания индивидуальной образовательной программы на основе программно-целевого подхода. Реализация программно-целевого подхода в определении содержания индивидуальной программы предполагает направленность на его перспективное планирование и последовательную его реализацию в коррекционно-педагогической работе с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также:
Что такое программа universe красота

Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы

  1. Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта, содержания примерных основных общеобразовательных программ и учебного плана.
  2. Изучение результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Проектирование необходимых структурных составляющих индивидуальной образовательной программы. Данный этап осуществляется, если в образовательном учреждении нет принятой и утвержденной структуры индивидуальной программы, которая заложена в Положении об индивидуальной образовательной программе.
  1. Башмаков, М. И. Индивидуальная программа [Электронный ресурс] / Режим доступа : http:/ps.1september.ru/2006/04/8.htm.
  2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно-методические материалы [Текст] / под. ред. И. М. Бгажноковой.- М. : Владос, 2007. – 239с.
  3. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. – М. : Академия, 2006. – 240с.
  4. Закрепина, А. В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-разивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии [Текст] / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 2. – С. 9-19.
  5. Индивидуальный подход в специальном (коррекционном) учреждении: концепция, аспекты оценки индивидуальности и планирование коррекционно-развивающей работы : монография [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т ; под. ред. В. В. Коркунова. – Екатеринбург : Б. и. ; Пермь : Б. и., 2005. – 128с.
  6. Разенкова, Ю. А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ise.iip.net/almanah/6/st03.htm .

Источник: topuch.com

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы
статья по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы

социальный педагог 7-11 классов

МБОУ «Прохоровская гимназия»

В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их индивидуальной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды.

В научно-методической литературе представлен ряд подходов к определению структуры и содержания индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, в основном для детей раннего и дошкольного возраста (И. М. Бгажнокова, М. В. Браткова, А. В. Закрепина, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева и др.). Однако разработка данного направления, несмотря на его актуальность и востребованность со стороны практических работников, до сих пор не приобрела технологической завершенности.

Определение индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка, и содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Целевое назначение индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Особую актуальность данные программы приобретают в процессе коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии.

Нормативно-правовые и организационно-педагогические условия

проектирования индивидуальных образовательных программ

В качестве нормативно-правовых оснований проектирования индивидуальных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ № 3266 от 10.07.1992 «Об образовании», в котором отмечается, что разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статьи 9, 32). При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый государственным образовательным стандартом, на который следует ориентироваться при разработке индивидуальных образовательных программ. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся, в том числе и индивидуальные образовательные программы.

Индивидуальная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных учреждений, должна быть утверждена руководителем образовательного учреждения и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы предусматривают следующее:

— наличие в образовательном учреждении службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с психофизическим недостатком индивидуальной образовательной программы. В качестве такой структуры в образовательном учреждении выступает психолого-медико-педагогический консилиум;

— желание обучающегося перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;

— согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе.

Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ может быть определен локальным нормативным актом – Положением об индивидуальной образовательной программе, который позволит рационализировать работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуальной программы, порядка ее разработки, реализации и корректировки.

Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Данные разделы, в совокупности, позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с обучающимся ребенком с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям. Содержание разделов индивидуальной программы группируется вокруг главных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал.

Индивидуальные образовательные программы для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья могут иметь различный вид и форму и относиться к отдельным разделам программы (учебным курсам, дисциплинам) или комплексному обучению и воспитанию ребенка и коррекции его психофизических недостатков. Приоритет следует отдать, как показывает опыт работы, индивидуальным программам комплексного обучения и воспитания ребенка.

Структура индивидуальной образовательной программы будет различной в зависимости от возраста ребенка, для которого она разрабатывается, а также от целевой установки программы и решаемых задач. В литературе представлены различные подходы к структуре индивидуальной программы для детей с психофизическими нарушениями, которые могут служить ориентиром при подготовке индивидуальных программ для обучающихся (И.М.

Бгажнокова, А.Д. Вильшанская, М.В. Жигорева, А.В. Закрепина, В.В. Коркунов, И.С. Макарьев, Е.А.

Стребелева, Е.А. Ямбург и др.).

При проектировании, как структуры так и содержания индивидуальных программ для детей различных возрастных групп, следует учитывать особенности каждого возрастного периода и выделять соответствующие задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы в рамках индивидуальной программы.

Компонентный состав структуры индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может быть представлен следующим образом:

1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа может быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.

2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени.

На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3. Индивидуальный учебный план.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru