Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура); конструктивных (архитектура, дизайн); различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства (традиционного крестьянского и народных промыслов), а также постижение роли художника в синтетических искусствах (на экране и в театре).
Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
МОЩНЫЙ ВОЕННЫЙ ФИЛЬМ НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ! «СМЕРТЬ ШПИОНАМ. УДАРНАЯ ВОЛНА» ЛУЧШИЕ ВОЕННЫЕ ФИЛЬМЫ
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Изобразительное искусство — особый предмет. Искусство надо не просто изучать, но проживать. Ребенок приходит на наш урок не только для того, чтобы посмотреть слайды, узнать о произведении и выполнить работу на заданную тему, а для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира.
Искусство говорит на языке чувств, эмоций. Смысл этих чувств и эмоций — выражение отношения человека к различным объектам и событиям, их оценка. Оценка — способность человека формировать собственное отношение к окружающему миру, в том числе к самому себе.
МОЩНЫЙ ВОЕННЫЙ ФИЛЬМ! О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВЕДЧИКОВ В ГОДЫ ВОЙНЫ! «Диверсанты» РУССКИЕ ВОЕННЫЕ ФИЛЬМЫ
Содержанием искусства, таким образом, становятся не просто чувства, а оценка людьми различных явлений на основе выработанных человечеством нравственно-эстетических критериев.
Цель и задачи программы
Структура программы
Программа состоит из трех частей, соответствующих этапам обучения.
Первый этап — основы художественных представлений.
Пробуждение интереса к искусству, формирование понимания роли искусства в жизни — вот основные задачи начальной школы и первого этапа программы.
Второй этап — основы художественного мышления. Этот этап строится на изучении видов и жанров искусства, их различий и взаимосвязи в жизни.
23. Педагогический рисунок.
Педагогическим рисунком называют изобразительную деятельность учителя, дополняющую устное объяснение и осуществляемую в ходе урока.
Педагогический рисунок может выполнять следующие функции:
1. Иллюстрирование отдельных положений устного объяснения учителя.
2. Демонстрация методической последовательности работы над рисунками,
3. Показ одной из стадий выполнения рисунка,
4. Показ принципов композиционного решения,
5. Разъяснение сущности строения изображаемых объектов.
6. Показ технических приемов работы различными материалами,
Педагогические рисунки можно разделить на два вида по методам их использования: 1. Рисунки большого размера для фронтальной демонстрации всем учащимся класса
2. небольшие наброски для индивидуального объяснения учебного материала.
Рисунки для фронтального показа должны иметь достаточно большой размер, обладать значительной контрастностью и выраженной активностью изобразительных средств.
Педагогические рисунки, используемые для индивидуального показа, обычно имеют небольшой размер. Они выполняются на полях ученического рисунка или на отдельных листах небольшого формата. Здесь не требуется повышенного контраста между изображением и фоном, так как они рассчитаны на рассматривание одним учеником с близкого расстояния. Выполняются они обычно тем же материалом, каким работают ученики.
Важными качествами педагогического рисунка следует считать: правдивую и убедительную трактовку изображаемого объекта, передачу в рисунке главного, обоснованно упрощенный характер изображения, лаконизм и выразительность графических средств.
Педагогический рисунок выполняется быстро и обязательно сопровождается одновременным рассказом учителя, поэтому он должен быть лаконичен, выразителен, без излишней детализации. В педагогическом рисунке не следует демонстрировать эффектные приемы работы, он должен точно раскрывать поставленную задачу и быть доступным для понимания учениками.
Наиболее распространенный способ рисования – мелом на доске, но изображение при этом получается негативным (белое на темном фоне). Поэтому тоновой рисунок показывать на доске нецелесообразно. Сейчас стали использовать специальные доски для рисования фломастером, на которых, как и на рисунках учеников, получается темное изображение на белом фоне, но тоновой рисунок на них также затруднен, так как линия фломастера одинаковой толщины и яркости. В процессе обучения бывает необходимо наглядно показать приемы выполнения штриховки, распределение светотени на форме предмета. В таких случаях показывают работу карандашом на бумаге или мягким материалом – углем, сангиной, соусом.
Для освоения техники работы акварелью учителю бывает необходимо показывать приемы работы лессировками и работу акварелью по-сырому. Для этого лист бумаги закрепляют на планшет и устанавливают так, чтобы он был хорошо виден всему классу.
В процессе обучения перед педагогом встает вопрос, насколько возможно вмешиваться в детский рисунок, поправлять его. Если педагог регулярно правит рисунки, создается ложное впечатление об уровне умений учащихся. Опыт работы многих педагогов показывает, что иногда невозможно другим методом, кроме правки ученического рисунка показать возможный вариант продолжения рисунка, особенно последний этап работы, уточнение и обобщение рисунка. Однако, такой метод работы не должен применяться постоянно.
Рисунок учителя позволяет ученикам увидеть процесс создания рисунка, понять последовательность работы, перенять технические приемы. Использование педагогического рисунка оживляет ученый процесс, активизирует внимание учащихся. Объяснение учебного материала в сопровождении педагогического рисунка бывает более понятно для школьников, чем использование учебных таблиц.
Источник: infopedia.su
Концепция Неменского Б.М. «Формирование художественной культуры как части духовной культуры»
Основные позиции концепции «Формирование художественной культуры как части культуры», разработанной большим творческим коллективом (Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Лепская Н.А., Ломоносова М.Т., Островская О.В., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др.) под руководством народного художника РФ, академика РАО Б.М. Неменского, состоят в том, что знания и умения детей являются не столько целью в общеобразовательной школе, а становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира ребенка. Полноценное протекание этих процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со сверстниками.
В начальной школе искусство осваивается не по видам и жанрам, а постигается связь искусства с жизнью своеобразными кругами – от личности ребенка, через ближайшее окружение до представлений о роли искусства в человеческом обществе.
В средней школе учащиеся должны осознать специфическую роль каждой группы искусства в формировании связей человека с жизнью. В целях предоставления возможности более глубокого и цельного проживания этих связей данный этап обучения делится на блоки по видам искусства.
Программа “Изобразительное искусство и художественный труд. 1—9 кл.” (1999 г.) построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.
В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видах художественной деятельности: изображение, украшение и постройка. Авторы считают, что постоянное участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Целью преподавания пластических искусств (изобразительных, декоративных, конструктивных) в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношения, понимаемой как культура эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны стать средством очеловечивания, т.е.приживления молодых людей к корням культуры.
В преподавании изобразительного искусства как ведущая входит задача формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Это возможно только, если удастсязакрепить в сознании ребенка понимание прочной связанности искусств с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека. Эта задача является связующей идеей всех лет обучения. Любые иные задачи должны соотноситься с решением этой. Решение языковых и творческих задач программы необходимо рассматривать как обеспечивающие, понимая, однако, что вне решения их нереально решить и основную.
Необходимо подчеркнуть, что урок искусства не обучение просто деланию даже красивых вещей. Необходимо расширять ассоциативные возможности мышления, его метафоричность. Ребенок должен иметь богатство художественных впечатлений. Здесь ставится проблема качества, глубины, а не просто количество впечатлений, которое может приводить к знаточеству, т. е. внехудожественному знанию искусств.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Программа подчеркивает, что развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит учащихся к пониманию многообразия явлений художественной культуры в окружающей каждого человека жизни.
Принципиально важное значение имеет выявление нравственно-эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что необходимо как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. Приобщение к искусству начинается в начальной школе с познания связей человека со всей сферой пластических искусств.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Художественные знания, умения и навыки являются не целью, а основным средством приобщения к художественной культуре.
Форма, пропорции, пространство, светотональность цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
В программе как основа понимания искусств выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Они в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки.
Постоянное практическое (на уроках и дома) участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Необходимо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой форме как «Братья-мастера» изображения, украшения, постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения.
Они помогают сперва-элементарно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем помогать и в более сложном осознании искусств. Три группы искусств (изобразительная, декоративная, конструктивная) должны быть поняты как сфера взаимодействия «Братьев-мастеров».
Это как бы три сердца пластических искусств, которые бьются в каждом произведении как станкового, например, так и декоративного искусства и т.д. И какое «сердце» бьется в произведении сильнее, к такому виду искусств оно и может быть отнесено. Необходимо дать понимание, что нет непроходимых границ между искусствами, но есть зоны господства одного из «сердец», что и создало разделение на три группы искусств. Учитель и ученики, изучая каждую из них, должны уметь видеть постоянное взаимодействие этих трех форм пластического мышления – трех «Братьев-мастеров». Учитель должен осознавать, что нет более простого, доступного и ребенку, и в то же время научно обоснованного пути понимания искусства, спасающего нас от дихотомии (параллельного понимания начал) формы и содержания.
Источник: studopedia.ru
Концепция Б.М. Неменского — презентация
Презентация на тему: » Концепция Б.М. Неменского » — Транскрипт:
1 Филиал ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» в г. Михайловка Работу выполнила: студентка группы ПСП-4 с(б)III Ерёмина Н.В.
2 Концепция «Формирование художественной культуры как части культуры» разработана большим творческим коллективом: Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Лепская Н.А., Ломоносова М.Т., Островская О.В., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. под руководством народного художника РФ, академика РАО Б.М. Неменского. Данная концепция легла в основу программы интегрированного учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 11 классы».
3 Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью. Б.М. Неменский отмечает 3 способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.
4 ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ КОНЦЕПЦИИ: Знания и умения детей являются не столько целью в общеобразовательной школе, а становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира ребенка. Полноценное протекание этих процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со сверстниками.
5 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Цель: формирование художественной культуры как части культуры духовной. Задачи: – развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры; – художественное развитие; – формирование художественного мышления; – усвоение эмоционально-чувственного опыта.
6 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ: 1. Принцип «искусство как духовная культура» – единство мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу). 2. Принцип диалога культур (национальных и исторических форм). 3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. 4. Принцип связи с жизнью и система заданий на осознание окружающей действительности (диалог урока с жизнью).
7 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ: 5. Блоко-тематический принцип построения программы: – блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа); – тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; – темы каждого урока «по кирпичику» строят познание темы четверти, и «кирпичики» опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти. 6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания.
8 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: – изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная работа; – лепка; – аппликация; – объемно-пространственное моделирование; – проектно-конструктивная деятельность; – художественное фотографирование и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусства; – обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; – изучение художественного наследия; – прослушивание музыкальных и литературных произведений.
9 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ: Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности (наблюдение и изучение окружающей реальности). Художественные знания, умения и навыки группируются вокруг общих проблем; форма и пропорции, пространство, свето тональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.
10 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ: Программа состоит из 3 тематических блоков. I этап – начальная школа. Искусство осваивается не по видам и жанрам, а постигается связь искусства с жизнью своеобразными кругами – от личности ребенка, через ближайшее окружение до представлений о роли искусства в человеческом обществе. II этап средняя школа. Основы художественного мышления и знания.
Углубленное изучение разнообразных видов и жанров искусства в контексте исторического развития, усиливаются межпредметные связи с уроками истории. III этап – старшая школа. Основы художественного сознания. Разделение практической и теоретической работы на параллельные курсы.
11 СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ: В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видах художественной деятельности: изображение, украшение и постройка. Авторы считают, что постоянное участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Целью преподавания пластических искусств (изобразительных, декоративных, конструктивных) в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношения, понимаемой как культура эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны стать средством очеловечивания, т.е.приживления молодых людей к корням культуры.
12 СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ: Необходимо подчеркнуть, что урок искусства не обучение просто деланию даже красивых вещей. Необходимо расширять ассоциативные возможности мышления, его метафоричность. Ребенок должен иметь богатство художественных впечатлений.
Здесь ставится проблема качества, глубины, а не просто количество впечатлений, которое может приводить к знаточеству, тв не художественному знанию искусств. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
13 СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ: Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
14 СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ: Программа подчеркивает, что развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит учащихся к пониманию многообразия явлений художественной культуры в окружающей каждого человека жизни. Принципиально важное значение имеет выявление нравственно-эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что необходимо как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. Приобщение к искусству начинается в начальной школе с познания связей человека со всей сферой пластических искусств.
15 СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ: Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Художественные знания, умения и навыки являются не целью, а основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, свето тональность цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
Источник: www.myshared.ru