Изобразительное искусство — особый предмет. Искусство надо не просто изучать, но проживать. Ребенок приходит на наш урок не только для того, чтобы посмотреть слайды, узнать о произведении и выполнить работу на заданную тему, а для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности обучения школьников
по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
Специфика преподавания изобразительного искусства
Задачи основных учебных дисциплин сводятся к передаче знаний, формированию умений и навыков. Изобразительное искусство — особый предмет. Искусство надо не просто изучать, но проживать. Ребенок приходит на наш урок не только для того, чтобы посмотреть слайды, узнать о произведении и выполнить работу на заданную тему, а для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира.
ИКТ на уроках изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского
Что мы понимаем под словами «эмоционально-ценностный опыт отношения к миру»? Общеизвестно, что искусство говорит на языке чувств, эмоций. Но что представляют собой эти чувства и эмоции? Ведь они не возникают у человека сами по себе, а являются его реакцией на явления окружающей жизни.
Другими словами, смысл этих чувств и эмоций — выражение отношения (положительного, отрицательного, равнодушного…) человека к различным объектам и событиям, то есть их оценка. Оценка — способность человека осознавать и формировать собственное отношение к окружающему миру, в том числе к самому себе.
Содержанием искусства, таким образом, становятся не просто чувства, а оценка разными людьми различных явлений на основе выработанных человечеством нравственно-эстетических критериев.
Цель и задачи программы
Главным смысловым стержнем программы, предметом изучения является связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Предусматривается привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Вокруг этой идеи структурируется программа.
Целью программы является духовно-нравственное развитие ребенка, то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Иными словами, необходимо создать условия для развития творческого начала, для формирования внутренне свободного человека.
Общие задачи предмета «изобразительное искусство» в общеобразовательной школе сводятся к двум основным.
Первая задача — увлечение искусством. Вне увлечения искусством, вне восторга, наслаждения его творениями не может быть сформирована потребность постоянного, на всю жизнь, общения с ним. Программа придает формированию увлеченности искусством на каждом занятии принципиальное, основополагающее значение.
Основы дизайна в УМК «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского
Однако чем и в какой мере ребенок должен быть увлечен: эмоциональным восприятием учителя, автора произведения или собственным эмоциональным миром? Педагогическое мастерство во многом и определяется способностью учителя правильно соотносить эти стороны в каждом конкретном случае. Именно с учетом этих вопросов в программе разработаны последовательность поурочных задач и методические пути их решения. Создание атмосферы увлеченности на уроках — вот первая задача педагога.
Вторая задача — приобщение к художественной культуре. Данная задача расшифровывается в трех элементах, которые в своем триединстве раскрывают ее сущность:
2) искусство как творчество (собственная творческая деятельность);
3) искусство как язык (профессиональный опыт).
1. Содержание искусства — это, собственно, те жизненные проблемы, ради решения которых и существует искусство: из века в век в нем отражалось отношение творца ко всем явлениям жизни (к природе, человеку и обществу). В свете этой задачи искусство рассматривается как культура отношений, как запечатленный в произведениях искусства опыт поколений в осознании добра и зла.
Здесь — выработанные обществом (классом, группой, нацией) представления о верных для него отношениях ко всем явлениям жизни. Через искусство эти отношения и осознаются. Через искусство происходит их передача следующим поколениям, что невозможно было сделать иными путями, так как данные отношения всегда проявляются в единстве чувств и знания. Подобное единство возможно только в искусстве, в его эмоциональной форме познания.
2. Творческий опыт искусства — важнейший элемент триады. Здесь заложено систематическое развитие образно-творческих способностей, вариативности, гибкости и гармоничности мышления человека. Развитые творческие способности необходимы и при создании произведения искусства, и при его восприятии — ребенок становится то Художником, то Зрителем. Это и есть один из путей формирования способности к творчеству.
Творчество в искусстве многопланово. Столь же многопланово должны развиваться творческие возможности человека. Сама эта способность предполагает наличие двух элементов: способности накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создало человечество, и способности создавать новое, не боясь сделать шаг в неведомое. Преодолеть робость, неуверенность в себе помогает система практических заданий и проектов, заложенных в программе.
3. Язык искусства. Вне языка вообще не существует содержания, оно не может быть выражено. Этот элемент триады предусматривает обязательное выполнение практических заданий на уроках изобразительного искусства. Умения и навыки владения средствами языка — линией, цветом, объемом, пространством, ритмом и др. — помогут созданию художественного образа. Например, создание образа испанского танца с его свободной пластикой или изображение балетного спектакля повлекут за собой использование различных средств, приемов и техник изображения.
Сочетание общедидактических принципов с принципами и методами художественной педагогики
Принципы обучения — это руководящие идеи, требования к организации дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения. Знание принципов предполагает возможность системного и поэтапного выстраивания процесса обучения и контроля знаний.
В современной дидактике существует следующая система принципов, обосновывающих процесс обучения вообще и процесс обучения искусству в частности:
— развивающего и воспитывающего обучения (обучение направлено на цели всестороннего развития личности);
— научности и связи теории с практикой (строить процесс обучения на научном знании, использование полученных знаний в решении практических задач);
— систематичности и системности (преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе);
— наглядности (в процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать);
— доступности (переходить от простого к сложному, от известного к неизвестному) и др.
В процессе обучения искусству мы используем основополагающие принципы современной художественной педагогики. В.А. Разумный сформулировал их таким образом: свободный выбор учащимся доминирующего, любимого вида деятельности при обязательном влиянии педагога; развитие художественно-творческих способностей учащегося в постижении истины эмоционального мира при скоординированном влиянии педагога (вербальная, эмоциональная и духовная ориентация).
Методические принципы построения программы .
Программа разработана, как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура); конструктивных (архитектура, дизайн); различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства (традиционного крестьянского и народных промыслов), а также постижение роли художника в синтетических искусствах (на экране и в театре).
Основными авторскими принципами построения содержания программы являются: принцип создания атмосферы увлеченности искусством, принцип выделения трех видов художественной деятельности.
Методические принципы построения содержания программы:
— принцип «от жизни через искусство к жизни»;
— принцип целостности и неспешности эмоционального освоения материала каждой темы;
— принцип проживания как форма обучения и форма освоения художественного опыта;
— принцип единства восприятия и созидания.
Структура программы преподавания пластических искусств в школе
Первый этап — основы художественных представлений. Он сложен из четырех ступеней. Связывают этапы между собой три вида художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Такое деление позволяет установить связь жизни и деятельности ребенка с художественной деятельностью, с искусством. Различие ступеней — в объекте изучения.
1-й класс. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» — учимся изображать видимое. Задачей обучения в 1-м классе является связь ребенка с окружающей жизнью через формирование художественного интереса к ней: способность видеть жизнь и с интересом в нее всматриваться.
2-й класс. «Ты и искусство» — учимся видеть и понимать изображенное, украшенное и построенное. Здесь закладывается осознанное отношение к искусству, выстраиваются личные эмоциональные связи с искусством. Очень важна третья четверть второго класса — «О чем говорит искусство?».
Это стержень всей программы, то, ради чего строится вся деятельность ребенка и в восприятии, и в созидании. Четвертая четверть второго класса заложит понимание в дальнейшем языка искусства. Она так и называется «Язык искусства».
3-й класс. «Искусство вокруг тебя» — объектом изучения становятся бытовые, повседневные связи человека с искусством. Это уже не природа, а именно конкретные предметы искусства, окружающие нас, с которыми ребенок встречается дома, на улице. В этот период изучать нужно не только высшие явления искусства, а самые малые его ростки, соприкасающиеся с ребенком. Его чашку, тарелку можно и не посчитать проявлением искусства, а можно и посчитать, поставив в ряд с прекрасными, высокохудожественными образцами подобных изделий.
4-й класс. «Каждый народ — художник». Основная тема 4-го класса — понимание красоты у разных народов (начиная со своего народа). Представление и об огромном разнообразии, и об общности их отношения к основным проблемам жизни человека.
Пробуждение интереса к искусству и первое сознательное с ним соприкосновение, формирование понимания роли искусства в жизни, создание фундамента культуры общения с ним — вот основные задачи начальной школы и первого этапа программы.
С какого бы класса учитель ни начал работать с детьми — нужно начинать с этого этапа, с этой ступени. Пропустить заложенные здесь основы — все равно что пропустить знакомство с существованием чисел, с возможностью складывать и вычитать.
Второй этап — основы художественного мышления. Этот этап строится на изучении видов и жанров искусства, их различий и взаимосвязи в жизни.
5-й класс. Изучаются связи декоративной группы искусств с жизнью. Декоративное искусство — мир со своими традициями, своим образным языком, своими смыслами. Задача — осознать специфику этого языка, социальное бытование всех форм декоративно-прикладного искусства — народных, крестьянских и профессиональных.
6–7-й классы. Связи изобразительной группы искусств с жизнью. Формируются основы художественной грамотности (рисунок и живопись), изучается язык изобразительного искусства (объем, пространство, линия, цвет). Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства.
В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Роль изобразительного искусства в жизни общества можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
8-й класс. Изучение связи конструктивных групп искусств с жизнью — на примере дизайна и архитектуры. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный в предыдущем периоде уровень художественной культуры учащихся.
При всей автономности тем каждого года обучения легко проследить тематическую связь уроков и, как следствие, использовать накопленный ребенком творческий опыт в решении более сложных художественных задач.
Например, возьмем I четверть 3-го класса. Тема: «Искусство в твоем доме». Урок 1 — «Твои игрушки придумал художник». Далее тему художника и игрушек подхватит III четверть 3-го класса — «Театр кукол»; затем эта тема будет рассмотрена во II четверти 5-го класса — «Древние образы в современных народных игрушках».
Она преобразуется в творческий проект «Ты сам — мастер» в IV четверти 5-го класса. Современную интерпретацию получит эта тема в 8-м классе на уроке «Вещь: красота и целесообразность».
Источник: nsportal.ru
Виды художественной деятельности в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией б.М.Неменского
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» раскрывает представление школьников о системе взаимодействия искусства с жизнью.Вся практическая работа строится на жизненном опыте детей, их восприятии окружающей жизни, т.е. на основе наблюдения и изучения окружающей реальности. Зрительный опыт является основой зрительной памяти и способствует развитию образного мышления, поэтому ведущим видом деятельности является эстетическое восприятие окружающей действительности и художественное восприятие искусства. К этому виду деятельности относится не только непосредственное восприятие действительности и произведений искусств (слайды, репродукции), но и обсуждение результатов собственной художественной деятельности, самостоятельное изучение художественного наследия, основанное на поисковой внеклассной работе.
Художественная деятельность школьников на уроках ИЗО находит разнообразные формы выражения:
— изображение на плоскости и в объеме (живопись, графика, скульптура);
— декоративно-прикладная деятельность (декоративное рисование на плоскости, декоративные работы в объеме и пространстве);
- конструктивная работа (художественное конструирование и моделирование из бумаги и различных материалов);
- Через искусство заложить основы художественного и эстетического восприятия окружающей жизни.
- Создать фундамент художественных представлений об эмоциональном и техническом языке искусства.
- Раскрыть место и роль искусства в жизни человека и общества.
- Единство восприятия и созидания.
- Целостность, неспешность эмоционального освоения жизни и искусства.
- Единство формы и содержания в изобразительном искусстве.
- Тесная связь искусства с жизнью, преобразующая сила искусства.
- Создание потребности и приобретения знаний и навыков.
Источник: studfile.net
Тема 9. Анализ программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
· Понятие процесса художественно-эстетического образования.
· Синтез искусств в активной игровой форме как основание методологических принципов программы.
· Структура, задачи, виды, темы занятий.
Борис Михайлович Неменский — художник, педагог, лауреат, государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук. Многие школы занимаются по его программе, которая называется «Изобразительное искусство и художественный труд».
Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств. Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью. Неменский отмечает 3 способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.
Цель программы: формирование художественной культуры как части культуры духовной.
Задачи:
· развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры
· формирование художественного мышления,
· усвоение эмоционально-чувственного опыта
Основные принципы программы:
1. Принцип » искусство как духовная культура» — единство мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу).
2. Принцип диалога культур (национальных и исторических форм).
3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни.
4. Принцип связи с жизнью и система заданий на осознание окружающей действительности (диалог урока с жизнью).
5. Блоко-тематический принцип построения программы:
· блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа);
· тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года;
· темы каждого урока » по кирпичику» строят познание темы четверти, и » кирпичики» опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти.
6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания.
Основные виды деятельности
· изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная работа;
· художественное фотографирование и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусства;
· обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
· изучение художественного наследия;
· прослушивание музыкальных и литературных произведений
Учебно-методическое обеспечение — методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей. Все издания под редакцией Б.М.Неменского.
Структура программы обучения изобразительному искусству Б.М.Неменского
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности (наблюдение и изучение окружающей реальности).
Художественные знания, умения и навыки группируются вокруг общих проблем; форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.
Программа состоит из тематических блоков.
I этап – начальная школа.
1 класс — фундамент — знакомство со способами работы, различными художественными материалами, развитие зоркости и владение материалом. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».
2 класс — « Ты и искусство» — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний, раздумий. Формирование представлений о содержании и роли искусства
3 класс — «Искусство вокруг тебя» — приобщение детей к миру окружающей красоты.
4 класс — «Каждый народ художник» — формирование представления о многообразии и увлекательности худ. творчества во всех уголках
земли и у каждого народа.
II этап — средняя школа. Основы художественного мышления и знания. Углубленное изучение разнообразных видов и жанров искусства в контексте исторического развития, усиливаются межпредметные связи с уроками истории.
5 класс — Связи декоративной группы искусств с жизнью. Чувство гармонии с материалом
6 — 7 класс — Связи изобразительной группы искусств с жизнью. Освоение художественно-образных закономерностей искусства и их систематизация. Творчество художников.
8 класс — «Связи конструктивной группы искусств с жизнью». Архитектура — синтез всех видов искусства.
9 класс — обобщение пройденного. «Синтез пространственных и временных искусств».
III этап. Основы художественного сознания. Разделение практической и теоретической работы на параллельные курсы.
10-11 классы — Исторические связи искусств.
Источник: lektsia.com