В основе процесса письма лежат комплексные программы действий следующих уровней

В основе процесса письма лежат программы действий трех уровней: а) обозначение звука буквой и ее написание; б) кодирование звучащего слова по законам графики и орфографии; в) запись готового предложения. Выполнение программы каждого уровня связано для детей с трудной, напряженной и не всегда успешной работой, которая часто требует коррекции. [10] Рассматривая программу письма на уровне буквы, мы не будем останавливаться на ошибках, обусловленных несформированностью фонематического слуха*. Нарушения акустического восприятия звуков речи и их коррекция достаточно описаны в логопедической литературе. Мы коснемся случаев, когда ребенок актуализирует звук (правильно или неправильно, например, воспринимает оппозиционный «ш» вместо «ж» в слове «пожар») и не может полноценно его обозначить, т.е. испытывает трудности на уровне выбора буквы и ее исполнения.[13] Определим сначала, какова психологическая программа кодирования звука буквой в норме. При начальном знакомстве ребенка с буквами у него складываются ассоциативные связи между звуком и соответствующим ему знаком.

Час Завуча 23

· ребенок должен осознать звук (работа слухового анализатора),

· вспомнить соответствующий зрительный образ (графему),

· разложить его на элементы,

· соотнести их между собой в пространстве и времени, т.е. определить, какой находится выше (ниже), левее (правее) и в какой последовательности следует их воспроизводить (работа зрительно-пространственного анализатора).

Соответствующие команды из коры головного мозга поступают на периферию центральной нервной системы, и рука выводит букву (это работа двигательного анализатора).

2.2 Графо-моторные нарушения, возникающие при письме

В процессе письма первоклассники с ОНР часто испытывают:

· трудности в ориентировке на тетрадном листе,

· проблемы в удержании строки (при письме на нелинованной бумаге),

· колебания наклона и высоты букв,

· несоответствие размеров их элементов.

Ошибки в начертании, а также несоблюдение размеров и пропорций элементов букв, одинакового наклона, строки, в результате чего письмо приобретает неряшливый вид, тесно связаны с неправильными движениями руки.

Часто у ребенка вместо запястного сустава и фаланг пальцев работают локтевой и плечевой суставы. Они не предназначены для мелких и тонких движений, поэтому первоклассник испытывает при письме дискомфорт, снижающий эффективность его работы и ведущий к ошибкам. Влияет на каллиграфию и степень мышечного напряжения пальцев. [19]

Важную роль при письме букв играет контроль графических норм. Он осуществляется на двух уровнях — кинестетического ощущения и зрительного восприятия. Характеристику кинестетического контроля дал И.М.

Сеченов: «…определенному ряду движений всегда соответствует в сознании определенный ряд чувственных знаков; если же двигательный ряд повторялся много раз, то вместе с движением заучиваются и соответствующие ряду чувственные знаки. Запечатлеваясь в памяти, они образуют ряд «нот», по которым или, точнее, под контролем которых разыгрывается соответствующая двигательная пьеса». [19] Пишущий воспринимает комплекс движений руки и оценивает его как соответствующий или несоответствующий образу, который хранится в его двигательной памяти. Если устанавливается соответствие, этот комплекс не привлекает внимания, а при несоответствии мозг реагирует на «фальшивую ноту» и сразу сигнализирует о сбое. Человек останавливается, чтобы выяснить, где допущена ошибка. Примерно так же осуществляется и зрительный контроль, только в кору головного мозга идут импульсы не от движений руки, а от вида рисунка, соответствия образа написанной буквы оптическому представлению о графеме, хранящемуся в памяти. [21]

КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА ДЛЯ ЧАЙНИКОВ ЗА 7 МИНУТ

Следовательно, для коррекции нарушений графо-моторных навыков ребёнка необходимо:

· правильно «поставить» руку,

· снять излишнее мышечное напряжение,

моторное нарушение дошкольник речь

Методы и приёмы работы с первоклассниками по преодолению графо-моторных нарушений

Развитие графо-моторного компенента письма – часть работы учителя начальных классов. Преодоление же графо-моторных нарушений письма у младших школьников, как компонента ОНР – работа логопеда. Этой проблеме посвящены разработки упражнений, методики и приёмы многих авторов (Рябкова Т.Ю. Мисаренко Г.Г.

Корнев А.Н., Горбатова Е.В., Андреева С.Л., Каше Г.А., Безруких М.М., Бекшиева З.И., Волоскова Н.Н.) и др. Рассмотрим некоторые, наиболее востребованные методы и упражнения.

3.1 Метод М.В. Комбаровой

Для формирования кинесетического праксиса можно использовать упражнения на прописывание в воздухе определенных фигур.

http://www.logoped-sfera.ru/img/2004-03-pic10.gif

В задачу этих упражнений, разработанных психологом М.В. Комбаровой, не входит точное копирование фигуры. Размах движений и количество элементов не должны совпадать с образцом, они могут быть больше или меньше. Необходимо соблюдать только общую конфигурацию. Когда дети это поймут, пропадет излишнее напряжение, неизбежно возникающее при точном копировании образца, и они смогут уделять внимание не только движениям, но и своей позе, положению туловища и головы, контролю напряжения мышц пальцев и кисти.[9]

1. Работа начинается с обучения детей выписывать фигуры с 1 по 7. Номера 8-10 используются позже, когда ребята освоятся с предыдущими. Здесь представлены лишь приблизительные образцы, логопед может самостоятельно придумывать конфигурацию в зависимости от буквы, письмо которой требует коррекции. Фигура рисуется на доске. Прежде чем приступить к ее прописыванию, дети с помощью логопеда рассказывают о ней: определяют точку начала движения, характер воображаемых линий (прямые не соприкасаются, находятся на равном удалении друг от друга и т.п.); обращают внимание на направление движения (сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево); отмечают уменьшение амплитуды при рисовании «улитки» (5) и «змейки» (6, 7) и т.д.

2. Затем ученики берут карандаш и пишут предложенную фигуру в воздухе тремя способами, по 4-5 раз каждым из них. Первый — рука выполняет крупные движения от плеча. Второй — рука опирается на локоть, работает только кисть, сгибаясь в запястном суставе, от чего размер выписываемого в воздухе образца естественно уменьшается.

Читайте также:
Как загрузить программу в станок чпу

Третий — опора на локоть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону. Дети должны либо стоять, либо сидеть, выпрямив спину и не откидываясь на спинку стула. На кончик карандаша можно надеть пенопластовый шарик, кусочек ластика и т.п., чтобы он был лучше виден.

3. Когда ученики поймут и освоят механизм работы руки, первый способ исключается и остаются только второй и третий. Тогда дети начинают обводить фигуры, нарисованные не только на доске, но и на листе бумаги. Первые две-три минуты они работают с фигурой на доске: рассматривают ее, ставят руку на локоть, выпрямляют спину и обводят 2-3 раза, двигая запястным суставом, и 2-3 раза — только пальцами. Затем следует переходить к фигуре, изображенной на бумаге. Ученик кладет перед собой листок, на котором нарисованы все семь образцов, и рукой, лежащей на столе, ведет кончик карандаша в воздухе над фигурой, сначала сгибая запястье, затем только пальцы.

4. Постепенно обязательное предварительное прописывание образцов с доски прекращается, логопед использует его фрагментарно, по мере надобности. Объем работы можно определить тремя способами: а) логопед указывает количество и вид фигур; б) логопед указывает только количество фигур, а их вид выбирают дети; в) дети самостоятельно определяют количество и вид фигур.

Источник: kazedu.com

Глава II. Функциональный состав и предпосылки нарушений письма

Феномен языка как системы звуковых и письменных единиц, исторически возникшей в человеческом обществе и способной выразить всю совокупность понятий и мыслей челове- ка, имеет определенную структуру. Каждый еѐ блок представляет собой психофизиологи- ческую программу речевых действий. В школе на уроках русского языка объектом изуче- ния является письменная форма речи, которая включает в себя пять таких программ, что наглядно видно на схеме:

программа обо- значения звука буквой, письма букв и их со- единений
собственно письмокак процесс записи (коди- рования) речи средствами языка

Вторая сигнальная система
речь как способ общения, конкретное гово- рение, протекающее во времени
язык как средство общения, код, сис- тема знаков
письменная форма
письмо
письменная речькак процесс создания и записи связного высказывания
программа создания связного текста
программа конструирования предложения
программа за- писи готового предложения
программа кодирования слова по законам графики и орфографии
чтение
устная форма

48

Первые три программы овладения навыками письма и технологии их реализации изл о- жены во второй – шестой главах, а программы и технологии формирования письменной ре- чи – в седьмой.

§ 1. Комплексные программы процесса письма

В основе процесса письма лежат комплексные программы действий трѐ х уровней:

I. Написание буквы.

II. Кодирование звучащего слова в написанное.

III. Запись предложения.

Выполнение программы каждого уровня является для младших школьников трудной и напряжѐ нной работой, которая не всегда оказывается успешной. Рассмотрим их подробнее, а также остановимся на типических ошибках при их выполнении и предпосылках этих ошибок.

I. Программа действий при написании буквы.

Для того, чтобы написать букву, ребѐ нок должен вспомнить еѐ зрительный образ (гра- фему), разложить его на элементы, соотнести их между собой в пространстве и времени, т. е. определить, какой элемент находится выше (ниже), впереди (сзади) и в какой последова- тельности следует их воспроизводить. Соответствующие команды из коры головного мозга поступают на периферию центральной нервной системы, и рука выводит букву. Поскольку буква выступает в двух аспектах – как графема (постоянный, обобщѐ нный зрительный об- раз знака) и как кинема (двигательный образ знака), – то и ошибки в еѐ написании имеют двоякую природу.

В первом случае у детей медленно формируется и долго закрепляется в памяти зри- тельный образ буквы. Буквы имеют две формы выражения – печатные и рукописные знаки, которые достаточно резко отличаются друг от друга. Кроме того, каждая форма имеет ещѐ две подгруппы знаков – заглавные и строчные. В печатном шрифте они, за небольшим ис- ключением (Аа, Бб, Ее), тождественны, а в рукописном варианте разница между заглавн ы- ми и строчными знаками существеннее:

При обучении детей «разнообразие буквенного выражения одного звука в составе од- ной графемы и еѐ обобщѐ нный характер делает восприятие и опознавание буквы при чте- нии и актуализации еѐ образа-представления при письме весьма трудным процессом…». 1 Выделив фонему, ребѐ нок не может обозначить еѐ соответствующей буквой. «Я забыл, как пишется эта буква», – обращается он за помощью к учителю. Такие ученики допускают за- мены букв по оптическому сходству:

и др. Однако эти ошибки не имеют стойкого характера и встречаются обычно в первой

половине букварного периода. Длительное сохранение подобных ошибок может свидетель-

1 Цветкова Л. С. Нейропсихология счѐ та, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 2000. – С.

ствовать об органических нарушениях в коре головного мозга, препятствующих созданию прочной связи между фонемой и графическим образом буквы.

Во втором случае у детей медленно вырабатывается двигательный образ буквы. Сего- дня специалисты сходятся во мнении, что письмо букв – это, прежде всего, создание и реа- лизация программы движений, и смешение букв, состоящих из одинаковых элементов (

), недописывание элементов, неправильное соединение букв бывают обуслов- лены слабой сформированностью двигательного стереотипа. Если написание двух букв на- чинается с одного и того же элемента, то возможна замена той буквы, у которой второй элемент сложнее для написания или менее автоматизирован, на другую букву, более при-

Читайте также:
Программа zet не видит клавиатуру

вычную для руки ребѐ нка. Например, при смешении букв буква чаще заменяется

буквой , т. к. элемент, опускающийся ниже строки, более распространѐ н в русском алфа- вите и, следовательно, более автоматизирован. Он встречается в буквах,

в то время как элемент, поднимающийся над строкой, присутствует только в буквах , причѐ м у буквы он более неудобен для движения.

Другой вариант ошибок при письме букв – это недописывание элементов, сходных у двух соседних букв. В этом случае происходит несвоевременное торможение, и элемент одной буквы воспринимается, как элемент следующей:

Встречаются ошибки, обусловленные явлением интерференции, когда элементы одной буквы переносятся на другую букву, близкую по внешнему виду. Например, соединение буквы с последующей буквой принимает вид нижней части второго элемента буквы

.

, либо тот же элемент буквы оказывается выносным, как у буквы

Ошибки в начертании букв, а также снижение качества письма (колебания в размерах и наклоне, несоблюдение строки, нарушения пропорций элементов буквы, в результате чего письмо приобретает неряшливый вид) достаточно тесно связаны с условиями письма. Из- вестно, что при письме длинных предложений или связного текста, когда внимание направ- лено на передачу содержания, на сохранение стиля изложения и т. п., резко возрастает не- брежность письма, а также количество орфографических и графических ошибок. Это явле- ние бывает обычным для младших школьников, которые ещѐ не умеют распределять вни- мание между несколькими задачами. «Совершенно очевидно, что выделение в сознании всех частных задач и одновременное контролирование процесса их решения в течение до- лей секунды невозможно. Соблюдение графических норм при указанных условиях может осуществляться только на основе навыков, т. е. упрочившихся в результате упражнений способов изображения более или менее сложных соединений или комплексов элементов и букв, соответствующих определѐ нным элементам речи. Только в редких случаях, когда возникают технические затруднения или когда пишущий ставит перед собой специальную задачу написать данный текст особенно чѐ тко, происходит выделение специальных задач правильного изображения отдельных букв и их элементов». 1

Очень важную роль при письме букв играет контроль. Контроль графических норм

1 Гурьянов Е. В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. – М., 1959. – С. 16.

осуществляется на двух уровнях – кинестетическом ощущении и зрительном восприятии. Характеристику процесса кинестетического контроля дал И. М. Сеченов, писавший о том, что определѐ нному ряду движений всегда соответствует в сознании определѐ нный ряд чув- ственных знаков и при условии многократного повторения двигательного ряда вместе с движением заучиваются и соответствующие ряду чувственные знаки.

Запечатлеваясь в па- мяти, они образуют ряд нот, по которым, или, точнее, под контролем которых разыгрывает- ся соответствующая двигательная пьеса. Человек при письме воспринимает комплекс дви- жений руки и оценивает его как соответствующий или несоответствующий тому, который хранится в его двигательной памяти. Если устанавливается соответствие, то запись этого комплекса не привлекает внимания, но если пишущий чувствует несоответствие, то мозг реагирует на «фальшивую ноту» и тут же сигнализирует о сбое. Человек останавливает письмо, чтобы выяснить, в чѐ м допущена ошибка. Примерно по такому же механизму осу- ществляется и зрительный контроль, только в кору головного мозга идут импульсы не от движений руки, а от восприятия рисунка, от соответствия образа написанной буквы тому оптическому представлению о графеме, которое присутствует в памяти.

Большое значение как для чѐ ткого написания буквы, так и для развития кинестетиче- ского контроля имеет состояние мышечного тонуса руки. При излишнем напряжении мышц ребѐ нок работает не запястным суставом и фалангами пальцев, а локтевым и плечевым суставами. А они не предназначены для мелких и тонких движений, поэтому ребѐ нок испы- тывает при письме двигательный дискомфорт, снижающий эффективность его работы и ве- дущий к ошибкам.

Источник: megalektsii.ru

Комплексные программы процесса кодирования

В основе процесса письма лежат комплексные программы действий трех уровней.

1. Написание буквы.

2. Кодированиезвучащего слона в написанное.

3. Запись предложении.

Выполнение программы каждого уровня является для младших школьников трудной и напряженной работой, которая не всегда оказывается успешной. Рассмотрим выделенные программы подробнее, а также остановимся на наиболее типичных ошибках при их выполнении и выявлении предпосылок этих ошибок.

Программа действий при написании буквы

Для того чтобы написать букву, ребенок должен вспомнить ее зрительный образ (графему),разложить его на элемент,соотнести их между собой в пространстве и времени, т.е. определить, какой элемент находится выше (ниже), впереди (сзади) и в какой последовательности их следует воспроизводить.Соответствующие команды из коры головного мозга поступают на периферию центральной нервной системы, и рука выводит букву. Поскольку буква выступает в двух аспектах — как графема (постоянный, обобщен­ный зрительный образ знака) и как кинема (двигательный образ знака), — то и ошибки в ее написании имеют двоякую природу.

В первом случае у детей медленно формируется и долго закрепляется в памяти зрительный образ буквы. Буквы имеют две формы выражения — в виде печатных и рукописныхзнаков, которые достаточно резко отличаются друг от друга. Каждая из этих форм имеет еще две полгруппы — заглавные и с трочныезнаки.

Читайте также:
Dosbox не запускает программу

В печатном шрифте они, за небольшим исключением (Аа, Бб, Ее), тождественны, а в рукописном варианте разница между заглавнымии строчными знаками существеннее: Дд, Пп, Рр. При обучении детей «разнообразие буквенного выражения одногозвука в составе одной графемы и се обобщенный характер делают восприятие и опознавание буквы при чтении и актуализации ее образа-представления при письме весьма труднымпроцессом. » 1 . Вы­делив фонему, ребенок не может обозначить се соответствующей буквой.«Я забыл, как пишется эта буква» — с такими словами он нередко обращаемся помощью к учителю. Немало учеников допуску»мены букв по оптическому сходству: Б—В, Ж,—Х, 3-Е, Ч-У и т.п. Однако такие ошибки не имеют стойкого характера ивстречаются обычно в первой половине букварного периода. Их длительное сохранение может свидетельствовать об органических нарушениях в коре головного мозга, препятствующих созданию прочной связи между фонемой и графическим образом буквы.

1 Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление.- М., 2000. — С. 22S-229,

Во втором случае у детей медленно вырабатывается двигательный образ буквы. Сегодня специалисты сходятся во мнении, что письмо букв — это, прежде всего, создание и реализация программы движений и смешение букв, состоящих из одинаковых элементов (ш— и, п—т), недописывание отдельных элементов, неправильное соединение букв — все эти ошибки обусловлены слабой сформированностью двигательного стереотипа. Если на­писание двух букв начинается с одного и того же элемента, то возможна замена той буквы, у которой второй элемент сложнее для написания или менее автоматизирован, на другую букву, более привычную для руки ребенка. Так, при смешении букв б— д буква о чаше заменяется буквой а, так как элемент, опускающийся ниже строки, более распространен в русском алфавите и более автоматизирован. Он встречается в буквах д,з, у, щ, ц, тогда как элемент, поднимающийся нал строкой, присутствует только в б,в, причем в б он неудобен для движения при написании.

Другой вариант ошибок при письме — недописывание элементов, сходных у двух соседних букв. В этом случае происходит несвоевременное торможение, и элемент одной буквы воспринимается как элемент следующей: луна, мышь.

Встречаются ошибки, обусловленные явлением интерференции,когда элементы одной буквы переносится на другую букву, близкую по внешнему виду. Например, соединение о с последующей буквой принимает вил нижней части второго элемента буквы а— аса-, либо тот же элемент буквы оказывается выносным, как у буквы ы-са. Ошибки в начертании букв, атакже снижение качества письма (колебания в размерах и наклоне, несоблюдение строки, нарушенияпропорций элементов буквы, в результате чего письмо приобретаетнеряшливый вид) достаточно тесно связаны с условиями письма. Известно, что при письме длинных предложений или связного текста, когда внимание направлено на передачу содержания, на сохранение стиля изложения и тому подобное, резко возрастает небрежность письма, а также количество орфографических и графических ошибок. Это весьма свойственно для младших школьников, которые еще не умеют распределять внимание между несколькими задачами. «Совершенно очевидно, что выделение в сознании всех частных задач и одновременное контроли-

с процесса их решения в течение долей секунды невозможно.Соблюдение графических норм при указанных условиях может осуществляться только на основе навыков, т.е. упрочившихся в результате упражнений способов изображения более или менее сложных соединений или комплексов элементов и букв, соответствующих определенным элементам речи. Только в редких случаях, когда возникают технические затруднения или когда пишущий ставит перед собой специальную задачу написать данный текст особенно четко, происходит выделение специальных задач правильного изображения отдельных букв и их элементов» 1 . 1 Гурьянов Е. В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. — М., 1959. — С. 16.

Важную роль при написании букв играет контроль, который может осуществляться на двух уровнях — кинестетическом ощущении и зрительном восприятии.

Характеристику процесса кинестетического контроля дал И. М. Сеченов, писавший о том, что определенному ряду движений всегда соответствует в сознании определенный ряд чувственных знаков и при условии многократного повторения двигательного ряда вместе с движением заучиваются и соответствующие этому ряду чувственные знаки. Запечатлеваясь в памяти, они образуют ряд нот, по которым или, точнее, под контролем которых разыгрывается соответствующая двигательная пьеса. Человек при письме воспринимает комплекс движений руки и оценивает его как соответствующий или не соответствующий тому, который хранится в его двигательной памяти. Если соответствие устанавливается, то запись этого комплекса не привлекает внимания, но если пишущий чувствует несоответствие, то мозг реагирует на «фальшивую ноту» и тут же сигнализирует о сбое. Человек останавливает письмо, чтобы выяснить, в чем допущена ошибка.

Примерно по такому же механизму осуществляется и зрительный контроль, только в кору головного мозга импульсы поступают не от движений руки, а от восприятия рисунка, от соответствия образа написанной буквы и того оптического представления о графеме, которое присутствует в памяти.

Большое значение, как для четкого написания буквы, так и для развития кинестетического контроля имеет состояние мышечного тонуса руки. При излишнем напряжении мышц ребенок работает не запястным суставом и фалангами пальцев, а локтевым и плечевым суставами. А они не предназначены для мелких и тонких движений, поэтому при письме ребенок испытывает двигательный дискомфорт, снижающий эффективность работы и ведущий к ошибкам.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru