Программа «В начале было слово…»
(программа воспитания и развития детей младшего школьного возраста)
автор: воспитатель Кира Леонидовна Бусурина
«…Процесс овладения языком – это не только
и не просто передача знаний, умений, навыков.
Это прежде всего воспитание. Воспитание души,
воспитание разума, формирование строя мысли,
кропотливая резьба и лепка тончайших черт
духовного облика человека».
В. Сухомлинский
Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
К сожалению, дети, поступающие к нам в центр, не имели возможности развиваться в благоприятных условиях. Большее их число подвергалось агрессии, насилию со стороны взрослых. Они не получали необходимой для развития ребенка любви и заботы, видели своими глазами алкоголизм и бродяжничество взрослых.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог
Эти дети росли на улице, были предоставленные сами себе, воспитывались на примерах героев боевиков, детективов и т.д., приходящих к ним с экранов телевизоров, прикольных хитов и «крутых клипов». Зачастую взрослые окружающие детей разговаривали, используя слова жаргонного лексикона, так же как и некоторые движения и жесты, нарушали элементарные нормы общения друг с другом и ребенком.
Беспокойные, растущие в неблагоприятных условиях дети быстро впитывают негативную информацию, включают в свой лексикон выражения с отрицательным смыслом, что порождает языковую распущенность и бессмыслицу. Говорить и общаться по-другому они просто не умеют. У них плохо сформированы навыки общения, бедный словарный запас, нет стойких понятий о культуре поведения, снижена мотивация к учебной деятельности, искажены представления об окружающем мире, нет знаний о культуре и истории своей страны и ее народа. Они не уверены в своих силах, испытывают трудности в общении с окружающими, отсутствуют либо не определены жизненные перспективы, не развиты природные задатки, неустойчивая психика. Табу на просмотр «крутых клипов», использование родственниками детей жаргонных слов не установишь, а показать красоту русского слова, ценность культурного человека возможно.
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Темп и уровень развития речи находится в прямой зависимости от многих социальных, анатомофизиологических, личностных особенностей ребенка. При недостаточном развитии речи возникает плохое понимание, неумение говорить и общая психическая отсталость, компенсация которой в дальнейшем становится делом длительным и трудным.
В целях преодоления недоразвития речи впоследствии безнадзорности особое внимание в центре помощи детям уделяется воспитательной и реабилитационной работе, которая требует особой организации и содержания коррекционно-развивающих воздействий. Одним из таких методов является программа воспитания и развития речи «В начале было слово…», которая направлена на развитие коммуникативно-личностной сферы воспитанника.
Что означает «В начале было Слово…»? — профессор Осипов А.И.
В основу программы положено развитие навыков общения, культуры слова, нравственных качеств личности, опираясь на высочайшие образцы художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, индивидуальных качеств воспитанника и творческих качеств юного члена редакции газеты.
Цель программы: создание особой воспитательной развивающей среды, способствующей развитию коммуникативных компетенций воспитанников.
1. Формирование навыков общения, культуры речи и речевого творчества.
2. Актуализация мыслительного процесса, исследовательской деятельности и познавательного интереса.
3. Формирование образа «Я».
4. Формирование практических навыков членов редакции газеты.
5. Приобщение воспитанников к истории и культуре своего народа.
6. Воспитание нравственных качеств через воздействие произведений художественной литературы, музыки, образцов изобразительного искусства.
7. Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания.
8. Коррекция нежелательных черт личности.
Программа получила название «В начале было слово…», так как она воздействует на личность посредствам слова.
Данная программа содержит в себе пять разделов:
1. Слово о словах.
2. Культура слова
3. Тайны словесного мастерства.
4. Я и близкие мне слова.
5. Слово журналиста.
Основной акцент программы сделан на развитие практических навыков коммуникативного общения. С первого же занятия ребята включаются в ролевую игру «Редакция газеты». Детям предлагается осуществить выпуск газеты «Вестник планеты». Ребята становятся непосредственными участниками редакционной коллегии, примеряя на себя роли активных творческих соавторов собственной газеты.
Дети знакомятся с основными профессиями членов редакции газеты: журналистом, корреспондентом, редактором, фотокорреспондентом, верстальщиком, художником-оформителем и т.д. Профессиональные роли членов редакции газеты могут и должны меняться. Это зависит от возможности ребенка, личностных особенностей и его желания.
Также имеет большое место система поощрений, определяющая должностные обязанности члена редакционной коллегии. В ходе проведения этой игры проводятся и теоретические занятия, посредством которых осуществляется познавательное развитие, нравственное воспитание, развитие личностных качеств, расширяется кругозор, речевая культура, социальная реабилитация и адаптация воспитанников. В течение месяца ребята работают по определенной теме, которая соответствует перспективному плану программы.
В редакционную коллегию входят воспитанники 7-12 лет (посильную помощь оказывают ребята младшей группы). Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Программа рассчитана на 67 основных часов, сочетающих в себе групповые теоретические и практические занятия (1-2 занятия в неделю, продолжительностью 30 и более минут каждое). И индивидуальные занятия, проходящие в зависимости от личных обязанностей членов редакционной коллегии, работы на ПК, взаимодействия с педагогами и сотрудниками Центра, работе с волонтерами, сестрами милосердия, различными выездными мероприятиями и личными интересами и желаниями воспитанников. Нестабильность состава воспитанников Центра, частая его сменяемость, разный возраст, уровень развития воспитанников, специфика режима работы учреждения обуславливают необходимость гибкости материала проекта и циклограммы проведения занятий.
В ходе программы применяются различные формы работы:
· круглый стол журналиста,
· встречи с интересными людьми,
· конкурсы юнкоровского мастерства.
Для успешной реализации программы используются методы:
· ведение индивидуального пособия «Моя записная книжка»,
· работа в черновике – «Блокнот журналиста»,
· заполнение «Дневника читателя»,
· выполнение упражнения «Слово-магнит»,
Обязательным условием реализации программы является организация чтения в свободное по режиму дня время с фиксацией результатов прочитанного в «Дневнике читателя». Внутренний мир ребёнка может корректироваться через силу воздействия книги, объединенной с эффектом детского творчества. Книга помогает воспитаннику адаптироваться, учит его бороться со своими неудачами. На материале художественного произведения можно помочь ребёнку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, поражения и победы. Помощником и советчиком на протяжении всей жизни у человека должна стать книга.
Работа по программе «В начале было слово…» придерживается определенных принципов:
· принцип сотрудничества детей и взрослых,
· принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми,
· принцип психологической комфортности, необходимый детям (то есть создается среда, обеспечивающая снятие стрессовых факторов мешающих развитию навыков общения),
· принцип индивидуализации (отношение к ребенку, как к неповторимой, уникальной, творческой личности),
· принцип учета возрастных особенностей,
· принцип проецирования познавательной ценности на свое «Я».
Работа по данной программе способствует сплоченности детско-взрослых отношений, повышению коммуникативных способностей воспитанников, повышению их статуса в коллективе, реализации творческо-познавательного потенциала личности, ответственности, самостоятельности, практической деятельности. Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Условия реализации программы:
· участие взрослого на равных с детьми,
· спонтанность и импровизация,
· создание пространства, необходимого для разыгрывания сюжета ролевой игры «Редакция газеты»,
· детская художественная литература,
· иллюстрации к литературным произведениям,
· иллюстрации картин художников,
· портреты великих писателей, художников, композиторов,
· технические средства: магнитофон, видеомагнитофон, диктофон, фотоаппарат, компьютер, сканер, принтер,
· набор аудио и видео материалов,
Ожидаемые результаты:
После прохождения программы у детей должны сформироваться практические навыки работы в редакции газеты, появиться интерес и уважение к родному языку. Должны частично решиться поведенческие проблемы, повыситься культура общения, мотивация к учебной деятельности, снизиться агрессивность, раздражительность и беспокойство в поведении ребенка, улучшиться эмоционально-личностное состояние ребенка, повыситься самооценка.
· уметь пользоваться различными способами общения,
· соблюдать правила культуры общения,
· проявлять индивидуальные творческие способности в исполнении обязанностей в ходе работы редакционной коллегии газеты,
· уметь творчески мыслить, анализировать ситуации, поведение героев литературных произведений и проецировать познавательные ценности на свое «Я»,
· усвоить основные нравственные ценности и формы общения, стили поведения и взаимодействия с людьми,
· уметь выявить интересные события и явления в повседневной жизни,
· создать и самостоятельно выпустить номер газеты «Вестник планеты».
Содержание программы:
«Слово о словах» – в этом разделе воспитанники знакомятся с теоретическими основами развития речи: разбирают смысл слов, узнают силу слова, знакомятся с красотой русской речи, осознают необходимость речи в нашей жизни. Знакомятся с историей Родины и героическими подвигами ее народа, формируют позицию гражданина страны, защитника Отечества.
Узнают историю возникновения славянской письменности, формируют принципы национального самосознания и гордости за своё наследие, повышают мотивацию к изучению русского языка как национальной ценности. Обогащают речь и свое психологическое состояние понятиями об основных эмоциях. Продолжают развивать эмпатию, воображение, выразительность речи. Знакомятся со словами веры, смысловым значением праздников.
«Культура речи» – дети осваивают навыки культурного общения, обогащают свой речевой лексикон словами приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения и т.д. Учатся пользоваться в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения полученными навыками культурного человека, «приятного» собеседника.
«Тайны словесного мастерства» – на материале литературных, музыкальных произведений, репродукций картин воспитанники переосмысливают свой внутренний мир, приобретают положительные нравственные качества личности, наблюдают за внутренним состоянием человека в зависимости от совершенного им поступка, учатся использовать собственный опыт для объяснения поступков человека. Посещая занятия «Творческие мастерские» пробуют вдумываться в каждое слово, использовать богатство литературного языка в собственной речи, находить единственно нужное значение слова, единственно нужный порядок слов. Развивают внимание к смыслу отдельных слов в поэтическом тексте, к настроению автора, к собственным чувствам, вызванным произведением.
«Я и близкие мне слова» – этот раздел способствует формированию адекватного представления о себе, о своих близких, семейных ролях и отношениях, помогает осмыслить «родные» ребенку слова, их значение в жизни человека. Позволяет разобраться в своих интересах, склонностях, желаниях, способствует расширению самосознания и самоопределения, моделированию будущего, развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности; содействует дальнейшей успешной социализации и реабилитации; формированию учебной мотивации и желанию овладеть культурой речи, проецирует познавательные ценности на свое «Я».
«Слово журналиста» – этот раздел программы позволяет ребенку применить свои знания, умения и навыки в ситуациях близких к жизни редакционной коллегии газеты, а также в работе с информацией, предоставленной в различной форме, характерной для средств массовой информации, обеспечивая практическую деятельность ребенка.
Тематический план
Источник: srcn1-tula.ru
Вначале было слово
Содержание программы направлено на формирование и развитие читательской грамотности, популяризацию чтения среди детей и подростков, повышение их интереса к чтению и расширению читательского кругозора. Высокая значимость владения этим инструментом в широком спектре ситуаций, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни определяет необходимость формирования целого ряда важнейших умений и навыков, связанных с поиском, выбором, интерпретацией и оценкой информации, содержащейся в самых разных текстах: учебных пособиях, официальных документах, интернет-публикациях, газетах и др.
Программа смены ориентирована на формирование: навыков читательской грамотности; умения работать с различного вида текстами, в том числе с их интерпретацией и анализом; навыков создания собственного текста в выбранном жанре; способности выражать самостоятельную позицию в качестве автора текста.
Совершенствовать эти умения и навыки артековцы будут в течение смены как в школе, так и за ее пределами, став активными участниками различных мастер-классов, литературных, творческих конкурсов.
В эту смену «Артек» станет детским литературным агентством, детские лагеря — издательствами, а отряды – редакциями. Каждая редакция в течение смены работает над произведением в одном из направлений: классическая литература, исторический роман, приключенческий роман, фантастика / фэнтези, детектив, non-fiction (научно-популярная литература).
Многообразие форм совместной творческой деятельности, реализуемых в течение смены в отрядах и детских лагерях «Артека» тематически связано со словом, языком и литературой, представляя их как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи ценностей и традиций. Литературно-музыкальные гостиные, литературный квест «Мир библиотек», презентация интеллект-карт по литературным произведениям, конкурсы чтецов, эссе и многое другое предоставит возможность артековцам попробовать себя в роли писателя, поэта, литературного критика, раскрыть себя в самых разных литературных жанрах, пройти путь от создания сюжета литературного произведения до его сценического воплощения.
Основными общеартековскими делами станут:
- Конкурс эссе «И слово чище, чем родник», ориентированный на воспитание «чистоты» и «чувства» слова, на развитие навыка использования литературных средств выражения мыслей, умения аргументировать свою личную и гражданскую позицию. Работы победителей войдут в специально изданный литературный альманах, который будет размещен на официальном сайте МДЦ «Артек».
- Конкурс буктрейлеров, направленный на пропаганду чтения, привлечения внимания к книгам при помощи визуальных средств. Созданные видеоролики будут размещены на официальном интернет-ресурсе МДЦ «Артек». Победители будут определены путем интернет-голосования.
Источник: artek.org
Проекты и программы Программа «В Начале было Слово»
Задумывались мы, что Слово нам несёт?
И Как его мы произносим?
Что при этом слышат,
Чувствуют и видят другие,
Что за ним стоит.
Используя Слова, есть способ
Поменять наш ракурс взгляда
На тот или иной вопрос,
Который трудно на сегодня разрешить.
Сей способ очень прост,
доступен каждому, но многое даёт…
Свобода Воли или Свобода Выбора дана.
Что в каждой, или всё Едино?
Под каждым выбором мы ставим наше ИМЯ.
Что в Имени своём могу я вскрыть?
Цивилизованным Что значит Быть?
У нас есть ДОМ
Где микро и где макро в нём?
Всем Клубом Метагалактическим
Мы это разберём и…
может в Новое войдём.
Как много и как мало нужно
Чтоб осознать:
Для изменения мира
Достаточно, но и
НЕОБХОДИМО НАЧАТЬ с себя
И даже малое изменит много, и
КАЖДЫЙ важен.
Форма проведения: Тематическое общение-тренинг-игра.
В программе: Получение навыка алфавитной расшифровки слова,
начиная с собственных имени, фамилии, отчества.
Осознанное применение Слова в речи.
Выявление Словом потенциала и возможностей Человека.
Ведущая — Марина Васильевна Стоянова
Источник: domcheloveka.ru