Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
краткая презентация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования
2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка должна раскрывать:
— цели и задачи реализации Программы;
— принципы и подходы к формированию Программы;
— значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья).
Содержательный раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
Краткая презентация Основной образовательной программы МБДОУ Детский сад 55
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
— специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
— выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
— сложившиеся традиции Организации или Группы.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Структура образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС до
— значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Публикация «Структура образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья)
Содержательный раздел Программы должен включать :
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
– специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
– выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
– сложившиеся традиции Организации или Группы.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Структура образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
В конце XX в. образовательная программа детского сада состояла из следующих разделов:
- — цели и задачи воспитания, определенные на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума;
- — выбор программ и технологий, выстраивание целостного педагогического процесса. Выделялись следующие направления: физическое развитие, социальное развитие; познавательное развитие; эстетическое развитие; дополнительное образование;
- — проектирование и планирование текущей педагогической деятельности, отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранному содержанию;
- — определение способов систематической фиксации динамики детского развития (мониторинг). По каждому воспитаннику детского сада на основании результатов мониторинга определялась траектория изменения его общекультурного, социально-нравственного и общеинтеллектуального развития личности;
- — условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: управление реализацией программы, формы сотрудничества с семьей, преемственность в работе детского сада и школы, создание предметно-развивающей среды, взаимодействие организации с другими учреждениями, инновационная или экспериментальная работа дошкольной образовательной организации и г.д.
- 1
На основе анализа результатов программы развития и образовательной программы дошкольного образовательного учреждения эксперты делали вывод об уровне и качестве его управления. С этой же целью в 2010 г. были введены Федеральные требования к структуре и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655*. На их основе каждый детский сад должен был модернизировать или разработать свою образовательную программу.
Программа состоит из двух частей: обязательной части; части, формируемой участниками образовательного процесса.
Новым в данных разделах было описание содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» (п. 2.14 Требований).
В технологическую часть программы, учитывая изменения в содержании, тоже были внесены изменения. Они были связаны с тем, что «общий объем обязательной части программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
- • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения);
- • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- • самостоятельную деятельность детей;
- • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (п. 2.11 Требований).
Таким образом оказались объединенными уставные задачи детского сада (взаимодействие с семьями детей), сам процесс их решения (образовательная деятельность) и формы организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду (в частности, здесь упомянута самостоятельная деятельность детей). Такова специфика обязательной части образовательной программы детского сада.
Также была предоставлена возможность внести изменения, связанные с формированием «части программы, формируемой участниками образовательного процесса». Они зависели от образовательных запросов родителей, контингента детей (в программе специально выделяется коррекционно-развивающий блок), приоритетного направления работы с детьми и содержания опытно-экспериментальной деятельности дошкольной образовательной организации (например, участие детского сада в реализации Пилотного проекта ДОМ-ЮПЕСКО «От младенчества до школы») и др. [1]
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который структуру образовательной программы представил в другом виде. В соответствии с ним образовательная программа состоит из нескольких частей: из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объем обязательной части программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема, вариативная — 40%. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка должна раскрывать:
- • цели и задачи реализации программы;
- • принципы и подходы к формированию программы;
- • значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-иивалидов.
Содержательный раздел программы формируется следующим образом. Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
- • социально-коммуникативное развитие;
- • познавательное развитие;
- • речевое развитие;
- • художественно-эстетическое развитие;
- • физическое развитие.
При этом содержательный раздел программы должен включать:
- а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
- б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
- в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена программой.
Организационный раздел должен содержать описание материально- технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и (или) режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Вторая часть программы — часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная часть). Данная часть программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
- • специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- • выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
- • сложившиеся традиции организации или группы.
Дополнительным разделом программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. В краткой презентации программы должны быть указаны:
- • возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
- • используемые примерные программы;
- • характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
- [1] Документ утратил силу с 1 января 2014 г. в связи с изданием приказа Министерстваобразования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155.
Источник: studme.org