Разработка урока по программированию на языке Паскаль. Разработка включает конспект, тест, разработанный в программе Excel, практическую работу, приложение для SmartNotebook. Данная разработка может быть использована для обучающихся 8-9 классов, начинающих изучать язык программирование Pascal. Данная тема рассчитана на 2 урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Что делать если телефон пишет приложение не установлено?
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Приложение 3 практическая работа»
Практическая работа
- Введите программу и сохраните её ( File–Saveas…) под именем Perimetr1.
- Убедитесь, что программа проходит компиляцию и выполняется.
- Измените, имя программы (в самой первой строке) с Perimeter1 на Perimetr1 (между Perimeter и 1 добавьте пробел). Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?
- Измените имя программы (в самой первой строке) с Perimetr1 на 1Perimetr . Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?
- Удалите из раздела описаний (вторая строка) переменную, например, b . Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?
- Вместо числа введите какой-нибудь символ. Убедитесь, что система выдает сообщение об ошибке «Error106:Invalidnumericformat».
- Удалите служебное (ключевое) слово Begin или End . Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?
- Удалите точку в конце программы. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?
- Добавьте лишний знак апострофа в операторе Writeln. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?
- Удалите в каком-либо месте программы символ «;» (точка с запятой). Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. Где при этом находится курсор?
- Напечатайте какое-либо зарезервированное (служебное) слово с ошибкой. Убедитесь, что программа не проходит компиляцию, а система сообщает об ошибке. А где при этом находится курсор?
- Удалите оператор Readln , стоящий перед End и запустите программу на выполнение. Убедитесь в том, что происходит выход из среды выполнения программы до того, как вы увидите результат работы программы. Сделайте для себя соответствующий вывод!
- Измените программу таким образом, чтобы в ней находилась разность двух чисел и сохраните её с именем P1.pas, используя меню Файл – Сохранить как… ( File–Saveas…).
Просмотр содержимого документа
«конспект»
Мячина Светлана Александровна, учитель информатики МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия№1»
МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1»
Конспект урока в 9 классе по теме: «Структура программы. Операторы ввода-вывода»
Мячина Светлана Александровна, учитель информатики
Цель урока: познакомить обучающихся со структурой программы языка Turbo Pascal , рассмотреть операторы ввода, вывода; Задачи урока:
- освоить приемы работы в Турбо Паскале;
- развитие алгоритмического мышления, памяти;
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности,
дисциплинированности, аккуратности, усидчивости, уверенности в своих силах при решении задач. Тип урока изучение нового материала. Организационный момент.
- Приветствие учащихся
- Контроль отсутствующих;
- Правила техники безопасности.
Актуализация знаний. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках. А поможет нам в этом тест. (Самостоятельное выполнение Тест «Алгоритмизация и программирование» Приложение1) Какую программную среду рассмотрели на прошлом уроке. (Рассмотрели среду Паскаль) Сообщение учащегося: Когда возник язык Паскаль, почему его так назвали, с кем это связанно? Почему в названии употребляется Turbo? (Turbo в переводе с английского сленга означает ускорение). Компилятор, входящий в состав Turbo Pascal очень быстро переводит программу с языка программирования в машинные коды. Как выдумаете, чем мы будем заниматься сегодня?(составлять программы) Изложение нового материала.Слайд 1.Задача.Составить программу вычисления периметра равнобедренного треугольника. Как бы вы решили данную задачу? Напомните мне этапы разработки программы? ( анализ- алгоритмизация-кодирование – отладка- тестирование) Анализ задачи. Что нам дано? (равнобедренный треугольник). Что нужно найти периметр. Что такое периметр, как вычислить периметр равнобедренного треугольника? ( периметр – сумма длин всех сторон, Р=а+а+ b =2*а + b ) Алгоритмизация. Назовите формы представления алгоритмов ( графический, словесный, язык машинных кодов) На прошлых уроках мы решали подобные задачи графическим способом т.е в виде блок схемы.( конструктор алгоритмов) Как будет выглядеть алгоритм в графическом виде( учащиеся работают с конструктором алгоритмов) Запись в виде блок схемы.
Формат вывода. Для того, чтобы данные не «слипались» при выводе их на экран и для десятичного представления действительных чисел, в командах Write и Writeln используется формат вывода. Для целых чисел и символьных данных: Переменная : общее число знаков Write (х:5); Для вещественных чисел: Переменная : общее число знаков : число знаков после точки Write (х:6:2); Слайд 10. Пример работы программы на Паскале.
Просмотр содержимого презентации
«Структура программы»
Домашнее задание.
- Конспект.
- Задача. Составить программу вычисления площади прямоугольника.
Для того, чтобы данные не «слипались» при выводе их на экран и для десятичного представления действительных чисел, в командах Write и Writeln используется формат вывода .
Для целых чисел и символьных данных:
Переменная : общее число знаков Write ( х:5 );
Для вещественных чисел:
Переменная : общее число знаков : число знаков после точки
Write ( х:6:2 );
Вычислить произведение двух чисел.
Источник: kopilkaurokov.ru
Методическое пособие для 9 классов Составители
Алгоритмы можно представлять как некоторые структуры, состоящие из отдельных базовых (т.е. основных) элементов. Естественно, что при таком подходе к алгоритмам изучение основных принципов их конструирования должно начинаться с изучения этих базовых элементов. Для их описания будем использовать язык схем алгоритмов и школьный алгоритмический язык. Логическая структура любого алгоритма может быть представлена комбинацией трех базовых структур: следование, ветвление, цикл. Характерной особенностью базовых структур является наличие в них одного входа и одного выхода.
1.2.1. Линейный алгоритм
алг название алгоритма аргументы и результаты)
дано условия применимости алгоритма
надо цель выполнения алгоритма
нач описание промежуточных величин
последовательность команд (тело алгоритма)
алг Cумма
вывод t
Алфавит (в Паскале) — это конечный набор знаков, состоящий из букв латинского алфавита, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов.
Буквы: ABCDEF. XYZ, abcdef. xyz знак подчеркивания _
Десятичные цифры: 0123456789
Шестнадцатеричные цифры: 0123456789 ABCDEF
Специальные символы: + — * / > = := .. (**) (..)
Основными понятиями в алгоритмических языках обычно являются следующие.
1. Имена (идентификаторы) — употребляются для обозначения объектов пpогpаммы (пеpеменных, массивов, функций и дp.).
- аpифметические опеpации + , — , * , / и дp. ;
- логические опеpации и, или , не ;
- опеpации отношения , = , = , <> ;
- опеpация сцепки (иначе, «присоединения», «конкатенации») символьных значений дpуг с другом с образованием одной длинной строки; изображается знаком «+».
- Данные — величины, обpабатываемые пpогpаммой. Имеется тpи основных вида данных: константы, пеpеменные и массивы.
- числовые 7.5 , 12 ;
- логические да (истина), нет (ложь);
- символьные (содержат ровно один символ) «А» , «+» ;
- литеpные (содержат произвольное количество символов) «a0», «Мир», «» (пустая строка).
Массивы — последовательности однотипных элементов, число которых фиксировано и которым присвоено одно имя. Положение элемента в массиве однозначно определяется его индексами (одним, в случае одномерного массива, или несколькими, если массив многомерный). Иногда массивы называют таблицами.
4. Выpажения — пpедназначаются для выполнения необходимых вычислений, состоят из констант, пеpеменных, указателей функций (напpимеp, exp(x)), объединенных знаками опеpаций.
Выражения записываются в виде линейных последовательностей символов (без подстрочных и надстрочных символов, «многоэтажных» дробей и т.д.), что позволяет вводить их в компьютер, последовательно нажимая на соответствующие клавиши клавиатуры.
- Арифметические выражения служат для определения одного числового значения. Например, (1+sin(x))/2. Значение этого выражения при x=0 равно 0.5, а при x=p/2 — единице.
- Логические выражения описывают некоторые условия, которые могут удовлетворяться или не удовлетворяться. Таким образом, логическое выражение может принимать только два значения — «истина» или «ложь» (да или нет). Рассмотрим в качестве примера логическое выражение x*x + y*y .
При решении различных задач с помощью компьютера бывает необходимо вычислить логарифм или модуль числа, синус угла и т.д.
Вычисления часто употребляемых функций осуществляются посредством подпрограмм, называемых стандартными функциями, которые заранее запрограммированы и встроены в транслятор языка.
sin ( 3.05 ) min ( a, 5) |
sin ( x ) min ( a, b ) |
sin ( 2 * y + t / 2 ) min ( a + b , a * b ) |
sin((exp(x) + 1) ** 2) min(min(a, b), min(c, d)) |
- Нельзя опускать знак умножения между сомножителями и ставить рядом два знака операций.
- Индексы элементов массивов записываются в квадратных (школьный АЯ, Pascal) или круглых (Basic) скобках.
- Для обозначения переменных используются буквы латинского алфавита.
- Операции выполняются в порядке старшинства: сначала вычисление функций, затем возведение в степень, потом умножение и деление и в последнюю очередь — сложение и вычитание.
- Операции одного старшинства выполняются слева направо. Однако, в школьном АЯ есть одно исключение из этого правила: операции возведения в степень выполняются справа налево. Так, выражение 2**(3**2) в школьном АЯ вычисляется как 2**(3**2) 512.
возведения в степень, в Pascal xy записывается как
- (a+b) mod (d*f);
- sqr (a) div 3-(b-c)
При работе с вещественными числами, форма записи числа в виде 2.7E3 называется формой записи числа с экспонентой.
Число при этом представляется в виде множителя, называемого мантиссой, умножаемого на 10 в какой-то степени. Е — это 10.
2.7E3=2,7*10 3 =2,7*1000=2700
-1.51Е-5=-1,51*10 -5 =-1,51*0,00001=-0,0000151
Чтобы числа выводились в естественной форме, используют следующую форму вывода их на экран.
n1 – ширина экранного поля (в символах) для вывода всего числа,
n2 ширина экранного поля (в символах) для вывода дробной части.
Writeln (А:4:2); Writeln (X:6:3, Y:7:4);
Для вещественных чисел нет таких проблем с операцией деления, как для целых чисел. Операция / — это обычное деление.
Примеры записи арифметических выражений
1.2 Запишите в обычной математической форме арифметические выражения: |
а) a / b ** 2; б) a+b/c+1; в) 1/a*b/c; г) a**b**c/2; д) (a**b)**c/2; е) a/b/c/d*p*q; ж) x**y**z/a/b; з) 4/3*3.14*r**3; и) b/sqrt(a*a+b); к) d*c/2/R+a**3; |
л) 5*arctg(x)-arctg(y)/4; м) lg(u*(1/3)+sqrt(v)+z); н) ln(y*(-sqrt(abs(x)))); о) abs(x**(y/x)-(y/x)**(1/3)); п) sqrt((x1-x2)**2+(y1-y2)**2); р) exp(abs(x-y))*(tg(z)**2+1)**x; c) lg(sqrt(exp(x-y))+x**abs(y)+z); т) sqrt(exp(a*x)*sin(x)**n)/cos(x)**2; у) sqrt(sin(arctg(u))**2+abs(cos(v))); ф) abs(cos(x)+cos(y))**(1+sin(y)**2); |
Вычислите значения арифметических выражений при x=1:
а) abs(x-3)/ln(exp(3))*2/lg(10000);
Решение: abs(1-3)=2;
ln(exp(3))=3; lg(10000)=4; 2/3*2/4=0.33;
б) sign(sqrt(sqrt(x+15)))*2**2**2;
в) int(-2.1)*int(-2.9)/int(2.9)+x;
Источник: geum.ru
Руководство по JavaScript, часть 2: стиль кода и структура программ
Сегодня мы публикуем перевод следующей части руководства по JavaScript. Здесь мы поговорим о стиле кода и о лексической структуре программ.
Стиль программирования
«Стиль программирования», или «стандарт кодирования», или «стиль кода» — это набор соглашений, которые используются при написании программ. Они регламентируют особенности оформления кода и порядок использования конструкций, допускающих неоднозначности. В нашем случае речь идёт о программах, написанных на JavaScript.
Если программист работает над неким проектом сам, то стиль кода, применяемый им, представляет его «договор» с самим собой. Если речь идёт о команде, то это — соглашения, которые используются всеми членами команды. Код, написанный с применением некоего свода правил, делает кодовую базу программного проекта единообразной, улучшает читабельность и понятность кода.
Существует немало руководств по стилю. Вот 2 из них, которыми в мире JavaScript пользуются чаще всего:
- Руководство по стилю JavaScript от Google
- Руководство по стилю JavaScript от AirBnb
Форматирование кода можно выполнять вручную, а можно воспользоваться средствами автоматизации этого процесса. На самом деле, форматирование JS-кода и его проверка до запуска — это отдельная большая тема. Вот одна из наших публикаций, посвящённая соответствующим инструментам и особенностям их использования.
Стиль, используемый в этом руководстве
Автор этого материала, в качестве примера собственного руководства по стилю, приводит свод правил, которым он старается следовать, оформляя код. Он говорит, что в коде примеров ориентируется на самую свежую версию стандарта, доступную в современных версиях браузеров. Это означает, что для выполнения такого кода в устаревших браузерах понадобится использовать транспилятор, такой как Babel. JS-транспиляторы позволяют преобразовывать код, написанный с использованием новых возможностей языка, таким образом, чтобы его можно было бы выполнять в браузерах, не поддерживающих эти новые возможности. Транспилятор может обеспечивать поддержку возможностей языка, которые ещё не вошли в стандарт, то есть, не реализованы даже в самых современных браузерах.
Вот список правил, о которых идёт речь.
- Выравнивание. Для выравнивания блоков кода используются пробелы (2 пробела на 1 уровень выравнивания), знаки табуляции не используются.
- Точка с запятой. Точка с запятой не используется.
- Длина строки. 80 символов (если это возможно).
- Однострочные комментарии. Такие комментарии используются в коде.
- Многострочные комментарии. Эти комментарии используются для документирования кода.
- Неиспользуемый код. Неиспользуемый код не остаётся в программе в закомментированном виде на тот случай, если он понадобится позже. Такой код, если он всё же понадобится, можно будет найти в системе контроля версий, если она используется, или в чём-то вроде заметок программиста, предназначенных для хранения подобного кода.
- Правила комментирования. Не нужно комментировать очевидные вещи, добавлять в код комментарии, которые не помогают разобраться в его сути. Если код объясняет себя сам благодаря хорошо подобранным именам функций и переменных и JSDoc-описаниям функций, дополнительные комментарии в этот код добавлять не стоит.
- Объявление переменных. Переменные всегда объявляются в явном виде для предотвращения загрязнения глобального объекта. Ключевое слово var не используется. Если значение переменной в ходе выполнения программы менять не планируется, её объявляют в виде константы (подобные константы нередко тоже называют «переменными») с помощью ключевого слова const , используя его по умолчанию — кроме тех случаев, когда менять значение переменной планируется. В таких случаях используется ключевое слово let .
- Константы. Если некие значения в программе являются константами, их имена составляют из прописных букв. Например — CAPS . Для разделения частей имён, состоящих из нескольких слов, используется знак подчёркивания ( _ ).
- Функции. Для объявления функций используется стрелочный синтаксис. Обычные объявления функций применяются только в особых случаях. В частности, в методах объектов или в конструкторах. Делается это из-за особенностей ключевого слова this . Функции нужно объявлять с использованием ключевого слова const , и, если это возможно, надо явно возвращать из них результаты их работы. Не возбраняется использование вложенных функций для того, чтобы скрыть от основного кода некие вспомогательные механизмы.
const test = (a, b) => a + b const another = a => a + 2
- Именование сущностей. Имена функций, переменных и методов объектов всегда начинаются со строчной буквы, имена, состоящие из нескольких слов, записываются с использованием верблюжьего стиля (выглядят такие имена как camelCase ). С прописной буквы начинаются только имена функций-конструкторов и классов. Если вы используете некий фреймворк, предъявляющий особые требования к именованию сущностей — пользуйтесь предписываемыми им правилами. Имена файлов должны состоять из строчных букв, отдельные слова в именах разделяются тире ( — ).
- Правила построения и форматирования выражений.
if (condition) < statements >if (condition) < statements >else < statements >if (condition) < statements >else if (condition) < statements >else
for. Для организации циклов используется либо стандартная конструкция for , пример которой приведён ниже, либо цикл for of . Циклов for in следует избегать — за исключением тех случаев, когда они используются вместе с конструкцией .hasOwnProperty() . Вот схема цикла for :
for (initialization; condition; update)
while. Вот схематичный пример цикла while :
while (condition)
do. Вот структура цикла do :
do < statements >while (condition);
switch. Ниже показана схема условного оператора switch :
switch (expression)
try. Вот несколько вариантов оформления конструкции try-catch . Первый пример показывает эту конструкцию без блока finally , второй — с таким блоком.
try < statements >catch (variable) < statements >try < statements >catch (variable) < statements >finally
- Пробелы. Пробелы следует использовать разумно, то есть так, чтобы они способствовали улучшению читабельности кода. Так, пробелы ставят после ключевых слов, за которыми следует открывающая круглая скобка, ими обрамляют операторы, применяемые к двум операндам ( + , — , / , * , и другие). Пробелы используют внутри цикла for , после каждой точки с запятой, для отделения друг от друга частей заголовка цикла. Пробел ставится после запятой.
- Пустые строки. Пустыми строками выделяют блоки кода, содержащие логически связанные друг с другом операции.
- Кавычки. При работе со строками используются одинарные кавычки ( ‘ ), а не двойные ( » ). Двойные кавычки обычно встречаются в HTML-атрибутах, поэтому использование одинарных кавычек помогает избежать проблем при работе с HTML-строками. Если со строками нужно выполнять некие операции, подразумевающие, например, их конкатенацию, следует пользоваться шаблонными литералами, которые оформляют с помощью обратных кавычек ( ` ).
Лексическая структура JavaScript-кода
Поговорим о строительных блоках JavaScript-кода. В частности — об использовании кодировки Unicode, о точках с запятой, пробелах, о чувствительности языка к регистру символов, о комментариях, о литералах, об идентификаторах и о зарезервированных словах.
▍Unicode
JavaScript-код представляется с использованием кодировки Unicode. Это, в частности, означает, что в коде, в качестве имён переменных, можно использовать, скажем, символы смайликов. Делать так, конечно же, не рекомендуется. Важно здесь то, что имена идентификаторов, с учётом некоторых правил, могут быть записаны на любом языке, например — на японском или на китайском.
▍Точка с запятой
Синтаксис JavaScript похож на синтаксис C. Вы можете встретить множество проектов, в которых, в конце каждой строки, находится точка с запятой. Однако точки с запятой в конце строк в JavaScript необязательны. В подавляющем большинстве случаев без точки с запятой можно обойтись. Разработчики, которые, до JS, пользовались языками, в которых точка с запятой не применяется, стремятся избегать их и в JavaScript.
Если вы, при написании кода, не используете странных конструкций, или не начинаете строку с круглой или квадратной скобки, то вы, в 99.9% случаев, не допустите ошибку (если что — вас о возможной ошибке может предупредить линтер). К «странным конструкциям», например, можно отнести такую:
return variable
Использовать ли точку с запятой, или нет — это личное дело каждого программиста. Автор этого руководства, например, говорит, что решил не использовать точки с запятой там, где они не нужны, в результате в примерах, приведённых здесь, они встречаются крайне редко.
▍Пробелы
JavaScript не обращает внимания на пробелы. Конечно, в определённых ситуациях отсутствие пробела приведёт к ошибке (равно как и неуместный пробел там, где его быть не должно), но очень часто между отсутствием пробела в некоем месте программы и наличием одного или нескольких пробелов нет никакой разницы. Похожее утверждение справедливо не только для пробелов, но и для знаков перевода строки, и для знаков табуляции. Особенно хорошо это заметно, например, на минифицированном коде. Взгляните, например, во что превращается код, обработанный с помощью Closure Compiler.
В целом же надо отметить, что, форматируя код программы, лучше не впадать в крайности, придерживаясь некоего свода правил.
▍Чувствительность к регистру
JavaScript — регистрозависимый язык. Это означает, что он различает, например, имена переменных something и Something . То же самое касается любых идентификаторов.
▍Комментарии
В JavaScript можно использовать два типа комментариев. Первый тип — однострочные комментарии:
// Это комментарий
Они, как следует из названия, располагаются в одной строке. Комментарием считается всё, что идёт за символами // .
Второй тип — многострочные комментарии:
/* Многострочный комментарий */
Тут комментарием считается всё, что находится между комбинацией символов /* и */ .
▍Литералы и идентификаторы
Литералом называется некое значение, записанное в исходном коде программы. Например — это может быть строка, число, логическое значение, или более сложная структура — объектный литерал (позволяет создавать объекты, оформляется фигурными скобками) или литерал массива (позволяет создавать массивы, оформляется с помощью квадратных скобок). Вот несколько примеров:
5 ‘Test’ true [‘a’, ‘b’]
Особой пользы от запуска программы, в которой встречаются подобные конструкции, не будет. Для того чтобы работать с литералами в программах, их сначала присваивают переменным или передают функциям.
Идентификатором называется последовательность символов, которая может быть использована для идентификации переменной, функции, объекта. Она может начинаться с буквы, знака доллара ( $ ) или со знака подчёркивания ( _ ), может содержать цифры, и, если нужно, символы Unicode вроде смайликов (хотя, как уже было сказано, лучше так не делать). Вот несколько примеров идентификаторов:
Test test TEST _test Test1 $test
Знак доллара обычно используется при создании идентификаторов, хранящих ссылки на элементы DOM.
▍Зарезервированные слова
Ниже приведён список слов, которые зарезервированы языком. Использовать их в качестве идентификаторов нельзя.
- break
- do
- instanceof
- typeof
- case
- else
- new
- var
- catch
- finally
- return
- void
- continue
- for
- switch
- while
- debugger
- function
- this
- with
- default
- if
- throw
- delete
- in
- try
- class
- enum
- extends
- super
- const
- export
- import
- implements
- let
- private
- public
- interface
- package
- protected
- static
- yield
Итоги
Сегодня мы обсудили стиль и структуру программ, написанных на JavaScript. В следующий раз поговорим о переменных, о типах данных, о выражениях и об объектах.
Уважаемые читатели! Каким руководством по стилю JavaScript вы пользуетесь?
Источник: habr.com