Воспитательное мероприятие – это совместная деятельность детей, организованная педагогом с воспитательной целью (А.Г. Кирпичник).
Все воспитательные мероприятия делятся на несколько видов, каждый вид подразделяется на несколько форм.:
Спортивные (соревнование, турпоход, военно-спортивная игра…)
Художественные (творческий конкурс, концерт, художественная выставка, игровая программа…)
Трудовые (помощь библиотеке, конкурс на лучший игровой уголок, созданный своими руками, трудовой десант…)
Интеллектуально-познавательные (викторина, познавательная игра, турнир знатоков…)
Организаторские (митинг, сбор, акция…)
Файлы: 1 файл
Методика организации конкурсных программ
Воспитательное мероприятие – это совместная деятельность детей, организованная педагогом с воспитательной целью (А.Г. Кирпичник).
Все воспитательные мероприятия делятся на несколько видов, каждый вид подразделяется на несколько форм.:
- Спортивные (соревнование, турпоход, военно-спортивная игра…)
- Художественные (творческий конкурс, концерт, художественная выставка, игровая программа…)
- Трудовые (помощь библиотеке, конкурс на лучший игровой уголок, созданный своими руками, трудовой десант…)
- Интеллектуально-познавательные (викторина, познавательная игра, турнир знатоков…)
- Организаторские (митинг, сбор, акция…)
Для успешного «придумывания» нового мероприятия необходимо:
Вебинар по направлению «Образование» в рамках грантового конкурса «Устойчивые города РУСАЛа»
Все мероприятия одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму. Владение двумя десятками организационных алгоритмов и технологий «придумывания» – это всё, что требуется от педагога для проведения воспитательных мероприятий.
Правила игры – это положения, в которых отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Правила игры – это одно из важных организующих ее элементов. Они определяют последовательность действий, взаимоотношение партнеров. Правила игры есть негласные предписания, устанавливающие логический порядок игры.
Правила игры – образ игры, ее интрига, ее нравственный и эстетический кодекс. Для организатора игр, правила – то, через что он доводит до играющих свои педагогические требования, ибо, по сути, правила, отражают общее моральное требование к человеку.
Если правила слишком просты или слишком сложны, игра становится для участников неинтересной, являясь деятельностью свободной от каких-либо ограничений, игра дает возможность модернизировать правила, «подгонять под себя», что играющие постоянно и делают. Абсолютное подчинение правилам может привести к упразднению игры как таковой, если они восстанавливают принуждения и ограничения в сфере детского суверенитета.
Через условные или реальные правила дети предъявляют к себе все требования, обращенные к ним в неигровой деятельности. Именно это делает игру мощной сферой самовоспитания. Следует отметить, что правила игры, даже четко дидактически разработанные не могут предсказать ее результата, как показывает практика, игра всегда построена на случайности. Менять правила игры следует осторожно, именно потому, что создавались они в течение тысячелетий.
Теория вероятностей | Математика TutorOnline
Игровое действие реализует сюжет игры и включает такие элементы, как неожиданность, загадку, соревнование, лаконичную фразу. А. Н. Леонтьев отмечает: «Благодаря тому, что игровое действие носит обобщенный характер, сами способы действия, а, следовательно, и предметные условия игры могут изменяться в очень широких пределах».
Игровой компонент – это группа игр, выступающая составной частью других форм деятельности человека. Он является частью клубных объединений, праздников, обрядов, школьных уроков, кружковых занятий и проявляется в разных формах: это могут быть разнообразные шуточные соревнования, ритуалы посвящения в члены объединения. Кроме того, игровой компонент может быть выражен в виде «сквозной игры» типа «Почта», «Поиск пары», «Поговорим по телефону», на балах, карнавалах, праздниках, презентациях, шоу-программах.
Игровой компонент в социокультурной сфере используется также как средство учебно-воспитательной работы, выступая в форме учебной игры. Особое значение в воспитании тех или иных качеств имеют учебные игры, направленные на развитие творческой фантазии, культуры речи, ритма, пластики, силы, ловкости. Учебная игра – лучшее средство непринуждённого и результативного развития музыкального слуха, мимики, пантомимики, невербального общения, выносливости, коррекции негативных психических состояний.
Игровая программа – это комплекс разнообразных игр, объединенных единым сюжетом. В одном случае она выступает как самостоятельная часть праздников, обрядов, вечеров отдыха, школьных балов, дискотек, в другом – в качестве конкретной формы социокультурной деятельности.
Драматургию игровых программ составляют: разнообразные игры, хороводы, игры-танцы, массовое пение, литературные тексты, шуточные монологи, художественно – музыкальное оформление программы, предметы – символы, или реквизит, а также оригинальные призы.
Как в любом драматургическом произведении при разработке сценария игровой программы присутствуют следующие структурные компоненты: выбор темы, воплощение которой осуществляется викторинами, играми, песнями, танцами; композиция (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
Важное значение в драматургии игровой программы играет конфликт. Суть игрового конфликта – это противоборство сил, умений, сноровки и эрудиции.
Эпизод является первоначальным компонентом сценария программы, который состоит из текста ведущего, игры, хоровода, массового танца и момента окончания игры, т. е. выход участников из игровой ситуации. Эпизодов в программе может быть несколько. Они должны быть логично связаны между собой и отвечать общему замыслу игровой программы.
Алгоритм организации конкурсных программ.
Для того чтобы вычислить алгоритм организации конкурсных программ, нужно определить значение слова «конкурс». В основе любого конкурса лежит принцип соревновательности, значит, специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности и называются конкурсными программами.
Практически любой вид деятельности может лечь в основу конкурса, это может быть:
- профессиональная и близкая к профессиональной деятельность;
- деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства;
- деятельность, во время которой используется природный или синтетический материал;
- деятельность, при которой создаются разнообразные вещи, предметы, произведения искусства или литературы.
То есть всё, что человек умеет делать, он может делать, соревнуясь с другими людьми. Развиваться, можно только сравнивая себя с окружающими, поэтому конкурсные программы позволяют ребёнку:
- сформировать адекватную самооценку;
- развить свои волевые качества;
- самоопределиться в мире своих увлечений;
- воспитать свой эстетический вкус и т. д.
Эти воспитательно-развивающие возможности конкурсных программ могут остаться нереализованными из-за небрежной или безграмотной организации.
Организация конкурсных программ – процесс не столько сложный, сколько многоэтапный, предусматривающий учёт многих деталей, проблем и вопросов. Вопросы, которые неизбежно встанут перед организатором конкурса, можно уложить в список из 10 слов:
- Участники
- Задания
- Критерии оценки
- Жюри
- Призы
- Ведущий
- Реквизит
- Техника
- Помещение
- Зрители
Организация любого конкурса начинается с принятия решения о необходимости соревнования в том или ином виде деятельности. Далее, до того как участники узнают о конкурсе, организатор должен:
- придумать конкурсу яркое название;
- сформулировать конкурсные задания
- разработать условия и критерии конкурса
Количество заданий в программе зависит от вида конкурсной деятельности (в конкурсе рисунков задание одно, в конкурсе юных туристов заданий может быть и 10). Задания должны соответствовать идее конкурсной программы (в чём соревнуемся) и возрасту участников, оно должно быть чётко и понятно сформулировано.
В зависимости от содержания конкурсных программ в условия могут входить или не входить следующие пункты:
- время на подготовку конкурсного задания;
- срок предварительной демонстрации предварительного результата;
- размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах…)
- возможность получения помощи со стороны взрослых или сверстников;
- возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей;
- перечень разрешённых и неразрешённых материалов, приспособлений, инструментов…
Условия конкурса обязательно должны быть зафиксированы в письменном виде — «Положении о конкурсе», в котором указывается название, цели проведения конкурса, возраст и количество участников, чётко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.
После составления «Положения», работа организатора должна быть направлена на решения сразу нескольких задач:
- Необходимо найти будущих участников конкурса (индивидуалов или команд), для этого нужно организовать рекламно-разъяснительную работу (приглашения, объявления, радио, телевидение…)
- Позаботиться о наличии необходимых материалов (краски, мелки, реквизит…), если часть материалов должны обеспечить сами участники, то об этом сообщается в «Положении»
- Пригласить компетентное жюри. В отличии от спортивных и познавательных программ, где результат определяется по количественным показателям (время, расстояние, кол-во правильных ответов…), в конкурсе победитель выявляется по качественным показателям (изящество, остроумие, уровень технического мастерства…), определение которых зависти от субъективного мнения и личного вкуса. Чтобы снизить эту опасность нельзя:
- доверять судейство одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7 человек;
- приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить;
- полагаться на людей, лично заинтересованных в результате
Источник: www.yaneuch.ru
Методика организации конкурса (по С.А. Афанасьеву)
В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Дети всегда будут спонтанно состязаться, сравнивать себя с другими в самых различных сферах деятельности: кто быстрее съест яблоко, кто дальше бросит камень, кто дольше простоит на одной ноге и т.д.
Конкурсная программа – это специально организованное соревнование в каком-либо виде деятельности.
Цель конкурса – сравнение уровней мастерства участников, стимулирование развития индивидуальных способностей, совершенствования навыков и умений; формирование адекватной самооценки, волевых качеств, коллективизма и товарищества (умение честно соревноваться, достойно проигрывать, радоваться победе товарищей).
В начальных классах часто проводятся комплексные конкурсы-соревнования, в которых учащиеся включаются в разнообразные виды деятельности, например: «Конкурс любознательных», «Рыцарский турнир», «А ну-ка, девочки!» и др. Они содержат такие задания, как отгадывание загадок, кроссворда, исполнение песни, соревнование в ловкости, умении танцевать, читать стихи, пришивать пуговицу и др. Конкурсы для детей 6-8 лет рассматриваются как игры-соревнования и не предполагают в качестве обязательного элемента работу жюри.
Чем старше дети, тем чаще конкурсы проводятся в одном каком-либо виде деятельности, тем более тщательно и методически грамотно необходимо их организовывать.
Называются конкурсные программы по-разному («бой», «турнир», «поединок», «смотр», «защита», «сражение» и др.), но имеют в своей основе общий алгоритм, методику организации.
Если компактно перечислить вопросы и проблемы, которые встают перед организаторами конкурса, то их можно свести к следующим:
8. Технические средства
При выборе темы конкурса следует исходить не только из желаний детей, но и из степени распространенности в детской среде того или иного вида деятельности.
Следует определить, какое предполагается участие в конкурсе – индивидуальное или командное. Чтобы не оказался конкурс без участников (или без достаточного их количества), рекомендуется организовать специальную рекламно-разъяснительную кампанию (использовать приглашения, листовки, стенды, плакаты). При этом надо не только умело заинтересовать, пригласить участвовать в конкурсе, но и обратить внимание детей на нравственные принципы состязательности («Важна не победа, а участие», «Умей достойно проигрывать, пожми руку сопернику», «Только честная победа приносит радость», «Соперник – не враг, а товарищ»).
В Положении о конкурсе также следует оговорить следующее: время на подготовку конкурсного задания, место и время предварительной демонстрации подготовленного результата; количественные характеристики конечного продукта деятельности (в сантиметрах, минутах, страницах и т.п.); возможность получения помощи со стороны; условия, связанные с техникой безопасности; особые условия, отражающие особенности жанра, технологии, вида деятельности.
Организатор должен позаботиться о наличии необходимых материалов, инструментов, оборудования. Если материальное обеспечение берет на себя участник, это должно быть подробно оговорено в Положении о конкурсе. При этом важно, чтобы результаты конкурса зависели не от материальных возможностей родителей, а в первую очередь от таланта и упорства ребенка.
Один из самых ответственных моментов подготовки и проведения конкурса – это компетентное и справедливое судейство. Необходимо придерживаться следующих правил:
1.Никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7.
2.Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить.
3.Никогда на полагаться на людей, лично заинтересованных в результате.
Главное – объективное, понятное, корректное, открытое судейство, которое не должно провоцировать конфликты и обиды участников. Члены жюри заранее определяются, в какой форме (баллы, очки, специальные сигнальные карточки и т.п.) и когда они будут демонстрировать результаты (после каждого этапа или только в финале).
Участники и члены жюри должны четко представлять количественные (время, количество, размеры, расстояние и др.) и качественные показатели (критерии) оценки результатов деятельности. К последним относятся такие, как красота, остроумие, находчивость, оригинальность, изящество и др. Нужно стремиться максимально снизить опасность влияния субъективного мнения членов жюри на оценку результатов конкурса именно по качественным показателям.
Значительный воспитательный потенциал содержит этап подведения итогов конкурса и награждения победителей.
Это должно стать ярким эмоциональным событием в жизни коллектива и каждого участника, которое будет, во-первых, вызывать чувство удовлетворения, переживания ситуации успеха у победителей; во-вторых – способствовать формированию у зрителей стремления к самосовершенствованию, овладению новыми умениями, мастерством; в-третьих – воспитывать нравственные чувства (сорадости, доброжелательности, гордости за своих товарищей). Форма предъявления конечного результата может быть разной – выставка работ, показательные выступления, шоу-программа и др.
Финальный этап с точки зрения его организации предполагает решение следующих вопросов:
— как и сколько зрителей пригласить
— расположение экспонатов, зрителей, жюри
— процедура награждения и поздравления победителей
— выступления почетных гостей и др.
Типичные недостатки организации конкурсной программы:
1.Тема конкурса не вызывает интереса у воспитанников.
2.Участники конкурса не готовы соревноваться, соблюдая этические нормы (это проявляется в стремлении победить любыми средствами, в злорадстве, насмешках над проигравшими и т.п.)
3.Не четко определены и не доведены до сведения участников критерии оценки результатов конкурса, а также форма и время предъявления оценок судьями (членами жюри). Это отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии участников.
4. В состав жюри включены люди, заинтересованные в победе какого-либо участника конкурса.
5. Участники конкурса поставлены в неравные условия.
6. Набор конкурсных заданий носит случайный бессистемный характер, не соответствует возрастным особенностям детей.
7. Организационная нечеткость (неподготовленное оборудование, незаполненные паузы, чрезмерное шумное поведение болельщиков и т.п.)
8. Недостаточное внимание организаторов важному моменту подведения итогов конкурса (не хватает времени, подводятся итоги бегло, «скомканно», не обращается внимание участников на задачи конкурса, его стержневую идею).
Вопросы для самопроверки (снять)
1. Каковы воспитательные задачи конкурса как формы воспитания?
2. Какие можно выделить виды конкурсов?
3. Сформулируйте методическое требование к конкурсу в отношении вида деятельности, которую осуществляют участники конкурса.
4. Что может содержать Положение о конкурсе и когда целесообразно его разработать?
5. Какое методическое требование можно выдвинуть к подбору заданий для конкурса?
6. Как зависят критерии оценки результатов конкурса от вида деятельности, возраста участников?
7. Каковы основные обязанности членов жюри конкурса?
8. По какому виду критериев оценки результатов конкурса могут быть наибольшие разногласия у жюри и почему?
9. Как предупредить проявление детьми негативных качеств – злорадства, зависти, недоброжелательного отношения к соперникам?
10. Как подвести итоги конкурса с наибольшим воспитательным эффектом?
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Методика подготовки и проведения
По подготовке и проведению конкурсная программа является достаточно трудоемкой. С. П. Афанасьев предлагает единый организационный алгоритм для любой конкурсной программы, от краткосрочной, рассчитанной на один час, до грандиозной, предполагающей большое количество участников и проводимой в течение более длительного времени.
Вся подготовка может быть разделена на этапы, а на каждом этапе решаются специфические задачи, поэтому организаторам конкурса следует придерживаться следующей последовательности действий:
1) создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности конкурсного мероприятия, анализ потребности в конкурсе и принятие решения о проведении мероприятия соревновательного характера;
2) формирование организационного комитета и обеспечение его деятельности по разработке интересного названия, положения о конкурсном мероприятии, содержащим в том числе определение характера конкурсного исследования (экспертиза и/или голосование);
3) проведение информационной кампании по привлечению участников конкурса, сбор заявок на участие или прием конкурсных работ, организация и проведение организационных и методических мероприятий (консультаций, встреч, собраний, мастер-классов и т. д.) для будущих участников конкурсного мероприятия;
4) составление плана проведения конкурсного мероприятия материально-техническое обеспечение конкурса;
5) в случае выбора экспертной оценки в качестве главного механизма конкурса — формирование состава компетентного жюри, ознакомление членов жюри с критериями конкурса и процедурой оценки выполнения участниками конкурсных заданий, в случае выбора механизма общественного голосования – разработка соответствующей процедуры;
6) организация и проведение основных конкурсных мероприятий (просмотров, прослушиваний, выставочных показов, состязательных мероприятий и др.) организация объективной оценки выполнения участниками конкурсных заданий членами жюри;
7) подведение итогов конкурса, определение победителей и лауреатов конкурсного мероприятия;
8) разработка и проведение церемонии награждения победителей и лауреатов конкурса;
9) анализ результатов конкурса представителями организационного комитета;
10) исполнение решений по итогам анализа результатов конкурса представителями организационного комитета.
Первый шаг — анализ потребности в конкурсе и принятие решения о проведении мероприятия соревновательного характера. Конкурсная программа должна включаться в план мероприятий с достаточно четким пониманием миссии и назначения предстоящей деятельности, только в том случае, если соревнование становится ответом на реальные потребности сообщества, обеспечивается широкий отклик среди предполагаемых участников и высокая результативность затраченных усилий. Предварительное выявление заинтересованности в проведении мероприятия состязательного характера можно осуществлять методами социального опроса или фокус-группы.
Исполнительным органом конкурса является организационный комитет, формируемый организатором конкурса. В функции организационного комитета конкурса входит принятие решений по основным вопросам подготовки и проведения конкурса. Одно из таких решений – определение названия конкурса. Но как указывает С.П.
Афанасьев, оригинальное название может значительно повысить интерес к предстоящему конкурсу. Разработать название поможет: отображение в названии сути состязания (например, викторина, фотоконкурс), использование коротких и доступных формулировок, стремление к неординарности, разработка нескольких вариантов названия и выбор наиболее интересного. Увеличивает эффект запоминания новой информации и заинтересованности в конкурсе разработка логотипа — графического начертания названия в виде стилизованных букв и/или идеограммы, презентация мероприятия на баннерах или афишах, рекламных сообщениях в социальных сетях.
Главным документом, регламентирующим деятельность всех лиц, участвующих в подготовке и проведении конкурса, в том числе и организационного комитета, является положение. В положении о конкурсе принято выделять разделы.
I. Общие положения. В общих положениях указывается название конкурса, учредитель конкурса — лицо или организация, принявшее решение о проведении конкурса, утверждающее результаты конкурса и несущее расходы, связанные с проведением конкурса и выдачей награды, организатор конкурса – лицо, извещающее о проведении конкурса, издающее конкурсные условия, исполняющее функции по подготовке конкурса, проведению и протоколированию конкурсных процедур, присуждающее награды, основная тематика конкурса.
II. Цели и задачи конкурса информируют о назначении конкурсной процедуры и предвосхищаемых результатах деятельности.
III. Порядок и сроки проведения конкурса. Этот раздел предусматривает подробное описание этапов конкурса с указанием сроков каждого этапа, механизм конкурсного отбора, алгоритм действий участника конкурса. Оговариваются функции организационного комитета, жюри (экспертов) конкурса, других участников мероприятия.
IV. Участники конкурса и условия участия. Здесь определяются конкурсные условия для участия в процедуре, требования к участникам или их конкурсным работам.
V. Подведение итогов конкурса, объявление и награждение победителей и лауреатов конкурса. Данный раздел информирует о критериях конкурсного отбора, о механизме оценки работ, о порядке подведения итогов, о порядке публикации итогов конкурса, о призах и наградах, о процедуре награждения.
VI. Контактная информация включает в себя подробную информацию о местонахождении организационного комитета конкурса и руководителе конкурса.
Наиболее типичными для конкурсной программы являются роли: учредителей конкурса, организаторов, участников, экспертов, зрителей. Иногда зрители как таковые во время конкурсных состязаний могут отсутствовать, но доведение результатов конкурса до широкой общественности придает значительный статус любому соревновательному мероприятию. Необходимость информационного, методического, финансового и других вариантов сопровождения конкурса требует введения таких ролей, как журналист, методист, спонсор, партнер. Формат состязательного взаимодействия участников предполагает наличие конкурсной площадки для проведения очных (сцена, трибуна, спортивная площадка и другие), заочных (например, редакция, выставочный зал) или дистанционных (интернет-форум, веб-узел и тому подобное) процедур.
Основой для сопоставления характеристик участников или их конкурсных работ выступают конкурсные задания. Разработка конкурсных заданий осуществляется согласно сформулированной цели мероприятия, виду выбранной для состязаний деятельности, возрасту участников, времени, заложенного на выполнение самого задания или нескольких заданий.
Организаторам следует четко сформулировать условия выполнения конкурсных заданий, критерии оценки результата. При высоком уровне сложности конкурсных заданий важно разработать рекомендации участникам по подготовке к конкурсу. С.П. Афанасьев отмечает, что в условия конкурсных заданий могут быть включены такие пункты как жанровые или стилистические особенности продукта, время на его подготовку, срок и место предварительной демонстрации результата, размеры конечного продукта, перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов. Важно представить и условия, связанные с соблюдением техники безопасности при подготовке к конкурсу.
В рамках выполнения участниками различных конкурсных заданий могут быть предусмотрены номинации конкурса. Это позволяет расширить круг победителей и лауреатов, снизить степень эмоциональной напряженности состязательной ситуации. Названия номинаций должны быть разработаны с учетом цели проведения конкурса, главных ценностей деятельности, заложенной в основу события. Так, если организаторам важно создать условия для проявления участниками определенных особенностей личности или представляемой работы, номинациями могут стать «Перспектива», «Новация», «Креатив», «Душа компании», «Лидер». Если целью является развлечение – будут уместны шуточные наименования номинаций.
Проведение информационной кампании по привлечению участников позволяет не только расширить аудиторию мероприятия, но и вызвать широкий общественный отклик на пропагандируемые посредством конкурса идеи и ценности. Увеличение заявок, в свою очередь, повышает конкуренцию и способствует повышению уровня презентации конкурсантов, качества представляемых на экспертизу работ.
Во время информационной кампании организаторы могут использовать формы массовой и индивидуальной агитации. Весьма эффективно использование приглашений, выпуск листовок, оформление тематических стендов, трансляция сюжетов на радио и телевидении, публикация статей в журналах и газетах, проведение акций.
Распространенной формой для привлечения информационных партнеров к организации конкурса является разработка и рассылка пресс-релиза. При создании сообщения для прессы важно помнить о том, что оно должно быть понятным и лаконичным, вызывать интерес к освещению мероприятия в средствах массовой информации. Выбор используемых средств агитации зависит от масштабов конкурса и от наличных возможностей организационного комитета. В рамках информационной компании необходимо сообщить о цели мероприятия, конкурсных условиях, в том числе – срокам подачи заявки на участие в конкурсе и требованиям к самим участникам или их конкурсной работе. Сбор заявок на участие, прием конкурсных работ следует проводить в оговоренные сроки в установленном месте.
Решение задачи по материально-техническому обеспечению мероприятия конкурсного характера .. Могут понадобиться помещения с возможностью зонирования площади, мебель, аудио-видеотехника, проекционная аппаратура, телекоммуникационное оборудование, автоматизированные рабочие места для работы организаторов и жюри, материалы для обеспечения красочного оформления официальных этапов конкурса и тому подобное. Важно предусмотреть ресурсы, которые понадобятся участникам для выступления или презентации работы, перечень этих ресурсов можно составить посредством анализа заявок, предварительно поступивших в организационный комитет. Если материальное обеспечение каждого конкретного выступления в конкурсе является ответственностью участника, это следует оговорить в условиях конкурсной программы.
Особое внимание при подготовке события соревновательного характера следует уделить моменту оценки участников. Проведение конкурсов может провоцировать конфликты, поскольку любое состязание – это конкуренция, а в ходе конкурентной борьбы каждый стремится доказать свое первенство. Именно потому организаторам необходимо стремиться к объективизации конкурсных процедур посредством разработки четкой системы критериев и показателей оценки, определения прозрачных процедур оценивания, формирования компетентного жюри.
При разработке критериев оценки следует соблюдать такие правила, как значимость критерия (его удельный вес в общей системе оценивания), четкость формулировки, доступность для понимания участников и экспертов, выраженность критерия в конкретных измеримых показателях. Примером могут быть следующие критерии к фотоконкурсу детских работ: соответствие сюжета фотографии теме конкурса (номинации); оригинальность идеи; смысловая цельность работы; художественный уровень произведения; техника и качество исполнения фотографии.
Это качественные показатели, которые оценивают продукт деятельности с содержательной стороны. Качественные критерии желательно переводить в балльную систему, используя номинальные или порядковые шкалы. В данном примере показателем может быть степень выраженности критерия: ноль баллов — «критерий не проявляется», один балл – «критерий слабо проявляется», два балла – «критерий достаточно проявляется», три балла – «критерий ярко выражен». Более объективны количественные показатели, которые оценивают количественные результаты деятельности с помощью чисел в определенных единицах измерения (например, в километрах, в минутах, в количестве правильных ответов и т.д.).
Оптимальное количество критериев пять — семь. Меньшее количество критериев искажает результат в связи с недостаточностью характеристик для оценивания. Большее количество критериев трудно запоминается и недостаточно проявляется конкурсантами в ходе состязаний. Следует до начала конкурсных процедур информировать всех участников о системе критериев. Изменение критериев в ходе проведения состязаний недопустимо.
Формирование жюри происходит организаторами из числа признанных экспертов в том виде деятельности, который заложен в основу конкурса. Жюри может участвовать в подготовке конкурсных заданий, утверждает задания для участников конкурса, оценивает выполнение участниками конкурсных заданий, определяет победителей и лауреатов конкурса, участвует в их награждении.
Жюри, как правило, образуется в составе председателя, секретаря и членов жюри (экспертной комиссии). Председатель руководит работой жюри, председательствует на заседаниях жюри и подписывает протоколы заседаний жюри, демонстрируя тем самым личную ответственность за итоги конкурса.
В случае необходимости Председатель жюри имеет право делегировать свои полномочия одному из членов жюри по своему усмотрению. Секретарь ведет всю документацию по работе жюри. С.П. Афанасьев выделяет ряд принципов формирования жюри, способствующих повышению объективности результатов конкурсных процедур.
Не следует приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить. Число членов жюри может быть от 3 до 10 человек в зависимости от количества участников, желательно избежать личной заинтересованности представителей жюри в результатах конкурса.
Процедуры оценки выполнения участниками конкурсных заданий членами жюри могут быть различны, в зависимости от формата проведения конкурса:
— отборочная и накопительная процедуры оценки,
— процедура сравнения с эталоном, процедура сравнения деятельности участников (или выполненных работ) между собой, комплексная процедура оценки,
— групповая, индивидуальная, коллективно-индивидуальная оценка, оценка, включающая самооценку участником собственной деятельности (работы).
Процедура отбора предполагает выполнение участниками конкурсных заданий на отдельных этапах состязания и отсев участников, получивших минимальное количество баллов, после каждого тура. Содержание каждого этапа может быть единым (в этом случае принято усложнять конкурсные задания по мере сокращение числа участников) или различным. Например, в случае состязания самих участников в первый тур включаются задания по проверке знаний, во второй – по оценке практических навыков.
Накопительная процедура оценивания предполагает выполнение участниками всех конкурсных заданий и последующее сопоставление членами жюри сумм полученных оценок для определения победителей.
Групповая оценка представляет собой единую оценку всех членов жюри и используется в ситуациях выработки сложных решений, требующих участия специалистов, компетентных в различных областях. Групповая экспертиза более надежна, так как позволяет обеспечить максимальную достоверность при условии высокой компетентности членов жюри.
В некоторых случаях говорят о коллективной процедуре оценки, включающей в себя процессы обсуждения, согласования различных точек зрения, выработки единого решения. Индивидуальная оценка осуществляется каждым специалистом отдельно, в соответствии с разработанными критериями и показателями, согласно установленной форме – бланку экспертизы. Может быть предусмотрена возможность коллективной работы экспертов с последующим индивидуальным выставлением оценок – коллективно-индивидуальная процедура. Рефлексия участников (самоэкспертиза) используется достаточно редко, но так же может быть включена в процедуру выявления победителей, наряду с процедурами работы жюри.
Можно выделить так же виды процедур по отношению к объекту оценивания (открытую, закрытую и полуоткрытую процедуры), по методам математического анализа данных (процедуры ранжирования, оценивания, парного и последовательного сравнения), по уровню анализа (первичную и вторичную процедуры), форме представления материала (устную и письменную процедуры) и другие. При выборе процедуры важно помнить о её прозрачности и необходимости разработки четких критериев оценки, влияющих на степень объективности. Иначе велика вероятность неудовлетворенности участников, конфликта вследствие получения безосновательных результатов конкурса.
Разработка и проведение церемонии награждения победителей и лауреатов конкурса – это ответственность организаторов. По завершению конкурса важно представить результаты широкой общественности. Любая публичная позитивная оценка деятельности человека экспертами сама по себе является своеобразной наградой. Признание – это главный эффект любого конкурса, оно способно многократно увеличить ценность одержанной победы и усилить мотивацию к дальнейшей деятельности.
В зависимости от вида конкурса, от его целевой составляющей, церемония награждения победителей и лауреатов может проходить как в официальной, так и в неформальной обстановке. В любом случае, подведение итогов конкурсного мероприятия и награждение лучше проводить в отдельный день, а вручение призов и подарков сочетать с показательными выступлениями победителей или гостей церемонии.
К объявлению победителей и их награждению следует отнестись особо внимательно. Объявлять имена проявивших себя лучшим образом может и ведущий, но вручать награды рекомендуется председателю жюри или другому важному лицу. Это позволяет подчеркнуть важность момента и сформировать признание победителя.
К выбору наград и подарков победителям и лауреатам необходимо подойти тщательным образом. Награды могут быть как памятными (грамоты, кубки, вымпелы, медали, статуэтки), так и ценными. Памятная награда символизирует признательность организаторов конкурса за участие и признание успеха победителя или лауреата.
Ценные награды должны быть адекватны уровню конкурса и заслугам участников. Если конкурс предполагает различные номинации, желательно чтобы призы в разных номинациях были примерно равны по значимости и стоимости. Награды за победу в шуточных номинациях могут быть недорогими, но обязательно оригинальными.
При организации традиционных ежегодных конкурсов призовой фонд должен быть примерно равным из года в год. При выборе призов желательно учесть вкусы и интересы каждого из награждаемых. Особой популярностью пользуются подарочные сертификаты, которые позволяют впоследствии их обладателям выбрать подарок самостоятельно. Следует помнить, что награды, не соответствующие уровню затраченных усилий конкурсантов вызывают негативные эмоции.
Анализ результатов конкурса представителями организационного комитета является завершающим этапом алгоритма организации состязательного события. Оргкомитет может оценить степень достижения цели конкурса, состав участников, конкурсные задания и критерии конкурса, работу жюри и объективность итогов оценки, содержательный и организационный аспекты массовых мероприятий конкурса (церемонии открытия, установочных встреч, выставок работ, церемонии награждения и т.д.). По итогам проведения конкурса может быть принято решение об издании информационных и методических материалов, о повторном проведении конкретного Конкурса при условии его эффективности и целесообразности.
Источник: stydopedia.ru