Увлекательной формой организации досуга детей и подростков являются конкурсные программы – это специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности. Конкурсные программы являются одной из популярных форм организации детского досуга. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности.
Это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства, либо деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал, когда создаются различные вещи, предметы и даже произведения искусства и литературы.
Таким образом, все то, что человек делает головой, руками, он может делать, соревнуясь с другими людьми. Поскольку цель такого соревнования – сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию навыков.
Камеди Клаб. Андрей Бебуришвили. Сольный концерт «Эпоха осуждения». Полная версия! 18+
В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс – это и есть момент сравнения. Конкурсные программы позволяют ребенку: – сформировать адекватную самооценку; – развить свои волевые качества; – воспитать свой эстетический вкус; – самоопределиться в мире увлечений и профессий.
Организация конкурсных программ – процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. Все конкурсные программы подготавливаются и проводятся по одному организационному алгоритму. И не обязательно, что эти программы должны иметь в своем названии слово «конкурс». Они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «смотр» и др.
От этого организационный алгоритм не меняется. В компактной форме можно перечислить те вопросы и проблемы, которые неизбежно встанут перед организатором конкурсной программы, – это участники, задания, жюри, призы, ведущий, реквизит, техника, помещение, зрители.
После того как решение принято и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен: 1) придумать конкурсу яркое название; 2) сформулировать конкурсные задания; 3) разработать условия и критерии конкурса. Особое внимание следует уделить названию конкурсной программы и количеству заданий. Количество конкурсных заданий в программе зависит от вида конкурсной деятельности. Но сколько бы заданий ни было, все они должны соответствовать идее конкурсной программы и возрасту ребенка. Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю. После того как «Положение» составлено, работа педагога должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач: 1) объявить о предстоящем конкурсе, выбрать участников конкурсной программы; 2) позаботиться о наличии материалов, инструментов, столов, стульев, т.е. всего того, что необходимо для проведения конкурсной программы;
БИТ20 Андрей Родной — Методология создания конкурсной программы на основе фактов
И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»
2.6. Кружковая работа и деятельность клубных объединений
И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие» Клубное объединение – это самодеятельная организация, которая объединяет людей в свободное время. От многочисленных стихийно возникающих групп, компаний объединение отличается организационным оформлением. В 1905 г. под руководством С.Т. Шацкого были учреждены первые в России детские клубы.
Основной идеей клуба, по его мнению, являлось «создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской природы». Большое значение С.Т. Шацкий придавал учету влияния среды на формирование личности ребенка. Как было им отмечено, «могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети.
Такую же среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб». В 1911 г. в Калужской губернии С.Т. Шацким была организована летняя трудовая колония «Бодрая жизнь». Он считал, что труд имеет большую воспитательную ценность, но наряду с этим он придавал немаловажное значение организации досуга детей.
Первостепенными были вопросы детского самоуправления, экспериментировалось единство посильного труда и эстетического воспитания, общественной работы и самодеятельности детского коллектива. Отличительными особенностями клубной работы С.Т. Шацкий так же, как и А.С. Макаренко, считал прежде всего творчество, самоорганизацию и самоуправление. А.С.
Макаренко полагал необходимым сделать досуг коммунаров содержательным и интересным. Рычагом всей клубной системы коммунаров был принцип получения разнообразных знаний и умений, которые они могли использовать в общественно полезной деятельности.
Умение создать детский коллектив, содружество ребят разного возраста, которое становилось воспитательной средой, школой для личности, для трудного ребенка, создать органы детского самоуправления, приобщить воспитанников к различным видам деятельности – все это имеет непосредственное отношение к педагогической деятельности А.С. Макаренко.
Он подчеркивал, что необходимо привлекать всех без исключения воспитанников, в том числе и младших, к выполнению различных организаторских функций. Выводы этих педагогов разрушали сложившееся представление о ребенке только как объекте педагогического воздействия. Они показали, что ребенок во внеурочное время является активным субъектом воспитательного процесса.
Основу клубных объединений составляет общность людей на почве таких интересов, удовлетворение которых требует совместных действий. Условиями эффективности деятельности клубных объединений являются: • целенаправленность и многообразие форм деятельности; • действенность актива; • социально-психологический климат; • наличие традиций; • учет интересов каждого участника объединения. В практике работы школ и учреждений дополнительного образования можно выделить разнообразные виды клубных объединений. Самыми распространенными среди них являются: 1) объединения общественной направленности (например, экологические клубы, краеведческие, поисковые клубы и др.); 2) объединения производственной и научной направленности (клубы технического творчества); 3) объединения естественно-научной направленности (клуб любителей природы, клуб цветоводов, садоводов и др.); 4) объединения эстетической направленности (фольклорные клубы, клубы изобразительного искусства, клубы юных фотографов и др.).
И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие» Кроме вышеперечисленных клубов можно выделить дискуссионные клубы, молодежные, семейные, клубы выходного дня и др. Последовательность действий педагога в организации работы клубного объединения: – составление общих положений деятельности клубного объединения; – определение цели, задач и форм деятельности; – определение прав и обязанностей членов клубного объединения; – составление программы работы клубного объединения. Таким образом, занятия в кружках и в клубных объединениях способствуют расширению кругозора учащихся, обогащению их новыми знаниями, развитию художественного вкуса, творческих способностей, привитию навыков коллективной работы.
Источник: studfile.net
Конкурсные программы-один из главных инструментов успешности учебно-воспитательного процесса.
статья на тему
Статья адресована учителям, для которых урок-это не только «основная форма организации учебного процесса»,но место встречи с личностью ученика. Чем ярче,увлекательнее и убедительнее она происходит,тем успешнее и радостнее идет дальнейшее образование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конкурсные программы – один из главных инструментов упешности учебно-воспитательного поцесса.
Обучение эффективно тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают ранее полученное, осуществляют перенос усвоенного на решение новых учебных и практических задач.
Одним из наиболее эффективных средств пробуждения познавательного интереса у учащихся, развития их самостоятельности и инициативности, является хорошо организованная игровая деятельность. Сплав занимательности и научности позволяет решать многие воспитательные, образовательные и информационные задачи. Сама природа игры такова, что она требует смекалки, сообразительности, находчивости, способствует формированию внимания и усидчивости, выдержки и терпения, настойчивости, работоспособности, создаёт атмосферу общей увлечённости. Игровая ситуация позволяет раскрыться самым неожиданным качествам человека: он старается проявить себя с лучшей стороны, имеет возможность стать совсем другим, не таким, каков он в повседневной жизни. Игра способствует проявлению творческих способностей, расширяет кругозор и помогает приобрести знания об окружающем мире, развивает умение работать с печатными источниками, способствует развитию привычки читать.
Одна из наиболее популярных форм работы с детьми – конкурсные программы. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности. Этот принцип не является чисто педагогическим, он не является даже чисто человеческим: соревновательность в специфических формах присуща всей живой и даже неживой природе. Поэтому отрицать соревновательный момент в учебно-воспитательной работе, как это пытаются делать некоторые педагоги, — это всё равно, что отрицать законы природы на том основании, что они нам не нравятся. Дети всегда будут спонтанно состязаться, сравнивая себя с другими в самых различных сферах: кто быстрее поест, кто дальше швырнёт камень, кто назовёт больше имён на букву «А» и так до бесконечности.
Специально организованные педагогом соревнования,в каком либо виде деятельности, называются конкурсными программами и являются мощным стимулом к развитию человека, позволяют ребёнку: сформировать адекватную самооценку, волевые качества, воспитать эстетический вкус, самоопределиться в мире увлечений.
Но, к сожалению, воспитательно-развивающие возможности конкурсных программ могут остаться и нереализованными, что очень часто происходит при небрежной или безграмотной их организации. И не обязательно эти мероприятия должны иметь в своём названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «смотр» и т. д. Все конкурсные программы , от самых маленьких, рассчитанных на один класс, до охватывающих всю школу, подготавливаются и проводятся по одному алгоритму: участники – задания – критерии – жюри – призы – ведущий – реквизит – техника – помещение – зрители (болельщики).
Степень важности отдельных пунктов алгоритма в каждой конкурсной программе разная, то есть значимость отдельных пунктов усиливается за счёт других. Например, в конкурсе рисунков на асфальте первейшее значение будет иметь обеспеченность материалом и место проведения (т. е. «реквизит» и «помещение»), а роль ведущего здесь практически сводится у нулю. Прямо противоположную картину можно увидеть в конкурсной программе, известной под названием «КВН»,- в ней порой всё держится на ведущем при почти полном игнорировании реквизита.
Соблюдение алгоритма, т. е. определённой последовательности действий, является гарантией успешности проведения конкурсных программ, их высокого учебно-воспитательного эффекта.
Источник: nsportal.ru
Методика организации конкурсной программы.
В основу конкурса можно положить практически любой вид человеческой деятельности. Это может быть профессиональная или близкая к профессиональной деятельность (конкурс детективов); это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства (конкурс шумовых оркестров, конкурс актерского мастерства); это может быть деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал (конкурс замков из песка, конкурс фигурок оригами); это может быть деятельность, при которой создаются разнообразные вещи, предметы, а также произведения искусства или литературы (конкурс рисунков, конкурс легенд). То есть все то, что человек делает руками, головой, да и всем телом, он может делать, соревнуясь с другими людьми.
Главный педагогический смысл и эффект конкурсных программ: стимулирование к развитию ребенка, к совершенствованию его навыков.
Развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс — это и есть момент сравнения. Кроме того, конкурсные программы позволяют ребенку:
- — сформировать адекватную самооценку;
- — развить свои волевые качества;
- — самоопределиться в мире увлечений и профессий;
- — воспитать эстетический вкус и т. д.
Следует заметить, что эти воспитательно-развивающие возможности конкурсных программ могут остаться нереализованными при небрежной или безграмотной организации конкурсов. Организация конкурсных программ — процесс не столько сложный, сколько многоэтапный, предусматривающий учет многих деталей. Если попытаться в максимально компактной форме перечислить те вопросы и проблемы, которые неизбежно встанут перед организатором любой конкурсной программы, то можно составить перечень из десяти пунктов:
- 1) участники;
- 2) задания;
- 3) критерии оценки деятельности;
- 4) сценарий;
- 5) жюри;
- 6) призы;
- 7) ведущий;
- 8) реквизит, материалы, техника, оборудование;
- 9) помещение, площадка;
- 10) зрители.
Расположение пунктов в данной последовательности совсем не означает, что таков рейтинг значимости этих организационных проблем. В то же время нельзя утверждать, что все эти организационные вопросы равноценны. Однако можно уверенно говорить о том, что при организации любой конкурсной программы все они должны быть учтены и решены.
Также следует помнить, что доля и степень важности отдельных пунктов в каждой конкурсной программе разные. Например, в конкурсе песочных или снежных скульптур первейшее значение будет иметь обеспеченность материалом для работы, а роль ведущего в этой программе практически сводится к нулю. Прямо противоположную картину можно увидеть в конкурсной программе, известной под названием караоке, в ней порой все держится на находчивом, остроумном ведущем при почти полном игнорировании какого-либо реквизита.
Предварительный этап подготовки конкурсной программы. Организация конкурсной программы начинается с принятия решения о проведении конкурса. Прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли потребность и необходимость в этом конкурсе. Исходить при этом следует из потенциального желания детей соревноваться в том или ином виде деятельности и количества таких желающих. Именно в неверном изначальном решении часто кроется причина неуспеха многих конкурсных программ.
После того как решение принято, организатор должен составить сценарий конкурсной программы.
1. Сформулировать конкурсные задания.
- 2. Разработать условия и критерии оценки конкурса.
- 3. Придумать яркое название.
Организаторы порой не уделяют должного внимания названию мероприятия. Между тем привлекательное название может многократно повысить интерес детей к предстоящему конкурсу и вызвать желание участвовать. При всей значимости названия более важным элементом конкурсной программы являются конкурсные задания. Именно они определяют, что нужно сделать, в чем дети будут соревноваться.
Количество конкурсных заданий в программе зависит от вида конкурсной деятельности. Например, в конкурсе рекламы — задание одно (описать предмет так, чтобы его захотелось приобрести), а в конкурсе актерского мастерства заданий может быть пять и более. Но сколько бы заданий не было, все они должны соответствовать идее конкурсной программы и возрасту участников.
Часто при объявлении заданий организаторы не объясняют условия их выполнения и оставляют в тайне критерии, по которым будут оцениваться результаты. В зависимости от содержания конкурсной программы в условия могут входить:
- — время на подготовку задания;
- — размеры конечного продукта (в математических измерениях, во временных рамках, в количестве страниц и т. п.);
- — возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и пр.;
- — перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов;
- — возможность получения помощи со стороны взрослых или сверстников;
- — срок предварительного просмотра подготовленного задания И т. д.
Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой безопасности, и особые условия, продиктованные спецификой жанра или технологии. Условия конкурса обязательно должны быть зафиксированы в письменном виде.
Итогом всей предварительной работы должно стать Положение (методическая разработка) о конкурсе, в котором указываются название конкурса, цели его проведения, возраст участников, время и место проведения, необходимое оборудование и реквизит, а также четко сформулированные конкурсные задания, условия соревнования, критерии оценки деятельности участников конкурса и, возможно, награда, которая ждет победителя или победителей.
Прежде чем приступить к реализации задуманного, организатору предстоит решить еще ряд организационно-содержательных вопросов:
- — как пригласить зрителей;
- — когда провести предварительный просмотр;
- — кто будет ведущим;
- — как оформить помещение, площадку;
- — где посадить жюри;
- — на чем расположить экспонаты;
- — как организовать церемонию открытия;
- — где необходимо музыкальное сопровождение;
- — во что будут одеты участники;
- — где жюри будет обсуждать итоги;
- — кто будет вручать призы;
- — как будет проходить ритуал награждения и многое другое.
Этап реализации. После того, как Положение составлено, работа
организатора должна быть направлена на решение сразу нескольких задач.
Во-первых, организатор должен определить будущих участников конкурса. Одни конкурсные программы предполагают индивидуальное первенство, другие — командное. Следовательно, организуется рекламно-разъяснительная работа, как среди отрядных вожатых, так и среди детей. Главное — сделать так, чтобы ребята захотели участвовать в конкурсной программе.
Во-вторых, организатор должен позаботиться о наличии материалов и инструментов, текстов и музыкальных записей, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурса. Возможно, что материальное обеспечение должен взять на себя сам участник, в этом случае данный вопрос должен быть оговорен в условиях конкурсной программы. Заметим, что исход конкурса в большей степени должен зависеть от таланта и упорства ребенка и в меньшей степени — от возможности материального обеспечения его работы.
В-третьих, организатор должен пригласить для оценки результатов конкурсной работы компетентное жюри. В отличие от спортивных соревнований и конкурсов на эрудицию, в которых победитель определяется по количественным показателям (время, расстояние, число правильных ответов), в конкурсных программах для определения победителя используются качественные показатели (изящество, остроумность, находчивость и т. д.). Поскольку понимание этих категорий у разных людей разное, постольку абсолютно объективной оценки при подведении итогов конкурса быть не может, результат всегда в той или иной мере зависит от чьего-то субъективного мнения, личного вкуса.
Но, тем не менее, существуют способы снизить эту опасность. Для этого нужно:
- — никогда не доверять судейство в конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть не меньше трех человек;
- — никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить;
— никогда не вводить в состав жюри людей, лично заинтересованных в чьем-то высоком результате.
В-четвертых, организатор конкурсной программы должен заранее решить вопрос о награждении победителей, об эмоциональной и материальной оценке труда детей.
Заключительный этап. Точку в проведении конкурсной программы можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов и результатов. Соблюдение организационного алгоритма гарантирует успешность и педагогическую эффективность мероприятия.
Источник: studme.org