Участие детей в конкурсах, акциях, проектах Российского движения школьников способствует решению задач дополнительного образования детей по обеспечению их адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности (статья 75 «Закона об образовании в РФ»).
На основании статьи 83, 83 и 86 «Закона об образовании в РФ» дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут быть интегрированы с основными образовательными программами общего образования и тем самым обеспечить приобщение обучающихся к общественной деятельности и участию в детско-юношеских организациях и движениях, а, следовательно, и Российскому движению школьников.
Ежегодные мероприятия РДШ могут стать содержательной частью программ дополнительного образования разных направленностей (таблица 2).
Направленность программы дополнительного образования | Мероприятия Российского движения школьников |
Техническая | Всероссийская акция «Мой космос». |
Естественно научная | Всероссийский конкурс «По следам снежного Барса». Всероссийская акция «Заповедный урок». Открытый межрегиональный экологический фестиваль «Древо жизни». Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды. |
Физкультурно-спортивная | Акция «СИЛА РДШ» по силовому многоборью на гимнастической перекладине «Русский силомер» среди учащихся общеобразовательных организаций. Всероссийский конкурс «Здоровое движение». Всероссийская акция «Прыгай с РДШ». Турнир «Зимний кубок РДШ» по флэтболу. Президентские спортивные игры и Президентские состязания. Ежегодная Всероссийская акция «Будь здоров!» |
Художественная | Всероссийский конкурс сочинений «Россия, устремленная в будущее» Всероссийский фотоконкурс «Первозданная Россия. Дети». Всероссийского конкурса «Открытка РДШ». Литературно-патриотический фестиваль «Русские рифмы» (номинация «Дети»). Всероссийский конкурс молодежного творчества «Всероссийский молодежный фестиваль авторской патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» (номинация «Дети») |
Туристско-краеведческая | Всероссийская туристско-краеведческая экспедиция «Я познаю Россию». Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос». |
Социально-педагогическая | Всероссийский исторический квест «Сталинградская битва». Всероссийский исторический квест «Курская дуга». Всероссийский исторический квест «Арктика». Ежегодная Всероссийская акция «Добрые уроки!» Всероссийская акция «Молоды душой». Всероссийская акция «День учителя». Всероссийский конкурс лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века». Всероссийский конкурс творческих работ «поиск. Находки. Открытия». |
Модернизация систем ФГОС и РДШ
4. РДШ как содержательный компонент программ внеурочной деятельности обучающихся направленный на:
3 Организация воспитательной работы на основе мероприятий и проектов РДШ
— создание инклюзивной среды в образовательной организации (дети с ограниченными возможностями через деятельность РДШ включаются в жизнь сверстников, школы, формируются положительные межличностные отношения в классном коллективе);
— улучшение условий для развития (разнообразие мероприятий РДШ, современные способы подачи информации о деятельности организации учитывают потребности и возрастные особенности обучающихся);
— достижение планируемых результатов освоение основной общеобразовательной программы (активное участие школьников в акциях, конкурсах, проектах РДШ обеспечивает развитие личностных и метапредметных результатов образования).
Мероприятия РДШ могут стать содержательной частью программ внеурочной деятельности обучающихся (таблица 3).
Направления внеурочной деятельности | Мероприятия Российского движения школьников |
Общеинтеллектуальное | Всероссийская акция «Мой космос». Всероссийский конкурс «По следам снежного Барса». Всероссийская акция «Заповедный урок». Открытый межрегиональный экологический фестиваль «Древо жизни». Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды. Всероссийский конкурс творческих работ «Поиск. Находки. Открытия». Образовательный медиапроект «ЭкоВзлом» |
Общекультурное | Всероссийский конкурс сочинений «Россия, устремленная в будущее». Всероссийская акция «Читай, страна!» Всероссийский фотоконкурс «Первозданная Россия. Дети». Всероссийского конкурса «Открытка РДШ». Литературно-патриотический фестиваль «Русские рифмы» (номинация «Дети»). Всероссийский конкурс молодежного творчества «Всероссийский молодежный фестиваль авторской патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» (номинация «Дети») |
Спортивно-оздоровительное | Акция «СИЛА РДШ» по силовому многоборью на гимнастической перекладине «Русский силомер» среди учащихся общеобразовательных организаций. Всероссийский конкурс «Здоровое движение». Всероссийская акция «Прыгай с РДШ». Турнир «Зимний кубок РДШ» по флэтболу. Президентские спортивные игры и Президентские состязания. Ежегодная Всероссийская акция «Будь здоров!» |
Социальное | Всероссийская акция «Молоды душой». Всероссийская акция «День учителя». Ежегодная Всероссийская акция «Добрые уроки!» Всероссийский конкурс лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века». |
Духовно-нравственное | Всероссийская туристско-краеведческая экспедиция «Я познаю Россию». Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос». Всероссийский исторический квест «Сталинградская битва». Всероссийский исторический квест «Курская дуга». Всероссийский исторический квест «Арктика». |
5. РДШ и план (программа) воспитательной работы с обучающимися.
Содержание деятельности РДШ по четырем направлениям согласовывается с направлениями программы воспитания и социализации школы, а, следовательно, и с планом (программой) воспитательной работы класса. К личностным результатам образования школьников относятся базовые национальные ценности, на формирование и развитие которых направлены мероприятия РДШ и программы воспитательной работы с обучающимися (таблица 4).
Направления Российского движения школьников | Направления духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся | Базовые национальные ценности |
Гражданская активность | Формирование у школьников компетенций в сфере общественной самоорганизации Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений с другими людьми | Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания. Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество |
Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе | Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание | |
Личностное развитие | Создании условий для самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования. Формирование ответственного отношения к учебно- познавательной деятельности | Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие Образование – знание, компетентность, самоопределение и самореализация в образовании, накопление человеческого капитала, образование в течение всей жизни. Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира |
Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии | Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, развитие человеческого капитала | |
Формирование у школьников здорового образа жизни | Здоровье – здоровый образ жизни, здоровье физическое, социально-психологическое и духовное, физическая культура и спорт | |
Военно-патриотическое направление | Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству. Формированию целостного мировоззрения | Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству. Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, религиозное мировоззрение как часть сложной картины мира современного человека, толерантность, формируемая на основе межконфессионального диалога |
Информационно-медийное направление | Ресурсное сопровождение всех направлений | Отражение всех ценностей |
Источник: poisk-ru.ru
Новости
Интеграция мероприятий РДШ в воспитательные программы образовательных организаций
Цикл статей в преддверии Всероссийского педагогического форума РДШ
Роль воспитания в обществе, направленность образовательного процесса на достижение личностных результатов обучающихся закреплены Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и являются одними из ключевых задач национального проекта «Образование», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Стратегия развития воспитания определяет воспитательную работу как целостный процесс и предполагает качественные изменения в системе воспитания, достижение таких результатов образования, как духовно-нравственное развитие, формирование ценностно-смысловых ориентаций, коммуникативных способностей, мотивация к саморазвитию и самосовершенствованию. Придается большое значение существенному расширению воспитательных возможностей, созданию условий, методов и технологий для использования таких информационных ресурсов, как информационно-телекоммуникационная сеть Интернет.
Следует отметить, что руководители, педагоги образовательных организаций сталкиваются с рядом организационных и методических трудностей и проблем в осуществлении воспитательного процесса, а именно:
- необходимость в обновлении содержания воспитательной работы в образовательных организаций с учетом потребностей и интересов обучающихся;
- фрагментарное (несистемное) включение отдельных мероприятий, проектов не позволяет выстроить целостную системную работу по достижению личностных результатов;
- слабая мотивированность части педагогов в достижении личностных результатов обучения, направленность на достижение предметных (проверяемых) результатов не позволяет в полной мере осуществлять воспитательный процесс;
- потеря традиций отечественного воспитания привела к тому, что в образовательных организациях происходит подмена форм, методов воспитательной работы учебной.
Решение остро стоящих проблем подготовки педагогов к воспитательной работе, выстраивания нового целостного содержания работы, отвечающего потребностям современных детей, возможно, используя уникальный опыт Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Этот опыт формировался на протяжении шести лет командой профессионалов. Команда РДШ с увлечением работает во всех регионах страны и продвигает идеи, заложенные в Стратегии Российского движения школьников, и чрезвычайно значимые для семьи, школы, региона и в целом для всей страны. Деятельность РДШ направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также на организацию досуга и занятости школьников.
Для обучающихся с 2015 года Российским движением школьников было предложено и реализовано более 200 успешных проектов, проведено сотни различных мероприятий.
Почему возможна интеграция проектов и мероприятий РДШ в программы воспитания школ?
Все это позволяет интегрировать проекты и мероприятия РДШ для обучающихся с 1-го по 11-й классы в программы воспитания: рабочую программу воспитания школы, рабочие программы внеурочной деятельности, планы работы классных руководителей, дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам дополнительного образования детей.
Предложи свою тему
Принимай участие в жизни и работе Российского движения школьников
Источник: rdsh.education
Российское движение детей и молодёжи в современной школе – территория новых возможностей и значимых событий
Статья посвящена вопросам создания и перспективам развития общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение детей и молодежи», появившейся несколько лет назад в пространстве современной школы. Проанализированы целевые ориентиры, функции и приоритетные направления движения. Материалы статьи рекомендованы педагогам и руководителям образовательных организаций, аспирантам, студентам, представителям детских и молодежных движений, общественных объединений и некоммерческих организаций.
Н.М. Куранина,
руководитель ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодёжи имени А.П. Гайдара»,
Сопредседатель Российского Движения Школьников,
член Общественной палаты Российской Федерации,
Москва
Но самыми главными станут разработанные и реализованные участниками движения социально значимые дела, проекты и инициативы, которые будут отражать актуальные вопросы воспитания социальной активности детей и молодежи, будут востребованы и, несомненно, изменят мир к лучшему (Рис. 1). Президент России В.В. Путин 14 июля 2022 года подписал Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи» № 261-ФЗ, где определено правовое положение, цели, организационные и имущественные основы деятельности добровольного, самоуправляемого общероссийского общественно-государственного движения [10].
Это движение нацелено на подготовку детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у детей и молодежи общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями [10].
Школьники и студенты будут участниками движения, а взрослые будут их наставниками, которыми могут быть и родители, но не могут быть иноагенты и сотрудничающие с ними лица [5].
Среди целевых ориентиров Российского движения детей и молодежи обозначены следующие (Рис. 2):
- содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи;
- содействие воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей и молодежи;
- создание равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи;
- создание равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи [10].
Общественно-государственное Российское движение детей и молодежи (РДДМ) – это единое движение, создающееся совместно с детьми и для детей, которое призвано не только сплотить все существующие детские организации, движения и объединения в стране, чтобы охватить наибольшее количество детей и подростков, но и дать им максимальную поддержку, «дотянуться» до каждого ребенка. В РДДМ каждый участник найдет для себя значимое, интересное и полезное дело, раскроет «себя» на этой новой территории, которая предоставляет разнообразные возможности.
В этой связи возникает желание выявить потенциал, заложенный в Российское движение детей и молодежи, и разобраться, зачем оно нужно современным детям, что может им дать, и в чем может помочь современной школе [1, 5] (Рис. 3). Среди задач РДДМ – содействие воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организация досуга детей и молодежи.