Поскольку я имел неосторожность открыть на своем блоге раздел Аудиопрактика, теперь приходится его наполнять полезным контентом. Делаю я это крайне нерегулярно, но сегодня очередная статья на тему «Что нужно для записи голоса»
Другими словами мы поговорим о создании аудиотракта. Аудиотракт — это цепочка устройств, отвечающих за передачу аудиоинформации, в том числе и за её запись.
Скажу сразу, вариантов создания такой цепочки может быть несколько. Поэтому говорить о том, что эта схема лучше, чем та – нет смысла. Стало быть, ограничимся пониманием обязательных элементов.
Я буду рассматривать в этой статье только возможные схемы, а не характеристики устройств. То, какие бывают карты, микрофоны, джеки, колонки – это темы отдельных статей. Поэтому, лучше подпишитесь на обновления блога , чтобы не пропустить следующих постов. Итак,
Что нужно для записи голоса?
Начнем с того, что обычный аналоговый звук (в нашем случае, голос) должен быть преобразован сначала в ===>электрические колебания, затем ===> в цифру, а затем на выходе попасть в нашу акустическую систему, то есть снова стать ===>аналоговым.
Как ПРАВИЛЬНО Записывать Вокал в Fl Studio // #shorts
Давайте разберемся, что за что отвечает. Скажу сразу, я не физик, и хотя в школе имел хорошую оценку, тем не менее, если что-то не так, поправьте меня знатоки-компьютерщики. Буду объяснять, как я понимаю сей процесс.
1. Микрофон
Итак, для того чтобы наш голос (колебания связок), ===>затем колебания воздуха, превратились в ===>электрические колебания, нужен микрофон.
Какие есть типы микрофонов и кому, какой подойдет, об этом, как я уже сказал, речь пойдет в следующих постах. Сейчас ограничимся лишь пониманием сути процесса.
Итак, микрофон преобразовывает колебания воздуха в электрические. От качества микрофона зависит качество снимаемого сигнала (голоса). То есть, чем лучше микрофон, чем шире его частотный диапазон, тем более правдоподобно он может отобразить ваш голос в виде аналогового сигнала.
Однако, забегая немного вперед, скажу, что для блоггеров не нужны микрофоны стоимостью несколько сот долларов и выше. Специфика их работы не требует того.
2. Звуковая (аудио) карта
Затем от микрофона, при помощи подключенного шнура сигнал попадает в звуковую карту компьютера (встроенную или внешнюю).
Аудиокарта отвечает за преобразование электрического аналогового сигнала в цифровой, и наоборот. Это её основная функция. От того, насколько хорошо карта справляется с данной задачей, и будет зависеть качество цифрового сигнала.
То есть, качество звуковой карты играет не последнюю роль в этой цепочке.
Но, особо не углубляясь в эти дебри, скажу лишь, что обычная встроенная в материнку звуковая карта – самый плохой вариант для домашней студии. Это даже не вариант вообще.
Она предназначена для мультимедиа, прослушивания музыки, но не для записи. Её недостаток в том, что она плохо оцифровывает звук. Также она добавляет много шумов в сигнал. Запись с микрофона будет некачественная, какой бы супер-пупер микрофон у вас не был.
СЕКРЕТ ДЛЯ ЗАПИСИ ВОКАЛА В LOGIC PRO✨
3. Усилитель или микшер
Далее. На этом отрезке «микрофон – компютер», может появляться ещё одно устройство: ламповый усилитель.
или микшер (микшерный пульт)
Они нужны, для того чтобы:
- усилить сигнал микрофона,
- придать ему своеобразную окраску,
- если в начале цепочки стоит конденсаторный микрофон, то подать на него фантомное питание, без которого микрофон не будет работать.
Микшер, как правило, используется в профессиональных студиях, когда нужно смикшировать несколько каналов.
Самый простой вариант – это 2-4 канальный микшерный пульт. В серьезных студиях используется многоканальный пульт.
Наличие микшера вовсе необязательно для блоггера, для его домашней студии, так как вряд ли он будет писать записывать одновременно несколько каналов.
Итак, как я уже сказал, звуковые карты бывают двух типов: встроенные и внешние.
Если вы используете внешнюю карту, то её микрофонный вход уже должен иметь встроенный предусилитель. Так что использование внешней карты избавляет от покупки микшера или предусилителя.
А если вы пользуетесь ноутбуком, то подключение микрофона вообще упрощается. Можно купить конденсаторный микрофон usb и воткнуть прямо в ноут. Правда, не знаю, какой мощности будет входящий сигнал, так как сам таким способом не пользовался.
4. Аудиоредактор
Итак, в карте звук преобразовывается в цифру. Затем этот сигнал попадает в музыкальный редактор , где редактируется.
Как это делается, например, в программе Audacity – узнайте из этого курса:
Не секрет, что живое видео, а также аудиоподкасты очень хорошо влияют на развитие бизнеса и повышение уровня доверия к вашему бренду в Интернете.
Поэтому важно уметь хотя бы на базовом уровне владеть видеоредактором и программой аудиообработки.
Как вы уже догадались, все эти знания вы получите из данного курса.
Предлагаю вам купить его с 15% скидкой. Купон скидки: SKIDKA_9B8. Во время оформления заказа на последнем шаге введите этот купон и получите 15% скидку.
Перейти на страницу для ознакомления с курсом
5. Акустическая система (колонки, наушники)
Слушаем мы звук с помощью колонок или наушников. Когда он выводится на эти устройства, мы имеем дело снова с аналоговым звуком. То как мы слышим звук, зависит от того, на каких колонках вы слушаете музыку. Колонки колонкам — рознь. Точно также и наушники отличаются по качеству.
А теперь для закрепления материала, давайте пофантазируем:
Как может быть испорчен звук на любом участке аудиотракта?
- Первое, что может повлиять на качество звука – это плохой микрофон, который «не замечает» в вашем голосе низкие и высокие частоты, оставляет середину, как в телефоне.
- Но допустим, что у вас конденсаторный или динамический shure, они хорошо снимают сигнал, но карта обычная, встроенная. Сигнал хороший, но около него все гудит и шумит. Причина в карте.
- Допустим у вас встроенная хорошая карта, но сигнал записи слабый. В этом случае нужен предусилитель.
- Допустим, у вас микрофон хороший, есть предусилитель, карта достойная (внутренняя или внешняя). Запись неплохая. Однако, можно очень легко испортить звук в процессе редактирования.
Например, вы пользуетесь Камтазией и не очень разбираясь в процессе обработки звука, используете встроенный программный гейт (плагин, подчищающий шумы). Тогда ваша запись будет звучать, как выжатый лимон, притом, что входящий сигнал был хорошим. Просто вы по неопытности угробили звук, неосторожно применив примочку.
- Но даже если все вышесказанное реализовано на оценку «хорошо», входящий сигнал хороший, вы нигде ничего не испортили, но вы мониторите звук на плохих колонках, вы не поймете, какой он у вас на самом деле.
На маленьких компьютерных колонках вы не услышите низа. А на других наоборот, они будут зашкаливать. Так что выбор акустики при работе со звуком также играет немаловажную роль. Правда, плохие колонки сам звук не портят, они просто не точно его отображают.
6. Коммутация.
Я ещё не упомянул такой момент, как шнуры и джеки — всевозможные переходники.
Если микрофонный шнур плохо спаян, может быть, гул от этого. Если много переходников всяких, это также может влиять на звук. Короче, нюансов много. Однако больше не буду утомлять и пугать.
Продажа статей через Текстсейл! — Копирайтингом я начал зарабатывать и это ТО, что приносит мне ДОХОД и по сей день!
КАК спастись от ПРОЗЯБАНИЯ в Интернете — Узнайте ПРАКТИЧЕСКИЕ советы, что нужно ДЕЛАТЬ, чтобы не быть на обочине жизни и в Интернете!
Теперь приятная новость. Друзья-блоггеры, вам не нужно для записи подкастов покупать супер навороченную аппаратуру и париться: а что лучше? Вам однозначно нужно уйти от стандартных супердешевых вариантов, но и не напрягать себя дорогими. Это рекомендация общего плана.
Вы должны уйти от такого звука (зашумленная запись)
Но вам не обязательно приходить к такому звучанию ( голос: Ляпунов Алексей)
Первое – это удел начинающих, делающих самые первые шаги. Второе – это удел профессионалов.
Стремиться к качеству вторых вам никто не запретит, но и терзаться по этому поводу не нужно. Главное найти свой уровень, приемлемый для вас и сосредоточиться на своей работе.
Надеюсь, что в последующих статьях обо всем этом поговорим подробнее.
Для пропустивших анонс о моем аудиокурсе с правами перепродажи «Подкасты блоггера» — ещё раз видео
Источник: blogopraktika.ru
В какой программе записывать вокал
Существует мнение, что качественно записать вокал можно только в студии, и что дома качественно записать голос невозможно. Это ошибочное мнение. Как показывает практика, записать вокал дома можно гораздо лучше, чем в средней российской студии. К тому же, это требует однократного вложения денег, в отличие от студии, где вы будете платить за каждый час работы.
Некачественная запись вокала в домашних условиях получается только из-за того, что большинство музыкантов недостаточно понимают, что представляет собой процесс звукозаписи, и что действительно необходимо для ее осуществления. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что качественно записаться дома не так сложно и страшно, как кажется.
Вам не потребуются ни навороченный пульт, ни мегадорогая звукоизоляция. Не стоит безоговорочно доверять тем, кто говорит, что качественно записаться дома невозможно. Если человек, говорящий это, знает десять тысяч наименований студийных аппаратов, и даже «видел» и «трогал» их все, это еще не значит, что он действительно умеет ими пользоваться.
Абсолютное большинство российских студий пишут вокал настолько отвратительно, что потом с этой записью уже никто ничего не в состоянии сделать, чтобы привести ее к более-менее приемлемому качеству. Почему? Потому что качество записи, а не обработка играет решающую роль. А запись в студии получается плохой, потому что действительно профессиональных студий в России единицы.
Диплом звукорежиссера в нашей стране выдается после прослушивания двухнедельных курсов по музыкальным редакторам. В хорошей студии работают несколько команд специалистов — команда по записи вокала, команда по записи барабанов, команда по записи гитар, команда по мастерингу и так далее. Но боюсь, вам не хватит денег на запись в такой студии.
Для записи вокала на компьютере потребуются вокальный микрофон, предварительный усилитель для микрофона и звуковая карта. От качества этого оборудования полностью зависит качество вашей записи и конечного результата. Невозможно добиться хорошего звучания, если качество изначальной записи плохое.
Помните, что обработка вокала должна быть минимальной, иначе голос будет звучать неестественно. Следующим пунктом запомните, что чем меньше используется устройств во время записи, тем естественнее будет звучать записанный голос. Каждое устройство, даже самое дорогое, искажает оригинальный звук. Между вами — источником звука и рекордером — записывающим устройством должно быть минимум промежуточных аппаратов. Чем меньше резисторов, транзисторов и конденсаторов проходит ваш голос на пути к рекордеру, тем меньше будет искажений на записи.
Микрофон для записи вокала
Существует огромное множество микрофонов. Практически под каждый музыкальный инструмент есть несколько специально разработанных моделей микрофонов. Поскольку вы собираетесь писать вокал, мы остановимся на вокальных микрофонах. Выбирая микрофон для записи вокала в домашних условиях, нужно учитывать два основных фактора:
— Точность передачи звукового сигнала;
— Направленность.
С первым пунктом, полагаю, всё ясно — микрофон должен обладать максимальной чувствительностью и минимально искажать оригинальный звук при передаче его из источника в предусилитель. Остановимся подробнее на втором пункте — направленности микрофонов.
Все существующие микрофоны делятся на три основных типа восприятия звукового сигнала — узконаправленные, бинаправленные и всенаправленные.
- Узконаправленные микрофоны чувствительны к звукам, поступающим из одного, прямого направления, и значительно менее чувствительны к звукам со всех остальных сторон.
- Бинаправленные микрофоны хорошо принимают звук с прямого и обратного направлений, «игнорируя» остальные звуки.
- Всенаправленные микрофоны принимают звук одинаково хорошо со всех сторон.
Чтобы не записывались посторонние звуки и шумы, на концертах и в домашней звукозаписи используются узконаправленные вокальные микрофоны. Например, Shure SM58. Стоит этот профессиональный вокальный микрофон сравнительно недорого, и лично я не вижу смысла переплачивать деньги за более дорогую модель.
Однако стоит заметить, что большая часть микрофонов Shure SM58, продающихся в музыкальных магазинах — подделки. Покупать его нужно только у дилеров Shure. К тому же, полезно прочитать статью о том, как отличить настоящий микрофон Shure SM58 от подделки (скачать архив со статьей). Также рекомендую прочитать и эту статью: Подделка под Shure SM58 — не дайте себя обмануть.
Усилитель для микрофона
Можно, конечно, записывать голос, просто подключив микрофон к специальному входу для него на звуковой карте. Но тогда вы получите, во-первых, тихую запись с высоким уровнем шума, во-вторых, звучание будет суховатым. Поэтому лучше использовать специальное устройство — усилитель для микрофона. Без него невозможно добиться живого, «студийного» звучания.
Усилители для микрофонов продаются в тех же магазинах, где и микрофоны. Впрочем, может подойти любой аппарат, который имеет специальный входной разъем для микрофона (не путать с линейным входом), включая микшерный пульт, например. Или можно использовать для этой цели старый проигрыватель виниловых пластинок, как это делаю я.
Главное, на что нужно обратить внимание при выборе такого устройства:
- Соответствие сопротивления (Ом) микрофонного входа усилителя сопротивлению (Ом) вашего микрофона;
- Точность передачи звукового сигнала, минимум шумов.
Использовать эквалайзеры в профессиональной записи вокала неприемлемо. Если эквалайзер встроен в предусилитель, специалисты звукозаписи настоятельно рекомендуют поставить все его регуляторы в положение «максимум», либо просто отключить эквалайзер, если это возможно.
Также я не рекомендую вам использовать компрессор (иногда компрессор ставится между предусилителем и рекордером), потому что при недостаточном умении пользоваться компрессорами можно с большей вероятностью испортить звук, чем улучшить его. Работа с компрессором не так проста, как кажется на первый взгляд. Это очень тонкая работа, и умение пользоваться компрессором приходит с годами. Поэтому лучше компрессируйте уже записанный вокал — так вы хотя бы сможете отменить непонравившиеся изменения, без необходимости перепевать песню.
Звуковая карта
Вы можете приобрести профессиональную звуковую карту. Стоят такие карты от 500 долларов. Но как и в случае с микрофоном, решающее значение при выборе звуковой карты имеет не её стоимость. Прежде всего ваша звуковая карта должна иметь возможность записывать и воспроизводить звук с частотой дискретизации как минимум 96000 Hz и разрядностью 24-bit.
Из наиболее известных моделей такими параметрами обладают карты Creative SoundBlaster. (Сам я пользуюсь для записи голоса полупрофессиональной картой Yamaha). Мне приходилось несколько раз пользоваться картами Creative SB для записи вокала и электрогитары. Неожиданно для себя, я остался доволен результатом. Однако следует отметить, что эти карты все же имеют ряд существенных недостатков, неприемлемых для создания приличного звучания. Все эти недостатки и их причины описаны в этой статье.
Иначе говоря, если вы хотите получить качественную запись в домашних условиях, то не экономьте на звуковой карте. Купите хотя бы полупрофессиональную звуковую карту.
Запись и постобработка
Если вы не собираетесь сами сводить всю свою песню целиком, то лучше вообще не вносите никаких изменений в свою запись. Например, если вы хотите записаться дома, а сведение и мастеринг планируете делать в студии, то имейте ввиду, что студии работают только с «сырыми» исходными записями.
Помните одну простую истину – проблемы записи эффективнее всего решаются на самых ранних стадиях их возникновения. Гораздо проще, например, научиться мягко произносить «взрывные» согласные — «п», «б» и шипящие звуки, чем потом исправлять дефекты записи без ущерба для общего качества звучания.
Записанный голос должен звучать чисто и естественно. Поэтому на вокал вообще не принято накладывать много эффектов — это считается дурным тоном (если это не делается специально для создания экспрессивного эффекта). Минимальная реверберация, эквалайзер только для того, чтобы вырезать шумы на частоте 50 Hz. Если хотите добавить высоких частот, то не пользуйтесь эквалайзером. Лучше для этого использовать эксайтер (очень хороший Exciter в знаменитом пакете эффектов Hyperprism).
Если в вашей записи есть шумы, то прежде, чем удалять их системами шумопонижения, убедитесь, что эти шумы на самом деле очень значительны. Ведь любая, даже самая лучшая программа по шумопонижению или аналоговый шумоподавитель искажают звучание. Часто бывает так, что уровень шума не велик, и во время сведения его просто не слышно за другими инструментами.
Шумопонижением, как и компрессорами, нужно пользоваться крайне аккуратно. Если же все-таки ваша запись очень сильно шумит, то рекомендую воспользоваться программой iZotope RX. На сегодняшний день это лучшая программа по удалению шумов.
Стоит также отметить, что для получения удовлетворительного результата записи вокала, просто необходимы такие вещи, как микрофонная стойка и экран. Экран можно купить в музыкальном магазине (стоит дорого) или сделать самостоятельно (значительно дешевле). Для самостоятельного изготовления экрана вам потребуются пяльцы для вышивания и капроновые колготки. Натягиваете колготки в пяльцах в два слоя и всё — ваш экран готов!
Мониторинг
Немногие пробовали стрелять в тире с закрытыми глазами. Однако большинство музыкантов и домашних звукоинженеров почему-то работают со звуком, не слыша его. Невозможно сделать качественное звучание, не имея качественного оборудования для прослушивания. Хорошая система мониторинга состоит из:
- Усилителя мощности
- Профессиональных наушников
- Акустических систем (колонок)
И КАЖДАЯ ИЗ ЭТИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ДОЛЖНА ОЗВУЧИВАТЬ ВЕСЬ СЛЫШИМЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ УХОМ ДИАПАЗОН ЧАСТОТ — ОТ 20 Герц ДО 20000 Герц. Эту информацию можно посмотреть в документации вашего усилителя мощности, наушников, колонок. Если хотя бы одно устройство из этих трех имеет меньший диапазон звучания — откажитесь от его использования, потому что вы не сможете услышать то, что делаете. Остановимся подробнее на каждом из этих устройств.
1. Усилитель мощности
Усилитель вашего музыкального центра не подойдет. Нужен отдельный аппарат. Причем, не ресивер и не пятишестисемидвадцатиканальный, а обычный стереофонический усилитель мощности (Amplifier).
Продаются такие усилители во всех магазинах, специализирующихся на продаже аудиотехники. Стоят — от 5000 рублей и выше. Обычно стоимость усилителя тем больше, чем больше его мощность. Вам для работы со звуком вполне подойдет и шестидесятиваттный.
Обратите внимание: не следует покупать усилители неизвестных производителей, а также сильнораспространенных фирм — таких, как Sony, Samsung, LG. Товары для массового потребления редко удивляют своим качеством и долговечностью. Что же касается вышеупомянутых «брендов», то я много раз лично убеждался в некачественности их продуктов такого класса. Еще одно важное примечание. Если вы решили покупать аудиооборудование фирмы Technics, остерегайтесь подделок.
2. Профессиональные наушники
Профессиональные стереонаушники бывают трех типов конструкции:
- Закрытые
- Открытые
- Полуоткрытые
Вам нужны либо закрытые, либо полуоткрытые. Однако в любом случае, звучание одной и той же фонограммы в наушниках и через колонки существенно отличается, какими бы хорошими и дорогими эти устройства ни были. Поэтому для полного мониторинга вам нужны акустические системы.
3. Акустические системы (колонки)
Акустические системы должны быть, как минимум, трехполосными (высокие, средние и низкие частоты воспроизводятся отдельными динамиками), и также иметь диапазон от 20 до 20000+ Герц. К сожалению, большинство современных акустических систем способны воспроизводить куда менее широкий диапазон частот. Большинство моделей, продающихся в магазинах аудиотехники сегодня, работают в диапазоне от 40 до 16000 Герц, а то и от 70-ти до 15000. Такие акустические системы выглядят эффектно и «профессионально», однако они неприемлемы для мониторинга процесса обработки звука. Вы ведь, просто-напросто, не услышите ужасного гула на частотах ниже 40 Гц и режущего слух шипения ваших hi-hat’ов выше 16-ти килоГерц!
Покупая акустические системы, усилитель мощности и наушники, не полагайтесь на «умных» продавцов-консультантов. Современные магазины аудиотехники завалены ширпотребом и подделками, а большинство консультантов не ведают, что продают. Поэтому, если вам понравился какой-то аппарат, и вы собираетесь его купить, то прежде, чем сделать это, внимательно изучите документацию к нему, и убедитесь, что он соответствует необходимым техническим требованиям, описанным в этой статье.
На всякий случай, напомним о последовательности подключения описанного оборудования.
- Микрофон подключается к предусилителю в специальный вход для микрофона.
- Линейный выход предусилителя соединяется с линейным входом звуковой карты.
- Линейный выход звуковой карты подключается к усилителю мощности.
- Звук с усилителя мощности подается на колонки и наушники.
Лично я еще ни разу не пожалел о том, что записываюсь дома, как и мои друзья, которых я записываю иногда у себя. Главное преимущество домашней студии в том, что вы можете расслабиться, отвлечься от внешнего мира со всеми его проблемами и сконцентрироваться на песне, которую поете, прочувствовать ее прямо здесь, на месте, спеть её прямо сейчас, когда пришло вдохновение. Не это ли главное для создания настоящего вокального шоу?
Еще о звукозаписи
- Это нужно знать всем
- 4 ошибки звукозаписи
- Запись и эквализация
- Частотные диапазоны музыкальных инструментов
- Запись вокала дома
- Обработка звука
- Запись акустической гитары
Источник: www.lexamusic.com
Как проходит запись вокала в студии
Запись вокала в студии не так сильно отличается от записи инструментов. Оба следуют общей схеме.
В первую очередь следует подготовиться, как физически, так и морально. Обязательно выучите текст песни наизусть, ведь запинки ухудшат Ваше настроение и качество звучания. Если у Вас есть готовая аранжировка или минусовка, под которую вы будете петь, старайтесь принести ее в наилучшем качестве на рабочем носителе (диске или флешке).
Не забудьте поставить телефон на беззвучный режим или выключить его.
Записывать вокал желательно в одну сессию длинной от 2-х часов. Это позволит Вам подготовиться к записи и оставит достаточно времени на дополнительные дубли. Не будет чувства, что Вы что-то не успеваете.
Разделять звукозапись на несколько сессий очень нежелательно, так как добиться одинакового звучания практически невозможно. Тут и оборудование настраивать нужно, и Ваше настроение и голос будут другими.
Во время непосредственной записи самое важное – довериться звукорежиссеру. Он присутствует именно для того, чтобы достичь наилучшего результата. Обязательно высказывайте все пожелания и не бойтесь сказать, что Вам не нравиться.
При записи вокала необходимо сохранять одно положение перед микрофоном, чтобы не испортить звучание «неровностями».
Для удобства записи в наушники должны подаваться фонограмма и Ваш голос. Это делается для поддержания ритма и попадания в мелодию. Громкость нужно настроить так, чтобы было комфортно.
Если какой-то момент не выходит правильно, не зацикливайтесь на нем. Продолжайте запись других частей, а к этой можно вернуться потом. Также делайте перерывы, ведь голос и уши – это тоже инструменты, которые следует время от времени «остужать».
Обращайтесь в нашу студию. Здесь Вы сможете с легкостью и в комфортных условиях записать вокал. Вам поможет опытный звукорежиссер с профессиональной аппаратурой.
Источник: gw-studio.ru