В какой программе впервые был выделен развитие речи ответ

Гвоздева.

Современный психолого-лингвистический подход к развитию речи детей дошкольного возраста основывается на теории речевой деятельности, сформулирован-ной в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.

Изучая проблему взаимодействия речи и мышления, Л.С. Выготский критиковал учение Ж. Пиаже, который считал, что речь ребенка раннего возраста эгоцентрична, то есть, она не выполняет коммуникативных функ-ций и является признаком незрелости детского мышления. Выготский доказал в своих исследованиях, что на основе эгоцентрической речи возникает внутренняя речь, являющаяся основой развития мышления у ребенка.

Центральным вопросом в процессе изучения взаимодействия речи и мышления, является проблема формирования понятий, усвоения детьми значения слова. Выготский определял значение слова как феномен мышления, «всякое слово уже обобщает» – говорил ученый, формирование понятия невозможно вне речевого мышления. Общаясь со взрослым, ребенок усваивает нерасчлененный, слитный образ.

Ответы на ваши вопросы

Значение слова у ребенка и взрослого часто не совпадает. В процессе общения, благодаря взаимодействию возникает определенное значение слова, которое становится понятием. Несмотря на то, что слова совпадают по своей номинативной функции, лежащие в их основе мыслительные операции различны. Осознание значения слов у детей развивается постепенно и переходит на новую ступень обобщения. Таким образом, Выготский показывал развитие интеллектуальной функции языка у детей.

Во – первых, А.Н. Гвоздев поставил перед собой задачу проследить усвоение ребенком различных элемен-тов родного языка, последовательность и, по возможности, причины этого усвоения, вследствие чего его наблюдения были целенаправленными, реализующими определенную исследовательскую программу, и си-стематическими.

Во – вторых, записи делались во время самой речи или непосредственно после нее, регистрировались лишь те элементы речи, в которых исследователь был уверен, благодаря чему обеспечивалась высокая точность и надежность материалов дневника.

В – третьих, записи речи на ранних этапах развития ребенка делались с использованием фонетической транскрипции и часто сопровождались указанием на важные детали ситуации, в которой прозвучало детское высказывание, что очень существенно для последующего анализа этих записей.

Результаты многолетних наблюдений были обобщены А.Н. Гвоздевым в двух монографиях: «Усвоение детьми звуковой стороны русского языка» и «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка», которые позднее вместе с ранее изданными статьями вошли в большое однотомное издание «Вопросы изучения детской речи» (1961). По признанию М.Р. Львова, именно А.Н. Гвоздев «основал подлинно лингвистическое направление в изучении детской речи» (Львов 2002: 180).

Лингвистическое изучение детской речи предполагает выявление ее особенностей на разных этапах овладения родным языком: специфики используемых ребенком на том или ином этапе развития языковых средств и закономерностей их усвоения. В лингвистических исследованиях детской речи рассматриваются разные компоненты языковой способности ребенкамой связной контекстной речи

Про этапы развития речи у ребёнка

Родной язык в педагогической системе К.Д. Ушинского. К.Д.Ушинский о целях первоначального обучения русскому языку. Использование педагогического наследия К.Д.Ушинского в современной теории и практике развития речи детей дошкольного возраста.

К.Д.Ушинский в основу своей системы положил принцип народности, являющийся ключом к пониманию его взглядов. Учение о родном языке занимает в ней центральное место. В системе Ущинского можно выделить целый ряд вопросов, характеризующих ее именно как систему в современном понимании: роль родного языка в жизни общества, в развитии и воспитании личности; его место в начальном обучении; цели преподавания; дидактические принципы; средства, методы и приемы обучения родному языку и развития речи.

Преподавание отечественного языка имеет три цели: развитие дара слова, т.е. умений выражать свои мысли в устной и письменной речи; усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой; усвоение грамматики, или логики, языка. Для достижения каждой цели Ушинский разработал систему упражнений, отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, последовательности и постепенности, сознательности, развивающего обучения.

К.Д.Ушинский обратил внимание на психологические особенности детей дошкольного возраста, указав на образную природу детского мышления, на необходимость наглядности в работе с ними. В современной практике детских садов широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке.

Взгляды К.Д.Ушинского на родной язык, его методические идеи были использованы при создании первых детских садов в России и положены в основу отечественной методики развития речи детей дошкольного возраста.

Источник: cyberpedia.su

Тестовые задания по теории и методике развития речи детей

Тестовые задания по теории и методике развития речи детей

Тестовые задания по теории и методике развития речи детей

231. С какой из наук гуманитарного цикла теория и методика развития речи имеет наиболее тесную связь?

  1. история дошкольной педагогики;
  2. психология;
  3. дошкольная педагогика;
  4. история;
  5. социология.

232.Кто из ученых разработал педагогическую систему «первоначального» обучения детей родному языку?

  1. Е.А.Флерина;
  2. Н.И.Жинкиж;
  3. О.С.Ушакова;
  4. К.Д,Ушинский;
  5. Н.Г.Песталоцци.

233. Какие из средства общения являются ведущими у детей от 0 до 6 месяцев?

  1. игровые;
  2. экспрессивно-мимические (сосредоточение на лице взрослого);
  3. выполнение инструкций взрослого;
  4. предметно-действенная.

234. К какому возрасту у ребенка появляются первые слова?

  1. к 1,5 годам;
  2. к 1 году;
  3. к 9 месяцам;
  4. к 6 месяцам;
  5. к 2 годам.

235.В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи происходит только…

1) на основе врожденных способностей к языку;

2) в процессе игры;

3) в процессе обучения;

4) в процессе развития интеллекта;

5) в процессе предметной деятельности.

236. Какая из инструкций к речевому заданию будет в большей степени ориентировать ребенка на словесную творческую активность?

  1. составь рассказ по картине;
  2. придумай новую историю о…;
  3. расскажи о…;
  4. придумай рассказ о…;
  5. вспомни историю о….

237. Что является неотъемлемой частью компьютерного комплекса в ДОУ?

  1. спортивный зал;
  2. музыкальный зал;
  3. зал релаксации;
  4. спальня;
  5. тренажерный зал.

238.Какая продолжительность занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с привлечением компьютера является максимальной для детей 6 лет?

  1. 2-3 мин.;
  2. 10 мин.;
  3. 30 мин.;
  4. 35 мин.;
  5. 40 мин.

239.В чем заключается суть планирования работы по развитию речи?

  1. в проведении диалектики развития речи;
  2. в проектирование становления и развития речи детей, прогнозировании динамики педагогической воздействии на речь и его результативности;
  3. в придумывании речевых игр;
  4. в учете особенностей становления речи каждого ребенка;
  5. в организации дидактических игр с детьми.
Читайте также:
Как добавить программу в песочницу

240. Как называется вид контроля, предполагающий изучения системы работы воспитателей в пределах определенной темы по развитию речи, предусмотренной программой?

  1. фронтальный;
  2. предупредительный;
  3. сравнительный;
  4. тематический;
  5. концентрический.

241.В каком программном документе впервые был выделен самостоятельный раздел «Развитие речи»?

  1. «Радуга»;
  2. «Детство»;
  3. «Истоки»;
  4. «Развитие»;
  5. «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду».

242. Какова цель методики развития речи?

  1. разработка на научно-педагогической основе;
  2. знакомство с художественной литературой;
  3. знакомство с художественной литературой;
  4. развитие навыков самообслуживания;
  5. усвоение детьми способов словообразования.

243. Кому принадлежит система обучения языку в основе которой лежит принцип народности?

  1. Е.Н.Водовозова;
  2. Ф.Фребель;
  3. К.Д.Ушинский;
  4. Е.И.Тихеева;
  5. О.С.Ушакова.

244.Какой из приемов развития речи не относится к словесным приемам?

  1. вопрос;
  2. показ;
  3. повторение;
  4. объяснение;
  5. речевой образец.

245. Какое из средств развития речи является ведущим?

  1. художественная литература;
  2. трудовая деятельность;
  3. различные виды искусства (ИЗО, музыка, театр);
  4. детские праздники;
  5. общение.

246.Какой из приемов в большей степени способствует развитию общения между детьми разных возрастов?

  1. посещение другой группы;
  2. словесное поручение;
  3. беседа;
  4. бытовая деятельность;
  5. собеседование по поводу картин, рисунков, книг.

247. Какая из форм словесного творчества считается наиболее простой по степени самостоятельной?

  1. придумывание песен и попевок;
  2. сочинение стихотворений;
  3. составление собственных рассказов;
  4. составление творческих пересказов;
  5. сочинение сказов и сказок.

248. Что направлено на развитие словесного творчества детей?

  1. формирование навыков самообслуживания;
  2. подготовка к обучению грамоте;
  3. организация наблюдений, ориентированных на образное восприятие окружающей действительности;
  4. автоматизация навыков правильного звукопроизношения;
  5. развитие фонематического слуха.

249.Что не характерно для календарно-перспективного вида планирования?

  1. сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов;
  2. составляется на год;
  3. оформляется с указанием воспитательно-образовательных задач;
  4. ведется с учетом времени года;
  5. может оформляться в виде картотеки.

250. Что нельзя отнести к направлениям методической работы по развитию речи?

  1. создание условий для развития речи;
  2. методическая помощь воспитателям;
  3. обеспечение финансово-правовой защиты кадров;
  4. повышение квалификации;
  5. изучение и распространение передового опыта.

251.Кому из отечественных ученых принадлежит наиболее подробное исследование становления грамматического строя речи детей?

  1. К.Д. Ушинский;
  2. А.Н.Гвоздев;
  3. О.С.Ушакова;
  4. В.В.Гербова;
  5. Е.М.Струнина.

252. Какой принцип лежит в основе системы обучений языку К.Д.Ушинского?

  1. наглядности;
  2. последовательности усложнения материала;
  3. обеспечения сенсорной основы речи;
  4. народности;
  5. постепенности усложнения материала.

252.Какой прием ориентирован на развитие общения между детьми?

  1. бытовая деятельность;
  2. словесное поручение;
  3. беседа;
  4. сюжетно-ролевая игра;
  5. собеседование по воду картин, рисунков, книг.

253. Какое утверждение касающееся методики обучения детей грамоте, неверно?

  1. речь состоит; из фраз и слов
  2. звуки бывают гласные и согласные;
  3. есть слова, противоположные по смыслу;
  4. предложения состоит из слов;
  5. согласные звуки бывают мягкие и твердые.

254.Какой метод ознакомления с художественной литературой используется при обсуждении содержания произведения?

  1. рассказывание;
  2. беседа;
  3. инсценирование;
  4. чтение воспитателя по книге или наизусть;
  5. заучивание с детьми наизусть.

255.Как часто можно проводить занятия с использованием компьютерных средств?

  1. ежедневно;
  2. 2 раза в неделю;
  3. 1-2 раза в месяц;
  4. по желанию педагога;
  5. по желанию детей.

256.. Выполнение какой из должностных обязанностей старшего воспитателя не анализируется при оценке работы ДОУ по развитию речи?

  1. осуществление подбора педагогических пособий и игрушек;
  2. контроль над выполнением программы ДОУ;
  3. формирование общественного мнения в коллективе;
  4. анализ занятий, проводимых воспитателями;
  5. обеспечение преемственности в работе детского сада и школы.

Источник: ofislandia.ru

Поэтапное формирование учения о развитии речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кондрашина Ольга Евгеньевна

Описывается значение речи в целом, взгляды некоторых исследователей на появление и развитие речи у детей, а также этапы в изучении развития речи как отдельной отрасли педагогической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кондрашина Ольга Евгеньевна

Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами крымскотатарских фольклорных произведений

Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
Особенности процесса формирования этикетного речевого развития у детей старшего дошкольного возраста
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGE-BY-STAGE FORMATION OF SPEECH DEVELOPMENT STUDY

The value of speech as whole, views of some researchers of emergence and development of speech in children, and also stages in studying of development of speech as separate branch pedagogical science is described.

Текст научной работы на тему «Поэтапное формирование учения о развитии речи»

ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕНИЯ О РАЗВИТИИ РЕЧИ

Описывается значение речи в целом, взгляды некоторых исследователей на появление и развитие речи у детей, а также этапы в изучении развития речи как отдельной отрасли педагогической науки. Ключевые слова: речь; речевая деятельность; развитие речи; этапы.

Неотъемлемой частью социального бытия людей, необходимым условием развития и существования человеческого общества является речь. Речевая деятельность нужна для совместной работы, согласования действий, она помогает в познании окружающего мира. Речь — средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении [1]. Человек, будучи по природе своей существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться с ними мыслями, переживаниями, искать понимания и т. д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности [2].

Самые ранние сведения, дошедшие до нас, относятся к У-1У вв. до н. э. Древние греки видели решение этой задачи в выявлении связи между вещами и словом, называющие эти вещи. Они пытались понять, является ли эта связь естественной и необходимой или это просто результат соглашения между людьми. В средние века считалось, что т. к. все на Земле создал Бог, следовательно, и речь имеет божественное происхо-

ждение. И только в ХУ III в. речь перестали рассматривать как дар Бога. Это произошло под влиянием научно-технического прогресса эпохи Просвещения. В настоящее время исследователи, занимающиеся проблемами речи, выделяют две теории происхождения языка:

1) биологическая — звукоподражательная, междометная — объясняется эволюционированием человеческого организма (здесь отмечается эволюция органов слуха у человека, через которые человек не только слышал, но и пытался подражать звукам);

2) социальная — теория трудовых выкриков — происхождение языка идет от потребностей, возникших в труде (данная теория первыми словами считает непроизвольные выкрики).

Важно отметить, что социализация стала одной из предпосылок, обусловивших появление языка: люди с древности жили группами, трудились совместно, а коллективный труд предполагает наличие общения.

Читайте также:
Программа которая фотографирует экран компьютера

В разные времена и эпохи природа языка объяснялась с разных точек зрения: божественностью ее происхождения (в теологии),

врожденностью отдельных сторон речеязыковой способности (Платон, Р. Декарт), разнообразным употреблением языковых форм (Дж. Локк, Ф. де Соссюр). В конце XIX — начале ХХ в. в психологии появились первые исследования процесса возникновения и развития речи у детей, его динамики и особенностей.

В отечественной педагогике XIX в. К. Д. Ушинский в своих трудах изложил основы своего теоретического положения о роли родного языка в формировании человека. К. Д. Ушинский обозначил несколько положений по поводу сущности языка: во-первых, язык — это результат воздействия на человека объективного мира.

Возникновение языка является потребностью человека (слово рождается из потребности, а не наоборот). Во-вторых, язык — это не прирожденное качество, свойственное человеку изначально, а результат долгих трудов человечества. В-третьих, язык — это отражение многовекового опыта духовной жизни народа, который передается последующим поколениям.

В-четвертых, язык предстает важнейшим народным наставником, он впитал в себя историю общества, характеры людей прошлого, подвиги героев в различных сферах жизни, народную мудрость и передает их из поколения в поколение. Данные положения являются центром педагогической концепции К.Д. Ушинского и определяют всю разработанную им методику обучения детей родному языку.

Взгляды К.Д. Ушинского на родной язык имеют основополагающее значение для выделения методики развития речи в самостоятельную науку.

Внимание проблематике речевого развития и творчества детей уделял Л.Н. Толстой. По его мнению, одним из средств речевого развития детей могут стать тщательно подготовленные уроки по всем предметам, особенно написание сочинений. Трудность данного вида работы заключается в поиске мыслей и образов, которые необходимо запомнить, оформить в художественном смысле, найти для них место, и, не повторяясь и ничего не пропуская, суметь соединить последующее с предыдущим.

Большой вклад в расширение методики развития речи внесла ученица и последовательница К.Д. Ушинского Е.Н. Водовозова.

Она считала, что неотъемлемой частью развития речи детей является беседа, которая должна сопровождать прогулки, экскурсии, любую повседневную деятельность ребенка.

Следующим этапом в развитии методики детской речи стали 1920-1950-е гг. В начале этого этапа наблюдается подъем интереса к детской речи. Именно в это время методика развития речи детей преобразуется в самостоятельную отрасль педагогики. Это было связано с появлением многочисленных детских садов и возникновением теории общественного дошкольного воспитания.

В этот период можно выделить работы

Н.А. Рыбникова, основное внимание в которых уделяется установлению: а) запаса словесных реакций в разные возрастные периоды; б) частоты употребления словесных реакций; в) того значения, которое связывает ребенок с той или иной словесной реакцией (см.: [3]).

А.Н. Гвоздев в 1921-1929 гг., наблюдая за собственным сыном, проводил систематическую, целенаправленную работу по записи речевых проявлений. Ее результаты до сих пор широко используются исследователями детской речи. В то же время появляются работы А.Р. Лурия, которые внесли значительный вклад в науку.

Он также выделяет основные периоды развития ребенка: 1) период младенчества (от рождения до года); 2) период раннего или преддошкольного детства, когда ребенок постепенно переходит от пассивного слушания к активной фазе речевой деятельности; 3) период дошкольного детства, когда помимо того, что ребенок начинает говорить, он начинает строить свое поведение, речь согласно программам взрослых.

Идеи Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева — основополож-ница методики развития речи. По ее мнению, владение всеми видами и проявлениями речи являлось владением орудия умственного развития человека [4].

Е.И. Тихеева составила положения теоретической основы: развитие речи ребенка осуществляется в тесной сплоченности с его умственным развитием. Овладение родным языком происходит в познании окружающего мира. Культура речи ребенка теснейшим образом связана с культурой речи людей его окружающих (родители, воспитатели). Развитие речи происходит в социальной среде,

при условии его развития в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Ею были обозначены основные блоки работы в детском саду. Они включали развитие речевого аппарата у детей, развитие фонематического слуха, накопление содержания речи (ее лексическая сторона), работу над структурой и формой речи (грамматическая сторона).

Е.И. Тихеева не только обозначила цели и задачи работы в детском саду, но и показала пути их разрешения.

Е.А. Флерина занималась двумя сторонами детского развития — изобразительное творчество и развитие речи [5]. В ее трудах основой развития речи ребенка представляется беседа, чтение художественной литературы, рассказывание. В обучении дошкольников Е.А.

Флерина видела не приучение их к школьной жизни, а всестороннее воспитание детей, согласно их возрасту, воспитание качеств, которые помогут им хорошо учиться в школе. Она описывала формы обучения в детском саду: первая — это учебно-воспитательная работа в повседневной жизни; вторая — организованные занятия детей, где ребенок сам выбирает, чем ему заниматься, использует при этом только специально подобранный материал, который предоставил ему педагог; третья форма — занятия, которые проводятся со всеми детьми в обязательном порядке.

Свое отражение задачи развития речи нашли в программных документах. Так, в программе за 1932 г. задачи воспитания впервые делятся по возрастам и по видам деятельности. Вместе с тем эта программа была сильно политизирована, материал по развитию речи был практически недоступен для понимания ребенка дошкольного возраста. Обучению языку в этой программе было уделено мало внимания.

Следующая программа (1934) уже включала задачи развития речи, работу с книгой и картинкой. Из этой программы следовало, что ребенок сам должен практически овладевать правильной речью, постепенно искореняя ее недостатки. В 1938 г. были изданы «Устав» и «Руководство для воспитателя детского сада», которые стали обязательными документами. В них развитие речи детей впервые выносилось в отдельный раздел. Подробнее задачи речевого развития раскрывались в последующих программных доку-

ментах (1945, 1948, 1953, 1955). Это относится как к «Руководству», так и к «методическим письмам», где представлены рекомендации О.И. Соловьевой по всем речевым задачам.

В послевоенные годы у воспитанников детских садов, переживших войну, наблюдалось ощутимое недоразвитие речи. Это послужило толчком для исследований в сфере педагогических условий обучения детей родному языку, его лексике, фонетике, грамматике.

Одним из первопроходцев в этой области был А.Н. Гвоздев, который собирал материалы послевоенных лет о генезисе речи: они позволили уточнить временные рамки возникновения тех или иных новообразований. Взгляды А.Н. Гвоздева поддерживал и К.И. Чуковский, считавший, что ребенок в дошкольном возрасте имеет повышенную чувствительность к языку и всем сторонам речи.

К числу известных методистов речи этого периода относится О.И. Соловьева, выпустившая впоследствии пособие «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду» [6], где, рассмотрев все стороны речевого развития, она раскрыла методику развития речи в разных возрастных группах.

Читайте также:
Программа для текста на планшет

В 1940-х гг. происходит накопление методических исследований, которые в дальнейшем связаны с изучением проблем дидактики. А.П. Усова [7] со своими сотрудниками создала общую теорию обучения в детском саду, которая разрабатывалась на материале родного языка. Процесс обучения родному языку рассматривался через общение со взрослыми, ознакомление с окружающим миром, на основе знаний, приобретаемых ребенком.

Новый — третий — этап в становлении дошкольного воспитания (он объединяет период с 60-х до 90-х гг. XX в.), а значит, и методики развития речи начался в связи с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 г. «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» [8, с. 234]. В постановлении предлагалось с учетом местных условий объединить ясли и детские сады в единое дошкольное учреждение, разработать единую про-

грамму воспитания, что и было далее реализовано.

В 1960 г. был создан первый в мире Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР. Среди других лабораторий там начала действовать лаборатория развития речи под руководством Ф.А. Сохина.

Коллектив лаборатории принял участие в изучении вопросов преемственности в развитии речи детей на разных возрастных этапах, в т. ч. в раннем детстве. Материалы этих исследований были использованы в программе детского сада, утвержденной в 1962 г., и затем усовершенствованной в 1969 г. Ф.А. Сохин доказал, что развитие детской речи не может быть связано только с изучением окружающего мира, а должно иметь самостоятельное значение. Исследования сотрудников лаборатории изменили подход к содержанию и методике развития речи. Они опирались на более глубокие процессы развития речи.

В развитии проблемы воспитания речи дошкольников свою роль сыграли методические пособия. В первую очередь из них необходимо назвать книги «Развитие речи дошкольного возраста» под редакцией Ф.А. Сохина (она переиздавалась три раза (1976, 1978, 1984) и имела миллионный тираж) и «Воспитание и обучение» (под ред. А.В. Запорожца и Т.А. Марковой), переведенная на многие языки мира.

Эти пособия были написаны в результате проведения исследований и обобщения результатов этих исследований.

В 1981 г. А.М. Бородич написала учебное пособие «Методика развития речи» [9]. Она уточнила методику обучения рассказыванию, словарной работы, оказала влияние на совершенствование работы по развитию речи детей в массовой практике.

В 1984 г. вышла «Типовая программа обучения и воспитания в детском саду», в

которой были принципиально важные изменения в сравнении с прежней «Программой воспитания в детском саду». В «Типовой программе» «развитие речи» выделено в отдельный раздел, заново сформулированы конкретные задачи словарной работы, воспитания звуковой культуры речи, формирования грамматического строя, формирования элементарного осознания языковых явлений (ознакомление со звуком, словом, звуковой и смысловой стороной слова, предложением). В данной программе более четко сформулированы задачи по развитию связной речи, конкретизированы задачи по ряду аспектов обучения родному языку.

Говоря о современном состоянии проблемы развития речи дошкольников, нельзя не упомянуть О.С. Ушакову — последовательницу Ф.А. Сохина. Она активно занималась изучением развития связной речи, написала много учебных пособий, в которых раскрыла сущность развития связной речи детей дошкольного возраста, опираясь на данные проводимого в течение 25 лет эксперимента.

В ее «Программе развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» [10] представлены теоретические основы, основные направления работы по развитию речи, задачи: обогащение лексической стороны речи, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все они рассматриваются в возрастном аспекте, начиная со второй младшей группы, и включают новые направления, которые были разработаны в лаборатории развития речи.

Современный этап в развитии речи дошкольников отмечен наличием большого количества программ, которые используются в детских садах. В наше время существует принцип вариативности, позволяющий выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Процесс образования идет в этом же направлении: разрабатываются варианты его содержания, используются возможности современной дидактики и повышается уровень образовательных структур, приветствуются научные разработки с их практическим обоснованием.

Таким образом, в результате анализа научной литературы мы пришли к выводам о том, что в педагогике речевого развития до-

школьников можно проследить следующие этапы в развитии:

I этап — конец XIX — начало ХХ в. Он характеризуется проявлением интереса к исследованию процесса возникновения и развития речи детей, его динамики и особенностей.

II этап — 20-е-50-е гг. ХХ в. Он характеризуется преобразованием методики развития речи в самостоятельную отрасль, совершенствованием содержания программно-методических документов, появлением научных исследований в области методики развития речи.

III этап — послевоенные годы. Он объединяет период с 60-х до 90-х гг. XX в. и начался с постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 21 мая 1959 г. «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитательного и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Этот этап отличается созданием лаборатории развития речи при АПН СССР под руководством Ф.А. Сохина.

IV этап — современное состояние работы по развитию речи детей дошкольного возраста (с 90-х гг. XX в. до настоящего времени). Характеризуется большим вниманием к проблемам речевого развития детей, созданием

новых программ для детских дошкольных учреждений, которые касаются всех сторон развития личности ребенка.

1. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М., 2007.

2. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1998.

3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000.

4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1972.

5. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / под ред. В.Н. Шацкой. М., 1961.

6. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М., 1966.

7. Усова А.П. Обучение в детском саду / под ред. В.И. Запорожца. М., 1970.

8. Свод законов СССР. М., 1990. Т. 3.

9. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981.

10. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.

Поступила в редакцию 27.10.2012 г.

STAGE-BY-STAGE FORMATION OF SPEECH DEVELOPMENT STUDY

The value of speech as whole, views of some researchers of emergence and development of speech in children, and also stages in studying of development of speech as separate branch pedagogical science is described.

Key words: speech; speech activity; speech development; stages.

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru