В этой статье я расскажу что такое сведение музыки/трека, зачем оно нужно и самое главное — СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ?
Кроме этого, я поделюсь названиями программ и плагинов, которыми пользуюсь при работе со звуком; приведу примеры и дам практические советы тем, кто хочет научиться сводить треки самостоятельно.
Прежде чем читать статью, я предлагаю послушать «сырой» и сведенный треки. Как говорится, лучше один раз услышать, чем сто раз прочесть.
Так сколкько стоит сведение трека?
Опытный звукорежиссер берет за свою работу приличные деньги и сумма может достигать 10-15 тысяч рублей.
Менее известные звукари берут за свои услуги 1-3 тысячи рублей.
На самом деле цена сведения оговаривается индивидуально. Ведь все зависит от качества исходников, количества дорожек и жанра.
СВЕДЕНИЕ и МАСТЕРИНГ для начинающих
Я принимаю заказы на сведение и за услуги беру от 800 рублей.
Вы можете заказать сведение трека у меня, для этого просто нажмите на кнопку и напишите мне личное сообщение.
4 принципа сведения трека
Итак, весь процесс сведения можно разделить на 4 равнозначных составляющих:
- Динамическая обработка и эквализация
- Баланс громкости инструментов
- Панорамирование инструментов
- Формирование пространства
- С чего начать?
- Как правильно установить громкость
- Необходимая аппаратура
- Выводы
Динамическая обработка и эквализация
Динамика
Динамику часто путают с громкостью. Но стоит запомнить, что громкость — это уровень звукового давления на ваши барабанные перепонки. Громкость может быть статичной, а измеряется она в децибелах. Взгляните на изображение звука с постоянной громкостью, но отсутствующей динамикой.
Динамика — это изменение громкости музыки в течение времени.
В песнях, как правило, куплет более тихий, а припев яркий, громкий. Эти перепады и образуют динамику композиции. Смотрите:
Когда звукозапись инструментов или голоса происходит в бюджетных или домашних студиях, то разница между тихими и громкими участками трека получается довольно большой. В таком случае тихие звуки будут тонуть в миксе, а громкие вылезать. И тут на помощь звукоинженеру приходит компрессор.
Итак запомним: динамику дорожки выравниваем компрессором.
Если только начинаете свой путь на этом поприще, я рекомендую использовать компрессор fabfilter — pro c2
Этот плагин графически изображает то, как выглядит звук до и после обработки. На первых этапах это очень удобно.
Пользоваться компрессором стоит аккуратно. Динамика не должна быть сжата «в кирпич», разница между громкими и тихими фрагментами песни, все же должна быть!
Эквализация
Эквализация — это усиление или ослабление частот музыкального сигнала.
Представьте себе, что вам дали краски и попросили нарисовать пейзаж. Вместо этого вы смешали все краски на бумаге и получили темно-серый или даже черный лист, который впору назвать «Черный квадрат». Но если небо изобразить голубым, траву зеленым, песок желтым, а цветы красным цветом, то получится красивая картина с предельно понятным пейзажем.
Так и в музыке — в общей картине микса, каждый инструмент должен занимать ту область частот, где он звучит наиболее выигрышно.
Но многие инструменты имеют широкий спектр частот, и их звучание наслаивается на звучание других инструментов. Так получаются частотные конфликты, которые портят общее впечатление от музыки и не позволяют инструментам звучать во всей красе.
С помощью эквалайзера, мы можем ослабить или полностью убрать те частоты, которые конфликтуют между собой. Таким образом, микс зазвучит более ясно, а инструменты в нем станут читаться лучше.
После обработок, звучание инструмента может быть неузнаваемо. В режиме «соло» даже может показаться, что звук стал неприятным. Но стоит запомнить, что важно то, как инструмент звучит в миксе, а не сам по себе.
Кроме частотных конфликтов, эквалайзер помогает избавиться от:
- гнусавости
- мути
- «коробочного» звучания
- носового призвука
- «honky» звучания
Также эквалайзер способен придать звуку округлость, добавить энергии, добавить «воздух» и даже улучшить читаемость текста, если мы говорим о вокале.
На таблице приведенной ниже, вы можете увидеть ПРИМЕРНЫЕ области частот, ослабляя или усиливая которые, вы добьетесь необходимой краски, эффекта.
Одним словом эквалайзер — штука необходимая. И если вы спросите меня, какой эквалайзер стоит использовать при сведении трека, я порекомендую FabFilter Pro-Q3
Баланс громкости инструментов
Как и в приготовлении пищи, в музыке всего должно быть в меру. Главные инструменты должны быть слышны громче, второстепенные тише, фоновые инструменты может быть еще тише, вокал должен хорошо читаться и быть достаточно громким. Само собой, все инструменты в общей картине должны иметь разную громкость.
Сергей Изотов
Музыкант, аранжировщик
Задать вопрос
Панорамирование
Звуки в миксе могут быть расположены по центру, слева или справа. Причем звук может быть направлен как на 10-15% в сторону относительно центра, так и на все 100%.
Панорамировать звук обязательно. Если все инструменты сосредоточатся по центру, то более энергичные (бас, барабаны, электрогитара) заглушат менее энергичные.
Низкозвучащие инструменты не панорамируют, а чем выше звук, тем шире его можно удалять от центра.
Когда инструменты спанорамированы грамотно, возникает ощущение фантомного центра. Это такое явление, когда несмотря на расположение одного источника звука слева, а другого справа, вы слышите музыку по центру, прямо перед собой.
Вы можете попробовать проделать это прямо сейчас. Сядьте перед двумя колонками так, чтобы ваша голова и колонки образовали равносторонний треугольник (как проиллюстрировано на этой картинке). Включите коммерческий трек и наслаждайтесь фантомным центром.
Громкость, реверберация и дилей (delay)
Громкость
Не нужно объяснять, что чем больше мы будем удаляться от источника звука, тем тише он будет становиться. Но стоит обратить внимание на частотную составляющую этого процесса. Когда источник звука находится близко, мы хорошо слышим весь спектр его частот. Но чем больше мы удаляемся, тем меньше низких частот мы слышим.
Вы можете убедиться в этом сами: попросите кого-нибудь поговорить рядом с вашим ухом, а затем постепенно удаляйтесь от источника. Вы увидите, что уже через несколько шагов голос потеряет низкочастотную составляющую.
Учитывая это, мы можем создавать пространственную картину микса. Какие-то инструменты достаточно сделать тише, а в других громкость можно не трогать, а эквалайзером срезать низкие частоты, создавая иллюзию того, что этот звук находится на заднем плане.
Реверберация
Когда мы слушаем музыку находясь в концертном зале, у себя в комнате и даже в машине, звук долетает до нас напрямую из колонок, а также отразившись от стен, пола, предметов. Какие-то предметы отражают звук хорошо, а какие-то в большей степени поглощают его. Суть в том, что мы слышим основной сигнал с множеством его отражений. Эти отражения подкрашивают звук и нами он воспринимается как более полетный, льющийся. С реверберацией музыка начинает звучать более глубоко.
Если вы бывали на железнодорожном вокзале, то наверняка слышали, как из громкоговорителя доносится женский голос, но слов не разобрать. Всему виной реверберация.
В дорогих студиях звукозаписи, помещение оборудовано специальными звукопоглощающими материалами. Это нужно, чтобы исключить возникновение реверберации, которую может уловить микрофон при записи. Эффект реверберации добавляют на этапе постобработки с помощью специальных плагинов. На данный момент, среди звукоинженеров пользуются популярностью ревербераторы компании Valhalla
В комнате с хорошей звукоизоляцией тишина давит на уши, а собственный голос кажется тихим и сдавленным, ведь он не отражается от стен и не возвращается в уши.
А сейчас предлагаю послушать «Сухой» звук и звук обработанный ревербератором.
Дилей
Дилей — это эффект, который имитирует затихающие повторы аудиосигнала. Можно сказать, что дилей — это эхо, с одной лишь оговоркой: эхо — это многократное отражение сигнала, а под дилеем чаще всего подразумевают однократное отражение.
На первый взгляд может показаться, что реверберация и дилей — одно и то же. Но разница есть: реверберация звучит одновременно с основным сигналом, а дилей звучит после основного сигнала, полностью повторяя его. Графически это можно изобразить так:
А вот как звучит это же аудио вместе с дилеем:
Что касается программного обеспечения, то я рекомендую использовать дилей компании soundtoys
Помните, что уши нуждаются в отдыхе! Каждые 45-60 минут делайте небольшой перерыв, чтобы привести слух в порядок.
С чего начать сведение?
Для того чтобы не отвлекаться в процессе работы, нужно подготовить проект. Дорожки необходимо сгруппировать по типу, например: гитары — 1 группа, ударные — 2 группа, эффекты 3я, вокальные партии — 4я.
Групповые дорожки для удобства стоит раскрасить в разный цвет. После этого проект может выглядеть так:
Следующий важный этап — поиск референсов. Прежде чем начать сведение нужно представить, на что будем равняться. Необходимо найти пару-тройку треков, которые по стилю и звучанию больше всего похожи на то, во что вы планируете превратить ваш проект. В ходе работы необходимо сравнивать звук своего трека и отдельных его элементов с тем, как звучат референсы. И для этих целей существует удобный плагин REFERENCE
Как установить правильную громкость?
Когда вы нашли референсы, можно начинать сведение. Одним из первых пунктов является установка громкости бочки и баса. Эти инструменты выбраны неспроста — они звучат в самом низком диапазоне частот и несут основную энергию микса. Выставляя правильную громкость этих инструментов, мы закладываем надежный фундамент микса.
Чтобы установить громкость бочки, достаточно взять рефернс и срезать эквалайзером (или плагином Reference) все частоты так, чтобы остались звучать только бочка и бас. Теперь с помощью плагина S(m)exoscope мы сможем посмотреть силу громкости бочки, баса. Подгоняем громкость нашей бочки под уровень громкости бочки референса.
Не пытайтесь найти точные цифры. Референсы нужны как направляющие, чтобы вы не допустили грубых ошибок. Руководствуйтесь найденными цифрами как точками отсчета.
Какая аппаратура нужна?
На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Принято считать, что для качественного сведения жизненно необходимы студийные мониторы и помещение оборудованное звукопглощающими материалами. И это минимум. Но современные технологии позволяют выполнять сведение достойного качества даже в наушниках. И помочь в этом может такой плагин как abbey road studio 3
Конечно, если у вас есть возможность приобрести мониторы, то лишним это точно не будет. Однако это никак не поможет вам улучшить качество сведения — ведь дело не только в аппаратуре, но и в слуховом опыте, количестве часов, которое вы потратили сводя треки. В то же время, профессионал сможет выполнить хорошее сведение в наушниках не используя мониторы.
Статья полезна 10
Зря потратил время
Вывод
Сведение — процесс творческий и здесь нет аксиом. Инструменты должны быть в балансе по громкости и частоте, вокал (если он есть) должен быть читаем.
Теперь вы знаете из чего состоит сведение трека и какие составляющие образуют этот увлекательный процесс. Теперь вы можете начинать делать первые шаги в этом направлении.
Если вам понравилась статья или вы хотите узнать больше о сведении, оставьте комментарий, мне будет приятно.
Источник: earsfingers.ru
Как научиться сводить треки
Сегодня записать собственную песню может практически каждый пользователь РС, имеющий под рукой микрофон. Однако наличие даже самой дорогой аппаратуры не спасет от полного провала, если песня не будет качественно сведена.
Статьи по теме:
- Как научиться сводить треки
- Как делать бэки
- Как правильно сводить
Вам понадобится
- Adobe Audition версии 3.0 или выше
Инструкция
Для сведения используйте Adobe Audition версии 3.0 или выше. Достоинство этой программы в том, что она весьма удачно объединяет в себе возможности софта как для звукозаписи, так и для последующего звукомонтажа. Присутствует удобный инструментарий на несколько звуковых дорожек, возможность, не выходя в отдельное меню, «подтянуть громкость» и наложить богатый ассортимент фильтров и эффектов, который легко расширяется с помощью плагинов.
Сведите инструментал с основными акапеллами. Обратите внимание на то, что у стандартных моделей микрофонов существует небольшая задержка при звукозаписи, поэтому, даже если вы записывали прямо в данной среде, стоит немного сдвинуть дорожку влево (конкретное время задержки выясните практически).
Обработайте акапеллу. При помощи встроенных инструментов удалите шумы: открыв соответствующее меню, выделите пустой фрагмент записи и нажмите клавишу «считать профиль». Программа определит, какие звуки являются посторонними и уберет их, когда вы примените профиль на всю акапеллу полностью (т.е. если проделать то же самое не с шумом, а с буквой «а», то все «а» в песне заглушатся).
Расставьте бэки. Бэк-вокал – вторая звуковая дорожка, которая накладывается на основную только в тех местах, где требуется особое усиление голоса (места подразумеваются логически или связаны с особенностями вокала). Следите за тем, чтобы бэки были слабо слышны, иначе они будут привлекать к себе слишком много внимания и портить эффект. Стоит обдумать способ записи бэков: обычно они записываются единым дублем для всего куплета, но возможны иные варианты.
Сохраните результат в формате .wav. Еще раз проверьте громкость и качество звука. Если требуется, вполне возможна дополнительная обработка с помощью фильтров и эффектов уже после сохранения в единый файл всей аудиозаписи. Прослушайте получившуюся аудиозапись на встроенном в Windows проигрывателе, качество звука немного изменится, и недостатки в сведении будут более заметны.
Источник: www.kakprosto.ru
В какой программе сводить треки лучше
Александр В. Цыплухин,
Раз Вы читаете эту статью, значит слова «Сведение и Мастеринг» Вам знакомы и эта тема Вас беспокоит. Дайте попробую догадаться почему. Вы написали и свели десяток треков, но что то Вас не устраивает? Ваши клиенты, для которых Вы сводите не довольны результатом, да и Вы сами тоже? Мне тоже знакома эта ситуация. Двадцать первый век, второе десятилетие.
Сорок лет назад для меня это время было космически не досягаемо, как и современный уровень компьютерных технологий. Вы хотите создавать музыку? Нет проблем! Берем средний компьютер, покупаем программу Cubase — и вперед. Весь мир музыкальных инструментов в Вашем распоряжении.
На сегодняшний день такие программы, как Cubase, Logic Pro или Pro Tools позволяют делать музыку, сидя на диване, в своей спальне.
Купить программу просто, а самому разобраться «как оно там все работает?» — задача требующая неимоверных усилий. Ты тыркаешься, как слепой котенок, не понимая, что надо делать. Но вот — ура! — получилось! Ты написал свою первую композицию, показал другу, коллеге, сам послушал и понимаешь, что у остальных звучит лучше. Оказывается, что ты должен стать еще и звукорежиссером.
Следующий этап — идем на форум или конференцию и читаем советы «бывалых».
Как сделать «бочку», чтоб качало, а «дробовик» пожирнее? И так далее… Типичная проблема — голос не «ложится» в фонограмму. Другими словами, звучит не вместе с бэнндом, а сам по себе, отдельно. На форумах и конференциях Вы найдете советы типа «надо освободить место для вокала, вырезать эквалайзером у инструментов частоты, которые занимает голос и т. д. Чушня.
В девяти случаев из десяти голос не «ложится» в фонограмму потому, что не правильно выстроено пространство, расстояние до вокалиста. Не читайте форумы и конференции, там пишут либо такие же дилетанты, как Вы, если Вы начинающий, либо профессионалы, которые говорят правильные вещи, но, будучи вырваны из контекста и без такого же опыта, как у них, Вы просто не способны понять, что они имели ввиду. И еще одно, как правило, комментарий профессионала можно применить только к тому конкретному треку и тому случаю, о котором он говорил. Другая песня, другая ситуация — и его совет может быть диаметрально противоположен предыдущему. Каждая ситуация уникальна.
То, о чем мы будем говорить дальше — как раз для тех, кто уже вдоволь начитался форумов и просмотрел массу видеоуроков. Этой статьей я начинаю серию, призванную помочь «домашним» звукорежиссерам, студентам ВУЗов по специальности. Звукорежиссер научится сводить треки, правильно понимать акустическое пространство, динамическую обработку, эквализацию инструментов, эстетику и философию звука. Вперед!
Для того, что бы научиться сводить, звукорежиссеру необход имо овладеть техникой сведения и основными инструментами, используемыми для этого. В руках у звукорежиссера четыре основных инструмента — это компрессор, эквалайзер, панер и приборы временной обработки. Однако, прежде, чем обсуждать инструментарий, поговорим о самом важном элементе в студии звукозаписи.
Мониторинг. Мониторинг — это тот элемент, через который вы воспринимаете весь мир музыки и звуков в Вашей студии. Это Ваши очки, через которые Вы смотрите на мир. Если это бытовая акустика, то она, как правило, красит звук и Вы смотрите на мир через «розовые» очки. Если это недорогая мультимедиа акустика, то Вы смотрите на мир через кривые пластиковые стекла и весь мир становится серым и мутным, ничего разглядеть невозможно и т. д.
Итак, чем же конкретно отличается недорогой мониторинг от качественного? Первое — это точность воспроизведения во всем частотном диапазоне. То есть, на недорогих мониторах частота 50 и 55 Гц или 4,5 и 5кГц будут звучать одинаково, а на качественных разница будет. Второе — это равномерность частотной характеристики.
К примру в песне Стинга «All four seasons» басовая партия звучит в очень широком диапазоне и все ноты звучат ровно и одинаково по громкости. Возьмите этот трек и протестируйте. Если на Ваших мониторах это не так, то как Вы собираетесь формировать нижнюю часть спектра при сведении? Третье — это динамические характеристики мониторов. Если на Ваших мониторах не слышно разницы между атакой на компрессоре в 2 и 8 мсек (партия ударных), то Вы наверняка ошибетесь с компрессией.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ.
Компрессор позволяет сделать звук острее или мягче, агрессивней или тембрально насыщенней, длиннее или короче. Компрессор может заставить вокалиста «плеваться» в микрофон или шептать Вам на ухо, выровнять разницу между куплетом и припевом, между гласными А и У.
Эквалайзер может приблизить или отдалить объект, сделать его тонким или жирным, или просто устранить частотные конфликты между инструментами и правильно сформировать частотный баланс.
Панер. Панорамирование позволяет не только перемещать объекты слева направо, но и делать их уже или шире, большими или маленькими.
Приборы временной обработки позволяют правильно организовать виртуальное пространство, приближать и отдалять и нструменты, заставить их вращаться, сделать их больше, размещать инструменты в разных пространствах на разных расстояниях от слушателя. Вот и все, что Вам необходимо для того, чтоб сделать хороший микс.
От того, как Вы владеете техникой работы с этими четырьмя инструментами, зависит конечный результат. Дело за малым — научиться пользоваться этими инструментами.
Как мы учимся сводить. Обучение сведению схоже с обучением иностранным языкам. Как мы учим иностранный язык. Сначала мы запоминаем несколько слов. Потом мы начинаем узнавать эти слова в предложениях, потом мы начинаем понимать простые фразы, из фраз складываются предложения, и дальше в нашей голове складывается смысл и образ сказанного.
В конце концов, Вы уже не переводите сказанное на родной язык, а думаете на иностранном языке, мыслите образами а не предложениями, учиться пользоваться этими инструментами.
Примерно так же и в звуке. Проделав правильно компрессию двадцати треков kick drum, Вы сможете узнавать тип компрессии, примененный в других треках, сведенных мастером. Выполнив десяток упражнений по построению виртуального пространства, перемещая объекты ближе, дальше, правее, левее, Вы научитесь «читать» пространство в чужих миксах.
Теперь мы подошли к важной мысли. Как мы можем научиться сводить? Научится сводить треки мы можем только научившись «читать» чужие миксы.
Критическое слушание.
Возьмите трек из своей домашней библиотеки, прослушайте его критически несколько раз и постарайтесь ответить на вопросы.
Какая бочка? (Низкая, высокая, острая, глухая,….)
Какой бас? (низкий глубокий, высокий рычащий)
Как бочка и бас работают вместе?
Какой инструмент находится ближе всех? (расстояние в метрах)
Какой инструмент находится дальше всех? (расстояние в метрах)
В какой акустической среде происходят события? Как выстроено пространство? (Гараж, огромный зал, клуб…)
Повторяйте это упражнение всегда, когда Вы слушаете музыку!
Находясь в новом помещении или на улице, хлопните в ладоши и попробуйте определить время реверберации, наличие четких повторений, их время в мсек., окраска реверберации (дерево, камень, металл….)
Повторяйте это упражнение всегда, когда попадаете в новую обстановку.
Будьте осторожны. Окружающие могут Вас не понять и набрать 112.
Выберите десять треков из своей фонотеки, загрузите их в редактор, нарезав по двадцать секунд от каждого и соедините их через коссфейды. Теперь прослушайте получившийся трек.
Такое упражнение покажет Вам многообразие мира звука, и даст понимание, что есть хороший микс.
Основные этапы сведения:
— динамическая обработка и временная организация треков;
— музыкальный баланс и построение формы;
— построение виртуального пространства;
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Источник: musmaker.ru