Любой музыкант при создании собственной композиции рано или поздно сталкивается с тем, что записанные партии инструментов или вокальные дорожки между собой нужно свести, то есть сделать так, чтобы все инструменты звучали естественно и не перекрывали друг друга. О том, как сводить треки, далее и пойдет речь. Но рассмотрим не только манипуляции, связанные именно с приданием композиции профессионального звучания, но и некоторые действия, которые могут понадобиться, скажем, для объединения двух аудиодорожек в один микс или связанные с перекрестным наложением одного трека на другой. От этого и будет зависеть выбор предпочитаемой программы и выполняемых в ней действий.
Как сводить треки: общее представление о выполняемых действиях
Первым делом коснемся сведения, так сказать, в классическом понимании, когда в одном миксе необходимо отрегулировать звучание каждой дорожки. Здесь самое основное состоит не только в регулировке громкости, но и в установке оптимального уровня динамики с обработкой частот трека таким образом, чтобы и инструмент звучал без искажений, и частоты разных инструментов не вызывали побочных эффектов.
Сведение Трека За 5 Минут // Как свести вокал в Фл студио //
Как сводить треки? Большинство звукорежиссеров в самом простом случае для мастер-трека, не говоря об обработке эффектами каждой дорожки, рекомендуют использовать связку из компрессора и эквалайзера (хотя на самом деле таких инструментов может быть гораздо больше). Кроме того, не следует увлекаться эффектами и для отдельных дорожек, поскольку их чрезмерное количество может привести к тому, что инструмент будет звучать с искажениями, или на треке будут теряться частоты (например, в случае установки слишком высокого уровня реверберации). На мастер-треке разного рода задержки, хорусы, флэнджеры и ревербераторы не устанавливают (так можно потерять естественное звучание, да еще и барабаны задавить).
С другой стороны, сведение треков может относиться не только к установке их параллельного звучания, но и к объединению нескольких дорожек в определенной последовательности, чтобы они звучали одна за другой без перерыва и с одинаковой громкостью (или накладывались одна на одну с затуханием и нарастанием или без этого).
Что использовать в качестве программного обеспечения?
Что же касается выбора программы, по большому счету все такие пакеты можно разделить на два типа: музыкальные секвенсоры и аудиоредакторы (или подобные приложения в виде виртуальных студий, которые совмещают в себе возможности обоих типов программ). К первому типу можно отнести пакеты вроде FL Studio, Cubase, Cakewalk Sonar и т. д. Во втором классе можно отметить программы вроде Adobe Audition (бывший редактор Cool Edit Pro), Sony Sound Forge, Cockos Reaper, Acoustica Mixcraft и многие другие. Среди профессиональных студий первенство, вне всяких сомнений, принадлежит мощнейшему пакету Pro Tools.
Сведение, соединение и наложение треков на примере редактора Cool Edit Pro
Итак, для начала рассмотрим некоторые операции с аудиофайлами на примере пакета Cool Edit Pro. Несмотря на то что сейчас он не выпускается, выглядит программа для начинающего пользователя намного проще, нежели ее аналог в виде Adobe Audition, хотя большинство функций осталось неизменным.
Итак, как сводить треки в этом приложении? Предположим, нам нужно, чтобы два трека звучали параллельно.
Для этого в режиме мультитрека загрузить на каждую дорожку аудиофайл и выставить их положение относительно друг друга. Эффекты лучше накладывать на каждый трек отдельно, но регулировать их параметры или громкость каждой дорожки лучше на пульте.
Как соединить два трека, например, чтобы второй начинал звучать сразу после окончания первого? В обычном режиме курсор устанавливается в конец первой дорожки, а затем производится вставка второй в виде файла. Также можно предварительно обработать дорожки, чтобы у одной в конце было затухание (Fade Out), а у другой – нарастание (Fade In).
Их также можно расположить нужным образом на мультитрековой сетке, а без ее использования – применить эффект перекрещивания Crossfade в обычном режиме.
В принципе, любая такая программа для сведения треков имеет подобные инструменты, причем в любом приложении называются они совершенно одинаково. Для выравнивания громкости проще всего использовать функцию нормализации (Normilize), а для ограничения звучанию пиковых частот – лимитер (Limiter).
Сведение треков в FL Studio
Теперь несколько слов о популярном секвенсоре FL Studio. Базовые операции остаются без изменений, но, даже если использовать только встроенные инструменты самой программы, можно добиться весьма впечатляющего результата.
Сначала необходимо ассоциировать каждый трек со свободным слотом микшера, используя для этого соответствующую функцию, после чего на треки можно будет добавлять эффекты и регулировать другие параметры вроде громкости или панорамы именно на пульте, а не в степ-секвенсоре.
По умолчанию на мастер-треке установлен ограничитель Fruity Limiter, в котором можно переключиться в режим компрессора и выбрать нужный пресет.
Также можно воспользоваться одно- или многополосными компрессорами, в которых возможностей несколько больше. Тут главное – не задавить общее звучание. Особое внимание следует обратить на частоты сводимых дорожек. Их лучше заранее обработать параметрическим эквалайзером, установив оптимальное звучание с вырезанием пиковых частот.
Если воспользоваться эффектами VST вроде EZ Mix, выбор предустановленных режимов для сведения, что на мастер-треке, что на отдельной дорожке, можно существенно расширить. Кроме того, неплохо на мастер-треке смотрятся эффекты сатурации. А вот расширение панорамы за счет установки Stereo Enhancer лучше оставить на каждой отдельно взятой дорожке.
Рекомендации напоследок
И конечно же, это только самые первые азы в сведении. Описать абсолютно все действия и возможности таких программ не получится просто физически. Вне зависимости от того, какая программа для сведения треков используется, остается добавить, что во многом сведение зависит и от музыкальных инструментов, и от вокала.
Так, основные элементы ударных установок (бас-бочка и рабочий барабан) должны в панорамном отношении находиться строго по центру, а хэты, тарелки и томы можно разбрасывать по панораме. Если использовать барабанные плагины вроде Superior Drummer или Steven Slate Drum Sampler, о громкости и панораме беспокоиться не нужно. Клавишные партии хорошо смотрятся в стереорасширении.
Бас-гитары – строго по центру. Лидирующие или ритм-гитары можно распределять по панораме, а при использовании драйва – использовать расширение стереобазы или небольшой процент задержки для лидирующих партий. Но, чтобы в полной мере научиться сведению, не бойтесь экспериментировать, а для финальной обработки на первое время неплохо подойдет программа AAMS, в которой после анализа трека любого профессионального исполнителя можно задать аналогичные параметры звучания и для своей композиции.
Источник: fb.ru
Сведение и мастеринг звука — что это и зачем нужно
Звукозапись
Из этой статьи вы узнаете, что такое сведение, из каких этапов состоит этот процесс. Также мы расскажем, зачем нужен мастеринг.
Запись инструментов и вокала на студии – это только первый шаг в создании песни. После подбора наиболее удачных дублей и тюнинга вокала трек отправляется на сведение и мастеринг.
О том, что это такое и для чего это нужно, мы расскажем в статье.
Основные этапы сведения звука
Упрощенно, сведение – это процесс микширования записанных дорожек и создание из них законченной песни с собственным характерным звучанием.
В процессе сведения можно выделить несколько основных этапов:
- установка музыкального баланса;
- панорамирование инструментов;
- эквализация и динамическая обработка;
- формирование акустического пространства;
- артистическая обработка.
ВАЖНО! О записи и сведении
Не думайте, что сведение «все вытянет». Если запись изначально сделана некачественно, то и конечный результат будет плохим.
Инженер работает только с тем материалом, который у него есть. Он не сможет убрать клиппинг, поправить недотянутые бэнды и сделать яркой и четкой бубнящую гитару.
Поэтому, прежде чем отдавать записанный материал на сведение, убедитесь, что он звучит так, как вы задумали.
Подготовка к сведению
Прежде чем начать сводить трек, к этой работе необходимо подготовиться. Неважно, будете ли вы заниматься микшированием самостоятельно или наймете для этого профессионала. Описанные ниже действия в любом случае нужно выполнить.
Проверьте записанный материал.
- Убедитесь, что вы записали все нужные инструменты. Проверьте тональность и темп. Убедитесь, что все дорожки имеют одинаковое качество и битрейт.
- Если нужно, сделайте тюнинг вокала и синхронизируйте точность попадания инструментов в барабаны.
- Подготовьте демо-запись песни. По этому черновику звукоинженер будет следить за соблюдением правильного расположения дорожек и вступления партий.
- Подготовьте референсные треки. Используйте записи ваших любимых групп. Референсы нужны, чтобы инженер понимал, какого звука того или иного инструмента вы хотите добиться.
Установка музыкального баланса
Хороший звукоинженер выстраивает каждый новый микс с нуля. Для этого он создает новый пустой проект в DAW, где задает темп песни и ее тональность. И только после этого начинает применять плагины и эффекты.
Перед началом работы выставьте все настройки громкости и панорамирования в нулевое положение. Этот процесс называется нормализацией. Обратите внимание, так нужно поступить со всеми инструментами. И солирующими, и выполняющими роль подложки. Нужный уровень громкости для каждой дорожки будет установлен на этапе динамической обработки.
ВАЖНО! Следите за уровнями
Проверьте, чтобы ни одна дорожка не перегружалась. Если нужно, понизьте уровень громкости на 3 – 12 дБ. Не бойтесь, что трек будет звучать тихо. На следующих этапах громкость будет увеличена.
Панорамирование инструментов
Вторым этапом сведения является расположение инструментов в виртуальном звуковом пространстве. Жестких правил панорамирования нет. Каждый звукоинженер решает это задачу по-своему. Но в современной музыке принято располагать бочку, бас и вокал по центру. Остальные инструменты разводят по каналам.
С помощью панорамирования звукоинженеры решают следующие задачи:
- применение спецэффектов (например, перемещение звука из одного канала в другой);
- распределение инструментов в стерео-панораме;
- создание объемного звучания трека;
- равномерное распределение звуковой энергии по каналам;
- ликвидация частотных конфликтов инструментов.
Более подробно о расположении звуков в виртуальном пространстве вы можете почитать в статье «Основы панорамирования. Расположение звуков в виртуальном пространстве«.
Эквализация и динамическая обработка
Главная задача эквализации – избежать частотных конфликтов. Например, чтобы бас и бочка звучали вместе, а не перекрывали друг друга.
Обратите внимание, эквализация нужна не для кардинального изменения частотного баланса, а лишь для подчеркивания нюансов в звучании композиции.
То есть эквалайзером вы лишь немного корректируете звук.
На рисунке ниже изображены примерные частотные диапазоны различных инструментов.
ВАЖНО! О низкочастотных звуках
На этапе работы с эквалайзером у каждого инструмента уберите все частоты до 50 Гц (для баса – до 20 Гц). В этом диапазоне нет «полезных» звуков. Это позволит вам убрать все низкочастотные «артефакты» и избавит ваш микс от «грязи» и «бубнежа».
После эквализации проводится динамическая обработка компрессором и лимитером.
С помощью компрессора производится корректировка динамического диапазона как отдельных инструментов, так и звучания всего трека.
Используя компрессор, звукорежиссер может сделать звучание резким и хлестким или, наоборот, мягким и грувовым.
При работе с компрессором нужно быть очень внимательным. Любая ошибка в настройках может полностью развалить микс или сделать его плоским и пережатым. Применять компрессор нужно осторожно и только там, где это действительно необходимо.
На этапе динамической обработки звука можно добавить модуляционные эффекты (хорус, тремоло, флэнжер, фэйзер, энвелоп фильтр и т.д.).
Формирование акустического пространства
Следующий этап сведения – пространственная обработка. Другими словами, создание объемного, живого звучания композиции.
Дело в том, что в реальности источники звука находятся от нас на различном расстоянии. Соответственно мы слышим их с определенной задержкой и несколько размытыми. Этот эффект нужно использовать при микшировании. Для этого применяются эффекты реверберации и задержки (дилея).
С их помощью вы формируете пространство и объем вашей композиции.
Никаких правил в применении пространствнных эффектов не существует. В разных жанрах музыки они используются в разном соотношении. Например, в ambient ревер нередко выкручивают на максимум. В то время, как в экстремальных жанрах рок-музыки ревер почти не используют.
Во многих DAW существуют готовые пресеты реверберации и дилея. На первых порах лучше использовать их.
Артистическая обработка
Последним шагом сведения является артистическая обработка композиции.
На этом этапе происходит работа с художественными нюансами, добавляются разные «фишки» для украшения трека. Например, «пинг-понг» дилей для гитары или эффекты вамми и дисторшна на вокале.
На этом этапе все зависит от вашего вкуса и фантазии. Но не стоит переусердствовать, потому что лишние эффекты могут испортить композицию.
Что такое мастеринг?
После сведения трек отправляется на мастеринг.
Основная цель мастеринга – финальная обработка готовой композиции и ее подготовка к тиражированию на физических и цифровых носителях. На этом этапе создается мастер-копия трека.
До наступления цифровой эры треки мастерились под стандарты звучания виниловых пластинок и аудио-кассет. Сегодня мастеринг делается с учетом требований интернет-площадок. Например, для корректной работы в iTunes треки мастерятся с некоторыми нюансами.
На этапе мастеринга звукорежиссер добавляет последние штрихи в музыкальное полотно. Это может быть обработка плагинами для эмуляции аналогового звучания, подъем или понижение громкости.
Заключение
Сведение и мастеринг – это по большому счету творческий процесс. Нет единых стандартов для любой композиции. Вы можете свести и отмастерить трек вопреки всем устоявшимся нормам, если того требует художественный замысел.
Поначалу лучше всего работать по референсам, копируя стиль и звучание ваших любимых артистов. Разобравшись в процессе, вы уже сможете самостоятельно выстраивать микс.
Ниже представлено видео, в котором наиболее понятно показано, как сведение и мастеринг влияют на конечное звучание песни.
Источник: gitarmonstr.ru
Как сделать диджейский микс: 10 советов для успешного релиза
Если вы собираетесь записать годный микс, то нужно задать себе следующие вопросы — кто будет его слушать? Как микс будет построен? Как вы его сведёте? Крис Алкер собрал нужные вопросы и ответы в этой подборке из 10 советов, следуя которым, вы сделаете отличный микс.
Если вы собираетесь заниматься профессиональной записью миксов, рекомендуем вам купить микшерный пульт — огромный выбор моделей в нашем магазине.
Когда диджей, окружённый тусующимися людьми, играет свой сет, он как бы смешивает энергии, которые наполняют танцпол. Если он ставит правильную музыку в правильное время, он попадает в поток, и главное, оставаться в нём до последнего трека. Важно направлять этот поток в нужное русло — если танцоры подустали, можно немного притормозить и поставить что-то поспокойнее, чтобы люди сходили выпить водички и поболтать с друзьями. Это обычный подход, когда играешь для «живой» публики.
Когда же хочешь сделать микс для промоушна, подкаста, радио или просто для кого-то, то включаются совсем другие механизмы. Здесь нет мгновенной обратной связи, зато есть много времени для подготовки. Чтобы провести это время эффективнее, рекомендуем изучить эти десять пунктов.
1. Решите, записать микс живьём или сделать в Ableton Live?
Овет прост — зависит от цели. Если нужно получить место в лайнапе вечеринки, то надо записывать микс живьём. Конечно же, в миксе должно быть слышно, насколько хорошо вы владеете инструментарием для живых исполнений. Можно постараться сымитировать живую игру в том же Ableton Live, но зачем, если не нет сил повторить это на вечеринке за диджейским столом?
Намного разумнее использовать компьютер при подготовке микса, например, для подкаста. Тут уже можно отполировать все переходы при помощи комплексной автоматизации параметров эквалайзера и эффектов.
Иногда запись живого сета это лучший способ прорекламировать следующие вечеринки в серии. Полезно записывать не только дорожку мастера, но и отдельно снимать микрофоном звуки помещения и толпы. При соединении этих звуков с нормальной записью с пульта, получится микс, который даст более полное представление о вечеринке.
Вот пример такого микса:
2. Поймите, кто ваша аудитория
Микс, который вы записываете, чтобы вписаться в лайнап ночной вечеринки, конечно, будет отличаться от микса, который вы делаете для посиделок с друзьями. Знать аудиторию очень важно, когда выбираешь треки, планируешь, насколько длинным, танцевальным будет микс. Если нужен энергичный микс для занятий фитнесом, скорее всего, потребуется скорость больше 130 ударов в минуту, с плавными переходами без пауз и ям, треки должны быть бодрыми и активными, ведь танцевать под него будут люди, которые хотят весело сжечь побольше калорий. Если это йога, то нужна музыка поспокойнее, например, ломаные ритмы со скоростью от 90 до 110 ударов в минуту с преобладанием эмбиентных восточных мелодий.
3. Постройте диаграмму своего сета
Полезная тема — продумать структуру и даже визуализировать в графике как вы собираетесь построить сет. Так иногда делают музыкальные продюсеры, чтобы разобраться с композицией трека. То же самое применимо и к миксу.
- Разгон — например, повышение количества ударов в минуту от трека к треку
- Вершина — некий пиковый момент, в котором содержится много энергии, например, кульминационный или просто очень бодрый трек
- Волна — серия эмоциональных пиков, спадов и разгонов
4. Внимательно отберите треки и составьте их порядок в миксе
Это, конечно, касается ваших вкусов и аудитории. Это банальная мысль, но в первую очередь используйте музыку, которая нравится вам, вместо того, чтобы просто включать по очереди треки из чартов. Также играйте старые треки наравне с новыми — многие бояться играть «старьё», чтобы казаться актуальными, но это ловушка, ведь если мыслить такими категориями в современном мире, то придётся играть только ту музыку, которая вышла максимум вчера. Короче, играйте музыку, независимо от того, когда она была издана.
5. Используйте разные переходы
Есть стереотип, что танцевальные диджеи сводят в бит, хип-хоперы резко перепрыгивают на следующий трек в нужный момент, а на радио просто делают плавный фейд. Лучше уметь комбинировать эти способы. Конечно, если вы играете микс из треков одного стиля, например, d’n’b или techno, то можно ограничиться сводкой в бит и без пауз. Но если у вас в подборке представлено много разных жанров, то приёмы придётся комбинировать.
Послушайте, как американский тёрнтейблист и музыкант DJ Anubus использует разные типы переходов, эффекты и сводки в своём “The Dude Mix”:
6. Сводите по тональности
Даже если треки принадлежат одному жанру и у них одинаковый темп, они всё равно могут плохо сочетаться. Некоторые диджеи имеют врождённое чувство гармонии, но многим повезло поменьше, и им нужно следующее объяснение. Дело в тональности музыки. Существуют хорошо описанные в музыкальной теории законы гармонии, и, следуя им, можно очень красиво подбирать последовательности треков. Обязательно ознакомьтесь с методами гармонического сведения, описанными в этой статье.
Однако, понимайте, что при чрезмерном использовании гармонического сведения можно получить очень занудный и однообразный сет.
7. Учитывайте композицию треков
При сведении иногда возникает такая ситуация — если вывести трек и затянуть сводку, в итоге можно получить провал в композиции, когда секции треков не совпали. Например, прошлый трек ушёл в яму и его надо бы убрать, чтобы выделить дроп следующего, диджей зазевался, и в этот момент в предыдущем треке заканчивается яма, опять начинается бит и уже поверх него дропается следующий трек. Танцпол в растерянности. Для того, чтобы избежать такого, надо, во-первых, меньше зевать, во-вторых, знать композиции треков, то есть их структуру. Если вы знаете, когда что и где вступает, то сможете делать очень крутые переходы.
Мастер тек-хауса Дерек Мартин всегда учитывает композицию, и его миксы послужат отличным примером. Вот один из них:
8. Правильно используйте лупы, эффекты, фильтры и эквалайзеры
Если использовать все перечисленные вещи бездумно, можно легко испортить даже самую крутую песню. Однако если разработать свой уникальный стиль применения лупов, эффектов и прочего, можно выгодно отличаться от большинства других диджеев, даже если они играют те же самые треки.
Например,техно-гуру Деррик Мэй ловко использует эквалайзеры роторного микшера для создания дополнительных элементов аранжировки, и людям это очень нравится. Послушайте его микс из Японии:
9. Рассчитайте подходящую длину микса
Тут особо нет правил, но часовой микс является стандартом. Можно записать свой сет с вечеринки, где вы играли пять часов подряд, или, наоборот, двадцать минут для подкаста или радиошоу, но часовой микс — это самый привычный формат. За час можно успеть развить тему и поставить достаточно много интересной музыки.
10. Уделите внимание обложке, названию и дистрибуции
Вашим миксом могут заинтересоваться, даже если совсем вас не знают, так что нужно грамотно отнестись к таким вещам, как название, обложка и каналы распространения. Подберите подходящую по настроению картинку или сделайте её сами. Если вы записали микс индустриального техно, то вряд ли для обложки подойдёт фотография котёнка в розовом комбинезоне, если это, конечно, не сарказм.
Очевидно, что лучше выбрать что-то футуристичное, техногенное. Будьте оригинальными, но помните про ассоциативные связи, которые действуют подсознательно. То же самое касается названия. «Сингулярность» или «Сон андроида» в случае с техно подойдут лучше, чем «В небе ангелочки» или «Розовые щёчки».
Будет супер, если у вас есть знакомый фотограф или художник, которого можно попросить разработать визуальную концепцию.
Что касается дистрибуции, то сегодня распространять микс лучше в цифровом виде. Залейте его на mixcloud.com или mixcrate.com, а вот насчёт SoundCloud есть сомнения, там правообладатели сейчас часто банят диджей-сеты. Можно воспользоваться блогами или различными музыкальными сайтами для публикации. Свяжитесь с авторами, познакомьтесь, пошлите ссылку и небольшой текст о себе и миксе. Если микс подойдёт по тематике, у сайта будет место в сетке постов, и вы будете вести себя прилично, то вам с радостью помогут.
Вот и все 10 советов, которые точно нужно иметь ввиду при подготовке микса.
Есть ещё какие-то рекомендации? Напишите о них в комментариях.
Источник: www.allfordj.ru