2 ФГБОУ ВПО Пензенский казачий институт технологий (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
Внедрение информационных технологий вносит существенные изменения во все стороны жизни людей. Не является исключением и сфера образования. Поэтому в данной статье авторы рассматривают актуальную проблему разработки электронных учебных изданий. Проводится анализ различных подходов к определению электронных учебных изданий различных авторов, таких как С.Г. Григорьев, В.В.
Гриншкун, С.Л. Мякишев, Р.Ю. Макаров. Также авторы описывают этапы разработки электронных учебных изданий. Среди множества современных средств разработки электронных учебных пособий авторы выделяют Natata eBook Compiler; Adobe Acrobat Professional; Tildee; iSpring Suite; Конструктор электронных учебников; TurboSite.
Основная проблематика статьи связана с подготовкой будущих учителей информатики к разработке электронных учебных изданий, так как с переходом на новые стандарты обучения возникла необходимость исследовать данный вопрос в аспекте подготовки в магистратуре «Педагогическое образование», магистерская программа «Информационные технологии в образовании». Авторами разработан спецкурс «Технологии создания электронных учебных пособий», где в качестве средств разработки электронных учебных изданий используются такие среды, как TurboSite и Конструктор электронных учебников. В статье приводится тематическое планирование данного спецкурса. По итогам его проведения делается вывод об эффективности предложенных методических решений.
Как создать электронное пособие с помощью программы TurboSite
электронное учебное издание
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2002. 352 с.
2. Алексеев Г.В., Бриденко И.И., Верболоз Е.И., Дмитриченко М.И. Основы разработки электронных учебных изданий. СПб.: Лань, 2016. 144 с.
3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы. М., 2009. 156 с.
4. Мякишев С.Л., Макаров Р.Ю. Электронные учебные издания: характеристика и особенности подготовки // Вестник ВятГУ. 2011. №1-3. С. 20-23.
5. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 84 с.
6. Спиридонов О.В. Создание электронных интерактивных мульти-медийных книг и учебников в iBooks Author. 2-е изд., испр. М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. 629 с.
7. Акимова И.В. Основы создания электронного учебника средствами Macromedia Authorware. Пенза: ПГПУ, 2010. 76 с.
8. Акимова И.В., Титова Е.И., Буркина В.А. Создание электронного учебника модульной структуры курса математики // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 3. С. 15-19.
Урок 1 :: Методика создания электронного учебного пособия
Внедрение информационных технологий вносит существенные изменения во все стороны жизни людей. Сначала с их помощью модернизировались и ускорялись научные расчеты, затем стало возможно наглядное иллюстрирование и моделирование всех сфер человеческой деятельности, а затем – организация сетевого взаимодействия с мировым сообществом.
Не является исключением и сфера образования. Информационные технологии обеспечивают адаптацию процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучаемых, освобождают преподавателей от ряда трудоемких и часто повторяющихся операций по представлению учебной информации и контролю знаний. При проведении занятий в компьютерных классах возрастают активность обучаемых, самостоятельно прорабатывающих большой объем учебной информации, и возможности преподавателя по управлению учебной деятельностью группы обучаемых.
Одним из эффективных средств организации процесса обучения с использованием современных информационных технологий являются электронные учебные пособия. Электронный учебник (ЭУ) – основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне (Приказ Минобразования от 19.06.1998 № 1646 «О создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям»). Электронное учебное пособие (ЭУП) – учебное пособие, поддерживающее компьютерную технологию обучения, где основным средством обучения является компьютер. Оно разрабатывается в соответствии с требованиями к системе обучения в целом, призвано решать те задачи и поддерживать те функции обучения и/или администрирования учебного процесса, которые были определены на стадии общей проработки проекта по оказанию образовательных услуг на основе компьютерной технологии обучения [1, 2].
Электронные учебные издания находят все большее применение в учебной деятельности как в школе, так и в высших учебных заведениях, входят в состав информационной учебной среды [3, 4]. Поэтому выбранная тема исследования – рассмотреть возможности обучения разработке электронных учебных изданий будущих учителей – может считаться актуальной.
Материал и методы исследования
В работе С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна «Образовательные электронные издания и ресурсы» под электронным образовательным изданием понимается издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающей творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области [5].
С.Л. Мякишев, Р.Ю. Макаров в своем исследовании отмечают, что электронное учебное издание является программно-информационной системой, состоящей из программ, реализующих сценарий учебной деятельности, и определенным образом подготовленных знаний (структурированной информации и системы упражнений для ее осмысления и закрепления) [6].
Создание ЭУ эффективно решает проблему постоянного обновления информационно-дидактического материала. В них может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрируется динамика изменения объектов. Кроме того, ЭУ могут включать средства контроля знаний – компьютерное тестирование.
Незаменимы электронные учебники и для организации самостоятельной работы обучаемых. Использование ЭУ предполагает гибкую адаптацию под индивидуальные параметры обучаемого, выбор индивидуальных траекторий обучения, использование дополнительной интерактивности и наглядности за счет представления объектов и процессов в динамике, моделирования уникальных и дорогостоящих процессов. Структура ЭУ обычно предполагает наличие системы навигации [7].
Процесс создания электронного учебного издания должен проходить по следующим основным этапам, представленным на рисунке 1.
Рис. 1. Основные этапы разработки электронных учебных изданий
В настоящее время разработано достаточно много программных комплексов для создания электронных учебных пособий в различных форматах. Нами были проанализированы следующие:
− Natata eBook Compiler;
− Adobe Acrobat Professional;
− Конструктор электронных учебников;
Проблема обучения будущих учителей технологии разработке электронных учебных пособий исследуется нами достаточно давно. Ранее были проанализированы аспекты подготовки будущих учителей информатики, обучающихся на специальности 050202.00 «Информатика» с дополнительной специальностью. Но с переходом на новые стандарты обучения исследование данной тематики перешло в область подготовки магистров специальности 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Информационные технологии в образовании» [8].
В Пензенском государственном университете в рамках учебного плана магистерской программы «Информационные технологии в образовании» предусмотрена дисциплина «Технологии создания электронных учебных пособий», которая относится к вариативной части дисциплин по выбору.
Задачами данной дисциплины являются: ознакомление с основами разработки электронных учебных пособий; ознакомление с принципами отбора и структурирования материала для них; изучение основ работы в основных средах, ориентированных на разработку электронных учебных материалов.
Структура данной дисциплины представлена ниже в таблице.
Раздел 1. Определение электронного учебника.
Тема 1.1. Определение электронного издания, электронного учебника, электронного учебного пособия. Достоинства электронных учебников.
Тема 1.2. Основные принципы, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебника
Раздел 2. Этапы создания электронного учебника.
Тема 2.1. Определение целей и задач разработки. Разработка структуры электронного учебника. Разработка содержания по разделам и темам учебника.
Тема 2.2. Подготовка отдельных компонентов электронного учебника. Программирование. Апробация. Корректировка содержания ЭУ по результатам апробации.
Подготовка методического пособия.
Раздел 3. Основы создания электронного учебника средствами Macromedia DreamWeaver: создание простейших веб-страниц.
Тема 3.1. Рабочая среда Macromedia DreamWeaver.
Тема 3.2. Создание нового документа, сохранение, открытие страницы.
Раздел 4. Основы создания электронного учебника средствами Macromedia AuthorWare: основные возможности.
Тема 4.1. Macromedia AuthorWare: основные возможности.
Тема 4.2. Создание нового документа в Macromedia AuthorWare. Вставка различных кадров в курс. Импортирование внешних ресурсов (графиков, звуков, видео). Публикация курса.
Изначально дисциплина была рассчитана на применение таких программных продуктов, как Macromedia DreamWeaver, для создания электронного учебного издания в формате html-файла, Macromedia AuthorWare, ехе-файла. Но данные программные продукты являются достаточно дорогостоящими, поэтому было принято решение переработать курс в рамках использования других программных сред с сохранением общих тенденций в обучении.
После проведенного анализа программных сред для разработки электронных учебных пособий нами были выбраны TurboSite (вместо Macromedia DreamWeaver) и Конструктор электронных учебников (вместо Macromedia AuthorWare).
TurboSite представляет собой бесплатно распространяемую программу для создания сайтов и электронных учебников. Созданный учебник будет иметь в итоге формат html-файла (рис. 2).
Рис. 2. Внешний вид программы TurboSite
Программа легка в использовании, не требует знаний языка html. Для оформления внешнего вида имеется набор готовых шаблонов (рис. 3).
Рис. 3. Выбор шаблонов оформления учебника
При создании электронного учебника можно вставлять готовый текст из текстового редактора, можно создавать текст страницы самостоятельно. Текст также можно форматировать. В учебник можно легко внедрять видео- и аудиофайлы, делать гиперссылки.
Конструктор электронных учебников – программный продукт, предоставляющий сервис по разработке электронных учебных изданий в виде exe-файлов.
Продукт поддерживает работу с Microsoft Word, позволяет добавлять в учебник готовый текстовый документ или создавать свой, конвертировать внешние файлы в нужный формат.
Также редактор поддерживает различные аудио-, видео- и графические форматы: AVI, WMV, MOV, 3GP, MP4, MPG, MPEG; MP3, WAV, WMA, MID, OGG; BMP, GIF, JPEG, JPG, PNG, ICO.
Оба программных продукта являются свободно распространяемыми.
Результаты исследования и их обсуждение
Нами было разработано и апробировано техническое и методическое сопровождение использования данных программных сред, которые можно было бы использовать в подготовке и проведении занятий по курсу «Технологии создания электронных учебных пособий».
В результате проведенной работы магистрантами были успешно разработаны несколько учебных пособий, например пособие «Программирование в современных средах». На рисунках 4, 5 представлены фрагменты данного пособия.
Рис. 4. Фрагмент пособия «Программирование в современных средах»
Рис. 5. Фрагмент пособия «Программирование в современных средах»
После окончания спецкурса нами был проведен опрос среди студентов (12 человек) с целью выявить степень их заинтересованности и удовлетворенности в полученных умениях разработки учебных пособий.
На вопрос: «Будете ли вы самостоятельно разрабатывать электронные учебные пособия в рамках своей педагогической деятельности?» все респонденты – 100% (12 человек) ответили утвердительно. При выборе среды разработки электронного учебного пособия респонденты отдали предпочтение среде TurboSite – 50% (6 человек), 25% предпочли использовать другие программные среды, а оставшиеся захотели провести дополнительный анализ представленных на рынке программных продуктов для разработки электронных учебников.
Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках разработанного спецкурса решены поставленные задачи ознакомления с основами разработки электронных учебных пособий и изучения основ работы в основных средах, ориентированных на разработку электронных учебных материалов.
Источник: science-education.ru
Выбор среды для создания электронного пособия
В настоящее время среди основных требований при создании электронных пособий для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения: чувственному восприятию изучаемых объектов. Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет некоторые преимущества перед обучением с использованием традиционных учебников.
В программах с мультимедийным представлением информации появляется возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. Электронные пособия существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичней. Появляется возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже и научных закономерностей, теорий, понятий.
Microsoft Office PowerPoint — приложение для подготовки презентаций под Microsoft Windows и Apple Mac OS X.
Нет нужды представлять документы в этих распространенных форматах. С их помощью можно легко и быстро подготовить качественное электронное учебное пособие со встроенной системой самоконтроля.
Электронные пособия в формате Acrobat
Имеется прекрасно зарекомендовавший себя формат.PDF электронных документов от компании с мировым именем Adobe Systems. Для чтения электронных пособий в этом формате применяется свободно распространяемая программа Acrobat Reader. Для создания же электронных пособий используется программа Acrobat с широкими возможностями, вполне доступная образовательным организациям. Многие миллионы электронных документов в мире выполнены именно в формате.PDF.
Электронные пособия в программе Flash MX
Применение технологии Flash позволяет быстро и эффективно создавать мультимедиа-приложения, оформленные анимацией, аудио- и видеофрагментами и способные реагировать на действия пользователя. Одной из главных особенностей этого пакета является возможность создания выразительных мультимедийных объектов, оптимизированных для размещения в Internet. Программа Flash MX 2004 обладает более удобным интерфейсом, средствами быстрого создания анимационных эффектов, а также расширенными возможностями для создания и управления Flash-роликами. Также имеется мощный и гибкий инструментарий, который позволяет осуществлять управление большими проектами, состоящими из множества взаимосвязанных документов.
Электронное пособие в программе 3D Studio MAX
3ds Max (3D Studio MAX) — полнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации, разработанная компанией Autodesk. Содержит самые современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа. Работает в операционных системах Microsoft Windows и Windows NT (как в 32 — битных, так и в 64 — битных). Весной 2010 года выпущена тринадцатая версия этого продукта под названием «3ds Max 2011».
Широко распространенных программ моделирования довольно много, однако одна из лучших программ трехмерного моделирования и искусства анимации для создания визуальных эффектов программа — 3D Studio MAX. 3DMAX позволяет смоделировать многое путем использования разнообразных базовых объектов. После построения геометрических объектов и должного их размещения к ним можно применять материалы, накладывать на геометрию текстуры. Программа 3DMAX привлекает тем, что в ней можно по настоящему почувствовать себя создателем целого фильма, выступать и в роли режиссера, оператора, композитора, всех тех, кто создает фильм. Конечно, этот процесс занимает много времени, но если нравиться, то оно пролетает незаметно.
Объединение программ 3dmax и Flash MX позволяет создать в обучающие программы, позволяющие обеспечить внедрение новых технологий, соответствующих мировым стандартам в области информатизации. Благодаря использованию трехмерного моделирования 3dmax и удобному интерфейсу Flash новые компьютерные программы стали наглядны, красочны и интересны студентам.
Можно сделать учебное пособие, используя готовые движки для сайтостроения, такие как WordPress, DLE и подобные. Это позволит сократить время на добавление и редактирование записей и страниц пособия.
Так же можно сделать пособие как веб-сайт, состоящий из html страниц и кода. Пособие такого рода будет легко редактировать и менять, к примеру, дизайн оформления. С помощью этого метода можно легко менять тексты, содержащиеся в пособии.
В настоящее время существует много свободно распространяющихся программ-оболочек, с помощью которых можно создать наглядное, красочное и интересное для студентов электронное пособие.
Для разработки электронного учебного пособия был выбран язык гипертекстовой разметки HTML. Для создания страниц на данном языке существует большое количество программ и редакторов, а самое главное, код, написанный на этом языке, без труда открывается стандартным, установленном на большинстве современных компьютеров, браузером. Страница, написанная на данном языке, привычна и знакома любому пользователю, простота навигации, достаточное для электронного пособия количество тэгов, делает язык еще более привлекательным для использования.
Главным инструментом решения задачи написания электронного учебного пособия на выбранном языке HTML являются программы для Web-дизайна. Для выбора программы были сформулированы три основных, предъявляемые к программам Web-дизайна, требования:
— Полная поддержка кодировок русского языка.
— Возможность создания страничек не только любительского, но и профессионального уровня.
— Визуальный режим работы.
Наиболее полно данным требованиям отвечают редактор MicrosoftFrontPage. «За кадром» оставлены так называемые HTML – редакторы, в которых странички не верстаются, а пишутся в текстовом режиме. Microsoft FrontPage включает все необходимые средства для эффективной разработки и эксплуатации веб-узлов. Можно легко создавать качественно оформленные веб-страницы, выбирая наиболее удобный способ разработки. Динамический формат HTML обеспечивает функции анимации, средство Cascading Style Sheets 2.0 позволяет создавать эффекты обтекания или наложения для изображений и текста, а усовершенствованные средства для работы с цветом упрощают оформление веб-страниц.
Для расширения функциональных возможностей Web-страниц был использован язык JAVASCRIPT. JavaScript — новый язык для составления скриптов, разработанный фирмой Netscape. С помощью JavaScript можно легко создавать интерактивные Web-страницы.
2.3. Разработка структуры электронного учебного пособия по теме «Основы алгоритмизации»
Электронное учебное пособие может быть при необходимости дополнено образовательными учреждениями, справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевых ресурсов.
Руководствуясь данным нормативным документом и реализовав учебное пособие в виде HTML-документов, получили электронное учебное пособие.
В результате пособие разбито на семь основных тем, которые реализованы в виде вертикального меню (рис. 1): основы алгоритмизации, основные конструкции языка Паскаль, управляющие конструкции Турбо Паскаль, структурированные типы данных, процедуры и функции, файлы, объектно-ориентированное программирование.
Рис1. Содержание электронного пособия
Рис2. Страница раздела «Основы алгоритмизации»
На данной странице располагаются ссылки на темы, которые выделены на теоретическое изучение. Переходя уже непосредственно по ссылке темы пользователь попадает на страницу с лекционным материалом по выбранной теме. Краткое изложение лекционного материала обусловлено тем, что электронное учебное пособие является приложением к традиционному учебнику на бумажном носителе, поэтому в нём содержится только краткое изложение лекции — формулировки основных определений и понятий.
Для того, чтобы акцентировать внимание студента на самых важных моментах — определения, формулы и примеры специальным образом выделены из общего массива лекционного текста (рис. 3).
Рис3. Акцентирование внимания на отдельные элементы массива текста
Рис4. Страница раздела «Основные конструкции языка Паскаль»
Рис5. Страница раздела «Управляющие конструкции языка Турбо Паскаль»
Рис6. Страница раздела «Структурированные типы данных»
Рис7. Страница раздела «Процедуры и функции»
Рис8. Страница раздела «Файлы»
Рис9. Страница раздела «Объектно-ориентированное программирование»
В данных разделах представлены перечни тем, которые запланированы на выполнение практических работ. Переходя уже непосредственно по ссылке темы пользователь попадает на страницы, где представлены пошаговые решения типичных задач, упражнений и прохождение теста для закрепления знаний по данному учебному курсу с выдачей минимальных пояснений и ссылками на разделы теоретического курса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изученного материала можно сделать вывод о практической ценности электронных учебных пособий. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабжённую иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, электронное пособие даёт больше возможностей обучаемому для самостоятельной работы, позволяет выбрать глубину изучения темы. Также важное значение электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости, что очень важно для столь динамично меняющейся парадигмы образования.
Такие возможности, как использование гипертекста и мультимедиа, многослойность учебного материала, были реализованы и подготовлены в пособии. Текст был снабжён наглядными и справочными материалами благодаря технологии гиперссылок.
Таким образом, подготовленное электронное учебное пособие обладает следующими преимуществами: облегчает понимание изучаемого материала за счёт иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на зрительную и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, его уровнем подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями.
Студентам, пропустившим занятия, электронные учебные пособия помогают самостоятельно освоить пропущенный материал, выполнить практические и лабораторные работы. Также, электронные пособия позволяют студентам быстро и эффективно подготовится к уроку, докладу, контрольной работе и экзамену.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что правильно составленное электронное учебное пособие является ключевым дидактическим звеном информационно-коммуникационной технологии обучения в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов XXI века. А также, что электронные учебные пособия являются перспективным направлением информатизации образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.
На основе изученной методики по созданию электронных образовательных ресурсов была разработана концепция электронного учебного пособия по курсу «Элементы высшей математики». По разработанной концепции создано и наполнено электронное учебное пособие в формате HTML.
Цель исследовательской работы достигнута — электронное учебное пособие по курсу «Элементы высшей математики» для специальности 230111 «Компьютерные сети» спроектировано и разработано с учётом всех требований к данному виду электронного образовательного ресурса. Оно структурировано, удобно в обращении, содержит наглядность изложенного материала. Для удовлетворения всем требованиям при создании пособия были использованы гипертекстовые технологии. Электронное учебное пособие разработано с помощью HTML — языка разметки, удобного в изменении содержания файлов с расширением.html и создания гиперссылок. В проекте содержится курс лекций по «Элементам высшей математики», упражнения для практических работ и задачи для самостоятельной работы студентов, а так же глоссарий и методические рекомендации по использованию пособия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешкина О. В. Применение электронных пособий в образовательном процессе [Текст] / О. В. Алешкина // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 389-391.
2. Богомолов Н.В. Математика: учеб. для ссузов / Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. — 395, [5] с.: ил.
3. Богомолов Н.В. Сборник задач по Паскалю: учебное пособие для ссузов / Н.В. Богомолов. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2009. — 204, [4] с.: ил.
4. Вымятнин В.М., Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки (http://ido.tsu.ru/ss/?unit=223)
5. Григорьев В.П. Основы алгоритмизации: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Григорьев, Ю.А. Дубинский. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 320 с.
6. Григорьев С.Г. и [др.] Концепция образовательных электронных изданий и ресурсов — шаг на пути к качественному образованию / Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В. // Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»- (http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php)
7. Журбенко Л.Н., Никонова Г.А., Никонова Н.В., Нуриева С.Н., Дегтярева О.М. Математика в примерах и задачах: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 373 с. — (Высшее образование).
8. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В. Зимина. — М.: Из-во МЭИ, 2013.
9. Клюшин В. Л. Основы алгоритмизации в программировании: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 448 с. — (Учебники РУДН).
Источник: mydocx.ru
Выбор среды для создания электронного пособия
В настоящее время среди основных требований при создании электронных пособий для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения: чувственному восприятию изучаемых объектов. Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет некоторые преимущества перед обучением с использованием традиционных учебников.
В программах с мультимедийным представлением информации появляется возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. Электронные пособия существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичней. Появляется возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже и научных закономерностей, теорий, понятий.
Microsoft Office PowerPoint – приложение для подготовки презентаций под Microsoft Windows и Apple Mac OS X.
Нет нужды представлять документы в этих распространенных форматах. С их помощью можно легко и быстро подготовить качественное электронное учебное пособие со встроенной системой самоконтроля.
Электронные пособия в формате Acrobat
Имеется прекрасно зарекомендовавший себя формат.PDF электронных документов от компании с мировым именем Adobe Systems. Для чтения электронных пособий в этом формате применяется свободно распространяемая программа Acrobat Reader. Для создания же электронных пособий используется программа Acrobat с широкими возможностями, вполне доступная образовательным организациям. Многие миллионы электронных документов в мире выполнены именно в формате.PDF.
Электронные пособия в программе Flash MX
Применение технологии Flash позволяет быстро и эффективно создавать мультимедиа-приложения, оформленные анимацией, аудио- и видеофрагментами и способные реагировать на действия пользователя. Одной из главных особенностей этого пакета является возможность создания выразительных мультимедийных объектов, оптимизированных для размещения в Internet. Программа Flash MX 2004 обладает более удобным интерфейсом, средствами быстрого создания анимационных эффектов, а также расширенными возможностями для создания и управления Flash-роликами. Также имеется мощный и гибкий инструментарий, который позволяет осуществлять управление большими проектами, состоящими из множества взаимосвязанных документов.
Электронное пособие в программе 3D Studio MAX
3ds Max (3D Studio MAX) — полнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации, разработанная компанией Autodesk. Содержит самые современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа. Работает в операционных системах Microsoft Windows и Windows NT (как в 32 — битных, так и в 64 — битных). Весной 2010 года выпущена тринадцатая версия этого продукта под названием «3ds Max 2011».
Широко распространенных программ моделирования довольно много, однако одна из лучших программ трехмерного моделирования и искусства анимации для создания визуальных эффектов программа — 3D Studio MAX. 3DMAX позволяет смоделировать многое путем использования разнообразных базовых объектов. После построения геометрических объектов и должного их размещения к ним можно применять материалы, накладывать на геометрию текстуры. Программа 3DMAX привлекает тем, что в ней можно по настоящему почувствовать себя создателем целого фильма, выступать и в роли режиссера, оператора, композитора, всех тех, кто создает фильм. Конечно, этот процесс занимает много времени, но если нравиться, то оно пролетает незаметно.
Объединение программ 3dmax и Flash MX позволяет создать в обучающие программы, позволяющие обеспечить внедрение новых технологий, соответствующих мировым стандартам в области информатизации. Благодаря использованию трехмерного моделирования 3dmax и удобному интерфейсу Flash новые компьютерные программы стали наглядны, красочны и интересны студентам.
Можно сделать учебное пособие, используя готовые движки для сайтостроения, такие как WordPress, DLE и подобные. Это позволит сократить время на добавление и редактирование записей и страниц пособия.
Так же можно сделать пособие как веб-сайт, состоящий из html страниц и кода. Пособие такого рода будет легко редактировать и менять, к примеру, дизайн оформления. С помощью этого метода можно легко менять тексты, содержащиеся в пособии.
В настоящее время существует много свободно распространяющихся программ-оболочек, с помощью которых можно создать наглядное, красочное и интересное для студентов электронное пособие.
Для разработки электронного учебного пособия был выбран язык гипертекстовой разметки HTML. Для создания страниц на данном языке существует большое количество программ и редакторов, а самое главное, код, написанный на этом языке, без труда открывается стандартным, установленном на большинстве современных компьютеров, браузером. Страница, написанная на данном языке, привычна и знакома любому пользователю, простота навигации, достаточное для электронного пособия количество тэгов, делает язык еще более привлекательным для использования.
Главным инструментом решения задачи написания электронного учебного пособия на выбранном языке HTML являются программы для Web-дизайна. Для выбора программы были сформулированы три основных, предъявляемые к программам Web-дизайна, требования:
— Полная поддержка кодировок русского языка.
— Возможность создания страничек не только любительского, но и профессионального уровня.
— Визуальный режим работы.
Наиболее полно данным требованиям отвечают редактор MicrosoftFrontPage. «За кадром» оставлены так называемые HTML – редакторы, в которых странички не верстаются, а пишутся в текстовом режиме. Microsoft FrontPage включает все необходимые средства для эффективной разработки и эксплуатации веб-узлов. Можно легко создавать качественно оформленные веб-страницы, выбирая наиболее удобный способ разработки. Динамический формат HTML обеспечивает функции анимации, средство Cascading Style Sheets 2.0 позволяет создавать эффекты обтекания или наложения для изображений и текста, а усовершенствованные средства для работы с цветом упрощают оформление веб-страниц.
Для расширения функциональных возможностей Web-страниц был использован язык JAVASCRIPT. JavaScript — новый язык для составления скриптов, разработанный фирмой Netscape. С помощью JavaScript можно легко создавать интерактивные Web-страницы.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
Источник: zdamsam.ru