Клуб досуга «Пик» (The Peak Leisure Club), Гонконг. Конкурсный проект, первая премия (1982—1983)
Архитектура обладает очень важным свойством — считываемостью. Она всегда олицетворяет время, развитие общества, наши стремления и мечты. Она создается людьми и для людей, и именно архитектура позволяет ощутить множество культурных особенностей различных стран, народов, витиеватость истории. Любое событие накладывает свой отпечаток на архитектуру.
Но иногда она уходит далеко вперед, отражая футуристические мечтания, опережающие свое время. Эта архитектура ждет своего часа на бумаге множество десятилетий, прежде чем обрести форму и переродиться из идеи в здание. Так и произошло с идеями самой влиятельной женщины в мире архитектуры — Захи Хадид. Ее идеи домов будущего распространились по всему миру, вдохновляя и поражая фантазии миллионов людей.
«Бумажный» архитектор
Получив математическое образование в Американском университете Бейрута (Ливан), Заха Хадид переезжает в Лондон ради обучения в архитектурной школе Архитектурной ассоциации. Ее наставником станет великий голландский архитектор Рем Колхас. Заметив талантливую студентку, Колхас приглашает Хадид сразу же после окончания школы стать партнером его архитектурного бюро OMA. Там она проработает три года и уйдет прокладывать свой путь.
«В чем секрет необычной архитектуры Захи Хадид?»
Архитектурное бюро OMA Рема Колхаса. Обложка первого издания художественного журнала Viz (1978)
В 1980 году Заха создаст свое архитектурное бюро, но ее карьера не сразу стремительно пойдет вверх. Ее проекты выигрывают конкурсы по всему миру, но сталкиваются с множеством проблем, начиная от невозможности реализации идей технологически и заканчивая политическими или экономическими сложностями. Хадид не улыбается удача. За несколько десятилетий и до мирового признания ей удастся реализовать лишь несколько проектов.
Проект оперного театра залива Кардифф (Cardiff Bay Opera House, 1994) трижды выигрывал конкурс на строительство, но в итоге был отклонен из-за конфликта с заказчиком, который скептически воспринимал дизайн Хадид
Начало успеха
Первое здание ей удалось построить лишь в 1993 году — маленькую пожарную часть для мебельной компании Vitra, напоминающую бомбардировщик Stealths. Летящие козырьки-крылья напоминают павильон в стиле советских авангардистов 1920-х годов.
Пожарная часть компании — производителя дизайнерской мебели Vitra. Вайль-на-Рейне, Германия (1994)
Следующий реализованный проект — жилой комплекс Spittelau Viaducts в Вене (1994—2005). Весь дом буквально напичкан интересными решениями: сквозь него идет эстакада с пешеходной дорожкой, а под ним по всей длине здания расположена линия метрополитена, выходящая на поверхность земли прямо из-под здания.
Обзор квартиры от ZAHA HADID
Жилой комплекс Spittelau Viaducts. Вена, Австрия (1994—2005)
Другой проект стал символом современности и благополучия Арабских Эмиратов — мост Шейха Зайда, первого президента ОАЭ, который правил страной 38 лет — с 1971 года. Дизайн моста Хадид создала под вдохновением от песчаных дюн Арабских Эмиратов.
Мост Шейха Зайда. Абу-Даби, ОАЭ (1997—2010)
Длина моста — 842 метра, высота — 60 метров, пропускная способность — 60 тысяч автомобилей в час. Мост очень прочный и способен выдержать порывы ветра со скоростью 160 километров в час.
На стыке тысячелетий Заха Хадид начинает получать все больше заказов. Тогда были реализованы проект автостоянки и вокзала в Страсбурге и трамплин «Бергизель» в австрийском Инсбруке, входящем в олимпийскую арену. На строительство трамплина ушло 15 месяцев и порядка 15 миллионов евро. За эту работу Заха Хадид получила австрийскую государственную архитектурную премию.
Вокзал Hoenheim-North и паркинг. Страсбург, Франция (1998—2001)
Лыжный трамплин Bergisel. Инсбрук, Австрия (1999—2002)
Первая женщина-архитектор в истории
Перед тем как Хадид получила премию Притцкера, у нее был реализован лишь один масштабный проект — Центр современного искусства Розенталя в провинциальном Цинциннати. Начало строительства этого центра стало поворотным моментом в карьере Хадид и первым проектом в США.
Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати. Огайо, США (1997—2003)
Стеклянный фасад первого этажа здания заманивает заглянуть внутрь, а бетонный пол холла стирает границу между тротуаром и закрытым помещением. «Урбанистический ковер» — так Хадид назовет концепт здания, который вовлекает каждого посетителя в игру лестниц, ярусов и пандусов. В этом помещении ощущение пространства совсем иное, из-за его необычности очень сложно понять, где пол, потолок и стены.
Витиеватые лестницы Центра современных искусств Розенталя
Именно этот «урбанистический ковер» стал для Хадид пропуском на «красную ковровую дорожку» современной архитектуры, превратив ее в самого востребованного архитектора мира. В 2004 году она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую архитектурную премию. После этого ее архитектурное бюро Zaha Hadid Architects было обеспечено заказами на несколько лет вперед. Уже через десять лет на Хадид будет работать штат из 500 архитекторов, который сможет реализовать более тысячи проектов в 44 странах мира.
От деконструктивизма к параметризму
Говоря о своем стиле, Заха Хадид отмечала, что ощущала тяжеловесность традиционных зданий. Монолитность и «геометризм» их облика вызывал у нее протест. В своих работах она старалась создать естественные плавные линии, повторяющие природные силуэты. Каждый проект она рассматривала индивидуально, учитывая особенность пейзажа и ландшафта.
«Взгляд на Мадрид». Рисунок Захи Хадид (1992)
Если все ее работы до 2000-х относились к деконструктивизму, то позже ее здания получили плавные гибкие формы, дизайн которых просчитывается на компьютере, словно сложное уравнение, связывающее все части здания. За эту часть работы отвечал соавтор Хадид и директор ее бюро Патрик Шумахер, главный теоретик параметрической архитектуры. Именно внедрение технологий поспособствовало воплощению в жизнь множества проектов, которые не могли быть реализованы до этого и пылились на полках. Так появилась цифровая архитектура, тесно связанная с программированием, где формообразование зависит от математических алгоритмов и формул, автоматически преобразует объем, делая его технически и экономически выполнимым.
Эскиз Центра Гейдара Алиева в Баку
Теперь архитектура Хадид становится сложным математическим уравнением, создающим идеальные формы и изгибы. Функциональность ее творений ставится под сомнение, но сами здания и его элементы живут своей жизнью, создавая уникальное и самобытное пространство. Практическая сторона отходит на второй план, в то время как дизайн и сама архитектура выступает во главе всего, на правах неприкосновенной идеи.
Такой подход к работе позволяет создать «идеальное» здание, без изъянов, недочетов. Но только внешне. Спустя пару лет это направление становится настолько популярным, что скопировать и растиражировать его не представляет никакого труда. Постепенно такая архитектура превратилась в слишком предсказуемую и обыденную.
Путь наверх — «антигравитационная» архитектура
В 2010 и 2011 годах Хадид стала дважды подряд обладательницей престижной британской премии Стерлинга за здания Национального музея искусств XXI века в Риме и средней школы Evelyn Grace Academy в Лондоне.
Центр водных видов спорта в Лондоне
Проект, построенный специально для Олимпийских игр, стал одним из самых популярных творений Хадид. Но главное очарование этого сооружения совсем не в дизайне, а в его возможностях. Во время Олимпиады-2012 оно было ареной, вмещающей 17 500 зрителей, с тремя бассейнами; после нее превратилось в компактное строение для легкоатлетических соревнований вместимостью до 2500 человек.
Олимпийский комплекс для водных видов спорта, Лондон, Великобритания (2005—2010)
Технологии зданий-трансформеров очень дорогостоящи, но в случае с олимпийскими объектами такие затраты вполне разумны. Строительство олимпийских объектов очень редко окупается, а срок эксплуатации очень часто не превышает продолжительность соревнований. Но этот центр стал исключением из правил и будет использоваться еще очень много лет.
Схема трансформации центра после Олимпийских игр — 2012 в Лондоне
Культурный центр Гейдара Алиева в Баку
Культурный центр Гейдара Алиева. Баку, Азербайджан (2007—2012)
Строительство этого центра повысило привлекательность Баку для туристов со всего мира. Центр получил премию Design of the Year — 2014 в категории «Архитектура». При строительстве здания использовалось максимально возможное количество стекла, отчего уменьшилась необходимость в искусственном освещении.
Проект культурного центра Гейдара Алиева
Фасады, сечения и форма кровли-обертки
В залитых солнцем пространствах культурного центра располагается музей Гейдара Алиева, выставочные залы, аудиториум, административные офисы, ресторан и кафе.
Вместо заключения. Критика архитектуры Хадид
Последние годы карьеры Хадид были переполнены скандалами и спорами о полезности и гуманности ее архитектуры. Ее начинают ругать за то, что пространство в зданиях используется неэффективно. Например, самое первое построенное ей здание оказалось непригодным для эксплуатации по назначению, поэтому превратилось в выставочный павильон. Помимо этого, проекты очень дороги в постройке и поддержании. Критиковали даже тот факт, что Хадид строила здания преимущественно в Китае и в нефтяных деспотиях Ближнего Востока, где не соблюдаются права человека.
Многофункциональный комплекс Galaxy SOHO. Пекин, Китай (2008—2012)
Проект торгово-развлекательного комплекса Galaxy SOHO в Пекине получил награду Королевского института британских архитекторов, но вызвал возмущение местных жителей: исторический центр из-за постройки был практически разрушен.
Другой проект Хадид для Олимпийских игр 2020 года в Токио некоторые называют «велосипедный шлем, который плюхнулся на японскую столицу с небес».
Проект Национального стадиона к Олимпиаде 2020 года. Токио, Япония
Стадион «Аль-Вакра» для чемпионата мира по футболу — 2022. Катар (2013 — не достроен)
Точкой кипения для Хадид становится гибель рабочего на строительстве стадиона в Катаре. Архитектора обвинили в том, что она ответственна за этот случай и должна понести наказание. На что Хадид и Шумахер заявили, что архитектор должен хорошо выполнять свою работу и не думать о социальной справедливости. Их необычные пространства меняют коммуникацию между людьми, и именно здания помогут обществу в будущем стать прогрессивнее и гуманнее. А за само строительство (и в том числе за технику безопасности) отвечают компании, которые выполняют заказ.
В конце 2015 года Заха Хадид попала в список 100 самых влиятельных людей в художественном мире по версии ресурса artnet.com, а журнал Wired включил ее в число 100 мировых лидеров идей. В феврале 2016 года она стала первой женщиной, удостоившейся золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA), высочайшей национальной награды. Противоречивая легенда современной архитектуры скончалась от сердечного приступа в Майами 31 марта 2016 года.
- Умерла архитектор Заха Хадид
- Удивительные здания, созданные женщинами
- Zaha Hadid, 1950—2016: an appreciation
- Заха Хадид окончательно стала легендой
- архитектура будущего
- параметрическая атхитектура
- заха хадид
Источник: habr.com
Заха Хадид
Заха Хадид — уроженка Багдада, ставшая одной из самых известных архитекторов современности. Недюжинный талант и нестандартный взгляд на привычную архитектуру позволили Хадид успешно реализовать множество проектов разного масштаба, сочетающих черты деконструктивизма, футуризма и органической архитектуры.
- Zaha Hadid Architects
- Сайт:https://www.zaha-hadid.com/
- Интернет-магазин:https://www.zaha-hadid-design.com/
Биография и творчество
Хадид (1950-2016) стала единственной женщиной, удостоившейся престижной Притцкеровской премии, которой отмечают достижения лучших архитекторов. В копилке Хадид и медаль RIBA, профессиональной организации архитекторов Британии.
В 1979 году Хадид открыла в Лондоне свою студию, но долгое время занималась лишь мебелью и обустройством интерьеров. Крупные заказы ей долгое время не доверяли, нестандартность проектов нередко казалась попросту невыполнимой. Архитекторский успех начал приходить лишь в 90-х, когда публика смогла оценить опередившие своё время идеи Хадид. Первым успешно реализованным проектом Захи стала пожарная станция в Вайл-на-Рейне.
Хотя Заха признавалась, что черпает вдохновение в авангарде, многие ранние работы Хадид специалисты причисляют к деконструктивизму. В дальнейшем в архитектурном бюро Хадид сформировался особый стиль, названный «параметризмом».
Заха стремилась отойти как можно дальше от привычных «тяжеловесных» построек, и, объединив свои познания в искусстве и математике, смогла реализовать свои самые смелые, «небывалые» задумки. В отличие от контрастирующих с природным фоном обычных прямоугольных строений, проекты Захи будто бы продолжают естественный ландшафт, перенимая его основные черты. Как небольшие предметы, так и огромные здания, спроектированные Хадид, отличаются причудливыми плавными линиями и формами, благодаря чему кажется футуристично-инопланетными. Полюбоваться необыкновенными проектами Захи можно в 44 странах мира, а их общее число превышает тысячу.
Заха Хадид скончалась весной 2016 года в возрасте 65 лет, но её проекты продолжают реализовываться до сих пор. В их числе — пекинский аэропорт «Дасин», а также стадион в Эль-Вакре, построенный специально к Чемпионату мира по футболу-2022.
Проекты
Транспортный музей Riverside, Глазго, Шотландия, 2011
Здание, спроектированное Захой, стало третьим местом экспозиции шотландского транспортного музея, открытого ещё в 60-х. Его возвели на набережной в месте слияния двух рек, а сам музей при взгляде сверху напоминает серебристую волну из металла. Отличное освещение зданию гарантируют стеклянные торцы с севера и юга, дополнительно подчёркивающие изгибы кровли. Цинковая обшивка музея символизирует Глазго, как один из промышленных центров страны.
Центр водных видов спорта в Лондоне
Водный центр возводился, как один из олимпийских объектов для соревнований 2012 года. Внешний вид этого здания тоже вдохновлён водной стихией. Его огромная крыша, длина которой составляет 160 м, имеет плавный изгиб и олицетворяет колебание волны. Сама крыша соединяется со Страдфордским мостом, через который посетители и попадают в олимпийский парк, где располагается центр.
Станция Метро Финансовый Район Короля Абдуллы
Работая над своими проектами, Хадид старалась как можно органичней вписать их в окружающую среду, черпая вдохновение в природных особенностях каждого конкретного места. Темой оформления станции метро в современном деловом районе столицы Саудовской Аравии стали дюны. Перфорированные узоры на фасадах не только украшают их, напоминая характерные для арабских стран резные решётки, но и способствуют охлаждению станции. При разработке маршрутов внутри станции в расчёт приняли особенности расположения дорог и направление пешеходных потоков.
Многофункциональный комплекс Signature Towers в Дубае, ОАЭ
Даже небоскрёбы в проектах Хадид изменяют свою обычную прямую форму. По задумке все три башни этого комплекса в Дубае отличаются особым изгибом, придающим всей композиции более оригинальный и запоминающийся вид. Изначально небоскрёбы назвали «танцующими башнями», но позднее изменили термин. Наряду с ними общий проект также включает новое здание финансового рынка, торговые площади и пешеходный мост, объединённые в общую композицию.
Оперный театр, Гуанчжоу, Китай, 2010
По задумке Хадид здание этого оперного театра должно олицетворять собой два камня, выброшенные на берег речными водами. В основе геометрии строения лежит треугольник. На возведение здания ушло пять лет, в результате театр в Гуанчжоу стал одним из трех самых больших оперных театров во всём Китае.
Внутреннее убранство здания не уступает его внешней оригинальности. Достаточно строгие треугольные оконные вставки соседствуют с мягкими волнистыми изгибами стен и потолка залов, напоминая как о речных волнах, так и о складках кулис.
Венская Библиотека и Учебный Центр
Здание библиотеки и учебного центра является частью нового университетского городка Венского университета экономики и бизнеса. К созданию отдельных зданий всего комплекса приложили руку самые известные архитектурные бюро. Библиотечно-учебный центр привлекает внимание необычной консольной крышей длиной в 25 м. И крыша, и фасад состоят из стекла и металла, визуально облегчающих огромное здание. Из библиотечных залов открывается прекрасный вид на парк Пратер, в центре которого и находится комплекс.
Южный Тироль, План-де-Коронес: Горный музей Месснера (2012–2015)
Посетители горнолыжного курорта в Южном Тироле могут побывать в одном из горных музеев, основанных известным альпинистом Месснером, который покорил все высочайшие горные вершины мира.
Этот музей обеспечивает обзор в 240 градусов: строение расположено так, чтобы из него можно было рассмотреть как внутренние гроты, так и прекрасную горную панораму. Само здание музея привлекает своей минималистичностью. Его бетонные стены хорошо вписываются в горную местность, а угловатые площадки дополнительно подчёркивают ландшафт.
Центр искусств в Абу-Даби, ОАЭ
По проекту 10-этажный Центр исполнительских искусств, расположенный на острове Саадият, будет включать несколько театров, концертные залы и мюзик-холл. Это здание входит в общий план по превращению острова в крупнейший культурный центр Ближнего Востока. Развернувшийся на набережной комплекс высотой в 62 м имеет форму причудливой ветви, простирающейся от суши к воде. Зал на самом верхнем ярусе строения будет освещаться не только через панорамные окна, но и через крышу.
Культурный Центр Гейдара Алиева, Азербайджан, 2013
В облике этого культурного центра слились традиционные решения и любимые архитектором текучие формы, символизирующие новый взгляд на историческое наследие страны. Светлое волнообразное здание включает музей, офисы, выставочные пространства и конгресс-центр. Кровлю составляют панели в виде разных геометрических фигур. Отданный под строительство центра участок не выравнивали, а использовали особенности рельефа в качестве базы проекта.
Центр лечения раковых заболеваний имени Мэгги Кэсвик в Файфе, Великобритания
Проект всех 13 британских центров по борьбе с онкологией был разработан кем-либо из знаменитых архитекторов. Заха Хадид приложила руку к созданию центра в Файфе. Чёрный угловатый фасад небольшого здания контрастирует с его белым интерьером и мягкостью линий внутреннего убранства.
Покрытием крыши и стен служит чёрный полиуретан с силиконовыми вставками, благодаря которым в дождливую погоду дом кажется сделанным из асфальта. При этом со стороны основного, застеклённого фасада, открывается живописный вид на зелёную рощу.
Частная резиденция Capital Hill в Барвихе, Россия
Проект задумывался ещё в 2006 году, но довести его до конца Заха не успела. В итоге резиденцию магната Владислава Доронина достраивал Патрик Шумахер, помощник и правая рука Захи, ныне возглавляющий Zaha Hadid Architects.
Доронин подружился с Хадид, когда та работала над проектом здания Capital Group, но её идея так и не была одобрена, после чего бизнесмен предложил Захе спроектировать для него загородный дом. В итоге Барвиху украсил Capital Hill — дом из бетона, стали и стекла, похожий на корабль будущего, приземлившийся среди соснового бора. Часть здания возвышается над деревьями, обеспечивая необыкновенный вид из панорамных окон.
Салерно: Морской терминал в Салерно (2000–2016)
Здание морского терминала стало первым проектом, завершённым уже после смерти Хадид. Бюро архитектора выиграло конкурс на его разработку ещё в 2000 году, но на возведение ушло более 15 лет. Терминал в Салерно, рассчитанный на обслуживание круизных лайнеров и паромов, включает как пространства для пассажиров, так и офисы связанных с терминалом компаний и служб. Переливающаяся на солнце крыша здания у воды своими плавными изгибами напоминает громадного ската.
Здание гражданского суда в Мадриде, Испания
Здание суда в виде цилиндра, сдвинутого по вертикальной оси, будто бы парит над землёй. Эффект объёма и упругости ему придаёт и двойная металлическая решётка фасада. В зависимости от погоды панели на ней способны закрываться или открываться. На крыше суда расположены солнечные батареи, а застеклённый внутренний дворик обеспечивает хорошую освещённость залам первого этажа.
Новый национальный стадион в Токио, Япония
Фирменные изогнутые линии проектов Хадид отлично подходят для реализации крупных спортивных строений. В их число должен был войти и национальный токийский стадион, рассчитанный на 80 тысяч зрителей и включающий музей достижений японских спортсменов.
Бюро Захи выиграло международный конкурс на его строительство к Олимпиаде-2020, тем не менее, победивший проект с изысканными изгибами крыши был признан местными властями слишком масштабным и даже после его доработки и снижения стоимости строительство стадиона всё же поручили местному архитектору, Кенго Куме.
Дом на площади Хокстон в Лондоне, Великобритания
Хотя в архитектуре этого дома просматриваются самые простые и незатейливые геометрические фигуры, их сочетание придаёт проекту по-настоящему уникальный и оригинальный вид. В здании находятся несколько квартир, офисные помещения и галерея. Переплетение плоскостей позволяет обеспечить все пространства дома естественным светом.
Интересные факты
- Хадид отмечала, что заинтересовалась искусством и архитектурой благодаря влиянию матери-художницы;
- Родной дом будущего архитектора был одним из первых модернистских зданий Багдада;
- Несмотря на всемирную славу, Хадид вела аскетичный образ жизни. В своей лондонской квартире Заха избавилась даже от кухни, объяснив это тем, что она совсем не готовит;
- Бюро Захи занимается не только внешним видом зданий, но и разрабатывает их внутреннюю обстановку — общему стилю в проектах соответствует не только мебель или отделка, но и все мелочи — от осветительных приборов до декоративных аксессуаров.
If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.
Источник: houssie.ru
В какой программе работает заха хадид
Если подробно изучить детали строительства большинства архитектурных «икон» последних десятилетий, то окажется, что, не будь в распоряжении Фрэнка Гери и Захи Хадид самых передовых технологий автоматизированного проектирования, то вряд ли бы мы увидели Центр Гейдара Алиева в Баку, концертный зал Уолта Диснея в Нью-Йорке или музей фонда Луи Виттона в Париже такими, какие они есть. Продолжая серию публикаций, посвященных информационному моделированию зданий, разбираемся, кому и чему мы обязаны появлением BIM.
Фрагмент информационной модели музей фонда Луи Виттона в Париже, арх. Фрэнк Гери
Вопрос, что такое, собственно, Building Information Model (BIM), мы уже затрагивали неоднократно — в частности, в статье, в которой заодно объясняли, как его использование помогает архитектору экономить деньги. Важно понимать, что BIM — это не название компьютерной программы или семейства программ (в Zaha Hadid Atchitects, например, используют около десятка продуктов от разных производителей): это именно метод проектирования, при котором учитываются все параметры, связанные с жизненным циклом здания, начиная от затрат на строительство до последующих ежемесячных расходов на электроэнергию.
Все эти данные — наряду с ТЭПами и прочими физическими характеристиками — и формируют так называемую информационную модель, в которой изменение одного параметра приводит к автоматическому перерасчету всех остальных. В этом принципиальное отличие BIM от обычной 3D-визуализации. Причем работать с единой информационной моделью могут одновременно несколько групп специалистов — архитекторы, инженеры, конструкторы и т. п. Возникновение такой технологии рано или поздно — было предрешено. По мере ускорения компьютерных процессов и усложнения социальных запросов к архитектору (так, одним из главных драйверов развития BIM стала идеология «зеленого строительства»), менялся и инструментарий проектирования. История его эволюции интересна сама по себе и позволяет сделать прогнозы на будущее.
Фасады в информационной модели Dominion Tower в Москве, Zaha Hadid Architects
Фрагмент информационной модели. Сантехника и коммуникации
Начало