В какой программе работает студия мельница

Есть вещи, которые в нашей стране со времен распада СССР находятся в состоянии если не упадка, то серой посредственности, среди которой ярко сияют отдельные бриллианты удачных образцов.

Одной из таких вещей является мультипликация. Союзмультфильм, некогда гигант и флагман отечественного рисованного кино, живет исключительно на деньги от авторских прав на старые произведения, периодически запуская плохие перезапуски культовых вещей. Студия «Пилот» после смерти Александра Татарского ушла в пике и чуть не отдала концы в 2008. ТО «Экран» умерло вместе с РГТРК «Останкино». Многочисленные региональные студии тоже не пережили лихое время.

Единственной отдушиной в этом море отчаяния стала студия «Мельница», о которой я и предлагаю сегодня поговорить.

Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о кино и сериалах, добро пожаловать в статью-рубрикатор . Ещё я пишу о телевидении , старых компьютерных играх , а также имею коллекцию статей о «Звёздных войнах»

Как делают мультфильмы: Сделано в России. Утро на 5

Первые годы

Вообще, создание «Мельницы» было если не случайным, то во многом — спонтанным. Материнская компания «СТВ» в конце 90-х гремела на всю страну удачными фильмами («Брат», «Особенности национальной рыбалки», «Мама, не горюй») и в целом анимационное направление не слишком-то её интересовало. Тем более, в 1998 году, как известно, грянул очередной финансовый кризис и многим стало не до финансирования малоперспективных направлений деятельности.

Не было бы счастье, да НТВ помогло — отчаянно нуждаясь в контенте (а из-за кризиса телеканалу пришлось отказаться от покупки зарубежной продукции), телеканал заказал «СТВ» производство мультсериала «Приключения в Изумрудном городе» по сказкам Фрэнка Баума о стране Оз. Поскольку компания была всё-таки с приставкой «кино», новое направление деятельности решили поручить новой студии, офис которой решили расположить на улице Мельничной в Санкт-Петербурге.

Веселый логотип и студия интересная

Собственно говоря, именно от названия улицы и пошло название студии — первое что пришло в голову создателям будущего генератора шедевров, было слово «Мельница».

Сотрудничество с НТВ получилось ярким, но недолгим. На волне спора хозяйствующих субъектов , когда «старый НТВ» свалил на ТВ-6, а новый разбирался в оставленном порушенном хозяйстве, мультсериал оказался не сильно нужен, отчего закончилась работа «Мельницы» с НТВ.

Впрочем, проба пера оказалась удачной и натренировавшись на кошках студия решила замутить какой-нибудь оригинальный проект. Им стал «Карлик Нос», основанный на готичной сказке Вильгельма Гауфа. Мультвоплощение старой сказки было весьма достойным, качественная анимация и отличная режиссерская работа вкупе с интересной историей покорила сердца зрителей и до сих пор остается весьма интересной работой.

Как работает анимационная студия «Мельница»?

К слову, надо сказать, что ранние работы «Мельницы» хоть и пополняли культурный багаж российского зрителя и тепло им принимались, но денег приносили мало — тот же «Карлик Нос» при бюджете в два с половиной миллиона долларов собрал всего 700 тысяч. Конечно, для мультпродукции и это было прорывом — до этого в прокат рисковали выпустить лишь два полнометражных мультфильма — «Незнайка на Луне» и «Новые бременские», но ради чего тогда делать бизнес, если он не окупает труды?

Нужно было придумать что-то новенькое.

Золотая жила

Однажды к Александру Боярскому пришло необычное письмо — в нем лежал отрывок сценария за авторством студента из Днепропетровска Максима Свешникова. Сценарий был про приключения персонажей из русских народных сказок и былин в постмодернистской обработке. В мировой культуре как раз назревал вал постмодерна, и получалось так, что питерские аниматоры могли бы оказаться на гребне волны успеха. Разумеется, автора сценария взяли в оперативную разработку коллектив студии и работа закипела.

Вышедший под новогодние праздники «Алёша Попович и Тугарин Змей» порвал шаблон абсолютно всем, ведь такого столкновения современного и русского-народного ещё никто не делал (да, собственно говоря, и не сделает). И что самое главное — фильм полностью подходит как для самых маленьких (история-то очень простая), так и для самых взрослых (приличный юмор, основанный на российском культурном коде), а также тех, кто между ними (крылатые цитаты и мемы из мультфильма успели уйти в народ). Успех, правда, опять получился относительным, поскольку в прокате «Алеша Попович и Тугарин Змей» так и не окупился, зато на сопутствующей продукции создатели наварились по полной, не забывая кормить зрителя информацией о продолжении.

Второй фильм серии, посвященный, как ни странно Добрыне Никитичу тоже был выполнен в том же ключе легкого постмодерна и также пришёлся зрителю по вкусу, даже несмотря на то, что основной конфликт сюжета не был прямо связан с богатырем. Мульт тоже разошёлся на мемы (слушай, а ловко ты это придумал), а студия потеряла ещё порядка миллиона долларов на прокате.

А вот третий мульт — «Илья Муромец и Соловей Разбойник», наконец-то прорвал плотину неокупаемости и собрал по кинотеатрам три своих бюджета. В нем, правда, стало чуть больше более современного юмора и анахронизмов из будущего, но картину это не портило, тем более, что и фирменного юмора в картине много.

В лучших традициях киноконвейера Марвел, который в те годы ещё держал пиво питерским аниматорам, в 2010 году вышел кроссовер с участием всех трех богатырей — «Три богатыря и Шамаханская царица», который довел до апофеоза все идеи «богатырской» трилогии — смешной и непутёвый князь Киевский, крутые богатыри (но со своими слабостями) и их взаимодействие друг с другом и с женами, а также коварный враг с хитрым планом. В дальнейшем все картины серии будут делаться по этому шаблону, но именно «Три богатыря» станут лучшим фильмом в серии.

Но не одной богатырской сагой была жива студия.

Что-то рядом

Как вы относитесь к Лунтику? Я вот как-то не очень, зато маленькие дети его обожают и они за своё счастливое детство тоже могут благодарить студию «Мельница». В коротком метре, кстати, студия тоже себя чувствует достаточно комфортно — тех же «Барбоскиных» и «Царевн» малыши любят.

Кроме того, студия не стеснялась экспериментировать — на её счету «Сказ о Федоте-стельце», выполненный в эстетике русского лубка с привычным подмигиванием постмодерна, а также «Крепость. Щитом и мечом», рассказывающая о героической защите Смоленска в годы Смуты. Увы, но оба эти эксперимента в прокате провалились.

Мульт по своему офигенен, но это зрелище не для детей, а как минимум 16+

Но, пожалуй, вторым по значимости проектом студии можно считать серию «Иван Царевич и Серый волк», этакую сборную солянку всех возможных сказочных сюжетов в одном флаконе, с обязательным выкручиванием постмодерна на максимум. Аллюзий к нашей реальности в этих мультфильмах столько, что и перечислять устанешь, но самая главная фишка серии — сказочные персонажи знают, что они сказочные и вовсю используют это знание.

Впрочем, как и в «богатырской» франшизе, не каждый «Иван Царевич» однозначно удачен. Если первый фильм на эффекте новизны выстрелил, то сиквел был уже послабже. С триквелом и четвёртой частью ситуация интереснее — сценарий для них писал «Квартет «И», который, на мой вкус, переборщил с сатирой, отчего изначально детский мультик несколько сменил целевую аудиторию.

Кроме того, студия обращается и к тому, с чего начинала — Волшебной стране из сказок Баума/Волкова. На её счету две экранизации книг последнего про приключения Урфина Джюса.

Основная проблема студии

Многие говорят, что «Мельница» прочно заняла своё место в пищевой цепочке и нещадно доит одну франшизу до исчезновения к ней интереса. Доля правды в этом, конечно, есть — новые картины выходят чуть ли не каждый год, что не прибавляет картинам качества. Не самая лучшая анимация действительно присутствует почти в каждом мультфильме, кое-где кладется болт на развитие персонажей, а со времен выхода «Шамаханской царицы» богатыри лишаются той индивидуальности, которая была в сольных фильмах.

Читайте также:
Как подобрать цвет волос к лицу программа

Но при этом, что удивительно, массовому зрителю (а не критику) все новые фильмы нравятся, исключение составил только «Три богатыря и принцесса Египта» с совершенно кокаинумным сюжетом. То ли культурный код, зашитый в подкорку любого русскоязычного зрителя срабатывает, то ли сюжеты фильмов при своей простоте что-то цепляют в душе, но новые «Богатыри» совершенно не надоедают.

Но, конечно, хотелось бы видеть больше новых мультфильмов в новых сеттингах, ведь столько ещё сказок не охвачено — выбирай на вкус.

Источник: dzen.ru

О студии Мельница

Студия анимационного кино «Мельница» была создана в Санкт-Петербурге в середине 90-х годов.

Первым анимационным проектом студии, вышедшим на экраны, стал сериал «Приключения в Изумрудном городе», созданный в 1998 году по заказу НТВ-кино.

На сегодняшний день студия «Мельница» известна многими успешными проектами, которые вышли на большой экран и завоевали любовь российских зрителей.

Первым полнометражным анимационным фильмом новой России, вышедшим на широкий экран, стал полнометражный анимационный фильм «Карлик-Нос» (режиссер — Илья Максимов) , вышедший в 2003 году

Богатырская серия изначально включала в себя три фильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004, режиссер Константин Бронзит), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006, режиссер Илья Максимов), «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (2007, режиссер Владимир Торопчин).

Но поскольку интерес зрителей к фильму оставался неизменно высоким, серию решено было продолжить. «Три Богатыря и Шаманская царица» (2010, режиссер Сергей Глезин) продолжила цикл фильмов о русских богатырях. В 2012 Премия «Золотой орел» за 2011 год в номинации «Лучший анимационный фильм» была присуждена фильму «Три богатыря и Шамаханская царица». Сергей Глезин, режиссер этого фильма, остается неизменным режиссером монтажа всех картин студии.

Но студия известна не только полнометражными мультфильмами, говоря о «Мельнице», нельзя не упомянуть о таких общеизвестных и любимых маленькими зрителями проектах, как сериал для малышей «Лунтик и его друзья», который снимался на студии с 2006 по 2010 год под руководством Дарины Шмидт, и уже снискавшем интерес малышей анимационном сериале «Барбоскины» , производство которого студия начала в 2011 году.

И «Лунтик» и «Барбоскины» создавались по заказу телеканала РТР для любимой всеми с детства передачи «Спокойной ночи, малыши». Дарина Шмидт, придумавшая «Лунтика» — очень талантливый режиссер, помимо больших студийных проектов она занимается и авторским кино. «Маленькая Василиса» — фильм Дарины, постановочная часть которого основана на технике лоскутного шитья «петчворк», получил призы и завоевал зрительские симпатии на многих фестивалях авторского кино.

В 2015 году творческий коллектив сериала «Лунтик и его друзья» был удостоен Государственной премии в области культуры. Создатели анимационного сериала «Лунтик и его друзья» — Дарина Шмидт, Сарра Ансон, Елена Галдобина, Александр Боярский, Сергей Сельянов получили высокую награду из рук премьер-министра РФ Дмитрия Медведева.

На студии длительное время работает над своими уникальными корокометражными фильмами известный режиссер Константин Бронзит — член Российской, Французской и Американской киноакадемий, номинант на Оскар 2009 г.. Первый фильм «Богатырской серии», «Алеша Попович» срежиссирован К.Бронзитом.

Константин — художественный руководитель и консультант многих проектов «Мельницы». Работы Бронзита — всегда очень теплые, смешные и грустные, лирические и нежные, сделанные с большой любовью к анимации и людям, с тонким интеллигентным юмором , известны не только российскому зрителю — «Божество» (2002), «Lavatory — Lovestory» (Уборная история — Любовная история) — получили многочисленные награды на крупнейших фестивалях короткометражных анимационных фильмов в России и за рубежом. В 2009 году фильм был номинирован на премию «Оскар». В 2014 году Константин Бронзит выпустил новую работу — авторский фильм «Мы не можем жить без космоса». За год фильм собрал более 50 высоких наград на разных фестивалях, в числе которых и такие значимые в анимационном мире форумы, как Международный анимационный фестиваль во Франции — Annecy International Animation Film Festival, на котором фильм был удостоен Гран-при, фестиваль в Загребе, а также фильм был признан лучшим на первом отечественном фестивале «Икар».

«Мельница» интересна не только своими работами, но и своим коллективом. На студии прошли уже не одни анимационные курсы, на которых «Мельница» готовит аниматоров для работы над собственными проектами. Аниматоры студии «Мельница» — уникальные художники. Освоив азы рисованной двухмерной анимации, аниматоры не останавливаются на достигнутом, принимая участие в разнообразных проектах студии, связанных с освоением новых технологий и направлений.

Так, например, первые серии уже упоминавшегося сериала для малышей «Лунтик» и полнометражный анимационный фильм «Про Федота-стрельца, удалого молодца» 2008, режиссеры — Людмила Стеблянко, Роман Смородин созданы в технологии «перекладка» с использованием компьютерных программ, и для работы над этим сериалом студия вырастила собственных специалистов из числа работающих к тому времени на студии аниматоров.

Студия не останавливается в развитии, осваивает новые современные технологии и оборудование, позволяющее делать продукцию студии более яркой, красочной, интересной широкому зрителю. Не желая оставаться в стороне от такого популярного направления, как трехмерная анимация, студия создала собственный отдел трехмерной графики.

Учебным проектом стал проект «Басни» по басням И.А.Крылова, затем — уже трехмерное продолжение «Лунтика» и «Барбоскины». Большая часть специалистов трехмерного отдела — аниматоры, прошедшие дополнительное обучение в стенах студии без отрыва от работы. В 2017 году трехмерный отдел предоставит вниманию зрителей полнометражный фильм — «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (реж.В.Торопчин), по мотивам произведений любимого многими поколениями детей Александра Волкова. Работа над фильмом ведется с сентября 2012 года.

На «Мельнице» со дня основания работает мощный отдел титров и спецэффектов, специалисты из которого — настоящие волшебники. Среди работ отдела есть такие известные не только анимационному миру работы как художественные фильмы «Мама не горюй», «Особенности национальной рыбалки» «Кукушка», «Сестры», «Хоттабыч», «Война», «Жмурки» и многие другие.

В составе студии «Мельница» успешно и продуктивно действует звукостудия «Миди-Синема». Основная задача «Миди-Синема» — это постпродакшн звука, начиная от звука для компьютерных игр и анимационных проектов, заканчивая звуком Dolby Digital для кинотеатров.

Некоторое время студия сотрудничала с крупнейшим российским издателем компьютерных игр — «1С». Компьютерные игры были созданы по многим ярким проектам студии и художественным фильмам Кинокомпании СТВ. Рисованные квесты пользуются неизменной популярностью у любителей компьютерных игр. Квест «Илья Муромец и Соловей Разбойник», графику к которому создавал отдел игр студии «Мельница», получил первое место в номинации «Лучшая российская адвенчура» на ежегодном награждении лучших компьютерных и видеоигр «Gameland Award — 2009»

В конце 2011 года «Мельница» закончила работу над очередным большим проектом «Иван Царевич и серый волк» (реж.В.Торопчин), который вышел на большой экран 29 декабря 2011 года и стал самым кассовым проектом российской анимации, собрав за период проката около 30 млн.долларов.

2012 стал годом выхода фильма — продолжения «Богатырского цикла»«Три богатыря на дальних берегах» (реж.К.Феоктистов). Премьера фильма состоялась 27 декабря 2012 года.

26 декабря 2013 года на экраны вышел фильм Иван Царевич и Серый волк — 2 (реж.В.Торопчин), продолжающий историю Ивана, ставшего Царевичем и прекрасной Василисы. В 2015 году фильм был удостоен Премии «Золотой орел» за лучший анимационный фильм, врученный Национальной Академией кинематографических искусств и наук России и XVIII премией «Блокбастер», учрежденной журналом «Кинобизнес сегодня» как самый кассовый российский анимационный фильм 2014 года.

В 2014 году студия выпустила «Три богатыря. Ход Конем» (реж.К.Феоктистов), который, продолжая традицию, стал самым кассовым фильмом 2014 года.

В 2014 году студия поменяла адрес, отметив свое 15-летие новосельем. Теперь у студии есть свой дом и постоянный адрес в Санкт-Петербурге на проспекте Большевиков, собственное здание. Здание студии наполнено цветом и светом, в нем легко и приятно работать и дарить людям радость от встречи со сказкой.

Полнометражный анимационный фильм «Крепость. Огнем и мечом» ( режиссер — Федор Дмитриев, художник-постановщик — Олег Маркелов), — занимает отдельное место среди работ студии. Это фильм, рассказывающий об исторических событиях — осаде и взятии поляками Смоленска в 1609-1611 годах, о полководце Шеине, о героической обороне города его жителями.

Читайте также:
Как открыть порты с помощью программы

Работа над фильмом продолжалась долгих 5 лет. Творческий коллектив студии с большим вниманием отнесся к историческим реалиям, вплетая в них историю мальчика Сашки. Достоверность нарисованных эскизов проверялась на месте, в Смоленске, где режиссер и художник-постановщик изучали крепость, архивные документы. Фильм вышел в прокат 4 ноября 2015 года и, не сделав значительных кассовых сборов, тем не менее оставил след в сердцах посмотревших его зрителей. Сайт студии был буквально завален отзывами со словами благодарности в адрес творческого коллектива проекта.

1 января 2016 года в прокат выйшел «Иван Царевич и Серый Волк — 3», (режиссер Дарина Шмидт). Фильм продолжил рассказ о приключениях полюбившихся зрителям героев.

1 января 2017 года состоялась премьера очередного фильма «Богатырской серии» — «Три богатыря и Морской царь», (режиссер Константин Феоктистов).

Год за годом мы выпускаем новые истории про Богатырей. Казалось бы, тема должна была иссякнуть — но нет, зрители наши не дают нам оставить полюбившуюся франшизу. Где еще побывают Богатыри, каких еще злодеев им предстоит победить — время покажет. Не раскрывая секретов, скажем одно — мы продолжаем работу над полюбившимися нашим благодарным зрителям проектами.

Но и не только над ними.

21 апреля 2017 года состоялась премьера первого полнометражного фильма студии, созданного в технологии 3D — «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (режиссеры Владимир Торопчин, Дарина Шмидт, Федор Дмитриев).

Продолжается работа над полюбившимися нашим маленьким зрителям сериалами «Барбоскины» и «Лунтик и его друзья». На сегодня мы уже придумали и рассказали около 150 историй о жизни большой семьи Барбоскиных и 450 историй про Лунтика.

Источник: melnitsa.com

Студия «Мельница», или сеансы белой магии с последующим разоблачением

Студия «Мельница», или сеансы белой магии с последующим разоблачением

Кино-Театр.Ру мобильное меню

Когда пионеры анимации снимали свои первые мультфильмы, происходящее на экране зрители воспринимали как настоящее чудо, которому находили иногда самые нелепые объяснения. Так Владислава Старевича , создававшего кукольные мультфильмы про жучков, считали дрессировщиком насекомых: современникам режиссера проще было поверить, будто жуки и кузнечики могут разыгрывать мелодрамы, чем осознать маленькое чудо покадровой съемки.

Сегодня феномен покадровой съемки понятен даже маленьким детям, которые с 5-7 лет начинают снимать что-нибудь при помощи планшетов и телефонов. А появление компьютерной анимации и вовсе вроде бы уничтожило в мультфильмах атмосферу волшебства – мол, компьютер и не такое умеет. И все же, каждый раз, когда на экране оживают рисунки, куклы или компьютерные модели, не только детские, но и взрослые сердца невольно трепещут, ощущая подсознательно, что никакие покадровые съемки и компьютерные технологии не могут, в конечном итоге, объяснить происходящего.

Студия «Мельница», или сеансы белой магии с последующим разоблачением

Почему? Ответ прост. Чудо анимации заключается вовсе не в покадровой съемке, а в огромной невидимой работе сотен людей, в той механике производства анимационного фильма, где каждый выполняет свою маленькую роль с удивительной, скрупулезной точностью, и где за гармонией экранного зрелища стоят огромные алгебраические расчеты, каким-то хитрым образом сочетающиеся с огромными же талантами огромного количества людей.

Чтобы увидеть все это воочию стоит побывать на большой анимационной студии – например, на студии «Мельница» — одном из самых мощных индустриальных предприятий России. «Лунтик», «Барбоскины», полнометражные мультфильмы про богатырей и Ивана Царевича, «Карлик Нос», «Про Федота Стрельца», «Крепость» и, наконец, «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» — на фильмах «Мельницы» выросло не одно поколение детей и сегодня у компании еще множество масштабных планов, которые осуществляются в большом красивом новом доме, находящемся в Санкт-Петербурге на улице Большевиков.

Студия «Мельница», или сеансы белой магии с последующим разоблачением

Здесь есть все, необходимое для жизни: столовая, студия звукозаписи, шикарный просмотровый зал и множество маленьких кабинетов, в которых располагаются разные анимационные «цеха». Один этаж под двухмерную анимацию (здесь делаются богатырские полные метры – в коробочках уже уложены материалы по фильму «Три богатыря и наследница престола», выходящему 27 декабря в прокат), на столах можно увидеть разработку следующего полного метра. Всё знакомые лица: конь Юлий, князь, Алеша Попович, Илья Муромец.

От слова к картинке

Если рассказывать об анимационном процессе, вроде бы в нем нет ничего мудреного – даже ребенок справится.

Анимационный фильм начинается с чистого листа. Точнее нет, это раньше он начинался с чистого листа, то есть раньше было хоть что-то – лист бумаги и карандаш. Или куклы. Или чучелки насекомых (как у Старевича). Сегодня анимационный фильм чаще всего начинается с белого экрана.

С абсолютного «ничто», из которого можно создать нечто, а точнее что угодно. И отправляясь в этот демиургический квест, нужно понимать, что занять он может годы и годы.

Студия «Мельница», или сеансы белой магии с последующим разоблачением

Если говорить об индустриальной анимации, то начинается все обычно с идеи: несколько строчек разрастаются до абзаца, он до нескольких страниц и, наконец, появляется сценарий, который будет потом десятки раз переделываться, переписываться, оттачиваться.

Далее идет поиск персонажей. Длительный процесс, когда художник или несколько рисуют эскизы и концепты героев. Когда герои в общих чертах найдены, запускается процесс их проработки. Чтобы сделать большое анимационное кино, нужно договориться заранее, что герои могут и не могут делать. Художники рисуют эмоции (много-много лиц с разными выражениями), позы, а также разные ракурсы.

Если в анимационном сериале этих ракурсов может быть не много (анфас, профиль, ¾, вид сзади), то в полнометражном фильме (от которого зрители ждут большей зрелищности) ракурсы могут потребоваться самые неожиданные (снизу, сверху и пр.), при этом персонаж должен выглядеть со всех сторон одинаково, ибо глаз зрителя куда дотошнее, чем может показаться, и любую неправду он сразу подмечает, переставая в результате верить экранному зрелищу.

Студия «Мельница», или сеансы белой магии с последующим разоблачением

Раньше, чтобы справиться с этой задачей, художники лепили гипсовые или пластилиновые модельки (на «Мельнице» можно увидеть головы персонажей из «Карлика Носа»), сейчас нередко делаются 3D-модели, с которых уже рисуются раскладки по ракурсам.

И, конечно, понадобятся концепты фонов (или бэкграундов), в общих чертах изображающих место действия каждой из сцен сценария: царский дворец, чистое поле, корабль. В общем, все просто и очевидно, но… для того, чтобы магия сработала, нужно одно непременное условие: некий человек (обычно это режиссер, но иногда – продюсер) должен сначала увидеть в голове весь будущий анимационный фильм. И это – один из самых сложных аспектов профессии, о котором говорят многие режиссеры-аниматоры: обычно анимационный фильм полностью сочиняется в воображении режиссера, а затем требуется несколько лет, чтобы педантично воплотить его в форме, доступной для зрителя. Это и само по себе трудно, требует большого терпения и смирения, но еще труднее от того, что допущенные в концепте ошибки часто не видны сразу – они могут проявиться уже в готовом фильме, когда для их исправления пришлось бы переделывать буквально все.

Студия «Мельница», или сеансы белой магии с последующим разоблачением

Режиссура как она есть

Режиссер анимационного кино – профессия удивительная и не всегда просто сказать, что именно делает или должен делать этот человек. Есть довольно много рассказов про Уолта Диснея индустриальной эпохи. Известно, что, по сути, Дисней ничего не рисовал руками, и сам он говорил о себе как о пчелке, опыляющей цветы. Однако без твердой режиссерской руки даже самая блестящая команда профессионалов уплывет не далеко, как бы слаженно и прекрасно она ни работала. Сильный режиссер (или продюсер) присутствует во всем, начиная со сценария, заканчивая фонами, музыкой, шумами, комментируя работу подручных ему специалистов.

Он подобен дирижеру, который может не владеть ни одним инструментом, но направляет каждого музыканта в оркестре, указывая, как именно ему играть, где делать тише, где громче, где быстрее, где отрывистее, где выйти на первый план, а где отдать лидирующую партию другим инструментам.
Процесс собственно «режиссуры» начинается в анимации иногда с создания режиссерского сценария (в отличие от литературного, здесь подробно прописано действие, иногда расписаны мизансцены и монтаж), но чаще – с раскадровки. По сути, «раскадровка» — это сценарий в рисунках. Здесь определяются мизансцены, принципы монтажа, даются первые наброски для пластики героев. В Америке раскадровкой занимаются отдельные специально обученные профессионалы – сторибордисты. У нас искусству «сториборда» (раскадровки) нигде толком не учат и обычно эта работа достается профессионалам с режиссерским образованием и амбициями (хотя она и требует немножко других навыков, в частности блестящей техники рисунка и отчасти анимирования).

Читайте также:
Как удалить программу с компьютера Mac OS

Студия «Мельница», или сеансы белой магии с последующим разоблачением

После того, как раскадровка готова, из нее делается аниматик – по сути, это та же раскадровка, только более подробная и уложенная в ритм и хронометраж фильма. Обычно между раскадровкой и аниматиком вчерне записываются диалоги (в идеале теми же актерами, которые потом будут озвучивать фильм, но иногда – просто текст без актерской игры).

И вот, наконец, первый эскиз фильма готов. Обычно ч/б, часто в небрежной линии, без особых деталей и прорисованных фонов, с рваным движением, аниматик тем не менее дает уже довольно полное представление о будущей картине. В нем нет зрелищности, но хорошо видно, как работает история и драматургия. Где будет смешно, где грустно, где страшно.

Если все с аниматиком хорошо, то по нему делается «лэйаут», в сущности, тот же аниматик, только еще более подробный. В этом весь принцип работы анимационной индустрии: она начинается с общих набросков, которые на каждом этапе уточняются, обрастают деталями и подробностями.

Студия «Мельница», или сеансы белой магии с последующим разоблачением

В движении

С момента, когда появился лэйаут, начинается настоящая коллективная работа, ибо этот эскиз, заверенный и утвержденный, начинают разрабатывать сразу множество художников.

Аниматоры уточняют движения персонажей. Принцип от общего к частному работает и здесь. Сначала делаются так называемые «ключевые позы», то есть важные позы, через которые передается эмоция персонажа или суть его действия. Затем – фазовка (те движения, которые нужны, чтобы персонаж плавно сменил позу) и прорисовка (набросок аниматора, иногда довольно беглый и без лишних деталей) прорисовывается подробно – в соответствии с заданными шаблонами (обкаткой).

И так в режиме 24 кадра в секунду. Конечно, не всегда де-факто на секунду фильма рисуется 24 оригинальных картинки. Даже, в общем, никогда этого не делается, потому что в любом фильме есть моменты «статики», когда на экране ничего не двигается, движения персонажей бывают медленными и плавными, иногда персонаж может пару секунд поворачивать голову, при этом остальные части тела будут оставаться статичными… тем не менее, объемы работы аниматоров нередко измеряются в секундах, и в день делается 1-2-3 секунды (в зависимости от технологии и пр.).

Студия «Мельница», или сеансы белой магии с последующим разоблачением

Раньше и аниматики, и лэйауты, и анимация делались на кальке. Стопка листов крепилась к штифтам над просветом, и так от кадра к кадру аниматор перерисовывал позу персонажа. Сегодня «Мельница» — одна из немногих в мире студий, где продолжают работать с калькой – вплоть до этапа анимации. Однако и здесь (как в большинстве студий мира) многие уже делают анимацию на планшетах.

Впрочем, планшет – только инструмент. Суть от этого не меняется, ибо анимация все равно создается руками. Компьютерная программа может, конечно, рассчитать движение и оживить персонажа, однако фильм с таким оживлением мало кому понравится: персонажи будут двигаться как зомби, неестественно, без характера и настроения… в общем, как если бы в фильме вместо живых актеров использовали бы механические игрушки, запрограммированные двигаться и говорить, согласно сценарию.

Цвет и звук

После того, как персонажи ожили, начинаются процессы контуровки и заливки. В целлулоидной анимации прошлого заливка была вредной и тяжелой работой. Краски долго сохли, прозрачный целлулоид, уложенный в много слоев (разные персонажи и фоны красились на разных слоях), обретал глубокий желтый цвет…
Сейчас, благодаря компьютеру, работа, конечно, сильно упростилась. Однако в 2D анимации и сегодня одним кликом покрасить целиком всю сцену нельзя. Все подвижные объекты раскрашиваются покадрово. Хотя и в очень удобной программке, где можно вывесить образцы и задать цветовые палитры.

Студия «Мельница», или сеансы белой магии с последующим разоблачением

Отдельно раскрашиваются фоны: здесь уже (в зависимости от фильма) художникам есть где разгуляться. Живопись, богатство цвета, использование разных эффектов (под пастель, под масло, под акварель).

Фильм готов? Остается работа со звуком. Пока художники разрисовывают и раскрашивают картинки, композиторы пишут музыку, другие специалисты подбирают шумы… все упавшие в кадре книжки, цокот копыт, шум города, звук волн – все это было нарисовано, но на самом деле никогда не происходило в реальности, поэтому и реального шума не произвело, так что на любом мультфильме есть отдельный специалист, который придумывает, сочиняет, подбирает звук для всего, что происходит на экране. Иногда просто находит в библиотеках, но бывает, что и записывает специально… В общем, работа со звуком – это отдельная магия.

Студия «Мельница», или сеансы белой магии с последующим разоблачением

Мультфильмов много не бывает

Полнометражный мультфильм в среднем делается от 1,5 до 6 лет, стоит от нескольких до полутора сотен миллионов долларов, и в его производстве задействовано от сотни специалистов. Иногда несколько сотен.

Однако студии никогда не работают «последовательно». Обычно в анимационной компании (даже не самой большой) работа ведется одновременно над несколькими проектами. Например, «Мельница» делает несколько полных метров и несколько сериалов параллельно.

Сейчас заканчивается работа над «Тремя богатырями и наследницей престола» — это важный для студии проект, ибо режиссером на этой, 9-й части богатырского сериала стал сам Константин Бронзит – художественный руководитель студии и режиссер первого богатырского фильма («Алеша Попович и Тугарин-змей»). Уже по отрывкам видно, что «Наследница» будет на голову выше последних богатырских работ и имеет шанс запустить новую волну интереса к проекту. В то же время в работе уже следующие «богатыри» (по словам продюсера Александра Боярского , в «богатырском» сериале планируется еще минимум два фильма, но, возможно, и куда больше). И одновременно – вторая часть «Урфина Джюса», которая будет сделана в трехмерной компьютерной анимации.

Студия «Мельница», или сеансы белой магии с последующим разоблачением

Сериальная программа «Мельницы» связана с популярными уже проектами «Лунтик» и «Барбоскины», а также с новым сериалом «Царевны», который недавно начал выходить в эфир на канале СТС. Проект рассказывает про волшебную школу Кащея Бессмертного и очаровательных девочек-царевен, которые в ней учатся.

Делаются на студии «Мельница» и короткометражные мультфильмы. Предыдущая короткометражка «Мы не можем жить без космоса», созданная здесь Константином Бронзитом , была номинирована на премию «Оскар». Сейчас Бронзит делает на «Мельнице» свой новый короткометражный мультфильм, а параллельно запущено небольшое фестивальное кино Антона Дьякова – «Бокс-балет», попавшее на студию в результате конкурса короткометражных проектов год назад.

Студия «Мельница», или сеансы белой магии с последующим разоблачением

Анимация – бизнес непростой, особенно в России, где индустрия пока еще не слишком развита. Отсутствие базовых капиталов делает крайне рискованным запуск каждого нового проекта, но, пожалуй, еще сильнее сказывается нехватка профессионалов. Об этом руководство студии может говорить долго – и, хотя «Мельница» периодически занимается доучиванием режиссеров, аниматоров и других специалистов, рук все равно все время не хватает. «Мельница» на сегодняшний день является одной из самых крупных, успешных и стабильных негосударственных анимационных компаний в России… Да и в мире таких найдется не много, если не считать Америки и Японии, где индустрия находится на другой ступени развития.

На сегодняшний день эта успешность достигается во многом за счет опоры на национальный рынок (к международной экспансии «Мельница» пока не слишком стремится) и разумного управления (полнометражные фильмы «Мельница» делает быстро и недорого, в основном используя более дешевую 2D технологию): любые коммерческие риски (например, таковым был мультфильм «Крепость», очень долгий и трудоемкий в производстве и весьма невыгодный в прокате) компенсирует упорным трудом и еще большей финансовой аккуратностью.

Студия «Мельница», или сеансы белой магии с последующим разоблачением

И это все тоже в некотором смысле чудо. Ибо каких-то лет 20 назад никакой индустрии в России вообще не было, и почти невозможно было поверить, что она появится. И хотя для внешнего зрителя разнообразные успехи российской анимации на своем и международном рынке кажутся случайным везением, на самом деле за ними тоже стоят талант, упорный труд и большая слаженная работа множества людей – так же, как за созданием каждого анимационного фильма, который выходит на телевизионные и кино-экраны.

Источник: www.kino-teatr.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru