Закупочную деятельность заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, обеспечивают работники контрактной службы и контрактные управляющие. Данная деятельность стала востребованной именно благодаря принятию Закона № 44-ФЗ, которых ввел достаточно жесткие правила осуществления закупок, а также предусмотрел необходимость составления и размещения в ЕИС различных документов.
Нужно отметить, что работник контрактной службы и контрактный управляющий – это ни одно и тоже. При схожести функционала и предъявляемых к ним требований они отличаются друг от друга. Такие различия мы разберем в настоящей статье. Также в данной статье мы рассмотрим основные сложности, с которыми сталкиваются сотрудники заказчика, занятые в сфере закупок.
Надеемся, что материал, представленный в статье, окажется полезным как для лиц, только присматривающихся к данной сфере деятельности, так и для лиц, уже непосредственно работающих в сфере закупок. Если это окажется так, пожалуйста, не забудьте оценить материал после прочтения, оставив соответствующий комментарий.
Контрактный управляющий
В каком случае заказчик создает контрактную службу, а когда определяет контрактного управляющего?
Для осуществления закупок по Закону № 44-ФЗ заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Ключевой момент здесь заключается в слове «или» .
Центр закупок и продаж «Закон.гуру» полагает, что в одной организации не может быть создана контрактная служба и определены одновременно контрактные управляющие. Наличие одного исключает другое, в том числе в случае, когда заказчик имеет обширную сеть филиалов.
При необходимости организации закупочной деятельности в филиалах и при наличии контрактной службы в головном подразделении работников филиалов следует включить в контрактную службу головной организации с передачей им полного функционала по осуществлению закупок в филиалах.
Решение о создании контрактной службы в учреждении зависит от размера денежных средств, выделенных заказчику на закупки товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год (без учета денежных средств, полученных из бюджета на выплаты персоналу, социальные отчисления и прочие выплаты, не являющиеся закупками) – СГОЗ (совокупный годовой объем закупок).
Заказчик, СГОЗ которого превышает 100 млн руб., обязан создать контрактную службу. Остальные же заказчики вправе это сделать, но в отсутствие контрактной службы должны определить одного или нескольких контрактных управляющих.
Различия между контрактной службой и контрактным управляющим
коллегиальный орган заказчика | должностное лицо заказчика |
в состав должно входить не менее 2 человек | может быть один |
только одна в организации | может быть несколько |
действует на основании положения, которое составляется в соответствии с типовым положением (приказ Минфина от 31.07.2020 № 158н) и не может ему противоречить | действует в соответствии со своей должностной инструкцией и трудовым договором |
обязанности по проведению закупок разделяются между работниками службы (конкретный работник контрактной службы, например, может только планировать закупки, другой — занимается только обоснование цены и т.д. | отвечают за одну или несколько закупок полностью (делает все сам — планирует закупки, обосновывает цену, размещает информацию в ЕИС и др.) |
Сходства между контрактной службой и контрактным управляющим
Работниками контрактной службы и контрактными управляющими могут быть только штатные сотрудники заказчика, а не привлеченные лица. Такие лица должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).
Как стать контрактным управляющим первые шаги новичка
До настоящего времени не утихают споры о том, достаточно ли таким лицам иметь просто высшее образование либо такое высшее образование должно быть получено именно в сфере закупок. Центр закупок и продаж «Закон.гуру» убежден, что словосочетание «в сфере закупок» относится не только к словам «дополнительное профессиональное образование», но и к словам «высшее образование», т.к. в противном случае к выполнению соответствующей трудовой функции могли бы быть допущены лица, ничего не понимающие в закупках.
Наличие у должностного лица заказчика просто высшего образования, например, педагогического, не делает его еще специалистом в сфере закупок. К слову отметим, что даже наличие профильного образования (т.е. образования в сфере закупок) также, на наш взгляд, не делает его специалистом, т.к. потребуется не меньше года, чтобы освоить базовые положения законодательства. Однако, в силу Закона № 44-ФЗ наличие у должностного лица «корочки» является достаточным условием для включения его в состав контрактной службы или определения его контрактным управляющим.
К большому сожалению, наличие просто «корочки» в отсутствие реальных знаний, относительно невысокие зарплаты при достаточно высокой ответственности (в том числе административной, а иногда и уголовной), приводят к «текучке кадров»: приходит новый сотрудник, получает «корочку» за счет учреждения, а затем административные штрафы, несопоставимые с уровнем его заработной платы (прим.: штрафы по Закону № 44-ФЗ во всех случаях оплачиваются за счет самого сотрудника), после чего увольняется, а дальше начинается новый круг. Поэтому лицам, которые потенциально рассматривают данную сферу в качестве трудоустройства мы предлагаем предварительно взвесить все «за» и «против», а еще лучше обратиться за предварительной консультацией в Центр закупок и продаж «Закон.гуру».
Отсутствие соответствующей «корочки» у должностного лица, включенного руководителем учреждения в состав контрактной службы или назначенного контрактным управляющим, может повлечь за собой привлечение руководителя организации к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому в интересах руководителя такие «корочки» данным лицам обеспечить.
Какое образование требуется для работника контрактной службы и контрактного управляющего?
Выше мы уже отменили, что работники контрактной службы и контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Высшее образование в сфере закупок уже реализовывается отдельными учебными заведениями. Оно реализуется по классической схеме приема выпускников школ на базе результатов ЕГЭ. Об этом виде образования мы рассказывать не будем, т.к. большая часть лиц, которые приходят в сферу закупок, делают это сознательно и уже имеют какое-либо образование.
Вторая причина того, что мы не будет описывать высшее образование в сфере закупок, заключается в постоянно меняющемся законодательстве. Опытные специалисты хорошо знают, что если «выпасть» из сфере закупок на два-три месяца, то уже сложно отследить все произошедшие за это время изменения. Что уж говорить про 6 месяцев и более? Поэтому выпускники ВУЗов, получающих высшее образование в течение 4-6 лет, будут обладать лишь поверхностными теоретическими знаниями, отдаленно имеющими отношение к реальной действительности (прим.: исключительно наше мнение).
Центр закупок и продаж «Закон.гуру» полагает, что существует два подхода к получению образования в сфере закупок:
- для себя (чтобы не оштрафовали, не посадили);
- для «галочки» (чтобы соответствовать формальным требованиям Закона № 44-ФЗ).
Большая часть выбирает или вынужденно выбирать (ввиду отсутствия средств) второй подход. Мы, конечно, рекомендуем следовать первому. При этом нужно понимать, что обучение госзакупкам – это уже сложившееся направление бизнеса в России. Поэтому не стоит возлагать особых надежд на то, что по результатам обучения конкретный человек сразу станет специалистом. «Корочку» человек получит, а вот знания – не факт.
Идеальная ситуация, когда первое время «новоиспеченного» контрактного управляющего, а тем более руководителя контрактной службы «ведут», т.е. подсказывают ответы на возникающие у него в ходе практической деятельности вопросы.
В частности, Центр закупок и продаж «Закон.гуру» реализует «горячую линию» по возникающим вопросам посредством WhatsApp, помогая «не наломать дров» в первое время. Стоят такие консультации относительно недорого, особенно принимая во внимание размеры потенциальных штрафов, которые могут быть возложены за допущенные ошибки.
Вместе с тем, вернемся к вопросам получения контрактными управляющими, работниками контрактных служб образования в сфере закупок. Основным образованием для них будет выступать «дополнительное профессиональное образование», которое, согласно Закону об образовании, имеет две формы:
- «повышение квалификации» (по результатам успешного освоения программы слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образовательной организацией (не государственного. ) образца);
- «профессиональная переподготовка» (по результатам прохождения выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образовательной организацией (не государственного. ) образца).
Две указанные формы являются равнозначными. Отличаются они только объемом образовательной программы: повышение квалификации реализуется объемом до 250 акад. часов, профессиональная переподготовка – от 250 акад. часов и выше. Реализовывать две указанные формы дополнительного профессионального образования могут только организации, имеющие соответствующую лицензию (ИП не праве реализовывать программы по дополнительному профессиональному образованию).
Объем часов в образовательной программе значения (для знаний) не имеет. Важно столько из этого объема приходится на очные аудиторные или семинарские занятия. Довольно часто можно встретить ситуации, когда образовательная программа включает в себя 500 акад. часов, но очно из них реализуется только, например, 16. Соответственно знаний будет на 16 часов, а не на 500, при наличии у лица диплома о профессиональной переподготовке.
Для проверки реальных знаний специалистов в сфере закупок Центр закупок и продаж «Закон.гуру» запустил сервис тестирования. Вопросы в тестах подобраны таким образом, чтобы охватить максимально все возможные темы и проблемные точки госзакупок. Лицам, прошедшим тестирование, выдается сертификат специалиста, который подтверждает наличие у них реальных знаний в сфере закупок, а не «корочки». Надеемся, что данный сервис окажется полезным, в том числе для представителей работодателей, которые могут с его помощью проверить знания свой сотрудников.
Обязанности контрактной службы и контрактного управляющего
Функциональные обязанности контрактной службы и контрактного управляющего примерно равны и определены в ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ. Следует отметить, что Закон № 44-ФЗ устанавливает лишь базовые обязанности:
- разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в ЕИС план-график и внесенные в него изменения;
- осуществляют подготовку и размещение в ЕИС извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
- обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
- участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
- организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.
Их расшифровка для контрактной службы содержится в приказе Минфина от 31.07.2020 № 158н, устанавливающего типовой регламент (положение) о контрактной службе. Для контрактного управляющего расшифровка должна быть приведена в должностной инструкции.
Важно отметить, что приказ Минфина от 31.07.2020 № 158н не распространяется на деятельность контрактного управляющего, и, следовательно, функционал контрактного управляющего может отличаться от функционала контрактной службы (прим.: если это не входит в противоречие с ч.4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Например, приказом Минфина от 31.07.2020 № 158н определено, что контрактная служба готовит техническое задание и обосновывать начальную (максимальны) цену контракта. Контрактный управляющий в организации может этого не делать, если соответствующий функционал не закреплен за ним его должностной инструкцией.
Обратите внимание, что Закон № 44-ФЗ использует различные формулировки при установлении функциональных обязанностей контрактной службы и контрактного управляющего: где-то используются слова «разрабатывают», «осуществляют», «участвуют» (т.е. исполняют соответствующие обязанности самостоятельно, без возможности передачи такого функционала кому-либо, в том числе иным сотрудникам заказчика), а где-то «обеспечивают» (т.е. сами не осуществляют, а координируют работу по данному направлению). Это важно учитывать при составлении положения о контрактной службе и разработке должностной инструкции контрактного управляющего.
Например, п. 3.2.2.1 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утв. Приказом Минфина от 31.07.2020 № 158н, закреплено, что контрактная служба заказчика «определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта». Соответственно работники контрактной службы осуществляют данную функцию самостоятельно, без возможности ее возложения на сотрудника (ов) заказчика, не входящего в состав контрактной службы. Аналогичное требование установлено п. 3.2.2.2 Типового положения: контрактная служба «осуществляет описание объекта закупки».
Ответственность работников контрактной службы и контрактного управляющего
Работники контрактной службы, контрактные управляющие несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий. Такая ответственность может быть дисциплинарной, административной или уголовной в зависимости от состава совершенного данными лицами правонарушения.
Если у Вас остались какие-либо вопросы, связанные с организацией работы контрактной службы, определением должностных обязанностей контрактного управляющего, мы с радостью ответим на них через WhatsApp или службу поддержки клиентов.
Удачных закупок и не забудьте оставить свой комментарий о прочитанном, а также предложить новую тему для разбора, о выходе которой можно узнать вступив в нашу группу ВКонтакте.
Источник: 44fz.ru
Контрактная служба по 44 ФЗ
Контрактную службу для организации закупок создают в соответствии с требованиями № 44-ФЗ. В этом же федеральном законе предусмотрена альтернатива — назначение контрактного управляющего. Критерий выбора между первым или вторым вариантом — объём годовых закупок. То есть контрактная служба и управляющий при организации закупок на предприятии выполняют аналогичные функции. Различия кроются в суммах с которыми им приходится иметь дело.
Когда нужно создавать контрактную службу
В компании обязательно открывается контрактная служба, если сумма годовых контрактных закупок превышает 100 миллионов рублей. При меньшей сумме закупок руководитель организации самостоятельно решает вопрос о том, что выбрать: нанять на работу управляющего или нескольких сотрудников на эту должность или создать полноценный отдел внутри соответствующего подразделения.
В сумму ежегодных закупок, которая определяет порядок работы управляющего или контрактной службы, входят все закупки услуг или товаров, кроме средств, выделяемых из бюджета на оплату работы штатных сотрудников, отчисления социального плана и любые другие траты, не касающиеся закупок.
В рамках одной компании одновременно нельзя иметь и службу, и нанятых на должности профильных специалистов — это взаимозаменяемые понятия. Это правило действует и в случае нескольких региональных филиалов, которые также будут обеспечиваться специалистами контрактной службы. Если в головном филиале организована контрактная служба, то все специалисты региональных филиалов, отвечающие за закупки, должны являться её сотрудниками. У каждого сотрудника при этом будет в обязанности вменено обслуживание филиала, в котором он выполняет свою работу. Выделяются следующие особенности работы контрактной службы:
- Контрактная служба это коллегиальная структура в составе организации, совершающей закупки в рамках госконтрактов и в частных целях.
- В рамках контрактной службы одновременно работает не менее двух специалистов.
- В одной компании может быть только одна подобная структура.
- В приказе Министерства финансов РФ № 158-Н от 31 июля 2020 года, строго определяет основные параметры работы сотрудников контрактной службы вне зависимости от специфики работы вашей организации. Противоречий между должностными инструкциями и требованиями приказа быть не должно.
- Все обязанности внутри службы равномерно распределяются между сотрудниками. Пример — один специалист отвечает за обоснование закупок, второй — утверждает перечень закупаемых товаров, третий — отслеживает оплату и взаимодействие с контрагентами.
Законодательное регулирование
В основном работа контрактной службы регулируется федеральным законом №44-ФЗ. Однако в дополнение к нему есть еще регламент Минэкономразвития РФ № 631. По закону служба, занимающаяся закупкам на предприятии может быть как в форме структурного подразделения, так и без него. В последнем случае просто утверждается список сотрудников, которые будут заниматься тендерами.
Структура службы жестко не регламентируется, но в ее составе было не менее двух человек. Независимо от выбранной формы, у службы должен быть руководитель. Как правило, если контрактную службу не выделяют в отдельное структуру, то во главе ее становится директор предприятия или один из его заместителей. Отдельно оговаривается, что нельзя включать в состав службы людей по гражданско-правовым договорам. Закупками могут заниматься только те, кто состоит в полноценных трудовых отношениях с заказчиком.
В законе оговаривается также требования к уровню образования сотрудников контрактных служб. Они должны иметь высшее образование в области закупок или профобразование в какой-то сфере, но при этом дополнительно пройти обучение закупкам.
Есть и ряд ограничений для людей, которые связаны с руководителем контрактной службы. Например, нельзя привлекать близких родственников к экспертизе закупочной документации. И, разумеется, законодатели учли самый очевидный путь возникновения конфликта интересов — какую-либо связь поставщиков с людьми, которые определяют победителей тендеров, аукционов или конкурсов.
В каких случаях контрактная служба не нужна?
Создавать контрактную службу не обязательно, когда совокупный годовой уровень закупок меньше 100 млн рублей. В этом случае, функции отдела может выполнять один человек — контрактный управляющий (КУ), который будет занимается закупками и выполнением заключенных контрактов. В рамках одной компании без открытия отдела может работать и сразу несколько таких специалистов, которые занимаются конкретным направлением закупок и контрактов. К примеру, первый КУ начинает заниматься закупками по профилю ремонта и строительных работ, второй отвечает за компьютерную технику, а в должностные обязанности третьего заложено обеспечение офиса канцелярскими товарами и расходными материалами.
- КУ нанимается в штат компании, занимающейся закупками в рамках государственных контрактов и частных нужд, в качестве штатного работника.
- В одной компании может быть один такой сотрудник или несколько человек по разным профилям закупок.
- Направлений, в рамках которых работают КУ, в одной компании может быть сразу несколько. Они никак не пересекаются друг с другом и совершенно при этом независимы.
- Рамки рабочих обязанностей любого КУ закреплены перечнем должностных обязанностей в трудовом договоре и дополнениях к нему.
- Управляющие выполняет самостоятельно все обязанности — от планирования конкретной закупки и поиска контрагента до обоснования цены и размещения информации в ЕИС.
Должностные обязанности управляющих и служб
Должностные рабочие обязанности КУ или созданной на базе вашей организации контрактной службы фактически одинаковы. Они определены и прописаны в 44-ФЗ, в 4 части ст. 38. При этом важно понимать, что установленные законом обязанности являются минимально возможными для работы сотрудника:
- разработка графика и плана закупок, подготовка любых согласованных изменений для внесения в этот документ, размещение документации в ЕИС и внесение необходимых изменений, установленным в 44-ФЗ способами;
- подготовка и своевременное внесение в ЕИС извещений о том, что компания объявляет закупки, выкладка документов о контрактах и документации об проводимых закупках, а в случае закупок по закрытому типу, КУ или специалист контрактной службы отбирает подрядчиков или поставщиков;
- от начала до конца контролируют закупки и заключение контракта с победителем конкурса;
- в случае, если от одного или нескольких участников конкурсного производства поступает жалоба на процесс выбора победителя, то контрактный управляющий принимает участие в рассмотрении этих жалоб и начале претензионной работы по разбору жалобы;
- при выборе победителя конкурса, в случае, если нужны консультации с участниками конкурсного производства, специалисты контрактной службы организует совещания для выявления особенностей конкурентной среды в исследуемом сегменте рынка.
Основная разница тут состоит в том, что, если специалист контрактной службы строго руководствуется требованиями, указанными в соответствующей статье 44-ФЗ. В то время как КУ работает согласно перечня функциональных обязанностей, указанных в его трудовом договоре и должностной инструкции. Например, в 44-ФЗ чётко указано, что специалист контрактной службы должен подготовить ТЗ для публикации в ЕИС и определить максимальную цену контракта. А вот управляющий может этого не делать, если это не указано в его должностной инструкции.
Основные сходства между контрактной службой и работой управляющего
На эти должности может быть назначен только человек, занимающий постоянную должность в штате компании, а не привлеченный со стороны на временную работу специалист. Обязательно высшее образование в сфере закупок или прохождение специальных курсов.
Наличие непрофильного высшего образования, к примеру, в педагогической или технической сфере, не позволит специалисту, назначаемому на такую должность обладать достаточной квалификацией для работы в сфере закупок. Даже профильное образования без соответствующего профессионального опыта не хватит для ведения работы в этой сфере. При этом, по требованиям законодательства, наличие профильного высшего образования достаточно для работы конкурсным управляющим. Отсюда и довольно большая текучка специалистов, работающих на этой должности, а также досадные ошибки, ведущие к срывам контрактов, административной, а иногда и уголовной ответственности. Поэтому стоит предварительно хорошо подготовиться к работе на подобных должностях, чтобы избежать финансовых и репутационных потерь.
Отсутствие высшего образования или пройденных курсов квалификации у специалиста контрактного отдела или у лица, назначенного на работу с функционалом конкурсного управляющего, влечёт за собой административную ответственность руководителя компании или замещающего его лица.
Ответственность контрактной службы
При нарушении правил закупок на должностное лицо могут накладываться санкции. В зависимости от типа нарушений это могут быть следующие типы воздействия.
- Административные. Решение о применение таких мер могут принимать лишь уполномоченные контролирующие органы. Санкции назначаются на основании положений действующего Кодекса об административных правонарушениях.
- Дисциплинарные. В связи с тем, что такие санкции выносятся в соответствии с действующим трудовым законодательством, назначить их может работодатель. Решение о назначении определенного типа воздействия на представителя контрактной службы может приниматься после проведения внутренней проверки.
- Уголовные. Такие санкции в отношении контрактной службы могут применяться только в том случае, если нанесен существенный ущерб государству. Меры воздействия применяются в отношении физических лиц, если доказано умышленность их нарушений с целью получения выгоды. Тип воздействия в отношении нарушителя может выбирать только суд.
В отношении контрактной службы могут применяться одновременно несколько типов воздействия.
Какие изменения произошли в закупках в 2021 году
С 1.01.2021 года в работе КУ и контрактных служб введен ряд законодательных изменений, которые нужно иметь в виду:
- внесены изменения в процесс внесения любых изменений в информацию, размещенную в ЕИС;
- участники конкурсного производства теперь дополнительно проверяются перед определением победителя на приводы к административной ответственности. Ранее это было дополнительной опцией, а теперь стало обязанностью для членов комиссии;
- меняется механика внутренней проверки контрагентов и поставщиков в рамках ЕИС;
- устанавливается минимальная доля отечественных товаров или услуг, которые должны обязательно быть в составе контрактов;
- изменяется порядок работы с графиками и планами закупок.
Резюмируя, можно сказать, что специалисты контрактных служб или КУ должны иметь профильное высшее образование и релевантный опыт работы. Их обязанности схожи, но в некоторых моментах отличаются. Для организации контрактной службы в вашей компании, нужно, чтобы общая сумма закупок было больше чем 100 млн рублей в год. В иных случаях можно нанять несколько управляющих, каждый из которых может вести отдельное направление по закупкам и контрактам.
Источник: 223-1c.ru
Контрактный управляющий по 44-ФЗ
Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» (о госзакупках) вступил в действие с 1 января 2014 года. Он сменил действовавший с 2005 года закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг». Именно закон 94-ФЗ заложил фундамент централизованного регулирования госзакупок. Причина, по которой было принято решение о таком централизованном контроле за всеми госзакупками — рост доходов бюджета в «нулевые» годы, что вылилось в резкое повышение объема госзаказа.
Организациями, проводящими свою закупочную деятельность по 44-ФЗ, являются:
- различные министерства, государственные ведомства и агентства, а также их структурные подразделения;
- администрации субъектов федерации и муниципалитеты;
- бюджетные организации всех уровней;
- автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП), расходующие выделяемые из бюджета средства.
Контрактный управляющий — кто это такой?
Одним из нововведений Закона о госзакупках стало введение института контрактной службы (службы заказчика), ответственной за все закупки организации. При этом такая служба в обязательном порядке должна существовать у организаций, чей годовой объем закупок превышает 100 миллионов рублей. Согласно 44-ФЗ, контрактный управляющий единолично управляет всеми закупками организации при двух условиях:
- объем ее закупок не превышает 100 миллионов;
- отсутствует контрактная служба.
На практике, контрактный управляющий в зависимости от размера организации и уровня компетенций, может занимать должности:
- главы службы заказчика;
- его заместителя;
- специалиста по закупкам;
- председателя или члена закупочной комиссии.
Отметим, что обычно должности председателя и членов комиссии занимают по совместительству, поэтому управляющий или заместитель управляющего могут быть председателем закупочной комиссии. А специалисты занимать должности членов комиссии.
Обязанности
Если говорить о его функциях, то скажем, что управляющий имеет те же обязанности, что и обязанности службы заказчика. Главное отличие — контрактный управляющий действует в одном лице. При этом исполнение всех этих функций управляющим будет разбито на несколько этапов. И первый из этих этапов будет планирование.
Планирование
Процедуры планирования — начало всех закупочных процедур. В общем виде трудовые функции управляющего на этом этапе выглядят так:
- составление и обоснование планов-графиков;
- размещение их в Единой информационной системе «Госзакупки» (ЕИС);
- внесение изменений и дополнений и отражение этих изменений в ЕИС.
Часто при составлении плана закупок контрактный управляющий будет проводить консультации с профильными специалистами. Возможно, кто-то поможет ему создать итоговый документ, но ответственность по его проверке все равно лежит на контрактном управляющем. На управляющем же и будет лежать вся ответственность при выявлении каких-либо нарушений.
Выбор способа определения поставщика
Следующий этап работы, с которым сталкивается управляющий — определить способ выбора поставщика:
- закупка у единственного поставщика;
- либо выбор поставщика на основе конкурентной процедуры.
При выборе закупки у единственного поставщика управляющему нужно знать, какие существуют основания к таким закупкам, уметь правильно выбрать и подготовить дополнительные документы согласно требованиям ФЗ-44.
При выборе конкурентного способа закупки нужно принять аргументированные решения, обосновывающие такой выбор. Контрактный управляющий обязан взвесить все плюсы и минусы каждого из конкурентных способов, которых существует три:
- конкурс;
- аукцион;
- запрос котировок.
Проведение процедуры закупки
Сам этап проведения закупочной процедуры делится на три подэтапа:
- подготовка и размещение контрактным управляющим закупочной документации в ЕИС;
- работа закупочной комиссии по допуску или отклонению поступивших заявок, по определению победителя процедуры или по объявлению ее несостоявшейся;
- управляющий публикует в ЕИС протокол об итогах процедуры.
Контрактный управляющий может сам участвовать в работе комиссии, либо консультировать ее сотрудников, которые будут принимать решение о допуске или отклонении заявок участников.
Исполнение контракта
Если процедура была успешно проведена, то согласно 44-ФЗ управляющий имеет обязанности по заключению и контролю исполнения контракта.
Во-первых, это размещение управляющим контракта в реестре контрактов на ЕИС, а также размещение информации об его исполнении или расторжении. Во-вторых, контрактный управляющий может участвовать в процедуре приемки результатов.
Итак, подведем итог по описанным выше функциям. Контрактный управляющий на регулярной основе:
- занимается планированием;
- осуществляет закупочные процедуры;
- участвует в заключении и контролирует исполнение контрактов.
Нерегулярные функции
Помимо регулярных за управляющим закреплены и нерегулярные функции. Это значит, что выполнять эти функции он будет нерегулярно, возможно, и никогда. Но в случае возникновения необходимости, контрактный управляющий должен уметь выполнять и их.
- Самый распространенный случай — это претензионная работа, если поставщик или подрядчик выполнил свою работу неправильно. В этом случае управляющий составляет претензию и отправляет ее поставщикам.
- Ситуация на противоположном полюсе — обжалование претензий на действия или бездействия заказчика. Фактически, здесь управляющий обжалует претензии на свои собственные действия. В этой ситуации управляющий должен:
- ответить на претензию;
- принять участие в рассмотрении этой жалобы в контролирующем органе (Федеральной антимонопольной службе (ФАС);
- аргументировано отстоять там свою позицию.
3. Следующая немаловажная обязанность — обеспечить возврат чужих финансовых средств, если имело место внесение финансовых гарантий в виде обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта. Управляющий должен либо сделать это самостоятельно, либо инициировать эти действия.
4. Еще одна область ответственности, отведенная управляющему согласно 44-ФЗ – выстраивать работу с потенциальными поставщиками. Эта работа может проводиться в виде:
- получения консультаций и уточнений;
- получения обновленной информации о новинках товаров, работ, услуг;
- получения сведений об изменениях в ценах.
5. Появление или уход игроков с рынка также может отразиться на закупочной деятельности. Выделяемые бюджетные средства должны быть освоены организацией полностью за указанный период, поэтому управляющий должен прилагать усилия к тому, чтобы у него не было признанных несостоявшимися процедур.
Требования
В настоящий момент требования к контрактному управляющему прописаны в профессиональном стандарте №558 «Специалист в сфере закупок». Внутри этого документа есть информация о требованиях, предъявляемых к сотрудникам, работающим либо в службе заказчика, либо контрактными управляющими.
В данном профстандарте имеется 4 уровня квалификации — от пятого до восьмого. При этом формально контрактный управляющий может занимать свою должность на любом уровне квалификации.
Например, специалист 6-го уровня может:
- заниматься планированием;
- заниматься проведением закупочных процедур.
На 7-м уровне специалист уже занимается:
- проверкой соблюдения условий выполнения контракта;
- проверкой качества поставляемых товаров и услуг.
То есть полноценным контрактным управляющим, выполняющим все возложенные на него 44-ФЗ обязанности, можно стать только на 7 уровне квалификации. Для этого уровня существуют следующие требования:
- высшее образование (магистратура или специалитет);
- дополнительное профессиональное образование в сфере закупок;
- три года стажа работы в сфере закупок.
Без высшего образования и без стажа управляющий может работать только на 5-м уровне квалификации (специалистом). С высшим образованием (любого типа) и без стажа управляющим можно работать только на 6-м уровне квалификации (заместителем руководителя). Перейти на 7-й уровень можно, только получив высшее образование по программе специалитета или магистратуры. В любом случае управляющему понадобится дополнительное профессиональное образование (ДПО) в сфере закупок.
Зарплата
В Москве контрактные управляющие и специалисты в сфере бюджетных закупок в среднем могут получать:
- 100 – 140 тыс. р. на руководящих постах;
- до 100 тысяч в должности заместителя руководителя;
- 50-80 тыс. рублей на должностях специалистов.
Места работы
Как уже было сказано, контрактный управляющий или контрактная служба требуются в любой бюджетной организации. Как правило, закупки совершают все бюджетные организации, начиная от детских садов и муниципалитетов и заканчивая субъектами федерации и федеральными органами власти.
Карьера
Карьера контрактного управляющего может развиваться в повышении его уровня квалификации. Также возможно начать работать контрактным управляющим в небольшой организации и, получив там опыт, перейти в более крупную организацию на должность руководителя или заместителя руководителя контрактной службы.
Также возможен вариант «дауншифтинга» — когда специалист уходит из крупной компании и работает управляющим в небольшой организации.
Ответственность контрактного управляющего
Помимо большого круга обязанностей на управляющем лежит и большая ответственность.
Если рассмотреть самый наихудший вариант, то контрактные управляющие могут проходить обвиняемыми по следующим статьям УК:
- мошенничество;
- взяточничество;
- нецелевое расходование бюджетных средств (в размере свыше 1,5 миллионов рублей).
Если нецелевое расходование не превышает 1,5 миллиона, то тогда согласно статье 15.14 КоАП, управляющему придется либо платить штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей, либо он будет отстранен от работы на срок от года до трех лет.
Все статьи КоАП, начиная от статьи 7.29 до статьи 7.35, так или иначе касаются нарушений в сфере контрактной системы. Поэтому в своей деятельности управляющий обязан придерживаться буквы и духа закона, сводя к минимуму риск появления чрезвычайных ситуаций.
Как стать контрактным управляющим
Как уже было сказано, работать управляющим можно, даже не имея высшего образования (на 5-м уровне). Тем не менее всем, кто желает связать свою карьеру с 44-ФЗ, нужно получить ДПО в сфере закупок.
При этом для карьерного продвижения управляющему нужно иметь высшее образование, которое можно получить заочно. Направление обучения в профстандарте не указано, но оптимально, чтобы оно было связано с муниципальным или государственным управлением.
Особенности обучения на контрактного управляющего в НИПКЭФ
Сегодня в НИПКЭФ есть следующие программы для подготовки управляющих:
- профессиональная переподготовка по 44-фз;
- повышение квалификации: контрактная система в сфере закупок.
Программы обучения по обоим курсам похожи, но на переподготовке всем вопросам уделяется большее внимание. На наших курсах вы узнаете:
- о принципах и базовых понятиях контрактной системы;
- о правовых основах ее регулирования;
- об организации и планировании закупок;
- о способах определения поставщиков;
- а также о других аспектах закупочной деятельности.
Вся информация на наших курсах дается с учетом последних изменений в законодательстве, что крайне важно для отрасли госзакупок. За все время существования 44-ФЗ было принято около ста вносящих в него изменения законодательных актов. Поэтому мы рекомендуем, как минимум, раз в год проходить курсы повышения квалификации в сфере закупок всем занятым в этой отрасли.
Наши курсы подойдут не только для тех, чья деятельность связана со службой заказчика. Изучив все тонкости и нюансы работы контрактной системы, вы сможете чувствовать себя уверенно и на стороне поставщика, снизив риски отклонения ваших заявок.
Повышайте свои компетенции, продвигайтесь по карьерной лестнице вместе с НИПКЭФ! Не бойтесь сложностей, стремитесь вперед, а мы с радостью станем вашими попутчиками в движении к успеху!
Источник: nipkef.ru