Здравствуйте. Недавно я прошёл онлайн-курс по созданию 3D моделей (чтобы не выглядело рекламой, упущу какой именно) и открыл для себя некоторые вещи, которые не сказать, что перевернули мои представления об играх, но заставили взглянуть на игровые модели совершенно иначе. Этими вещами я и хотел бы поделиться с вами. Это не будет сухой технической экскурсией по всему процессу создания моделей (хоть мы и пройдём через весь процесс), а скорее рассказ с упором на факты, которые, быть может, позволят вам, как и мне, взглянуть на игры немного по-другому.
Например, почему для создания одной модели художник вынужден делать три, почему иногда в папке с игрой вы можете обнаружить содранную кожу ваших любимых персонажей и что трилогия «Властелин Колец» подарила каждой современной игре.
Драфт
Двинемся по порядку, с самого начала цикла создания модели. На самом деле драфт является не столько первым этапом, сколько подготовкой к будущей работе. Драфт для 3D художника — то же самое, что набросок для обыкновенного художника. Только если на листе бумаги будущий рисунок обозначается грубыми мазкам и штрихами, то модель конструируется из примитивов (кубов, цилиндров, прямоугольников) с целью поймать силуэт объекта, его габариты и пропорции.
Как создаются игровые 3D модели

Иногда на этапе драфта может прорабатываться цветовая схема объекта. А иногда работа на этапе драфта и заканчивается. В таких случаях драфт может быть самодостаточным произведением, когда художник хочет воплотить определённую идею, но не хочет возиться со всеми остальными техническими этапами.

Кстати, есть такой замечательный сайт Sketchfab. Если вам когда-либо нравилось просматривать в интернете красивые картинки или фото, здесь вы можете открыть для себя то же самое, но уже в сфере 3D. Там различные художники публикуют не только драфты, но и более комплексные вещи. Как вам, например, 2D картина, созданная в 3D, но при этом с любого ракурса выглядящая как 2D картина?

Работа Csaba Baity
Прогуливаясь по этому сайту, можно получить большое эстетическое удовольствие, даже если вы не заинтересованы в 3D.
Low-Poly nbsp;бронированной кабиной. Сверху High-Poly версия сплавными формами, швами отсварки иследами отснарядов. Вней 915 856 полигонов. Аснизу— оптимизированная версия, где нет никаких деталей, ноона весит 398 полигонов.» />
Вот пример с бронированной кабиной. Сверху High-Poly версия с плавными формами, швами от сварки и следами от снарядов. В ней 915 856 полигонов. А снизу — оптимизированная версия, где нет никаких деталей, но она весит 398 полигонов.
Хотя по факту это одна и та же модель, просто с разной детализацией. То, что эти две версии должны быть одинаковых габаритов и идеально накладываться одна на другую, является одним из главных источников головной боли у художников. А то, по каким правилам Low-Poly модель оптимизируется для ваших платформ, это вообще отдельная песня. Наблюдение за тем, как моделлер манипулирует 3D сеткой, избавляясь от каждого лишнего полигона, порой может иметь гипнотический эффект.
Как создать 3D персонажа

Пара примеров оптимизации сетки: форма не изменилась, но кол-во полигонов сократилось.
Кстати, ещё один любопытный факт — вы никогда не обращали внимание на то, что почти у всех «жёстких» объектов в играх, в частности у оружия, углы гораздо толще и более плавные, чем у реальных прототипов? Дело в том, что блик света на углах является мощнейшим выразительным приёмом, чтобы подчеркнуть форму модели. Но из-за особенностей отрисовки графики при удалении от объекта блик неизбежно пропадает, и теряется выразительность. Поэтому углы и делают такими жирными — чем они толще, тем на большем расстоянии будет заметен блик.

Наглядный пример на корпусе прицела.
По итогу у художника на руках есть две модели: Low-Poly и High-Poly. Вторая никогда не попадёт в игру, и встаёт задача перенести визуальную информацию с высокодетализированной модели на оптимизированную. Но перед этим предстоит ещё один этап.
UV развёртка
Знаете, одна из моих травм детства связана с тем, как я заглянул внутрь папки Half-Life 2 и обнаружил там содранную и разложенную кожу Аликс.

Вы только посмотрите на её пустые глазницы… бррр. В дальнейшем я ещё не раз натыкался в директориях игр на освежёванных героев и каждый раз жалел, что туда залез.
Так что же там делает этот подарочек от Кожаного Лица? Это результат процесса под названием «UV развёртка». Он нужен для отрисовки текстур на моделях. Дело в том, что 3D программы понятия не имеют, что делать с 3D моделями в плане текстур. Они абсолютно не понимают, как работать с поверхностями 3D объекта, учитывая, что текстуры — это 2D картинки, накладываемые поверх модели.
Процесс UV развёртки заключается в том, чтобы разрезать и разложить вашу 3D модель, как картон, в 2D плоскость. Это как собрать оригами наоборот — разложить фигурку в чистый лист. Как охотники освежёвывают медведя и расправляют его шкуру у себя в гостиной. Получается, такой вот, 2D медведь. В результате этих манипуляций художник имеет на руках огромное полотно, где каждая плоскость каждой детали расправлена и разложена по определённым правилам.

Вот пример UV развёртки велосипеда. Велосипеда, Карл! А теперь дружно передайте привет всем танкам из Battlefield и стардестроерам из «Звёздный Войн».
То же самое относится и к живым персонажам. Даже зная эту информацию, иногда, когда я захожу в программу для текстурирования и вижу среди материалов «золото» и «дерево» материал «человеческое лицо», чувствую себя примерно так:

Если вас интересует, почему процесс называется именно UV-развёртка, ответ прост: так обозначаются два направления 2D пространства — V (вверх-вниз) и U (право-лево). Результаты UV развёртки позволят в будущем текстурировать модель, а также перейти к следующему этапу.
Запечка
Запечка, или «Bake» — это и есть та технология, которую изобрели во время съёмок «Властелина Колец». Если коротко и не вдаваясь в детали, эта процедура позволяет художнику спроецировать внешний вид высокодетализированной модели на оптимизированную. Это могут быть как красивые скруглённые формы, так и целые детали, например, какие-нибудь болты.
Пример на простом кубике, как может выглядеть визуальный обман (если гифка тормозит — откройте в новой вкладке).
Как уже было сказано, это позволяет значительно сократить кол-во полигонов. Казалось бы, зачем это нужно киношникам? У них и так есть в распоряжении суперкомпьютеры и возможность рендерить один кадр несколько дней, так? А если кадры нужно будет переделать? Если на экране не один пещерный тролль, а целая армия орков?
Представляете, насколько эта технология упросила жизнь создателям «Властелина Колец»? Настолько, что продолжает играть важнейшую роль в создании графики и по сей день.
Этот этап является святым причастием модели, т. к. если что-то где-то было сделано неправильно, это обязательно всплывёт артефактами именно здесь. Ну а после этого остаётся последний этап.
Текстуры
Эта тема настолько объёмна, что здесь даже нечего сказать. Скажу только то, что современные технологии позволяют творить настоящие чудеса. Например, автоматически создавать материалы с физически корректными значениями — нажал одну кнопку, и твой объект стал золотым, блестит и переливается как настоящий. Нажал ещё одну кнопку, и он покрылся потёртостями на углах.
Ещё одну — появились царапины. Процедурная генерация текстур — это вообще то, что взорвало мне мозг. Я-то думал, что такие вещи, как ржавчина или пыль в углублениях модели рисуются вручную. Но нет, оказалось, что такие процессы сегодня можно довести практически до автоматизма. А когда создают автоматические «умные» материалы, это вообще песня — когда один и тот же материал подстраивается под совершенно разные объекты, самостоятельно определяя, где у него углы, которые нужно затереть, а где углубления, которые нужно запылить и т. д.
Вот так разные умные материалы выглядят на примере сферы.
Заключение
Как вы уже могли понять, создание игровых моделей — дело не самое простое. Даже с современными возможностями, такими как умные материалы, создание одного танка может затянуться на месяцы, даже если работать над ним будут несколько человек.
Недавно анонсировали Unreal Engine 5 и заявили, что он будет способен работать сразу с High-Poly моделями, минуя этапы Low-Poly, UV и запечки. Представляете, насколько это упростит художникам задачу и насколько больше позволит сосредоточиться не на технической, а на художественной части? Так что некст-ген может прийти не со стороны новых консолей, а со стороны движков.
Все эти знания позволили мне по-новому взглянуть на модели в играх, задумываться даже над тем, как создавались банальные контейнеры в Death Stranding. Когда вышла игра The Medium, а следом и мнение о ней в одном душевном подкасте, я испытал величайшее возмущение при нападках на графическую составляющую игры. Вы посмотрите на любой предмет окружения из игры, приглядитесь, с каким вниманием к мелочам они созданы. А ведь таких предметов на уровне может быть десятки и сотни.

Работы Justyna Tkacz
Что касается меня, за полгода обучения практически с нуля я достиг результата, который вы можете наблюдать ниже. Оставлю ссылку на ArtStation на полную версию работы, там снимки с разных ракурсов, скриншоты из Unreal Engine и др. Если будет интересно, перейдите, поразглядывайте — мне будет приятно).
Источник: stopgame.ru
Создание 3D-моделей: обзор программ, описание
Программы для трёхмерного моделирования помогут превратить интересные наброски в красивые прототипы и модели, которые можно будет потом использовать в самых разных целях. Такого рода программное обеспечение позволяет работать с 3Д-графикой независимо от уровня подготовки. Основная масса 3Д-редакторов достаточно проста (вроде Netfabb или Google SketchUp), так что их в сравнительно короткое время может освоить даже новичок. Моделирование в трёхмерном пространстве используется в самых различных сферах: это архитектура и дизайн, кино и компьютерные игры, а также многое другое.

Создание 3D-моделей и выбор подходящей программы для этого часто бывают очень трудным процессом, поэтому многие просто пробуют всё подряд в поисках нужного функционала и отдачи. Попробуем обозначить список наиболее популярных и заслуживающих внимания приложений, которые отличились богатой функциональностью, сравнительной простотой и доступностью.
Wings 3D
3D-графика, созданная в Wings, считается продвинутой и вполне реалистичной. Софт имеет широкий набор инструментов, с помощью которых можно создавать практически любые 3Д-модели. Интерфейс достаточно просто настраивается «под себя», а после нескольких часов, проведенных за руководством, вы сможете довольно шустро руководить основным функционалом программы.
Приложение имеет встроенный инструмент отображения предметов в AutoUV (симметричное моделирование) и с лёгкостью экспортирует сделанные модели в большинство популярных 3Д-форматов. Единственное, на что сетуют пользователи – это отсутствие анимации: 3D-графика рисуется быстро и качественно, но чтобы посмотреть на всё это «вживую», приходится обращаться к другим программам. Но данный недочёт можно отнести, скорее, к игровой вёрстке, а для архитекторов и дизайнеров этот момент несущественен.
Поддержка операционных систем: «Виндовс», «Линукс», OS X.
SketchUp
Платформа Google SketchUp считается профессиональным софтом для практически любых действий с трёхмерными моделями. Программа имеет множество шаблонов и встроенных генераторов эффектов, что в значительной мере облегчает работу как новичкам, так и в некоторых случаях профессионалам. Приложение поддерживает всякого рода плагины и дополнительные макросы, поэтому с тонкой настройкой проблем быть не должно.

Разработчик позиционирует платформу в качестве инструмента, где создание 3D-моделей оптимизировано для архитекторов, дизайнеров, мебелирования помещений, то есть для сферы «Строим дом». Но при желании и установке дополнительных плагинов функционал программы можно значительно расширить. После установки дополнений доступно создание 3D-моделей по фотографиям, захват анимации, вёрстка сложной геометрии и многое другое, – всё зависит только от поставленной задачи и вашей фантазии.
Стоит отметить, что платформа крайне востребована среди русскоязычных пользователей ввиду полной локализации и большого количества обучающей документации как в фото-, так и в видеоформате. Да и ее системные требования более лояльны, в отличие от маститых аналогов.
Поддержка операционных систем: «Виндовс», OS X.
«Компас-3Д»
Данная платформа крайне востребована в кругу узких специалистов: это производство автозапчастей, моделирование техники, расчёт трёхмерных объектов для правильного сверления и т. п. По большому счёту, создание 3D-моделей в «Компасе» – это построение объёмных ассоциативных моделей, начиная с изолированных узлов и заканчивая полномерной сборочной единицей.
Главной особенностью платформы является то, что единожды созданный 3Д-прототип позволяет быстро создавать модели самых разных типовых изделий. Программа поддерживает «сложные» 3Д-форматы — SAT, IGES, XT, VRML, STEP, и способна передавать геометрические пакеты на различного рода оборудование с ЧПУ, что делает её незаменимой на производственных участках.
Поддержка операционных систем: «Виндовс», «Линукс».
Daz Studio
Программа распространяется бесплатно, но это не мешает ей быть достаточно мощной платформой для создания 3Д-моделей. Программа — далеко не лёгкий в освоении инструмент, поэтому новичкам придётся долго и упорно изучать 3D-уроки по этой платформе. Но потраченные на подробное ознакомление силы и время стоят того. Новичок будет вознаграждён обширным функционалом, широкими возможностями и действительно красиво получившимися проектами.

Создание 3D-моделей в Daz Studio делает их крайне реалистичными благодаря работе с GPU ускорением и продвинутым рендерингом. Платформа поддерживает создание критичных трёхмерных сцен и вооружена обширным функционалом для анимации моделей любой сложности.
Поддержка операционных систем: «Виндовс», OS X.
AutoCAD
В каком-то особом представлении эта платформа не нуждается, потому как она знакома практически всем – от новичков-инженеров до профессиональных архитекторов, работающих в больших компаниях.
Если иметь в арсенале умелые руки и небольшой пакет знаний, создание 3D-моделей в AutoCAD будет проходить быстро и сравнительно просто. Причём пополнять багаж знаний по этой платформе можно довольно долго, в силу её разносторонности и многофункциональности. Благо что всевозможной литературы, уроков и статей по обучению AutoCAD предостаточно.

Основное направление платформы – это проектирование чертежей, но последние версии софта и дополнительные плагины значительно расширяют возможности программы. Поэтому создание 3D моделей для игр, интерьера и дизайнерских фишек – не редкость в AutoCAD. Однако маститые специалисты считают, что платформа заточена исключительно под техническое моделирование и отлично преуспела в этой сфере. Но если вы вдруг захотите «обновить» мебель в своей квартире или заняться игровым дизайном – AutoCAD станет прекрасным подспорьем в ваших начинаниях.
Поддержка операционных систем: «Виндовс», «Линукс», OS X.
Netfabb
Разработчик позиционирует платформу как визуализатор интерактивных трёхмерных сцен, но расширенная версия позволяет анализировать, редактировать и вносить любые изменения в построенные 3Д-модели. Одной из главных фишек программы является поддержка 3Д-печати. Также стоит отметить, что софт отличается исключительной простотой наряду с широкими функциональными возможностями.
Платформа крайне проста в освоении, легко устанавливается и поддерживает большинство известных 3Д-форматов. В сети можно найти любительскую (и весьма неплохую) локализацию, поэтому проблем у новичков быть не должно. Пользователи тепло отзываются о возможностях программы, но тем не менее считают её неким подспорьем для выполнения более грандиозных проектов на маститых платформах.
Поддержка операционных систем: «Виндовс», «Линукс», OS X.
Open SCAD
Интересная и бесплатная платформа для 3Д-моделирования Open SCAD позволяет серьёзно заняться проектированием интерьеров, промдизайном и архитектурой. Какие-либо художественные аспекты интересовали разработчиков гораздо в меньшей степени, поэтому, в отличие от аналогичных программ, эта платформа не является интерактивным инструментом.

По большому счёту, создание 3D-моделей в Open SCAD – это компиляция проектов, где вашему вниманию показаны мельчайшие детали и подробности объекта в трёхмерном пространстве. Многие используют платформу как промежуточный инструмент (по аналогии с Netfabb), предоставляя более серьёзным программам выполнять финишные штрихи.
Поддержка операционных систем: «Виндовс», «Линукс», OS X.
AutoDesk 123D
Платформа оснащена богатым функционалом и имеет большой набор инструментов для трёхмерного и CAD-моделирования. Софт позволяет создавать, проектировать и визуализировать любые 3Д-проекты, за исключением, может быть, критично-геометричных конструкций.
Также стоит отметить, что платформа поддерживает технологию 3Д-печати в полном объёме. Официальная поддержка приложения обеспечит пользователя множеством интересных и бесплатных 3Д-моделей, которые можно использовать для своих экспериментов и прочих целей. Многозадачность и широкий функционал позволяют платформе быть автономной и независимой от каких-либо сторонних программ, то есть весь процесс моделирования можно осуществить на AutoDesk 123D.
Поддержка операционных систем: «Виндовс», OS X, iOS
Meshmixer
Платформа считается идеальным инструментом для компиляции и визуализации нескольких проектов или отдельных 3Д-моделей. Буквально в два клика можно вырезать часть из одной модели и вставить ее в другую.

Также платформа поддерживает лепку, то есть возможность создания виртуальных скульптур и образов, причём формируя и уточняя поверхность на любом этапе построения, как если бы модель вживую лепилась из глины. Причём весь процесс можно поставить на «реальное время» и корректировать по визуальному ходу.
Поддержка операционных систем: «Виндовс», OS X.
3D Crafter
Ещё одна бесплатная платформа, которая позволяет работать с трёхмерными моделями в режиме реального времени. Основная особенность, за которую программу полюбили новички и специалисты, – это интуитивно понятная функция «drag-and-drop».
Функция позволяет строить более сложные модели или проекты на основе простых форм и набросков. Также программа поддерживает скульптурное проектирование, лепку и возможность 3Д-печати. Многие пользователи считают платформу идеальным инструментом для создания простых и средних по сложности анимированных объектов. Любительская локализация поможет новичкам освоиться, а незатейливый функционал позволит легко ориентироваться по ходу работы.
Поддержка операционных систем: «Виндовс».
LeoCAD
Это узкоспециализированная платформа для проектирования виртуальных объектов моделей LEGO. Софт может стать хорошей альтернативой дорогостоящей и сложной в освоении программы LDD (Lego Digital Designer).

Утилита имеет сравнительно простой интерфейс, может работать в режиме анимации и поддерживает ключевые кадры. Причём именно поддержка анимации объектов выделяет продукт на фоне других аналогичных программ. При желании можно найти любительскую поддержку русского языка и дополнительные текстовые и видеоматериалы для более подробного ознакомления с платформой.
Поддержка операционных систем: «Виндовс», «Линукс», OS X.
Источник: fb.ru
11 Лучших бесплатных 3d редакторов

Сегодня рынок платных 3d редакторов развит хорошо, существует множество достойных примеров, но есть ли бесплатные аналоги? могут ли они соперничать со своими платными собратьями? Это мы сегодня и узнаем, я сделал подборку из 11 самых ярких представителей этого сигмента, и можно уже сказать, что для полноценной работы в 3d не обязательно платить большие деньги на покупку лицензии.
Blender

Наверное лучший представитель бесплатных 3d редакторов, с прогрессивным развитием и постоянной поддержкой, также наблюдается большая армия пользователей и вы не будете себя ощущать в одиночестве. Также Blender отличается от своих платных собратьев своим весом, дистрибутив вешает чуть больше 100 mb, а по функционалу ничем и не уступает им. Еще Blender использовали для аниматики в большом игровом кино, при создании фильма Человек-паук 2.
OSX | Windows | Linux
K-3D

K-3D является простой, но довольно мощной, программой для создания моделей и анимации, но в тоже время разработчики сделали большой акцент на интуитивно простой интерфейс программы — для того чтобы человек пришедший с более крупного аналога не чувствовал себя не в своей тарелке. K-3D имеет в запасе большое количество шаблонов и позволяет себя дополнять различными плагинами.
OSX | Windows | Linux
SketchUp

SketchUp простая и удобная программа для реально простого моделирования. Не обладает сверх способностями, но и не претендует своим функционалом на лидерство. Основная задача — это быстрое моделирование без дополнительных настроек. Чаще всего используется при создании архитектурных и интерьерных моделей.
OSX | Windows
Art of Illusion
Мощный инструмент имеющий собственный рендер, позволяющий создавать достойную картинку и скелетную анимацию. Главный акцент разработчики ставят на бесплатность и схожесть функционала с платными аналогами.
OSX | Windows | Linux
Wings 3D

Wings 3D или просто Wings — это простая программа для создания и текстурирования простых моделей, не имеющая своего рендера, поэтому чаще всего используется в связке с другими редакторами.
OSX | Windows | Linux
TrueSpace 7

Полно масштабный редактор включающий в себя создание моделей, анимацию и рендеринг, но не получивший достаточной популярности. Проект не развивается с 2009 года и живет только за счет своих фанатов которые пытаются его поддерживать.
Windows
Sculptris

Sculptris является бесплатным аналогом ZBrush и представляет из себя программу для трехмерной лепки. Включат в себя рисование UV- текстур и динамическую тесселяцию.
OSX | Windows
SOFTIMAGE|XSI Mod Tool

Программа из большого семейства Autodesk. Основная сфера применения этой программы — это игровая индустрия, она позволяет легко моделировать и интегрировать готовые модели уже непосредственно в саму игру. Является бесплатным при условии не коммерческого использования.
Windows
Zmodeler

Эта программа подойдет для тех кто хочет заняться созданием моделей автомобилей. Удобный интерфейс программы позволит без особых усилий постичь все тонкости моделирования и сэкономит массу времени.
Windows
Autodesk 123D

Autodesk 123D — является в большей мере конструктором,а не полноценным редактором и подойдет для новичков или людей не желающих тратить много времени на изучение полноценного редактора. Autodesk 123D позволяет быстро собрать нужную модель при помощи интуитивного и последовательного интерфейса программы.
OSX | Windows
MachStudio Pro Free

Очень мощный продукт включающий себя полноценный набор инструментов и отличающийся быстротой работы с памятью. Вы не поверите, но эта программа стоила 4000$, но в связи со сменой курса компания выбрала бесплатную систему распространения, что все равно не очень помогло MachStudio Pro Free стать более популярной.
Источник: fofoi.ru