Когда-то давно начал писать для одного интернет журнала цикл статей про то, как устроена рок музыка, так сказать, «изнутри». Увидев статью Основы звукозаписи от любителя для любителей решил поделиться и своими наработками. Надеюсь, это кому-то будет интересно.
Рок-музыка – музыка жизни для очень и очень многих, это музыка, которая несет в себе сильнейшую энергетику: от мрачной и темной, до пафосно возвышенной и каждый может найти в ней что-то для себя. Утонченная красота рок-баллад и невероятный драйв «боевиков» сносит мозг огромному количеству людей вот уже около 50ти лет.
Но мы не будем углубляться в историю, не будем пытаться доказать, кто же все-таки был первым рокером: битлз или блек саббат – оставим это музыковедам. Также мы не будем пытаться разграничить её на стили, говоря «это фиговая попса, а это – труъ», ведь, на мой взгляд, МУЗЫКА не может быть заключена в какие-либо рамки.
Задача этой статьи несколько иная – я хочу попытаться пролить свет на то, чем является рок-музыка изнутри. На то, что для большинства глаз скрыто, и то, что волнует многих: «а как он это сделал?», «а что это такое торчит?» — то, что разграничивает слушателя и музыканта. Я хочу попытаться пролить свет на те вещи, на которых в большинстве своем базируется рок-музыка: инструменты, техники игры, технологическая сторона вопроса, однако хочется сделать это как можно проще и понятнее. Это как раз то, чего не хватало мне в свое время и, надеюсь, станет для вас интересным и занимательным. Так же я попытаюсь провести небольшой экскурс в искусство звукозаписи и то, как можно сделать РОК у себя дома:).
КАК НАПИСАТЬ РОК ПЕСНЮ
Заранее попрошу простить меня за некоторую заангажированность, необъективность и необразованность по некоторым вопросам – я лишь любитель, а не профессионал, кроме этого – музыка является искусством, на которое всегда найдется как минимум 2 разные точки зрения. 
Лицензионно крякнутый софт
Несколько слов необходимо сказать о том софте, который используется для звукозаписи и будет необходим для создания песни. 
В первую очередь это программа-хост (host) – основной редактор, в котором происходят все работы (запись/редактирование/создание) над аудио- и миди-треками. Обычно они имеют огромное количество возможностей, различных крутилок-вертелок, гибких настроек и прочую лабуду.
Кроме того стоят они огромных денег (некоторые доходят в цене до 4-5 тысяч вечнозеленых), что составляет немалую долю стоимости всего оборудования на профессиональной (легальной) студии. Но, не забывая то, где мы живем – нас это не очень касается:). Из самых распространенных и профессиональных хостов можно выделить Nuendo, Cubase, Ableton Live, Logic (for Mac), Sonar. Из более любительских и «дружелюбных» — Fruity Loops. Лично я предпочитаю Nuendo, так как он очень эргономичен, удобен и имеет довольно солидную базу встроенных инструментов.

КАК НАПИСАТЬ СВОЮ ПЕРВУЮ РОК ПЕСНЮ? | ROCK В FL STUDIO
Выглядит рабочее окно в Nuendo примерно так:
Красный — список аудио дорожек 
Синий — список миди дорожек 
Желтый — миди партии 
Зеленый — аудио партии
Так же нам понадобятся так называемые VST (Virtual Studio Technology) plugins и instruments(VSTi). 
VST — Это отдельные программы, которые подключаются к хосту. Плагины обрабатывают звук (отдельные аудио дорожки, группы дорожек или весь трек вместе – по сути это эффект), инструменты же – накладывают свои наборы семплов (звуков) на прописанную миди дорожку (по сути – это программный синтезатор). 
Огромное количество VST плагинов и инструментов на любой вкус можно найти на торентах.
Подключаются они очень просто:
Инструмент

Эффект

Приведу пример вида нескольких разных VST инструментов:
Miroslav Philarmonik(симфонический оркестр)

Addictive Drums(акустические барабаны)

MS-20(эмулятор аналогового синтезатора от фирмы Korg)

Midi – спасение для музыканта
В первую очередь мне бы хотелось рассказать о самой важной, с моей точки зрения, музыкальной технологии, которая прямо или косвенно лежит в основе большинства музыкальных композиций независимо от стиля или направленности. Это, без преувеличения, самая часто используемая и удобная технология, но обо всем по порядку. 
Что же такое midi (Musical Instrument Digital Interface) и чем оно такое замечательное? Миди – это музыкальный протокол передачи и записи данных. Если говорит проще – это такая технология, которая записывает в каждый момент времени сыгранную НОТУ, её ГРОМКОСТЬ (velocity) и ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ (на самом деле есть еще ряд параметров, но на данном этапе они не важны). То есть это некоторый управляющий сигнал, который говорит о том какую ноту и с какой громкостью необходимо сыграть. 
Чем же это так хорошо? Во-первых – это очень удобный способ для записи (конспектирования:) ) партий. Во-вторых – полученный сигнал можно обработать как угодно: наложить на него любой звук или семпл. Таким образом, мы можем сымитировать любой инструмент, всё зависит только от качества семпла, который будет играть ту или иную ноту. 
Самый простой пример использования технологии миди – это монофонические и полифонические мобильные телефоны. Мелодии в них записаны нотами и громкостями, а играет их какой-либо выбранный инструмент (в монофонических телефонах инструмент (семпл) один: «пииииии», в полифонических их может быть много). То что вы слышите в колонках, когда запускаете midi файл(*.mid) на компьютере – это есть стандартный General Midi Bank от Microsoft и многие считают, что миди на этом заканчивается (иногда встречается понятие «мидишное звучание» — значит искусственное, пластиковое и ненатуральное). Однако правильно «набранная» партия в миди (с реалистичной динамикой – громкостями нот, таких, какие бы они были при игре на настоящем инструменте) и хорошие семплы (которые часто занимают не один десяток гигабайт) могут дать результат, слабо или вообще не отличимый от хорошо записанного «живого» инструмента. Это дает возможность при отсутствии настоящего фортепиано/скрипки/саксофона получить очень похожий, а часто лучший по качеству звук, чем его можно было бы записать в условиях ограниченных материальных возможностей (не на супер-пупер студии). 
Стоит заметить, что некоторые инструменты (такие как гитара, некоторые духовые) практически невозможно заставить звучать реалистично, так как их звук слишком обогащен «нюансами» игры и сложными тембрами. 
Нельзя не сказать, что большинство синтезаторов работает также по технологии Midi или схожей с ней, считывая ноту и силу нажатия на клавишу и генерируя необходимый звук для этой ноты.

Примерно так выглядит партия, прописанная в миди:
Желтый — Так называемый PianoRoll — показывает какая нота играется 
Синий — Собственно сами ноты, их продолжительность и громкость(более красный — более громкий) 
Красный — Громкости нот, каждая нота со своим «столбиком» velocity 
Зеленый — Панель управления в редакторе

Партия ударных также прописывается с помощью миди технологии, где каждая нота соответствует какому-либо удару по одному из барабанов/тарелок
Показанная выше партия миди с использованием разных инструментов: 
Акустическое фортепиано: dump.ru/file/4946866 
Колокольчики: dump.ru/file/4946869 
Рок-орган: dump.ru/file/4946874
Показанная выше партия миди барабанов отдельно и в миксе: 
В миксе: dump.ru/file/4946883 
Отдельно: dump.ru/file/4946877
Этапы создания
Запись любой песни состоит из 3х основных этапов: накопление, сведение и мастеринг.
-Накопление – собственно запись всех инструментов (если они «живые» — то запись, если это миди – то прописывание партии, подбор семплов). Очень часто звук инструмента во время накопления и звук, который получается в готовой песне, очень отличаются друг от друга вследствие последующей обработки, однако многие звукорежиссеры считают, что процесс накопления самый важный и что именно на нем необходимо добиваться нужных тембров звука каждого инструмента.
-Сведение – это микширование всех полученных дорожек, подгонка балансов громкостей и частот (эквализация). Это поистине самый творческий и ответственный этап, потому что именно на нем зарождается звучание всей композиции, слепливается общий звук и концепция песни. На этом этапе необходимо «подружить» гитару с басом, бас с барабанами и отследить, чтобы все было слышно и ничего не «вылазило» и не «пряталось».
-Мастеринг – это финальный этап, на котором обрабатывается уже сведенный трек. Основная цель этого этапа – сделать так, чтобы полученный трек одинаково хорошо звучал на любой аппаратуре – начиная от профессиональной, заканчивая свеном за 25гривен. Однако часто на этом этапе треку придают более «сжатое» или, наоборот, более «воздушное» звучание. Вариантов мастеринга есть множество – начиная от дорогих «мастеровых студий» и отдельных мастер-инженеров, заканчивая простой программной обработкой полученного трека. Я использую специальный vst плагин – Izotope Ozone 4, который подключается в качестве эффекта на так называемую мастер-шину (шина – это канал, по которому идет звуковой поток: может быть шина бас гитары, гитары, вокала и т.д; мастер-шина – это общая шина, по которой идет звуковой поток всего смикшированного сигнала) – после чего выбирается нужный пресет и подбираются настройки. Это достаточно удобно, так как его всегда можно включить/выключить, чтобы проконтролировать, не пропадает ли какой-то инструмент в миксе после мастеринга, и для этого не нужно экспортировать трек и мастерить в какой-то другой программе:
Подключение VST Izotope Ozone4:

Меню VST Izotope Ozone4:

Именно грамотный мастеринг придает треку «фирмовость» и качественность звучания. 
Пример микса без мастеринга: dump.ru/file/4946886 
Пример микса с мастерингом: dump.ru/file/4946950
Надеюсь, Вам было интересно!
Источник: habr.com
Скачать Music Maker Rock Edition 4
Music Maker Rock Edition 4 эта программа содержит все необходимые инструменты для создания своих собственных рок композиций. Программа имеет более 1000 совершенно новых звуков, гитарных риффов и звуковых эффектов. Реалистичное звучание инструментов и интуитивно понятный интерфейс поможет стать вам настоящей рок-звездой.
Новые возможности: 
— Более 1000 совершенно новых, риффов, аккордов, звуков (гитара, барабаны, басы и тд) 
— Быстрый и легкий способ создать впечатляющие треки 
— BeatBox 2 — является идеальным инструментом для создания ваших собственных ударных 
— Vintage Effects Suite — благодаря пакету профессиональных шаблонов эффектов каждая песня получает своё особое звучание независимо от того, хотите ли вы выделить инструменты, настроить вокал, или добавить типичные эффекты рок гитары
Процесс лечения 
1. Устанавливаем программу через установочный файл в папке. 
2. Помещаем с заменой файл MusicMaker.exe в папку с программой (этот файл лежит в папке «crack»). 
3. Запускаем программу и вводим серийник 84701-67890-94618-67890-43251-19202, после – вводим любые данные в поля «Имя, почта». 
4. Выбрать появившуюся строку Activate program by post/fax -> Enter activation code и ввести 84701-67890-94618-67890-43251-19203.
Если потребуется активировать MP3 codec — use this code OFFLINE : 67890-94618-67890-43251-19202 или используйте кейген Choose Codecs (for products with English language) -> MP3 Encoder (All language)
Источник: soft-landia.ru
The Fuzzy Bear Blog
Блог о звукозаписи и сведении на компьютере. Для малышей.

Как начать записывать рок-музыку и не обосраться: Подготовка
Привет, снежный ты человек!
Меня зовут Ян и я лошара в звукозаписи и сведении. Моя девчуля говорит, что нет, но я-то знаю.
Если ты сейчас подумал, что зря пришел, ты подумал правильно, уходи. Тебе нужна помощь специалистов. Если не подумал — дай пятюню.
Тебя ждет серия статей о том, как записывать свою музыку: подготовка к записи, советы по оборудованию и приемы звукозаписи и сведения. Вся информация в статьях — уровня одноклеточных, поэтому статьи будут полезны тем, кто совсем не знает с чего начать, и как оно все работает.
Статьи про запись рок-музыки, поэтому основной инструмент — электрогитара. Хочешь записывать акустическую гитару — понадобится нестремный микрофон.
Сегодня ты узнаешь минимальный набор для звукозаписи у себя в кладовке: музыкальные инструменты, оборудование для записи и программное обеспечение.
Летс старт зис щит.
Музыкальные инструменты

Для записи трека нужно 3 живых инструмента: один обязательный и два — нет:
- Электрогитара (или акустическая, если есть в кармане пачка сигарет). Твоя электрогитара с отпечатками пальцев на корпусе пойдет. Только если это не Урал и не Зомби — ими хорошо снег у подъезда расчищать. Если у тебя одна из этих гитар — закрой статью и займись снегом.
- Бас-гитара. Чтобы твои треки звучали плотно, жирно и ритмично, нужен хороший бас. Легче всего получить хороший бас из бас-гитары. Это такая гитара с длинным грифом и 4 или 5 струнами. Бас-гитара опциональна, но желательна. Если есть — дай пятюню.
- Перкуссия. Перкуссионные инструменты хорошо задают ритм. Среди них есть мелкие и дешевые, но полезные инструменты — шейкер и тамбурин (бубен, бубен). Твой хипстерский инди-рок без них не сможет жить. Перкуссия не обязательна, и для ее записи нужен микрофон.
Итог: для начала можешь обойтись одной электрогитарой.
Железо
Профессионально заниматься звукозаписью стоит дороже, чем быть фотографом, видеографом или коллекционером бычьих членов — кусачие цены на оборудование.
Прежде чем продолжать, подумай хорошенько. Если тебя затянет создание музыки — подсядешь на оборудование, как на кокс барыги твоей бабули.
Не волнуйся. Я знаю, как обойтись малой кровью и не тратить много денег на старте. Вот во что ты будешь записываться.
Электронно-вычислительная машина
Звук твоей электрогитары должен кто-то обрабатывать, а записанные риффы — сохранять. И этим отважным человеком будет твой компьютер.
Для обработки звука и создания трека из нескольких звуковых дорожек нужны вычислительные ресурсы: 2-ядерный процессор, а лучше 8-ядерный и 4 гигабайта оперативной памяти, а лучше 16. Операционная система компьютера — Windows 7-10 или OS X.
Рекомендую монитор с разрешением 1080p. Выше разрешение — больше крутилок и кнопочек в поле зрения.
Внешняя звуковая карта
Электрогитара — аналоговое устройство, а компьютер с его программами — цифровое. Они враждуют, и кто-то должен их подружить. Этот доброволец — внешняя звуковая карта, которая преобразует аналоговый сигнал гитары в понятный компьютеру цифровой.
За внешнюю звуковую карту придется выложить денег, но ее возможности, качество звука и перспективы тебя порадуют, точно говорю. Хочешь быть нормальным чуваком — купи внешнюю звуковуху.
Рекомендую звуковую карту от компании Focusrite — они лучшие. Выбирай между моделями Scarlett 2i2 и Scarlett 2i4.
Моя пыльная старушка Scarlett 2i2:


Наушники
Звук со звуковой карты нужно куда-то выводить, чтобы слышать. В студиях для этого стоят мониторы — специальные студийные колонки, которые выдают честный звук как он есть, без приукрашивания. Такие мониторы стоят дорого, поэтому на старте обойдешься наушниками.
Студийные наушники бывают закрытые, полуоткрытые и открытые. Все выглядят одинаково — две большие чашки, соединенные дугой. Рекомендую полуоткрытые, они достовернее передают звуковую картину, чем закрытые, и стоят дешевле открытых.
Если денег мало, покупай Sennheiser HD 180-205, но это не труЪ. Лучше обрати внимание на AKG K77 Perception — мне они нравятся. Следующий уровень — AKG K121 Studio. Финишная черта и стандарт студийных наушников — AKG K240 MKII.
Полезная мелочь
Не забудь про гитарный шнур, чтобы подключаться к внешней звуковой карте.
Приготовь мешок медиаторов. Выбирай те, что отличаются по цвету от твоего ковра, потому что эти мелкие ублюдки маскируются на полу лучше Шварценеггера из Хищника.
Поменяй струны и твоя гитара завизжит от счастья. Лучшие струны — D’Addario. Обрати внимание на струны Elixir. Они сохраняют звонкость дольше любых других, но стоят в 3 раза дороже D’Addario.
Итог: тебе нужен многоядерный компьютер с минимум 4 гигабайтами оперативной памяти, внешняя звуковая карта, наушники, гитарный шнур, медиаторы и новые струны по желанию.
Софт
Для записи и сведения треков нужна одна основная программа — аудиосеквенсор (DAW) и несколько мелких программ, которые будешь запускать внутри основной программы — VST-плагины.
Аудиосеквенсор (DAW)
Аудиосеквенсор еще называют DAW (Digital Audio Workstation). Мне больше нравится DAW — так короче и по феншую. В этой и следующих статьях я буду называть аудиосеквенсор — DAW.
DAW — главный инструмент для записи. В DAW ты можешь записать несколько музыкальных партий на отдельных звуковых дорожках, проиграть все дорожки одновременно и вуаля — у тебя микс! Вру — без сведения у тебя просто куча неразборчивых звуков.
Лучшая DAW — REAPER. У нее дружелюбный интерфейс, много встроенных эффектов для обработки звука, малый вес дистрибутива, и стоит она дешево — всего $60. Платить не обязательно — у REAPER бесконечный пробный период. Но я бы на твоем месте купил, Скрудж.
В статьях с советами по настройке звука и сведению буду использовать REAPER:

VST-плагины
VST-плагины — это эффекты для обработки звука, семплеры и виртуальные инструменты. VST-плагины называют плагинами, потому что их добавляют в DAW и внутри DAW запускают.
В этой статье я расскажу только о тех VST-плагинах, без которых ты пропадешь. В одной из следующих статей сделаю для тебя классификацию всех VST-плагинов. А без этих никак:
Виртуальные гитарные процессоры. Основной инструмент — электрогитара, а ей нужно усиление и дж-дж. Будешь использовать вместо железного усилителя его вируальные аналоги. Я рекомендую BIAS и JamVox.
У первого звук получше и настроек много, а второй проще и для хипстеров. Лучше начинай с JamVox — то, что нужно для новичка. Про этот процессор я расскажу в отдельной статье.

На BIAS и JamVox, конечно, клин светом не прошелся, поэтому зацени другие гитарные процессоры: Guitar Rig, Amplitube и Revalver.
Работают эти VST-плагины просто: устанавливаешь плагин, открываешь его внутри DAW, выбираешь любой усилитель из набора, бренькаешь по струнам подключенной гитары и получаешь кайф. В одной из следующих статей расскажу подробнее.

Семплер. Семплер — это VST-плагин, в который загружают заранее записанные звуки разных инструментов, которых у тебя нет, но которые ты очень хочешь использовать в треке. Например, в семплер ты будешь загружать звуки барабанов, чтобы потом создавать барабанные партии. Барабанной установки-то у тебя нет.
Самый популярный семплер — Native Instruments Kontakt. Ты найдешь для него сотни библиотек со звуками всех возможных и невозможных инструментов: барабанов, бас-гитар, синтезаторов, струнных, клавишных, духовых, перкуссии и, возможно, пердежа жирафа, но я не уверен.

Библиотека бас-гитары для Kontakt. Если у тебя все-таки нет живой бас-гитары, придется записывать басовые партии с помощью семплера Kontakt и басовой библиотеки для него. Я рекомендую библиотеку Scarbee Pre-Bass. В библиотеке звуки настоящей бас-гитары Fender Precision Bass — звучат отменно.

Библиотека барабанов для Kontakt. Барабаны — основа трека, на них все держится, они качают. Поэтому у барабанщика больше всех телочек.
Чтобы раскачать микс, загрузи в Kontakt библиотеку Native Instruments Studio Drummer и набей мышкой убойную барабанную партию. Потом расскажу как, но можешь уже сейчас погуглить про создание MIDI-дорожек в DAW. Именно по ним работает Kontakt.
Есть и другие крутые библиотеки барабанов, но я за Studio Drummer. В ней есть готовые барабанные лупы, сыгранные живым барабанером. Сможешь их взять и отредактировать под свои нужды.

Итог: из софта тебе понадобится основная программа REAPER и два VST-плагина для нее — JamVox для усиления гитары и дж-дж и семплер NI Kontakt. Еще нужны 2 библиотеки звуков для Kontakt — библиотека бас-гитары Scarbee Pre-Bass и библиотека барабанов NI Studio Drummer.
Осмысливаем вышесказанное
Статья получилась слишком большой, впредь постараюсь писать короче. Если потерял нить, держи весь набор необходимых штук для звукозаписи, о которых я писал в статье:
- Инструменты: электрогитара обязательна, бас-гитара и перкуссия желательны.
- Оборудование для записи: многоядерный компьютер с минимум 4 гигабайтами оперативной памяти, внешняя звуковая карта, наушники, гитарный шнур, медиаторы и новый комплект струн по желанию.
- Программное обеспечение: REAPER непосредственно для записи и сведения, JamVox для гитарного усиления и эффектов дж-дж, семплер Kontakt для подгрузки звуков музыкальных инструментов, которых у тебя нет, библиотека бас-гитары Scarbee Pre-Bass и библиотека барабанов Studio Drummer для Kontakt.
В этой статье я рассказал только о тех штуках, которые тебе пригодятся на старте записи твоей музыки. С этим гиром я начинал учиться, поэтому предлагаю тот же набор тебе.
Все, о чем я сегодня поведал — даже не верхушка айсберга звукозаписи и сведения. Это снежинка на верхушке айсберга.
В следующей статье я расскажу, как подключить гитару к внешней звуковой карте, а ее к компьютеру, и как все настроить, чтобы играло.
Подписывайся на мой Инстаграм.
У нас есть канал в Телеграмме. Подпишись и пару раз в неделю тебе будут прилетать микропосты про звукозапись и сведение, музыкальное оборудование и музыкальную теорию.
Си ю сун, снежный ты человек.
Сейчас я буду писать все теги: #какделатьмузыку #звукозаписьдлячайников #записьмузыки #домашняястудия #созданиемузыки #reaper #kontakt #bias #jamvox #домашняязвукозапись #какписатьрок #музыка #рок #хипстарок #диванныйгитарист #пушной #статьяозвукозаписи #счегоначатьзаписьмузыки #этонерепчик #какзаписатьпесню #какзаписатьтрек
Источник: thefuzzybearband.wordpress.com
