В статье Владимира Репина рассмотрены три нотации моделирования бизнес-процессов, при помощи которых можно создавать графические диаграммы с использованием продукта Business Studio: «Процедура», eEPC, BPMN. Обсуждаются преимущества и недостатки каждой нотации. Приводится сравнительный анализ и рекомендации по выбору нотации для описания бизнес-процессов компании.
Введение
Многие компании используют программный продукт Business Studio для описания бизнес-процессов на операционном уровне с целью их последующего анализа и оптимизации, регламентации и автоматизации.
В Business Studio представлено три нотации, которые можно для этого использовать: «Процедура», eEPC, BPMN.
Цель статьи – кратко рассмотреть ключевые преимущества и недостатки каждой нотации, а также сравнить их между собой при помощи ряда критериев.
Такой анализ и сравнение может быть полезен при выборе нотации моделирования бизнес-процессов для использования в проекте построения системы управления бизнес-процессами компании.
Простые нотации описания бизнес-процессов, которые читают и используют сотрудники
Нотация «Процедура»
На рис. 1 представлен пример диаграммы бизнес-процесса, сформированной в нотации «Процедура». В этой старой нотации (1974 г.) используется весьма ограниченный набор графических элементов, в том числе: стартовое и завершающее события – овал, операция процесса – четырехугольник, операция принятия решения или шлюз типа «исключающее «ИЛИ» (кто как использует) – ромб, стрелка с одним наконечником («Связь предшествования») – для отображения потока работы, стрелка с двумя наконечниками – для отображения потока объектов (в первую очередь, документов).
Рассмотрим ключевые преимущества и недостатки нотации «Процедура».
Преимущества:
• внешняя простота;
• интеграция с IDEF0 по потокам объектов;
• возможность использования междиаграммных ссылок для интеграции моделей в архитектуре.
Недостатки:
• морально устарела;
• примитивная семантика, в т.ч. отсутствие нормального аппарата шлюзов и событий;
• отсутствие визуальных значков для моделирования движения документов и статусов;
• нельзя использовать промежуточные события;
• некорректная работа имитации;
• невозможность экспорта моделей в BPMS для автоматизации.
Общая информация об услуге «Описание бизнес-процессов «как есть»»
Заводсков Сергей Вадимович
бизнес-аналитик, эксперт по системам управления
-
Создание схем бизнес-процессов:
- • Описание в любой нотации (BPMN 2.0, Workflow, IDEF, ePC и др.)
- • Или в индивидуальной нотации
- • В 1 схему или разбивка на уровни и подробное описание
- • Анализ, выявление точек роста и рекомендации
- • Подготовка к автоматизации, создание ТЗ
- • Подбор вариантов автоматизации
-
Разработка регламента бизнес-процесса:
- • По стандарту ISO
- • Или по нашему улучшенному стандарту, удобному для людей
Как описать простой бизнес-процесс. Пример
-
Настройка правильного управления бизнес-процессами:
- • Оцифровка целей и показателей процесса
- • Автоматизация отчета по процессу
- • Автоматизация контроля исполнения процесса
Внимание! Здесь рассказано только про описание процессов «как есть». Мы предоставляем и другие услуги в сфере бизнес-процессов. Рекомендуем посмотреть страницу «Разработка бизнес-процессов».
Пример описания бизнес-процесса в в виде схемы в нотации BPMN 2.0 (описана 1 процедура)
Заводсков Сергей Вадимович
Пример описания бизнес-процесса в виде регламента (схемы + необходимые пояснения), нотация Workflow Заводсков Сергей Вадимович
В каком виде нужно описание?
Описывать процессы можно по-разному и для разных целей. Мы владеем всеми перечисленными здесь вариантами. Выбирайте, что вам нужно.
В какой форме описываем бизнес-процесс?
8 шагов, чтобы описать бизнес-процессы с помощью нотации BPMN
Изучаем инструмент, который поможет компании стать гибкой и развиваться.
Найти общий язык с коллегами по отделу легко — все свои. Но чтобы бизнес рос и сохранял устойчивость, понимать друг друга должны все подразделения в компании. Для этого нужно наладить понятные каждому сотруднику процессы. Описать их можно даже без слов — с помощью нотации BPMN.
Георгий Ржавин — руководитель BPM-направления в GlowByte Consulting и вице-президент Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами, более 10 лет помогает описывать процессы с помощью BPMN в компаниях из разных сфер.
Георгий рассказал, чему нужно научить сотрудников, чтобы начать использовать нотацию BPMN, и как этот инструмент поможет компании быстрее решать проблемы.
#1. Ответьте на вопрос: нужно ли это вашему бизнесу?
Итак, BPM (Business Process Management) — это управленческая дисциплина, набор знаний о том, как регулировать процессы в компании. А BPMN (Business Process Model and Notation) — инструмент описания бизнес-процессов в рамках BPM.
Считается, что маленьким компаниям и стартапам не нужно использовать нотацию BPMN. Но я все же вижу в этом смысл, если в организации уже есть более-менее понятная бизнес-модель и пройден этап ежедневных изменений.
Когда планируется новое направление, можно еще «на берегу» побрейнштормить, посмотреть на бизнес-процессы с точки зрения клиента, описать их — и только потом запустить.
Приведу пример из практики. Я внедрял BPMS в небольшой компании (20 человек) из сферы импорта/экспорта. Формально описывать процессы с помощью нотации BPMN было рано — команда сидит в одном помещении и легко синхронизирует работу. Но руководитель считал, что систематизация поможет им развивать бизнес.