В какой программе искусство не просто изучается а проживается детьми на уроке

Шмагина), «Музыка» (Т.И. Бакланова), «Изобразительное искусство и художественный труд» (авторский коллектив под руководством Б.М. Неменского), «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (авторский коллектив под руководством Т.Я. Шпикаловой).

В программе раскрываются основные принципы и методы музыкальных занятий в общеобразовательной школе, даются краткие методические рекомендации для проведения уроков по всем темам этой программы. Новое издание доработано авторами: частично осовременен текст; музыкальный материал дополнен произведениями, отвечающими требованиям, предъявляемым к содержанию программ по музыке для общеобразовательных учреждений; введены названия литературных произведений и произведений живописи, созвучных музыке, представленной в программе.

По программе, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, работают в разных регионах страны. Образный язык, глубокие мысли, методическая обоснованность всех положений программы сделали ее классикой этого вида изданий. Программа необходима учителям, работающим с учебно-методическими комплектами «Музыка», авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Как объяснить детям, что такое искусство? / Зачем нужно искусство?

Издание программы – хороший подарок учителям к 100-летию выдающегося композитора и педагога современности Д.Б. Кабалевского, которое отмечали в декабре 2004 г.

В настоящий момент разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное распространение и признание среди практиков обучения программы Б.Н. Неменского, Т.Я. Шпикаловой.

Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). Б.М. Неменского.

Цель: Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями.

Содержание и средства. Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания.

Особенности: Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя.

«Изобразительное искусство», Т.Я. Шпикалова и др.

Цель: Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства.

Содержание и средства Содержание построено на основе непреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство.

Высокое и низкое искусство – что это? Интеллект и искусство

Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5-9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности.

Особенности. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления.

Источник: studfile.net

Программа Неменского Б.М.

Предмет изучения: Связи искусства с жизнью человека, социальные, нравственные эстетические функции искусства в жизни.

Содержание и средства: Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств:

-изобразительных (живопись, графика, скульптура),

-конструктивных (архитектура, дизайн),

-декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство),

— синтетических (кино, театр и т.д.).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания.

Виды деятельности:

1. Изображение со всеми видами и жанрами (живопись, графика, ДПИ)

Читайте также:
Как решать 23 задание егэ информатика программой

3. Конструктивный (архитектура, дизайн среды).

Особенности: искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.

3. Программа Юсова Б.П.

Концепция – формирование графической изобразительной грамоты через создание художественного образа в различных видах и жанрах изобразительного искусства.

Основные цели и задачи:

-восприятие произведений искусства и создание художественного образа в различных видах и жанрах изобразительного искусства;

— развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики;

-развитие умения выражать в художественных образах решение творческих задач;

-развитие эстетического восприятия окружающей действительности;

Предмет изучения: Отношение к явлениям, объектам окружающей действительности, через художественный образ.

Содержание и средства: способы художественного образного отражения действительности, язык искусства, как среды создания художественного образа (композиция, организация изображения, цвет, освещенность, форма, пропорции, конструкция, пространство)

1. Практическая художественная деятельность (изображение на плоскости, лепка, ДПИ)

2. Восприятие искусства

3. Эстетическое восприятие действительности.

4. Программа Шпикаловой Т.Я. Концепция — развитие личности средствами отечественного и мирового искусства.

Основные цели и задачи:

-формирование целостного восприятия мира на основе взаимодействия народного и классического искусства;

-формирование чувства национального достоинства, культуры межнационального общения;

-изучение особенностей национального народного искусства;

-формирование мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.

Содержание и средства: программа построена на основе непреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство.

Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.

Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 – 9 классов основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности.

Особенности: Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ.

Урок изобразительного искусства как основная форма организации художественно-познавательной и творческой деятельности детей. Требования к современному уроку изобразительного искусства.

Современный урок изобразительного искусства как часть общего процесса обучения в полной мере отвечает общедидактическим закономерностям, принципам и методам процесса обучения и несет в себе особенности предметного содержания — эстетической действительности, выраженной языком пространственных искусств.

Дидактические требования к современному уроку — четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:

• требований к результатам освоения основной образовательной программы;

• требований к структуре основной образовательной программы начального общего

• требований к условиям реализации основной образовательной программы

начального общего образования.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1.Урок изучения нового

2. Урок закрепления знаний

3. Урок комплексного применения знаний

4. Урок обобщения и систематизации знаний

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний

В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача

научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы

учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в

Характерные признаки современного урока изобразительного искусства:

— художественность (целостность, образность, ассоциативность, эмоциональность) как принцип организации;

-активное расширение опыта эмоционально-ценностных отношений учащихся как опыта отношений мира

— развитие форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах языком пространственных искусств;

— акцент на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся

— развитие художественно-творческих способностей учащихся;

— сотворчество ученика и учителя в процессе создания художественного образа;

— функционирование произведения изобразительного искусства на уроке не как объекта, а как субъекта во время свободного, заинтересованного диалога;

Читайте также:
Кем должна определяться детализация программы типовой программы переключений

— свободная интеграция с другими видами художественно-эстетической деятельности;

— диалог ученика и учителя, основанный на едином образном языке искусства;

формы: урок-игра, урок-путешествие, урок-диспут, урок-экскур­сия, урок-конференция и т. д.

Дополнительные формы учебной работы: — пленэр, когда учебные задачи требуют практического освоения особенностей языка живописи в условиях естественной среды; экскурсия, сопряженная с выходом за пределы школы для изучения предметов и явлений в их естественном виде (музей, выставочный зал, парк и т. п.); консультация, смыслом которой является проработка

неясных, трудных вопросов; дополнительные занятия, на которых группой или индивидуально учащиеся могут восполнить пробелы по той или иной теме.

Общая функция современного урока — целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Одним из важнейших моментов организации учебного процесса является целеполагание — процесс формирования цели, ее развертывания.

Цель — заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель обусловливает способ и характер деятельности, определяет соответствующие средства ее достижения, является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности. я.

Цель урока вытекает из общих целей воспитания личности в обществе и тех задач, которые оно ставит на каждом этапе своего развития перед школой.

Она включает в себя, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой — программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.

Цель современного урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательный аспект цели, связанный с расширением объема знаний, развивающий — с усложнением усваиваемого содержания, воспитательный — с формированием отношений.

Триединая цель урока (ТЦУ) — основа целесообразной деятельности на уроке, она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, реализуется в деятельности учителя и учеников, достигается при обоюдном стремлении к ней обеих сторон.

Итак, урок можно рассматривать как систему учебно-воспитательных задач, которые отражают логику достижения триединой цели уро­ка, а также логику и закономерности последовательного, поэтапного изучения учебного материала.

Познавательный аспект ТЦУ складывается из следующих требований:

— учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания;

— добиться того, чтобы знания учащихся были глубокими, осознанными, системными, прочными;

— формировать навыки — точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;

— формировать умения — сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности;

— формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Развивающий аспект ТЦУ связан со структурой личности ребенка, тех ее сфер, которые нужно развивать.

Воспитательный аспект ТЦУ предусматривает развития нравственных, эстетических, патриотических и других сторон личности школьника.

Источник: mydocx.ru

Методы воспитания раскрываются как пути или способы достижения поставленной цели

• в центре — не столько само произведение искусства, сколько переживание, отношение к нему, духовное постижение художественного образа.

Нравственные и духовные состояния и изменения, которые возникают в детях, — это главное поле и главный результат творческой деятельности учителя на уроке ИЗО

Искусство всегда идет впереди науки и философии в поисках единых форм познания жизни, в поисках смысла жизни и самого человека.

Художественная деятельность является преобладающим первоначальным способом освоения мира ребенком, и здесь альтернативы искусству нет.

Обучить мировоззрению, духовности, нравственности, творчеству невозможно. Искусство нельзя «вложить» в сознание, им нельзя «вооружить» его можно только переживать.

Научить переживать и сопереживать — это центр всей воспитательной работы с помощью искусства. Это означает переход от содержания, как суммы, к содержанию как живому во всем многообразии и богатстве, как смыслу.

Читайте также:
Рейтинг программ для магазина

Не задание, пример, упражнение, — а духовная работа через творчество и диалог.

Не подача материала в готовом виде — но поиски смысла.

«Вход» в искусство — его художественный образ.

ПРОБЛЕМЫ
Сейчас нет другой области педагогики, в которой наблюдался бы такой разрыв между возможностями и результатами, как в художественно-эстетическом воспитании детей в процессе преподавания художественных дисциплин.

Бессистемность, отсутствие творческой деятельности детей и единых принциповпреподавания. На изобразительное искусство и музыку в начальной школе отводится 7% учебного времени, в последующих классах — 3%. В старших классах (в период нравственных исканий, активного формирования мировоззрения и самосознания, обострения потребности в идеалах) — этих предметов вообще нет.

Главный порок школьного художественно-эстетического цикла, основная причина его бесплодности заключается в том, что искусство преподавалось и преподается не как искусство.

Содержание и методы преподавания заимствуются из области естественных наук. Из-за чего занятия искусством оказываются лишенными личностного смысла, а духовный опыт, который хранит искусство, оказывается недоступным ребенку. Поэтому даже примитивные умения и навыки, которым, казалось бы, учебные программы уделяют преобладающее внимание, практически не осваиваются.

Таким образом, предметы, способные развивать чувственное восприятие и эмоциональный мир ребенка, учить его не отрывать восприятие явлений жизни от их эмоционально-нравственной оценки, видеть мир целостно и не отделять самого себя от окружающей действительности практически оказались выключенными из процесса формирования личности детей.

С этим же связан опасный перекос в психическом развитии: явления «эмоциональной тупости», утилитарное отношение к жизни, столь характерные ныне для многих людей. В результате выпускники школы (кроме немногих, кто специальными занятиями восполнил брак общего образования) остаются нравственно и эстетически неразвитыми. Среди выпускников школ, обнаруживающих более или менее развитые художественно-эстетические потребности, не более 5%!

Программы для общеобразовательной школы, утвержденные грифом УМО, разработанные под руководством В.С. Кузина, Б.М Неменского, Т.Я. Шпикаловой. Сравнительный анализ концепции и задач, принципов, заложенных в основу программ, основных видов деятельности и учебно-методического обеспечения

Все выше приведенные программы существенно отличаются соотношением практического обучения художественно-творческой деятельности и знакомства детей с различными теоретическими аспектами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.). Однако более подробный анализ методических рекомендаций многих образовательных программ данной области показывает, что для школьного учителя в них недостаточно хорошо разработана образовательная технология на уровне управления способами и стратегиями познавательной деятельности, недостаточно полно учтены психологические аспекты развития личности.

Как известно, изобразительная деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно рано: практически каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до 10 – 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь).

Для первоклассников изобразительная и творческая деятельность не является чем-то абсолютно новым. Однако к концу начальной школы многие дети утрачивают свой интерес к рисованию. Наши исследования показывают, что 50% учеников 4-х классов уже не испытывают удовольствия от этой деятельности.

Данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие — причинами отказа от изобразительного творчества.

В свою очередь, проведенный анализ причин неумения учащихся рисовать показывает, что еще более важной проблемой является слабая профессиональная подготовка учителя, особенно в области психолого-педагогических компетенций.

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru