Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой воспитательного процесса.
Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.
Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуальный подход к ним. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты:
Раннее детство (2 стадии)
младенческий возраст (от рождения до 1 года)
Что включает программа по развитию личностного потенциала?
ранний возраст (от 1 года до 3 лет).
Дошкольное детство (2 стадии)
младший дошкольный возраст (от 3-5 лет)
старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изменения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических исследованиях и эмпирическом опыте воспитания.
Программа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение — акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются специфически детских видах деятельности. В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.
В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.
Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариативных и специальных программ.
Авторский коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца подготовил базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки». Как отмечает авторский коллектив – это программа нового типа.
Ее цель – разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. В основу программы положен деятельностный подход к развитию ребенка с учетом возрастных особенностей детей различных возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.
Базисная программа строится на основе следующих направлений развития ребенка: социальное развитие; физическое развитие; эстетическое развитие; познавательное развитие; природа и человек; история, география и культура Родины; грамота; развитие речи и речевого общения; овладение вторым языком; здоровье.
Играть или учиться? Значение игры для социально-эмоционального развития
В базисной программе развития ребенка-дошкольника по сравнению с другими программами хорошо представлены возрастные особенности детей каждой возрастной группы в целом. Кроме того, по каждому из направлений работы с детьми даются обоснованные возрастные возможности, а на их основе конкретизируются задачи воспитания детей.
Впервые программа «Истоки» ввела во все направления работы с детьми раздел «Содержание и условия педагогической работы». Этот раздел программы ориентирует педагогов дошкольного учреждения на подбор методов и технологий работы с дошкольниками по каждому из направлений развития и воспитания детей.
— Развитие речи как средства взаимодействия детей со взрослыми, диалогическое общение со сверстниками,
— Расширение активного словаря, правильного понимания и употребления слов,
— Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи детей,
— Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха.
Помимо перечисленных существуют и другие программы, которые в себя одно или несколько направлении воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н.Е.Вераксы) по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия — «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Благодаря такой преемственности, большинство пособий к «Программе воспитания и обучения в детском саду» могут быть использованы и при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Используется интегративный подход при организации образовательного процесса. В разделах по дошкольным группам для каждого возраста даются примерное комплексно-тематическое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности («организованная образовательная деятельность»); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основной формой образовательной деятельности являются занятия, на которых широко используются разнообразные игры, упражнения и игровые ситуации. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. Программа представляет все направления дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое; представляет широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка.
Программа «Радуга»
Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др.
Необыкновенно красочная, яркая, иллюстрированная программа.
В основу реализации Программы положен деятельностный подход к развитию ребенка. В соответствии с ним авторы выделяют три типа мотивации детской деятельности (игровая мотивация, мотивация общения и мотивация личностной заинтересованности), они учитываются при работе над каждым разделом программы. Особенностью Программы является внимание к формированию положительной эмоциональной атмосферы в группе детей.
Цели:
1.Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни.
2.Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей.
3.Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание периода дошкольного детства.
Эта программа рассчитана на период дошкольного детства от 2-х до 7-ми лет. «Радуга» представляет собой пять программ с методическим обеспечением, охватывающих следующие возрастные группы детей: 2 – 3 года; 3 – 4 года; 4 – 5 лет; 5 – 6 лет; 6 – 7 лет.
В программе «Радуга» отражена целостная система поступательного развития ребенка. Речь идет о становлении его сознания, роли различных видов деятельности в развитии личности. Ведущая роль в этой программе отводится теории психических новообразований в каждой возрастной группе детей.
В структуру программы входит характеристика детей определенного возраста. Приступая к работе, воспитатель, педагоги имеют возможность изучить психологические возможности своих воспитанников, проследить изменения в сознании ребенка определенного возраста и намечающиеся пути становления личности. Цель программы «Радуга» – обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.
Во всех пяти программах «Радуга» выделены конкретные задачи воспитания и соответствующие им основные направления педагогической работы. Например, для педагогов и воспитателей средней группы детского сада одна из ведущих задач – охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек к здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи предлагаются следующие направления деятельности с детьми: соблюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей; создавать атмосферу психологического комфорта, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок; организовать рациональный режим дня; добиваться единства подходов к укреплению здоровья в семье и в детском саду; обращать внимание на профилактику нарушений зрения, осанки, возникновения аллергических реакций.
В структуре программы «Радуга» имеются следующие разделы: «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Развитие речи», «Ребенок познает мир», «Математика», «Изобразительная деятельность», «Конструктивная и практическая продуктивная деятельность детей», «Развитие музыкальности».
В программе дается психологическая характеристика детей каждой возрастной группы, в том числе характеризуется речевое развитие, указывается количество слов, которые должны иметь дети в своем лексиконе. Дети разных возрастов метко названы образной фразой, характеризующей их психологические особенности. «Я сам» — дети 3-4 лет, «Любознательные почемучки» — дети 4-5 лет, «Уже большие» — дети 5-6 лет, «Мечтатели, помощники, будущие ученики» — дети 6-7 лет.
Использование на практике всех программ «Радуга» требует коренной перестройки сложившейся за многие годы традиционной работы дошкольного учреждения по следующим направлениям: гуманизация педагогической деятельности воспитателя и педагогов детского сада, ориентация на создание в коллективе педагогов и воспитанников положительного микроклимата, гуманное отношение к ребенку, внимание к вопросам индивидуального общения с ребенком, что обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, интересов и потребностей. В целях гуманизации воспитательно-образовательного процесса все программные задачи сформулированы и представлены так, что предполагают использование разнообразных методик.
В настоящее время большая часть дошкольных образовательных учреждений активно использует программу «Радуга».
Программа «Детство»
Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.
Цель: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.
комплексная программа развития ребенка-дошкольника и педагогическая технология, разработанные преподавателями кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена под руководством В. И. Логиновой, под редакцией Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайлова, Л. М. Гурович.
Программы составлена в соответствии с тремя основными ступенями дошкольного детства — младшего, среднего и старшего возраста. Особый акцент делается на личностное развитие ребенка, поэтому результаты педагогической деятельности по каждому разделу работы («Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни») можно оценивать через формирование перспективных психологических новообразований. Программы представляет собой целостную педагогическую систему развития ребенка в процессе освоения основных видов детской деятельности (природоведческой, математической, художественно-творческой, речевой, социально-нравственной и физической). Однако полный объем содержания работы по музыкальному и физическому воспитанию детей в нее не включается, т. к. в детском саду предполагается наличие музыкального руководителя и физкультурного работника, которые реализуют соответствующие направлениям их деятельности парциальные программы.
Научный коллектив РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга разработал программу развития и воспитания детей дошкольного возраста «Детство».
Эта комплексная образовательная программа, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы программы выделяют три возрастные группы – младшую, среднюю и старшую. В основе программ для каждой возрастной группы заложены идеи гуманистической педагогики. Работникам дошкольных образовательных учреждений предлагается в естественных для ребенка условиях, выбирая наиболее значимые для каждого возраста виды деятельности, проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, волевому, эмоционально-личностному развитию.
Программа состоит из трех частей – каждая часть соответствует одной возрастной группе.
По каждому направлению работы с детьми конкретизируются задачи их воспитания и развития. После каждого направления приводятся характеристики или показатели уровней усвоения программного материала. При этом выделяется три уровня – низкий, средний, высокий. Имеются в программе и методические советы. Заканчивается программа «Детство» разделом «Скоро в школу».
Программа «Детство» отличается систематичностью, глубоким анализом возрастных возможностей детей, конкретизацией задач воспитания и развития по каждому направлению содержания работы с детьми.
Проследим на примере этой программы, как решаются общие и конкретные задачи обучения, воспитания и развития детей каждой возрастной группы.
В разделе 1 «Младший дошкольник в детском саду» после характеристики возрастных особенностей детей даются следующие общие задачи воспитания:
1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка.
2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями, культурно-гигиеническими навыками, развитием потребности в активной двигательной деятельности.
3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
4. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей.
5. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со сверстниками и взрослыми, обогащать опыт игрового общения.
6. Способствовать развитию воображения и творчества, прививать интерес к художественной деятельности с элементами творчества.
Общие задачи воспитания, выделенные в части I «Младший дошкольный возраст», конкретизируются в каждом конкретном блоке. Так, в блоке «Ребенок в кругу взрослых и сверстников» указываются следующие задачи социально-нравственного воспитания младших дошкольников:
• развивать доброжелательное отношение детей к близким людям (взрослым и сверстникам), побуждать к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю и сверстникам);
• пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок и рассказов и др. (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово);
• приучать к выполнению элементарных правил культурного поведения и общения, уметь пользоваться «вежливыми» словами: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «спокойной ночи», выражать просьбы спокойным тоном;
• воспитывать положительное отношение к усвоению культурно-гигиенических навыков, развивать самостоятельность в самообслуживании;
• развивать умение отражать эмоциональное состояние в имитационных играх, танцевальных движениях, хороводных и музыкальных играх соответственно музыкальному образу (грустные и веселые зайчики, матрешки, добрый Ваня и т. п.);
• формировать представления детей о людях (взрослых, сверстниках), об особенностях их внешнего вида, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о поступках, проявлениях внимания и заботы об окружающих.
В части II – «Средний возраст» – задачи воспитания и развития уже более компактны и значительно отличаются от тех, что были даны для работы с детьми младшего возраста. Кроме того анализ задач показывает преемственность в воспитании и развитии детей разных возрастных групп. Задачи воспитания и развития детей средней возрастной группы:
1. Дальнейшее укрепление здоровья, закаливание и развитие двигательной активности детей.
2. Развитие познавательной активности через обогащение опыта деятельности и представление об окружающем.
3. Укрепление дружеских отношений между детьми и в совместных занятиях.
4. Воспитание самостоятельности на основе освоения разнообразных способов деятельности и развития стремления к самоутверждению.
5. Развитие творческих проявлений и воображения в художественной, изобразительной и игровой деятельности.
В части III – «Старший возраст» – основные задачи воспитания ориентируют работников дошкольных учреждений на уважение прав ребенка, гуманно-личностное отношение и индивидуальный подход.
Более конкретные задачи воспитания и развития детей следующие:
1. Укрепление здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
2. Развитие гуманистической направленности отношений детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
3. Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентации, приобщение детей к художественной культуре.
4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов интеллектуальных способностей.
5. Развитие у ребенка стремления к школьному обучению, интереса к школе, новой социальной позиции школьника.
6. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Таким образом, в программе «Детство» определены основные, познавательные, практические, речевые умения, позволяющие ребенку осознанно приобщаться к миру доступных предметов и использовать их в своей деятельности. Серьезное внимание уделено вопросам освоения ребенком культуры деятельности, сотрудничества, творчества.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
«Плюсы и минусы программы «Первые шаги» и основные её отличия от программы «От рождения до школы»»
В 2019-2020 учебном году на базе нашего МДОУ № 49 В группе № 14 была создана пилотная площадка, которая является Федеральной пилотной площадкой апробирующей программу дошкольного образования для раннего и младенческого возраста «Первые шаги» и программно-методический комплекс «Воробушки»
Программа «Первые шаги» (авторы Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова «В составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребенка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослыми. Программа построена на гуманистических принципах личностно ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. Программа «Первые шаги» является комплексной, так как охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Публикация «„Плюсы и минусы программы „Первые шаги“ и основные её отличия от программы „От рождения до школы““» размещена в разделах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Так- как наша группа № 14 была ясельной, то соответственно мы начали работать по ПМК» Воробушки» для детей младенческого и раннего возраста (от 0 до 3 лет).
ПМК «ВОРОБУШКИ» — это современный комплекс, ориентированный на создание в ДОО оптимальных условий для развития каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.
Для маленьких детей особое значение имеет личностно ориентированное взаимодействие со взрослым, которое предполагает индивидуальный подход к каждому ребё нку: учёт его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений. При таком взаимодействии в центре внимания взрослого находится личность ребёнка, его чувства, переживания, устремления.
Оно направлено на обеспечение положительного самоощущения ребёнка, на развитие его способностей и расширение возможностей для их реализации. Это может быть достигнуто только тогда, когда в детской организации или семье создана атмосфера доброжелательности и доверия между взрослыми и детьми, когда каждый ребёнок испытывает эмоциональный комфорт, имеет возможность свободно выражать свои желания и удовлетворять потребности..
Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие приёмы и методы воспитания, которые используются в работе с дошкольниками в других программах, например по программе «От рождения до школы». Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают потребностям и возможностям ребёнка и способствуют его полноценному развитию. Цель Программы «Первые шаги» — развитие целостной личности ребёнка — его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала. В соответствии с этими позициями определяющими факторами психического развития ребёнка раннего возраста выступает общение ребёнка со взрослым и ведущая предметная деятельность.
Плюсом программы является то, что в соответствии с целями и задачами Программы «Первые шаги» авторами разработаны специальные игры, занятия и методические рекомендации по их организации для каждой образовательной области, которые представлены в следующих пособиях: Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги». Часть 1. Познавательное развитие. Речевое развитие. Формирование игровой деятельности.
Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги». Часть 2. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие.
В Программе «Первые шаги» разработаны адекватные методы воспитания, развития и образования детей раннего возраста, основанные на современных научных данных о психологических закономерностях развития ребёнка. Содержательный раздел Программы «Первые шаги» построен с учётом возрастных особенностей детей и направлен на формирование и полноценное становление ведущей для дошкольников игровой деятельности, а также обеспечивает преемственность раннего и дошкольного возраста.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ПЕРВЫЕ ШАГИ» 1. Одним из главных принципов, на которых базируется данная Программа, является принцип развития.
2. Принцип самоценности раннего возраста, его полноценное проживание.
3. Следующий базовый принцип Программы — принцип деятельности. Решение образовательных задач в детском возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым.
4. Опора на игровые методы — один из важных принципов Программы «Первые шаги». Игра в широком смысле данного термина является универсальным методом воспитания и развития маленьких детей.
5. Следующий основополагающий принцип Программы — принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно ориентированном взаимодействии взрослых с детьми.
6. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В Программе предусматривается предоставление каждому ребёнку возможности выбора игр, занятий, материалов.
10. Принцип сотрудничества Организации с семьёй реализуется в данной Программе как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов и родителей.
• Вывод: Анализируя программу, мы сделали следующие выводы:
• 1. Программу «Первые шаги» можно назвать базовой. Это фундаментальная, комплексная программа дошкольного образования. Она охватывает возраст от 0 (от рождения) до 7 лет.
• 2. В программе сделан акцент на личностное развитие ребенка. Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности
• 3. Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.
• 4. Отличительной особенностью программы является то, что большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, а также направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
• 6. К программе создан большой учебный методический комплекс, который доступен и воспитателям, и родителям.
• 7. Программа имеет научную и практическую основу, так как создана группой авторов, имеющих большой опыт работы в ДОУ.
• 8. Приложение сокращает содержательную часть программы и облегчает ее восприятие. Благодаря ему легко увидеть и проанализировать, что рекомендуется детям.
Публикации по теме:
Вытыканки к Новому году «Мои первые шаги» Сейчас на сайте тысячи предложений по изготовлению поделок и украшений к Новому Году. Рассматривая работы своих друзей, я подумала, что.
Модель рабочей программы по ОО «Познавательное развитие» для детей 6–7 лет по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного.
Первые шаги в инклюзивном образовании Аннотация В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом. В статье представлен.
Фотоотчет «Первые шаги в спортивной жизни» Впервые мои внуки сели на беговелы в 3 года. Научились кататься с первого раза. С тех пор берут беговелы на каждую прогулку и расстояние.
Посвящение в первоклассники «Первые шаги» Утверждаю Директор МБУ ДО «АДШИ» Шевцова Е. Н___ «» ___2018 года Дата проведения: 27.10.18г. Время проведения: 15:00.
Презентация для школьников к уроку истории на тему «Реформы правления Н. С. Хрущёва. Все плюсы и минусы» Тема урока «СССР. Годы правления Н. С. Хрущева» Главные мысли урока в виде презентации: — Помочь учащимся глубже осознать эпоху “оттепели”,.
Участие нашей семьи в конкурсе «Мои первые шаги» Доброе время суток уважаемые коллеги!Сегодня хочу предложить Вам просмотреть нашу первую презентацию,которую мы выполнили с сыном для.
Проект «Первые шаги в математику» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Развернутое комплексно-тематическое планирование для группы раннего возраста на основе программы «От рождения до школы» Развернутое комплексно-тематическое планирование для группы раннего возраста на первое полугодие 2017 — 2018 учебного года (Разработано.
Вариант составления рабочей программы (Продолжение рекомендации по составлению рабочей программы) ВАРИАНТ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время к организации образовательной деятельности детей в ДОУ.
Источник: www.maam.ru
Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возрастаС. Ю. Мещерякова, 2007
«Плюсы и минусы программы «Первые шаги» и основные её отличия от программы «От рождения до школы»»
жданова светлана владимировна
«Плюсы и минусы программы «Первые шаги» и основные её отличия от программы «От рождения до школы»»
В 2019-2020 учебном году на базе нашего МДОУ № 49 В группе № 14 была создана пилотная площадка, которая является Федеральной пилотной площадкой апробирующей программу дошкольного образования для раннего и младенческого возраста «Первые шаги» и программно-методический комплекс «Воробушки»
Программа «Первые шаги» (авторы Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова «В составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребенка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослыми. Программа построена на гуманистических принципах личностно ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. Программа «Первые шаги» является комплексной, так как охватывает все образовательные области,представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Так- как наша группа № 14 была ясельной, то соответственно мы начали работать по ПМК» Воробушки» для детей младенческого и раннего возраста (от 0 до 3 лет)
ПМК «ВОРОБУШКИ»
— это современный комплекс, ориентированный на создание в ДОО оптимальных условий для развития каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.
Для маленьких детей особое значение имеет личностно ориентированное взаимодействие со взрослым, которое предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку: учёт его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений. При таком взаимодействии в центре внимания взрослого находится личность ребёнка, его чувства, переживания, устремления. Оно направлено на обеспечение положительного самоощущения ребёнка, на развитие его способностей и расширение возможностей для их реализации. Это может быть достигнуто только тогда, когда в детской организации или семье создана атмосфера доброжелательности и доверия между взрослыми и детьми, когда каждый ребёнок испытывает эмоциональный комфорт, имеет возможность свободно выражать свои желания и удовлетворять потребности.. Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие приёмы и методы воспитания, которые используются в работе с дошкольниками в других программах, например по программе «От рождения до школы»
. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают потребностям и возможностям ребёнка и способствуют его полноценному развитию. Цель
Программы «Первые шаги»
— развитие целостной личности ребёнка — его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала. В соответствии с этими позициями определяющими факторами психического развития ребёнка раннего возраста выступает общение ребёнка со взрослым и ведущая предметная деятельность.
Плюсом программы является то, что в соответствии с целями и задачами Программы «Первые шаги»
авторами разработаны специальные игры, занятия и методические рекомендации по их организации для каждой образовательной области,которые представлены в следующих пособиях: Методические материалы к Комплексной образовательной
программе для детей раннего возраста «Первые шаги»
. Часть 1. Познавательное развитие. Речевое развитие. Формирование игровой деятельности.
Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»
. Часть 2. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие.
В Программе «Первые шаги»
разработаны адекватные методы воспитания, развития и образования детей раннего возраста,
основанные на современных научных данных о психологических закономерностях развития ребёнка. Содержательный раздел Программы «Первые шаги»
построен с учётом возрастных особенностей детей и направлен на формирование и полноценное становление ведущей для
дошкольников игровой деятельности, а также обеспечивает преемственность раннего и дошкольного возраста.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ПЕРВЫЕ ШАГИ»
1. Одним из главных принципов, на которых базируется данная
Программа, является принцип развития.
2. Принцип самоценности раннего возраста, его полноценное проживание.
3. Следующий базовый принцип Программы — принцип деятельности. Решение образовательных задач в детском возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым.
4. Опора на игровые методы — один из важных принципов Программы «Первые шаги»
. Игра в широком смысле данного термина является универсальным методом воспитания и развития маленьких детей.
5. Следующий основополагающий принцип Программы — принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно ориентированном взаимодействии взрослых с детьми.
6. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В Программе предусматривается предоставление каждому ребёнку возможности выбора игр, занятий, материалов.
7. Следующий принцип, которому следует Программа, — принцип полноты содержания образования. Требования ФГОС ДО предполагают обеспечение условий для всестороннего развития ребёнка,а именно: познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического. В Программе «Первые шаги»
9. Программа «Первые шаги»
•Вывод: Анализируя программу,мы сделали следующие выводы:
• 1. Программу «Первые шаги»
можно назвать базовой. Это фундаментальная, комплексная
программа дошкольного образования. Она охватывает возраст от 0 (от рождения)
до 7 лет.
• 2. В программе сделан акцент на личностное развитие ребенка. Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности
• 3. Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.
• 4. Отличительной особенностью программы является то, что большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, а также направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
• 6. К программе создан большой учебный методический комплекс, который доступен и воспитателям, и родителям.
• 7. Программа имеет научную и практическую основу, так как создана группой авторов, имеющих большой опыт работы в ДОУ.
• 8. Приложение сокращает содержательную часть программы и облегчает ее восприятие. Благодаря ему легко увидеть и проанализировать, что рекомендуется детям.
Авторские методики общего развития
На помощь родителям и педагогам приходят авторские программы с успехом применяемые многие годы. Рассмотрим самые популярные и актуальные в наше время.
1. Г. Доман и его методика известны по всему миру. Основной упор в ней делается на способность детей с младенчества усваивать огромное количество информации.
Для занятий применяются заранее приготовленные карточки разных категорий и уровней сложности. Доман акцентирует внимание на связи между физическим и умственным развитием, поэтому особое внимание уделяет гимнастике и спорту.
Результаты, которые показывают занимающиеся дети действительно хорошие. Основным минусом системы является пассивность процесса. Ребёнок наблюдает, но не практикует.
2.Отец и дочь Железновы, авторы популярной развивающей программы. Занятия проходят под музыкальное сопровождение, в игровой форме.
При этом активируется моторика пальчиковыми играми. Развивается речь и слух, оттачивается координация во время выполнения упражнений. Укрепляется связь с мамой или же происходит активное взаимодействие с другими детьми, так как система может применяться и с группой малышей.
3.Вдохновлённая работой Г. Домана, С. Лупан становится автором ещё одной популярной методики. Сесиль считает, что главное в успешном развитии ребёнка — искренняя заинтересованность родителей в общении с ним.
В своей книге «Поверь в своё дитя» она призывает родителей заниматься с ребёнком без привязки к конкретному времени, но регулярно и подготовившись заранее.
Развивающие игры не занимают всё время. Они разнообразны – творчество, физкультура, духовная составляющая становятся неотъемлемой частью жизни, подкрепляясь интересом и вниманием взрослых.
4. Методику М. Монтессори можно назвать целым комплексом. Этот метод предполагает погружение в мир, обустроенный для детей. Свою школу М. Монтессори оборудовала так, чтобы у ребёнка был свободный доступ ко всем предметам и материалам.
Пространство разделено на 5 зон, каждая несёт свою развивающую функцию. Главным принципом методики является предоставление свободы мысли, действия и выбора.
Материалом служат предметы обихода, развивающие игрушки и учебная литература. У детей отлично развивается логика, моторика, бытовые навыки, происходит знакомство с окружающим миром.
Упор сделан на интеллектуальное развитие, нежели творческое. Книгам отведена совсем незначительная роль.
5.Разработанная семьёй Никитиных, методика включает в себя период беременности, родов и последующего развития не только ребёнка, но и семьи в целом.
Важен тесный контакт «мама-малыш». Использование ресурсов, предоставленных человеку с младенчества, т.к. с возрастом способность к обучению неминуемо угасает.
Рекомендовано предоставить ребёнку свободу, позволить перемещаться в пространстве как ему хочется, конечно, продумав для этого обустройство дома. Поощряется физическая активность, спорт и закаливание становятся неотъемлемой частью жизни.
Разработано большое количество игр и занятий, которые призваны развивать интеллектуальные, творческие и физические возможности малышей.
Заниматься следует, опережая развитие на ступень. Главными помощниками и направляющими для ребёнка становятся его родители, активно участвуя в жизни чада.
6.Вальфдорфская система направлена на раскрытие личностного и творческого потенциала. Духовное, естественное развитие, без указов и запретов. Ребёнок волен творить, при этом изучая несколько языков, различные ремёсла, занимаясь рукоделием и творчеством.
Детки задействованы в спектаклях, выступлениях. В то же время интеллектуальному развитию не уделяется особого внимания – чтение, счёт, явления природы и многое другое остаются нераскрытыми до более старшего возраста.
Источник: konspektiruem.ru