К базисным характеристикам личности трехлетнего ребенка относятся: компетентность, эмоциональность, инициативность, самостоятельность.
Компетентность. К 3 годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые способы общения. Осознает свою половую принадлежность.
Интеллектуальная компетентность выражается прежде всего в том, что ребенок активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре и общении. В практической деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, величину, фактуру, строение) и их назначение, много и активно экспериментирует, наблюдает.
Овладевает родным языком, пользуясь основными грамматическими категориями и словарем разговорной речи.
Развитие творческих способностей детей в условиях ДОУ| Видеолекции | Инфоурок
В плане физического развития компетентность трехлетнего ребенка проявляется в том, что он владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазанье, действия с предметами), элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
Эмоциональность. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства — радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.
Инициативность. Проявляется во всех сферах жизнедеятельности: общении в практической предметной деятельности, самодеятельных сюжетно-отобрази-тельных играх. Все это составляет основу развития у ребенка креативности (способности к творчеству).
Самостоятельность. Фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.д.).
Поскольку словесные предупреждения ребенок часто не учитывает, взрослому необходимо предвидеть опасность и заранее ее устранять (убирать бьющиеся или колющие предметы, закрывать дверцы шкафов и пр.).
Дошкольное детство — период, включающий младший дошкольный (3—5 лет) и старший дошкольный (5—7 лет) возраст. При переходе от раннего к дошкольному возрасту изменяется социальная ситуация развития ребенка: он выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает отношения с широким миром взрослых людей.
Ребенок начинает воспринимать их как носителей общественных функций в системе отношений с другими людьми. Взрослый — это шофер, доктор, учитель и т.д. Ребенок очень хочет быть как взрослый, участвовать на равных в обшей с ним деятельности. Но это невозможно, ибо велик разрыв между уровнем развития ребенка и тем, к чему он стремится.
Разрешение противоречия между желаниями ребенка и его реальными возможностями составляет генетическую задачу дошкольного возраста. Единственное, что позволяет ребенку разрешить это противоречие, — самодеятельная сю-жетно-ролевая игра. Именно поэтому она является ведущей деятельностью дошкольника. В ней ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, ориентируется в смыслах серьезной человеческой деятельности.
«Родителям на заметку: развиваем социальные компетенции ребёнка»
Только игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления, связанного с жизненным опытом ребенка — его реальными переживаниями и впечатлениями.
Игра не единственная деятельность в дошкольном детстве. Большое значение в психическом развитии ребенка имеют различные виды изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка), конструирование, элементарный труд.
Так, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет ребенку более глубоко осмыслить интересующие его сюжеты и выразить свое эмоциональное отношение к окружающему. В рисунке можно сразу увидеть, что является главным для ребенка.
В формах элементарного труда (уборка помещения, дежурство по столовой, уход за растениями и т.д.) между ребенком и взрослым, между ровесниками устанавливаются отношения взаимопомощи, координация действий, распределение обязанностей. Ребенок начинает осознавать, как его действия влияют на другого человека, и стремится к достижению заданного результата. Все
это составляет основу кооперации, необходимой для будущей трудовой деятельности.
Учение не сразу выделяется как самостоятельный вид деятельности, хотя обучение в раннем возрасте вплетено во все виды активной жизни ребенка. Без обучения нет развития. Однако в этом возрасте необходимо отказаться от ранней интеллектуализации и перегрузки ребенка информацией.
Все виды детской деятельности имеют свои специфические черты в каждой фазе дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте деятельность детей носит ситуативный, непреднамеренный характер. В старшем дошкольном возрасте, благодаря возникновению важнейшего психического качества — произвольности — детская деятельность становится преднамеренной. Развивается умение строить замыслы и планировать свои действия для их реализации. Предпочтительными становятся игры с правилами.
Ведущая деятельность — игра
Игра — особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования. В сюжетно-ролевой игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает доступную ему сисжму человеческих отношений. Он берет на себя роль взрослого и проигрывает ее в воображаемой ситуации.
В данном процессе ребенок открывает для себя ранее невыделенные стороны и особенности «взрослой жизни», ориентируется в смыслах человеческих взаимоотношений. Важно и то, что освоению через моделирование в игре подвергаются не только отношения взрослых, но и весь окружающий мир в его многообразии. Поэтому развивающее значение ведущей деятельности в полной мере принадлежит и режиссерским играм и играм-экспериментированиям.
Игра предстает как практическая форма размышления ребенка об окружающей его действительности. Присвоение, понимание тех или иных содержаний в игре происходит только в процессе активной самостоятельной деятельности субъекта, в которой он начинает «учиться» — учить себя, т.е. самостоятельно ставить и пытаться решать задачи собственной деятельности. Такая развивающая функция характеризуется тем, что дети перехватывают инициативу игры и начинают разворачивать ее сюжет, организовывать игровые ситуации, в том числе и проблемного характера, осуществлять ролевое взаимодействие в соответствии с собственными замыслами и потребностями. Только такая, самодеятельная, игра становится ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр обогащается опытом других видов деятельности ребенка и общения со взрослым.
Ведущая роль игры состоит в том, что она позволяет ребенку через практическое действие понять на доступном уровне «взрослый мир», начать ориентироваться в смыслах человеческой деятельности и отношений и как специфически детская деятельность способствует формированию в ней основных новообразований возраста, т.е. качеств, позволяющих ребенку перейти на другой возрастной этап. К числу таких новообразований относятся:
— формирование внутреннего плана деятельности, связанное с созданием воображаемых ситуаций и умением адекватно действовать в них. Его становление
проявляется в том, что ребенок способен совершать мысленные преобразования предмета, т.е. у него развиваются наглядно-образное мышление и воображение. На сформированность внутреннего плана деятельности к концу дошкольного возраста указывает появление игр-фантазирований;
— развитие знаковой функции связано с тем, что в игре значение отрывается от предмета и переносится на другие предметы («как будто»). Ребенок становится способным осуществлять с предметом действия, логику которых диктует не реальный предмет в руках ребенка, а воображаемый (в руках — палочка, но действует он с ней как с ложкой или градусником). Это расхождение видимого и смыслового поля присутствует в игре и при принятии роли, и при использовании предметов-заместителей, или обобщенной модульной игровой среды. Без сформированности этой способности к замещению в дальнейшем будет крайне затруднено становление теоретического мышления;
— становление произвольности деятельности выражается в проигрывании роли в соответствии с ее правилами и умении согласовывать с партнерами по игре замыслы и игровые действия;
— формирование познавательной мотивации, которая связана со становлением способности разными путями искать и целенаправленно осваивать информацию, нужную ребенку для продолжения игры на интересующую его тему.
Все это существенно значимо для формирования готовности детей к дальнейшей учебной деятельности.
Необходимо различать игру как форму организации педагогического процесса и игру как деятельность. Последняя развивается по своим законам. Воспитательный процесс, опирающийся на сформированное игровое детское сообщество, или образовательный процесс, в который включены игровые формы и приемы, становятся значительно более эффективными. Однако игра не должна подчиняться только решению дидактических задач, это приводит к парадоксальной ситуации ее депривации на фоне ее тотальной эксплуатации в условиях педагогического процесса.
Чтобы игра в условиях ДОУ могла выполнить свою функцию ведущей деятельности, она обязательно должна быть представлена в форме самостоятельных сюжетных игр, которые дети затевают совместно со сверстниками.
На протяжении младшего дошкольного возраста происходит становление игры как деятельности: формируются значимые игровые мотивы, ребенок овладевает разнообразными игровыми действиями (ролевыми, условными, речевыми и пр.), учится придумывать игровые проблемные ситуации, а к концу младшего дошкольного возраста —- выстраивать их в последовательный сюжет.
На протяжении старшего дошкольного возраста игра как деятельность окончательно формируется. Постепенно она переходит в умственный план: реализуется в форме игры-фантазирования или теряет сюжетную составляющую, выдвигая на первый план правило (дети не столько играют, сколько договариваются, как играть). Переход сюжетной стороны игры в умственный план позволяет использовать ее элементы для решения задач других видов деятельности (учебной, трудовой), придавая им привлекательную для ребенка
игровую форму, но специфика сюжетной игры не решает дидактических задач, поскольку они будут решаться игровыми, условными способами (понарошку, как будто).
— «Физическая культура» (подвижные, народные, а также доступные детям спортивные);
— «Здоровье» (подвижные и соответствующие народные);
— «Безопасность» (подвижные и игры с правилами);
— «Социализация» (сюжетно-ролевые (самодеятельные и организованные), досуговые, многие народные и игры с правилами);
— «Труд» (образные (образно-ролевые));
— «Познание» (игры-экспериментирования, автодидактические предметные, учебно-предметные дидактические, компьютерные, интеллектуальные);
— «Коммуникация» (речевые и игры-драматизации);
— «Чтение художественной литературы» (игры-драматизации и театрализованные по сюжетам литературных произведений);
— «Художественное творчество» (создание сюжетных игрушек-самоделок, игры с опорой на рисунок);
— «Музыка» (музыкальные и театрализованные).
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Источник: allrefrs.ru
Базисные характеристики личности
Базисные характеристики личности многомерны и взаимосвязаны в сложной и подвижной системе, составляющей неповторимую индивидуальность того или иного человека. К ним относятся: компетентность, вбирающая в себя результаты развития всех остальных базисных характеристик личности; креативность и неразрывно связанная с ней способность к инициативности; произвольность и самостоятельность, неотделимая от ответственности, безопасности и свободы поведения; и, наконец, самосознание личности и способность к самооценке.
Компетентность — важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка.
Интеллектуальная компетентность означает сформированность интеллектуальных операций: умение выбирать соответствующую информацию, которая помогает строить новое действие; выполнять действие, чтобы достичь цели; пользоваться знаниями, извлеченными из успехов и неудач. У компетентного ребенка в каждом из возрастов формируются соответствующие виды деятельности; их опыт обобщается в форме психических образований, которые во внешнем плане представлены соответствующими обобщенными, а затем и универсальными, способами действия. Ребенок приобретает способность видеть общее в единичном явлении и находить, соответственно, необходимый способ решения новых задач своей деятельности.
Под языковой компетентностью подразумевается свободное выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий с помощью языковых (речевых и неречевых — жестовых, мимических, пантомимических) средств. Показателем языковой компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая интуитивно или сознательно исторически сложившиеся речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых формах — общечеловеческие способы выразительного поведения.
Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:
• мотивационного, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;
• когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;
• поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.
Социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально компетентный ребенок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения.
В плане физического развития компетентный ребенок: владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту, умеет адекватно реагировать на изменения окружающей обстановки.
В общении компетентного взрослого и компетентного ребенка строятся межличностные отношения качественно иного уровня.
Креативность — способность ребенка к творческому решению различных проблем, возникающих в той или иной ситуации осуществления деятельности.
К показателям креативности относятся: способность к созданию нового продукта (рисунка, конструкции, образа фантазии, движения и т.п.), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Эти показатели креативности относятся как к конечному продукту, так и характеру процесса деятельности. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка.
Креативность ребенка зависит от уровня развития его мышления, воображения, произвольности и свободы деятельности, а также широты ориентировки в окружающем и осведомленности.
В процессе творческой деятельности ребенка создаются объективные условия для формирования у него предпосылок к самосовершенствованию и в конечном итоге к способности творить самого себя, свою личность.
Инициативность — необходимое качество личности человека. У ребенка-дошкольника оно проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего — в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель творческого интеллекта; ее развитие в дошкольном возрасте является непременным условием совершенствования детской креативности и компетентности.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Инициативность должна быть разумной и нравственно направленной.
Инициативного ребенка отличает содержательность интересов и компетентность в различных видах деятельности.
Детская инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности.
Самостоятельность и ответственность. Самостоятельность — это особое качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельные, без помощи взрослого, постановку и решение разного рода задач, которые возникают в повседневной жизни и деятельности.
Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер общения с ним взрослых, степень и своевременность их помощи ребенку. Недостаточная степень самостоятельности ребенка или полное ее непроявление часто является показателем чрезмерности этой помощи и служит препятствием для осознания ребенком своих возможностей, формирования инициативности. Постоянное принуждение взрослого и излишняя опека формируют у ребенка чувство слабости и беспомощности. Самостоятельный ребенок — это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку и педагогически грамотное отношение к ней взрослого: не как к неуспеху, а как нормальному инициирующему моменту развития.
Ответственность ребенка за свои действия, за ту или иную деятельность должна определяться мерой его самостоятельности в ней и формироваться уже в раннем возрасте. Она возникает и проявляется в ситуации выбора между «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо», «хочу» и «должен». Ответственность связана с проявлением волевых усилий.
Произвольность — умение управлять своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами; одна из форм волевого поведения в детстве.
Ни в чем так ярко не проявляются возрастные особенности личности дошкольника, как в своеобразии его воли и чувств. В начале дошкольного возраста ребенок очень импульсивен, свои решения он принимает под влиянием чувств, а не в результате обдумывания. Действия ребенка характеризуются непроизвольностью и подражательностью, сознание — внушаемостью.
На протяжении дошкольного возраста в развитии воли происходят существенные сдвиги: поведение ребенка становится все более произвольным, обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными. Ребенок приобретает способность к преодолению непосредственных желаний, не адекватных ситуации, не только в условиях, когда он ждет награды или наказания, но и на основе внутренних побуждений — данного слова, данного обещания. Появляются такие черты личности, как настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга по отношению к другим людям.
В деятельности ребенка возникает соподчинение мотивов как умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий на протяжении довольно значительного промежутка времени. Внутренняя мотивация, с одной стороны, и овладение нормами поведения, с другой, — важные моменты формирования произвольности.
Свобода поведения и безопасность. Свобода поведения ребенка-дошкольника, силы которого не позволяют ему противостоять многим явлениям, зависит от уровня его компетентности и воспитанности. Для того чтобы дошкольник чувствовал себя свободным в своем поведении, он должен овладеть способами самоограничения сферы своей деятельности.
Необходимым условием достижения этого является воспитание в ребенке чувства меры, осторожности и предусмотрительности, которая предполагает способность к предвидению последствий своих действий, тех или иных явлений и событий. Воспитание в дошкольнике чувства безопасности и свободы поведения должно опираться на формирование у него понимания причинно-следственных связей в самых различных жизненных ситуациях. Свобода поведения формируется в свободной, инициативной деятельности ребенка. Он сам ищет способы достижения цели, сам выбирает средства и материал и т.п. Владение разными средствами построения собственной деятельности (игровой, театральной, изобразительной, конструктивной и др.) — один из важнейших моментов, обеспечивающих самостоятельность и свободу поведения.
Безопасность поведения перерастает рамки психологических характеристик и требует соблюдения социально-детерминированных правил и запретов (запрет идти куда-то с незнакомым взрослым; соблюдение правил перехода улицы; использование предметов по назначению, понимание непредсказуемости поведения животных и т.п.). Ребенок должен расти смелым, но осторожным. Это даёт ему свободу и гарантию безопасности.
Самосознание и самооценка. В дошкольный период детства на основе оценок окружающих — взрослых и сверстников — у ребенка возникает образ самого себя, своего «Я». Этот процесс сопровождается отделением самого себя и своей деятельности от взрослого, появлением собственных желаний, стремлением к самопознанию.
У ребенка возникает осознание своего места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. В то же время он начинает понимать ограниченность своих возможностей, понимать, что ему еще нужно учиться.
В целом же для дошкольника характерна завышенная самооценка, что несомненно позволяет ему свободно осваивать новые сферы действительности и является, с одной стороны, залогом успешности, а с другой, — служит источником противоречия между желаемым и действительным, обнаруживает необходимость соответствия своей завышенной самооценке, что влечет за собой развитие.
Важнейшей чертой формирующегося самосознания ребенка является чувство собственного достоинства, которое наиболее ярко проявляется в умении соблюдать известную дистанцию между собой и окружающими детьми и взрослыми. Достоинство выступает уже в дошкольном возрасте как ценное качество личности, которое требует поддержки и охраны.
Источник: studfile.net
Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС до
Цель: способствовать дальнейшему обновлению содержания работы по формированию речевой деятельности (развитие культуры речи, навыков общения и самостоятельности, становление нравственных основ личности, социально приемлемого поведения в обществе) как одного из условий успешного интеллектуально-познавательного развития, формирования социально адаптированной личности ребенка.
Публикация «Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи. Правильно организованное обучение и дидактическое общение в каждой возрастной группе позволит успешно овладеть речью, коммуникативными умениями, развить творческие способности ребенка.
«Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации…»- ФГОС ДО 2.4
Образовательные программы, на которых строится весь образовательный процесс в дошкольных учреждениях, имеют в своей основе идеи гуманной, личностно-ориентированной педагогики и психологии. Между тем иногда динамику личностного и речевого развития рассматривают обособленно. Изучение речи вне личности ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера дошкольника. Развитие языковой личности ребенка определяется совокупностью личностных, речевых и лингвистических характеристик. Общим для всех программ является то, что в них специально выделены вопросы, посвященные совершенствованию связной речи детей, созданию благоприятной речевой среды, целенаправленному формированию речевых умений.
Образовательная программа дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, на основе которой разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования нашего детского сада, ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к себе и окружающему миру. Цель педагогического процесса в этой программе определяется как развитие устной речи ребенка как универсального средства общения с окружающими людьми. Развитие речи ребенка предполагает овладение им речевой деятельностью в единстве всех ее компонентов. Центральной задачей является развитие связной речи, остальные помогают совершенствовать связную речь.
Задачи по возрастам
Младший возраст : освоение разговорной речи.
К концу 4-го года жизни дети должны уметь понимать обращенную речь с опорой на наглядность и без нее, быть активными участниками разговора, адекватно выражать свои мысли, чувства, переживания. Дети должны освоить не только рассказывание о значимых для них событиях, но и пересказ знакомых сказок по вопросам воспитателя. В программе предлагается учить детей строить высказывания из двух-трех предложений, сложные предложения (сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами, устанавливать совместно со взрослым порядок событий в тексте, словесно оценивать поступки героев произведения.
Средний возраст – развитие инициативности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение монологам.
Старший возраст – работа над нарастанием контекстности и выразительности речи, развитие творческой речевой деятельности, индивидуальных способностей, воспитание интереса к речи как особому объекту познания.
На данном этапе на первый план выдвигается развитие связной монологической речи. Авторы программы акцентируют внимание педагогов на специфике работы по обучению составлению описательных и сюжетных рассказов, придумыванию сказок, пересказыванию литературных произведений.
В программе «Детство» отличительной особенностью является содержательное определение речевых умений в разных видах деятельности. Описание конкретных языковых средств применительно к разным видам деятельности согласуется с коммуникативно-деятельностным подходом к речи. Авторы включают речь не только в коммуникативную, но и всякую другую деятельность (интеллектуальную, практическую). Поэтому особенно важным становится определение того, с помощью каких речевых умений и навыков возможно совершенствование мыслительной и практической деятельности ребенка, успешное овладение им сложно-организованной формой речевого высказывания.
Важным и необходимым условием для развития монологической речи является общение, предполагающее установление педагогом доверительных, партнерских форм сотрудничества, ориентированных на развитие личности ребенка.
Формирование речевых умений рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития базисных характеристик личности ребенка (компетентности, креативности, инициативности, произвольности, самостоятельности). Особое внимание обращается на создание условий для проявления творческой активности детей : при конструировании литературных образцов в пересказах, синтезе вербальной и невербальной выразительности в игре-драматизации, преобразовании текстов в самостоятельно составленных сказках.
Особое внимание заслуживает Программа
развития речи детей дошкольного возраста О. С. Ушаковой. Данная программа подготовлена на основе научно-исследовательской работы в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Сохина Ф. А. и О. С. Ушаковой.
С учетом позиций многих ученых в программе реализован принципиально новый подход: комплексное решение на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетика, лексика, грамматика). Особое внимание обращается на формирование представлений о структуре разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение, обучение умению использовать разнообразные средства внутритекстовой связи, произвольный отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. В программе определена последовательность работы по развитию связной речи: обучение называнию предмета; выделение признаков, действий; составление совместного описания, затем повествования, рассуждения; придумывание творческих рассказов, сказок.
Решение каждой задачи усложняется на каждом возрастном этапе. В связной речи – это связывание предложений в высказывания; в словаре – работа над смысловой стороной слова; в грамматике – формирование языковых обобщений; в звуковой культуре речи – интонационное выделение.
Теоретический фундамент программы (представления о закономерностях речевого развития дошкольников раскрыты в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича) можно передать в следующих положениях:
— речь ребенка развивается в процессе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
— язык и речь представляют своеобразный узел, в который сплетаются разные линии психического развития – развитие мышления, воображения, памяти, эмоций;
— ведущим направлением в обучении родному языку можно считать формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
— ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение языковыми навыками – фонетическими, грамматическими, лексическими, но и в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми (как становление коммуникативных способностей). Поэтому существенной задачей речевого воспитания является не только формирование культуры речи, но и общения.
Главное, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел их гибко применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Необходимо помнить, что индивидуальные различия в уровне речевого развития детей одного возраста могут быть достаточно велики.
В программе нашли отражение три основных направления психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников :
• структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);
• функциональное (развитие связной речи, речевого общения);
• когнитивное (осознание языковых и речевых явлений).
Общеизвестно, что дети и без специального обучения с самого раннего возраста создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение.
В программе реализуется идея многоаспектности и полифункциональности речевого развития и воспитания. Так, развитие речи органически связано с умственным воспитанием, поскольку у человека речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Речевое воспитание тесно связано с художественной деятельностью, т. е. с эстетическим воспитанием. Владение выразительными средствами родного языка формируется при ознакомлении с фольклорными и литературными произведениями.
Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка.
Несмотря на большой интерес психологов, лингвистов и педагогов к проблеме речевого общения и коммуникативной компетентности, она в настоящее время мало разработана и слабо представлена в практике современного дошкольного образования.
Психолого-педагогические исследования переориентированы на живую речевую деятельность во всех ее проявлениях; в них рассматриваются важные стороны языковой способности, проблемно-речевых ситуаций детей дошкольного возраста. Большая роль в речевом общении отводится самой речи. «Будучи средством выражения, речь является вместе с тем и средством воздействия. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей» (С. Л. Рубинштейн).
Ребенку необходимо иметь возможность выразить свои эмоции, чувства словом – образным, емким, точным. При этом воспитание культуры общения дошкольников не должно сводиться только к обучению способам и средствам взаимодействия, необходимо помнить, что главное – сформировать умение общаться со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни.
Речевые умения – это прежде всего умение логично выстраивать высказывания, употреблять лексику, грамматические обороты, интонацию.
Коммуникативные – владение вербальной памятью, умение включаться в разговор, держать диалог, эмоционально откликаться на речь собеседника.
Особое внимание необходимо уделить воспитанию у старших дошкольников навыков культуры общения, социально приемлемого поведения в обществе, более глубоко познакомить с нормами и правилами речевого этикета, научить дошкольников пользоваться ими в зависимости от ситуации. В связи с этим важно не просто научить детей эффективному общению, но и организовать повседневную жизнь таким образом, чтобы каждый ребенок усваивал нормы речевого поведения, осознанно используя те речевые средства, которые необходимы в конкретной ситуации общения. Система занятий позволит организовать целенаправленную работу по ознакомлению старших дошкольников с нормами речевого этикета по трем направлениям: общение, речевой этикет, техника речи. Такой подход позволит осуществлять углубленную целенаправленную работу по воспитанию у дошкольников осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей и будет способствовать развитию чувства коммуникативной целесообразности высказывания, будут активизированы потенциальные возможности детей в совершенствовании устной речи, овладении невербальными средствами общения.
А. Арушанова. Диалогическое общение детей : обучение и самонаучение. Ж. Дошкольное воспитание № 5, 2013
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.
И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
Н. Захарюта. Современный подход к развитию творческой личности.
Ж. Дошкольное воспитание №3 2006
Развитие речи и творчества дошкольников /под ред. О. С. Ушаковой. / — М. : ТЦ Сфера, 2002
Т. А. Ткаченко. Речь и логика: Учебно-методическо6е пособие. — М. : Эксмо, 2006
О. С. Ушакова. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. -М. : ВЛАДОС, 2010
О. С. Ушакова. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М., 2001
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155
Публикации по теме:
Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения Цель: формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие.
Организация внутреннего контроля в учреждении дошкольного образования в условиях переходного периода введения ФГОС до «Организация внутреннего контроля в учреждении дошкольного образования в условиях переходного периода введения ФГОС ДО» Контроль — специфический.
Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС: теория и практика «Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС теория и практика» В нашем мире постоянно.
Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в условиях реализации ФГОС Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Антошка» Доклад «Методы и приемы,.
Опыт работы «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников» На современном этапе развития общества в образовании происходит изменение целевых установок: от знаний, умений как предпосылок результативных.
Консультация педагога-психолога для педагогов «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с ЗПР» Консультация педагога-психолога по формированию социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с ЗПР для педагогов ДОУ. Как показывает.
Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО. Преемственность дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО. Тема преемственности между дошкольным и начальным общим.
Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС» «Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких.
Развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством групповой работы в начальных классах в условиях ФГОС «Развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством продуктивной групповой работы в начальных классах в условиях ФГОС» Слайд.
Источник: www.maam.ru