Раздел: «Физическое развитие».
В отличие от программ «Детство» и «Радуга» программа «Истоки» уделяет внимание воспитанию и развитию детей младенческого возраста (от рождения до 1 года). Содержание программы ориентировано на детей раннего (от 1 года до 3 лет) и дошкольного (младший — 3-5; старший — 5-7) возраста.[1]
Программа имеет четкую структуру — каждое направление (ведущая деятельность, социальное, познавательное, эстетическое, физическое) представлено в двух блоках: базис (характеристика возрастных возможностей психического развития, задачи развития, показатели развития, базисные характеристики личности) и вариант его реализации (раздел «Содержание и условия педагогической работы»).[3,18]
В программе представлены два раздела: «Физическое развитие» и «Здоровье».
v упражнения общеразвивающего воздействия (движение го
v ловы, положение и движение рук, ног, туловища);
v упражнения в основных движениях (ходьба, бег, лазание, прыжки, катание, бросание и ловля);
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста — Теплова А.Б. / Воспитатели России
v подвижные игры и игровые упражнения;
v спортивные игры (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис);
v ритмичные движения (танцевальные);[3,19]
v упражнения в организационных действиях (построения, перестроения, нахождение места, повороты);
v упражнения в передвижении с техническими средствами (катание на санках, лыжах, велосипеде, на роликовых коньках, самокатах);
v упражнения для освоения движений в водной среде.[3,19]
Предлагается примерный двигательный режим для детей каждого возраста.
Также в разделе «Физическое развитие» определены показатели развития дошкольников, позволяющие судить об особенностях психофизического развития детей, в частности эмоциональном состоянии и поведении, показатели физического, функционального развития и физической подготовленности.[1,17]
В разделе «Здоровье» отражены современные представления о здоровье ребенка. Здоровье рассматривается и как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода развития ребенка. В этом разделе характеризуются режим дня, организация сна и питания, гигиенические условия и закаливающие процедуры, культурно-гигенические навыки. Для детей старшего дошкольного возраста представлена характеристика их психического здоровья, также раскрываются условия, способствующие укреплению психического здоровья детей и основные причины детских стрессовых состояний.[20,84]
Кроме этого, в разделе уделяется внимание охране жизни и здоровья детей, поэтому выделен подраздел «Безопасность», в котором перечисляются правила организации жизни детей в ДОУ и семье, перечень правил поведения, с которыми нужно познакомить детей (поведение на улице, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми, правила обращения с живой и неживой природой и т.д.).[3,20]
Таким образом, программа «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.
Источник: studbooks.net
Презентация на тему Программа Истоки
ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА ИМЕЕТ РЯД ВЕДУЩИХ БАЗИСНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, СОСТАВЛЯЮЩИХ НЕПОВТОРИМУЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ТОГО ИЛИ ИНОГО ЧЕЛОВЕКА. АВТОРЫ ПРОГРАММЫ ВЫДЕЛЯЮТ РЯД КОМПОНЕНТОВ. Компетентность. Включает в себя ряд аспектов: интеллектуальный (сформированность интеллектуальных операций, умение выбирать необходимую информацию, овладение обобщенными, а затем универсальными способами действия), языковой
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1 ПРОГРАММА «ИСТОКИ»
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ — НАУЧНЫЕ СОТРУДНИКИ ЦЕНТРА «ДОШКОЛЬНОЕ
ДЕТСТВО» ИМ. А.В. ЗАПОРОЖЦА. НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ — КАНДИДАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК: Л.А. ПАРАМОНОВА, СЛ. НОВОСЕЛОВА, Л. Ф. ОБУХОВА, Т.Н.
АЛИЕВА И ДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК К.В. ТАРАСОВА. В ПРОГРАММЕ «ИСТОКИ» РЕБЕНОК ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ФИГУРОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ФОРМИРОВАНИЕ У НЕГО УНИВЕРСАЛЬНЫХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДО УРОВНЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ И ТРЕБОВАНИЯМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ ВСЕХ ДЕТЕЙ РАВНОГО СТАРТА РАЗВИТИЯ, СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ИХ ЗДОРОВЬЯ. СОЗДАВАЯ ПРОГРАММУ, АВТОРЫ ОПИРАЛИСЬ НА РАБОТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ: Л.С.
ВЫГОТСКОГО, А.Н. ЛЕОНТЬЕВА, Д.Б. ЭЛЬКОНИНА, А.В. ЗАПОРОЖЦА, Н.Я. ГАЛЬПЕРИНА И ДР., РАЗВИВАЛИ ИДЕИ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ, СОЗДАВШИХ НАУЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Слайд 2 ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА ИМЕЕТ РЯД ВЕДУЩИХ БАЗИСНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, СОСТАВЛЯЮЩИХ
НЕПОВТОРИМУЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ТОГО ИЛИ ИНОГО ЧЕЛОВЕКА. АВТОРЫ ПРОГРАММЫ ВЫДЕЛЯЮТ
РЯД КОМПОНЕНТОВ.
Компетентность. Включает в себя ряд аспектов: интеллектуальный (сформированность интеллектуальных
операций, умение выбирать необходимую информацию, овладение обобщенными, а затем универсальными способами действия), языковой (свободное выражение своих намерений, пояснение смысла действий с помощью языковых и невербальных средств в соответствии с принятыми речевыми канонами фонетики, семантики, грамматики и общечеловеческими способами выразительности речи), социальный (способность выбрать адекватную форму поведения, осознание своих возможностей, уважение желания других, умение включиться в совместную деятельность, умение управлять своим поведением и способами общения), физического развития (овладение различными видами движений, соответствующими возрасту, умение реагировать на изменения окружающей обстановки).
Слайд 3 Креативность. Способность к творческому решению проблем, возникающих в
различных ситуациях, готовность к созданию нового продукта, отличающегося оригинальностью,
вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Инициативность. Проявляется в разных видах деятельности, общении, игре,
экспериментировании. Ребенок умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, проявляя любознательность, изобретательность.
Самостоятельность и ответственность. Самостоятельность — своеобразная форма активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка и обеспечивающая инициативную постановку и решение разного рода задач, возникающих в жизни и деятельности. Ответственность за свои действия проявляется в ситуации выбора между «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо», «хочу» и «должен».
Слайд 4 Произвольность. Умение управлять своим поведением в соответствии с
определенными представлениями, правилами, нормами. Обдуманные действия преобладают над импульсивными,
ребенок действует на основе внутренних побуждений — данного слова, обещания.
Свобода
поведения и безопасность. Свобода поведения рассматривается как овладение способами ограничения сферы своей деятельности, воспитание в ребенке чувства меры, осторожности и предусмотрительности. Безопасность поведения требует соблюдения социально-детерминированных правил и запретов.
Самосознание и самоконтроль. Самосознание — образ своего «я» возникает у ребенка в период детства на основе оценок окружающих, сопровождается проявлением самого себя и своей деятельности, отличной от взрослого. Ребенок начинает понимать ограниченность своих возможностей и необходимость учиться. Чувство собственного достоинства является важной чертой формирующегося самосознания ребенка.
Слайд 5 БАЗИСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СКЛАДЫВАЮТСЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НЕ ОДНОВРЕМЕННО
И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ИЗМЕНЕНИИ И РАЗВИТИИ. НА КАЖДОМ
ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ ИМЕЮТ СВОЕ СОДЕРЖАНИЕ. ЗНАЯ БАЗИСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ, ПСИХОЛОГ ДОУ
МОЖЕТ СОЗДАВАТЬ КОРРЕКЦИОННЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ КАК ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ, ТАК И ДЛЯ ЗАНЯТИЙ В ГРУППАХ.
Источник: mypreza.com
Характеристика и анализ программы «Истоки».
Программа развития ребенка-дошкольника была разработана по заказу Московского комитета образования центром «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца в 1997 г. Название программы — «Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
Изображенный символ — источник — означает, что ребенок и взрослый оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.
Теоретической основой программы являются фундаментальные положения классиков отечественной психологии Выготского, Леонтьева,. Эльконина, Запорожца). Цель программы — разностороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет.
В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа (стадии) детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.
В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий — младенческий возраст (от рождения до 1 года) и ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство, также состоящее из двух стадий — младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). В каждом психологическом возрасте есть главная задача — генетическая задача развития. Генетическая задача возраста предопределяет тип ведущей деятельности, в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают новые виды деятельности. В программе каждый психологический возраст начинается с характеристики ведущей деятельности.
Источник: studopedia.net