Бег, как и ходьба, относится к циклическим движениям, где цикл движения включает двойной шаг. Но в беге, вместо периода двойной опоры в ходьбе, имеется период полета. Цикл движения в беге выглядит следующим образом: период переноса маховой ноги (левой) и период опоры толчковой ноги (правой) совпадают по времени, затем наступает период полета, далее период переноса маховой ноги (правой) и период опоры толчковой ноги (левой), затем опять период полета.
В беге, как и в ходьбе, необходима хорошая координация движений рук и ног (согласованные перекрестные движения), так как встречные перекрестные движения осей таза и плеч позволяют сохранить равновесие и противодействуют боковому развороту тела бегуна. Для бега весьма важны правильная осанка и целесообразная, в зависимости от вида бега, постановка ноги на опору. При беге повышаются требования к ритмичности движений, динамическому равновесию. Чем выше скорость бега, тем выше значение мышечных усилий, быстроты, амплитуды движений.
Знания о физической культуре. Легкая атлетика.
Особенности бега у детей 2–3 лет
Бег как вид движения появляется у детей на втором году жизни. Сначала это просто ускоренная ходьба, затем образуется фаза полета, которая на третьем году жизни (первая младшая группа) появляется почти у всех дошкольников.
Для 2,5–3–летнего ребенка бег более привычное движение, чем ходьба: дети охотнее бегают, чем ходят. Мышцы опорно–двигательного аппарата слабы, это влияет на особенность их бега.
Для ребенка этого возраста характерны во время бега:
- небольшой полёт;
- мелкие, семенящие, неравномерные шаги;
- незначительная скорость;
- плохая координация движения;
- согнутые в коленях ноги;
- тяжелая постановка ноги всей стопой на землю;
- отсутствие ритмичности в движениях,
- значительное разведение рук в стороны, или прижатие рук к туловищу, или опущение рук внизу.
Трудным для детей является коллективный бег
Положительные тенденции в навыках бега — по сравнению с ходьбой согласованность движений рук и ног при беге выражена значительно лучше.
Упражнения для формирования навыка бега
Чтобы дети данного возраста лучше освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами. Используют следующие виды бега:
- произвольный по залу;
- с ленточками;
- стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику и т.д.;
- возить за собой машины, каталки, коляски;
Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге.
Многие упражнения основаны на имитациях:
- «Самолеты»;
- «Лошадки» и т.д.
Можно предлагать интересные игровые задания типа:
- «Добежать до дерева»;
- «Обежать пенек» и др.
Методические рекомендации по обучению технике бега
При обучении бегу большое значение имеет пример педагога, поэтому он должен участвовать в играх и выполнять бег вместе с детьми. При необходимости бежит впереди детей, увлекая их за собой.
Как определить предрасположенность в беге
Широко используется игровой образ. В играх малыши могут бегать непрерывно в течение 30–40 с. Не рекомендуется давать детям задание бегать поочередно. Когда движение выполняют одновременно все, в него включается каждый ребенок.
Педагогу необходимо помнить, что в данном возрасте бег одного ребенка мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе. Такая ситуация требует от педагога большого внимания и контроля, чтобы дети, сохраняя направление бега не наталкивались друг на друга.
На данном этапе важно научить детей:
- бегать в определенном направлении, не наталкиваясь друг на друга;
- использовать все пространство зала или площадки;
- реагировать на сигнал и указания педагога.
Особенности бега у детей 3–4 лет
В возрасте 3–4 лет дети еще сохраняют особенности бега детей первой младшей группы. Под влиянием упражнений у детей 3–4 лет в беге:
- улучшается координация движений рук и ног;
- совершенствуются полетность и ритмичность;
- появляются навыки коллективного бега;
- появляется осознанность: не терять направление и не наталкиваться друг на друга.
Упражнения для формирования навыка бега
К упражнениям добавляется бег:
- в колоне по одному;
- друг за другом по кругу;
- змейкой между предметами;
- между двумя линиями;
- меняя направление;
- широким шагом;
- семенящим шагом;
- по диагонали;
- чередовать бег с ходьбой;
- бег врассыпную с ловлей и т.п.
Широко используется игры, такие как:
- «Кошка и мышки»;
- «Догони – догони»;
- «Воробушки и автомобиль»;
- «Птички» и т.д.
Методические рекомендации по обучению технике бега
В этом возрасте детей еще не обучают определенным способам бега. Главным остается формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями других, не сталкиваться во время встречного бега, не наталкиваться на предметы, обегать их.
Так же необходимо научить детей координировать движения рук и ног в разных видах бега, энергичному движению согнутыми в локтях руками во время бега, вырабатывать умение бежать в равномерном темпе, оббегать расставленные на полу предметы (кубики, коробочки, камешки и т. д.).
Как и в первой младшей группе при обучении бегу значение имеет пример педагога. Поэтому педагог продолжает выполнять задание вместе с детьми, при этом обращая их внимание на легкость бега, координацию движений.
Широко применяются игровые упражнения, имитация, зрительные ориентиры, музыкальное сопровождение. Ведущим является метод показа сопровождающийся словесным методом.
Особенности бега у детей 4–5 лет
Бег в средней группе у подавляющего большинства детей устанавливается. Количество недостатков, фиксируемых в беге, у детей 4–5 лет значительно уменьшается. Наблюдаются:
- боковые колебания туловища;
- дополнительные движения головой;
- чрезмерный наклон корпуса и головы вперед.
- у некоторых детей, по–прежнему, постановка ноги на всю стопу и далеко от средней линии;
- в результате недостаточной гибкости стопы и малой силы мускулатуры ног отталкивание в беге несильное, ноги слабо выносятся вперед, полет небольшой, скорость невысокая;
- движения рук малоактивны и не помогают стремительности бега;
- трудности в коллективном беге.
Положительные тенденции в навыках бега состоят в том, что у детей развивается хорошая координация движений, появляется ритмичность, становится возможным сочетание и чередование бега с другими видами движения, значительно улучшается пространственная ориентировка.
Упражнения для формирования навыка бега
В возрасте 4-5 лет детей начинают обучать определенным способам бега. Специальные упражнения, используемые при обучении бегу, направлены на решение двух задач: развитие прямолинейности бега и навыка поднимания бедра. Для обучения прямолинейности бега используется бег «по коридору» (ширина 50 см).
Подъему бедра способствует бег с преодолением препятствий (начерченные линии, положенные на пол веревки, невысокие предметы, барьерчики). Постепенно дети учатся выполнять быстрый бег, 2–3 раза пробегая 10 м с небольшими перерывами. В этой группе каждый ребенок может быть ведущим в колонне и выполнять непрерывный бег в течение 1,5 мин.
Детям 4–5 лет доступны такие виды бега, как:
- бег в спокойном темпе;
- скоростной бег;
- бег с препятствиями;
- бег со сменой темпа;
- бег с изменениями направлений (челночный бег);
- бег парами.
При обучении элементам техники бега применяются:
- бег с высоким подниманием бедра;
- с «захлестыванием голени назад»;
- семенящий бег;
- бег прыжками;
- бег широким шагом и др.
Во время бега в колонне так же усложняются задания: обегать поставленные в ряд предметы поворотами вправо и влево, не отбегая далеко в стороны от предметов. Широко используется бег в подвижных играх.
Методические рекомендации по обучению технике бега
В средней группе по мере освоения бега повышаются требования к его технике. Особое внимание педагог должен обращать на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега. Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.
Педагог следит, чтобы при беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. Следует напомнить о том, что у детей при беге в колонне должны быть несколько больше согнуты ноги в коленях, нога ставится на переднюю часть столы, руки помогают сохранению равновесия. При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары. Из методов используются как наглядный, так и словесный. Вводится специальная терминология.
Особенности бега у детей 5–6 лет
В 5 лет дети овладевают техникой бега, хотя в деталях им не удается достичь достаточной четкости, многие элементы техники бега еще не отработаны и ограничивают его экономичность и эффективность.
В беге частично наблюдаются те же особенности, что и у детей 4–5 лет, при этом навыки бега более совершенны, а именно:
- сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения;
- наблюдается прямолинейность;
- отмечается возрастающая равномерность и стремительность, что связано с увеличением силы отталкивания и длины шага;
- значительно изменяется скорость бега;
- при беге используют все пространство зала или площадки;
- неплохо ориентируются в коллективном беге и т.д.
Ближе к 6–ти годам дети овладевают доступной им техникой бега. Бегут легко, ритмично, равномерно, с хорошей координацией движений, соблюдением направления.
Упражнения для формирования навыка бега
Упражнения в беге для детей старшей группы усложняются. К уже разученным видам бега добавляется бег:
- на носках короткими и частыми беговыми шагами;
- широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями руками;
- в сочетании с подлезанием, перепрыгиванием, прыжком вверх;
- вверх и вниз по доске, положенной наклонно;
- наперегонки (вдвоем – втроем);
- бег с прокатыванием обруча по земле толчками ладони;
- бег со скакалкой, вращая ее вперед и т. д.
Большое значение для совершенствования навыка бега у дошкольников имеют подвижные игры с ловлей и убеганием, бегом наперегонки, с соревнованием в быстроте и ловкости в эстафетных играх, где дети могут проявить свои скоростные способности.
Целесообразно использовать длительный медленный бег на воздухе, включая его в игры и чередуя с преодолением некоторых препятствий (пройти по бревну, подлезть под веревкой, вбежать на горку и сбежать с нее).
В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости, для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20–30 м или повторяют 3–4 раза быстрый бег на10 м.
Методические рекомендации по обучению технике бега
При обучении бегу детей старшего возраста педагог уже меньше показывает сам, больше объясняет, обращает внимание на тех, кто хорошо выполняет бег (бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега) и может служить примером.
Особое внимание обращается на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стоп. Последовательность игровых упражнений включает также отработку активного подъема бедра вперед–вверх, прямолинейности передвижения. Важная роль отводится темпу выполнения бега. Дети соревнуется в беге на скорость на дистанции 20–30 м. В подвижных играх непрерывность бега доводится до 2 мин.
В старшем дошкольном возрасте бег служит основным средством развития выносливости и скоростно–силовых качеств ребенка.
Особенности бега у детей 6–7 лет
Бег у детей данной возрастной группы достаточно правилен и красив. Поза при беге непринужденная, голова приподнята, плечи почти не разворачиваются, движения рук и ног хорошо согласованны. Движения в процессе бега становятся легкими, ритмичными, хорошо выражен полет, движения рук и ног согласованы. Стопа ставится эластичным перекатом с пятки на носок. Дети уже способны выполнять разные виды бега, применяя различную его технику.
Упражнения в беге для детей старшей группы усложняются. Используются все виды бега и беговых упражнений. Дистанция бега на скорость увеличивается до 30–35 метров. Педагог добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно.
Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Педагогу следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.
Список литературы:
- Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов пед. ин–тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология»/ А. В. Кенеман, Д.В.Хухлаева – изд. 2–е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978. – 272 с.
- Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду 3–е изд., перераб/ Т. И. Осокина Т.И. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с.
- Осокина, Т.И. Физические упражнения для дошкольников / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. – Издание 2–е, дополненное. – Москва: Просвещение, 1971. – 159 с.
- Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
- Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учеб. для пед. уч–щ по спец. 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» и 2002 «Дошк. воспитание» / Д. В. Хухлаева. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с
- Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Н. Шебеко. – Минск: «Вышэйшая школа», 2010. – 288 .
Источник: znanio.ru
Методика обучения детей разных возрастных групп бегу
методическая разработка по физкультуре на тему
Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.
Скачать:
![]() |
36.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения детей разных возрастных групп бегу.
БЕГ — циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.
Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.
— бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы;
— бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу;
— бег между предметами, с предметами — обручем, скакалкой и др.;
— бег на ограниченной площади;
— челночный бег, развивающий координацию движений, ориентировку в пространстве;
— бег наперегонки; врассыпную;
— с увертыванием и ловлей.
Различные виды бега воспитывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспитывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП БЕГУ
Особенности выполнения движения детьми
Педагогические требования при обучении движению
Младший дошкольный возраст
Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег
— Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками;
— Учить детей бегать в определенном направлении;
— Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки;
— Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом
— Обращать внимание на осанку детей во время бега;
— Длительность бега в младших группах составляет 30 – 40 с;
— Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают;
— Обращать внимание на легкость бега, координацию движений;
— Учить бегу целесообразно небольшими группами;
— Бег сочетать с отдыхом;
— Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других – при беге стайкой в указанном направлении
Средний дошкольный возраст
Трудности в беге группой.
Некоторые дети по прежнему наступают на всю стопу
— Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками;
— Учить детей бегать в определенном направлении;
— Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки;
— Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом
— Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега;
— По мере освоения бега повышаются требования к его технике
Старший дошкольный возраст
Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения
— Воспитывать выносливость, ловкость, внимание;
— Создавать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями
— Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др.;
— Добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2 – 3 мин.;
— Увеличивается беговая дистанция;
— Дети соревнуются в беге на скорость (20 –30 м);
— Более продолжительным становится бег в медленном темпе (1,5 – 2 мин)
Чтобы дети МЛАДШИХ ГРУПП лучше освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами . Вначале они бегают так, как хотят, особенно интересно им бегать с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге. Воспитатель наблюдает за детьми, по мере необходимости предлагает, например, малоподвижному ребенку пробежать до дерева, с ярким платочком в руках, а ребенку, долго бегающему с машиной, нагрузить ее песком, мелкими камешками, листьями.
Самое простое задание — бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь не наталкиваться друг на друга.
При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя . Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми , обращая их внимание на легкость бега, координацию движений . Использует при этом игровой образ , например, бегите, как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ.
Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног.
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по мере освоения бега повышаются требования к его технике . Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега , энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега . Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.
В беге на скорость дети должны быстро начать движение по сигналу, бежать энергично, целеустремленно, смотреть вперед не отвлекаясь. Воспитатель следит, чтобы при беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. С этой целью предлагает пробежать по узкой дорожке, доске шириной 30-20 см.
Во время бега в колонне так же усложняются задания: обегать поставленные в ряд предметы поворотами вправо и влево, не отбегая далеко в стороны от предметов. Следует напомнить о том, что в этом беге несколько больше согнуты ноги в коленях, нога ставится на переднюю часть столы, руки помогают сохранению равновесия.
При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары.
Увеличиваются скорость и продолжительность бега , совершенствуются ловкость, быстрота, выносливость . Бег широким шагом уже требует больших мышечных усилий для энергичного отталкивания, хорошего полета и активных движений рук. При условии частого использования бега во всех формах работы применяется бег на отрезках 40—б0 м, чередуя его со спокойной ходьбой.
Широко используется бег в подвижных играх.
Упражнения в беге для детей СТАРШЕЙ ГРУППЫ усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно : на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Педагог поощряет детей, умеющих применять соответствующие заданию виды бега , и во всех случаях положительно оценивает легкий свободный бег с естественными движениями рук.
Для того чтобы не снижался интерес к бегу , детям старших групп следует предлагать дополнительные задания при беге в среднем темпе: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, сменить ведущего, выполнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары, чередовать бег с другими движениями — ходьбой, перелезанием, прыжками и др.
Также в среднем темпе выполняется бег по пересеченной местности . Дистанция такого бега типа кросса для детей 6 лет находится в пределах до 150-200 м. По возможности включаются препятствия, которые дети должны преодолеть на бегу: подлезть, перепрыгнуть, ловко обежать.
В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости , для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на10 м.
С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от б0 до100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе — до 1,5-2 минуты. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.
Источник: nsportal.ru
Методика обучения бегу в разных возрастных группах
Обычный бег. В дошкольном возрасте нужно научить детей:
1) туловище и голову слегка наклонять, смотреть вперед;
2) согласовывать движения рук и ног: правую руку выносить вперед в направлении к плечу одновременно с левой ногой и, наоборот, левую руку — с правой ногой;
3) бежать легко, ставя ногу с пятки с перекатом на всю ступню и переходом на носок;
4) сохранять направление бега.
У детей двух лет бег характеризуется добавочными движениями и сильными боковыми раскачиваниями туловища, мелким, семенящим шагом, полусогнутым положением ног с повернутыми внутрь стопами; тяжелой постановкой ног всей стопой на землю, шарканьем ногами; широким разведением рук, напряженностью плечевого пояса; неравномерностью шагов; слабым отталкиванием от почвы; неумением сохранять направление движения; небольшой скоростью; отсутствием ритмичности, неэкономичностью движения; недостаточной ловкостью (дети наталкиваются друг на друга, на предметы). В три года улучшается согласованность движения рук и ног; увеличивается полетность. Во время бега длина шага и быстрота передвижения увеличиваются благодаря более энергичному отталкиванию от земли.С возрастом у детей увеличивается длина шага (до 85-90 см), а темп бега становится менее частым (в среднем 168-178 шагов в минуту). Скорость бега постепенно возрастает.
Обычный бег лучше проводить на участке, в лесу, где имеется мягкий грунт.
При обучении бегу, большое внимание уделяется выносу голени маховой ноги вперед, энергичному отталкиванию от почвы, подъему бедра вверх. Для этого дается задание пробегать, с перешагиванием через препятствия высотой 10-15 см (кубики, рейки и др.).
Важно также научить правильному движению руками — вперед-вверх в направлении к плечу. Пальцы кисти при этом согнуты в кулак. После взмаха вперед руки отводятся назад, локтями в стороны. Руки слегка разгибаются в локтях.
Бег на носках используется с третьего года жизни. Дети бегают как на площадке, так и в помещении. Надо следить, чтобы они бежали на носках легко, ногу ставили на переднюю часть стопы, слегка отрываясь от пола. Шаг неширокий, амплитуда движения рук небольшая. Руки часто ставятся на пояс.
Наряду с показом и объяснением воспитатель при обучении пользуется имитацией (бегать бесшумно, как мышки).
Бег с высоким подниманием колен (бедра) используется на четвертом году жизни. Он проводится как на месте, так и с продвижением вперед. При беге на месте дети высоко поднимают колено (поочередно одной и другой ноги), подтягивают его к животу и тут же опускают ногу на носок. Амплитуда движения рук значительна. Обучая этому виду бега, воспитатель наряду с показом и объяснениями применяет имитацию (бегать, как лошадки, бегать по глубокому снегу, по высокой траве и т.д.).
В колонне по одному дети начинают бегать на третьем году жизни. Сначала роль направляющего выполняет воспитатель, потом дети.
Детей учат правилам не обгонять бегущего впереди в колонне по одному и не отставать от него, т.е. соблюдать дистанцию, держась ближе к краям зала (площадки) Приучают всех детей быть направляющими (ведущими) в беге в колонне по одному, находить свое место после ходьбы и бега врассыпную. В дальнейшем дети во время бега (на бегу) делают повороты направо (налево), кругом, перестраиваются в колонну по два, по четыре После того как дети усвоят бег в колонне по одному, их учат бегать в колонне по два (парами) .
Бег змейкой используют на третьем году жизни. Дети бегают между предметами (кегли, кубики), расставленными на одной линии. В старшей группе дети бегают змейкой с одной стороны площадки до другой.
Бег по кругу, держась за руки, дается в младших группах (друг за другом). В средней группе бегают по кругу, держась за веревку (шнур). В старшем возрасте дети бегают, не держась за руки. Используется также бег в двух кругах навстречу друг другу.
Бег врассыпную дается на третьем году жизни. При этом используются зрительные ориентиры: между предметами (кеглями, кубиками), расставленными на полу. Детям объясняют, что, обегая предметы, нельзя задевать за них. В дальнейшем детей приучают бегать без предметов, не наталкиваясь друг на друга, уступать дорогу друг другу, использовать все пространство зала площадки.
Для выполнения бега на месте подается команда «На месте, бегом — марш!».
Бег широким шагом используется с пятого года жизни. При этом беге нога ставится с пятки перекатом на носок, амплитуда движения рук большая. При обучении пользуются показом, объяснениями и зрительными ориентирами (бег через линии, из обруча в обруч, из кружка в кружок, из квадрата в квадрат). Расстояние между линиями с возрастом увеличивается.
Это задание приучает детей к равномерности шагов. Полезно также давать детям задание добежать до какого-то предмета (на расстоянии 10 м), сделав наименьшее количество шагов.
Бег в разном темпе усиливает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, способствует развитию быстроты, ловкости, равновесия.
В младшем возрасте дети бегают врассыпную в индивидуальном темпе. Затем воспитатель бежит впереди колонны и приучает детей бегать в заданном темпе. Время бега постепенно увеличивается, дети учатся бегать в разном темпе.
В младшей группе дети бегают в медленном темпе непрерывно в течение 30-40 с; во второй младшей группе — 50-60 с; в средней группе — 1 — 1,5 мин; в старшей группе — 1,5-2 мин; в подготовительной — 2-3 мин.
В средней группе в среднем темпе дети пробегают 3-4 отрезка по 40-60 м, чередуя бег с ходьбой. В старшей группе могут пробегать со средней скоростью 2-3 отрезка по 60-100 м в чередовании с ходьбой (всего 150-200 м). В подготовительной группе в среднем темпе дети пробегают 2-3 отрезка по 80-100 м, 2-4 отрезка по 100-150 м в чередовании с ходьбой (всего 300 м).
Бег в быстром темпе дается со второй младшей группы, В средней группе дети пробегают это расстояние 2-3 раза с перерывами, в старшей и подготовительной группах — 3-4 раза. Со средней группы дается бег на скорость. Дети должны к концу года пробегать 20 м за 6,0-5,5 с; 30 м за 9,5-8,5 с; в старшей группе — 20 м за 5,5-5,0 с; 30 м за 8,0-7,0 с; в подготовительной группе — 30 м за 7,5-6,5 с.
Челночный бег дается со средней группы. При этом беге развивается не только быстрота, но и ловкость. Дистанция челночного бега 15 м (3 X 5 м). Ребенок бежит в одну сторону до предмета, обегает его, бежит в другом направлении 5 м до другого предмета, обегает его и снова бежит 5 м до первого предмета. В старшей группе общая дистанция для бега 30 м (3 X 10 м), в подготовительной группе 50 м (5 X 10 м).
Начиная с третьего года жизни дается переход от бега к ходьбе, от ходьбы к бегу (чередование ходьбы и бега)
15. Лазание, его разновидности. Содержание и методика обучения в разных группах (исследования М.Ю.Кистяковской, А.Д.Удалой).
ЛАЗАНИЕ— циклическое движение.
Физиологическую основу лазания определяет формирование системы координированной деятельности ребенка. Лазание способствует познанию ребенком окружающей среды. Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма ребенка, а также помогает формированию правильной осанки.
Лазание характеризуется попеременным сокращением и расслаблением мышц, что позволяет восстанавливать энергетические затраты на движение и более длительно проявлять физическое усилие. Упражнения в лазании улучшают координацию движений, способствуют совершенствованию функций дыхания и кровообращения, повышают обмен веществ. Они способствуют развитию крупных групп мышц – туловища, плечевого пояса, рук, ног, развивают гибкость позвоночника. С их помощью воспитывается ловкость, смелость, привычка к высоте.
Ребенок овладевает следующими ВИДАМИ ЛАЗАНИЯ: подлезание, перелезание, пролезание, ползание на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастической скамейке), лазание по вертикальной (гимнастической) стенке, стремянке, веревочной лесенке, канату и шесту.
При ПОЛЗАНИИ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ, которое ребенок осваивает на 8—9-м месяце жизни, так же как и при лазании, укрепляются мышцы спины, брюшного пресса и конечностей. Кроме того, благодаря опоре на четыре конечности при ползании происходит разгрузка позвоночника, что очень важно в период роста ребенка.
В ползании дети используют различные СПОСОБЫ. Сначала дети ползают на животе, а затем на четвереньках, опираясь на ладони и колени. Некоторые малыши ставят вперед сразу обе руки, опираются на них и в это время передвигают ноги. Другие передвигают попеременно вперед руки и ноги. В обоих случаях дети могут опираться на ступни и ладони либо на колени и ладони.
У многих детей получается ползание на животе.
Постепенно взрослый усложняет упражнения — вводит ползание по доске при горизонтальном и наклонном ее положении, затем по скамейке, бревну.
Помимо этого, дети упражняются в проползании под воротца, стул, в подлезании под шнур, воротца, переползании через бревно, скамейки.
В старших группах ползание чаще всего включается в комплекс упражнений или в подвижные игры в сочетании с другими движениями – ходьбой, прыжками, бегом. Ползание на четвереньках часто сочетается с подползанием под шнур, ветку.
Вначале проносится голова, затем поочередно руки и ноги. Ребенок, не умея рассчитывать высоту препятствия, подползает так же, как ползает, т.е. не прогибает спину, и поэтому часто задевает шнур, разгибается слишком рано.
Воспитатель учитывая полученные при этом ощущения прикосновения, стимулирует появление правильного навыка. Предлагает нагнуться пониже. Учит подползать правым и левым боком, двигаться приставными шагами: передвигать под шнуром правую руку и ногу, прогнуться, перенести голову и после этого приставить левую руку и ногу, оказавшись таким образом по другую сторону шнура.
Через более высокие препятствия (бревно, дерево, скамейку) ребенку приходиться перелезать. Это движение также выполняется несколькими способами: прямо, переставив за препятствие сначала обе руки, потом обе ноги, боком, перенеся поочередно правую руку и ногу, и затем присоединить к ним левую руку и ногу. При перелезании левым боком первыми перенесутся левая рука и левая нога.
Особенностью упражнения в ползании является то, что они выполняются почти без показа движений воспитателем, на которого не рассчитаны пособия. Ползание непременно должно сочетаться с выпрямлением, протягиванием, прыжком вверх. В целях выпрямления позвоночника после этих упражнений детям предлагается подбросить и поймать мяч, поднять высоко флажок и т. п.
Ползание чаще проводится фронтальным или поточным способом организации при одновременном активном участии всех или большинства детей группы. При выполнении упражнения в ползании на коленях не рекомендуется включать элемент соревнования, так как дети, торопясь к цели, не рассчитывают своих движений и могут повредить коленную чашечку.
Когда ребенок становится достаточно самостоятельным, ему предлагаются упражнения в ЛАЗАНИИ ПО НАКЛОННОЙ И ВЕРТИКАЛЬНОЙ ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ЛЕСЕНКЕ высотой1 м.
В лазании и слезании с лесенки имеется кратковременная повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу. Непрерывность повторения циклов при лазании определяется высотой гимнастической стенки (от 1 до2 м).
Лазанье выполняется в смешанном виде с опорой на ноги и хватом рук. Лазание осуществляется посредством поочередного движения рук и ног с опорой каждой ноги на рейки лестницы и задержкой обеих ног на них.
Для упражнения используются лестницы, расположенные горизонтально, наклонно или вертикально. Расположение пособия требует и соответствующего положения туловища.
По горизонтальным и наклонным лестницам лазают, опираясь на перекладины и параллельные брусья(если, лестница шириной 40 см.), по вертикальным лестницам опора осуществляется только на перекладины.
Исследования, проведенные М. Ю. Кистяковской и З.С. Уваровой, свидетельствуют, что лазание формируется на втором году жизни ребенка. Малышам удобнее лазать по лесенке-стремянке, находясь в наклонном положении, при котором меньше мышечные усилия, легче удается сохранять равновесие при переносе рук, возможен зрительный контроль над движениями.
На лестницу дети влезают гораздо быстрее и увереннее, чем слезают, хотя при этом нужны значительные усилия для поднимания веса собственного тела. При слезании мышечное напряжение меньше, но требуется большая смелость, решительность, определенные представления, так как ребенок еще не может увидеть, куда поставить ногу, а должен чувствовать, ощупать опору.
На начальных этапах освоения дети лазают приставным шагом. Они берутся последовательно обеими руками за одну перекладину, встают на перекладину одной ногой и подтягивают к ней другую. Таким образом, на одной перекладине одновременно оказываются обе руки, на другой – обе ноги. Также приставным шагом они и спускаются, только темп движения становится более медленным.
Постепенно у ребенка появляется цикличность в движениях влезания, уточняется направление и амплитуда движений рук и ног. Сначала это регулируется зрительным анализатором, в дальнейшем — кинестетическим.
В процессе многократных упражнений постепенно в лазанье (вначале при влезании) приставной шагзаменяется сперва смешанным, а затем чередующимся, т.е. на каждой перекладине находится одна рука или нога. Такое движение выполняется одноименным и разноименным способами. При первом способе движение начинают, например, левая нога и левая рука, затем активно действуют правая нога и правая рука. Если ребенок использует разноименный способ, то вначале он действует правой ногой и левой рукой, чередуя с движениями левой ногой и правой рукой.
При обучении чередующийся шаг удается сформировать только у 20% двухлетних детей, у 60% трехлетних детей при лазании по наклонной лесенке иу 40% детей трех лет при лазании по вертикальной лесенке.
По данным А.Д. Удалой, в пятилетнем возрасте чередующийся шаг появляется у ребенка спонтанно, без обучения. Максимальное количество детей, пользующихся этим шагом, наблюдается в возрасте 6—6,5 лет. Однако до 7,5 лет 40% мальчиков и 47% девочек применяют смешанный с преобладанием приставного шага при влезании и особенно при слезании с лестницы.
Перекрестная координация движений рук и ног при этом не выявляется. Наибольший прирост скорости при лазание наблюдается в 5—5,5 лет, причем мальчики лазают быстрее, достигая максимума в 7—7,5 лет.
При систематическом обучении дети старшей и подготовительной групп лазают быстро и ритмично с выполнением дополнительных заданий (влезть на трибуну и перешагнуть на другой ее пролет, достичь площадки на трибуне и поднять флажок, забраться на самый верх трибуны с разбега — игры «Обезьянки и охотники», «Ловишки с лентами» и др.).
Эти упражнения во всех возрастных группах должны непременно проходить под непосредственным постоянным наблюдением воспитателя.
Детям старшего возраста доступно ЛАЗАНИЕ ПО ШЕСТУ И КАНАТУ. Это также циклическое движение.
Вначале ребенок, стоя вплотную к канату (шесту), совершает хват руками, поднятыми вверх, затем виснет на прямых руках, подтягивает согнутые в коленях ноги и упирается стопами о канат (шест).
Затем ребенок выпрямляет ноги, тело подается вверх, руки одновременно сгибаются в локтях.
Только после этого совершается перехват каната (шеста) выше головы поочередно каждой рукой. Этим заканчивается цикл при влезании.
Лазание по шесту
Такая же последовательность, только в обратном порядке, сохраняется при слезании. Съезжание с каната или шеста вниз не допускается (учитывается легкая ранимость рук и ног ребенка при трении).
Сначала дети обучаются качаться на канате и шесте, имеющих незакрепленный нижний конец, затем учатся влезать на неподвижный, закрепленный в землю шест. Воспитатель должен удержать кистями своих рук стопы ребенка, чтобы они не соскальзывали. После этого дети осваивают лазанье по канату.
Результаты исследований показали, что время влезания (при систематическом обучении) на высоту в 2,5 — 3 м по шесту (канату) у детей старших групп колеблется в пределах 1 — 1,5 мин.
Дети 7 лет, особенно мальчики, влезают на канат и шест и слезают с них несколько раз подряд (2—4 раза).
Ежедневное упражнение в лазании обеспечивает ребенку необходимый жизненный навык и воспитывает координацию движений. В процессе лазания воспитываются необходимые волевые качества: смелость, решительность, сообразительность.
Для этого рекомендуется в групповых комнатах устанавливать гимнастические лестницы хотя бы в один пролет, а на участке — трибуны с вышками, заборчики, стойки с канатами и шестами.
Детям-дошкольникам не рекомендуется долго виснуть на руках: это вызывает длительное статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок, утомляет нервную систему. Однако непродолжительные висы на турниках разной высоты, гимнастической стенке могут использоваться, начиная с пятилетнего возраста, но не дольше 1—1,5 с, и чередоваться с опорой тела на ноги.
Такие упражнения укрепляют мышечную систему плечевого пояса и способствуют формированию правильной осанки.
16. Прыжки. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.
Источник: megaobuchalka.ru