В каком виде представлены результаты освоения программы

«Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья).Проектирование данного раздела ООП ДО должно дать ответы на следующие вопросы:

К каким результатам образования (развития) детей мы хотим прийти?
Что для этого нужно сделать?
Чем при этом необходимо руководствоваться?
Что необходимо учитывать?

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности. Модель и методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Солнцевой.- СПб.: «Детство-Пресс», 2015, 180 с.

Как зачесть результаты освоения образовательной программы, пройденной в другой организации?

Где посмотреть?
Где прочитать?

Солнцева О.В., Семенова Л.И., Сабурова С.А.Проектирование планируемых результатов социально-коммуникативного развития детей в образовательной программе дошкольного образования // Конференция ИМЦ Фрунзенского района «Воспитание и здоровая личность. Системообразующие компоненты развития личности обучающихся в русле образовательной реформы», 28 января 2016.

Проектирование образовательной программы дошкольного образования является актуальной задачей для дошкольных образовательных организаций. В рамках проектирования образовательной программы важным этапом является уточнение планируемых результатов дошкольного образования, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом. Уточнение планируемых результатов отражает направленность современного дошкольного образования на индивидуализацию развития ребенка, выстраивание индивидуальных траекторий его развития.Определяя необходимость уточнения планируемых результатов дошкольного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования не предписывает конкретного пути, который позволяет произвести данное действие. Соответственно, одной из целей опытно-экспериментальной работы является поиск алгоритма уточнения планируемых результатов дошкольного образования.

Основой алгоритма уточнения планируемых результатов дошкольного образования может являться деятельностный подход как основополагающий принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Реализация в программе деятельностного подхода находит свое выражение в ориентации образовательного содержания на развитие субъектных проявлений ребенка в разных видах деятельности. При этом образовательные области основной образовательной программы выступают как сферы развития ребенка, внутри которых идет развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Следовательно, знания, умения и навыки в содержании образовательных областей образовательной программы дошкольного образования должны быть заложены с ориентацией на формирование у ребенка компетенций как характеристик его личности, которые проявляют себя через результаты деятельности ребенка.

Рабочие программы как структурный элемент основной образовательной программы»

Анализ опыта проектирования основных образовательных программ общего образования показывает, что проектирование планируемых (образовательных) результатов идет по пути выделения диагностируемых и не диагностируемых результатов освоения образовательных программ. Для дошкольной ступени общего образования функция обратной связи является ведущей и единственной при проектировании планируемых результатов.

Данная функция обеспечивает индивидуализацию дошкольного образования, позволяет оценивать эффективность образовательного процесса. При этом планируемые результаты дошкольного образования не являются основанием для оценки достижений ребенка.

В тоже время они выступают как основа для проведения педагогической диагностики, которая позволяет оценивать качества образовательного процесса в детском саду и осуществлять своевременную корректировку способов его реализации.Конкретизированный планируемый результат может выступать как деятельностная характеристика ребенка – его компетенция, под которой понимается способность ребенка решать задачи образовательной деятельности. В содержательной характеристике компетенций проявляются индивидуальные различия детей (способности к решению задач образовательной деятельности). Компетенции имеют несколько ступеней проявления, которые выступают не как уровневые характеристики, а как проявления индивидуальных различий. Основания для выстраивания ступеней – это нарастание проявлений ребенком самостоятельности, инициативности и творчества. В компетенциях важно отразить как способность ребенка к решению задач в рамках индивидуальной деятельности, так и в сотрудничестве со сверстниками, основанном на следовании социальных нормам.При выявлении компетенций важно отделять готовность ребенка к решению задач образовательной деятельности от результатов общего развития ребенка, которые не всегда являются результатами образовательной деятельности и не могут быть предметом педагогической диагностики.

Алгоритм проектирования планируемых результатов (компетенций) может быть слудующим:

1.Определение критериев оценки достижений детей на основе наиболее значимых задач, которые ребенок решает в деятельности при реализации соответствующей образовательной области.

2.Конкретизация критериев в соответствии с возрастной нормой освоения деятельности при реализации соответствующей образовательной области.

Читайте также:
Как найти программу на ipad

3.Уточнение критериев и формулирование индикаторов на основе этапов освоения ребенком действия: этап поддержки действия взрослым, этап самостоятельности, этап инициативности и творчества.

Рассмотрим планируемые результаты дошкольного образования на примере образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В рамках первого шага необходимо было определить критерии оценки достижений детей.

Ребенок соблюдает основные правила культуры поведения в детском саду.

Ребенок проявляет интерес к сотрудничеству и взаимодействию, стремится установить взаимодействие и налаживать контакты со сверстниками и взрослыми в детском саду.

В рамках второго шага необходимо осуществить конкретизацию критерия в соответствии с возрастной нормой освоения деятельности при реализации соответствующей образовательной области. Рассмотрим данный шаг на примере выделенных критериев.

Критерий: «Ребенок соблюдает основные правила культуры поведения в детском саду».Конкретизация в соответствии с возрастной нормой развития:Младшая группа (3-4 года). В знакомых ситуациях ребенок соблюдает основные правила культуры поведения в детском саду.Средняя группа (4-5 лет). Ребенок соблюдает основные правила культуры поведения в детском саду и стремится к одобряемому взрослыми поведению.Старшая и подготовительная группа (5-7 лет). Ребенок выполняет основные нормы и правила культуры поведения в детском саду, может объяснить последствия поступков, стремится исправить нарушения в поведении.

Критерий «Ребенок проявляет интерес к сотрудничеству и взаимодействию, стремится установить взаимодействие и налаживать контакты со сверстниками и взрослыми в детском саду».Конкретизация в соответствии с возрастной нормой развития:Младшая группа (3-4 года). При помощи взрослого ребенок принимает участие в контактах и действиях со сверстниками, испытывает интерес к действиям сверстников.

Принимает участие в практической и игровой деятельности со взрослыми.Средняя группа (4-5 лет). В некоторых ситуациях ребенок становится инициатором общения со сверстниками, в основном во время игр. Общение со взрослыми становится ведущей потребностью. Взрослый выступает в качестве источника знаний.Старшая и подготовительная группа (5-7 лет).

Ребенок умеет договариваться, слушает и понимает партнеров по общению. Стремится к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, к достижению общей цели.

Третий шаг уточнения планируемых результатов заключается в формулировании индикаторов на основе этапов освоения ребенком действия: этап поддержки деятельности взрослым, этап самостоятельности, этап инициативности и творчества.

Приведем пример к критерию «Ребенок умеет договариваться, слушает и понимает партнеров по общению. Стремится к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, к достижению общей цели» (старшая и подготовительная группа).

Этап поддержки деятельности взрослым. Общение со взрослыми проявляется у ребенка как потребность в доброжелательном внимании. Потребность в общении со сверстниками явно не проявляется или требуется участие взрослого в установлении контактов со сверстниками. Ребенок нарушает правила в играх, не ориентируется на интересы других детей.

Этап самостоятельности. Ребенок стремится к общению, пытается договориться со взрослым. Стремится к сотрудничеству со сверстниками в личных интересах, может поставить цель, построить простую последовательность действий для ее достижения. Стремится соблюдать нормы и правила культуры общения.

Этап инициативности. Ребенок проявляет стремление к общению, инициативно договаривается об общих делах со сверстниками и взрослыми. Стремится к сотрудничеству со сверстниками, к достижению общей цели, строит логическую последовательность действий для ее достижения. Знает и соблюдает нормы и правила культуры общения.

Дальнейшее использование планируемых результатов в педагогической диагностике позволяет педагогу определять возможности ребёнка по каждому критерию в интервале от 1 до 12. Интервал может быть большим и меньшим, при этом количество индикаторов основано на удобстве и простоте использования Числовые значения сопровождаются описанием индикаторов-проявлений, которые педагог может наблюдать у ребёнка на протяжении младенчества, раннего возраста и дошкольного детства (от двух месяцев до 8 лет).

Условно представленные индикаторы можно разделить на четыре группы:
— 1-3 балла – I группа индикаторов отражает возможности ребёнка в младенчестве и раннем возрасте;

— 4-6 баллов – II группа, в которую включены индикаторы, отражающие возможности ребёнка младшего дошкольного возраста;

— 7-9 баллов – III группа, в которой раскрываются уровень индикаторы, отражающие возможности ребёнка среднего дошкольного возраста;

— 10-12 баллов – IV группа индикаторов отражает возможности ребёнка старшего дошкольного возраста.

Закрепление указанных проявлений за возрастной нормой является условным и предназначено, прежде всего, для определения отправной точки развития ребёнка при освоении образовательной программы и оценке динамики развития как показателя качества образовательного процесса. Каждое из проявлений, которое находит отражение в соответствующем индикаторе, может рассматриваться как индивидуальная возрастная норма, которая не требует активного вмешательства со стороны взрослых. Но может выступать и как проблема, которая служит основанием для индивидуализации педагогического процесса. Таким образом, планируемые результаты выступают как инструмент оценки качества образовательного процесса и его своевременной коррекции.

Читайте также:
Как настроить все программы на телевизоре

Источник: opdo-fgosdo.ru

Разбираемся в основных параметрах программ по ФОС: личностные, метапредметные и предметные результаты обучения

Образовательная деятельность — процесс целенаправленный. Каждое направление подготовки призвано научить студента определенным умениям, предоставив «теоретическую», научную пищу для ума и развив в них соответствующие компетенции. Притом набор дисциплин в рамках образовательно программы и каждого этапа обучения предполагает обретением учащимся определенных результатов. Сегодня мы расскажем о видах развиваемых и обретаемых учащимися компетенций.

Разбираемся в основных параметрах программ по ФОС: личностные, метапредметные и предметные результаты обучения

Образовательная деятельность — процесс целенаправленный. Каждое направление подготовки призвано научить студента определенным умениям, предоставив «теоретическую», научную пищу для ума и развив в них соответствующие компетенции. Притом набор дисциплин в рамках образовательно программы и каждого этапа обучения предполагает обретением учащимся определенных результатов. Сегодня мы расскажем о видах развиваемых и обретаемых учащимися компетенций.

Что такое результаты обучения?

Обучение в любом образовательном заведении нацелено не просто на развитие индивида, но и обретение им конкретных знаний и навыков, которые в общей сложности объединяют в такую категорию, как «результаты обучения» или (как принято выражаться в системе профессионального образования) компетенции.

Под данной категорией принято понимать определенный набор теоретических, научно-исследовательских и практических достижений индивида с учетом действующего учебного плана. То есть становление и развитие подопечного предусмотрено не просто образовательной программой в целом, но и каждым включенным в нее отдельно стоящим предметом. Притом изучение каждой дисциплины может иметь различные цели, но все они так или иначе будут связаны с обучением, воспитанием, обретением конкретных навыков, необходимых для качественной повседневной (простой) и профессиональный жизни.

Что призван оценить ФОС?

Результаты обучения в школе, колледже или вузе модно представить в виде конечного итога постижения каждого отдельно стоящего предмета и комплекса дисциплин (например, по семестрам, триместрам, этапам программы и пр.) в целом. То есть это то, чему научился подопечный.

Результаты обучения утверждаются в рамках общей образовательной программы (п осваиваемой специальности в целом), а также в отношении каждого включенного в ее состав предмета. Данный параметр при проектировании траектории обучения студентов является прогнозируемым и ожидаемым и подлежит по мере освоения намеченного плана программы обязательной оценке.

Виды результатов обучения в рамках образовательных программ и предметов

Результаты обучения – это общая категория описывающая набор знаний и умений, развиваемых в процессе постижения новых границ теоретического, научного и практического плана. Характер и особенности данной категории напрямую зависит от особенностей специальности или «уклона класса»: если доминирует теория, то и компетенции будут соответствующими.

Виды результатов обучения студентов

В образовательной нише принято выделять три основные группы результатов обучения в рамках каждой постигаемой дисциплины и программы: предметные, метапредметные и личностные. Давайте разбираться в каждой из них.

Сущность и особенности предметных результатов обучения

Под предметными компетенциями принято понимать те знания и умения, которые были развиты в рамках определенной дисциплины. То есть это специфические научные, практические, исследовательские границы, свойственные определенной области, но в узких масштабах – отдельно стоящей дисциплины, ее раздела.

Миссия предметных компетенций – развить минимально доступный и необходимый спектр знаний, представлений и умений по наиболее важным для индивида (или будущего квалифицированного специалиста) сторонам. Данная категория компетенция является оригинальной для каждой науки и осваиваемого дисциплина, а набор результатов ее постижении зависит от направления подготовки, осваиваемой ступени образования и пр.

Постижение предметных полномочий происходит на поэтапной основе по принципу «от простого к сложному», что вполне логично и обоснованно. Согласитесь, бессмысленно первокласснику объяснять правила теории вероятности или матстатистики, если он не имеет даже минимальных знаний об арифметике.

Нужна помощь преподавателя?

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, программ воспитания и социализации, с одной стороны, и системы оценки результатов – с другой.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Читайте также:
Программа которая заменяет символы

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

1.2.2. Структура планируемых результатов

Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использованиеисключительно неперсонифицированнойинформации.

2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.

Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к каждому учебному предмету: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», . «Иностранный язык (второй)», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника. Критериями отбора результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данном уровне и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми обучающихся.

Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, составляющих зону ближайшего развития большинства обучающихся, – с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания цели данного блока не отрабатываются со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения планируемых результатов ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Соответствующая группа результатов в тексте выделена курсивом.

Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится». Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнем достижений и выявить динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru