1. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – С.243 – 275.
2. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С.237 – 274.
3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. /Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Академия, 1997. – 383 с.
4. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. сред. проф. учеб заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 448 с.
Задание 1. Познакомьтесь с методикой изучения частей речи в начальной школе по учебнику М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.Н. Светловской, с. 243-270 (файл прилагается). Ответьте на вопросы для самоконтроля.
Предлоги в русском языке. Что такое предлоги?
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте лингвистические основы методики работы над частями речи:
— Как осуществляется распределение слов по частям речи?
— С каких сторон изучаются имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальной школе?
— Как распределяется материал о частях речи по классам? Каковы особенности его изучения в каждом классе?
— Назовите одну из ведущих задач изучения частей речи в начальных классах.
2. Раскройте систему изучения имен существительных во 2-4 классах: задачи, последовательность работы.
Какова методика изучения рода, числа, склонения имен существительных?
3. Расскажите о системе изучения имен прилагательных:
— какие признаки имен прилагательных изучаются в начальной школе?
— в какой последовательности материал распределяется по классам?
— какова методика изучения рода, числа и падежных окончаний имен прилагательных?
4. Раскройте систему изучения глагола как части речи: задачи, последовательность распределения учебного материала. Изложите методику изучения таких категорий глагола, как неопределенная форма глагола, число, время, лицо, личные окончания глаголов.
5. Раскройте методику работы над предлогами, местоимениями и наречиями в начальных классах (распределение материала по классам, виды упражнений, связь с орфографией). Материал по этому вопросу смотрите ниже.
Задание 2. Проанализируйте Примерную образовательную программу начального общего образования. Каковы результаты освоения детьми раздела «Морфология»?
Задание 3. Проанализируйте Примерную программу по русскому языку для начальной школы? Какие виды и способы деятельности формируются у обучающихся при изучении раздела «Морфология»?
Задание 4. Разработайте фрагмент урока русского языка, посвященный изучению морфологического материала (тип урока: урок изучения нового; тема – по Вашему выбору). Подготовьтесь к защите фрагмента урока по следующему плану:
Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно? | Русский язык TutorOnline
1) Тема урока, класс, учебник.
3) Какие грамматические понятия вводятся на уроке?
4) Какой языковой материал (слова, предложения, текст и т.п.) использовался для организации наблюдения учащихся над морфологическими единицами?
6) С какими признаками морфологического понятия дети знакомятся?
7) Какие виды упражнений для закрепления будут целесообразны?
Методика работы над предлогами, местоимениями и наречиями
Предлоги. Согласно программе работа над предлогами проводится во всех классах начальной школы, однако в качестве самостоятельной темы предлоги не изучаются.
Во 2 классе основная задача сводится к развитию у детей умения выделять предлог как слово из потока речи и писать его отдельно от других слов.
В 3 классе предлоги сопоставляются с приставками в целях закрепления навыка раздельного написания предлогов и слитного написания приставок.
В 4 классе при изучении падежей имен существительных дети узнают, с какими падежами употребляются некоторые из предлогов, а также учащиеся знакомятся с раздельным написанием предлогов с личными местоимениями.
Первоначальное изучение предлогов имеет две основные задачи:
1) формирование навыка раздельного написания предлогов со следующим словом, графически правильное их начертание,
2) усвоение детьми роли предлогов в предложении.
Местоимение. Необходимость изучения местоимений в начальных классах диктуется тем, что в речевой практике дети широко используют все формы местоимений и вместе с тем довольно часто допускают ошибки, например: с «им», у «их» и др. Помимо всего, употребление местоимений в речи — вопрос стилистики, устраняя повтор одного и того же слова, мы пользуемся местоимениями.
Содержание сообщаемых сведений о местоимениях и их значениях можно выразить в такой таблице:
Тот, кто сообщает или спрашивает — Я
Я и другие | — МЫ |
Тот, к кому обращаются с речью | — ТЫ |
Ты и другие | — ВЫ |
Тот, о ком говорят | — ОН (ОНА, ОНО) |
Все, о ком говорят | — ОНИ |
Чтобы дети научились узнавать местоимения 1-, 2- и 3-го лица, необходимо проводить систематические упражнения. Дополнительно к упражнениям учебника по теме «Местоимение» можно рекомендовать и такие:
1. Списать, заменяя выделенные существительные местоимениями.
2. Выписать местоимения 3-го лица с предлогами и без них.
3. Списать и подчеркнуть местоимения.
4. При списывании вместо точек вписать местоимения в нужной форме.
Наречие. С наречиями учащиеся знакомятся практически в процессе анализа текстов учебника и составления своих высказываний. Уровень знаний о данной части речи не проверяется.
В начальных классах следует обратить внимание лишь на три грамматических признака наречий: неизменяемость, примыкание к глаголу и вопросы (как? где? куда? откуда? когда?). Первостепенная задача этой работы — вооружить детей умением распознавать среди известных им категорий слов (частей речи) наиболее употребительные, часто встречающиеся наречия:
1) наречия на -о: хорошо, тепло, темно и т.д.
2) наречия сегодня, завтра, вчера, прежде, вдали и др.
Второй задачей является формирование первоначальных навыков правописания наречий с суффиксами -о, -а (близко, внимательно, справа, издалека и др.).
Развитие речи — третья задача, не менее важная, чем первые две. Знакомство с наречиями происходит в процессе работы над отдельными грамматико-орфографическими темами, например:
1. В процессе выполнения упражнений на выявление связи слов в предложении, при выписывании пар взаимосвязанных слов:
отдыхали как? весело, пришел откуда? издалека.
2. При работе с синонимами:
весело — забавно, громко — оглушительно.
3. При работе с антонимами: хорошо — плохо, близко — далеко.
Лексические упражнения желательно связывать и с тренировкой в написании различных орфограмм:
— безударных гласных тяжело — легко, темно — светло;
— непроизносимых согласных рано — поздно, весело — грустно;
— звонких и глухих согласных высоко — низко, далеко — близко.
Источник: poisk-ru.ru
Предлог изучается в 1-4 классах.
1 класс — без введения термина «предлог». Задачи: научить распознавать и выделять предлог (без термина) как самостоятельное слово. Способ проверки: если 2 разных слова, то между ними можно вставить ещё одно слово.
2 класс – вводится термин «предлог». Учащиеся усваивают, что:
— слова на, за, у, с – это предлоги;
— предлоги служат для связи слов в предложении;
— предлоги пишутся раздельно с другими словами;
— предлоги пишутся всегда одинаково, их написание нужно запомнить!
3 класс. В теме «Состав слова» уч-ся учатся распознавать приставку и предлог (способ проверки – 1 класс). В теме «Части речи» уч-ся усваивают, что предлог – это особая часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
4 класс (отдельной темы нет). Роль предлогов в распознавании падежей. Правописание предлогов с местоимениями.
Местоимение (4 класс, 5 уроков). Учащиеся усваивают:
— местоимение – это часть речи;
— слова я, ты, вы, мы, он, она и др. – это личные местоимения.
— местоимения отвечают на вопросы кто? что? (как имена сущ.);
-местоимения указывают на предмет, но не называют их (в отличие от сущ.);
— местоимения «работают» в предложениях вместо имён сущ., позволяют избегать в тексте повторов одних и тех же слов;
— в предложениях личные местоимения обычно подлежащие или второстепенные члены;
— местоимения имеют 3 лица и 2 числа. Лицо и число – постоянные признаки.
— местоимения 3 лица ед. ч. изменяются по родам;
— все местоимения склоняются (изменяются по падежам);
— предлоги с местоимениями пишутся раздельно;
— после предлогов в местоимениях 3 лица пишется буква н;
— для выражения вежливости вместо местоимения ты употребляется местоимение Вы (+падежные формы);
Наречие (4 класс, 3 часа). Учащиеся усваивают:
— наречие – неизменяемая часть речи;
— не имеет окончаний;
— отвечает на вопросы как? где? когда? куда? откуда?
— в предложении обычно связано с глаголом.
16. Методика работы над развитием синтаксического строя речи младших школьников. Ознакомление младших школьников с пунктуацией.
Синтаксис -раздел РЯ, в кот.представлены правила граммат.оформления словосоч.и предл.
Пунктуация -система единых правил постановки знаков припенания.
В начальной школе учащиеся знакомятся со знаками конца предложения (. ), запятой между однородными членами предложения, на практическом уровне – оформление обращения на письме.
Пунктуационное правило – особая инструкция, в которой сообщается, при каких условиях ставится или не ставится тот или иной знак препинания.
3 этапа работы над правилом:
1. Подготовительный этап. Знакомство с синтаксической конструкцией, для которой предназначены знаки препинания, понятие предложение, однородные члены предложения, анализ синтаксических явлений, наблюдение над интонацией. 2. Объяснения правила. Объяснение начинается с выводов, к которым пришли учащиеся в процессе наблюдения. Устанавливается норма правила. 3.
Применение правила. Применить правило – это значит увидеть и выделить те синтаксические умения, для оформления которых служит данное Пр.
Методика работы по формированию у младших школьников синтаксических понятий. Существенные признаки предложения:
— выражает законченную мысль; — слова в предложении связаны по смыслу;
— в предложении о ком- либо или о чём-либо говорится (есть главные члены предложения); — предложение имеет интонационную законченность (завершенность).
Введение понятия «предложение»:
1 прием. Сопоставление отдельных слов и предложений. В основе: наблюдение над связью слов в предложении. 2 приём.Выделение предложения из потока речи. В основе – наблюдение над смысловой и интонационной законченностью предложений.
Оформление предложения на письме. Знакомство со знаками препинание конца предложения. Отработка интонации предложения в соответствии со знаками препинания: — наблюдение над изменением интонации в зависимости от знака препинания; — взять одну интонацию, подчеркнуть, выделить нужное слово;
— упражнение в правильном интонировании предложений в связной речи.
Знакомство с грамматической структурой предложения:
— наблюдение над связью слов в предложении (1 класс – пропедевтика, 2 класс – общее знакомство), постановка вопросов от одного слова к другим, распространение предложения с помощью опорных вопросов.
— выделение грамматической основы предложения.
Знакомство с понятиями «подлежащее», «сказуемое». 1-2 класс – пропедевтическая работа. 3 класс – вводятся понятия «главные члены предложения», «подлежащее», «второстепенные члены предложения» (без деления на виды)
Работа над предложениями с однородными членами, 3 подхода:
— логический (от перечисления каких-либо предметов, признаков, действий);
— структурно-синтаксический (члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову);
— интонационный (на основе особой интонации перечисления).
— Предложение с несколькими подлежащими;
— Предложение с несколькими сказуемыми;
— Предложение с несколькими второстепенными членами.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
В каком разделе программы по русскому языку изучаются предлоги
В 3-м классе школьники продолжают изучать темы «Название предметов и действий», «Предлог», узнают, что такое качества предметов, и дают им названия, упражняются в согласовании этих слов с именами существительными, прослеживают изменение окончаний в названиях предметов, учатся правильно употреблять их в речи, обращают внимание на возможность распространять предложение по вопросам и менять формы слов в связи с вопросами. На этом году обучения школьники знакомятся с большим количеством орфографических правил — это обозначение мягкости согласных в середине слова, сочетание шипящих с гласными, употребление разделительного мягкого знака, правописание звонких и глухих согласных на конце слова и др.
В 4-м классе круг грамматических и орфографических тем расширяется. Четвероклассники узнают о подлежащем, сказуемом, знакомятся с понятиями «корень» и «родственные слова», продолжают работать над распознаванием слов, обозначающих предмет, действие, качество, тренируются в их согласовании друг с другом, изучают правописание имен собственных, звонких и глухих согласных в середине слова, безударных гласных.
Решение остальных задач этого этапа неразрывно связано с реализацией предыдущих. Выполняя упражнения (устно или письменно) на словообразование и формообразование, дети уточняют значения слов, которые различаются одним звуком, однокоренных слов, заканчивают предложения, составляют их из слов, которые даны вразбивку, или придуманных ими самими. Кроме специальных упражнений на уроках письма педагог организует речевую практику, создавая условия для общения детей в процессе различных видов деятельности (высказывания в ходе экскурсии, после нее, в связи с наблюдениями, практическими работами, рассматриванием картинок и др.), учит школьников связно отражать на письме полученные впечатления.
В 5—9-м классах изучается элементарный курс практической грамматики. Как уже говорилось ранее, этот учебный предмет отличается от лингвистических дисциплин, во-первых, специальным отбором материала, который осуществляется с учетом его частотности в речи, практической значимости, малой научной дифференцированности, во-вторых, структурой размещения материала в программе (концентризм), в-третьих, особой целевой установкой. Главная цель изучения практической грамматики — поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся за счет осознания ими основных законов языка. Именно на эту цель указывал Л.С. Выготский, когда писал, что «. и грамматика и письмо дают ребенку возможность подняться на высшую ступень в развитии речи».
Источник: pedlib.ru