В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.
Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.
В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.
В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов ( то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.
Финансовое мошенничество (10-11 классы)
В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования.
Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».
По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.
Учебно-методические материалы доступны для скачивания:
2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)
Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся — С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся — Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях
Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации
Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.
5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)
В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.
8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)
Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.
10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)
В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.
10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)
В пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.
10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)
Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.
Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования
В пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.
Материалы учебного курса по финансовой грамотности для обучающихся по основным программам профессионального обучения
В результате изучения курса обучающиеся узнают, как составлять семейный бюджет и осуществлять финансовое планирование в семье, рационально тратить деньги и делать сбережения; в чём суть страховой защиты и принципов функционирования пенсионной системы; что значит правильно пользоваться банковскими кредитами и вкладами; как защититься от финансовых рисков и подготовиться к открытию собственного бизнеса.
Материалы учебного курса по финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов
У воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов в силу сложившихся обстоятельств отсутствуют знания основ финансовой экономики в целом и экономики семьи в частности. Предлагаемый курс призван восполнить этот пробел. Эти материалы позволят им узнать, что составляет финансовое благополучие человека, откуда берутся деньги, как их заработать и рационально потратить; овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов; научиться основам взаимодействия с финансовыми организациями: банками, пенсионными фондами и др.
Источник: www.fingram39.ru
Финансовая грамотность в школе: что? где? когда?
Что изменится в 2022- 2023 учебном году в преподавании финансовой грамотности?
Финансовую грамотность в школе преподают уже не первый год. Если ранее это делалось в основном факультативно или в качестве дисциплин, реализующихся за счет вариативной части учебного плана. Были даже школы, которые объявили данный предмет обязательным для изучения.
Что изменится в 2022- 2023 учебном году? Финансовая грамотность не только не объявлена обязательной, а даже не предусмотрено преподавание ее отдельным предметом. Вопросы финансовой грамотности включат в несколько разных предметов.
Например, в начальной школе элементы финансовой грамотности будут интегрированы в предметы «Математика» и «Окружающий мир», а в основной школе – в предметы «Обществознание», «Математика», «География». Причем надо сказать, что Министерство просвещения несколько раз меняло список предметов с элементами финансовой грамотности. В разных интервью были названы, помимо указанных выше, и «Информатика», и «Русский язык», и «Литература», а в одном из выступлений представителя Министерства Просвещения РФ прозвучало, что практически все предметы должны будут реализовать вопросы финансовой грамотности.
Что же предполагалось в начале по поводу реализации финансовой грамотности в учебном процессе? С 1 по 4 класс включает в себя обучение по следующим направлениям: формирование навыков безопасного поведения в Интернете, в том числе при совершении финансовых операций; анализ доходов и расходов семьи; составление личного финансового плана. Учеников начальной школы будут обучать элементарным правилам финансовой безопасности: как накопить на желаемую вещь (личный финансовый план), на каких детских расходах можно сэкономить, а на каких этого делать не стоит, например, на проезде или на завтраках, и т.д.
Обучение финграмотности с 5 по 9 класс включает в себе обучение по следующим направлениям: оценка рисков предпринимательской деятельности; разбор недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества; расчет цен товаров, стоимости покупок и услуг; расчет налогов для физических лиц и предприятий; критерии качества жизни человека, семьи и финансового благополучия; составление и заполнение простых форм и документов: заявления, обращения, декларации, доверенности, в том числе в электронном виде.
Программа также предполагает обучение тому, как составлять и заполнять распространённые документы и формы — например, заявления, доверенности и декларации. Подобные уроки должны касаться базовых принципов обращения с деньгами и сбережениями: как правильно подходить к покупкам и расставлять приоритеты; как сверять потребности с тратами; как накопить на то, что ты хочешь, и как выгодно продать то, что тебе не нужно. Еще одна «точка приложения» финансовой грамотности — это онлайн-игры: Хоть там и не тратятся большие суммы, но именно там дети могут столкнуться с тем, что их будут провоцировать совершить ненужную покупку или могут обмануть какими-то другими инструментами.
Ученики средней школы будут получать знания о недобросовестных практиках финансовых и лжефинансовых организаций, будут учиться составлять финансовый план семьи, разбираться в банковских продуктах и услугах, а ряд математических задач обретет финансовый контекст.
Декларации декларациями, а как это все реализовать в образовательном процессе в целом и в процессе преподавания отдельных предметов. Учителя и методисты – люди конкретные, им надо знать что, где и когда они должны сделать, чтобы реализовать поставленную перед ними цель. И вот тут возникают уже вопросы.
Каких планируемых результатов в области финансовой грамотности необходимо достичь? Где они прописаны на материале конкретных предметов учебного плана? Какие знания должны получить дети? В какой период обучения по предмету они должны приобрести их? Какие учебники уже имеются для реализации конкретных предметов с учетом элементов финансовой грамотности?
Так в каких же предметах учебного плана будут реализованы элементы финансовой грамотности в каждой конкретной школе?
Второй документ – это основная образовательная программа конкретной школы. В ней содержится вся необходимая информация о реализации элементов финансовой грамотности в школе: общие подходы к реализации каждого предмета учебного плана и его особенности (в нашем случае — интеграция элементов финансовой грамотности), Рабочие программы учебных предметов с элементами финансовой грамотности. Именно в Рабочей программе или приложении к ней (календарно – тематическом планировании) Вы укажете, когда именно ученики будут изучать ту или иную тему с элементами финансовой грамотности, а также где именно они будут это делать – в обычном классе, компьютерном классе, в процессе реализации проектной или исследовательской деятельности, в рамках программы по предмету или в рамках межпредметного курса, модуля и т.д.
Следующий вопрос о методическом сопровождении данных интегрированных курсов: соответствующие учебники, методические пособия, наглядно – дидактические пособия и т.д. Чуть отступим назад и напомним, что уже где-то более шести лет назад разные организации начали выпускать учебники по финансовой грамотности: Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ. Но сейчас и эти издания не единственные на рынке учебников. Кроме того, у Банка России имеется проект онлайн-уроков на финансовые темы, который представлен во всех субъектах страны. Но эти учебники и уроки не интегрированы в учебные предметы, а представляют собой учебники именно по финансовой грамотности.
Поэтому, возвращаясь к вопросу о методическом сопровождении введения элементов финансовой грамотности, надо сказать, что по этим учебникам учатся дети сейчас нельзя, а вот то данные пособия (то или другое) используют учителя – предметники при подготовке к урокам – вот это можно. Выпущены методические материалы, содержащие модули по финансовой грамотности адаптированные к конкретным предметам: обществознанию, математике, географии, окружающему миру и т.д. Скорее всего, вопрос о том, какие именно пособия для этого использовать, решает сам учитель. Кстати, и онлайн –уроки Банка России могут выступить в роли методических материалов при подготовке уроков учителями или подготовке домашнего задания учениками. Тут уже определяет учитель что? где? когда? он будет использовать в образовательном пространстве урока.
Источник: gazeta-pedagogov.ru
«Финансовое мошенничество»
Понимать, что такое мошенничство (и в чём его опасность).Применять правильный порядок действий при столкновении с мошенничеством.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«»Финансовое мошенничество»»
Образовательные результаты
Понимать, что такое мошенничество (в чём его опасность).
Знать некоторые виды мошенничества.
Знать и уметь распознавать приёмы психологического воздействия, используемые мошенниками.
Знать и уметь распознавать признаки мошеннических действий или намеренийй.
Знать и уметь применять правильный порядок действий при столкновении с мошенничеством.
Знать и уметь применять порядок действий при обнаружении кражи (использование злоумышленниками) секретной и личной информации.
Продолжительность урока
Класс и возраст детей
Формат и краткое описание
Образовательные результаты
Необходимые пояснения и дополнительные вопросы
Продолжительность
Педагог: приветствует и
проверяет готовность детей.
Организует распределение по группам, обеспечивает раздаточным материалом.
Дети: проверяют готовность к уроку. Приветствуют преподавателя. Распределяются по группам.
Педагог: Предлагает посмотреть отрывок из известного детского кинофильма «Приключения Буратино» и ответить на вопросы:
— о чём говорит этот отрывок?
— на какие человеческие слабости указывают кот Базилио и лиса Алиса?
— предположите, о чём пойдёт речь на этом занятии?
Как бы вы обозначили тему нашего занятия?
Какова цель нашего занятия?
Дети: Смотрят отрывок из к/ф«Приключения буратино» и предлагают варианты ответов.
Высказывают свои мысли.
Пытаются отвечать, строят предположения.
Определяют тему занятия. Ставят цель занятия.
Тема: Финансовое мошенничество.
Цель учебная: в чём заключается риск финансового мошенничества и как его избежать.
3.Погружение в тему
Понимать, что такое мошенничество (в чём его опасность).
Педагог: Предлагает дать определение понятиям «мошенничество», «финансовое мошенничество».
Ответить на вопрос, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите эти понятия? (используется метод «мозговой штурм»).
Какие виды мошенничества вы знаете?
Дети: Дают определения понятиям на основе имеющихся знаний, личного и социального опыта.
Называют слова – ассоциации к понятиям «мошенничество», «Финансовое мошенничество» (например:обман, шулерство, махинации, вред и др.)
Называют некоторые виды мошенничества: уличные лотореи и розыгрыши, игровые «лохотроны», знахари и целители, интернет – мошенничество, телефонное мошенничество.
Финансовое мошенничество –совешение противоправных действий в сфере денежного обращения путём обмана, злооупотребления доверием и других манипуляций с цель незаконного обогащения
4. Основной этап.
Работа в группах.
Знать навыки рационального поведения в условиях повышения риска финансового мошенничества.
Педагог:Выдать конверты с проблемными ситуациями из жизни для каждой из групп. Объясняет суть задания, ставит учебную задачу. Консультирует и контролирует выполнение работы. Приложение 1 (задания) Три группы.
Инструктаж по выполнени. практической работы.
- внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли: капитан, члены команды.
- выдача раздаточного материала;
- капитан распределяет задание каждому участнику;
- задания выполняются коллективно;
- презентация работы каждой группы;
Приложение 1.
Группа 1 | Ситуация 1. Вы с родителями уехали на курорт. Друзья на Facebook просят Вас о встрече. Вы размещаете очень красивые фотографии всей семьи с подписью : «Увидимся после 2 июля. Мы сейчас все на Кипре!» Прокомментируйте ситуацию. Вопросы 1.Какие исходы возможны? Друзья за Вас порадуются, вы отдохнете, приедете домой и все будет хорошо). Вернувшись домой, обнаружите, что квартира ограблена. 2.Что делать? Ограничьте круг своего общения в в социальных сетях хорошо знакомыми вам людьми. Помните, что ваш аккаунт может быть взломан. Не размещайте в социальных сетях косвенным образом информацию о том, что в вашей квартире длительное время никого не будет. При современных возможностях доступа к различным базам не составит большого труда узнать ваш адрес. 3.Качества потерпевшего, на которые рассчитывает мошенник. (Возможные ответы обучающихся) | Ситуация 2. В Интернете Вам пришло письмо, что Вы выиграли крупную сумму денег, и Вам надо всего лишь прислать подтверждение, что Вы – это ВЫ (фото паспорта). Вам повезло? Вопросы 1.Какие исходы возможны? По копии паспорта мошенники могут оформить кредит или другую финансовую сделку. 2.Что делать? Ни в коем случае не передавайте копии своих паспортов! Не реагируйте на информацию подобного типа! Уходите с «навязчивых» сайтов! 3.Качества потерпевшего, на которые рассчитывает мошенник. (Возможные ответы обучающихся) |
Группа 2 | Ситуация 1. Ваша мама получила по электронной почте письмо, в котором сотрудник какого-то банка на плохом английском языке сообщает потрясающую новость: Смирнова Ирина, Ваша мама, должна получить наследство. В Африке умер ее дальний родственник, одинокий миллионер Джон Смирнов. Его адвокат стал разыскивать родственников и, после долгих поисков, нашел. В результате непродолжительной переписки «наследнице» предложили оплатить «накладные расходы» и ожидать перевода наследства на ее счет. Прокомментируйте, какое развитие ситуации возможно? Вопросы 1.Какие исходы возможны? Конечно, это мошенники! Вряд ли они будут отвечать на звонки и письма, если Смирнова Ирина все же решится уплатить «накладные» расходы. 2. Что делать? Игнорируйте подобные письма! Не вступайте в контакт с мошенниками! Расскажите об этом своим родителям, особенно, если они мало имеют дела с Интернетом. Надо понимать, что «по другую сторону» переписки находятся анонимы, готовые представиться кем угодно, лишь бы заработать на этом. 3.Качества потерпевшего, на которые рассчитывает мошенник. (Возможные ответы обучающихся) | Ситуация 2. ВКонтакте к Вам приходит сообщение: «Привет. Я почти выигрываю в конкурсе «Лучшее фото к 8 марта», меньше процента не хватает! Главный приз – смартфон, почти мой)))! … (Ваше имя), можешь мне помочь? Нужно отправить смс с текстом «фото8» без кавычек на номер ****. Если не тяжело, проголосуй за меня, в долгу не останусь! Конечно, если 1.5 рубля не жалко 😉 Заранее спасибо. » Вопросы 1.Какие исходы возможны? С большой долей вероятности после отправки смс со счета спишется гораздо больше, чем 1,5 руб. (Обычно — 200-300 руб., но предела нет). 2. Что делать? Проверяйте просьбы своих друзей! Уточните у Вашего контакта, отправлял ли он Вам сообщение. ( Возможно, Ваш аккаунт взломан.) Прежде чем отправить смс на короткий номер, узнайте стоимость исходящего смс по данному короткому номеру (для этого есть сайты) 3.Качества потерпевшего, на которые рассчитывает мошенник. (Возможные ответы обучающихся) |
Группа 3 | Ситуация 1. Вы хотели бы немного заработать, чтобы иметь свои карманные деньги. Нашли объявление в Интернете о том, что требуется наборщик текста на ПК с зарплатой – 100 рублей за страницу. Но нужно сделать взнос на тот случай, если Вы не выполните заказ в срок, и заказчик не получит результат. Согласитесь ли Вы на эти условия? Вопросы 1.Какие исходы возможны? Заказчик, скорее всего, исчезнет, как только получит взнос. 2. Что делать? Не доверяйте тем, кто предлагает большие деньги при минимальном вложении труда. Это мошенничество. Никогда при трудоустройстве не соглашайтесь платить за что-либо! Деньги должны платить вам, а не вы! Это непреложное правило! 3.Качества потерпевшего, на которые рассчитывает мошенник. (Возможные ответы обучающихся) | Ситуация 2. Вы получили смс с текстом: http://ru-mms.ru/masha «Я тебя люблю)))». Для просмотра MMS перейдите по ссылке …..(указывается адрес ссылки) Вопросы 1.Какие исходы возможны? При переходе по ссылке возможно установится вирус, рассылающий смс на короткие номера Для подтверждения просмотра MMS могут потребовать отправить смс на короткий номер Возможно, Вам написал кто-то знакомый. 2. Что делать? Не переходите по ссылкам в сообщениям с неизвестных номеров! Не открывайте файлы, пришедшие в MMSот неизвестных отправителей! Вирус может оказаться в сообщении. Посоветуйтесь с родителями и установите на мобильный антивирусную программу. 3.Качества потерпевшего, на которые рассчитывает мошенник. (Возможные ответы обучающихся) |
Приложение 2 Выполните тест 1.Кто такой финансовый мошенник? а) человек, присвивший чужое имущество обманом б) человек, нашедший кошелёк на улице в) человек, выигравший в лотерею 2. Как вы считаете, почему люди становятся жертвами финансовых мошенников? а) Из – за излишней доверчивости б) Из – за желания заработать быстро и много в) Всё выше перечисленное 3. Что необходимо сделать в первую очередь, если вашу банковскую карту украли? а) Забыть о случившемся б) Заблокировать карту в) Открыть новую карту 4. Почему рекомендуется при наборе ПИН – кода в банкомате или POS – терминале прикрывать клавиатуру рукой? а) так довольно сложно подсмотреть или заснять на видео ПИН – код, который вы набираете на клавиатуре банкомата или POS – терминале. б) Если не прикрывать клавиатуру рукой, то ПИН – код не будет считываться в устройстве в) Не знаю, я никогда не прикрываю 5. В социальной сети вам пришло сообщение от лучшего друга с просьбой срочно перевести 1000 рублей на незнакомый номер. Каковы ваши действия? а) Прежде чем перевести деньги, созвонюсь с другом и уточню, действительно ли он прислал мне данное сообщение б) Мне ничего не жалко для друга, обязательно переведу в) Зачем звонить и уточнять, переведу без разговоров, сумма небольшая 6. Вам пришло сообщение на мобильный телефон об ошибочном зачислении 200 руб рублей.
Просят вернуть на указанный номер. Ваши действия. а) Я честный, верну без разговоров б) А почему не было СМС от сотового оператора о зачислении средств? в) Нет, явно деньги мне не поступали, свои отдавать не собираюсь г) Подумаю,но, скорее, верну. Вдруг я попаду в подобную ситуацию? 7. Вам прищло МС с известного сайта с поздравление с выигрышем, так как вы стали тысячным посетителем.
Какая удача! Чтобы получить заветный выигрыш – телефон, необходимо переслать на указанный СМС адрес, копию всех страниц своего паспорта. Как вы поступите? а) Ура, я выиграл новый телефон! Конечно, перешлю копию паспорта б) Копия паспорта нужна, иначе как доказать, что я победитель? Не очень хочется пересылать, но телефон стоит того в) Пересылать копию паспорта не буду.
Просто так новые телефоны никому не раздают. А паспортными данными могут воспользоваться мошенники
Приложение 3 ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ ФИНАНСОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА Защищай личную информацию! Проявляй бдительность при обращении с личными документами и документами родителей (паспортами, водительскими правами, кредитными картами и др.).
Ни в коем случае не сообщай информацию о себе либо о своем финансовом положении тем людям, у которых нет оснований располагать подобной информацией. В особенности это касается номеров кредитных карт и информации о банковских счетах. Помни, что сотрудники банка не будут звонить и спрашивать данные кредитной карты твоих родителей!
Проявляй осмотрительность при выкладывании в сеть личных данных. Ограничь доступ незнакомых людей к информации в социальных сетях, потенциально интересной для мошенников. Не передавай свой паспорт сомнительным лицам, обещающим вознаграждение за его использование.
На тебя может быть оформлен кредит, куплена валюта в больших объемах, оформлен сомнительный перевод денег или получены средства с украденной кредитной карты. Правильно обращайся с кредитной картой! Если ты снимаешь деньги в банкомате, при вводе ПИН-кода нужно прикрывать рукой клавиатуру. Храни ПИН-код отдельно от банковской карты, никому не сообщай свой ПИН-код.
В случае утери кредитной карты, нужно срочно ее блокировать, сообщив в банк. Помни о возможности кибермошенничества! В твоем компьютере должен быть установлена антивирусная программа, чтобы мошенники не могли похитить твои персональные данные. Не сообщай пароль доступа к своему электронному кошельку через интернет; используй надежные пароли.
Простые пароли легко взламываются! Не забывай выходить из своей учетной записи. Не отвечай на электронные сообщения с запросом об изменениях в параметрах защиты. Все финансовые операции, которые ты совершаешь в сети Интернет, должны осуществляться только на защищенных web-сайтах («замочек» или буква s).
Проявляй осторожность при выходе на сайт, где ты собираешься совершить платежную операцию. Перепроверяй адрес сайта — нет ли там лишних слов или букв. Помни о поговорке, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке!
Критически относись к предложениям получения быстрого и необоснованного дохода (например, тебе могут позвонить или прислать смс с неожиданным сообщением о крупном выигрыше или призе, но, чтобы его получить, необходимо перечислить на некий счет небольшую сумму). Не поддавайся на уговоры тех, кто обещает тебе быстрое получение крупной суммы денег, особенно, если перед этим необходимо внести какой-то взнос.
Не участвуй в финансовых пирамидах! Прежде чем принимать участие — собери информацию об этой организации.
Помни о признаках финансовых пирамид: обещание сверхвысокой доходности; требование оплатить вступительный взнос, причем как можно скорее; отсутствие предупреждений о возможных рисках; выплата вознаграждения за привлечение новых вкладчиков; замалчиваются имена руководителей компании и ее реквизиты и др. Никогда не вкладывай заемные деньги! Никогда не вкладывай последние деньги! Защити себя сам от финансового мошенничества — не надейся на государство или полицию!
Источник: kopilkaurokov.ru