В каком классе по программе читают конек горбунок

Используемые технологии (методы): технология использования в обучении игровых методов, частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации), информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: печатные (учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями), аудиовизуальные (презентация), наглядные плоскостные (доска-экран).

Цель урока: создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки

Образовательные (формирование познавательных УУД)

Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок»

Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки

Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки

Развивающие (формирование регулятивных УУД)

Мистификация столетия. О чём написана одна из лучших наших сказок

Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках

Продолжить работу по развитию общего и литературного

Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)

Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание

Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат

Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме

Используемые ЭОР

http :// www . myltya . com /

Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, ноутбуки учеников с подключением к интернету, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс»

Структура урока

Организационный момент – 1 мин.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний – 8 мин.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 10 мин.

Физкультминутка – 1 мин.

Первичное закрепление нового знания – 7 мин.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)– 10 мин.

Домашнее задание – 1 мин.

Рефлексия – 2 мин.

1. Организационный момент – 1 мин.

Приветствие детей, учитель отмечает отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний – 8 мин.

Учитель: Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?

Учитель: Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:

Литературное чтение 4 класс (Урок№8 — Знакомство с разделом. П. П. Ершов «Конёк — горбунок».)

Учитель: Какое из заданий вызвало у вас трудности? Где и почему пришлось задержаться? Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.

Учитель: Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы. Сегодня мы:

определим тип и вид сказки

проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним

ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение

постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся – 10 мин.

Учитель: Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.

1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок

Главный герой

2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках

3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события

Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?

5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?

Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.

Обучающиеся представляют результаты своей работы:

Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. Авторские сказки в устной форме не существуют.

Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор.

У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.

Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события

Учитель: Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова

Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло)

Учитель : Прочитайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?

Обучающиеся отвечают (нет, не связаны, это присказка)

Учитель : А какую роль играет присказка в сказке?

Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.

Учитель : В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними?

Читайте также:
Программа для взлома консоли

Обучающиеся зачитывают часть сказки

Учитель : Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.

С появлением какого животного все начинается в сказке?

С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка»

Учитель : Такое событие в литературе называется завязкой.

Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана?

Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне.

Учитель : Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.

В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте.

Обучающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу

Учитель : Это кульминация.

В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.

Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком.

Учитель : Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки?

Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее

4. Физкультминутка – 1 мин.

Учитель : Время идет, давайте немного подвигаемся, примерно как часики

Все часы идут вот так:

(Наклоняем голову к одному плечу, потом к другому)

Смотри скорей, который час:

Налево – раз, направо – раз,

Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Знаменитая сказка Петра Павловича Ершова, написанная более 170 лет назад, по праву вошла в золотой фонд русской детской литературы. И в наше время дети с удовольствием читают озорную и веселую сказку про Ивана и его верного друга Конька-Горбунка. Сказка впервые была напечатана в 1834 году и с тех пор остается любимым чтением для детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок» 4 класс

— выявить особенности героев сказки.

— познакомить с биографией писателя,

— закрепить умение составлять, а в следствии сопоставлять характеристики героев сказки.

— развитие монологической речи,

— развитие навыка чтения,

— расширить знания о старинных мерах длины (вершок, аршин).

— развитие творческих способностей.

— воспитание эстетического вкуса.

Оборудование: мультимедийный комплекс – презентация; учебник Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч. 1/ Авт. –сотст.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана — Граф, 2006; тетради, ручки (карандаши).

Домашнее задание к уроку: прочитать сказку П.П.Ершова «Конек-горбунок», найти описание главных героев сказки, проиллюстрировать понравившейся эпизод из сказки.

1. Организационный момент

— Ребята, наш урок сегодня посвящен очень известному литературному персонажу. Это волшебный герой одной замечательной литературной сказки. В нескольких городах России этому герою установили памятник. Посмотрите на экран.

— Что же это за герой, которому устанавливают памятники?

— А помните ли вы, кто написал эту сказку?

— Правильно, Петр Павлович Ершов. Кто же он, автор этой замечательной сказки? (Ответы детей)

— Сейчас мы с вами послушаем биографию П.П.Ершова и узнаем кем же был автор.

(выходит заранее подготовленный ученик и рассказывает биографию писателя)

2. Биография П.П.Ершова

— Петр Павлович Ершов родился в феврале 1815 года в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Учился в Петербургском университете. И вот однажды он прочитал сказки А. С. Пушкина. Сказки произвели на него огромное впечатление именно близостью к народному творчеству, — ведь с детских лет он питал к фольклору большой интерес.

Будучи студентом Петербургского университета, написал сказку «Конек – Горбунок», тогда же стал знаменитым. Ему было всего 19 лет. Профессор словесности Плетнёв, высоко оценивший сказку молодого поэта, устроил встречу Пушкина с Ершовым. Пушкин похвалил сказку и вознамерился издать её с иллюстрациями. Сказка П.П.Ершова вместе со сказками А.С.Пушкина вошла в золотой фонд русской литературной стихотворной сказки.

В 1869 году П.П.Ершов умер, но оставил народу сокровище, сказку «Конек-горбунок». Это единственная сказка, которую он написал и которая его прославила.

— Ребята, в своей сказке Ершов использовал многие народные сказочные сюжеты (об Иване-дураке, Сивке-Бурке, Жар-птице), создав на их основе оригинальное произведение.

Всякий раз, читая сказку, она преподает уроки мудрости и нравственности.

3. Актуализация знаний.

— Сегодня мы более подробно познакомимся с известной сказкой Ершова «Конек-горбунок».

— К какому литературному жанру относится это произведение? (сказки)

— А какая это сказка авторская или народная?

— Какого типа бывают народные сказки? (бытовые, волшебные, о животных).

— Приведите примеры бытовых сказок («Каша из топора», «Как мужик гусей делил»)

— Приведите примеры волшебных сказок ( «Царевна лягушка », «Марья Моревна»).

— Приведите примеры сказок о животных ( «Лиса и петух », «Курочка ряба»).

— Давайте найдем черты волшебной сказки в Коньке Горбунке.

— Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», давайте вспомним:

— Кто является героями волшебной сказки?

— Какие задачи у сказок этого вида?

— В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, а события в нём фантастические. Задача этого жанра: показать, что добро побеждает зло.

Читайте также:
Перечень эор к разделам программы по математике для аттестации

— К какому виду относится сказка П.П. Ершова «Конёк-Горбунок», мы узнаем в конце урока.

4. Работа над произведением

Анализ прочитанного (учащиеся читают дома и находят описание главных героев).

— Ребята, в вашем домашнем задании нужно было найти описание героев, сейчас мы проверим как в спрвились с этим заданием.

— Давайте посмотрим кто главный герой сказки?

— Давайте охарктеризуем главного героя. На экране отрывки из сказки, прочитайте и назовите качества Ивана.

  1. “Эхе-хе! Так вот какой
    Наш воришко. Но, постой,
    Я шутить ведь не умею,
    Разом сяду те на шею.
    Вишь какая саранча!”
    И, минуту улуча,
    К кобылице подбегает,
    За волнистый хвост хватает
    И садится на хребёт —
    Только задом наперёд…( ловкий, сообразительный)
  2. А Иван им стал кричать:
    “Стыдно, братья, воровать!
    Хоть Ивана вы умнее,
    Да Иван-то вас честнее:
    Он у вас коней не крал”.( честный, скромный)
  3. Тут он кликнул скакунов
    И пошёл вдоль по столице,
    Сам махая рукавицей,
    И под песню дурака
    Кони пляшут трепака;
    А конек его Горбатко –
    Так и ломится вприсядку…( веселый, жизнерадостный)

— Исходя из характеристики Ивана, можно ли считать его глупым? (Докажите, найдите в тексте)

(Нет, Иван только кажется дураком, берет на себя роль унижаемого, но в речах его много правды, в поступках по отношению к братьям – милосердие).

— Так чем он дурак? (Не ищет выгоды, дурак с точки зрения братьев).

— А сейчас мы с вами немножко отдохнем и побудем в роли Ваньки-встаньки.

Конспект урока по литературному чтению на тему: «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».»

Конспект урока по литературному чтеню 4 класс П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»разработан по требованиям с ФГОС.У учащихся формируется познавательный интерес к литературному чтению.

Павлова Наталья Викторовна

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шеметовская средняя общеобразовательная школа»

Серебряно-Прудского муниципального района Московской области

Конспект урока по литературному чтению на тему:

«П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».»

учитель начальных классов

Павлова Наталья Викторовна

Конспект урока по литературному чтению 4 класс.

ФИО: Павлова Наталья Викторовна

Предмет, класс: литературное чтение, 4 класс

Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».»

Тип урока: закрепление пройденного Используемые технологии:

— технология использования в обучении игровых методов;

— частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация.

создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки

Образовательные

-Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок».

-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.

-Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки.

Развивающие

— Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.

— Продолжить работу по развитию общего и литературного.

— Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

Воспитательные

— Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

— Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.

— Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.

  • Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
  • Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
  • Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Ход урока.
1. Организационный момент . Итак, друзья, внимание, Ведь прозвенел звонок! Садитесь поудобнее – Начнём скорей урок! 2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. Учитель: Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?( Ответы обучающихся). — Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:
Учитель: Какое из заданий вызвало у вас трудности? Где и почему пришлось задержаться? Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки. Учитель: Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.
Сегодня мы: 1. Определим тип и вид сказки. 2. Проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним. 3. Ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Читайте также:
Установка программ автоматическая Android
Вид сказки
Главный герой

Учитель: Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.
1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок.
2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках

Вид сказки
События

3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события

Вид сказки
Завершение события

Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.
4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?
5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?
Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.

Обучающиеся представляют результаты своей работы:
*Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. *Авторские сказки в устной форме не существуют. *Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор. *У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов. *Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события.
Учитель: Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло).
Учитель: (Аудиозапись сказки ). Прослушайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий? Обучающиеся отвечают (нет, не связаны, это присказка).
Учитель: А какую роль играет присказка в сказке?
Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.
Учитель: В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? Обучающиеся зачитывают часть сказки Учитель: Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.

С появлением какого животного все начинается в сказке? С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка.» Учитель: Такое событие в литературе называется завязкой.

— Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне. Учитель: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.
В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. Обучающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу. Учитель: Это кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз.

Приведите примеры. Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком. Учитель: Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем.

Какой жизненный урок мы выносим из сказки? Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее
4. Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл ).
5. Первичное применение нового знания : Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа. 1. Как звали старшего брата? А) Иван Б) Данила В) Гаврила 2. Что взял с собой в караул Иван? А) Краюшку хлеба Б) Вилы и топор В) воду 3. Кого поймал Иван во время своего караула? А) дьявола Б) кобылицу В) Конька – горбунка 4. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал?

А) за хвост Б) за гриву В) за поводья 5. Какого роста был конёк – горбунок? А) 4 вершка Б) 3 вершка В) 2 вершка 6. Сколько коней было у Ивана? А) 5 Б) 2 В) 3 7. Сколько конюхов вели коней к царю? А) 8 Б) 10 В) 6 8. На какую должность взял царь Ивана? А) стрелком Б) воеводой В) конюхом
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах) Группа 1 Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия Группа 2 Составьте коллективное панно «Сказочная поляна» Группа 3 Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться? Обучающиеся выполняют самопроверку, учитель выставляет оценки за урок.
7. Домашнее задание.
Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»

8. Рефлексия
Учитель: -Ребята, скажите, над каким литературным произведением мы сегодня работали? -Как вы думаете, почему сказка никогда не стареет? -Как вы считаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? -Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу.

Самоанализ
Достижения Сложности Предложения

Прикрепите пожалуйста к цветочку недостающий лепесток: если наш урок оказался для вас полезным – лепесток синего цвета, если вы считаете, что урок был неинтересным и ненужным – лепесток черного цвета. Спасибо за урок!

Источник: videouroki.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru