В каком году вышла 1 программа работы детского сада

Анализируя современное состояние организации педагогичес­кого процесса и нормативно-программное обеспечение дошколь­ных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурс в ис­торию.

В 1919 году Наркомпрос РСФСР издает «Инструкцию по ве­дению очага и детского сада» — первый документ, в котором конкретизированы применительно к дошкольному воспитанию основные принципы «Положения о единой трудовой школе», за­ложены основы организации жизни и работы дошкольных уч­реждений как одного из важнейших факторов воспитания детей, раскрепощения женщины и вовлечения ее во все сферы социали­стического строительства. На III (1924) и на IV (1928) съездах по дошкольному воспитанию вопрос о программе для детского сада и принципах ее построения был выделен специальным раз­делом.

В 1928 году был создан проект программы, который обсуждался исследователями в области педагогики и психологии, а также всеми педагогами-практиками. В 1929 году выходит методическое письмо Наркомпроса «О связи дошкольных учреж­дений со школой и о планировании работы». После этого поста­новления начинается работа над созданием «Программы для дошкольных учреждений».

ЭТА МЕЛОДРАМА СМОТРИТСЯ НА ОДНОМ ДЫХАНИИ! «Воспитательница» Все серии

В 1932 году такая программа выхо­дит, она была как руководство при планировании учебно-воспи­тательного процесса. Материал программы распределялся по идам деятельности и по организующим моментам. Объем уме­ний и навыков по каждому разделу деятельности был невелик. В 1934 году была издана «Программа и внутренний распорядок детского сада».

Она отличалась от предыдущей программы по форме расположения материала и была гораздо проще и удобнее по структуре. В 1945 году было разработано руководство дл воспитателей. В 1948 году руководство было переиздано с небольшими изменениями.

Первым документом, обязательным для выполнения, было новое «Руководство для воспитателя детского сада», изданное в 1953 году и переизданное в 1954 году.

Успехи в развитии дошкольной педагогики, детской психоло­гии и различных методик привели к созданию более совершен­ного документа для практики дошкольного воспитания. В 1962 году была утверждена и рекомендована к использованию Мини­стерством просвещения РСФСР «Программа воспитания в детс­ком саду» как основной государственный документ для дошколь­ных работников. С 1962 по 1989 год программа переиздавалась

9 раз. Над программой работали ведущие научно-исследователь­ские институты дошкольного воспитания ЛИН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики.

В 1978 были внесены очередные изменения, и программа по­лучила название Типовой. (Программа была разработана инсти­тутом дошкольного воспитания, академией пед.наук СССР, Уп­равлением по дошкольному воспитанию, Министерством просве­щения РСФСР и центральным дошкольным методическим каби­нетом). В последующие годы программа несколько раз переизда­валась с некоторыми уточнениями, но принцип ее построения оставался прежним.

Создание новой «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (1984 г. под ред. Р.А. Курбатовой и Н.Н.Под-дьякова) 8было обусловлено социальным- развитием общества, достижениями педагогической науки, требованиям «Основных на­правлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

10 минут, чтобы узнать о профессии воспитатель детского сада

Программа разрабатывалась НИИ дошкольного воспи­тания АПН СССР, Министерством просвещения СССР и управ­лением по дошкольному воспитанию. В подготовке этой програм­мы принимали участие Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Р.И. Жу­ковская, В.А.

Запорожец, Т.С. Комарова, Т.М. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пиньевская, Н.П. Сакулина, Ф.А.

Сохин и дру­гие исследователи в области дошкольного воспитания.

На основе «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду». (1984 г.) стали разрабатываться программы в союзных республиках. В РСФСР в 1985 году выходит «Програм­ма воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васи­льевой.

Она предусматривала физическое, умственное, нравствен­ное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольни­ков в соответствии с их возрастными и индивидуальными психо­физиологическими особенностями и подготовке их к обучению в школе. В 1987 году программа была доработана и вышло ее второе издание.

Источник: studopedia.org

24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.

-роль вос-ля сводилась главным образом к организации обстановки;

-выбор занятий должен исходить от самих детей;

-расписание занятий недопустимо, детям нельзя давать никаких образцов.

В 1921 г. выходит «Инструкция по ведению детского сада». Ведущим компонентом было физическое воспитание. Не нашло должного отражения умственное воспитание, не было выделено как самостоятельный раздел и рассматривалось как часть трудового воспитания. Была попытка сформулировать средства, методы воспитания. Особенно большой упор был сделан на игру.

Читайте также:
Отзывы о программе litebox

В «Программе навыков» (1928 г.) определены разделы работы, конкретные задачи воспитания и их усложнение для каждой возрастной группы. В ней впервые была сделана попытка установить преемственность в работе яслей, детского сада и школы. Формирование навыков предусматривается не в деятельности, а преимущественно при осуществлении режимных моментов, причем каждый навык воспитывается только на определенной возрастной ступени.

Первый проект программы работы ДУ был издан в 1932 г. Проект состоял из двух частей:

I- по видам деятельности детей (общественно-политическое воспитание в дошкольном учреждении, трудовое воспитание, физическое воспитание, музыкально-двигательная работа, изобразительная деятельность, математика, грамота).

П- по »организующим моментам». Это было основой для планирования. Для каждой возрастной группы было предусмотрено на год 16 «организующих моментов», продолжительностью от 12 до 25 дней, в зависимости от объема.

Каждый «организующий момент» включал в себя следующее:

-методическую записку, в которой конкретно перечислялось, какие сведения из всех разделов программы «по видам деятельности» должны прорабатываться в данный период времени;

-текущая программная работа и ее продолжительность;

-общественно-педагогическая работа, включавшая в себя беседы для родителей, консультации, контакты со школой и т.д.

Это была первая попытка определить задачи и объем содержания работы с детьми как для детского сада в целом, так и по каждой возрастной группе. Однако в ней недостаточно учитывались возрастные особенности и возможности детей, программа была перегружена познавательным материалом, особенно «Общественно-политическое воспитание», не отводилось должного места игре и развитию речи, тематика организующих моментов и длительность их проработки одинаковы для всех групп, что свидетельствует о недостаточном учете еоэножност й и интересов детей разных возрастов.

«Проект» оказал определенное влияние на изданные в Белоруссии в течение 1932-33 г. т. н. ориентировочные годичные и квартальные программы: «Тыпавая праграма дашкольных устаноу» (Мн., 1932), «Праграмы i змест работы дашкольных устакоу на асеннi квартал» (Мн., 1932)„…на зiмовы квартал»(Мн., 1933) и т.д., «Праграма па грамацка-палiтычным выхаваннi для дашкольных устаноу» Мн., 1933.

Программно-методические указания «Руководство для воспитателя детского сада» (1938 г.) включали введение и семь глав: «Физическое воспитание», «Игра», «Развитие речи», «Рисование», «Лепка и занятия с другими материалами», «Музыкальное воспитание», «Знакомство с природой и развитие первоначальных математических представлений». Полностью были сняты разделы «Общественное воспитание», «Занятия по чтению и письму». В целом, при ориентации на более активную роль педагога в воспитательном процессе, задачи воспитания.по новому «Руководству . » давали больше возможностей в планировании работы и выборе методов и средств. В соответствии с этим «Руководством» вводились в режим дня сада «обязательные занятия». В дополнение «Руководства» выпущены методические письма «Творческие игры в детском саду», «Работа детского сада с семьей» и т.д.

«Программа воспитания в детском саду» _(1962г.) — единая программа воспитательной работы с детьми с раннего возраста до поступления в школу. Цель программы — ликвидировать межвозрастную разобщенность в воспитательном процессе. В «Программе» ставилась задача более полно использовать воспитательные возможности жизни, дана характеристика качеств личности, которые должны быть воспитаны. Четко выделен объем знаний, умений, навыков, который дети должны усвоить на разных возрастных этапах.

Отличительными особенностями было то, что игра рассматривалась не только как средство воспитания, но и как форма организации жизни детей, большое внимание уделено трудовому воспитанию, выделена подготовительная к школе группа. Аналогичная программа бала подготовлена и издана в БССР с учетом национальных особенностей и специфики развития дошкольных учреждений.

В БССР такая программа вышла с учетом быта, национальных традиций, характерных особенностей родного края, музыкальных, литературных произведений, игр и т.д.

Источник: studfile.net

Структура типовой программы дошкольного воспитания ХХ века.
статья на тему

В данном материале говорится о структуре образовательной программы ХХ века, о появлении вариативных программ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Структура типовой программы дошкольного воспитания в ХХ веке»

  1. Изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ ——————————————————— 8.
  1. Заключение —————————————————————————— 11.
  2. Литература ——————————————————————————- 12.

Почти на протяжении всего ХХ века детские сады нашей страны работали по единой «Программе воспитания и обучения в детском саду». Данная программа, конечно же, время от времени дорабатывалась, но тем не менее оставалась единой. Педагоги дошкольных учреждений, работавшие по данной программе, добивались неплохих результатов.

Читайте также:
Документы необходимые для участия в программе

Поэтому, на мой взгляд, и в настоящее время необходимо изучать данный документ. Любой педагог дошкольного образования должен знать причины, структуру и поэтапное развитее и совершенствование программы воспитания и обучения в детском саду, ведь она является основой для всех современных программ. Данные знания, на мой взгляд, делают работу воспитателя осмысленной и грамотной.

Именно поэтому я выбрала тему «Структура типовой программы дошкольного воспитания в ХХ веке» и надеюсь, что мне удастся вкратце её раскрыть.

Типовая программа дошкольного воспитания ХХ века

2.1. Понятия «образовательная программа», «основная», история появления образовательных программ воспитания и обучения в детском саду.

Прежде, чем перейти к структуре типовой образовательной программы дошкольного воспитания ХХ века рассмотрим вопрос о том, что понимают под примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования на современном этапе?

В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где по желанию родителей дети могли воспитываться с 2 месяцев до 7 лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Создать программу было поручено Академии педагогических наук РСФСР совместно с Академией медицинских наук СССР.

В основу нового документа легли данные дошкольной педагогики, детской психологии и смежных наук о развитии ребёнка в сочетании с обобщением лучшего опыта воспитания детей дошкольного возраста. Единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу, подготовленная большим коллективом авторов и утверждённая Министерством просвещения РСФСР, было впервые опубликована в 1962 году.

«Программа воспитания в детском саду» была нацелена на ликвидацию межвозрастной разобщённости в воспитательном процессе; в большей мере в ней были отражены вопросы обучения детей дошкольного возраста. Предусматривалось формирование определённых знаний, умений и навыков, положительных привычек поведения, нравственных качеств, необходимых для всестороннего развития личности ребёнка. Программа включала режим занятий, отдыха, развлечений, сна, питания, прогулок.

В 1969 году была выпущена усовершенствованная «Программа воспитания в детском саду», учитывающая требования, связанные с переходом школы на новые программы начального обучения. В последующие годы эта программа неоднократно переиздавалась с некоторыми дополнениями и исправлениями. Так, в 1987 году было опубликовано восьмое, исправленное издание.

«Программа воспитания в детском саду» охватывала четыре возрастные ступени физического и психического развития ребёнка на протяжении дошкольного возраста: ранний возраст – от рождения до 2 лет; младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет; средний дошкольный возраст – до 5 лет; старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет. На последней ступени особо выделяется подготовительный к школе период в связи с необходимостью обеспечения преемственности детского сада и начальной школы.

В программе подчёркивалась особая роль детского сада в подготовке детей к школе, ответственность воспитателя за их коммунистическое воспитание, организацию педагогического процесса и осуществление задач, стоящих перед дошкольными учреждениями. Программа просуществовала до 1984 года, когда была заменена типовой «Программой воспитания и обучения в детском саду». На протяжении многих лет программа издавалась под редакцией Маргариты Александровны Васильевой.

  1. Структура программы воспитания и обучения в детском саду (1985г.)

Перейдём к структуре типовой программы, а более конкретно рассмотрим структуру «Программы воспитания и обучения в детском саду» / Ответственный редактор М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.

  • Данная программа начинается с объяснительной записки, где говорится о неустанной заботе Коммунистической партии, о роли воспитания и о обязательности данной программы для всех воспитателей. Далее говорится о физическом воспитании – как, где и зачем оно должно проводиться. Далее, аналогично, идут пояснения по умственному, нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию. Так же в объяснительной записке говорится о том, что программа составлена по возрастным группам и охватывает 4 возрастные ступени физического и психического развития детей.
  • Далее идёт характеристика разделов программы по возрастам:
  • Первая группа детей раннего возраста (от 2 мес. До 1 г.). Здесь говорится о: задачах воспитания, организации жизни и воспитания детей, организации бодрствования, воспитании в процессе кормления, воспитании в играх-занятиях, развитии восприятия, развитии речи, развитии действий с предметами, развитии движений, музыкальном воспитании, играх-развлечениях и играх-занятиях с подгруппой детей.
  • Вторая группа детей раннего возраста ( от 1г. до 2 лет). Этот раздел так же начинается с задач воспитания, организации жизни и воспитания детей. Далее говорится о направлении физкультурно-оздоровительной работы, о воспитании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, о воспитании элементарных навыков культуры поведения, о воспитании гуманных чувств и положительных взаимоотношений, о расширении ориентировки в окружающем и развитии речи, об ознакомлении с природой, об игре. Далее раскрывается раздел обучения на занятиях в котором говорится о качественном и количественном составе занятий и перечисляются основные задачи по каждому виду занятий, а именно: ознакомление с окружающим, развитие речи, художественная литература, развитие движений, игры- занятия, музыкальное воспитание, праздники и развлечения.
  • Первая младшая группа (от 2 до 3 лет). В данном разделе так же раскрываются задачи по следующим направлениям: задачи воспитания, организация жизни и воспитания детей, физкультурно-оздоровительная работа, воспитание культурно-гигиенических навыков, воспитание навыков культуры поведения, воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, развитие у детей предпосылок трудовой деятельности, ознакомление с окружающим, игра, обучение на занятиях, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность, конструирование, физическая культура, музыкальное воспитание, праздники и развлечения.
  • Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет). В данном разделе так же раскрываются задачи по направлениям, отмеченным ранее, но с усложнёнными задачами. В этом возрасте добавляются такие направления, как: развитие предпосылок трудовой деятельности, самостоятельная художественная деятельность, развитие элементарных математических представлений.
  • Средняя группа (от 4 до 5 лет). В данном разделе раскрываются всё те же направления, но направление развитие предпосылок трудовой деятельности сменяется трудовым воспитанием.
  • Старшая группа (от 5 до 6 лет). В данном разделе добавляется только одно направление – формирование этических представлений.
  • Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет). В данном разделе добавляется направление Подготовка к обучению грамоте.
  • Далее в программе идут приложения с примерным перечнем игрушек для детей по возрастам и аналогично перечень диафильмов.
Читайте также:
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов программ

2.3. Изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ

Чем же было обусловлено изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ?

В связи с изменением социокультурной и экономической ситуации в стране в конце 80-х годов началось реформирование системы образования. Появилась «Концепция дошкольного воспитания» (1989), в которой были раскрыты негативные черты существующей системы дошкольного воспитания (авторитарный стиль взаимодействия, идеологизация содержания, приоритет обучения над воспитанием и пр.). В концепции обозначены четыре основных принципа, которые стали основополагающими для изменения содержания дошкольного образования России: гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования – ориентация на личность ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи; дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

В этот период активно осуществлялась разработка вариативных программ дошкольного образования разными научными коллективами страны. Были разработаны и изданы следующие программы дошкольного образования.

«Радуга» (1989) – программа разработана в лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ под руководством Т.Н. Дороновой.

«Детство» (1991) – программа была создана научным коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им А.И.Герцена под руководством В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Н.А.Ноткиной.

«Развитие» (1994) – программа была создана в лаборатории способностей и творчества Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Руководили авторским коллективом Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.

«Истоки» (1995) – Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, руководители – Л.А. Парамоноа, С.Л. Новосёлова и др.

Программа рекомендована к использованию в Москве и Московском регионе.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (2004) – программа является доработанным и обновлённым вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (1985). Руководители – М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова и др.

Наряду с комплексными программами появилось большое количество парциальных программ, включающих одно или несколько направлений развития ребёнка.

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru