С 2009 года началась реализация национальной онкологической программы, ориентированной на раннее выявление заболеваний и своевременное их лечение. До 2015 года запланировано охватить все российские регионы. Об этом заявила директор Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития РФ Ольга Кривонос на встрече с представителями «Движения против рака» и благотворительной программы «Вместе против рака груди».
Как сообщили в Минздравсоцразвития РФ, на встрече обсуждались государственные инициативы по профилактике и лечению онкологических заболеваний. «Основополагающим моментом программы будет формирование этапности оказания помощи», — сказала Ольга Кривонос. Следующей задачей программы является формирование у врачей первичного звена онкологической «настороженности» в отношении своих пациентов.
Другими словами, добавила директор, «это значит, что участковые врачи и терапевты должны стимулировать и даже убеждать своих пациентов пройти соответствующее обследование». Для этого в каждом медучреждении будут открыты первичные онкологические кабинеты.
Онколог: рак жирует из-за этих продуктов!
Как ожидается, благодаря реализации данной программы к 2012 году смертность от онкологических заболеваний в РФ снизится на 4 проц, возрастет выявление онкологических заболеваний на ранней стадии, а также удастся добиться увеличения продолжительности и улучшения качества жизни больных, страдающих онкозаболеваниями, снижения инвалидности. Как отметила директор Департамента развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники Диана Михайлова, сейчас, как правило, болезнь выявляется на 3-4 стадии, когда помощь уже очень сложна и применяются довольно дорогостоящие медикаменты.
Участники совещания пришли к общему мнению, что государственные инициативы по профилактике и лечению онкологических заболевания должны сопровождаться активной поддержкой со стороны общественных организаций и движений. Рост заболеваемости злокачественными новообразованиями и смертность от них является одной из негативных тенденций в динамике состояния здоровья россиян.
В 2007 году онкозаболевания были второй по распространенности причиной смертности населения в России. В стране ежегодно выявляется около 480 тыс случаев злокачественных новообразований. На учете в онкологических учреждениях состоит более 2,5 млн больных, то есть 1,8 проц населения страны. Показатель распространенности составил 1779,1 на 100 тыс населения. Ежегодно в России более 200 тыс больных впервые признаются инвалидами от онкологического заболевания 13,5 % от общего числа инвалидов.
4.Национальная демографическая программа.
На мой взгляд, самая острая проблема современной России – проблема демографии. Для решения этой проблемы необходимо следующее. 1) снижение смертности.
2) эффективная миграционная политика.
3) повышение рождаемости.
Но ничто не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости в стране, не примем эффективные программы поддержки материнства, детства, поддержки семьи. Существует множество факторов, в связи с которыми молодые семьи редко решаются на рождение второго и третьего ребенка. Это низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий, сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение в том, сможет ли она его прокормить. Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Из перечисленных мер все важно, но без материального обеспечения ничего не сработает.
Региональные решения по достижению показателей национальной онкологической программы. Доможирова А.С
Разумеется, для реализации всего вышеназванного плана потребуется большая работа и просто огромные деньги. Так же хотелось бы отметить, что для решения проблемы низкой рождаемости необходимо так же изменение отношения всего общества к семье и ее ценностям
Сохранение нынешнего уровня рождаемости и смертности приведет к тому, что численность населения нашей страны к началу 2025 г. может составить около 123 млн. человек, сократившись по сравнению с началом 2006 г. на 20 млн. человек (или на 1/7).
Существующие сегодня показатели рождаемости в 1,6 раза ниже, чем необходимо для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения. Такая ситуация ставит под вопрос дальнейшие возможности народов России развивать накопленный веками материальный, духовный и культурный потенциал.
Российская Федерация сегодня отстает от передовых стран по показателю средней продолжительности жизни на 16–19 лет у мужчин и на 9–13 лет у женщин. Усугубляется диспропорция в населенности регионов.
В центральных районах европейской части страны, являющихся историко-культурной основой российской государственности, на фоне резкого снижения рождаемости возрастает доля людей старших возрастов, регионы Сибири и Дальнего Востока из-за миграционного оттока продолжают терять население. Старение населения увеличивает нагрузку на его трудоспособную часть, систему здравоохранения и социального обеспечения, способствует обострению проблем с выплатами пенсий и социальных пособий.
Уменьшение численности населения представляет собой прямую угрозу национальной безопасности России. Дополнительный отток из России квалифицированных кадров, особенно молодежи, ведет к снижению научного, творческого, культурного потенциалов российского общества, обостряет проблему внешней технологической зависимости России.
Реальная угроза национальной безопасности и суверенитету Российской Федерации связана с уменьшением численности населения трудоспособных возрастов и, соответственно, экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности экономически активного населения (по оценке Минэкономразвития России на 3,2 млн. человек за 2006–2010 годы) вызовет острый дефицит рабочей силы. Привлечение мигрантов из зарубежных государств с социокультурными параметрами и образом жизни, существенно отличающимися от социокультурных характеристик народов Российской Федерации, может только на время и локально способствовать решению экономических проблем, одновременно способствуя дестабилизации социальной обстановки в ближайшей перспективе. Характер современных стихийных миграционных процессов не отвечает в ряде регионов (Юг России, Дальний Восток) экономическим и политическим интересам государства.
Совершенно очевидно, что все эти негативные процессы будут сопровождаться усилением демографического и иного давления на восточные и южные границы Российской Федерации со стороны более плотно населенных соседних государств. В условиях прогнозируемого дефицита энергоносителей и других видов минерального сырья депопуляционные регионы Дальнего Востока и Сибири потенциально могут стать объектом притязаний этих соседей.
Цель Национальной программы — обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140–142 млн. чел. с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.
Приоритетные задачи Национальной программы:
• создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми;
• улучшение здоровья населения и снижение смертности; • привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию;
• улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам; • ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны; • формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.
Ожидаемыми результатами реализации настоящей Национальной программы являются: • прекращение убыли населения в 2011–2015 гг. и удержание численности населения на уровне не ниже 140–142 млн. человека к началу 2020 г.; • сокращение ежегодной естественной убыли населения до 270–275 тысяч человек в 2013–2015 гг.;
• повышение суммарного показателя рождаемости до уровня 1,65–1,70 (в настоящее время — 1,3);
• рождение в 2011–2014 гг. дополнительно 300–320 тысяч человек в год по сравнению с соответствующим показателем 2005 г.;
• снижение младенческой смертности до 7–8 на 1000 родившихся живыми (в настоящее время — 11,0);
• снижение к 2015 г. численности разводов и ежегодно производимых абортов; • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 70 лет (в настоящее время — 65,3);
• увеличение миграционного прироста населения до 420–440 тысяч человек в год, преимущественно, за счет притока постоянных иммигрантов из числа русских и русскоязычных граждан республик бывшего СССР.
Источник: studfile.net
Национальная онкологическая программа: старт в 2009 г
Одной из негативных тенденций в динамике состояния здоровья населения является рост заболеваемости злокачественными новообразованиями и смертности от них.
«Смертность от онкологических заболеваний является третьей причиной смертности населения после сердечно-сосудистых заболеваний и травм», — напомнила, открывая совещание по определению готовности регионов участвовать в программе совершенствования помощи больным с онкологическими заболеваниями, заместитель Министра Вероника Скворцова.
В России ежегодно выявляется около 480 тыс. впервые выявленных случаев злокачественных новообразований. К сожалению, около 60% среди впервые регистрируемых выявляются в III-IV стадиях заболевания. Это приводит к значительной инвалидизации больных из-за меньшей эффективности лечения.
Вероника Скворцова подчеркнула, что Национальная онкологическая программа начинается с 2009 года. В этом году ее участниками станут первые 11 регионов: Челябинская, Белгородская, Волгоградская, Калужская, Кировская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Тульская, Тюменская области и Хабаровский край.
По словам замминистра, программа предполагает повышение «онкологической настороженности» врачей «первичного контакта». Это терапевты, хирурги, гинекологи, ЛОР-специалисты, дерматологи, врачи других специальностей. Такой подход позволит обеспечить более раннее выявление злокачественных новообразований, быстрое и информативное обследование пациентов на доспециализированном этапе и своевременное направление больных в онкологические медицинские учреждения.
Важным компонентом мер по борьбе с онкологическими заболеваниями станет развитие сети онкологических диспансеров с укреплением их кадровой и материально-технической базы.
По оценкам Минздравсоцразвития России, реализация Национальной онкологической программы позволит увеличить процент раннего выявления злокачественных новообразований, в том числе на I и II стадиях заболевания, до 75%, а также приведет к снижению инвалидности от онкологических заболеваний на 4% к 2012 году, и на 15% к 2020 году.
В свою очередь, представители регионов страны отчитались о готовности к реализации данной программы. В ближайшее время планируется подписать соглашения с регионами-участниками программы в 2009 году.
Источник: www.vidal.ru
Национальная онкологическая программа в России: первые итоги
Национальная онкологическая программа стартовала в России в 2009 году. За период ее реализации удалось добиться существенных изменений в области обеспечения отрасли самым современным высокотехнологичным медицинским оборудованием для диагностики и лечения злокачественных новообразований.
Важным результатом стало «техническое перевооружение» онкологических центров в более половине регионов РФ. На реализацию мероприятий по модернизации всех звеньев системы оказания онкологической помощи из федерального бюджета на 2009 – 2012 годы на условиях софинансирования было выделено 22,1 млрд. рублей. Главное, что помимо количественных показателей, которые выражаются в единицах оборудования и объемах финансовых вложений в отрасль, можно говорить и о данных качественных. Благодаря реализации мероприятий в рамках онкопрограммы в целом по Российской Федерации отмечается снижение показателя смертности от злокачественных новообразований, который составил по данным Росстата за 11 месяцев 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года 4,2 %.
По данным Российского Центра информационных технологий и эпидемиологических исследований в области онкологии в составе ФГБУ «МНИОИ им. П.А. Герцена» Минздрава России к концу 2011 года на учете в онкологических диспансерах нашей страны всего состояло 2 900 629 человек, т.е. 2,0% населения страны. Именно поэтому, анализируя результаты онкопрограммы, полученных за прошедшие четыре года, можно говорить о революционных изменениях в этом направлении здравоохранения.
Конечно, столь динамичный процесс преобразования отечественной онкологической службы не мог пройти абсолютно гладко. До сих пор на слуху громкие коррупционные скандалы и уголовные дела, разворачивающиеся, прежде всего, вокруг завышенной в разы стоимости томографов и другой дорогостоящей медицинской техники, при этом суммы на приобретение одинаковых приборов в разных регионах были разными. Несмотря на то, что в коррупционной схеме были замешаны не только региональные руководители здравоохранения, но и высокопоставленные чиновники из Минздравсоцразвития РФ, в прицеле следствия в основном оказались главврачи больниц и клиник. Они же и понесли наказание. Так газетой «Совершенно Секретно» был даже составлен коррупционный рейтинг регионов-участников программы.
Однако, основная задача стимулирования работы системы, которая стоила налогоплательщикам несколько миллиардов рублей — это оценки эффективности реализации программы, перспектив и, в том числе, работа над ошибками. И если, выстраивая современную модель оказания медицинской помощи онкологическим больным, федеральные медицинские центры и региональные медицинские учреждения руководствуются в своей работе, в первую очередь, требованиями Порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным (все регионы приступили к внедрению стандартов оказания медицинской помощи), то четкая система стратегических показателей, разработанных специально для этой программы, так до конца и не сформирована.
Такие показатели могли бы описывать качественные процессы, дающее более полное представление об эффективности реализации онкопрограммы в каждом конкретном регионе, в частности: качество работы компаний-поставщиков, уровень подготовки медицинских кадров на местах для работы с высокими медицинскими технологиям (дополнительная система аттестации), качество технического обслуживания оборудования (оценка работы инженеров и IT-специалистов) и другие. Подобная система оценок могла быть создана еще на старте крупнейшего проекта по модернизации здравоохранения в России и оттестирована в процессе. Ведь оборудование, которое будет поставлено в этом году, — это далеко не последние закупки онкодиспансеров. Логично, что со временем качество оборудования и требования к поставщикам должно расти под присмотром и по инициативе заказчиков – учреждений здравохранения. И возможно именно сейчас, когда опыт достижений и ошибок измеряется масштабами программы целиком, имеет смысл говорить о возможности разработки таких показателей на уровне курирующих госорганов.
Действительно, получение фактических результатов онкопрограммы – перспективный вопрос, который будет задан в ближайшее время. В этом вопросе не только разница между фактом исполнения госзакупок и здоровьем вполне конкретных людей. Ответ на него определит динамику и векторы развития самой системы современной медицины в стране.
Наиболее действенные сегодня – то есть сложные высокотехнологичные подходы в медицине в большой мере закрыты для публичности и в частности для СМИ по совсем банальной причине. Слишком уж сложно в них разбираться, слишком уж тяжелая и неинтересная эта тема, которая может в один момент для любого стать главной и единственной. Единственный выход – попытаться пробить брешь в этом невольном молчании, чтобы определить как на самом деле лучше и что не так?
С этой целью необходима совместная работа всех профессионалов, кто когда-либо работал с этой темой, кто понимает значение публичности в медицине, при этом особенно важной является дискуссия о порядке оценок реализации и хода программы.
Помимо сроков поставок, цены и качества самого оборудования (что учитывает контракт по госзакупкам) необходимо, в том числе определить критерии оценки поставщиков техники, уровня их профессионализма и качества исполняемых ими работ. К сожалению, сейчас это, в основном, информация закрытая – точнее не обработанная и до конца не изученная. Но важно хотя бы попытаться оценить эффективность проектов, которые будут реализованы в этом году, используя накопленную и в отрасли, и в публичном пространстве информацию.
По данным Минздравсоцразвития РФ, в этом году получателями по программе стали: Республика Адыгея (размер субсидии составил 442 млн. руб.), Карачаево-Черкесская Республика (размер субсидии 313 млн. руб.), Республика Карелия (размер субсидии 487 млн. руб.), Республика Саха (Якутия) (размер субсидии 263 млн. руб.), Алтайский край (размер субсидии 498 млн. руб.), Забайкальский край (размер субсидии 336 млн. руб.), Красноярский край (размер субсидии 434 млн. руб.), Ставропольский край (размер субсидии 385 млн. руб.), Хабаровский край (размер субсидии 451 млн. руб.), Иркутская область (размер субсидии 448 млн. руб.), Московская область (размер субсидии 447 млн. руб.), Новгородская область (размер субсидии 491 млн. руб.), Самарская область (размер субсидии 479 млн. руб.), Томская область (размер субсидии 457 млн. руб.), Санкт-Петербург (размер субсидии 501 млн. руб. Общий объем субсидий в этих регионах составил 6 438 млн. руб.
Эксперты отмечают, для того чтобы программа работала эффективно, необходимо совместное обсуждение возникающих проблем представителями регионов, которые получают субсидии, необходим также диалог регионов с представителями Минздравсоцразвития РФ, со всеми кто заинтересован в создании системы реальной оценки выполнения программы, которая уже показала свою эффективность.
Источник: www.infox.ru